Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства образования
и науки Удмуртской Республики
от 23 июня 2020 г. N 699
Целевая модель
развития системы дополнительного образования детей в Удмуртской Республике
I. Общие положения
1.1. Целевая модель развития системы дополнительного образования детей в Удмуртской Республике (далее - Целевая модель ДОД в УР) разработана в целях реализации Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее соответственно - федеральный проект "Успех каждого ребенка", национальный проект "Образование") и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием системы дополнительного образования детей в Удмуртской Республике в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
1.2. Целевая модель ДОД в УР является обязательной для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы на территории Удмуртской Республики (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, организациях дополнительного профессионального образования, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, иных юридических лиц), а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность).
1.3. Целью внедрения Целевой модели ДОД в УР является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и Удмуртской Республики, исторических и национально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата дополнительным образованием до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Удмуртской Республики.
1.4. Задачи Целевой модели ДОД в УР:
повышение вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей;
формирование ведущей роли дополнительного образования детей в системе образования Удмуртской Республики как важнейшего элемента интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования детей, а также обеспечение подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития Удмуртской Республики;
повышение значимости и востребованности дополнительных общеобразовательных программ;
создание конкурентных условий для развития различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе государственных (муниципальных), частных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность;
обновление методов и содержания дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества;
обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
обеспечение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, Удмуртской Республики и муниципальных образований в Удмуртской Республике;
участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ организаций реального сектора экономики;
внедрение проектного управления в сфере дополнительного образования детей;
создание организационной структуры, предусматривающей взаимодействие структурных элементов на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, муниципальном и региональном уровнях, а также обеспечивающей эффективное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования при реализации дополнительных общеобразовательных программ;
формирование эффективной межведомственной и межуровневой системы взаимодействия в рамках развития региональной системы дополнительного образования детей;
формирование организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного образования детей в Удмуртской Республике, направленных на совершенствование системы финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающих повышение качества дополнительного образования детей, создание конкурентной среды в системе дополнительного образования детей, а также равный доступ детей к обучению по дополнительным общеобразовательным программам;
формирование системы кадрового обеспечения дополнительного образования детей на основе программного подхода, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников дополнительного образования детей;
развитие сетевой формы реализации образовательных программ с возможностью зачета освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ при обучении по основным образовательным программам и формирование индивидуальных учебных планов обучающихся.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.4. Структура Целевой модели ДОД в УР включает:
порядок обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ;
структуру управления системой дополнительного образования детей в Удмуртской Республике;
организационно-финансовую структуру системы дополнительного образования детей в Удмуртской Республике;
порядок кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей в Удмуртской Республике;
основные направления использования инфраструктурных и материально- технических ресурсов в региональной системе дополнительного образования детей.
1.5. Показатели реализации Целевой модели ДОД в УР ежегодно устанавливаются приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
II. Порядок обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ
2.1. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, под которым понимается метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, Плана реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, государственных программ Удмуртской Республики, стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Удмуртской Республике, муниципальных программ.
2.2. При обновлении содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения в Удмуртской Республике должны соблюдаться следующие принципы:
а) создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка;
б) обеспечение эффективного использования времени обучающихся, приобретение ими новых навыков и компетенций за оптимальное время, включая обеспечение возможности для зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, результатов освоения дополнительных образовательных программ;
в) предоставление всеобщего и равного доступа каждого ребенка к дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, обеспечение доступности для каждого ребенка не менее чем к двум дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей на территории каждого муниципального образования в Удмуртской Республике;
г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;
д) конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;
е) использование в реализации дополнительных общеобразовательных программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);
ж) обеспечение выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;
з) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества;
и) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на приоритетные направления социально-экономического и территориального развития Удмуртской Республики на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года;
к) учет независимой оценки качества подготовки обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также учет мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников.
2.3. В целях обеспечения выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в рамках внедрения Целевой модели ДОД в УР используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на модульном принципе представления содержания образовательных программ, образовательных проектов, путем реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (далее - формы организации образовательной деятельности).
Использование форм организации образовательной деятельности применяется в целях развития метапредметных навыков у обучающихся, включая межпредметные, и реализуется в том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного и (или) круглогодичного действия.
2.4. В целях обеспечения всеобщего и равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам всех направленностей в Удмуртской Республике разрабатываются краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы по всем направленностям, нацеленные на получение обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющие обучающимся определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ.
2.5. В целях определения потребности в новых дополнительных общеобразовательных программах Министерство образования и науки Удмуртской Республики ежегодно организует проведение анализа реализуемых дополнительных общеобразовательных программ на основе данных АИС "Персонифицированное финансирование дополнительного образования" (далее - АИС ПФ ДО) в соответствии с отдельным порядком.
2.6. В целях определения потребности в новых дополнительных общеобразовательных программах на территории муниципального образования органы местного самоуправления организуют мониторинг социального заказа в муниципальном образовании на услуги в сфере дополнительного образования в соответствии со сроками, обозначенными в Дорожных картах по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в муниципальном образовании, а также анализ реализуемых в муниципальном образовании дополнительных общеобразовательных программ на основе данных АИС ПФДО в соответствии с рекомендованным Министерством образования и науки УР порядком
2.7. На основании анализа реализуемых дополнительных общеобразовательных программ и мониторинга, указанных в пп. 2.5, 2.6 настоящей Целевой модели ДОД в УР, организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике, ежегодно проводят обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения, а также осуществляют разработку новых дополнительных общеобразовательных программ с последующим их размещением в АИС ПФДО.
2.8. Методологическое сопровождение обновления содержания и экспертизу новых дополнительных общеобразовательных программ при их размещении в АИС ПФДО и методов обучения осуществляют муниципальные опорные центры дополнительного образования детей, а также Автономное образовательное учреждение Удмуртской Республики "Региональный образовательный центр одаренных детей".
2.9. В целях выявления лучших практик обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, методов обучения и формирования Банка лучших практик, Региональным модельным центром Удмуртской Республики ежегодно проводится Региональный конкурс лучших практик в системе дополнительного образования.
III. Структура управления региональной системой дополнительного образования детей в Удмуртской Республике
3.1. Структура управления системой дополнительного образования детей в Удмуртской Республике включает:
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Межведомственный совет по развитию системы дополнительного образования детей в Удмуртской Республике, утверждённый распоряжением Правительства УР N от (далее - Межведомственный совет);
Попечительский совет автономного образовательного учреждения Удмуртской Республики "Региональный образовательный центр одаренных детей", утвержденный распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18.07.2019 г. N 161-РГ;
региональный модельный центр дополнительного образования детей в Удмуртской Республике, созданный на базе Автономного образовательного учреждения Удмуртской Республики "Региональный образовательный центр одаренных детей" (далее - Региональный модельный центр);
органы местного самоуправления;
муниципальные опорные центры дополнительного образования детей в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам на территории Удмуртской Республики.
3.2. Правительство Удмуртской Республики:
а) принимает решение о внедрении Целевой модели ДОД;
б) принимает решение о внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
в) обеспечивает обновление содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, осуществление кадровой политики, функционирование управленческой и организационно-финансовой структуры в системе дополнительного образования детей в Удмуртской Республике в соответствии с программным подходом исходя из приоритетов, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, Плана реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, государственных программ Удмуртской Республики, стратегий социально- экономического развития муниципальных образований в Удмуртской Республике, муниципальных программ.
3.3. Министерство образования и науки Удмуртской Республики:
а) осуществляет координацию внедрения Целевой модели ДОД в УР;
б) обеспечивает деятельность Центра одаренных детей и Регионального модельного центра;
в) координирует создание сети муниципальных опорных центров;
г) проводит инвентаризацию инфраструктурных, материально- технических, кадровых ресурсов, а также дополнительных общеобразовательных программ и готовит предложения по обновлению содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, осуществлению кадровой политики в системе дополнительного образования детей в Удмуртской Республике в соответствии с программным подходом исходя из приоритетов, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, Плана реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, государственных программ Удмуртской Республики, стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Удмуртской Республике, муниципальных программ.
д) обеспечивает реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели ДОД в УР;
е) обеспечивает развитие материально-технической базы, инфраструктуры и кадрового потенциала организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам на основе программного подхода;
ж) реализует меры по обеспечению доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей-сирот.
3.4. Межведомственный совет создается в целях обеспечения межведомственного и межуровневого взаимодействия в региональной системе дополнительного образования детей при внедрении Целевой модели ДОД в УР и включает представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, культуры, спорта, финансов, экономического развития, а также представителей органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, научных организаций, общественных объединений и иных заинтересованных организаций.
3.5. Задачи, функции и полномочия Межведомственного совета утверждаются Правительством Удмуртской Республики.
3.6. Задачи, функции и полномочия Регионального модельного центра утверждаются Правительством Удмуртской Республики.
3.7. Региональный модельный центр создается на базе Автономного образовательного учреждения Удмуртской Республики "Региональный образовательный центр одаренных детей" (далее - Центр одаренных детей).
3.8. Наряду с Региональным модельным центром структурными подразделениями Центра одаренных детей, обеспечивающими реализацию Целевой модели ДОД в УР, формирование единого образовательного пространства для эффективной организации дополнительного образования детей в республике по соответствующей направленности, комплексное обновление содержания дополнительного образования в соответствующей направленности, являются:
республиканский центр дополнительного образования детей (туристско- краеведческая, художественная направленность);
детский технопарк "Кванториум" (техническая направленность);
республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа (физкультурно-спортивная направленность).
3.9. Органы местного самоуправления при участии во внедрении Целевой модели ДОД в УР на территории соответствующего муниципального образования обеспечивают:
а) создание муниципального опорного центра;
б) реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели ДОД в УР;
в) развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на основе программного подхода.
3.10. Функции муниципальных опорных центров:
а) координация и осуществление организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при внедрении Целевой модели ДОД в УР, в том числе:
выявление, распространение и внедрение лучших практик дополнительного образования в муниципальном образовании,
организационное, методическое и экспертно-консультационное сопровождение образовательных организаций в муниципальном образовании,
разработка, внедрение и реализация дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в сетевой и дистанционной форме,
реализация мер по непрерывному развитию педагогических кадров и др.
б) координация деятельности муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при включении ими данных в Портал- навигатор, в том числе:
подготовка предложений по критериям распределения дополнительных образовательных программ по перечням образовательных программ, указанных в пункте 4.4 настоящей Целевой модели ДОД в УР,
экспертиза дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых на территории муниципального образования,
и др.
3.11. Порядок создания, цель, задачи, функции и структура муниципального опорного центра отражаются в соответствующем положении о муниципальном опорном центре дополнительного образования детей.
3.12. Функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на территории Удмуртской Республики при участии во внедрении Целевой модели ДОД в УР:
а) участие в обновлении содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, реализации кадровой политики в соответствии с программным подходом;
б) участие во внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
в) участие в осуществлении персонифицированного учета детей, обучающихся по программам дополнительного образования детей;
г) обеспечение формирования баз данных Портала-навигатора;
д) обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников системы дополнительного образования в формате непрерывного образования;
е) обеспечение развития инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала на основе программного подхода;
ж) участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
3.13. Информация об организациях (органах), включенных в состав управленческой структуры Целевой модели ДОД в УР, размещается на официальном сайте Министерства образования и науки УР, Регионального модельного центра, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
IV. Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей
4.1. Организационно-финансовая структура системы дополнительного образования детей в Удмуртской Республике формируется исходя из цели обеспечения равного доступа детей к получению дополнительного образования на основе автоматизации организационно-управленческих процессов на основании нормативно-правовых актов:
распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2018 года N 241-р "О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Удмуртской Республике",
приказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20 марта 2018 года N 281 "Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Удмуртской Республике";
приказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20 апреля 2018 года N 460, Министерства культуры и туризма УР N 101/01-05/100, Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике УР N 137 "Об утверждении Концепции персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Удмуртской Республике";
нормативно правовых актов муниципального уровня.
4.2. Организационно-финансовая структура системы дополнительного образования детей в Удмуртской Республике включает персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, персонифицированное финансирование дополнительного образования детей и Портал-навигатор.
4.3. В целях обеспечения персонифицированного выбора ребенком (родителями (законными представителями) дополнительных общеобразовательных программ в Удмуртской Республике с 2018 года внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей путем закрепления за ними определенного объема средств и их передачи организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, после выбора этой программы ребенком (родителями (законными представителями), предусматривающая соблюдение следующих основных принципов:
а) равный и свободный доступ детей к получению сертификата;
б) свобода выбора ребенком и его родителями (законными представителями) любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории Удмуртской Республики;
в) прием на обучение по соответствующей дополнительной общеобразовательной программе проводится на общедоступной основе на принципах равных условий приема для всех поступающих в соответствии с порядком, утвержденным локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.