Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Зеленчукского сельского поселения
от 29.07.2020 N 156
Положение
о порядке выявления, учета и оформления бесхозяйного недвижимого, движимого и выморочного имущества в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", Уставом Зеленчукского сельского поселения.
1.2. Положение определяет:
- Порядок выявления бесхозяйных объектов, оформления документов, постановки на учет и признания права муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения на бесхозяйное имущество (далее именуются "бесхозяйные объекты недвижимого имущества" и "бесхозяйные движимые вещи"), расположенное на территории Зеленчукского сельского поселения.
- Порядок принятия выморочного имущества в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения.
2. Порядок выявления бесхозяйных недвижимых объектов, оформления документов, постановки на учет и признания права муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное на территории Зеленчукского сельского поселения
2.1. Порядок распространяется на имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо на имущество, от права собственности на которое собственник отказался.
2.2. Оформление документов для признания бесхозяйными объектов недвижимого имущества и движимых вещей, находящихся на территории Зеленчукского сельского поселения, постановку на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и принятие в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения бесхозяйных объектов недвижимого имущества и бесхозяйных движимых вещей осуществляет Администрация Зеленчукского сельского поселения в соответствии с настоящим Положением.
2.3. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (его территориальное подразделение, далее - орган регистрации прав).
2.4. Бесхозяйные движимые вещи государственной регистрации не подлежат.
2.5. Главными целями и задачами выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества и бесхозяйных движимых вещей и оформления права муниципальной собственности на них являются:
- вовлечение неиспользуемого имущества в свободный гражданский оборот;
- обеспечение нормальной и безопасной технической эксплуатации имущества;
- надлежащее содержание территории Зеленчукского сельского поселения.
2.6. Бесхозяйные объекты недвижимого имущества выявляются в результате проведения инвентаризации, при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры Зеленчукского сельского поселения, в ходе проверки использования объектов на территории Зеленчукского сельского поселения или иными способами.
2.7. Сведения об объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
2.8. На основании поступившего в Администрацию Зеленчукского сельского поселения (далее - Администрация) обращения по поводу выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Администрация осуществляет:
- проверку поступивших сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного (с выездом на место);
- сбор необходимой документации и подачу ее в орган регистрации прав, в целях постановки на учет выявленного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного;
- ведение Реестра выявленного бесхозяйного недвижимого имущества;
- подготовку документов для принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в собственность Зеленчукского сельского поселения в соответствии с действующим законодательством.
2.9. В целях проведения проверки возможного наличия собственника выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Администрация на первом этапе запрашивает:
- сведения о наличии объекта недвижимого имущества в реестре муниципальной собственности муниципального образования;
- сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества в органе регистрации прав.
В случае необходимости Администрация подготавливает и направляет запросы в органы ФНС России о наличии в ЕГРЮЛ юридического лица, а также запрос юридическому лицу, являющемуся возможным балансодержателем имущества.
2.10. В случае выявления информации о наличии собственника объекта недвижимого имущества Администрация прекращает работу по сбору документов для его постановки на учет в качестве бесхозяйного и сообщает данную информацию лицу, предоставившему первичную информацию об этом объекте.
При этом Администрация направляет собственнику объекта обращение с просьбой отказаться от прав на него в пользу муниципального образования либо принять меры к его надлежащему содержанию.
2.11. Если в результате проверки собственник объекта недвижимого имущества не будет установлен, Администрация:
2.11.1. Организует в установленном порядке работу по проведению технической инвентаризации объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, и изготовлению технического плана на объект.
2.11.2. Осуществляет сбор документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются:
1) выданные органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
2) выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы;
3) сведения из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимого имущества (здание, строение, сооружение);
4) заявление от собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества и согласии на постановку на учет этого имущества в качестве бесхозяйного (представляется в случае отказа собственника от права собственности на это имущество), удостоверенное нотариально.
В случае отказа собственника - юридического лица от права собственности на имущество и в случае, если право собственности не зарегистрировано, Администрация запрашивает у него следующие документы:
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности;
- полное наименование, индивидуальный номер налогоплательщика, дата и место государственной регистрации, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности).
В случае отказа собственника - физического лица - от права собственности на имущество и в случае, если право собственности не зарегистрировано, Администрация запрашивает у него следующие документы:
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности;
- копию документа, удостоверяющего личность гражданина;
5) документы, подтверждающие отсутствие проживающих в жилых помещениях (акты обследования);
6) выписка из ЕГРН на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (при наличии);
7) иные документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
2.12. Если в результате проверки будет установлено, что обнаруженное недвижимое имущество отвечает требованиям бесхозяйного для принятия его на учет как бесхозяйного Администрация обращается с заявлением в орган регистрации прав.
2.12.1. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532), а именно:
а) в случае если объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен:
- документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности:
- заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
2.13. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
2.14. Бесхозяйный объект недвижимого имущества учитывается в Реестре выявленного бесхозяйного недвижимого имущества (далее - Реестр) (с целью осуществления контроля за сохранностью этого имущества) с даты постановки объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, до момента возникновения права муниципальной собственности на такой объект.
2.14.1. Основанием для включения такого объекта в Реестр является соответствующее постановление Администрации Зеленчукского сельского поселения.
2.15. Администрация Зеленчукского сельского поселения вправе осуществлять ремонт и содержание бесхозяйного имущества за счет средств местного бюджета Зеленчукского сельского поселения.
2.16. Если в срок до принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность объявится его собственник, доказывание права собственности на него лежит на этом собственнике.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.17.1. В случае если собственник докажет право собственности на объект недвижимого имущества, Администрация Зеленчукского сельского поселения:
- направляет заказное письмо с предложением о необходимости принятия мер по содержанию данного объекта в надлежащем состоянии в соответствии с действующими нормами (при непринятии мер в срок до 6 месяцев с даты отправки уведомления по почте вопросы его дальнейшего использования решаются в судебном порядке);
- готовит соответствующее постановление об исключении этого объекта из Реестра.
2.17.2. В случае если собственник докажет право собственности на объект недвижимого имущества, Администрация Зеленчукского сельского поселения имеет право на возмещение затрат, понесенных на ремонт и содержание данного объекта, в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
2.17.3. В случае если бесхозяйный объект недвижимого имущества по решению суда будет признан муниципальной собственностью Зеленчукского сельского поселения, собственник данного имущества может доказывать свое право собственности на него в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.18. По истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет Администрация Зеленчукского сельского поселения обращается в суд с заявлением о признании права собственности Зеленчукского сельского поселения на этот объект и находящиеся в его составе бесхозяйные движимые вещи (при наличии) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2.19. Право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации в органе регистрации прав.
2.20. После регистрации права и принятия бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения вносит соответствующие сведения в реестр муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения.
3. Выявление бесхозяйных движимых вещей, ведение реестра бесхозяйных движимых вещей и их содержание
3.1. Сведения о движимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной, брошенной или иным образом оставленной собственником, могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, из заявлений юридических и физических лиц.
3.2. На основании поступившего обращения в связи с выявлением движимой вещи, брошенной собственником или иным образом оставленной им с целью отказа от права собственности на нее, на земельном участке, водном объекте или ином объекте, находящемся в муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения в границах Зеленчукского сельского поселения, уполномоченный орган в целях установления владельца такой вещи:
- размещает информацию об установлении владельца в газете "Волотовский вестник", на сайте Зеленчукского сельского поселения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слово "Волотовский" следует читать как "Зеленчукский"
3.3. Если в течение одного месяца с даты размещения информации об установлении владельца брошенной вещи владелец не будет установлен уполномоченный орган проводит инвентаризацию брошенной вещи (составляет соответствующий акт).
3.4. Для составления акта инвентаризации, определения характеристик и установления стоимости бесхозяйной движимой вещи на основании постановления Администрации Зеленчукского сельского поселения создается инвентаризационная комиссия с учетом требований приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
3.5. После проведенной инвентаризации, на основании акта инвентаризации и постановления Администрации Зеленчукского сельского поселения осуществляется внесение бесхозяйной движимой вещи в реестр выявленного бесхозяйного движимого имущества. Реестр бесхозяйного движимого имущества формируется на основании постановления администрации Зеленчукского сельского поселения. Ответственным за ведение данного реестра является уполномоченный орган.
3.6. Брошенные вещи с момента начала их использования поступают в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения, кроме установленных действующим законодательством случаев, когда данные вещи могут поступать в собственность, если они признаны судом бесхозяйными. В данном случае в течение одного месяца (с момента включения движимой вещи в реестр бесхозяйного движимого имущества) уполномоченный орган обращается в суд с заявлением о признании такой вещи бесхозяйной. После признания судом движимой вещи бесхозяйной она поступает в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения.
3.7. При поступлении в собственность движимых вещей указанных в п. 3.6 настоящего Положения уполномоченный орган в установленном законодательством порядке вносит данное имущество в реестр муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения.
3.8. Если движимая вещь, указанная в п. 3.6 настоящего Положения, не подлежит включению в реестр муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения, уполномоченный орган разрабатывает проект постановления администрации Зеленчукского сельского поселения о дальнейшем использовании данной вещи в соответствии с действующим законодательством.
3.9. После внесения движимой вещи, указанной в п. 3.6 настоящего Положения, в реестр муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения или принятия постановления, предусмотренного пунктом 3.8 настоящего Положения, данная вещь исключается из реестра выявленного бесхозяйного движимого имущества.
3.10. Исключение из реестра бесхозяйного движимого имущества осуществляется уполномоченным органом путем вынесения соответствующего постановления администрации Зеленчукского сельского поселения.
3.11. В целях предотвращения угрозы разрушения движимого имущества, включенного в реестр выявленного бесхозяйного движимого имущества, его утраты, возникновения чрезвычайных ситуаций администрация Волотовского муниципального района и ее структурные подразделения, муниципальные казенные учреждения вправе осуществлять ремонт и содержание бесхозяйного движимого имущества за счет средств бюджета Зеленчукского сельского поселения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "Волотовского муниципального района" следует читать как "Зеленчукского муниципального района"
3.12. В целях предотвращения угрозы разрушения бесхозяйного объекта движимого имущества, его утраты, возникновения чрезвычайных ситуаций (в части содержания в надлежащем состоянии объектов жизнеобеспечения и объектов благоустройства) такой объект на период оформления его в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения может передаваться на ответственное хранение и забалансовый учет муниципальным учреждениям и предприятиям, осуществляющим виды деятельности, соответствующие целям использования бесхозяйного имущества, с их согласия, а также передается организациям соответствующего профиля, которые обязаны обслуживать данные бесхозяйные объекты в соответствии с требованиями действующего законодательства. Бесхозяйные объекты движимого имущества передаются организациям на основании акта приема-передачи, который подписывается сторонами в двух экземплярах, один из которого хранится в уполномоченном органе.
4. Порядок принятия выморочного имущества в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения
4.1. Под выморочным имуществом, переходящим по праву наследования к муниципальному образованию по закону относится имущество, принадлежащее гражданам на праве собственности и освобождающиеся после их смерти в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, а также, если имущество передано по завещанию муниципальному образованию.
4.2. В соответствии с действующим законодательством выморочное имущество в виде расположенных на территории Зеленчукского сельского поселения жилых помещений; земельных участков, а также расположенных на них зданий, сооружений, иных объектов недвижимости; доли в праве общей долевой собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества, переходит в порядке наследования по закону в муниципальную собственность района.
4.3. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения на наследство, является свидетельство о праве на наследство, выдаваемое нотариальным органом. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
4.4. Администрация обеспечивает государственную регистрацию права муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения на выморочное имущество в органах регистрации прав.
4.5. Выморочное имущество в виде расположенных на территории Зеленчукского сельского поселения жилых помещений (в том числе жилых домов и их частей), право собственности, на которое зарегистрировано в установленном порядке, включается в жилищный фонд социального использования.
4.6. Для получения свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество должностное лицо собирает следующие документы, направляя запросы в соответствующие государственные органы:
- свидетельство (справку) о смерти, выданное учреждениями записи актов гражданского состояния;
- выписку из лицевого счета жилого помещения;
- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии сведений о правах на данный объект недвижимого имущества (здание, строение, сооружение, земельный участок);
- технический паспорт (при наличии);
- правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества (при наличии);
- учредительные документы Администрации;
- иные документы по требованию нотариуса.
4.7. В случае отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество Администрация обращается с иском в суд о признании права муниципальной собственности муниципального образования на выморочное имущество.
4.8. При получении свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество либо вступившего в силу решения суда о признании права муниципальной собственности муниципального образования на выморочное имущество Администрация обращается в орган регистрации прав для регистрации права муниципальной собственности Зеленчукского сельского поселения на выморочное имущество.
4.9. После государственной регистрации прав на недвижимое имущество должностное лицо готовит проект Постановления о приеме в муниципальную собственность Зеленчукского сельского поселения и включении в состав имущества муниципальной казны выморочного имущества, в жилищный фонд социального использования.
4.10. Сведения по жилым помещениям, земельным участкам, а также по расположенным на них зданиям, сооружениям, иным объектам недвижимости; долям в праве общей долевой собственности, являющиеся выморочным имуществом, право собственности на которые зарегистрировано за муниципальным образованием, вносятся в реестр муниципального имущества Зеленчукского сельского поселения, а документация, связанная с объектом недвижимости, поступает на хранение в Администрация.
Вопросы принятия в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого и выморочного имущества, не урегулированные настоящим Положением, регулируется действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.