Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 14.08.2020 N 462
Положения
по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей
I. Общие положения
1.1. Настоящие Положения по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (далее - Положения) подготовлены в целях установления единых подходов к подготовке наблюдения, сбору первичных статистических данных, контролю и автоматизированной обработке полученной информации, подведению итогов и формированию официальной статистической информации.
1.2. Положения распространяются только на Росстат и его территориальные органы и не затрагивают права и интересы граждан и юридических лиц.
1.3. Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (далее - обследование ИКТ) проводится в рамках реализации позиции 1.27.6 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, в целях формирования официальной статистической информации, характеризующей:
наличие и использование в частных домашних хозяйствах информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей;
использование населением мобильных телефонов, персональных компьютеров и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
использование средств защиты информации;
использование сети Интернет для заказа товаров и (или) услуг;
получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
влияние информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей на жизнь населения.
1.4. На основании данных обследования ИКТ формируется официальная статистическая информация по:
Российской Федерации;
федеральным округам;
субъектам Российской Федерации;
городской и сельской местности;
Арктической зоне Российской Федерации;
отдельным социально-демографическим группам населения.
1.5. Официальная статистическая информация по обследованию ИКТ используется для оценки результатов реализации:
государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313;
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;
Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. N 7;
Федеральных проектов "Информационная безопасность" и "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденных президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28 мая 2019 г. N 9.
Помимо решения задач информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации в сфере информационных технологий официальная статистическая информация обследования используется для проведения межрегиональных и межстрановых сопоставлений, в том числе предоставляется в международные организации для обеспечения расчета индексов и составления рейтингов стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий, а также для обеспечения мониторинга процесса реализации Целей в области устойчивого развития.
II. Основные методологические положения
2.1. Общие положения
2.1.1. Обследование ИКТ основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации.
Опрос населения проводится по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИТ "Анкета выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей" (далее - Анкета ИКТ), утверждаемой приказом Росстата. Анкета ИКТ содержит перечень вопросов, характеризующих использование ИКТ частными домашними хозяйствами и населением, с указаниями по ее заполнению. Анкета ИКТ подлежит ежегодной актуализации в целях учета тенденций развития ИКТ.
2.1.2. Обследование ИКТ проводится по единой с выборочным обследованием рабочей силы выборке по тем же адресам домашних хозяйств и в сроки, определенные для выборочного обследования рабочей силы и установленные Календарным планом проведения обследования ИКТ. Опрос по Анкете ИКТ проводится последовательно после проведения опроса по форме федерального статистического наблюдения N 1-З "Анкета выборочного обследования рабочей силы", утверждаемой приказом Росстата (далее - Анкета ОРС).
Месячный объем выборки при проведении обследования составляет около 77 тысяч человек в возрасте от 15 лет и старше (приблизительно 32 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,06% численности населения обследуемого возраста.
2.2. Единицы наблюдения
2.2.1. Единицами (объектами) наблюдения 1 являются частные домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 лет и старше, члены этих домохозяйств.
Минимальная граница возраста обследуемого населения (15 лет) определена с учетом методологических принципов и рекомендаций Организации Объединенных Наций (ООН) в отношении переписей населения и жилого фонда.
2.2.2. Частным домашним хозяйством 1 (далее - домохозяйство) в целях обследования ИКТ признается совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношением родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства (в том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года). Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
2.2.3. При проведении обследования в каждом домохозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие в нем, включая и тех лиц, которые в период проведения обследования временно отсутствовали, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (то есть лица, имеющие гражданство только иностранного государства).
Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельным домохозяйством.
Не обследуются коллективные домохозяйства 1 - группы лиц, долговременно находящихся в больницах, школах-интернатах, интернатах для престарелых и других институциональных заведениях, общежитиях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях.
2.2.4. Местом постоянного (обычного) жительства 1 признается то место, в котором человек проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).
2.3. Применение выборочного метода
2.3.1. Обследование ИКТ проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации. При этом для проведения обследования текущего года используется выборочная совокупность единиц наблюдения, сформированная для выборочного обследования рабочей силы.
План размещения выборочной совокупности ежегодно доводится до территориальных органов Росстата уполномоченным управлением центрального аппарата Росстата.
2.3.2. Основой для формирования выборочной совокупности служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе первичного информационного фонда Всероссийской переписи населения 2010 года и Переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года.
Первичный информационный фонд по каждому субъекту Российской Федерации содержит сведения о структурном составе населения частных домохозяйств, постоянно проживающего на территории соответствующего района, города, населенного пункта (постоянного населения), и реквизиты отобранных переписных единиц (переписных участков, инструкторских участков, счетных участков), на которые разбиты административно-территориальные единицы субъекта Российской Федерации.
2.3.3. Формирование выборочной совокупности единиц наблюдения осуществляется централизованно на федеральном уровне для каждого периода опроса, отдельно по городскому и сельскому населению. Алгоритм формирования выборки построен таким образом, чтобы обеспечить представительность в выборке домохозяйств различного размера и состава.
Построение выборочной совокупности осуществляется в соответствии с принятой моделью многофазной выборки, в рамках которой на последней фазе реализуется модуль двухступенчатого отбора.
Многофазная выборка 1 - вид выборки, при которой конечная выборочная совокупность формируется в несколько фаз, на каждой из которых используется одна и та же единица отбора (например, счетный участок). Использование многофазной выборки нацелено на построение в рамках базового массива территориальной выборки многоцелевого назначения множества выборочных подмассивов с непересекающимися элементами.
2.3.4. На первой ступени формируется выборочный массив первичных выборочных единиц - счетных участков, образованных при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года и Переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года.
При формировании выборочного массива первичных выборочных единиц реализована процедура стратификации совокупности административно-территориальных единиц с учетом их географического расположения. Для установления географической близости административно-территориальных единиц в рамках субъектов Российской Федерации применяется принцип серпантинного расположения территориальных единиц с севера на юг в направлении запад - восток. Основное назначение данной процедуры - выделение территориальных сегментов, объединяющих ряд смежных административных районов с целью получения в выборке адекватного территориального представительства субъекта Российской Федерации и обеспечения сопоставимости результатов в разные периоды обследования.
Отбор счетных участков осуществляется в рамках образованных на территории субъекта Российской Федерации территориальных сегментов, отдельно по городскому и сельскому населению.
Построение выборочных массивов осуществляется на два года, при этом используется ротационная схема с полным замещением первичных выборочных единиц. Таким образом, все месячные выборки на протяжении двух лет являются независимыми. Повторное использование счетных участков осуществляется с периодичностью один раз в два года.
В соответствии с принятой ротационной схемой ежегодно обновляются от 15 до 30% счетных участков. Актуализация счетных участков проводится постоянно с учетом административных, структурных и временных изменений, происходящих в исходных совокупностях с течением времени.
2.3.5. Сформированный массив счетных участков является информационной основой для выборки домохозяйств на второй ступени, где сбор информации проводится по лицам в обследуемом возрасте. Для формирования выборки домохозяйств применяется стандартная процедура систематического случайного отбора.
Домохозяйства, отобранные на второй ступени, подлежат опросу.
Дополнительный массив единиц, включенных в выборку, составляют лица, вселившиеся в течение года в новые жилые помещения. Формирование массива осуществляется на основе ежегодной актуализации основы выборки.
2.3.6. Размер месячной выборки обеспечивает получение представительных итогов в целом по Российской Федерации по заданным разрезам разработки.
По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность не менее двух независимых месячных выборок.
2.3.7. Для распределения общего объема выборки используется модель оптимального размещения, что обусловлено необходимостью обеспечения достаточной представительности сельского населения в выборке. При пропорциональном размещении сельское население будет представлено недостаточно для получения репрезентативных данных обследования ИКТ в пределах допустимой ошибки выборки.
2.4. Взвешивание и распространение данных
2.4.1. При формировании итогов обследования ИКТ его результаты распространяются на все частные домохозяйства и все население, проживающее в них.
2.4.2. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального (базового) веса каждой отдельной единице наблюдения - домохозяйству и обследуемым лицам в возрасте от 15 лет и старше.
Значение индивидуального веса домохозяйства определяется как величина, обратная величине вероятности включения в выборочную совокупность конечной единицы отбора - домохозяйства.
Для обследуемых лиц используются веса, рассчитываемые на основе данных текущих расчетов численности населения (демографических данных) на начало предыдущего года, в разрезе по полу, пятилетним возрастным группам, типу поселения (городское, сельское). В результате каждой единице наблюдения присваивается индивидуальный вес, который в качестве производного признака записывается в базу индивидуальных данных и в дальнейшем используется при формировании распространенных данных обследования в необходимых разрезах разработки.
2.4.3. Порядок взвешивания и распространения данных обследования ИКТ по обследуемым лицам производится согласно официальной статистической методологии выборочного обследования рабочей силы, утверждаемой приказом Росстата.
2.5. Содержание программы обследования ИКТ
2.5.1. Программа обследования ИКТ основана на рекомендациях "Руководства Международного союза электросвязи по измерению доступа к ИКТ и их использованию на уровне домашних хозяйств и отдельных лиц" (https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/in/D-IND-ITCMEAS-2014-PDF-R.pdf), которое гармонизировано со статистическими стандартами и методиками Партнерства по измерению ИКТ в целях развития, Статистического отдела Организации Объединенных Наций (ООН), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Статистической службы Европейского союза (Евростата), Международной организации труда и ООН по вопросам образования, науки и культуры и представляет собой перечень вопросов и вариантов ответов на них, расположенных в логической последовательности.
2.5.2. Опрос населения проводится на основании стандартизированного бланка Анкеты ИКТ методом интервьюирования, предполагающего непосредственное взаимодействие лица, проводящего опрос (далее для целей проведения обследования ИКТ именуемого интервьюером) с респондентом. Фиксация ответов респондентов производится интервьюером в электронной Анкете ИКТ, размещенной на планшетном компьютере, или в Анкете ИКТ на бумажном носителе со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих их правильность.
2.5.3. Программа обследования ИКТ состоит из пяти тематических блоков, по которым собираются первичные статистические данные:
1) наличие персонального компьютера и доступа к сети Интернет в домохозяйстве;
2) использование населением мобильных телефонов и персональных компьютеров;
3) использование населением сети Интернет;
4) получение населением государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
5) использование населением сети Интернет для заказа товаров и (или) услуг.
Первый блок используется для сбора сведений о наличии ИКТ в попавших в выборку домохозяйствах.
Вопросы 2-5 блоков адресуются каждому члену домохозяйства в возрасте от 15 лет и старше.
2.6. Определения основных терминов
2.6.1. При сборе первичных статистических данных и публикации итогов обследования ИКТ используются следующие основные термины, разработанные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международными рекомендациями (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; Руководство по измерению доступа к ИКТ и их использования на уровне домашних хозяйств и отдельных лиц, МСЭ (Manual for Measuring ICT Access and Use by Households and Individuals, 2014)):
1) Антивирусные средства 1 - специализированные программы, предназначенные для обнаружения компьютерных вирусов, нежелательных (вредоносных) программ и восстановления зараженных (измененных) такими программами файлов, а также для профилактики - предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным содержимым;
2) Антиспамовые фильтры 1 - специализированное программное обеспечение или функция используемого программного обеспечения, предназначенные для фильтрации и скрытия нежелательных рекламных сообщений при посещении интернет-сайтов, получении электронной почты и использовании программ обмена сообщениями;
3) Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
4) Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
5) Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (сеть Интернет) 1 - всемирная компьютерная сеть общего пользования;
6) Мобильный телефон или смартфон 1 - портативный телефон с установленной SIM-картой, обеспечивающий доступ к телефонной сети связи общего пользования;
7) Респондент 1 - лицо в возрасте от 15 лет и старше, постоянно (обычно) проживающее в обследуемом домохозяйстве (смотри пункт 2.2.2), отвечающее на вопросы интервьюера по Анкете ИКТ;
8) Персональный компьютер 1 - настольный, мобильный или планшетный (или аналогичный портативный) компьютер. К персональным компьютерам не относится оборудование со встроенными компьютерными возможностями, такое как Smart TV, а также устройства, основной функцией которых является телефонная связь, например, мобильные телефоны или смартфоны.
9) Настольный компьютер 1 - компьютер, требующий постоянного подключения к электросети и чаще всего установленный стационарно (например, десктопы (системный блок и монитор представлены в виде отдельных устройств, соединенных между собой проводами), моноблоки);
10) Мобильный компьютер 1 - компьютер, не требующий постоянного подключения к электросети, размеры которого позволяют его легко переносить (например, лэптопы, ноутбуки, нетбуки, ультрабуки, смартбуки);
11) Планшетный (или аналогичный портативный) компьютер 1 - компьютер, оборудованный сенсорным экраном, и соответственно управляемый путем соприкосновения с экраном вместо использования физической клавиатуры или наряду с ней;
12) Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг");
13) Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг");
14) Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме 1 - действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:
запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;
формирование запроса;
прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
получение результата предоставления услуги;
досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего;
15) Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме 1 - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации;
16) Портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг");
17) Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна" (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг");
18) Привлекаемые лица 1 - физические лица, привлекаемые на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (на федеральном и территориальном уровнях) к выполнению работ, связанных с проведением выборочного федерального статистического наблюдения;
19) Смарт-карта 1 - пластиковая карта со встроенной микросхемой (чипом), содержащая информацию о пользователе карты и предназначенная для идентификации и аутентификации пользователя при получении государственных и муниципальных услуг;
20) Средства родительского контроля или фильтрации интернет-ресурсов 1 - комплекс правил и мер по предотвращению негативного воздействия сети Интернет и компьютера на опекаемого человека (обычно ребенка);
21) Широкополосный доступ к сети Интернет 1 - доступ к сети Интернет по любой из технологий, например, посредством кабеля, мобильной или спутниковой связи и тому подобного, который обеспечивает подключение к сети Интернет со скоростью не менее 256 Кбит/с. Указанная скорость обеспечивается всеми способами подключения к сети Интернет, за исключением подключения посредством модема через телефонную линию (технология dial-up), при котором телефонная линия всегда занята.
22) Электронная подпись 1 - подпись, используемая в качестве аналога собственноручной подписи для придания документу, оформленному в электронной форме, юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью;
23) USB-токен 1 - компактное устройство, выглядящее как стандартный USB-флеш-накопитель и предназначенное для идентификации и аутентификации пользователя, а также для хранения криптографических ключей, таких как электронная подпись.
III. Организация обследования ИКТ
3.1. Уровни управления и организации работ
3.1.1. Организация обследования ИКТ осуществляется на:
федеральном уровне (Управления центрального аппарата Росстата);
территориальном уровне (территориальные органы Росстата).
3.2. Функции управления и организации работ, выполняемые на федеральном уровне
3.2.1. На федеральном уровне выполняются следующие функции:
1) разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению результатов выполненных работ:
организация работы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам программы обследования ИКТ;
разработка статистического инструментария обследования;
разработка Положений по организации и проведению обследования ИКТ;
2) координация, планирование работ по проведению обследования ИКТ и контроль подготовки, проведения и подведения итогов обследования:
подготовка и утверждение приказом Росстата Календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей текущего года;
определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах, необходимых для подготовки и проведения обследования ИКТ;
проведение контрольных мероприятий на федеральном и территориальном уровнях;
3) разработка (доработка) технологии и организация автоматизированной обработки информации, полученной в ходе обследования ИКТ:
организация выполнения работ, связанных с развитием и сопровождением программного комплекса для обработки материалов и получения итогов обследования ИКТ информационно-вычислительной системы (ИВС) Росстата;
организация и проведение автоматизированной обработки данных обследования;
4) формирование официальной статистической информации обследования ИКТ, ее публикация, хранение результатов выполненных работ:
формирование информационного фонда обследования, публикационных таблиц, базы микроданных и файлов открытых данных;
публикация результатов обследования в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в сети Интернет;
хранение официальной статистической информации с итогами обследования в электронном виде;
5) тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам обследования ИКТ;
6) организация обучения служащих территориальных органов Росстата, ответственных за подготовку и проведение обследования ИКТ в субъекте Российской Федерации:
разработка рекомендаций для должностных лиц и служащих территориальных органов Росстата по организации инструктажа (обучения) интервьюеров технике ведения опросов респондентов и порядку сбора информации в ходе обследования ИКТ;
7) обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения обследования ИКТ;
8) организация финансового и материально-технического обеспечения обследования ИКТ:
обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;
доведение в установленном порядке до территориальных органов Росстата лимитов бюджетных обязательств на проведение обследования;
централизованное тиражирование статистического инструментария (методического пособия для интервьюеров, карточек N N 1-3, обращения к населению, дополнительных материалов, удостоверений для лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном уровне) и его поставка в территориальные органы Росстата;
централизованная закупка и поставка в территориальные органы Росстата канцелярских принадлежностей для обеспечения привлекаемых лиц;
централизованная закупка и поставка в территориальные органы Росстата продукции для фиксации данных (при наличии финансирования);
9) мониторинг хода выполнения работ по проведению обследования ИКТ.
В центральном аппарате Росстата ответственность за выполнение указанных работ и функций определяется руководителем Росстата.
3.2.2. Для статистических работ федерального уровня в ходе проведения обследования ИКТ предусмотрено привлечение Росстатом физических лиц на основании гражданско-правовых договоров - контрактов (при наличии финансирования). По составу выполняемых работ федерального уровня их исполнители подразделяются на следующие функциональные категории:
специалист;
статистик.
3.2.3. Специалист выполняет следующие виды работ:
мониторинг хода автоматизированной обработки первичных статистических данных обследования ИКТ на федеральном уровне;
дополнительную проверку первичных статистических данных на всех этапах проведения обследования ИКТ;
консультирование служащих территориальных органов Росстата по вопросам обработки первичных статистических данных обследования ИКТ;
обобщение предложений, поступивших от служащих территориальных органов Росстата в ходе проведения обследования ИКТ.
3.2.4. Статистик выполняет следующие виды работ:
мониторинг хода автоматизированной обработки первичных статистических данных обследования ИКТ на территориальном уровне;
дополнительную проверку первичных статистических данных на всех этапах проведения обследования ИКТ.
3.3. Функции управления и организации работ, выполняемые на территориальном уровне
3.3.1. На территориальном уровне выполняются следующие функции:
1) подготовка и проведение обследования ИКТ в субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией:
подготовка и утверждение приказом соответствующего территориального органа Росстата Организационного плана-графика подготовки и проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (обследования ИКТ) текущего года (далее - Организационный план-графика, примерная форма Организационного плана-графика приведена в приложении N 1 к настоящим Положениям);
разработка и издание приказа соответствующего территориального органа Росстата о подготовке и проведении обследования ИКТ в текущем году согласно ранее утвержденному Организационному плану-графику;
организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди населения через средства массовой информации, официальные сайты территориальных органов Росстата в сети Интернет;
2) координация и организация работ по подготовке и проведению обследования ИКТ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения обследования:
тиражирование резерва Анкет ИКТ;
комплектование тиража статистического инструментария, канцелярских принадлежностей, продукции для фиксации данных (при наличии) и организация их поставки в районные (межрайонные) отделы территориальных органов Росстата (при наличии);
подготовка планшетных компьютеров к проведению обследования (зарядка и проверка работоспособности планшетного компьютера, установка и настройка специализированного программного обеспечения, загрузка списков обследуемых домохозяйств) и их передача интервьюерам по акту приема-передачи материальных ценностей;
обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ;
организация рабочих мест для привлекаемых лиц;
3) подбор лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, обеспечение деятельности и контроль за выполнением ими работ:
подготовка типовых форм контрактов и технических заданий для привлекаемых лиц;
подбор кандидатур и заключение контрактов с лицами, привлекаемыми к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, с учетом требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Руководитель территориального органа Росстата (или уполномоченное на основании доверенности лицо) в пределах выделенных бюджетных ассигнований заключает с привлекаемыми лицами контракты, предусматривающие исполнение работ в любых целесообразных сочетаниях согласно производственной необходимости. В случае если опрос населения по Анкете ИКТ и Анкете ОРС проводится одним интервьюером, то с ним допускается заключение двух контрактов на выполнение указанных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выдача удостоверений установленного образца привлекаемым лицам;
обеспечение привлекаемых лиц статистическим инструментарием, канцелярскими принадлежностями, продукцией для фиксации данных, планшетными компьютерами;
проведение контрольных мероприятий в отношении интервьюеров на территориальном уровне;
проведение экспертизы результатов выполненных работ на их соответствие условиям контрактов;
приемка результатов выполненных работ и выплата вознаграждения привлекаемым лицам;
размещение информации о контрактах, заключенных с лицами, привлекаемыми к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, на официальном сайте территориального органа Росстата в сети Интернет;
4) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам обследования ИКТ, в том числе по безопасности проведения обследования;
5) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных;
6) инструктаж (обучение) лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ, в форме однодневных (в течение одного рабочего дня) очных семинаров, в том числе:
подготовка программ семинаров;
проведение семинаров;
организация дистанционного инструктажа (обучения) привлекаемых лиц, не принявших участие в очном семинаре по уважительным причинам, с использованием разработанного Росстатом инструктивного материала;
7) организация работ по сбору первичных статистических данных обследования ИКТ;
8) подготовка полученных первичных статистических данных обследования к автоматизированной обработке:
организация сдачи-приемки результатов выполненных работ от интервьюеров;
экспертиза результатов работ, выполненных привлекаемыми лицами, на соответствие условиям контрактов, в том числе проверка Анкет ИКТ на полноту и правильность заполнения;
9) автоматизированная обработка полученной информации:
загрузка первичных статистических данных на сервер федерального уровня;
проведение формально-логических контролей;
получение протоколов контроля;
10) обеспечение сохранности данных и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе обследования, хранение результатов выполненных работ.
3.3.2. На территориальном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку первичных статистических данных обследования ИКТ являются территориальные органы Росстата. Выполнение указанных работ и функций в территориальных органах Росстата возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа Росстата (или лицом, его заменяющим) на основании соответствующего приказа.
3.3.3. В ходе проведения обследования ИКТ для опроса респондентов и иных связанных с ним статистических работ территориального уровня территориальными органами Росстата привлекаются физические лица на основании гражданско-правовых договоров - контрактов. По составу выполняемых работ территориального уровня их исполнители подразделяются на следующие функциональные категории:
контролер;
инструктор территориального уровня;
интервьюер;
оператор формального и логического контроля.
3.3.4. Контролер выполняет следующие виды работ:
консультирование инструкторов территориального уровня и интервьюеров;
комплектование заполненных Анкет ИКТ (в пачки на бумажных носителях или пакеты данных, выгруженные с планшетных компьютеров или карт памяти на рабочие станции) перед вводом данных в программный комплекс ИКТ (ПК ИКТ);
контроль (выполнение контрольных мероприятий) от лица соответствующего территориального органа Росстата (совместно с инструктором территориального уровня) полноты и правильности информации, получаемой от респондентов;
экспертиза от лица соответствующего территориального органа Росстата (совместно с инструктором территориального уровня) результатов выполненных работ на соответствие условиям контрактов;
проверка и корректировка информационного массива данных по запросам федерального уровня.
Обязательным условием допуска контролера к выполнению работ является прохождение им инструктажа (обучения) в очной или дистанционной форме, в ходе которого подробно разъясняется задание на выполнение работ, а также успешное прохождение тестирования по итогам инструктажа (обучения).
3.3.5. Инструктор территориального уровня выполняет следующие виды работ:
контроль своевременности и правильности заполнения электронных Анкет ИКТ, размещенных на планшетных компьютерах, или Анкет ИКТ на бумажных носителях;
загрузку информации с планшетных компьютеров или карт памяти на рабочую станцию;
ежедневную проверку от лица территориального органа Росстата объема и качества работ, выполненных операторами формального и логического контроля;
контроль (выполнение контрольных мероприятий) от лица соответствующего территориального органа Росстата (совместно с контролером) полноты и правильности информации, получаемой от респондентов;
экспертизу от лица соответствующего территориального органа Росстата (совместно с контролером) результатов выполненных работ на соответствие условиям контрактов.
Обязательным условием допуска инструктора территориального уровня к выполнению работ является прохождение им инструктажа (обучения) в очной или дистанционной форме, в ходе которого подробно разъясняется задание на выполнение работ, а также успешное прохождение тестирования по итогам инструктажа (обучения).
3.3.6. Контролер и инструктор территориального уровня действуют от лица соответствующего территориального органа Росстата при осуществлении всех вышеуказанных видов контроля и экспертизы во исполнение контракта, заключенного с каждым из них территориальным органом Росстата, на основании полномочий, содержащихся в этих контрактах, либо полномочий, содержащихся в контрактах того же территориального органа Росстата с интервьюерами.
3.3.7. Виды работ, выполняемые интервьюером, подразделяются на подготовительные и основные.
К подготовительным видам работ относятся:
проверка адресов домохозяйств, подлежащих обследованию;
предварительный обход (объезд) домохозяйств, подлежащих обследованию, и распространение обращения к населению.
К основным видам работ относятся:
обход (объезд) обследуемых домохозяйств с целью опроса респондентов - членов обследуемых домохозяйств;
опрос респондентов - членов обследуемых домохозяйств;
документирование полученных в ходе опроса первичных статистических данных (заполнение Анкет ИКТ, размещенных на планшетных компьютерах или на бумажных носителях);
проверка и подготовка заполненных Анкет ИКТ к передаче территориальному органу Росстата.
Обязательным условием допуска интервьюера к выполнению работ является прохождение им инструктажа (обучения) в очной или дистанционной форме, в ходе которого подробно разъясняется задание на выполнение работ, а также успешное прохождение тестирования по итогам инструктажа (обучения).
3.3.8. Оператор формального и логического контроля выполняет следующие виды работ:
ввод первичных статистических данных в ПК ИКТ;
проведение формального и логического контролей первичных статистических данных в ПК ИКТ;
формирование первичного массива статистических данных по первичным признакам Анкеты ИКТ.
3.3.9. Все виды статистических работ федерального и территориального уровня, выполняемые привлекаемыми лицами в ходе обследования ИКТ, составляют единый цикл работ.
3.4. Этапы организации и проведения обследования ИКТ
3.4.1. Для организации и проведения обследования ИКТ устанавливаются следующие основные этапы:
подготовительный этап;
этап проведения обследования, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки результатов выполненных работ;
этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения результатов выполненных работ.
3.5. Подготовительный этап
На подготовительном этапе проводятся следующие мероприятия:
3.5.1. Разработка планов организации и проведения обследования ИКТ на федеральном и территориальном уровнях и контроль выполнения работ, а именно:
Календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов обследования ИКТ текущего года;
Организационного плана-графика подготовки и проведения обследования ИКТ текущего года соответствующим территориальным органом Росстата.
Организационный план-график подготовки и проведения обследования ИКТ разрабатывается территориальным органом Росстата с максимальной детализацией всех мероприятий. При этом Организационный план-график может утверждаться как сразу на все периоды проведения опроса по Анкете ИКТ, так и, при необходимости, отдельно на каждый период.
Качество подготовки Организационного плана-графика отражает качество проведения обследования ИКТ и оказывает существенное влияние на оценку деятельности территориального органа Росстата при проведении контрольных мероприятий на территориальном уровне.
3.5.2. Разработка и утверждение статистического инструментария для обследования ИКТ, включающего:
Положения по организации и проведению обследования ИКТ;
проект Анкеты ИКТ с указаниями по ее заполнению и его согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
методическое пособие для интервьюеров, образец письма с обращением к населению.
3.5.3. Разработка программ инструктажа (обучения) привлекаемых на территориальном уровне лиц, тестовых вопросов, а именно:
Рекомендаций по организации инструктажа (обучения) интервьюеров технике ведения опросов респондентов и порядку сбора информации в ходе обследования ИКТ (Учебного курса);
тестов для проверки степени усвоения привлекаемыми лицами инструктивного материала и готовности к опросу.
3.5.4. Разработка технологии автоматизированной обработки информации, полученной в ходе обследования, и подведения итогов обследования ИКТ с учетом концепции развития ИВС Росстата:
определение основных требований, предъявляемых к разрабатываемым технологическим средствам ИВС Росстата;
определение основных этапов автоматизированной обработки информации и подведения итогов обследования ИКТ.
3.5.5. Разработка и тестирование программного обеспечения по автоматизированной обработке первичных статистических данных и получению итогов обследования ИКТ, включающие:
создание (доработку) программного обеспечения по автоматизированной обработке первичных статистических данных и получению итогов обследования ИКТ;
тестирование выполнения заданных функций программного обеспечения с целью выявления и последующего устранения недостатков (проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приемочных испытаний).
3.5.6. Определение численности, сроков работы привлекаемых лиц, норм нагрузки на одно привлекаемое лицо на весь период работы, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.
Определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах основывается на Плане размещения выборочной совокупности по субъектам Российской Федерации текущего года.
Численность и распределение привлекаемых лиц по функциональным категориям в субъектах Российской Федерации определяется с учетом объема выборочной совокупности в каждом субъекте Российской Федерации и нормы нагрузки на соответствующую категорию. Подбор кандидатур и заключение гражданско-правовых договоров - контрактов с привлекаемыми лицами на выполнение работ, связанных с проведением обследования ИКТ на территориальном уровне, с учетом требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляется территориальными органами Росстата.
Численность лиц, привлекаемых в субъектах Российской Федерации к выполнению статистических работ в ходе обследования ИКТ, их распределение по функциональным категориям, сроки привлечения, а также примерные нормы нагрузки ежегодно определяются приказом Росстата.
В случае превышения нормы нагрузки на одно привлекаемое лицо, обусловленного объективными причинами (отсутствие требуемого числа привлекаемых лиц, размер отобранных счетных участков), территориальные органы Росстата в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств на основании и во исполнение контрактов с привлекаемыми лицами могут привлекать меньшее число лиц, чем определено приказом Росстата.
3.5.7. Организация проведения обследования ИКТ на федеральном и территориальном уровнях, контроль выполнения работ.
3.5.8. Организация автоматизированной обработки материалов и подведения итогов обследования ИКТ.
3.5.9. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам проведения обследования ИКТ, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.
В целях обеспечения выполнения работ по проведению обследования территориальные органы Росстата взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
проведение информационно-разъяснительной работы (информирование населения о проведении обследования ИКТ);
инструктаж (обучение) интервьюеров;
обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.
Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении обследования ИКТ, в том числе для подготовки ответов на возникающие у респондентов вопросы, связанные с проведением обследования.
3.5.10. Финансовое и материально-техническое обеспечение обследования ИКТ.
Финансирование обследования ИКТ осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Росстату в соответствии с действующим федеральным законом о федеральном бюджете, сводной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств, утвержденными Минфином России по главе 157, разделу 01, подразделу 13, целевым статьям 2340190019 и 2340192020.
Лимиты бюджетных обязательств на текущий год доводятся до территориальных органов Росстата уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Росстата через органы Федерального казначейства в установленном порядке.
Материально-техническое обеспечение обследования ИКТ осуществляется в период его подготовки и проведения на основании нормативных затрат, утверждаемых соответствующим приказом Росстата.
Лицам, привлекаемым на территориальном уровне (контролеры, инструкторы территориального уровня, интервьюеры) выдаются удостоверения установленного образца, изготовленные в централизованном порядке Росстатом, и канцелярские принадлежности.
Лицам, привлекаемым на территориальном уровне (контролеры, инструкторы территориального уровня, интервьюеры) для подготовки и проведения обследования ИКТ, после доведения Росстатом соответствующего финансирования наряду с выплатой денежного вознаграждения по результатам выполнения работ территориальные органы Росстата могут предусмотреть в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" возмещение издержек, связанных с:
проживанием по месту инструктажа (обучения) и проездом от места проживания до места инструктажа (обучения) (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах, расположенных за пределами места проживания;
проездом от места проживания до обследуемых домохозяйств (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места расположения участка обследования;
проездом от места проживания до места сдачи-приемки результатов выполненных работ (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места сдачи-приемки результатов выполненных работ;
проживанием по месту проведения контрольных мероприятий и проездом от места проживания до места проведения контрольных мероприятий - для контролеров и инструкторов территориального уровня, место работы которых расположено вне шаговой доступности от места проведения контрольных мероприятий.
Кроме вышеуказанного привлекаемым лицам в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств на основании и во исполнение заключенных с ними контрактов компенсируются затраты времени на прохождение инструктажа (обучения) и итогового тестирования в размере оплаты одного отработанного дня.
Компенсация издержек (расходов) привлекаемых лиц должна производиться таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное использование средств, выделенных на проведение обследования ИКТ.
Общий объем расходов, связанных с обеспечением мероприятий, связанных с проведением обследования ИКТ на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, не может превышать объем доведенных территориальным органам Росстата на эти цели лимитов бюджетных обязательств.
Расчет суммы вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, производится на основании условий выплаты вознаграждения, определенных приказом Росстата, продолжительности работ привлекаемых лиц и норм нагрузки, используемых при заключении контрактов.
Расчет суммы вознаграждения контролерам, инструкторам территориального уровня, а также операторам формального и логического контроля производится по формуле:
,
где:
СВ - расчетная сумма вознаграждения за выполненный объем работ, рублей;
- вознаграждение (рублей в месяц), установленное для обследования ИКТ соответствующим приказом Росстата;
Д - фактическое количество отработанных дней по контракту;
30 - количество дней в месяце (величина постоянная для всех месяцев).
Расчет суммы вознаграждения интервьюерам производится по формуле:
,
где:
СВ - расчетная сумма вознаграждения за выполненный объем работ, рублей;
- вознаграждение (рублей в месяц), установленное для обследования ИКТ соответствующим приказом Росстата;
30 - количество дней в месяце (величина постоянная для всех месяцев);
Д - фактическое количество отработанных дней по контракту;
Н - норма нагрузки на период работы, определенная согласно приложению N 2 к настоящим Положениям;
О - объем работ, предусмотренный контрактом.
Объем работ интервьюеров измеряется количеством опрошенных респондентов.
3.5.11. Организация инструктажа (обучения) лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ на территориальном уровне.
Организация инструктажа (обучения) лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ на территориальном уровне, включает составление списков обучающихся лиц, обеспечение их инструктивными (учебными) материалами, проведение инструктажа (обучения), определение степени усвоения изученного материала и готовности к работе по результатам тестирования.
Инструктаж (обучение) проводится в течение одного рабочего дня в форме очного семинара (для привлекаемых лиц, не принявших участие в очном семинаре по уважительным причинам, возможна самостоятельная подготовка к тестированию на основе разработанного Росстатом Учебного курса) в пригодных для этого помещениях, оборудованных мебелью и необходимыми техническими средствами (проекционным оборудованием, планшетными компьютерами с установленным программным обеспечением по обследованию ИКТ).
Инструктаж (обучение) лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ на территориальном уровне, организуется каждым территориальным органом Росстата. Его проведение возлагается на служащих структурных подразделений территориального органа Росстата, ответственных за подготовку и проведение обследования ИКТ.
В ходе инструктажа (обучения) лица, привлекаемые к проведению обследования ИКТ на территориальном уровне, изучают технику ведения опросов респондентов и порядок заполнения Анкеты ИКТ, в том числе с использованием планшетных компьютеров, проходят практические занятия.
Для проведения инструктажа (обучения) интервьюеров рекомендуется привлекать специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обладающих соответствующими компетенциями в вопросах предоставления населению государственных и муниципальных услуг.
Инструктаж (обучение) завершается обязательной проверкой степени усвоения привлекаемыми лицами инструктивного (учебного) материала и готовности к проведению опроса респондентов в форме тестирования. Итоговое тестирование должно содержать общую оценку его результатов (удовлетворительно или неудовлетворительно). Оценка определяется в зависимости от соотношения правильных и неправильных ответов на вопросы. Преобладание правильных ответов означает успешное прохождение инструктажа (обучения) привлекаемыми лицами, а неправильных - свидетельствует о необходимости проведения дополнительного инструктажа.
Результаты тестирования оформляются в виде сводной ведомости.
3.6. Этап проведения обследования ИКТ, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки выполненных работ
Сбор первичных статистических данных
3.6.1. Сбор первичных статистических данных обследования ИКТ проводится путем опроса респондентов по месту их постоянного (обычного) жительства.
3.6.2. Для выполнения работ по сбору первичных статистических данных на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальными органами Росстата привлекаются интервьюеры.
3.6.3. Количество опросов и продолжительность периодов сбора первичных статистических данных в ходе обследования ИКТ определяется приказом Росстата.
3.6.4. Сбор данных проводится с использованием утвержденного приказом Росстата бланка Анкеты ИКТ, содержащего текст вопросов и варианты ответов на них. Это гарантирует, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности.
Фиксация ответов респондентов производится интервьюером в электронной Анкете ИКТ, размещенной на планшетном компьютере, или в Анкете ИКТ на бумажном носителе.
Ответы на вопросы Анкеты ИКТ могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домохозяйства в случае отсутствия респондента на момент проведения опроса.
3.6.5. В своей работе интервьюеры руководствуются указаниями по заполнению Анкеты ИКТ и Методическим пособием для интервьюеров по проведению выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
3.6.6. После проведения опроса респондентов - членов одного домохозяйства интервьюер безвозмездно передает в домохозяйство продукцию для фиксации данных (при наличии) с логотипом Росстата и/или раздаточные материалы (буклеты, реклама государственных и муниципальных услуг и тому подобное), предоставленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации территориальным органам Росстата для передачи в домохозяйства (при наличии).
Проведение контрольных мероприятий
3.6.7. Проведение контрольных мероприятий необходимо для обеспечения полноты и правильности учета объектов наблюдения, правильности заполнения Анкет ИКТ, соблюдения официальной статистической методологии, эффективности расходования доведенных до территориальных органов Росстата лимитов бюджетных обязательств и тому подобного.
3.6.8. Контрольные мероприятия проводятся на федеральном и территориальном уровнях.
3.6.9. Контрольные мероприятия (проверки) федерального уровня проводятся специально образованной для этих целей комиссией Росстата с непосредственным выездом в территориальные органы Росстата в период (или после) проведения обследования ИКТ.
В ходе работы комиссия Росстата рассматривает следующие вопросы:
1) наличие приказа о распределении обязанностей между структурными подразделениями территориального органа Росстата для проведения обследования ИКТ;
2) соблюдение официальной статистической методологии при проведении обследования ИКТ;
3) организация материально-технического обеспечения проведения обследования ИКТ;
4) организация подбора лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ;
5) порядок заключения контрактов с привлекаемыми лицами;
6) планирование и организация инструктажа (обучения) привлекаемых лиц;
7) организация контроля работы интервьюеров и готовность к его осуществлению в период (или после) проведения обследования ИКТ;
8) организация подготовки полученных первичных статистических данных к автоматизированной обработке;
9) порядок проведения автоматизированной обработки первичных статистических данных;
10) организация хранения первичных статистических данных;
11) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам обследования ИКТ, в том числе безопасности проведения обследования ИКТ;
12) другие вопросы, связанные с организацией и проведением обследования ИКТ.
3.6.10. Результаты проверок в соответствии с приказом Росстата от 31 декабря 2013 г. N 516 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения проверок деятельности территориальных органов Росстата" (зарегистрирован Минюстом России 25 марта 2014 г., регистрационный N 31724) оформляются Актом, который разрабатывается в срок не позднее пяти рабочих дней с момента окончания проведения проверки и представляется на утверждение руководителю Росстата.
3.6.11. Контрольные мероприятия территориального уровня осуществляются в отношении лиц, привлекаемых территориальными органами Росстата к проведению обследования ИКТ, на основании контрактов, заключенных с этими лицами.
3.6.12. Контрольные мероприятия территориального уровня проводятся:
служащими профильных отделов территориальных органов Росстата;
иными представителями территориальных органов Росстата, включая контролеров и инструкторов территориального уровня, действующими во исполнение контрактов, заключенных с ними соответствующим территориальным органом Росстата, на основании полномочий, содержащихся в этих контрактах, либо полномочий, содержащихся в контрактах того же территориального органа Росстата с интервьюерами.
Целью контрольных мероприятий является:
проверка соблюдения процедур проведения обследования ИКТ, установленных официальной статистической методологией;
содействие устранению выявленных нарушений.
В ходе контрольных мероприятий производится:
1) сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, отобранных для опроса (основной и резервный списки домохозяйств);
2) проверка хода проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);
3) проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по ограниченному кругу информации;
4) выяснение факта участия в обследовании ИКТ (выборочно, в 5-6 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по телефону.
Указанные контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера с непосредственным выездом проверяющих на участки обследования.
Проверка хода проведения опроса проводится в целях контроля за деятельностью интервьюера, его способностью установить положительный контакт с членами домохозяйств и предусматривает присутствие проверяющего во время проведения опроса. Задача проверяющего заключается в том, чтобы оценить и улучшить работу интервьюера, а также выявить ошибки.
Форма отчета по результатам проверки хода проведения опроса интервьюером (рекомендуемый образец) приведена в приложении N 3 к настоящим Положениям.
Отчет по результатам проверки хода проведения опроса интервьюером после его подписания проверяющим лицом прилагается к контракту соответствующего интервьюера в качестве его неотъемлемой части.
Проведение контрольных опросов предполагает повторное посещение проверяющими тех домохозяйств, опросы в которых уже завершены. При этом повторное посещение респондентов носит случайный характер.
В ходе контрольного опроса проверяющие выясняют, был ли интервьюер в домохозяйстве, с кем велась беседа, а также задается несколько вопросов из Анкеты ИКТ.
Контрольный опрос не должен занимать более 15 минут.
Анкета контрольного опроса (рекомендуемый образец) приведена в приложении N 4 к настоящим Положениям.
Анкета является неотъемлемой частью контракта как проверяющего, так и лица, в отношении которого проводится контрольное мероприятие.
Анкета контрольного опроса после ее подписания проверяющим лицом прилагается к контракту соответствующего интервьюера в качестве его неотъемлемой части.
По итогам контрольных мероприятий составляется Акт проверки работы интервьюера (примерная форма (рекомендуемый образец) приведена в приложении N 5 к настоящим Положениям).
Акт проверки работы интервьюера после его подписания проверяющими лицами и интервьюером, в отношении которого контрольное мероприятие проведено, прилагается к контракту соответствующего интервьюера в качестве его неотъемлемой части.
3.6.13. Экспертиза результатов работ, выполненных лицами, привлекаемыми к проведению обследования ИКТ, на предмет их соответствия условиям заключенных с ними контрактов проводится в соответствии с пунктом 3 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" после завершения работ, в том числе на основании результатов проведенных контрольных мероприятий.
3.6.14. К проведению экспертизы результатов выполненных работ на предмет их соответствия условиям заключенных контрактов привлекаются те же лица, которые привлекались к проведению контрольных мероприятий.
3.6.15. В ходе экспертизы результатов выполненных работ осуществляется:
визуальный контроль Анкеты ИКТ на предмет полноты ее заполнения (корректность заполнения адресной части Анкеты ИКТ на бумажном носителе и ее соответствие адресной части Анкеты ОРС; полнота заполнения всех разделов Анкеты ИКТ на бумажном носителе и на планшетном компьютере);
контроль за соблюдением логических связей и переходов в Анкете ИКТ (выявление вопросов, на которые есть ответ, в то время как ответа на них не должно быть, а также вопросов, оставшихся без ответа, в то время как ответ на них должен быть зафиксирован в обязательном порядке).
3.6.16. По итогам экспертизы результатов выполненных работ согласно контрактам, заключенным с привлекаемыми лицами, составляются заключения экспертизы.
Сдача-приемка результатов выполненных работ
3.6.17. Сдача-приемка результатов работ, выполненных привлекаемыми лицами, производится по окончании контрольных мероприятий и экспертизы результатов выполненных работ в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым соответствующим территориальным органом Росстата.
3.6.18. Сдача результатов выполненных работ производится интервьюерами с выездом в территориальные органы Росстата или, в отдельных случаях (например, на отдаленных и труднодоступных территориях), в порядке, установленного руководителем территориального органа Росстата (или лицом, его заменяющим).
3.6.19. По завершении сдачи-приемки выполненных работ Анкеты ИКТ комплектуются (в пачки на бумажных носителях или пакеты данных в электронном виде) и подготавливаются к автоматизированной обработке.
3.6.20. Сдача-приемка выполненных работ оформляется двусторонними актами сдачи-приемки выполненных работ согласно контрактам, заключенным с привлекаемыми лицами.
3.7. Этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения результатов выполненных работ
Этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов обследования ИКТ включает выполнение следующих работ:
3.7.1. Автоматизированная обработка полученных первичных статистических данных и подведение итогов обследования производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках выполнения работ по развитию и сопровождению программного комплекса ИКТ (ПК ИКТ) ИВС Росстата.
Функции автоматизированной обработки данных обследования ИКТ состоят из трех последовательных стадий и распределены на федеральном и территориальном уровнях:
Стадия 1 (подготовка). На федеральном уровне производится:
1) формирование выборочной совокупности домохозяйств - используется совокупность, сформированная для обследования рабочей силы;
2) ведение нормативно-справочной информации.
Стадия 2 (автоматизированная обработка). На территориальном уровне осуществляется ввод (загрузка) на сервер федерального уровня в ПК ИКТ первичных статистических данных (с бумажных носителей или планшетных компьютеров), формальный и логический контроль первичных статистических данных, мониторинг хода автоматизированной обработки.
Работы по обработке данных на территориальном уровне выполняются лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (операторами формального и логического контроля).
Стадия 3 (формирование и публикация итогов). На федеральном уровне осуществляется:
1) мониторинг хода автоматизированной обработки;
2) проведение повторного формального и логического контроля первичных статистических данных;
3) анализ первичного информационного фонда в целях обеспечения их соответствия официальной статистической методологии;
4) формирование первичного информационного фонда обследования ИКТ;
5) интеграция первичного информационного фонда обследования ИКТ с итоговыми данными выборочного обследования рабочей силы в программном комплексе IBМ SPSS Statistics (по показателям, определенным экономическим описанием);
6) расчет производных показателей, весовых коэффициентов;
7) формирование сводного информационного фонда обследования ИКТ, дополнительный формально-логический контроль полученной информации;
8) расчет показателей точности оценивания результатов обследования ИКТ;
9) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц, базы микроданных, набора открытых данных;
10) подготовка официальной статистической информации с итогами обследования ИКТ для размещения на официальном сайте Росстата в сети Интернет.
При автоматизированной обработке материалов обследования все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
3.7.2. Защита персональных данных и конфиденциальной информации.
Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в Анкете ИКТ (в электронном виде и на бумажном носителе), определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Первичные статистические данные, содержащиеся в Анкете ИКТ, являются информацией ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и/или предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения наблюдения, предусматривается контрактами, заключаемыми с лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ.
В соответствии с пунктом 9 частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания.
3.7.3. Опубликование (распространение) официальной статистической информации с итогами обследования ИКТ, хранение результатов выполненных работ.
В целях распространения официальной статистической информации с итогами обследования ИКТ на федеральном уровне осуществляется:
1) подготовка базы микроданных обследования ИКТ.
При подготовке к публикации база микроданных проходит дополнительные процедуры редактирования в целях соблюдения принципов конфиденциальности, что исключает любую возможность не только прямой, но и косвенной идентификации домохозяйств и проживающих в них лиц;
2) подготовка статистических таблиц с итогами обследования ИКТ.
Статистические таблицы с итогами обследования ИКТ представляют собой таблицы, сформированные на основе базы микроданных с учетом распространения итогов на генеральную совокупность;
3) подготовка набора открытых данных обследования ИКТ (с соответствующим описанием метаданных);
4) подготовка данных для размещения в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС);
5) подготовка веб-страницы с итогами обследования ИКТ.
Подготовка веб-страницы с итогами обследования ИКТ сопровождается подготовкой метаданных, содержащих полную информацию по обследованию ИКТ (методы сбора и обработки данных, организационные документы, описание инструментария и так далее);
6) размещение информации на официальном сайте Росстата в сети Интернет.
Официальная статистическая информация с итогами обследования ИКТ, размещенная на официальном сайте Росстата в сети Интернет, является бесплатной и общедоступной.
Срок хранения заполненных Анкет ИКТ в электронном виде и на бумажных носителях - один год с даты подведения окончательных итогов обследования ИКТ, установленной Федеральным планом статистических работ (статья 478 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 5 сентября 2016 г. N 484 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения").
Место хранения Анкет ИКТ до их уничтожения определяется руководителем территориального органа Росстата (или лицом, его замещающим) с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение Анкет ИКТ производится в порядке, установленном архивным законодательством Российской Федерации.
_________________________________
1 Здесь и далее значение понятия приведено в целях проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.