Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 29 августа 2006 г. N 405
Порядок
оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности
инвестиционных проектов
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов (далее - Порядок) разработан в целях определения целесообразности и возможности оказания муниципальной поддержки хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты (далее - проект).
1.2. Задачами установления Порядка являются:
- унификация перечня показателей эффективности инвестиционных проектов и подходов к их определению;
- разработка методики, используемой для определения показателей эффективности, и приведение ее в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике.
1.3. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
Экономическая эффективность проекта - отношение полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта.
Бюджетная эффективность проекта - влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы бюджета города. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за период реализации проекта, который выражается в увеличении бюджетных доходов и/или снижении бюджетных расходов в результате реализации проекта.
Социальная эффективность - показатель оценки эффективности, характеризуемый повышением уровня и качества жизни населения, ростом благосостояния граждан, определяемых в соответствии с системой индикаторов социально-экономического развития города.
Денежный поток проекта - зависимость денежных поступлений и платежей от времени реализации проекта, определяемая в течение расчетного периода, включающая приток и отток денежных средств.
Приток - размер денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении).
Отток - размер денежных платежей.
Дисконтирование денежных потоков - приведение их разновременных значений к их ценности на определенный момент времени.
Рентабельность проекта - отношение прибыли, получаемой от реализации проекта, к затратам на его реализацию.
Чистый дисконтированный доход - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период, определяемый с учетом приведения разновременных значений к значению на определенный момент времени, рассчитываемый как разница между притоками и оттоками денежных средств с учетом дисконтирования.
Внутренняя норма доходности - расчетный показатель, при котором разница между чистой приведенной стоимостью и вложенными инвестициями равна нулю.
Текущая стоимость проекта - накопленное сальдо дисконтированного денежного потока за период.
Чистая текущая стоимость проекта - разница между текущей стоимостью проекта и суммой инвестиций, вложенных в проект за период.
Норма дисконта - экономический норматив, используемый для дисконтирования, выражаемый в долях единицы или в процентах в год, который определяется с учетом альтернативной (т.е. связанной с другими проектами) стоимости ресурсов и отражает эффективность участия в инвестиционном проекте.
Индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам).
Индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков.
Индекс доходности инвестиций - отношение суммы элементов денежного потока от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности к величине суммы инвестиций, вложенных в проект.
Индекс доходности дисконтированных инвестиций - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности к величине дисконтированной суммы инвестиций, вложенных в проект.
1.4. Для оценки эффективности инвестиционного проекта заявитель представляет в комитет по экономике и инвестициям администрации города заявление, бизнес-план, бухгалтерский баланс и иные документы, необходимые в целях оценки эффективности проекта. Оценка эффективности проектов проводится комитетом по экономике и инвестициям администрации города в течение месяца с момента представления указанных документов.
Бизнес-план проекта должен содержать: титульный лист; вводную часть или резюме проекта; анализ состояния отрасли и предприятия; инвестиционный план; производственный план; маркетинговый план; организационный план; финансовый план; оценка рисков; выводы.
1.5. Результаты оценки эффективности проекта оформляются в виде заключения комитета по экономике и инвестициям администрации города, подписанного его председателем.
1.6. При необходимости заинтересованными лицами может инициироваться проведение независимой экспертизы проекта.
1.7. Информация о результатах оценки эффективности проектов размещается в сети Интернет на официальном сайте города Барнаула.
2. Основные принципы оценки эффективности инвестиционного проекта
2.1. Эффективность инвестиционного проекта оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для его участников и г. Барнаула в целом и определения источников финансирования. Она включает в себя:
- экономическую эффективность;
- бюджетную эффективность;
- социальную эффективность.
2.2. Основными принципами оценки эффективности проекта являются:
- моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;
- принцип положительности и максимума эффекта. При сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение отдается проекту с наибольшим значением эффекта;
- учет фактора времени, неравноценности разновременных затрат и результатов;
- учет только предстоящих затрат и поступлений;
- учет всех наиболее существенных экономических и социальных последствий реализации проекта;
- учет влияния инфляции;
- учет влияния рисков, сопровождающих реализацию проекта.
3. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта
3.1. Экономическая эффективность проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его реализации. Началом расчетного периода является дата начала вложения средств в реализацию проекта.
3.2. Расчетный период разбивается на шаги - отрезки времени, в пределах которых производится расчет данных, используемых для оценки финансовых показателей (месяцы, кварталы, годы).
3.3. Проект должен содержать расчеты денежных потоков, связанных с реализацией проекта.
3.4. Денежный поток состоит из потоков от отдельных видов деятельности, включающих в себя приток и отток денежных средств:
- денежного потока от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг);
- денежного потока от инвестиционной деятельности;
- денежного потока от финансовой деятельности.
Денежный поток от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг) включает в качестве притока выручку от реализации, а также прочие и внереализационные доходы, в качестве оттока - производственные издержки, налоги.
Денежный поток от инвестиционной деятельности включает в качестве притока продажу активов в течение и по окончании проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала, в качестве оттока - капитальные вложения, затраты на пуско-наладочные# работы, ликвидационные затраты в конце проекта, затраты на увеличение оборотного капитала и средства, вложенные на депозит и в ценные бумаги.
Денежный поток от финансовой деятельности включает в качестве притока вложения собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе за счет бюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков и выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг, в качестве оттока - затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенные предприятием долговые ценные бумаги, а также при необходимости - на выплату дивидендов по акциям предприятия.
3.5. В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов, применяются:
- рентабельность проекта;
- чистый дисконтированный доход;
- внутренняя норма доходности;
- чистая текущая стоимость проекта;
- срок окупаемости проекта;
- индексы доходности затрат и инвестиций.
3.6. Расчет рентабельности проекта осуществляется с учетом рисков, связанных с его реализацией. При этом рентабельность проекта определяется отношением рентабельности проекта к коэффициенту, характеризующему величину поправки на риск.
П
R2 = --- х 100%, при этом R2 >= R1, где
З
R2 - рентабельность проданных товаров, продукции и услуг организации на момент окончания реализации инвестиционного проекта;
П - прибыль организации от продаж;
З - затраты организации на производство проданных товаров, продукции и услуг;
R1 - рентабельность проданных товаров, продукции и услуг организации на начало реализации инвестиционного проекта
3.7. Проект признается эффективным в случае, если его чистый дисконтированный доход является положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение отдается проекту с наибольшим значением чистого дисконтированного дохода.
3.8. Для оценки эффективности проекта сопоставляется значение внутренней нормы доходности с нормой дисконта. Инвестиционные проекты, у которых внутренняя норма доходности больше нормы дисконта, считаются эффективными.
3.9. Чистая текущая стоимость инвестиционного проекта рассчитывается по формуле:
n
ЧТС = SUM [Пj / (1 + Ст)], где
j=1
ЧТС - чистая текущая стоимость инвестиционного проекта;
Пj - денежный поток при реализации инвестиционного проекта за период j;
Ст - ставка дисконтирования.
3.10. Срок окупаемости проекта представляет собой период времени с начала финансирования проекта до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение. Срок окупаемости проекта определяется по формуле:
ИЗ
СО = ------, где:
Рч + А
Рч - чистая прибыль в первый год реализации проекта при равномерном поступлении доходов за весь срок окупаемости;
А - амортизационные отчисления в расчете на год;
ИЗ - инвестиционные затраты.
При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей хозяйственной деятельности организации.
3.11. Индексы доходности рассчитываются для дисконтированных и недисконтированных денежных потоков. Индексы доходности затрат, дисконтированных затрат, доходности инвестиций и дисконтированных инвестиций должны быть больше единицы.
4. Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта
4.1. Показатели бюджетной эффективности проекта рассчитываются на основании определения денежного потока средств бюджета города, включающего приток и отток денежных средств.
4.2. К притоку средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
- притоки от налогов, пошлин, сборов, установленных действующими нормативными правовыми актами;
- доходы от конкурсов и тендеров на строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи на погашение средств, выданных из бюджета города;
- платежи на погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов;
- дивиденды по принадлежащим муниципальному образованию городскому округу - г. Барнаулу Алтайского края акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта;
- иные поступления.
4.3. К оттоку бюджетных средств относятся:
- предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в муниципальной собственности части акций акционерного общества, создаваемого для реализации проекта;
- предоставление бюджетных ресурсов в виде бюджетного кредита;
- иные платежи.
Отдельно учитываются:
- налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов, а также в уменьшении на соответствующую сумму дотации из вышестоящего бюджета;
- муниципальные гарантии, при предоставлении которых дополнительным притоком служит плата за гарантии.
4.4. При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджета города, обусловленные влиянием проекта на организации и население, в том числе:
- прямое финансирование организаций, участвующих в реализации проекта;
- изменение налоговых поступлений от организаций, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации проекта.
4.5. Коэффициент бюджетной эффективности рассчитывается по формуле:
n
Кбюдэф = SUM [(ДБj - PБj) / (1 + Cтj)], где
j=1
Кбюдэф - коэффициент бюджетной эффективности;
ДБj - поступления в городской бюджет от реализации инвестиционного проекта за период j;
PБj - средства, направляемые из городского бюджета на поддержку проекта в период;
Cтj - ставка дисконтирования за период j, определяемая как сумма безрисковой ставки и премии за риск, величина которой определяется экспертным путем. Необходимые эксперты привлекаются главой города.
4.6. При наличии бюджетных оттоков возможно определение индекса доходности инвестиций бюджета как отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине инвестиций за счет средств городского бюджета. Инвестиционный проект оценивается как эффективный, если индекс доходности больше единицы.
4.7. В случае предоставления муниципальных гарантий для анализа и отбора инвестиционных проектов определяется индекс доходности гарантий, который рассчитывается как отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине гарантий.
4.8. Налоговая эффективность бюджетной поддержки рассчитывается по формуле:
НП-БЗ
ЭБП = -----, где
БЗ
НП - налоговые поступления в городской бюджет;
БЗ - бюджетные затраты на все виды поддержки, осуществляемой за счет средств городского бюджета.
5. Оценка социальной эффективности проекта
5.1. Оценка социальной эффективности инвестиционного проекта осуществляется по следующим критериям:
- повышение занятости (создание новых рабочих мест) и реальных денежных доходов населения;
- улучшение качества товаров, работ, услуг, потребляемых населением;
- изменение состояния здоровья работников и населения;
- изменение показателя смертности населения (работников);
- внедрение новых технологий;
- обеспечение технической, экологической безопасности объекта, предусмотренного инвестиционным проектом;
- изменение условий труда работников (по санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда);
- изменение структуры производственного персонала, в том числе изменение численности работников, занятых тяжелым физическим трудом, изменение численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
- сокращение численности обслуживающего персонала;
- изменение показателя производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий населения;
- экономия свободного времени работников организаций и населения.
5.2. При оценке социальной эффективности инвестиционного проекта рассчитываются:
Эффективность бюджетной поддержки:
ФОТ
СЭ = ---, где
БЗ
ФОТ - прирост/уменьшение фонда оплаты труда;
БЗ - бюджетные затраты на все виды поддержки, осуществляемой за счет средств городского бюджета.
Уровень заработной платы:
ФОТ
ЗП2 = ---, при этом ЗП2 >= ЗП1 * I отр., где
ССЧ
ЗП2 - средняя заработная плата 1 работника организации на момент окончания реализации инвестиционного проекта;
ФОТ - фонд оплаты труда организации;
ССЧ - среднесписочная численность работающих в организации;
ЗП1 - средняя отраслевая заработная плата 1 работника на начало реализации инвестиционного проекта;
I отр - индекс роста заработной платы по отрасли.
5.3. Оценка социальной эффективности инвестиционного проекта может определяться иными индикаторами социально-экономического развития города Барнаула.
6. Учет рисков при оценке эффективности инвестиционного проекта
6.1. При оценке эффективности проекта учитывается два типа рисков, связанных с его реализацией:
- риск ненадежности участников проекта;
- риск неполучения предусмотренных проектом доходов.
6.2. Риск ненадежности участников проекта состоит в возможности непредвиденного прекращения реализации проекта, обусловленного:
- нецелевым расходованием средств, предназначенных для инвестирования в данный проект;
- финансовой неустойчивостью предприятия, реализующего проект (недостаточное обеспечение оборота собственными оборотными средствами, отсутствие достаточных активов для имущественного обеспечения кредитов и т.п.);
- недобросовестностью, неплатежеспособностью других участников, их ликвидацией или банкротством.
6.3. Поправка на риск ненадежности участников проекта:
- уменьшаться, если один из участников проекта предоставляет другому обеспечение выполнения своих обязательств;
- увеличиваться, если независимо от характера проекта данный участник проекта не располагает достоверной информацией о платежеспособности и надежности других участников проекта, которые должны оплачивать производимые им работы (продукцию, услуги) или совместно участвовать в финансировании проекта.
6.4. Риск неполучения предусмотренных проектом доходов обусловлен техническими, технологическими и организационными решениями проекта, а также случайными колебаниями объемов производства и цен на продукцию и ресурсы. Поправка на этот вид риска определяется с учетом технической реализуемости и обоснованности проекта, детальности проработки проектных решений и представительности маркетинговых исследований.
<< Назад |
||
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 29 августа 2006 г. N 405 "Об утверждении Порядка оценки экономической, бюджетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.