Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 21 апреля 2006 г. N 356
Городская целевая Программа
"Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей
в г. Барнауле на 2006-2010 годы"
Паспорт
городской целевой Программы
"Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей
в г. Барнауле на 2006-2010 годы"
Наименование городская целевая Программа "Обеспечение жильем или
Программы улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле
на 2006-2010 годы" (далее - Программа)
Основание для постановление Правительства Российской Федерации от 31
разработки Программы декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по
реализации федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы"; закон Алтайского края от 5 ноября
2001 года N 87-ЗС "О государственной региональной
молодежной политике в Алтайском крае"
Заказчики Программы Барнаульская городская Дума, администрация г. Барнаула
Основной разработчик комитет администрации города по делам молодежи
Программы
Цели и задачи оказание поддержки молодым семьям, признанным в
Программы установленном порядке нуждающимися в улучшении
жилищных условий;
- предоставление молодым семьям субсидий
на приобретение жилья, в том числе на уплату
первоначального взноса при получении ипотечного
жилищного кредита или займа на приобретение жилья;
- создание условий для привлечения молодыми семьями
собственных средств, дополнительных финансовых средств
банков и других организаций, предоставляющих ипотечные
жилищные кредиты и займы для приобретения жилья
Исполнители комитеты администрации города по строительству и
Программы газификации; по делам молодежи; по экономике и
инвестициям; по финансам, налоговой и кредитной
политике; административно-хозяйственное управление
Важнейшие целевые - количество молодых семей, улучшивших жилищные
индикаторы и условия (в том числе с использованием ипотечных
показатели жилищных кредитов и займов) при оказании содействия
реализации Программы за счет средств федерального и краевого бюджетов,
бюджета города Барнаула;
- доля молодых семей, улучшивших жилищные
условия (в том числе с использованием
ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании
содействия за счет средств федерального и краевого
бюджетов, бюджета города Барнаула, в общем количестве
молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий;
- доля оплаченных свидетельств на приобретение
жилья в общем количестве свидетельств на
приобретение жилья, выданных молодым семьям
Срок реализации 2006-2010 годы
Программы
Источники средства федерального бюджета;
финансирования средства бюджета Алтайского края;
Программы средства бюджета города Барнаула;
собственные (заемные) средства молодых семей
Ожидаемые конечные - создание условий для повышения уровня обеспеченности
результаты жильем в среднем 443 молодых семей;
реализации Программы - привлечение в жилищную сферу дополнительных
финансовых средств банков и других организаций,
предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы) в
размере около 300000 тыс. рублей, собственных средств
граждан - около 200000 тыс. рублей;
- создание условий для формирования активной
экономической позиции молодежи и закрепление в среднем
443 молодых специалиста# на предприятиях и фирмах
города;
- укрепление семейных отношений, снижение социальной
напряженности в обществе и бракоразводных процессов в
среднем на 100 семей;
- улучшение демографической ситуации в городе Барнауле
в среднем на 118 человек.
Контроль за Общее руководство, межведомственную координацию и
реализацией контроль за реализацией мероприятий Программы
Программы осуществляет ее заказчик
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос. Молодые семьи, в основном, являются приобретателями первого в своей жизни жилья, то есть не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
В 2005 году 6 молодых семей, участвовавших в Программе, улучшили свои жилищные условия. Выделенные средства из краевого бюджета составили 1550 тысяч рублей, из бюджета города - 1268 тысяч рублей. Кроме того, за счет средств федерального бюджета одной молодой семье представлена субсидия в размере 189 тысяч рублей при рождении ребенка.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабилизации жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в городе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан города Барнаула позволит сформировать экономически активный слой населения.
II. Основные цели и задачи Программы
Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", которое предполагает формирование системы оказания государственной поддержки в приобретении жилья определенным категориям граждан, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья.
Основной целью Программы является предоставление поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей, и признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющая доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях (далее - молодая семья).
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья.
Основными принципами реализации Программы являются:
- добровольность участия в Программе молодых семей;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального и краевого бюджетов, бюджета города при улучшении жилищных условий в рамках федеральной подпрограммы только один раз.
Условиями прекращения реализации Программы являются досрочное достижение целей и задач Программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
III. Перечень программных мероприятий
Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение реализации Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов бюджета города на соответствующий год.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
- признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- формирование списков молодых семей для участия в Программе;
- определение ежегодного объема средств, выделяемых из бюджета города на реализацию мероприятий Программы;
- выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья, исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в бюджете города, а также объемов софинансирования за счет средств федерального и краевого бюджетов.
Текущее управление реализацией Программы в части перечисления на именной счет субсидий из бюджета города и обеспечение возврата целевых жилищных займов, выданных участникам Программы "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2005-2010 годы" в 2005 году, осуществляется через административно-хозяйственное управление администрации города.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа (далее - порядок), устанавливается Правительством Российской Федерации.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий Программы);
средства краевого бюджета;
средства бюджета города;
средства банков и других организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья.
Объемы финансирования Программы приведены в таблице 3.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям (далее - субсидия).
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по городу Барнаулу. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по городу Барнаулу устанавливается комитетом по строительству и газификации администрации города, при этом норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Алтайскому краю, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
- для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
- для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
СтЖ= НхРЖ,
где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями Программы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Программы.
Размер субсидии составляет:
- 35% средней стоимости жилья (в том числе 10% - за счет средств федерального бюджета, 15% - за счет средств краевого бюджета, 10% - за счет средств бюджета города) - для семей, не имеющих детей;
- 40% от средней стоимости жилья (в том числе 10% - за счет средств федерального бюджета, 20% - за счет средств краевого бюджета, 10% - за счет средств бюджета города) - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных или ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
Молодой семье - участнику Программы предоставляется дополнительная субсидия за счет средств краевого бюджета в размере 5% от средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита (займа) или компенсации затраченных собственных средств молодой семьи на приобретение жилья, при условии предоставления заказчику Программы документов, удостоверяющих рождение ребенка, до 15 января года, следующего после года рождения ребенка.
В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации Программы, - 9 месяцев.
В первую очередь субсидии будут предоставляться молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Комитет по делам молодежи администрации города информирует молодые семьи, принимающие решение об участии в Программе, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие на этих условиях.
Администрация города осуществляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формирует списки молодых семей для участия в Программе в планируемом году и представляет их в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи на основании списков, полученных от администрации города Барнаула, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список молодых семей для участия в Программе в планируемом году и утверждает его.
Размер субсидии, предоставляемой молодой семье из бюджета города, рассчитывается комитетом по строительству и газификации администрации города, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается именной счет, предназначенный для зачисления субсидии.
Особенности участия в Программе организаций, предоставляющих займы для приобретения жилья, определяются в соответствии с порядком. Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, что является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Условия зачисления денежных средств на именной счет, а также порядок и форма выдачи денежных средств определяются банком и управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Жилое помещение, приобретаемое молодой семьей, должно находиться на территории города Барнаула.
В случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение в собственность) в установленный срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство в администрацию города Барнаула и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Программе на условиях, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
По мере осуществления страховыми организациями деятельности по страхованию ипотечных жилищных кредитов (страхованию ответственности заемщика за невозврат кредита, обеспеченного залогом жилого дома или квартиры) дополнительно будет рассмотрена возможность оказания молодым семьям за счет средств федерального, краевого бюджетов и бюджета города поддержки в оплате страховых взносов по данному виду добровольного страхования, что также позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных жилищных кредитов до 5-10 процентов стоимости жилья.
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального, краевого бюджетов и бюджета города будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета;
- государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидий;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств бюджета города;
- доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств бюджета города, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- доля оплаченных свидетельств в общем количестве свидетельств, выданных молодым семьям.
Реализация Программы позволит обеспечить:
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
- укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
- улучшение жилищных условий в среднем 540 молодых семей;
- приобретение около 29,2 тыс. кв. м. жилья, задействованных в купли-продаже квартир на вторичном рынке жилья.
Финансовое обоснование мер
по повышению доступности жилья для молодых семей в 2006-2010 годах
Жилой фонд г. Барнаула по состоянию на 01.01.2006 составляет по данным Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю 12629,7 тысяч кв. м общей площади жилых домов. Обеспеченность населения города жильем составляет 19,2 кв. м на одного жителя (таблица 1).
Таблица 1
Ввод в эксплуатацию жилых домов всего (тыс. кв. м), в том числе: |
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
2006- 2010 гг. |
210 | 215 | 222 | 253 | 315 | 1215 | |
многоэтажного жилья | 132 | 145 | 162 | 203 | 275 | 917 |
индивидуального жилья | 78 | 70 | 60 | 50 | 40 | 298 |
В городе Барнауле в среднем ежегодно регистрируются около 5 тысяч молодых семей. Для удовлетворения жилищных потребностей новых семей по социальным нормам требуется в год 250 тысяч кв. м.
На 01.01.2005 на очереди на улучшение жилищных условий в районных администрациях города состояло 540 молодых семей. Согласно прогнозам районных жилищных комиссий на протяжении действия Программы число молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, может сократиться до 443. Снижение связано с тем, что возраст участников Программы ограничен. Не каждая семья, желающая принять участие в Программе, имеет возможность внести необходимый первоначальный взнос или выплачивать за него по кредиту. Финансовое обоснование мер по повышению доступности жилья для молодых семей в 2006-2010 годах исходит из следующих предпосылок: показатель рыночной стоимости 1 кв. м жилья общей площади жилья на 2006 год принят на уровне 18454 руб. (на 4 квартал 2005 года согласно справке Алтайкрайстата); средний размер квартиры, принятый при расчетах - 54 кв. м. Средняя стоимость 1 кв. м жилья в городе Барнауле увеличивается в среднем на 25% в год. В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 292 "Об утверждении адресной инвестиционной программы г. Барнаула на 2006 год" средства на реализацию Программы предусмотрены в размере 4 млн. рублей, что позволит в текущем году улучшить жилищные условия около 40 молодых семей (таблица 2).
Таблица 2
Показатели (тыс. руб.) |
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Стоимость 1 кв. м жилья для це- лей субсидирования молодых семей |
18,5 | 23,1 | 28,9 | 36,1 | 45,1 |
Средняя стоимость стандартного жилья |
999,0 | 1247,0 | 1561,0 | 1949,0 | 2435,0 |
Объем субсидий молодым семьям за счет средств бюджета города (10%) |
100,0 | 125,0 | 156,0 | 195,0 | 244,0 |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (ед.) |
40 | 101 | 96 | 103 | 103 |
Таблица 3
Объемы финансирования Программы в 2006-2010 годах
Источники финансирования |
Всего (тыс. руб.) |
В том числе по годам: | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Средства бюджета города (10%) |
76500 |
4000 |
12500 |
15000 |
20000 |
25000 |
Средства краевого бюджета (15%) (20%) |
114750 153000 |
6000 8000 |
18750 25000 |
22500 30000 |
30000 40000 |
37500 50000 |
Средства федерального бюджета (10%) |
76500 |
4000 |
12500 |
15000 |
20000 |
25000 |
Собственные (заемные) средства участников Программы (60%) (65%) |
459000 497250 |
24000 26000 |
75000 81250 |
90000 97500 |
120000 130000 |
150000 162500 |
Итого: | 1377000 | 72000 | 225000 | 270000 | 360000 | 450000 |
Объем финансирования Программы ежегодно уточняется, исходя из возможностей федерального, краевого бюджетов и бюджета города.
<< Назад |
||
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 21 апреля 2006 г. N 356 "Об утверждении городской целевой Программы "Обеспечение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.