В целях разработки проекта решения о местном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании статей 16, 23 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "город Свирск", руководствуясь статьями 44, 51, 77 Устава муниципального образования "город Свирск", администрация города постановляет:
1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования "город Свирск" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официальном источнике.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на председателя комитета по финансам Л.В.Минко.
Мэр |
В.С.Орноев |
Утверждены
постановлением администрации
12 августа 2019 N 550
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования "город Свирск" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования "город Свирск" (далее - муниципальное образование) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 23 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "город Свирск", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2018 - 2020 годах и определяют основные цели, задачи и направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования в области доходов и расходов бюджета, управления муниципальным долгом, муниципального финансового контроля и контроля сфере закупок.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики были учтены положения проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2020 - 2022 годы является определение условий, используемых при составлении проекта местного бюджета на 2020 - 2022 годы, основных подходов к его формированию, и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика на 2020 - 2022 годы направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в целях обеспечения реализации приоритетных задач.
Ключевыми аспектами бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период является исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей, обеспечение стабильности местного бюджета, формирующей условия для устойчивого экономического роста муниципального образования.
I. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2018 году и в начале 2019 года
Бюджетная и налоговая политика в 2018 - 2020 годах, как и в предыдущие годы, была ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, сдерживания роста долговых обязательств.
Сбалансированная политика в 2018 году обеспечила исполнение местного бюджета за 2018 год по доходам в объеме 831343 тыс. рублей (при плане - 834072,7 рублей) или 99,7 % к плановым показателям, по расходам - 836894,5 тыс. рублей (при плане - 842193,7 тыс. рублей) или на 99,4 % к плановым показателям.
В 2018 году на поступление налоговых доходов, приводящих к уменьшению доходов местного бюджета, оказали влияние следующие изменения налогового законодательства:
- начиная с налогового периода 2017 года, налоговая база по земельному налогу уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном владении для пенсионеров, инвалидов 1 и 2 групп, инвалидов детства и др., в результате чего налоговые расходы за 2018 год составили 326 тыс. руб.;
- с 1 января 2018 года индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальным предпринимателям, перешедшим на патентную систему налогообложения, предоставлено право уменьшить сумму соответствующего налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии ее регистрации в налоговых органах с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года;
- в 2018 году осуществлено списание налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года для индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Для обеспечения сбалансированности бюджета на постоянной основе осуществлялись мероприятия, направленные на своевременное и полное поступление доходов, сокращению недоимки в бюджет муниципального образования "город Свирск", в том числе проводилась работа межведомственной комиссии по повышению доходной части и сокращению недоимки в бюджет муниципального образования "город Свирск" (далее - межведомственная комиссия).
В структуре собственных доходов основной объем доходов приходится на поступления от налога на доходы физических лиц, за 2018 год поступило НДФЛ в сумме 39999,8 тыс. руб., что составляет 43,4 % от общего объема доходов. Поэтому в 2018 году, как и в предыдущие годы работа по мобилизации доходов по этому направлению была одним из ключевых для межведомственной комиссии. Так, с целью повышения поступления в консолидированный бюджет НДФЛ, в рамках деятельности межведомственной комиссии проведена работа с предприятиями, имеющими задолженность по данному виду налога. В 2018 году погашена задолженность ООО УК "Рассвет", ООО "Березовый", ООО "Водоканал", ООО "ЦК", ООО "Управляющая компания "Город", ООО "Теплоцентраль". В целом недоимка НДФЛ в 2018 году сократилась на 3525,5 тыс. руб. и на 01.01.2019 составила 243 тыс. руб.
По итогам работы межведомственной комиссии также была погашена задолженность по единому налогу на вмененный доход в сумме 117,0 тыс. рублей.
Одновременно с развитием доходного потенциала, в рамках реализации Плана мероприятий по оптимизации расходной и увеличению доходной части бюджета муниципального образования "город Свирск" (далее - План), утвержденного постановлением администрации от 27.04.2016 N 293, осуществлялись меры по эффективному расходованию бюджетных средств.
Мероприятия Плана были направлены на оптимизацию расходов местного бюджета, в том числе расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, на оптимизацию численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий (дорожными картами по повышению эффективности качества услуг в отраслях социальной сферы).
В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков органами местного самоуправления в 2018 продолжена работа по побуждению налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов недвижимости, к оформлению их в собственность либо заключению с ними договоров аренды земельных участков. За отчетный период проведено 55 проверок муниципального земельного контроля. Пользователи 2 земельных участков, включенных в план проверок муниципального земельного контроля на 2018 год, оформили правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельные участки до начала проведения проверок.
По результатам проведенных проверок выдано 33 предписания об устранении нарушений земельного законодательства, из них на 31.12.2018 исполнены 6. В отношении оставшихся граждан, ведется контроль устранения выявленных нарушений, так обладатели 14 земельных участков обратились за консультацией в комитет по управлению муниципальным имуществом и начали сбор пакета документов для оформления права пользования земельным участком.
Наиболее характерными из нарушений являются использование земельных участков без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на землю, самовольное занятие земельного участка, отсутствие установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ используемого земельного участка.
Помимо этого в адрес 15 субъектов проверок направлены уведомления об оплате фактического пользования земельным участком, из них 5 человек оплатили в добровольном порядке за фактическое пользование земельными участками на общую сумму 64 тыс. рублей.
Налогооблагаемая база по земельному налогу ежегодно увеличивается за счет предоставления земельных участков в собственность. В 2018 году подготовлено 169 постановлений о предоставлении в собственность земельных участков за плату, 33 постановления в собственность бесплатно, 7 постановлений о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование.
Для граждан через средства массовой информации регулярно доводится разъяснительная информация по уплате земельного налога физическими лицами.
На постоянной основе проводится работа по привлечению в бюджет города дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов для софинансирования наиболее насущных сфер деятельности муниципального образования.
В 2018 году дополнительно было привлечено межбюджетных трансфертов в местный бюджет в сумме 130914,8 тыс. руб.
Большое внимание уделено сохранению на экономически безопасном уровне объема долговых обязательств муниципального образования.
В 2018 году привлечен кредит из областного бюджета в размере 6 696,0 тыс. рублей на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения (за счет средств дорожного фонда Иркутской области).
В целях снижения долговой нагрузки на бюджет, в 2018 году муниципальным образованием с Министерством финансов Иркутской области заключены соглашения о реструктуризации обязательств муниципального образования по бюджетным кредитам на общую сумму 7048 тыс. руб., согласно которым возврат задолженности по бюджетным кредитам осуществляется в период с 30.11.2018 по 29.11.2024.
В результате в 2018 году высвобождены средства в размере 4580 тыс. рублей, которые направлены на финансирование расходных обязательств социальной направленности.
Размер муниципального долга по состоянию на 01.01.2019 составил 13408,2 тыс. рублей, что не превышает объема, установленного решением Думы города о бюджете.
Завершающим этапом в реализации указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы (Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688) явился 2018 год.
Реализация данного направления предполагает повышение оплаты труда с учетом прогноза среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по Иркутской области, учитывая положения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, и целевые показатели региональных "дорожных карт".
В 2018 году за счет обеспечения концентрации бюджетных ресурсов, внутренних ресурсов отраслей, полученных в результате реализации мер по оптимизации расходов, помощи из областного бюджета, поставленная указами Президента Российской Федерации задача выполнена.
Кроме того, в 2018 году осуществлена реализация Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П в части начисления на минимальный размер оплаты труда районных коэффициентов и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с увеличением МРОТ с 1 января 2018 года до 9489 руб. и с 1 мая 2018 года до 11163 руб. и реализацией Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, расходы местного бюджета на оплату труда с начислениями на нее в 2018 году увеличены на 15000 тыс. руб.
Обеспечено целевое направление финансовых ресурсов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог за счет средств муниципального дорожного фонда.
В 2018 году средства дорожного фонда были использованы для ремонта дорог в сумме 3717,6 тыс. руб.
Для повышения информированности граждан в финансовых вопросах продолжены регулярные публикации (размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") "Бюджета для граждан" и осуществление мероприятий по повышению финансовой грамотности населения.
Для обеспечения прозрачности, открытости бюджетной системы, повышения ее эффективности и подотчетности деятельности государственных (муниципальных) органов и учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных технологий в сфере управления общественными финансами, в России создана система "Электронный бюджет".
В рамках реализации постановления Правительства РФ от 23.12.2014 N 163н "О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса", комитет по финансам с 2016 года осуществляет ведение и утверждение реестра участников бюджетного процесса муниципального образования "город Свирск" и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Инвестиционные расходы и расходы капитального характера осуществлялись по принципу избирательности, заключающемуся в концентрации бюджетных средств на наиболее востребованных объектах капитального строительства.
На исполнение государственных программ в части капитальных вложений в объекты муниципальной собственности за 2018 год направлено 328324,3 тыс. рублей, из них на капитальный ремонт МОУ СОШ N 2 - 52776,4 тыс. рублей, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования - 136944,8 тыс. рублей, на строительство школы в г. Свирске 101517,9 тыс. рублей, мероприятия по подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры в сумме 26646,0 тыс. рублей, на строительство тепловой сети микрорайона "Микрорайон" направлено 10439,2 тыс. рублей.
Таким образом, как и в предыдущие годы, расходная часть местного бюджета традиционно имела социальную направленность, около 75 % расходов местного бюджета направлено на финансирование социальных отраслей экономики, это в первую очередь муниципальные услуги, оказываемые населению в области образования, культуры, социальной политики и бюджетные инвестиции в развитие социальной инфраструктуры.
В целях повышения контроля за соблюдением бюджетного законодательства в сфере закупок созданы правовые и методические основы для процедур санкционирования расходов бюджетов на стадии их планирования при составлении проекта бюджета. В качестве инструмента для такого санкционирования используются планы закупок и планы-графики закупок, формируемые заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" для определения объемов бюджетных ассигнований для обеспечения государственных и муниципальных нужд, начиная с проекта бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов, начал применятся механизм нормировании в сфере закупок. Нормативные правовые акты, регулирующие нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов и подведомственных им муниципальных казенных и бюджетных учреждений, приняты главными распорядителями бюджетных средств в конце 2016 года.
Данные меры позволили установить прозрачную методику определения стоимости каждой муниципальной услуги на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему.
Повышению прозрачности закупок и снижению коррупционных рисков за счет введения единообразных наименований товаров, работ, услуг, будет способствовать ведение в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В декабре 2016 года приняты нормативные правовые акты и проведена работа в части внедрения контроля в сфере закупок, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных нужд).
II. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в области доходов муниципального образования
Бюджетная и налоговая политика на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в области доходов муниципального образования ориентирована на сохранение и развитие доходных источников бюджета города с учетом консервативной оценки доходного потенциала. Приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средней и долгосрочной перспективе является стабилизация налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования, а также дальнейшее повышение эффективности налоговой системы.
В области доходов бюджетная и налоговая политика муниципального образования будет формироваться в рамках направлений и приоритетов, обозначенных в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В сфере развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами разработан новый режим налогообложения в виде налога на профессиональный доход (далее - НПД), предусматривающий передачу информации о продажах в налоговый орган в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представления отчетности, а также уплату единого платежа от выручки, включающего в себя страховые взносы, что будет способствовать вовлечению в легальную деятельность самозанятых предпринимателей, которые сегодня работают без регистрации и даст им простой, удобный инструмент для выполнения своих обязанностей перед государством. Принят федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе Москве, Московской и Калужской области, а также в республике Татарстан".
В дальнейшем будет расширен перечень граждан, имеющих возможность применять НПД.
Эксперимент по применению НПД, скорее всего, распространят на всю страну, а также на граждан СНГ, не являющимися членами ЕАЭС.
Также планируется:
- в отношении НДФЛ для участников программы "Земский доктор" и "Земский учитель" единовременные компенсации в размере до миллиона рублей освободить от налога;
- не облагать НДФЛ доходы от продажи имущества физлица, если он владел им три года;
- отказаться от практики утверждения перечня отдельных объектов недвижимого имущества (торговые центры, административно-деловые центры и т. п.) на уровне регионов, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость, и установить единый порядок определения базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении коммерческой недвижимости;
- улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и использующих "Он-лайн" ККТ;
- предусмотреть переходный период для тех налогоплательщиков, которые превысили ограничения на применение УСН в виде максимального уровня доходов или среднесписочной численности работников;
- в отношении ЕСХН разработать порядок зачисления в местные бюджеты сумм налога в зависимости от места осуществления производства продукции, а также ее первичной и последующей переработки;
- расширение полномочий регионов по регулированию патентной системы налогообложения (далее - ПСН) - смогут устанавливать ограничения для применения и размер потенциально возможного к получению годового дохода на единицу физического показателя;
- в перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, включат животноводство и растениеводство.
По планам Правительства Российской Федерации с 2020 по 2022 года ряд неналоговых доходов будет включен в Налоговый кодекс Российской Федерации. Так к федеральным платежам отнесут экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами общего пользования. В местный бюджет будут поступать отчисления по туристическому сбору.
Налоговая политика муниципального образования реализуется посредством:
- установления ставок и предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц;
- установления ставок земельного налога, определения порядка, сроков уплаты и предоставления льгот по земельному налогу;
- применение на территории муниципального образования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установление видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установление значений корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие расширению применения на территории муниципального образования патентной системы налогообложения;
- осуществление комплекса мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков.
Основными направлениями налоговой политики на ближайшую перспективу остаются создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики муниципального образования, повышение инвестиционной активности, поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение условий для полного и стабильного поступления в бюджет закрепленных налогов и сборов.
Действие органов местного самоуправления должны быть направлены на повышение уровня финансового обеспечения исполняемых полномочий за счет собственных доходов бюджета муниципального образования, что в дальнейшем будет способствовать повышению стабильности доходной базы местного бюджета.
Основную задачу по увеличению доходов следует решать за счет дальнейшего совершенствования налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам.
Особое внимание должно быть уделено сокращению задолженности по налоговым платежам. Для этого будет продолжена работа межведомственной комиссии в части согласованных действий органов местного самоуправления с исполнительными органами государственной власти Иркутской области, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов в бюджет города с целью максимально возможного сокращения недоимки и увеличения налогооблагаемой базы.
Необходимо оказывать содействие в реализации основных направлений федеральной налоговой политики, затрагивающей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, в части создания благоприятных условий для инвестиционной инновационной деятельности на территории муниципального образования.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц необходимо продолжить работу по уточнению отсутствующих (недостоверных) сведений о земельных участках, объектах недвижимости и их правообладателях, выявлению собственников земельных участков, использующих земельные участки не по назначению, и побуждению их к приведению в соответствие с фактическим видом использования.
Необходимо обеспечить продолжение работы по легализации "теневой" заработной платы путем проведения индивидуальной работы на заседаниях межведомственной комиссии с организациями, индивидуальными предпринимателями, средняя заработная плата в которых ниже среднеотраслевого уровня, проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах предприятий о последствиях сокрытия доходов - отсутствие для работников социальных гарантий (отпусков, больничных пособий, пенсионного обеспечения).
Необходимо продолжить работу по обеспечению зачисления налога на доходы физических лиц по месту осуществления деятельности.
Реализация вышеуказанных мер будет способствовать устойчивому экономическому развитию муниципального образования.
Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право установления особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
- нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 19.12.2018 N 988-пп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
В перечне отражены 40 объектов, зарегистрированных на территории города Свирска, находящихся в собственности физических лиц (индивидуальных предпринимателей). Кадастровая стоимость объектов, включенных в перечень составляет 44486,78 тыс. руб.
В связи с принятием данного документа в 2019 году увеличится налоговая база по налогу на имущество.
В 2019 году в налогообложении от кадастровой стоимости будут участвовать только объекты, которые отражены в Перечне. Выявленные в течение налогового периода объекты, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, не включенные в перечень по состоянию на 1 января 2019 года, не будут облагаться налогом. Такие объекты, в соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса, подлежат включению в Перечень уполномоченным органом исполнительной власти субъекта на очередной налоговый период, то есть с 1 января 2020 года и будут участвовать в налогообложении с 2020 года. В Перечень, по оценке муниципального образования, не попали порядка 100 объектов, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Налоговая база по налогу на имущество, по мере включения в Перечень, будет увеличиваться в 2020 и последующие годы.
Другим, связанным с кадастровой стоимостью вопросом является переход к налогообложению на ее основе имущества физических лиц. Отсутствие в Иркутской области в настоящее время Закона о единой дате такого перехода основывается на проведенных расчетах и региональном опыте субъектов Российской Федерации - "пионеров" налогообложения имущества физических лиц по кадастровой стоимости.
С 01.01.2020 все субъекты Российской Федерации, в том числе и Иркутская область, обязаны перейти к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. В этой связи важным фактором является установление Думой города экономически обоснованных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, в том числе в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта.
Обеспечение полноты собираемости налогов остается важнейшей задачей администрации муниципального образования в условиях сохраняющейся нестабильности экономической ситуации.
Необходимо своевременно совершенствовать и приводить в соответствие с учетом внесения изменений в законодательство Российской Федерации и законодательство Иркутской области нормативную правовую базу муниципального образования о налогах и сборах.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию ведения налогового паспорта территории. На постоянной основе производить оценку соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов, определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджет в планируемом периоде. При этом налоговое планирование необходимо осуществлять с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджет.
III. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в области расходов муниципального образования
Основной целью бюджетной и налоговой политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в области расходов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования с учетом текущей экономической ситуации.
Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:
1. Установление взаимосвязи между бюджетным и стратегическим планированием.
Начиная с проекта бюджета на 2019-2021 годы, в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые представлен проект бюджетного прогноза муниципального образования до 2024 года, порядок разработки и утверждения, период действия, требования к составу и содержанию которого утверждены постановлением администрации муниципального образования. Бюджетный прогноз муниципального образования "город Свирск" на долгосрочный период до 2024 года утвержден постановлением администрации от 30.01.2019 N 34.
Новый документ нацелен на поддержание устойчивости функционирования бюджетной системы при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы в бюджетных средствах и решение задач их развития. Это подразумевает формирование необходимых финансовых резервов, механизмов управления рисками, определение предельных расходов по муниципальным программам.
2. Обеспечение бюджетной устойчивости, экономической стабильности.
Данная задача включает в себя:
- поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга;
- ограничение роста расходов бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками, принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов бюджета;
- сохранение объема муниципального долга на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств.
3. Повышение качества и эффективности предоставляемых населению муниципальных услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания.
Начиная с 2018 года, муниципальное задание в части муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных и муниципальных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, ведение и утверждение которого осуществляется в порядке, установленном Правительством Иркутской области.
4. Повышение эффективности межбюджетных отношений.
Деятельность органов местного самоуправления муниципального образования должна быть направлена на работу по привлечению в бюджет дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов. Основой для повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов является стабильность и своевременность их получения.
5. Прозрачность и открытость бюджетного процесса.
В целях повышения открытости бюджета будет продолжена работа по совершенствованию формата и структуры "Бюджета для граждан" с целью обеспечения максимальной доступности информации о бюджете для широкого круга пользователей. Главной целью максимального уровня открытости в данном вопросе является высокая степень доверия населения органам местного самоуправления.
В этой связи необходимо продолжить работу по публикации всех бюджетных данных в актуальном на соответствующий момент времени состоянии для обеспечения их доступности, а также по изучению мнения населения по интересующим их вопросам на бюджетную тематику в целях оперативного реагирования при принятии бюджетных решений.
В целях объединения усилий органов местного самоуправления, граждан и организаций в определении приоритетов в решении проблем города необходимо дальнейшее развитие практики инициативного бюджетирования, которое сейчас осуществляется в рамках реализации проектов "Народные инициативы" и "Формирование комфортной городской среды".
Открытости и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений будет содействовать поэтапное внедрение компонентов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" и подключение к работе в системе "Электронный бюджет" всех публично-правовых образований.
В системе "Электронный бюджет" для формирования информации, включаемой в реестр источников доходов местного бюджета, начиная с проекта бюджета на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов, будет использоваться перечень источников доходов Российской Федерации, что позволит систематизировать платежи, формирующие доходы бюджетов, в том числе платежи за оказание муниципальных услуг, обеспечить корректность формирования первичных учетных документов о начислении доходов и распоряжений о переводе денежных средств.
В рамках повышения доступности и качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, следует обеспечить размещение в полном объеме информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru).
6. Обеспечение муниципального внешнего и внутреннего финансового контроля по реализации целевого и результативного использования бюджетных средств.
При организации финансового контроля акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование.
Особое внимание надо уделить повышению качества финансового менеджмента главных администраторов средств муниципального образования.
Финансовый менеджмент должен стать процессом, встроенным в деятельность органов местного самоуправления муниципального образования, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры в увязке с реализацией муниципальных программ.
В сфере совершенствования контроля за использованием бюджетных средств принят Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", обеспечивающий:
- расширение сферы государственного (муниципального) финансового контроля;
- внедрение и применение единых федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, устанавливающих единые принципы, определения и основания проведения проверок, ревизий и обследований, права и обязанности должностных лиц органов контроля и объектов контроля, закрепляющих риск-ориентированные подходы к планированию контрольной деятельности;
- совершенствование порядка реализации результатов государственного (муниципального) финансового контроля;
- обеспечение взаимосвязи внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с системой оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств за внедрения и применения единых федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Повышение эффективности муниципального финансового контроля станет еще одним направлением работы по увеличению результативности использования бюджетных средств и сокращению неэффективных расходов. С учетом принимаемых мер по повышению прозрачности бюджетных процедур эффективный внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, реализуемый в соответствии с принятыми подходами, обеспечат надлежащее использование бюджетных средств.
7. В сфере развития контрактной системы в 2020-2022 годах продолжится интеграция бюджетного и закупочного процесса через развитие института нормирования закупок, создание механизма планирования закупок, позволяющего устранить излишние административные барьеры, сократить трудовые и временные затраты на формирование информации о планируемых закупках при сохранении прозрачности закупочной деятельности для потенциальных участников закупок.
В сфере совершенствования управления расходами бюджета на осуществление закупок для государственных (муниципальных) нужд исполнены ряд мероприятий:
- приняты нормативные правовые акты, направленные на перевод осуществления всех процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму с 1 января 2019 года;
- утверждены правила определения размера штрафа (неустойки, пени) за ненадлежащее исполнение контракта;
- в Единой информационной системе в сфере закупок размещен каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использование которого способствует повышению прозрачности закупок и снижению коррупционных рисков, формированию референтных цен и повышению эффективности контроля в сфере закупок.
В 2019 году внесены поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые меняют регулирование государственных и муниципальных закупок. В частности, изменен порядок планирования, проведения закупок, а также заключения, изменения и расторжения контрактов, в том числе контрактов на строительные работы. Заказчикам разрешили планировать закупки только в плане - графике. Кроме того, увеличился денежный порог, при котором возможна закупка у единственного поставщика, изменились сроки обжалования действий заказчиков, а также размер суммы, от которой зависит срок для размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона.
Необходимо обеспечить повышение эффективности контроля закупок, оптимизацию порядка осуществления казначейского контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, в целях повышения эффективности его применения, исключения случаев необоснованного автоматического блокирования закупочной деятельности заказчиков.
IV. Приоритеты бюджетных расходов
Большинство задач в сфере бюджетной политики, поставленных в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность.
Приоритетным направлением бюджетной политики в отношении расходов текущего характера в условиях ограниченных финансовых возможностей бюджета и накопившихся проблем несбалансированности станет поиск резервов повышения их эффективности, путей оптимизации их объема и структуры. Обеспечение стабильности и устойчивости муниципальных финансов в муниципальном образовании будет всецело зависеть от эффективности решения данной задачи.
Сохраняет свою приоритетность и на следующий плановый период необходимость обеспечения достигнутого уровня целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных указами Президента Российской Федерации 2012 года.
С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 11 280 рублей, то есть. на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. В связи с этим в 2019 году обеспечена дифференциация в уровне оплаты труда "неуказных" категорий работников, а также технического (низкоквалифицированного) и основного (высококвалифицированного) персонала.
Расходы инвестиционного характера будут осуществляться в рамках муниципальных программ муниципального образования.
Основными направлениями расходования бюджетных средств на 2020 - 2022 годы является обеспечение равного доступа населения к муниципальным услугам в сфере образования, молодежной политики, культуры и спорта и повышение качества предоставляемых услуг.
При формировании расходной части бюджета муниципального образования на 2020 - 2022 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам:
В сфере образования остаются актуальными следующие вопросы:
- строительство новой школы на 250 мест (принято постановление администрации от 15.06.2018 N 464 "О мероприятиях по заключению закупки с длительным производственным циклом для обеспечения муниципальных нужд", в соответствии с которым утверждена предельная стоимость объекта капитального строительства средней общеобразовательной школы на 250 учащихся в городе Свирске Иркутской области в сумме 431 721,3 тыс. рублей), в 2018 году начато строительство школы, срок окончания строительства - 2020 год (в 2018 году выполнены работы по строительству школы в размере 101517,9 тыс. руб., в 2019 году выделены бюджетные ассигнования в сумме 149500,9 тыс. руб.);
- капитальный ремонт муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 г. Свирска" (в бюджете 2019 года предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 27222,7 тыс. руб. на капитальный ремонт МОУ СОШ N 3).
- планируется строительство школы искусств.
Будут решаться задачи по развитию потенциала молодежи. Планируется продолжить финансирование мероприятий по молодежной политике, направленных на совершенствование духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, содействие их творческому и интеллектуальному развитию, вовлечение молодежи в социальную политику, развитие созидательной активности молодежи, формирование патриотического сознания как важнейшей ценности.
В социальной сфере на территории муниципального образования будет продолжена реализация следующих программ:
- программа по обеспечению жильем молодых семей в рамках федеральной программы "Жилище", государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014-2020 годы и муниципальной программы "Молодым семьям - доступное жилье";
- муниципальная программа "Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения";
- муниципальная программа "Социальная поддержка многодетных и малоимущих семей".
В сфере культуры предполагается создание условий для оптимизации расходов и концентрации финансовых ресурсов на следующих приоритетных направлениях развития:
- повышение качества муниципальных услуг в сфере культуры;
- обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры, развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений культуры;
- обеспечение доступности к культурному продукту.
Более активное привлечение внебюджетных источников должно способствовать повышению финансовой самостоятельности учреждений культуры, повышению качества и расширению спектра оказываемых услуг.
В сфере физической культуры и спорта бюджетная политика на 2020-2022 годы будет направлена на:
- создание условий, обеспечивающих возможность для населения муниципального образования получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, ведение здорового образа жизни, систематическое занятие физической культурой и спортом, расширение возможностей для участия в физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях всех групп населения (за 2018 год численность постоянно занимающихся граждан физической культурой и спортом составила 4421 человек, что составляет 33,5 % от общего числа жителей город Свирска);
- совершенствование системы спорта высших достижений.
С целью увеличения продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки муниципальное образование будет способствовать массовому внедрению комплекса ГТО, обеспечению охватом подготовки всех возрастных групп населения. В муниципальном образовании осуществлено поэтапное внедрение ВФСК ГТО. В 2019 году к сдаче норм ГТО планируется привлечь 230 человек.
В 2019 году в рамках празднования 70 - летия города Свирска планируется ремонт стадиона "Труд" им. И. Протасова, в бюджете 2019-2021 годов предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сумме 127483,6 тыс. руб. (в том числе на 2019 год - 17353,8 тыс. руб., на 2020 год - 110129,8 тыс. руб.).
Также планируется строительство хоккейного корта в крытом исполнении с искусственным льдом, который будет функционировать круглогодично (в 2019 году проводятся работы по изготовлению проектно-сметной документации).
Меры, принимаемые администрацией города в сфере физической культуры и спорта, будут способствовать выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части создания для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В сфере дорожного хозяйства финансирование будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального образования, муниципальной программы "Развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "город Свирск" (в бюджете на 2019 год дорожный фонд утвержден в сумме 6848,4 тыс. руб), а также субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования. В 2019 году из областного бюджета выделена субсидия в сумме 20909,7 тыс. руб. на выполнение работ по ремонту дороги по улице Заводской. Общая сумма бюджетных ассигнований, выделенных на ремонт дороги, составляет 24740,9 тыс. руб.
В 2020 году планируется капитальный ремонт дороги по ул. Комсомольской, в 2019 году проводятся работы по изготовлению проектно-сметной документации.
Актуальным вопросом в муниципальном образовании остается строительство автомобильной дороги Свирск-Михайловка. В рамках реализации государственной программы Иркутской области "Развитие дорожного хозяйства" на 2014 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 N 445-пп, Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области в 2017 году размещено два извещения:
- на выполнение работ по разработке проектной документации "Реконструкция автомобильной дороги Михайловка-Березовка в Черемховском районе Иркутской области";
- на выполнение работ по разработке проектной документации "Реконструкция автомобильной дороги Молочное - Михайловка - Березовка в Черемховском районе Иркутской области".
Заказчиком ОГКУ "Дирекция автодорог" заключены два контракта:
- по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Михайловка-Березовка в Черемховском районе Иркутской области" заключен контракт с генподрядчиком ООО "Проектдор-Сервис" на сумму 11 375, тыс.руб.;
- по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Молочное - Михайловка-Березовка в Черемховском районе Иркутской области заключен контракт с ООО "СметаПлюс" на сумму 10 100 тыс. руб.
В 2018 году на территории города Свирска проходили общественные слушания по проекту "Реконструкция автомобильной дороги Михайловка-Березовка в Черемховском районе Иркутской области", по проекту "Реконструкция автомобильной дороги Молочное - Михайловка - Березовка в Черемховском районе Иркутской области. В случае утверждения экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости проекта в 2019 году и выделения бюджетных ассигнований в областном бюджете на 2020 - 2022 годы, строительство дороги начнется в 2020 году.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства в рамках подпрограммы "Чистая вода на 2019-2024 годы" государственной программы Иркутской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области" на 2019 - 2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области" муниципальному образованию из областного бюджета выделена субсидия в сумме 476473,6 тыс. руб. (в том числе на 2019 год -95328,6 тыс. руб., на 2020 год - 180440,8 тыс. руб., 2021 год - 200704,3 тыс. руб.) на строительство новых очистных сооружений. Из средств местного бюджета на 2019-2021 год предусмотрено софинансирование на эти цели 25077,9 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 5017,5 тыс. руб., на 2020 год - 9497,0 тыс. руб., на 2021 год- 10563,4 тыс. руб.)
Одной из основных целей развития страны на ближайшие 6 лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204-ФЗ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" является создание современной комфортной городской инфраструктуры.
В муниципальном образовании с 2018 году действует государственная программа Иркутской области "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы, подпрограмма "Развитие благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области" на 2018-2024 годы, подпрограмма "Обустройство мест массового отдыха населения" на 2018-2024 годы и муниципальная программа "Формирование современной городской среды муниципального образования "город Свирск" на 2018 - 2024 годы".
В рамках муниципальной программы из всех источников финансирования (федеральный, областной, местный бюджет) в бюджете на 2018 - 2024 год предусмотрено 97912,5 тыс. руб.
В рамках выполнения данной программы в бюджете 2019 года из всех источников финансирования предусмотрено 10128,4 тыс. руб. на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов по ул. Лермонтова, 2, 4, 8, ул. Чкалова 1, 3.
Одна из основных приоритетных задач бюджетной политики на 2020-2022 годы в рамках реализации национального проекта по формированию и созданию комфортной городской среды является обеспечение достижения целевых показателей данной программы.
В сфере муниципального управления следует обеспечить неукоснительное выполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся ограничения расходов на органы местного самоуправления.
Планирование бюджетных ассигнований на 2020 - 2022 годы по обеспечению деятельности органов местного самоуправления будет осуществляться с учетом расходов на содержание органов местного самоуправления.
В связи с этим в 2020 году и плановом периоде предлагается не допускать увеличения численности органов местного самоуправления муниципального образования. Все изменения структуры и штатов этих органов следует производить в пределах существующей численности.
Бюджетная политика в сфере муниципального управления будет направлена на:
- дальнейшую оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления;
- соблюдение установленных нормативов формирования расходов на обеспечение деятельности органов местного самоуправления;
- повышение качества и оперативности предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, открытого на территории муниципального образования в 2016 году.
В сфере обеспечения безопасности граждан, гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций в бюджете города на 2020-2022 годы будут предусмотрены средства для решения вопросов защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, на обеспечение деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы.
V. Политика в области муниципального долга
Долговая политика администрации муниципального образования в 2020 - 2022 годах будет строиться на принципах безусловного и своевременного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств, а также поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне. Планирование объема муниципального долга будет осуществляться с учетом ограничений уровня долговой нагрузки, установленных бюджетным законодательством. Объем дефицита местного бюджета планируется утверждать на уровне, не превышающем 1 процента от суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
VI. Политика в сфере финансового контроля
Проведению ответственной бюджетной политики будет способствовать дальнейшее совершенствование муниципального финансового контроля и контроля в сфере размещения закупок.
В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, осуществление финансового контроля должно быть направлено на организацию внутриведомственного контроля, усиление ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований Законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В сфере муниципального финансового контроля работа органов финансового контроля должна быть направлена на следующее:
- совершенствование правового регулирования муниципального финансового контроля в соответствии с изменениями бюджетного законодательства;
- усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, поступлением в бюджет средств от его использования и распоряжения;
- проведение анализа и оценки деятельности получателей средств бюджета муниципального образования, в целях определения результативности использования бюджетных средств, для выполнения возложенных на них функций и реализации поставленных перед ними задач;
- создание и развитие эффективной системы ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемого органами местного самоуправления муниципального образования, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
- организация проверки правомерности формирования и использования субсидий на выполнение муниципального задания, а также обоснованности расчетов нормативных затрат, на основании которых формируются муниципальные задания;
- обеспечение контроля за выполнением муниципального задания учреждениями, в части достижения установленных показателей объема и качества услуг;
- обеспечение контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ муниципального образования;
- проведение информационной работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.
Руководитель аппарата администрации |
Г.А.Макогон |
Председатель комитета по финансам |
Л.В.Минко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации муниципального образования "город Свирск" Иркутской области от 12 августа 2019 г. N 550 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования "город Свирск" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"
Вступает в силу с 12 августа 2020 г.
Текст постановления опубликован не был