Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля
I. Общие положения
1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальными органами и казенными учреждениями (далее - Порядок) устанавливает правила осуществления внутреннего финансового контроля Роспотребнадзором, ее территориальными органами и казенными учреждениями.
2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
- соблюдение Роспотребнадзором, ее территориальными органами и казенными учреждениями установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (далее - внутренние бюджетные процедуры);
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
- составление и представление в Федеральное казначейство документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
- составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;
- составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
- составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
- доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;
- составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет;
- формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных бюджетных учреждений;
- составление и исполнение бюджетной сметы;
- принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
- осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);
- принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);
- ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
- составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
- обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
- исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений;
- использование бюджетных ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета.
5. Внутренний финансовый контроль в объектах контроля осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
- составление и представление в Роспотребнадзор документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;
- составление и ведение бюджетной сметы;
- исполнение бюджетной сметы;
- принятие бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
- принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
- процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
- составление и представление бюджетной отчетности;
- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам.
6. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:
- руководитель (заместитель руководителя) Роспотребнадзора;
- должностные лица, ответственные за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля (пункты 2 и 3 настоящего приказа).
7. Объектами внутреннего финансового контроля являются:
- структурные подразделения центрального аппарата Роспотребнадзора, уполномоченные на осуществление действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - объекты контроля центрального аппарата Роспотребнадзора);
- структурные подразделения территориальных органов и казенных учреждений Роспотребнадзора, уполномоченные на осуществление действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - объекты контроля территориальных органов и казенных учреждений).
8. Субъекты внутреннего финансового контроля производят следующие контрольные действия:
- проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов Роспотребнадзора;
- авторизация операций, подтверждающая правомочность их совершения;
- сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации;
- сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
- контрольные действия по изучению фактического наличия и состояния объектов имущества (денежных средств, материальных ценностей), в том числе осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет;
- иные контрольные действия.
9. Субъекты внутреннего финансового контроля производят контрольные действия в соответствии с должностными обязанностями, установленными в их должностных регламентах.
10. К способам проведения контрольных действий относятся:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
11. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
12. Контрольные действия внутреннего финансового контроля осуществляются в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, контроля по уровню подведомственности и смежного контроля (далее - методы контроля).
13. Самоконтроль осуществляется объектами внутреннего финансового контроля сплошным способом путем проведения проверки каждой выполняемой ими операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, правовым актам Роспотребнадзора и должностным регламентам (должностным обязанностям), а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.
14. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом субъектами внутреннего финансового контроля путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых соответствующими должностными лицами.
15. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным или выборочным способом должностными лицами центрального аппарата Роспотребнадзора, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры, в отношении процедур и операций, совершенных объектами контроля, путем:
- проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, правовым актам Роспотребнадзора;
- сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок.
16. Смежный контроль осуществляется сплошным или выборочным способом начальником (заместителем начальника) Финансово-экономического управления, руководителями структурных подразделений объектов контроля, исполняющих бюджетные полномочия, путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых другими структурными подразделениями центрального аппарата Роспотребнадзора, и объектов контроля.
17. Результаты внутреннего финансового контроля отражаются в журналах внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
18. Организация внутреннего финансового контроля предусматривает положения, регулирующие:
- формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля;
- ведение, учет и хранение журналов внутреннего финансового контроля;
- составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
III. Порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля
19. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля (приложение N 1 к Порядку).
20. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
- анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
- формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (далее - Перечень, приложение N 2 к Порядку), с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
21. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется в подразделениях, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
22. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в ней предмету внутреннего финансового контроля указываются данные:
- о должностном лице, ответственном за выполнение операции;
- о сроке выполнения операции;
- о должностном лице, осуществляющем контрольные действия;
- о методах контроля;
- о наименовании контрольного действия;
- о видах/способах проведения контрольных действий.
23. Утверждение карт внутреннего финансового контроля в центральном аппарате Роспотребнадзора осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Роспотребнадзора, в территориальных органах и казенных учреждениях - руководителями территориальных органов и казенных учреждений.
24. Карта внутреннего финансового контроля формируется до начала очередного финансового года.
25. Актуализация (формирование, уточнение) карт внутреннего финансового контроля проводится:
- при принятии решения должностными лицами, ответственными за организацию внутреннего финансового контроля, о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
26. Перечень и карты внутреннего финансового контроля составляются на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей, на машинных носителях - в форме электронного документа с использованием электронной подписи (далее - электронный документ) с обязательным изготовлением копий электронных документов на бумажных носителях в соответствии с установленной в рамках документооборота периодичностью.
27. Перечень и карты внутреннего финансового контроля заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля".
IV. Порядок составления, ведения, учета и хранения журналов внутреннего финансового контроля
28. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о предлагаемых мерах по их устранению отражаются в журналах внутреннего финансового контроля (приложение N 3 к Порядку).
29. В центральном аппарате Роспотребнадзора журналы внутреннего финансового контроля ведутся и хранятся в отделах структурных подразделений, ответственных за ведение внутренних бюджетных процедур.
Ответственными за ведение и хранение журналов внутреннего финансового контроля являются начальники отделов структурных подразделений, ответственных за ведение внутренних бюджетных процедур.
30. Порядок ведения и хранения журналов внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях территориальных органов и казенных учреждений Роспотребнадзора, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур, перечни должностных лиц, ответственных за их ведение, устанавливаются руководителями территориальных органов и казенных учреждений.
31. Внесение записей в журналы внутреннего финансового контроля осуществляется по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
Ведение журналов внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну.
32. Журналы внутреннего финансового контроля составляются на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей, на машинных носителях - в форме электронного документа с обязательным изготовлением копий электронных документов на бумажных носителях в соответствии с установленной в рамках документооборота периодичностью.
33. Хранение журналов внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность.
34. Дела с журналами внутреннего финансового контроля включаются в номенклатуры дел центрального аппарата Роспотребнадзора, территориальных органов и казенных учреждений.
35. Журналы внутреннего финансового контроля заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля".
V. Порядок составления и представления информации и отчетности о результатах внутреннего финансового контроля
36. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля территориальные органы и казенные учреждения формируют отчет о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет) (приложение N 4 к Порядку).
37. Отчет составляется на основе данных журналов внутреннего финансового контроля.
К Отчету прилагается пояснительная записка, содержащая краткую характеристику результатов осуществления внутреннего финансового контроля за отчетный период, а также информацию:
- об актуализации карт внутреннего финансового контроля;
- о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к должностным лицам, допустившим нарушения;
- о передаче материалов в Федеральное казначейство (его территориальные органы) и (или) правоохранительные органы, о решениях, связанных с привлечением к ответственности за выявленные нарушения;
- иная информация, в том числе о эффективности и надежности внутреннего финансового контроля.
38. Территориальные органы и казенные учреждения ежегодно представляют Отчет в Финансово-экономическое управление в электронном виде в сроки, установленные приказом Роспотребнадзора для представления годовой бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности.
39. Информация о результатах внутреннего финансового контроля подразделениями (отделами) центрального аппарата Роспотребнадзора, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляется начальнику (заместителю начальника) Финансово-экономического управления.
40. Финансово-экономическое управление представляет сводный Отчет руководителю Роспотребнадзора ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным.
41. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководителем Роспотребнадзора принимаются решения с указанием сроков их выполнения.
42. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация о результатах внутреннего финансового аудита, а также указанная в актах, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля.
43. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.