Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
образования Саратовской
области
от 19.08.2020 N 1167
Порядок
проведения мониторинга качества образования образовательных организаций Саратовской области реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, с использованием мониторинговой информационно-аналитической системы (МИАС)
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок проведения мониторинга качества образования образовательных организаций Саратовской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, с использованием мониторинговой информационно-аналитической системы (МИАС) (далее - Порядок) разработан в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 года N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 657 "Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования";
приказом министерства образования Саратовской области от 14 апреля 2014 года N 1023 "Об осуществлении мониторинга системы образования на уровне Саратовской области".
1.2. Порядок устанавливает единые требования к проведению мониторинга качества образования образовательных организаций Саратовской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, с использованием мониторинговой информационно-аналитической системы (МИАС) (далее - мониторинг), определяет функции и взаимодействие исполнителей.
1.3. Мониторинг проводится в целях:
информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования;
непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
усиления результативности функционирования образовательной системы Саратовской области за счет принятия своевременных управленческих решений;
получения информации, дающей возможность оценить качество образования на разных уровнях образования в Саратовской области в целом;
выявления нарушений требований законодательства в сфере образования.
1.4. Мониторинг проводится не реже одного раза в год.
1.5. При проведении мониторинга осуществляется:
1.5.1. сбор информации (далее - сбор информации) от образовательных организаций Саратовской области:
муниципальных образовательных организаций Саратовской области всех форм собственности, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - муниципальные общеобразовательные организации);
государственных образовательных организаций Саратовской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования (далее - государственные общеобразовательные организации);
негосударственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - частные образовательные организации).
Сбор информации осуществляется посредством мониторинговой информационно-аналитической системы (далее - МИАС) в соответствии с формами МИАС (далее - форма), отражающими содержание показателей региональной программы мониторинговых исследований, утвержденной министерством образования Саратовской области (далее - программа);
1.5.2. обработка информации, полученной от респондентов посредством МИАС, и распределение образовательных организаций Саратовской области по кластерам кластерной модели, используемой для оценки качества образования в общеобразовательных организациях Саратовской области в соответствии с программой;
1.5.3. подготовка аналитико-статистических отчётов, основанных на информации, полученной от респондентов посредством МИАС, по запросу министерства образования Саратовской области в установленные сроки (далее - отчет).
1.6. В мониторинге принимают участие:
1.6.1. министерство образования Саратовской области (далее - министерство образования);
1.6.2. государственное автономное учреждение Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее - РЦОКО);
1.6.3. государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования" (далее - СОИРО);
1.6.4. органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы управления в сфере образования);
1.6.5. образовательные организации Саратовской области, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, всех форм собственности (далее - учреждения).
1.7. Результатом проведения мониторинга является анализ качества образования, который позволяет решить следующие задачи управления системой образования Саратовской области:
оценить состояние школьных, муниципальных и региональной систем образования, а именно их уровень и качество;
выявить сильные и слабые стороны системы образования региона и на этой основе определить приоритеты развития;
обеспечить построение обоснованного рейтинга (далее - кластеризация) учреждений;
удобно и наглядно показать степень результативности работы учреждений посредством кластерной модели, используемой для оценки качества образования в Саратовской области в соответствии с программой мониторинговых исследований (далее - кластерная модель).
Благодаря построению кластерной модели при соблюдении общих подходов к оценке качества образования, на региональном уровне появляется возможность получить информацию в разрезе: регион - муниципальные системы образования, а на уровне муниципалитета в разрезе: муниципальная система образования - учреждения.
Кластерная модель позволяет получить полную картину состояния школьных и муниципальных систем образования, выявить как характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы каждого учреждения, муниципального образования Саратовской области и на этой основе разработать систему практических мер по повышению качества образования в учреждении, муниципальном районе (городском округе) и в регионе в целом.
1.8. Контроль за соблюдением порядка проведения мониторинга осуществляет министерство образования.
2. Деятельность отдельных исполнителей при подготовке и проведении мониторинга
2.1. Министерство образования осуществляет нормативное правовое обеспечение проведения мониторинга:
2.1.1. управление общего и дополнительного образования:
распределяет функции исполнителей по организации и проведению мониторинга;
назначает регионального координатора, ответственного за проведение мониторинга в Саратовской области (далее - региональный координатор);
утверждает состав лиц, ответственных за проведение мониторинга на территории муниципальных районов (городских округов) области (далее - муниципальный координатор), в государственных общеобразовательных организациях (далее - координатор ГОО). Координацию проведения мониторинга в федеральных и частных образовательных организациях осуществляет региональный координатор;
организует информирование участников образовательного процесса и общественности о работах по подготовке и проведению мониторинга в регионе;
контролирует исполнение сроков проведения мероприятий, предусмотренных дорожной картой проведения мониторинга на соответствующий год (далее - дорожная карта), и соблюдение порядка проведения мониторинга;
координирует мероприятия по подготовке и проведению мониторинга, взаимодействуя с участниками мониторинга, указанными в пункте 1.6 настоящего Порядка;
запрашивает в РЦОКО статистические данные, устанавливая сроки их подготовки;
получает от РЦОКО статистические данные в установленные сроки;
анализирует полученные результаты мониторинга;
принимает управленческие решения в целях улучшения качества образования в Саратовской области;
2.1.2. управление специального образования и защиты прав несовершеннолетних в пределах своей компетенции:
организует информирование участников образовательного процесса и общественности о мероприятиях по подготовке и проведению мониторинга в государственных общеобразовательных организациях;
направляет кандидатуру координатора ГОО в состав координаторов мониторинга;
взаимодействует с региональным координатором по вопросам участия государственных общеобразовательных организаций в мониторинге;
согласовывает список государственных общеобразовательных организаций, участвующих в мониторинге;
организует участие государственных общеобразовательных организаций в мониторинге;
контролирует соблюдение сроков внесения информации в формы МИАС и достоверность предоставляемой информации государственными общеобразовательными организациями;
обеспечивает выполнение мероприятий, предусмотренных дорожной картой;
запрашивает в РЦОКО статистические данные и получает их от РЦОКО в установленные сроки;
анализируют результаты мониторинга в целях принятия управленческих решений, способствующих улучшению качества образования в государственных общеобразовательных организациях.
2.2. РЦОКО:
2.2.1. выполняет функции регионального координатора;
2.2.2. координирует участие в мониторинге федеральных и частных образовательных организаций;
2.2.3. осуществляет инструктивно-информационную поддержку координаторов;
2.2.4. выполняет организационно-технологическое сопровождение проведения мониторинга во время сбора информации от учреждений посредством МИАС;
2.2.5. обеспечивает размещение на официальном сайте министерства образования и РЦОКО:
Сборника статистических материалов в разделе "Мониторинг. Мониторинг системы образования Саратовской области" http://sarrcoko.ru/page/id/89;
2.2.6. выполняет мероприятия, предусмотренные дорожной картой;
2.2.7. использует статистические данные в дальнейшей работе.
2.3. СОИРО:
2.3.1. проводят анализ результатов мониторинга;
2.3.2. принимают управленческие решения в целях улучшения показателей качества образования в учреждениях в пределах своей компетенции.
2.4. Органы управления в сфере образования:
2.4.1. обеспечивают информирование участников образовательного процесса и общественности об участии в мероприятиях по подготовке и проведению мониторинга;
2.4.2. направляют в управление общего и дополнительного образования министерства образования кандидатуры муниципальных координаторов в состав координаторов;
2.4.3. взаимодействуют с региональным координатором при подготовке и проведении мониторинга;
2.4.4. согласовывают списки муниципальных общеобразовательных организаций, участвующих в мониторинге;
2.4.5. организуют участие муниципальных общеобразовательных организаций в проведении мониторинга;
2.4.6. контролируют соблюдение муниципальными общеобразовательными организациями сроков внесения информации в формы МИАС;
2.4.7. осуществляют проверку достоверности внесенной в формы МИАС информации;
2.4.8. обеспечивают выполнение мероприятий, предусмотренных дорожной картой;
2.4.9. размещают на официальных сайтах органов управления в сфере образования информацию об итогах участия муниципального района (городского округа) в мониторинге;
2.4.10. проводят анализ результатов участия муниципальных общеобразовательных организаций муниципального района (городского округа) в мониторинге;
2.4.11. принимают управленческие решения в целях улучшения показателей качества образования в муниципальных районах (городских округах) в пределах своей компетенции.
2.5. Учреждения:
2.5.1. назначают лиц, ответственных за подготовку и проведение мониторинга в учреждениях (далее - координатор учреждения);
2.5.2. информируют обучающихся и их родителей (законных представителей) о подготовке и проведении мониторинга в учреждениях;
2.5.3. проводят опрос обучающихся 4, 9, 11(12) классов, их родителей (законных представителей), преподавателей (далее - опрос, участники опроса), используя диагностические материалы, в соответствии с программой мониторинговых исследований.
2.5.4. осуществляют обработку ответов участников опроса;
2.5.5. вносят достоверную информацию в формы МИАС. Информация предоставляется с учетом структурных подразделений, обеспечивающих осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности, реализуемых в учреждении образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся;
2.5.6. сохраняют заполненные участниками опросные листы и результаты обработки в учреждении в течение года после проведения диагностики;
2.5.7. знакомятся на официальном сайте РЦОКО в разделе "Мониторинг. Мониторинг системы образования" http://sarrcoko.ru/page/id/89 с результатами мониторинга в сборнике статистических материалов;
2.5.8. проводят самоанализ по результатам участия в мониторинге для определения причин, влияющих на качество образования в учреждении;
2.5.9. размещают на официальном сайте учреждения информацию о результатах участия учреждения в мониторинге;
2.5.10. принимают в пределах своей компетенции управленческие решения по результатам мониторинга, обеспечивающие повышение уровня качества образования в учреждении.
3. Порядок подготовки к проведению мониторинга
3.1. Региональный координатор в соответствии с дорожной картой:
3.1.1. формирует электронные папки с логинами и паролями (далее - реквизиты доступа) для должностных лиц министерства образования (по запросу), муниципальных координаторов, координатора ГОО и координаторов учреждений для входа в личный кабинет на платформе МИАС (далее - личный кабинет);
3.1.2. передает реквизиты доступа с соблюдением конфиденциальности:
должностным лицам министерства образования по запросу;
муниципальным координаторам, координатору ГОО, координаторам учреждений федеральных и частных образовательных организаций для входа в личный кабинет, а также предоставляет муниципальным координаторам и координатору ГОО реквизиты доступа для координаторов учреждений муниципальных общеобразовательных организаций и государственных общеобразовательных организаций, соответственно;
3.1.3. выполняет технические мероприятия с целью открытия доступа к МИАС должностным лицам министерства образования по запросу, муниципальным координаторам, координатору ГОО и координаторам учреждений;
3.1.4. формирует в МИАС базу данных;
3.1.5. осуществляет инструктивно-методическую поддержку по работе в МИАС муниципальных координаторов, координатора ГОО и должностных лиц министерства образования в течение всего периода проведения мониторинга;
3.1.6. взаимодействует с муниципальными координаторами, координатором ГОО, координаторами учреждений федеральных и частных образовательных организаций по вопросам выверки списков учреждений в базе данных;
3.1.7. размещает и открывает доступ в МИАС к формам:
Форма - 1 МИАС "Общие сведения";
Форма - 2 МИАС "Техническое состояние";
Форма - 3 МИАС "Материально-техническое и информационное обеспечение";
Форма - 4 МИАС "Качество образовательной среды";
Форма - 5 МИАС "Кадровое обеспечение";
Форма - 6 МИАС "Прозрачность и объективность образовательного процесса";
Форма - 7 МИАС "Шаблон статистического отчёта по результатам ВПР";
Форма - 8 МИАС "ГТО";
Форма - 9 МИАС "Индивидуализация образовательного процесса";
Форма - 10 МИАС "Результаты диагностики";
Форма - 11 МИАС "Мониторинг жизнеустройства выпускников 9 (10) классов";
Форма - 12 МИАС "Мониторинг жизнеустройства выпускников 11 (12) классов";
Форма - 13 МИАС "Всероссийская олимпиада школьников";
3.2. Муниципальный координатор и координатор ГОО в соответствии с инструкцией для координатора по работе в МИАС (приложение N 1 к настоящему Порядку):
3.2.1. получают от регионального координатора с соблюдением конфиденциальности электронную папку с реквизитами доступа для входа в личный кабинет (для тех участников, которые впервые принимают участие в мониторинге или реквизиты доступа утеряли);
3.2.2. предоставляют с соблюдением конфиденциальности координаторам учреждений реквизиты доступа для входа в личный кабинет в сроки, соответствующие дорожной карте;
3.2.3. осуществляют регистрацию и вход в личный кабинет;
3.2.4. выверяют посредством МИАС списки учреждений, планируемых для участия в мониторинге (код, наименование), внесенных в базу данных в сроки, соответствующие дорожной карте;
3.2.5. взаимодействуют с региональным координатором по вопросам коррекции информации об учреждениях, внесенных в базу данных;
3.2.6. назначают в МИАС учреждения для участия в мониторинге в соответствии с инструкцией для координатора: муниципального координатора и координатора ГОО (приложение N 1 к настоящему Порядку) в сроки, соответствующие дорожной карте;
3.2.7. осуществляют инструктивно-методическую поддержку координаторов учреждений в течение всего периода проведения мониторинга;
3.2.8. контролируют регистрацию в МИАС координаторов учреждений.
3.3. Координатор учреждения в соответствии с дорожной картой:
3.3.1. получает реквизиты доступа для входа в личный кабинет с соблюдением конфиденциальности:
из муниципальной общеобразовательной организации у муниципального координатора;
из государственной общеобразовательной организации у координатора ГОО;
из федеральной и частной образовательной организации у регионального координатора;
3.3.2. регистрируется в МИАС в соответствии с инструкцией для координатора учреждения по работе в МИАС (приложение N 2 к настоящему Порядку);
3.3.3. проводит опрос участников в соответствии с материалами диагностики, программы мониторинговых исследований;
3.3.4. осуществляет подготовку информации для внесения в формы МИАС в сроки, установленные дорожной картой.
4. Порядок проведения мониторинга
4.1. Координатор учреждения в соответствии с дорожной картой:
4.1.1. проводит опрос участников согласно составленному им графику проведения опросов в соответствии с материалами диагностики, программы мониторинговых исследований;
4.1.2. обрабатывает результаты опросов, в соответствии с материалами диагностики, программы мониторинговых исследований;
4.1.3. вносит достоверную информацию в формы МИАС в сроки, установленные дорожной картой.
4.1.4. в целях подтверждения объективности информации в течение 5 рабочих дней после заполнения каждой формы МИАС координаторы учреждений федеральных и частных образовательных организаций размещают в МИАС в личном кабинете подтверждение о полноте и достоверности внесенной федеральными и частными образовательными организациями информации в формы МИАС в виде официального письма (далее - официальное письмо) за подписью руководителя учреждения.
4.2. Муниципальный координатор и координатор ГОО:
4.2.1. контролируют соблюдение муниципальными общеобразовательными организациями и государственными общеобразовательными организациями, соответственно, сроков:
проведения мероприятий мониторинга;
внесения информации в формы МИАС;
4.2.2. обеспечивают проверку полноты и достоверности информации, внесенной муниципальными общеобразовательными организациями и государственными общеобразовательными организациями в формы МИАС, соответственно;
4.2.3. в целях подтверждения объективности информации в течение 5 рабочих дней после заполнения каждой формы МИАС учреждениями размещают в своем личном кабинете официальное письмо:
муниципальный координатор за подписью руководителя органа управления в сфере образования;
координатор ГОО за подписью руководителя управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних министерства образования.
4.3. Региональный координатор в соответствии с дорожной картой:
4.3.1. контролирует соблюдение сроков внесения информации в формы МИАС федеральными и частными образовательными организациями;
4.3.2. координирует проведение мониторинга, взаимодействуя с муниципальными координаторами, координатором ГОО, координаторами учреждений федеральных и частных образовательных организаций;
4.3.3. информирует министерство образования о ходе проведения и завершении мониторинга;
4.3.4. осуществляет выгрузку из МИАС информации, внесенной в формы МИАС учреждениями, в формате предусмотренных в МИАС форм отчетов (далее - отчеты МИАС);
4.3.5. выполняет:
обработку информации, содержащейся в отчётах МИАС;
кластеризацию учреждений в соответствии с программой мониторинговых исследований;
подготовку статистических отчетов по запросу министерства образования и представляет их в министерство образования в установленные сроки;
4.3.6. размещает на официальном сайте РЦОКО сборник статистических материалов по результатам мониторинга в разделе "Мониторинг. Мониторинг системы образования" http://sarrcoko.ru/page/id/89 (далее - сборник статистических материалов);
4.4. После опубликования сборника статистических материалов органы управления в сфере образования, учреждения:
4.4.1. проводят самоанализ по результатам участия в мониторинге;
4.4.2. размещают информацию о результатах участия в мониторинге на своих официальных сайтах.
4.5. По результатам мониторинга проводятся совещания на различных уровнях в учебном году, следующим за годом проведения мониторинга.
5. Использование результатов мониторинга
5.1. Итоги мониторинга используются:
5.1.1. министерством образования для:
контроля состояния системы образования на муниципальном и региональном уровнях;
принятия управленческих решений в целях повышения качества образования в Саратовской области;
информирования граждан о системе образования Саратовской области;
подготовки аналитической и статистической информации;
5.1.2. комитетом по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Саратовской области при осуществлении мероприятий по государственному контролю и надзору в сфере образования и формировании ежегодного плана проведения плановых проверок;
5.1.3. РЦОКО для подготовки аналитической и статистической информации;
5.1.4. СОИРО для организации и повышения эффективности методической работы и при планировании работы по повышению квалификации учителей с целью формирования системы учительского роста;
5.1.5. органами управления в сфере образования для:
анализа текущего состояния муниципальной системы образования;
формирования программ её развития;
принятия управленческих решений в целях повышения качества образования в муниципальном районе (городском округе);
подготовки аналитической и статистической информации;
5.1.6. учреждениями для:
подготовки аналитической и статистической информации;
улучшения качества образовательных услуг, оказываемых учреждением;
повышения эффективности управления качеством обучения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.