Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, в целях реализации на территории Омской области мероприятий в рамках регионального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" запланировано создание Центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП).
Одним из ключевых направлений развития профессионального образования является трансформация механизма взаимосвязи профессионального образования и рынка труда путем построения новой единой образовательной среды, включающей в себя объекты образовательной инфраструктуры, последовательное внедрение практико-ориентированной модели обучения, а также развитие системы профориентации при взаимодействии органов исполнительной власти Омской области, образовательных организаций и бизнеса.
Выполнение задач в рамках указанных направлений требует активного участия всех заинтересованных сторон: государственных структур, бизнеса и системы профессионального образования в подготовке кадров.
На сегодняшний день система среднего профессионального образования (далее - СПО) на территории Омской области представляет сложную организационную структуру с разветвленной сетью и включает 75 образовательных организаций и их филиалов, в том числе:
1) 37 бюджетных профессиональных образовательных учреждений Омской области (далее - БПОУ ОО), подведомственных Министерству образования Омской области, а также 10 их филиалов;
2) 4 БПОУ ОО и 1 филиал БПОУ ОО, подведомственные иным органам исполнительной власти Омской области (1 БПОУ ОО и его филиал по отрасли здравоохранения, 3 БПОУ ОО по отрасли культуры);
3) 1 профессиональная образовательная организация федерального подчинения (по отрасли физической культуры и спорта);
4) 7 негосударственных профессиональных образовательных организаций;
5) 8 образовательных организаций высшего образования федерального подчинения (реализуют программы СПО);
6) 7 филиалов образовательных организаций высшего образования федерального подчинения (реализуют программы СПО).
Контингент обучающихся по программам СПО на территории Омской области во всех образовательных организациях составляет:
1) более 52 тысяч человек (1,66% от контингента по Российской Федерации);
2) более 10 тысяч выпускников, прошедших обучение по программам СПО, ежегодно;
3) более 2600 преподавателей и мастеров производственного обучения в образовательных организациях, реализующих программы СПО;
4) количество обучающихся более чем по 180 программам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Приоритетными направлениями модернизации региональной системы подготовки кадров являются:
1) наличие современной инфраструктуры подготовки кадров.
В Омской области функционируют 7 ресурсных центров и 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций, созданных на базе профессиональных образовательных организаций (в отраслях машиностроения, топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, строительства, автотранспорта).
Ведется работа по обновлению материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, создано 20 специализированных центров компетенций (далее - СЦК), аккредитован 1 СЦК и 17 центров проведения демонстрационного экзамена (далее - ЦПДЭ) по 15 компетенциям, оборудовано более 40 рабочих мест для обучения по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее - ТОП-50) в профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) (по профессиям "Повар", "Сварщик"), создано 15 мастерских (в 2019 году - 10, в 2020 году - 5), оснащенных современной материально-технической базой, по направлениям "Информационно-коммуникационные технологии", "Сельское хозяйство". Для проведения регионального чемпионата "Абилимпикс" создаются условия в соответствии с требованиями инфраструктурных листов;
2) опыт подготовки кадров ТОП-50.
В настоящее время 33 профессиональных образовательных организации реализуют программы подготовки по профессиям и специальностям ТОП-50 (44% профессиональных образовательных организаций). Доля обучающихся по профессиям и специальностям ТОП-50 составляет 20%;
3) кадровый потенциал профессиональных образовательных организаций как один из элементов модернизации системы СПО.
В системе СПО на территории Омской области работают 5,3 тыс. человек, из них около 50% - это преподаватели и мастера производственного обучения.
За последние три года по программам повышения квалификации, в том числе и в дистанционной форме, прошли обучение 80% преподавателей и мастеров производственного обучения.
В целях формирования экспертного сообщества в 2020 году:
- 47 преподавателей (мастеров производственного обучения) прошли повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" (Ворлдскиллс Россия" в 2019 году - 68 человек);
- 149 человек прошли обучение и подтвердили статус эксперта с правом проведения демонстрационного экзамена в 2019 году - 363 человека);
- 29 человек получили право проведения региональных чемпионатов "Молодые профессионалы" в 2019 году - 55 человек);
- 5 человек сертифицированы в качестве экспертов "Ворлдскиллс";
4) развитая система конкурсов профессионального мастерства, включающая систему чемпионатов "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и "Абилимпикс", а также участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям СПО.
За период реализации указанного движения прошло четыре Региональных чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) по 33 компетенциям в 6 отраслях экономики (IT, сфера услуг, машиностроение, образование, медицина, строительство). В соревнованиях приняли участие более 500 студентов и 700 наставников (экспертов). Представители Омской области демонстрируют высокие результаты в финалах Национального чемпионата "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)".
В областных олимпиадах профессионального мастерства среди обучающихся ПОО по массовым профессиям, специальностям ежегодно принимает участие около 100 человек.
На территории Омской области проведено три региональных чемпионата Омской области "Абилимпикс". Общее количество участников за два года составило более 270 человек, экспертов - более 180 человек;
5) опыт аттестации обучающихся с использованием механизма демонстрационного экзамена.
В 2018 - 2020 годах Омская область приняла участие во внедрении новой формы государственной итоговой аттестации по программам СПО - демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс".
В 2018 году в демонстрационном экзамене приняли участие 72 студента из 6 профессиональных образовательных организаций по 4 компетенциям, 21% студентов продемонстрировали уровень подготовки, соответствующий стандартам "Ворлдскиллс".
В 2019 году количество студентов, прошедших через процедуру демонстрационного экзамена, увеличилось до 300 человек (11 образовательных организаций, 10 компетенций). 90 студентов (30%) продемонстрировали уровень подготовки, соответствующий стандартам "Ворлдскиллс".
В 2020 году демонстрационный экзамен проведен в 16 образовательных организациях, реализующих программы СПО, по 16 компетенциям с привлечением более 570 студентов.
Качество подготовки кадров в системе СПО подтверждается высоким уровнем трудоустройства выпускников. Показатель трудоустройства выпускников по полученной специальности (профессии) составляет более 80% от общей численности выпускников. Это подтверждает и востребованность выпускников системы СПО на рынке труда.
Анализ структуры потребности в кадрах в разрезе профессионально-квалификационных групп показывает, что наблюдается значительное увеличение доли в заявленной потребности квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта и рабочих родственных занятий, что обусловлено увеличением кадровой потребности в обрабатывающих производствах и строительстве. Доля данной группы возросла с 10,8% (результаты обследования 2019 года) до 16,6% (результаты обследования 2020 года).
Вместе с тем система СПО региона сталкивается с рядом вызовов, для эффективного преодоления которых необходимо создание ЦОПП:
1) устранение системного дефицита рабочих кадров на рынке труда Омской области.
Общая прогнозная потребность всех отраслей экономики в кадрах на 2021 - 2025 годы составила более 65,4 тыс. человек, в том числе 8,7 тыс. человек - ожидаемая потребность в специалистах с высшим образованием, 8,6 тыс. человек - со СПО.
Учитывая, что выпускники системы СПО занимают лишь третью позицию по источникам замещения рабочей силы, ежегодная потребность рынка труда Омской области (более 10 тыс. человек), системный дефицит кадров требуют переподготовки кадров и сказываются на результативности и эффективности труда. Деятельность ЦОПП позволит внедрить гибкие, практико-ориентированные и короткие (до 6 месяцев) образовательные программы, ориентированные на отрасли, испытывающие наиболее острый дефицит кадров;
2) кадровое обеспечение новых отраслей экономики.
Ключевым сектором экономики Омской области является промышленное производство, в котором сосредоточено около 30% региональных основных фондов и занято около 20% работающего населения Омской области. На развитие промышленности ежегодно направляется до 60% объема всех региональных инвестиций. В сфере промышленного производства в период до 2028 года планируются к реализации стратегически важные инвестиционные проекты на общую сумму более 396 млрд. рублей. Доля промышленного
производства в валовом региональном продукте Омской области (далее - ВРП) составляет около 40%. Кроме того, существенную долю в структуре ВРП занимают оптовая и розничная торговля (11%), а также сельское хозяйство (8%). Ведущими отраслями сельского хозяйства являются растениеводство (зерновые и технические культуры, картофель, овощи) - 54,3% от общего объема продукции сельского хозяйства и животноводства (молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство) - 45,7%.
Реализация национальных проектов "Образование", "Наука", "Цифровая экономика Российской Федерации" и других национальных проектов требует повышения качества подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей, настройки векторов подготовки кадров.
Деятельность ЦОПП позволит сформировать модель сквозной подготовки кадров (школа - ПОО - образовательная организация высшего образования - производство), подготовить кадровые ресурсы для новых производств. ПОО как ядро ЦОПП будут включены в подготовку кадров для цифровой экономики. ЦОПП позволит создать механизм навигации по инфраструктуре подготовки кадров (инженерные классы, образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные институты, учебные центры производств, институты развития) для реализации образовательных программ в сетевой форме;
3) расширение практики сетевого взаимодействия организаций, трансляция лучших практик подготовки кадров.
ЦОПП позволит расширить горизонтальные связи в рамках отдельных направлений подготовки кадров, актуализировать связи ПОО с предприятиями по модели практико-ориентированного обучения, сформировать и укрепить вертикальные связи в системе "школа - ПОО - образовательная организация высшего образования - предприятие", интегрировав в них инженерные классы общеобразовательных организаций, специализированные центры компетенций, мастерские на базе ПОО, лаборатории и кафедры образовательных организаций высшего образования.
Таким образом, ЦОПП станет интегратором, координатором деятельности образовательных организаций в форме сетевого взаимодействия по использованию современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан;
4) обеспечение обновления профессиональных компетенций работающих граждан с учетом современных стандартов и передовых технологий по наиболее востребованным и перспективным профессиям.
ЦОПП в сетевом формате совместно с ПОО разработает и запустит новые программы повышения квалификации для сотрудников предприятий (организаций) с учетом требований современных стандартов и передовых технологий по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Указанные программы повышения квалификации будут ориентированы на внедрение практик повышения производительности труда и охраны труда, бережливого производства, внедрение современных технологий, что позволит уйти от формального повышения квалификации работающих граждан;
5) совершенствование системы прогнозирования.
Жизненный цикл профессий сокращается. В этой ситуации более осмысленным представляется не прогнозирование конкретных профессий, а формирование набора навыков, компетенций, освоив которые работники смогут закрепиться в той или иной деятельности будущего и будут готовы к последующему переобучению.
В целях совершенствования механизмов взаимодействия работодателей с системой образования региона организована работа по вовлечению общественно-деловых объединений и участию представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ. Планируется, что в рамках своей деятельности ЦОПП будет осуществлять координирующую роль в реализации Концепции вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательными организациями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.