В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 144 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности", законом Алтайского края от 10.03.2004 N 5-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Администрации края:
от 19.08.2006 N 350 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из краевого и местных бюджетов на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Алтайского края и работающих в организациях агропромышленного комплекса или социальной сфере";
от 28.11.2007 N 550 "Об организации строительства (приобретения) жилья в сельской местности за счет бюджетных средств и собственных средств граждан в рамках реализации краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Неудахина Б.А.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Порядок
предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение)
жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 9 июля 2008 г. N 276)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, а также на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 144 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности" (далее - "Правила"), федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 (в редакции от 05.03.2008 N 143) (далее - "Программа"), краевой целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.05.2007 N 256 "О законе Алтайского края "О внесении изменения в приложение к закону Алтайского края "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", и определяет условия предоставления и использования средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Программы.
1.2. Органом исполнительной власти Алтайского края, который осуществляет организацию мероприятий в рамках реализации Программы на территории Алтайского края и перечисляет бюджетные средства в бюджеты муниципальных образований, является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.
1.3. Главное управление сельского хозяйства Алтайского края на основании заключенного с администрацией муниципального района договора вправе передавать администрации муниципального района выполнение функций по реализации следующих мероприятий Программы:
вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края;
разъяснение, в том числе с использованием средств массовой информации, населению условий и порядка получения и использования социальных выплат;
представление в территориальный орган Федерального казначейства платежных поручений на перечисление социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования;
проверка указанных в пункте 3.17 настоящего Порядка договоров до их представления в кредитную организацию для контроля соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования;
ведение реестров выданных свидетельств по установленной форме.
1.4. Государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов (далее - "социальные выплаты").
1.5. Право на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий за счет средств краевого бюджета имеют граждане, молодые семьи и молодые специалисты.
1.6. Право на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального и краевого бюджетов предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз.
2. Объемы и формы участия краевого бюджета в улучшении
жилищных условий граждан, молодых семей
и молодых специалистов
2.1. Объемы участия бюджета Алтайского края в улучшении жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов определяются ежегодно исходя из объемов, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий год.
2.2. Средствами, направляемыми на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по условиям Программы, являются:
субсидии за счет средств федерального бюджета - не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья по социальной норме;
субсидии за счет средств краевого бюджета - не более 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья по социальной норме;
собственные средства граждан, в том числе заемные, средства работодателя или молодой семьи (молодого специалиста) - не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья по социальной норме.
Также источниками софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан могут являться средства местных бюджетов в объеме не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья по социальной норме, а при строительстве (приобретении) жилья сверх социальной нормы - дополнительная оплата той части жилья, которая превышает социальную норму. Данная норма может быть реализована только в случае принятия муниципальными органами власти соответствующего решения о выделении средств местных бюджетов на софинансирование граждан - участников Программы.
2.3. Остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели на условиях, установленных настоящим Порядком.
3. Предоставление субсидий на улучшение жилищных условий граждан
3.1. Право на получение социальной выплаты имеет гражданин, отвечающий в совокупности следующим условиям:
1) постоянное проживание гражданина в сельской местности;
2) документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;
3) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
3.2. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве таковых до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
3.3. К членам семьи гражданина применительно к настоящему Порядку относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруг (супруга), а также дети и родители гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
3.4. Гражданин, которому предоставляется социальная выплата в рамках реализации мероприятий по улучшению жилищных условий (далее - "получатель социальной выплаты"), вправе ее использовать:
на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
на создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - "строительство жилого дома") в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
3.5. Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 3.7 настоящего Порядка размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
3.6. Граждане вправе использовать в качестве своей доли в софинансировании объекты незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений. Доля местных бюджетов может состоять из находящихся в муниципальной собственности и свободных от обременении объектов незавершенного жилищного строительства, предоставляемых гражданам.
3.7. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории Алтайского края, утвержденной распоряжением Администрации Алтайского края, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в Алтайском крае, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной Администрацией Алтайского края, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления (сельсоветом), социальная выплата пересчитывается исходя из фактической площади жилья.
3.8. Право граждан на получение социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья удостоверяется свидетельством, которое не является ценной бумагой (далее - "свидетельство"). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты его выдачи, указанной в нем.
3.9. Гражданин, изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления (сельсовет) по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы с приложением следующих документов:
копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
копии документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты (договора займа (кредита) с кредитной организацией, договора займа с другим юридическим лицом, договора займа с физическим лицом, заверенного в установленном порядке, выписки с лицевого счета по депозитному вкладу);
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
копия трудовой книжки (для работающих).
3.10. Копии документов, представляемых в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Порядка, должны быть заверены в установленном порядке.
3.11. Органы местного самоуправления (сельсоветы) проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 3.9 настоящего Порядка, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание участвовать в реализации мероприятий Программы, и направляют их в администрацию муниципального района с приложением указанных документов. При выявлении заведомо недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления (сельсоветы) возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
3.12. Администрация муниципального района на основании документов, указанных в пункте 3.9 настоящего Порядка, проверяет правильность оформления документов, достоверность содержащихся в них сведений, формирует районный список граждан - получателей социальных выплат и утверждает его.
3.13. Администрация муниципального района контролирует на местах правильность оформления документов и использования средств.
3.14. Главное управление сельского хозяйства Алтайского края проверяет представленные администрациями муниципальных районов списки на предмет их соответствия условиям Программы, принимает решение о признании заявителей участниками мероприятий, формирует сводный список и утверждает его.
3.15. Получатель социальной выплаты в течение срока действия свидетельства открывает банковский счет для обслуживания целевых программ и передает банку подлинник указанного свидетельства для отметки об оплате.
3.16. При поступлении денежных средств на лицевой счет администрации муниципального района в отделении Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю администрация муниципального района в 5-дневный срок с даты получения выписки информирует об этом в письменной форме получателя социальной выплаты.
Администрация муниципального района в срок, указанный в договоре о порядке обслуживания социальных выплат, заключенном между кредитной организацией и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края, представляет платежные поручения на перечисление указанных средств на банковские счета получателей социальных выплат.
3.17. Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:
продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;
исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома для получателя социальной выплаты при условии подтверждения права на земельный участок, сметной и разрешительной документации, актов приемки выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). При строительстве жилья собственными силами размер социальных выплат определяется без учета плановых накоплений и накладных расходов;
застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, при предоставлении договора долевого участия в строительстве жилого помещения;
продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем социальной выплаты при предоставлении договора купли-продажи строительных материалов, оборудования для строительства жилого дома;
кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья.
Если приобретаемое жилье расположено в жилом здании, строительство которого завершено, принято в установленном порядке в эксплуатацию, но акт приема-передачи жилых помещений (квартир) не составлялся и право собственности на них не зарегистрировано, представляется договор уступки права требования на жилое помещение, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации владельцем свидетельства и лицом, имеющим право требования на это жилое помещение.
3.18. Указанные в пункте 3.17 настоящего Порядка договоры до представления их в кредитную организацию проходят проверку в администрации муниципального образования на соответствие сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах.
3.19. После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты кредитная организация направляет в администрацию муниципального района, вручившую свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.
Администрация муниципального района передает в Главное управление сельского хозяйства Алтайского края подлинник свидетельства. Свидетельство подлежит хранению в течение 5 лет.
3.20. Приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (сельсоветом). Износ приобретаемого жилого помещения должен быть не более 40 процентов.
Жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
3.21. Администрация муниципального района ведет реестр выданных и оплаченных свидетельств и ежеквартально представляет его в Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.
3.22. В случае привлечения гражданами для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальные выплаты могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам) не допускается.
В случае использования социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальных выплат ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Предоставление социальных выплат на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
4. Предоставление субсидий на обеспечение жильем
молодых семей и молодых специалистов
4.1. Право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
1) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в реализации мероприятий в соответствии с пунктом 4.7 настоящего Порядка (далее - "дата подачи заявления") не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям:
работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
2) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:
работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
4.2. В настоящем Порядке:
под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
4.3. Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности, в которой указанные лица работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, могут быть направлены:
на приобретение жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья;
на строительство жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
4.4. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья определяется в соответствии с пунктом 3.7 настоящего Порядка.
4.5. Работодатели по согласованию с администрацией муниципального района определяют потребность в работниках, соответствующих условиям, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка, и изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, и заключают с ними трудовые договоры, в которых дата начала работы связывается с окончанием образовательного учреждения (для молодых специалистов - учащихся последнего курса образовательных учреждений) и (или) переездом на постоянное место жительства в сельскую местность.
4.6. Работодатель с учетом заключенных трудовых договоров подает в администрацию муниципального района заявку о необходимом ему количестве работников, предусмотренных пунктом 4.5 настоящего Порядка, с указанием в ней возможности участия в софинансировании мероприятий и размере такого участия.
4.7. Органы местного самоуправления (сельсоветы) и работодатели разъясняют членам молодых семей и молодым специалистам условия и порядок обеспечения их жильем в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
4.8. Молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание улучшить жилищные условия в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, представляют в органы местного самоуправления (сельсоветы) заявление с приложением следующих документов:
копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
копия документа об образовании либо справка из образовательного учреждения об обучении заявителя на последнем курсе этого образовательного учреждения;
копия свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
копии свидетельств о рождении или об усыновлении ребенка (детей);
копия трудового договора с работодателем;
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справка органа местного самоуправления (сельсовета) об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в данной сельской местности;
документы, подтверждающие признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
документ, подтверждающий участие работодателя в софинансировании строительства (приобретения) жилья для этого заявителя или невозможность такого участия.
Копии документов, представляемых в соответствии с пунктом 4.8 настоящего Порядка, должны быть заверены в установленном порядке.
4.9. Органы местного самоуправления (сельсоветы) проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 4.8 настоящего Порядка, а также достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях и направляют их с приложением сведений о размерах средств, предоставляемых работодателями на софинансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, в администрацию муниципального района. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
4.10. Администрация муниципального района с учетом сведений о предварительных размерах субсидий, ежегодно доводимых Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края, на основании указанных в пункте 4.9 настоящего Порядка списков и документов формируют и утверждают списки молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на планируемый год, направляют их в Главное управление сельского хозяйства Алтайского края для рассмотрения и принятия решения о признании заявителей участниками мероприятий Программы.
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края проверяет представленный администрацией муниципального района список на предмет соответствия условиям Программы, принимает решение о признании заявителей участниками мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, формирует сводный список и утверждает его.
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края уведомляет администрацию муниципального района о принятом решении для доведения до органов местного самоуправления (сельсоветов) информации о включении граждан в указанные списки.
Органы местного самоуправления (сельсоветы) доводят до граждан информацию о включении их в списки получателей социальных выплат.
4.11. Федеральные субсидии, поступившие в бюджет Алтайского края, и средства краевого бюджета, предусмотренные в очередном году на софинансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, перечисляются Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края в доходы бюджетов соответствующих муниципальных районов для финансирования строительства (приобретения) жилья данной категории граждан.
4.12. В целях обеспечения молодой семьи (молодого специалиста) жильем администрация муниципального района или администрация муниципального района совместно с работодателем заключает договор купли-продажи жилого помещения, договор подряда на строительство жилого дома либо договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
4.13. В отношении жилого помещения, приобретенного (построенного) администрацией муниципального района или администрацией муниципального района совместно с работодателем, оформляется свидетельство о праве муниципальной или общей собственности соответственно. В случае если в отношении приобретенного (построенного) жилого помещения зарегистрировано право общей собственности муниципального образования и работодателя, они заключают соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения жилым помещением, в котором оговариваются целевое назначение использования помещения (для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов) и полномочия собственников по заключению с молодой семьей (молодым специалистом) договора найма этого помещения, а также о порядке изменения и расторжения такого договора.
4.14. Жилые помещения, приобретенные (построенные) в порядке, предусмотренном настоящим разделом, относятся к жилищному фонду коммерческого использования и предоставляются молодым семьям и молодым специалистам в возмездное владение и пользование по договору найма жилого помещения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В указанном договоре предусматривается право молодой семьи (молодого специалиста) по истечении 5 лет работы по трудовому договору с соответствующим работодателем приобрести указанное жилое помещение в свою собственность по цене, не превышающей 10 процентов расчетной стоимости строительства (покупки) жилья (далее - "выкупная цена жилья"). Уплата средств в размере выкупной цены жилья может производиться по усмотрению нанимателей жилого помещения ежемесячно или ежеквартально равными долями в течение указанных 5 лет без права досрочного внесения платежей.
В случае если жилое помещение находится в общей собственности муниципального образования и работодателя, в договоре найма жилого помещения определяется, кому и в каких размерах вносятся платежи.
4.15. Существенным условием договора найма жилого помещения является условие о работе нанимателя жилого помещения по трудовому договору в течение не менее 5 лет в организациях, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка, расположенных в сельской местности, в которой предоставляется жилое помещение.
Досрочное расторжение трудового договора по неуважительным причинам до истечения установленного срока является основанием для расторжения в судебном порядке договора найма жилого помещения.
В случае расторжения договора найма жилого помещения по указанным причинам собственник (собственники) жилого помещения возвращает нанимателю жилого помещения средства, внесенные им в счет уплаты средств в размере выкупной цены жилья.
4.16. В случае если право собственности на долю работодателя в общей собственности на жилое помещение переходит к другим лицам, молодой специалист (член (члены) молодой семьи), который заключил с прежним работодателем трудовой договор, должен в срок не более 6 месяцев обратиться в письменной форме к новому собственнику жилого помещения с просьбой о заключении с ним трудового договора либо в администрацию муниципального района с просьбой о содействии в трудоустройстве в этой сельской местности.
В случае отказа нового собственника жилого помещения в заключении трудового договора или администрации муниципального образования в оказании содействия в трудоустройстве молодой специалист (член (члены) молодой семьи) вправе трудоустроиться в сельской местности в пределах Алтайского края.
В случае если молодой специалист (член (члены) молодой семьи) в установленный срок не трудоустроился (трудоустроились) на указанных условиях, такое обстоятельство является основанием для обращения в суд с иском о расторжении договора найма жилого помещения.
Возврат средств, внесенных нанимателем жилого помещения в счет уплаты средств в размере выкупной цены жилья, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и (или) договором найма жилого помещения.
4.17. Доли местного бюджета и работодателя в софинансировании могут состоять из объектов незавершенного жилищного строительства, свободных от обременений, находящихся в муниципальной собственности и собственности работодателя.
5. Особенности обеспечения жильем молодых семей
и молодых специалистов с использованием
их собственных и (или) заемных средств
5.1. Молодые семьи и молодые специалисты, указанные в пункте 4.1 настоящего Порядка, имеющие собственные и (или) заемные средства в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, вправе улучшить свои жилищные условия в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего Порядка.
Право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют молодые семьи и молодые специалисты, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или не имеющие жилья в сельской местности, представившие в органы местного самоуправления документы в соответствии с абзацем 4 пункта 3.9, пунктом 4.8 настоящего Порядка, за исключением документа, подтверждающего участие работодателя в софинансировании строительства (приобретения) жилья для этого заявителя или невозможность такого участия.
5.2. Молодые семьи и молодые специалисты вправе использовать в качестве своей доли в софинансировании мероприятий объекты незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений.
5.3. В случае представления документов в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Порядка администрация муниципального района, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:
обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;
право администрации муниципального района истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Одним из условий трехстороннего договора может быть обязательство администрации муниципального района или работодателя предоставить молодой семье (молодому специалисту) временное жилье на период строительства жилого дома.
5.4. Право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок не более 6 месяцев заключил трудовой договор с другим работодателем или обратился в администрацию муниципального района с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в абзаце первом пункта 5.3. настоящего Порядка, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий администрация муниципального района сохраняет право истребовать в судебном порядке or члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
5.5. В случае представления документов в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Порядка работодатель вправе предоставить члену молодой семьи (молодому специалисту), с которым он заключил трудовой договор, заем на строительство (приобретение) жилья в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной финансированием за счет средств социальной выплаты и собственных средств в полном объеме. Существенным условием договора займа является согласие члена (членов) молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору до полного погашения заемных обязательств, но не менее 5 лет с даты заключения договора займа, и передать в ипотеку работодателю-заимодавцу построенное (приобретенное) с использованием заемных средств жилье до погашения молодой семьей (молодым специалистом) обязательств по договору займа.
5.6. В целях улучшения своих жилищных условий молодая семья (молодой специалист) вправе использовать на строительство (приобретение) жилья средства ипотечного жилищного кредита (займа) в размере, эквивалентном части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной финансированием за счет средств социальной выплаты и собственных средств.
В случае предоставления ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья социальные выплаты могут быть направлены на уплату первоначальною взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) при условии признания молодой семьи (молодого специалиста) на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий.
Использование социальных выплат на указанные цели осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3.22 настоящего Порядка.
5.7. При рождении (усыновлении) у молодой семьи (молодого специалиста) 1 и более детей участнику программы предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств краевого бюджета в размере 5 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья для погашения части ипотечного кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на строительство (приобретение) жилья при условии предоставления в Главное управление сельского хозяйства Алтайского края от администраций муниципальных районов документов, подтверждающих рождение ребенка, до 1 февраля года, следующего за годом рождения ребенка.
Расчет размера дополнительной социальной выплаты производится исходя из количества членов молодой семьи, семьи молодого специалиста (по 18 кв. метров на каждого члена семьи) и средней рыночной стоимости жилья в соответствующем муниципальном образовании, утвержденной распоряжением Администрации Алтайского края в году, когда родился (усыновился) ребенок (дети).
Данная социальная выплата предоставляется молодой семье однократно.
На основании предоставленных администрациями муниципальных районов документов на получение дополнительной социальной выплаты с учетом размера средств, предусмотренных в краевом бюджете на соответствующий год, Главное управление сельского хозяйства Алтайского края утверждает сводный список молодых семей (молодых специалистов) - претендентов на получение дополнительной социальной выплаты в планируемом году. Выписки из сводного списка молодых семей (молодых специалистов) - претендентов на получение дополнительной социальной выплаты в планируемом году направляются Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края в администрации муниципальных районов.
6. Заключительные положения
6.1. Документы, представленные гражданами, проверяются с целью исключения возможности мнимой сделки.*
6.2. По вопросам, не урегулированным настоящим Порядком, стороны, участвующие в предоставлении бюджетных средств для строительства (приобретения) жилья, руководствуются действующим законодательством.
6.3. Начиная с 2009 года указанная доля средств краевого бюджета будет определяться Администрацией Алтайского края в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности Алтайского края и других критериев.
_________________________________
* Признаком мнимой сделки в смысле настоящего Порядка являются родственные отношения между продавцом и покупателем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 9 июля 2008 г. N 276 "Об организации строительства (приобретения) жилья в сельской местности за счет бюджетных средств и собственных средств граждан в рамках реализации краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 26 июля 2008 г. N 214-215, Сборнике законодательства Алтайского края, июль 2008 г. N 147, ч.2, с.19
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 июня 2009 г. N 246 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 15 декабря 2008 г. N 536,