Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 19 августа 2020 г. N 264/1950-7
Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам 13 сентября 2020 года
1. В соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели. Наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
2. Наблюдатели также вправе присутствовать при проведении голосования во всех формах, предусмотренных Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года N 260/1916-7 (далее - Порядок досрочного голосования).
3. Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, независимо от места его жительства.
4. В каждую участковую избирательную комиссию от каждого кандидата, зарегистрированного по соответствующему одномандатному избирательному округу (далее - кандидат), каждого субъекта общественного контроля, указанного в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - субъект общественного контроля), может быть назначено не более двух наблюдателей, имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.
Если кандидат одновременно зарегистрирован на выборах разного уровня, то он может назначить не более двух наблюдателей по каждому уровню выборов, в которых он принимает участие.
Для осуществления наблюдения при проведении досрочного голосования с применением дополнительных форм организации голосования в дополнение к наблюдателям, назначенным в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 20-ФЗ, кандидат, субъект общественного контроля вправе назначить в участковую избирательную комиссию резерв наблюдателей (далее - резерв).
Резерв назначается кандидатом, субъектом общественного контроля из расчета не более двух наблюдателей в резерве на один день досрочного голосования.
Всего с учетом резерва кандидат, субъект общественного контроля вправе назначить в участковую избирательную комиссию шесть наблюдателей, из которых четыре будут находиться в резерве.
5. Кандидаты, субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей, в том числе в резерв, проверяют соблюдение требований частей 2 и 5 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ.
6. В соответствии с частью 3 1 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей, который включает в себя наблюдателей, назначенных в резерв, в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка приведена в приложении N 1.
7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей списки могут быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее установленного соответствующим графиком времени окончания работы комиссии.
При этом кандидат, субъект общественного контроля могут представлять как общий список назначенных наблюдателей и резерва по всем избирательным участкам, так и несколько списков по ряду избирательных участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.
8. В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей за три дня до дня голосования список назначенных наблюдателей и резерва может быть представлен в течение трех дней до дня голосования в территориальную избирательную комиссию либо в день голосования - в участковую избирательную комиссию.
9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.
Список наблюдателей и резерва должен быть подписан кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля. Заверение печатью списка наблюдателей и резерва, назначенных кандидатом, не требуется. Список наблюдателей и резерва, назначенных субъектом общественного контроля, подписывается и заверяется в порядке, установленном пунктом 17 настоящих Разъяснений для подписания и заверения направления наблюдателя от субъекта общественного контроля.
10. При приеме списка назначенных наблюдателей и резерва член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.
В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе кандидат либо его доверенное лицо, субъект общественного контроля, представившие список назначенных наблюдателей и резерва, уточняет необходимые сведения и вносит их в список.
11. В территориальной избирательной комиссии список назначенных наблюдателей и резерва регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.
В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей и резерва, представленный в день голосования в участковую избирательную комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой избирательной комиссии.
12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей и резерва в территориальную избирательную комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в день голосования (досрочного голосования) на избирательном участке, вместо отсутствующего наблюдателя наблюдение вправе осуществлять наблюдатель из резерва, назначенного соответствующим кандидатом, субъектом общественного контроля.
13. Секретарь территориальной избирательной комиссии или иной уполномоченный член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в комиссию списков назначенных наблюдателей и резерва до соответствующих участковых избирательных комиссий не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2, либо иным способом.
Список наблюдателей, назначенных на избирательные участки, образованные за пределами территории Российской Федерации, направляется территориальной избирательной комиссией в соответствующие участковые избирательные комиссии при содействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 20-ФЗ с дополнениями, предусмотренными Порядком досрочного голосования.
15. Полномочия наблюдателя, в том числе находящегося в резерве, должны быть удостоверены в направлении, выданном кандидатом, субъектом общественного контроля.
16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.
17. Направление наблюдателя от кандидата подписывается кандидатом или его доверенным лицом. Проставление печати не требуется.
Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации подписывается секретарем Общественной палаты Российской Федерации, а в период его отсутствия - первым заместителем секретаря Общественной палаты Российской Федерации или одним из заместителей секретаря Общественной палаты Российской Федерации и заверяется печатью Общественной палаты Российской Федерации, либо печатью Аппарата Общественной палаты Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.
Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации может быть подписано членом Общественной палаты Российской Федерации, избранным в ее состав от общественной палаты субъекта Российской Федерации (представителем общественной палаты субъекта Российской Федерации), уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации. В этом случае направление заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.
Направление наблюдателя от общественной палаты субъекта Российской Федерации подписывается председателем (секретарем) общественной палаты субъекта Российской Федерации или иным уполномоченным лицом и заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.
Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.
18. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей (наблюдателем из резерва - в случае осуществления наблюдения вместо отсутствующего наблюдателя), лично в участковую избирательную комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой избирательной комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление может быть представлено наблюдателем непосредственно в день голосования (досрочного голосования) или в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования).
19. При представлении наблюдателем направления в участковую избирательную комиссию секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.