Распоряжение Администрации Алтайского края от 5 октября 1994 г. N 861-р
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 года N 191 "О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации", создания необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития конкуренции на рынках Алтайского края:
1. Утвердить предлагаемую "Программу демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Алтайского края", далее именуемую Региональной программой.
2. Реализацию Региональной программы возложить на Алтайское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и соответствующие структурные подразделения администрации Алтайского края (по содержанию намеченных мероприятий Региональной программы).
3. В целях обеспечения согласованности мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Алтайского края, координации деятельности участников и органов администрации края по реализации Региональной программы образовать Краевую комиссию по конкурентной политике.
Утвердить прилагаемое Положение о Краевой комиссии по конкурентной политике (приложение 1).
Утвердить состав Краевой комиссии по конкурентной политике (приложение 2).
Возложить организационно-техническое обеспечение работы Краевой комиссии по конкурентной политике на Алтайское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
4. Комитету по финансовой, налоговой и кредитной политике предусматривать при формировании краевого бюджета необходимые финансовые ресурсы для реализации Региональной программы.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации края Коновалова В.В.
Глава администрации края |
Л.А.Коршунов |
Администрация Алтайского края
Алтайское антимонопольное управление
Программа
демонополизации экономики и развития конкуренции
на товарных рынках Алтайского края
Барнаул 1994 г.
(утв. распоряжением администрации Алтайского края от 5 октября 1994 г. N 861-р)
Введение
Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Алтайского края разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 года N 191 "О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)".
В основу настоящей программы положена утвержденная Правительством "Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)".
Состав и содержание настоящей программы определены исходя из "Методических рекомендаций по разработке региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на региональных (местных) товарных рынках", разработанных ГКАП РФ.
Целью разработки данной Программы является определение основных направлений активизации и повышения эффективности работы по демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Алтайского края, прогнозирование социально-экономических результатов и координации деятельности заинтересованных в этой работе органов Алтайского края.
Одной из главных задач, решавшихся в процессе разработки настоящей Программы, было выделение специфических особенностей экономики Алтайского края и определение адекватных этим особенностям мер по демонополизации и развитию конкуренции на ближайшую перспективу.
Детализация мероприятий и формирование рабочих программ деятельности по совершенствованию этой работы в крае будет осуществляться в календарных планах работы АТУ ГКАП РФ.
В основу настоящей Программы положены направления определенные в краевых программах стабилизации и развития экономики Алтайского края, среди которых:
- "Программа структурной перестройки экономики Алтайского края на 1993-1994 г.г."
- "Схема развития и размещения производительных сил Алтайского края на период до 2000 года".
- "Экономическая реформа: оценка состояния экономики Алтайского края и ближайшие перспективы ее развития" (информационно-аналитический сборник);
- "Программа приватизации государственных предприятий в Алтайском крае" (после 01.07.94 г.)
- "Программа поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы" (проект)
- "Программа конверсии предприятий оборонной промышленности Алтайского края".
- "Программа содействия занятости населения Алтайского края на 1995 год (проект)".
Разработка программы осуществлена творческой группой специалистов администрации Алтайского края и территориального управления ГКАП РФ в составе: к.э.н. Васильев С.С. (АТУ ГКАП), к.э.н. Сибиркин Ф.А. (комитет по экономике), к.э.н. Бобровская Т.В. (комитет по управлению госимуществом), Каргина Н.Я. (комитет по занятости и миграции населения), к.ф.-м.н. Чепель В.Ф. (комитет по поддержке малого и среднего бизнеса), Морозов В.К. (отдел промышленности).
Организационное руководство разработкой Программы, в соответствии с распоряжением Главы Администрации Алтайского края от 01.06.94 N 466-р осуществлялось Алтайским теруправлением ГКАП РФ.
Раздел 1. Анализ экономической ситуации в Алтайском крае
1.1. Общая характеристика хозяйства края
В условиях межрегионального разделения труда в народнохозяйственном комплексе страны роль края во многом определялась специализацией и кооперацией производства, связанной с минерально-сырьевыми, природно-климатическими условиями, демографическими предпосылками, государственной политикой капитальных вложений. Сложившаяся к началу 90-х годов структура экономики Алтайского края характеризуется общими для всего народного хозяйства России тенденциями.
Во-первых, преобладанием отраслей общесоюзной (ныне - федеральной) специализации, таких как машиностроение и нефтехимия, с соответствующей большой долей участия военно-промышленного комплекса.
Во-вторых, осуществлявшимся в течение многих лет интенсивным материалоемким наращиванием производства в ущерб глубокой модернизации технологических процессов.
В-третьих, многолетним доминированием централизованного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов, результатом чего явилась слабая внутрирегиональная технологическая кооперация предприятий; продукция большинства из них ориентировалась на общесоюзный рынок, что в нынешних условиях сужает возможности быстрого формирования региональных рынков.
В-четвертых, специфической чертой алтайской экономики в силу географических и климатических условий является большой удельный вес аграрного сектора, который также в течение многих десятилетий развивался интенсивными методами, путем наращивания объемов производства первичного сельскохозяйственного сырья в ущерб переработке и производству потребительских товаров.
По своим природным условиям Алтай традиционно является продовольственной базой Сибири по основным продуктам: зерну, мясу, молоку, яйцам, картофелю. Однако хозяйство края не в состоянии полностью удовлетворить спрос краевого потребительского рынка на продовольственные товары. Половину продуктов растениеводства край вынужден завозить: овощи свежие и переработанные, фрукты, ягоды, бахчевые и т.п. В конце 80-х начале 90-х годов в край также завозилось около четверти продуктов питания промышленной выработки.
Промышленная специализация края в межрегиональном разделении труда определяется следующими видами важнейшей продукции производственно-технического назначения: тракторы, машины кузнечно-прессовые, котлы паровые, плуги тракторные, вагоны железнодорожные, дизели, кокс, шины, сельскохозяйственные машины и запасные части к ним, электродвигатели, лесопродукция, мебель, цепи, электротали, оборудование для перерабатывающих отраслей и др. назначения. Край вывозит большую часть производимых в крае тканей (в основном, хлопчатобумажных), одежды, обуви. На многих предприятия выпускаются товары хозяйственно-бытового назначения.
Но спрос внутреннего потребительского рынка на непродовольственные товары удовлетворяется за счет местных ресурсов недостаточно. Из непродовольственных товаров завозится абсолютное большинство товаров длительного пользования (телевизоры, стиральные машины, пылесосы, легковые автомобили и прочие), производство которых в крае практически отсутствует или только начинает осваиваться.
В 1993 году в Алтайском крае, как и в целом по России, продолжались кризисные явления. Причины этого процесса не изменились: нарушение договорных связей между республиками СНГ, нестабильность хозяйственных связей между российскими предприятиями вследствие неплатежеспособности партнеров, рост оптовых цен на сырье, полуфабрикаты, энергоносители и т.д. В итоге произошло снижение объемов производства и реализации товаров и услуг практически во всех отраслях экономики края. Наибольшее сокращение наблюдалось в следующих отраслях: химической и нефтехимической промышленности - на 40,7 %, легкой промышленности на 40,6 %, машиностроении и металлобработке# 23,3 %. В целом по краю объем промышленной продукции составил 74,8 % к уровню 1992 года. Как следствие, опять возросли финансовые затруднения предприятий и организаций* При этом необходимо отметить, что большинство предприятий является одновременно и должниками, и кредиторами, причем задолженность поставщикам и задолженность покупателей примерно равны. Другими словами, задержка платежей со стороны покупателей не позволяет предприятиям рассчитываться с поставщиками и, тем самым, улучшить свое финансовое положение.
Продолжало сокращаться производство товаров народного потребления. За 1993 год его уровень составил 75,2 % от уровня прошлого года, в том числе по продовольственным товарам 81,2%, по непродовольственным - 70,6%. Это стало одним из факторов снижения объемов товарооборота торговой сети и изменения цен.
Характерным для процесса ценообразования в рассматриваемый период остается дальнейший рост цен, но динамика их отдельных видов различна. Наиболее быстро увеличивались цены на оказываемые населению услуги - 14,9 раза, значительно (соответственно в 9,5 и 7,2 раза) возросли оптовые и потребительские цены, высокими были темпы роста розничных цен на товары народного потребления - в 5,2 раза.
В 1993 году максимальный месячный прирост по всем видам цен был зафиксирован в январе. Затем наблюдалось снижение темпов роста цен. Но если индексы потребительских и розничных цен изменялись постепенно, то оптовые цены и цены за платные услуги - скачкообразно. Так, в основе резкого повышения оптовых цен лежали единовременные удорожания энергоносителей соответственно в конце 1992 года и в апреле 1993 года. Товаропроизводители сразу же скорректировали свои издержки в сторону максимального повышения. Это подтверждается тем, что между "скачками" темпы роста цен стабилизировались. Отставание платежеспособного спроса населения не позволило потребительским ценам увеличиться в январе так же значительно, как и оптовым ценам.
Параллельно с ростом цен продолжался рост доходов населения, связанный с повышением минимальной заработной платы, минимального размера пенсий, индексацией оплаты труда работников бюджетной сферы.
Однако достигнутый в крае уровень заработной платы остается самым низким в Западно-Сибирском регионе. Определенное влияние на это оказывает относительно высокая доля сельскохозяйственного производства. Если принять средний уровень доходов на Алтае за 100 процентов, то в Новосибирской и Омской областях, структура хозяйства которых близка к краевой, этот показатель составил соответственно 103,1 % и 116,3 %. Гораздо выше он в Томской и Кемеровской областях - 142,1 % и 193,4 %, что объясняется спецификой их хозяйства (большая доля добывающих, металлургических, химических производств).
Кризисная ситуация, сложившаяся в большинстве отраслей экономики края, отразилась и на их инвестиционной политике. Здесь также преобладает тенденция к сокращению предприятиями и организациями объемов капитальных вложений на модернизацию и реконструкцию своих основных фондов (с 81 % в 1991 г. до 66 % в 1992 году и 53 % за 1993 год) и дорогостоящее жилищное строительство (соответственно с 76 % до 67 % и 56 %), направлению предприятиями большей части прибыли на текущие потребительские нужды.
Важнейшие условия и факторы, обусловившие эту динамику:
1). Тяжелое финансовое состояние предприятий, вызванное, с одной стороны, опережающим ростом цен на используемые сырье и материалы, энергоносители, а с другой стороны, ростом цен на готовую продукцию и трудностями ее сбыта в связи с неплатежеспособностью потребителей. Предприятия вынуждены переходить на сокращенный режим работы (скрытая безработица).
2). Отсутствие конкурентной среды: цены на товары складываются не под воздействием спроса и предложения, а на основе растущих издержек производства.
3). Трудности в процессе конверсии оборонных предприятий, дававших треть общего объема производства. Удельный вес военной продукции в объемах производства этих предприятий сократился более, чем вдвое, темп роста гражданской продукции не может пока компенсировать эти потери.
1.2. Промышленность
Ведущими отраслями промышленности края являются машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.В машиностроении и химической отрасли сосредоточено свыше половины основных фондов (59 %) и численности занятых (61 %) в промышленности (в то же время как в легкой и пищевой эти показатели составляют соответственно 12,5 % и 19,7 %). Эти отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса, оказались в условиях переходного периода по целому ряду причин в тяжелейшем состоянии.
Главной причиной трудностей явилась сложившаяся специализация краевой экономики ее ориентация на оборонный комплекс и сельское хозяйство. Выпуск продукции ведущих отраслей хозяйства края был централизованно ориентирован на потребности европейских районов страны в обмен на материально-технические ресурсы в рамках политики регионального разделения труда.
В результате проведения экономической реформы наметились определенные изменения в структуре промышленного производства товарной продукции в крае (табл. 1.2.1)
Таблица 1.2.1
Динамика отраслевой структуры промышленного производства
товарной продукции в Алтайском крае, в %
Отрасли промышленности 1985 г. 1990 г. 1992 г.
Промышленность, всего 100 100 100
в том числе:
электроэнергетика 2,7 3,0 4,1
черная металлургия 1,7 2,5 9,5
цветная металлургия 0,7 0,7 0,6
машиностр. и металлообработ. 40,9 37,8 32,3
химическая и нефтехимическая
промышленность 17,6 17,4 20,7
лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная
промышленность 3,6 3,5 2,6
промышленность строительных
материалов 2,4 3,0 2,0
легкая промышленность 13,2 13,0 12,0
пищевая промышленность 15,9 18,4 15,2
прочие 1,1 0,7 0,5
Определенные перспективы развития промышленности края связаны с процессом конверсии предприятий оборонного комплекса, являющимся одним из приоритетных направлений и на федеральном уровне. В Алтайском крае функционирует 14 предприятий оборонного комплекса, расположенные в гг. Барнауле, Рубцовске, Бийске и Славгороде. В соответствии с номенклатурой выпускаемой продукции их можно отнести к двум отраслям: машиностроение и химическая промышленность. В общем объеме промышленного производства края их доля в 1992 году составляла 30,5 %. Предприятия наращивают выпуск гражданской продукции, ее доля в общем объеме производства этих предприятий составила в 1993 году более 70 %.
Большое значение для потребительского рынка края имеет четкая направленность конверсии на увеличение производства товаров народного потребления, особенно изделий из ряда сложной бытовой техники, которая раньше на предприятиях края не выпускалась, а завозилась из-за его пределов. Именно в этой области производства ТНП в 1993 году отмечен рост с 38,2 % до 49,7 %, хотя в целом по промышленности произошло падение производства ТНП. Сдерживает расширение производства этих товаров снижение покупательской способности населения на потребительском рынке края.
На оборонных предприятиях занята значительная часть трудовых ресурсов края. Предприятия этой группы являются наиболее крупными и лидирующими в своих отраслях на территории края, на них трудится около трети всех занятых в соответствующих отраслях.К сожалению, все те трудности, которые испытывают предприятия при переходе на новые условия хозяйствования в процессе структурной перестройки, на оборонных предприятиях зачастую проявились гораздо сильнее.
Вследствие этого многие оборонные предприятия вынуждены были в течение 1991-92 гг. сократить численность занятых на 20-30 %, а в 1993 г. на 12,6 %. Однако намеченный рост производства гражданской продукции и ТНП предполагает увеличение потребности в рабочей силе. По расчетам предприятий, численность занятых на предприятиях машиностроительной группы к 1995 году увеличится на 10 % по сравнению с численностью занятых в 1992 году, на предприятиях химической группы - на 7-8 %. Это означает прирост в первой группе предприятий около 6 тыс. рабочих мест, во второй - 1,5-2,0 тыс. рабочих мест. Таким образом, конверсия оборонных предприятий предполагает одновременно и решение такой сложной социальной проблемы рынка труда, как повышение занятости трудоспособного населения и снижение возможного уровня безработицы в регионе.
1.3. Аграрно-промышленный комплекс
Особую озабоченность вызывает сложная обстановка в сельском хозяйстве. Имеющиеся здесь трудности усугубляются сложными погодными условиями последних лет. В 1991 году из-за засухи в 22 районах пострадали посевы на общей площади 2 млн гектаров, в 1992 г. осенние дожди нарушили ход уборки урожая и заготовки кормов на зиму. Недобор продукции земледелия, недостаток полноценных кормов отрицательно сказывается на развитии животноводства, где продолжается наметившееся два года назад сокращение объемов производства. Спад производства допущен как за счет снижения урожайности, так и в результате уменьшения посевных площадей большинства сельскохозяйственных культур. За 1991 год производство сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах в целом по краю сократилось на 12 %, в том числе в общественном секторе - на 16 %.
В связи с продолжающимся падением производства в 1992 году по сравнению с 1991 г. существенно сократились закупки основных видов животноводческой продукции: скота и птицы - на 32,6 %, молока - на 20,8 %, яиц - на 27,6 %, шерсти - на 76 %.
В 1993 году также продолжался спад производства. Основные трудности села не изменились: сокращается обеспеченность техникой и горюче-смазочными материалами, закупочные цены не возмещают издержек производителей, а перечисление государственных дотаций на сельскохозяйственную продукцию постоянно запаздывает. Поэтому происходит снижение объемов реализации по основным видам сельскохозяйственной продукции в государственные фонды.
В 1993 году получен неплохой урожай зерновых и других культур, но сложившиеся закупочные цены уже не компенсировали затраты сельских товаропроизводителей.
Разбалансированность материально-технического обеспечения, отсутствие механизма хозяйственных взаимоотношений в рыночных условиях в сельском хозяйстве повлекли сокращение производства продуктов питания, что соответственно повлияло на ухудшение обеспечение населения края продовольствием.
Так за 1993 год реализация скота и птицы (в живом весе) в крае, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, составила 87,0%, молока - 97,0%, яиц - 93,0%.
Аграрный сектор экономики края в силу вышеназванных причин в перспективе останется одним из ее основных элементов. К тому же его развитие отвечает одному из основных направлений структурной политики, связанному с обеспечением населения продуктами питания. Переход к рыночным отношениям, приватизация собственности, осуществление земельной реформы, либерализация цен, развитие крестьянских и фермерских хозяйств, возрастание роли финансовой и кредитной политики - все эти факторы создают предпосылки для формирования новой аграрной политики в крае.
Анализ структуры и сложившейся обстановки в аграрном секторе экономики края показывает, что в проведении земельной реформы необходимо внимательно подходить к реорганизации каждого конкретного хозяйства, учитывать специфику края. Нельзя сбрасывать со счетов того факта, что большинство районов Алтая расположены в зоне рискованного земледелия. Производство продукции здесь традиционно было построено в расчете на государственную поддержку, на государственные гарантии в материально-техническом и финансовом обеспечении.
Одновременно с проведением земельной реформы необходимо развитие перерабатывающих производств с учетом приоритетного развития малых предприятий по переработке, хранению, транспортировке и реализации мясной, молочной и овощной продукции.
1.4. Население и трудовые ресурсы.
Прогнозирование численности населения и использования
трудовых ресурсов
На начало 1994 года численность населения в Алтайском крае составляла 2684,3 тыс. человек, из них: 52,2 % проживало в городах и 47,8 % - в сельской местности. По сравнению с 1990 годом число жителей на Алтае увеличилось на 1,6 %. В 90-е годы происходят существенные изменения в динамике населения региона: ускорение темпов прироста населения, сокращение городского населения (почти на 10 % за два последних года) и рост сельского населения (на 16 % в 1990-1992 годах). (Таблица 1.4.1).
В возрастной структуре населения отмечается устойчивый рост численности и удельного веса лиц в пенсионном возрасте, сокращение абсолютных и относительных показателей детского населения, некоторое увеличение численности лиц в трудоспособном возрасте и стабилизация их доли в общей численности населения края.
Таблица 1.4.1
Численность населения Алтайского края (на начало года, тыс. человек)
1985 1990 1991 1992 1993
Всего население 2566,3 2640,5 2654,5 2666,1 2682,0
в т.ч. в
трудоспособном возрасте 1457,3 1465,6 1453,3 1455,7 1493,9
Городское население 1458,3 1539,2 1547,3 1476,4 1406,3
в т.ч. в
трудоспособном возрасте 880,4 894,8 900,8 858,7 827,6
Сельское население 1108,8 1101,3 1107,2 1189,7 1275,7
в т.ч. в
трудоспособном возрасте 576,9 570,3 574,3 618,4 666,3
Углубление социально-экономического кризиса в сочетании с долговременными тенденциями в естественном движении населения привели к значительному обострению демографической ситуации в регионе. Это проявляется в ухудшении режима естественного воспроизводства населения, снижения рождаемости и росте преждевременной смертности, падении средней продолжительности предстоящей жизни и индекса детности, старении населения и повышении демографической нагрузки его трудоспособной части, росте заболеваемости и ухудшении генетических свойств населения, увеличении числа разводов и числа одиноких людей. В рассматриваемые годы коэффициент рождаемости снизился с 17,2 % до 10,4 %, а коэффициент смертности возрос с 10,1 % до 11,8 %. Начиная с 1987 года, в крае наблюдается рост младенческой смертности, который более высокими темпами происходит в городах. Средняя продолжительность предстоящей жизни в 1992 году уменьшилась по сравнению с 1987 годом на 1,6 лет.
Интенсивность снижения уровня рождаемости и роста смертности в регионе была выше, чем в среднем по России, что обусловлено, главным образом, более худшими условиями жизни в крае и негативными последствиями ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне.
Оценивая режим естественного воспроизводства населения Алтая в целом, отметим, что оно происходит на суженной основе, с 1992 года смертность превышает рождаемость, наблюдается его депопуляция.
На рубеже 80-90 годов коренным образом изменился характер миграционных процессов на Алтае.
Начиная с 1989 года в регионе наблюдается стабильный механический прирост населения. За 1989-1992 гг. он составил 40 тыс. человек, большая часть его приходится на сельскую местность.
Примерно на треть по сравнению с началом 80-х годов сократилась доля населения, охваченного внутрикраевым оборотом. При этом изменилась направленность внутрикраевых территориальных перемещений. В настоящее время из города в село переезжает на 10-15 % больше населения, чем из села в город.
Доля межрайонной миграции существенно возросла и составила 48 % от миграционного оборота в целом. В межрайонных миграционных потоках преобладают жители России, их удельный вес в 1989-1992 гг. был равен 56,3 % в общей численности населения, участвующего в межрайонных перемещениях. Причем, во внешней миграции края "приобретает" более качественную рабочую силу по сравнению с выбывающей.
В межреспубликанских миграционных связях преобладают Казахстан и Средняя Азия, на них приходится 92,2 % от общего межреспубликанского миграционного прироста населения.
Распад Советского Союза и обострение межнациональных отношений привели к появлению новой категории мигрантов - беженцев и вынужденных переселенцев.
По данным Комитета администрации края по занятости и миграции только за последние два года в край прибыло 4,3 тыс. официально зарегистрированных беженцев, из них 67,4 % - из Таджикистана, 14,0 % - из Азербайджана, 7,0 % - из Грузии и 4,6 % - Молдовы.
В 1988-1992 годах увеличилась тенденция массового выезда лиц немецкой национальности в Германию. Если до этого периода ежегодно выезжало за границу около тысячи человек, то в течение 1991-1992 гг. край покинуло около 7 тыс. немцев. Наибольший отток немецкого населения происходит из районов их компактного проживания.
Механический прирост населения стал основным источником увеличения демографического потенциала края, его доля в рассмотренные годы возросла с 5,6 % до 100,0 % в общем приросте населения.
Отмеченные изменения в характере миграционных процессов были обусловлены общеэкономическими и политическими факторами, в частности, распадом СССР и обострением межнациональных отношений, а также территориальными: относительной стабильностью политической ситуации в крае, повышенной миграционной подвижностью населения в предыдущие годы (в край в первую очередь возвращается многочисленный контингент населения, ранее покинувший Алтай), географическим положением региона (это первый пограничный район России на пути из Средней Азии и Казахстана).
При сохранении сложившихся тенденций в режиме естественного воспроизводства и миграции численность населения в крае к 2000 году: возрастет на 1,2% и составит 2713,0 тыс. человек, а сельского - увеличится на 3,1 %. Отметим, что при сокращении городского населения в целом численность трудовых ресурсов в горпоселениях будет возрастать. (Таблица 4.2).
Таблица 4.2
Прогноз численности населения Алтайского края
на 1994-2000 (тыс. чел.)
-------------------------------------------------------------------------
| 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000
-------------------------------------------------------------------------
Всего население 2688,6 2693,6 2697 2700 2704 2708 2713
в т.ч. в
трудоспособном
возрасте 1489,6 1500 1520 1543 1570 1612 1637
Городское население 1406 1404 1402 1401 1400 1399 1398
в т.ч. в
трудоспособном
возрасте 836 837 840 845 852 863 873
Сельское население 1282,6 1289,6 1295 1299 1304 1309 1315
в т.ч. в
трудоспособном
возрасте 653,6 663 680 698 718 749 764
На 01.01.94 года в крае проживало 2684,2 тыс. чел., из них 52,2 % - городское и 47,8 % - сельское население. Среди областей Западно-Сибирского района в крае самый высокий удельный вес сельского населения (за исключением Республики Алтай, где 73,7 % населения - сельское).
По возрастному составу структура населения края из года в год ухудшается: постоянно увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста (с 15,3 % в 1979 году до 19,2 % - в 1992 году), при этом уменьшается и доля лиц моложе трудоспособного возраста. В Западно-Сибирском районе Алтайский край занимает 1 место по удельному весу лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения.
Осуществление экономической реформы в крае сопровождается разрывом вертикальных и горизонтальных экономических связей, снижением объемов производства, простоями, приостановкой предприятий и, как следствие, снижением эффективности использования трудового потенциала. На начальном этапе становления новых экономических отношений уменьшается спрос производства на высококвалифицированные кадры, потребность в переподготовке и повышения квалификации. На второй план отходит такой важный фактор повышения результативности труда, как научно-технический прогресс, поскольку в условия инфляции вложение средств в развитие производства становится неэффективным, многие трудовые коллективы, являясь монополистами на рынке товаров, могут обеспечивать свой высокий доход за счет установления монопольно высоких цен на выпускаемую продукцию. Усиливается дифференциация предприятий по уровню заработной платы, объему предоставляемых благ, трудовой нагрузке работников, повышается текучесть и ухудшается трудовая дисциплина. Растет дефицит товаров, снижается заинтересованность в эффективном труде, падают реальные доходы населения, ухудшается демографическая ситуация.
Первые результаты работы в условиях экономической реформы носят противоречивый характер. На отдельных предприятиях при переходе на новые формы хозяйствования наблюдается существенное улучшение показателей эффективности труда как в стоимостном, так и в натуральном выражении, использования рабочего времени, отношения к труду, на подавляющем большинстве других - улучшение стоимостных показателей сопровождается ухудшением натуральных, ростом потерь труда и текучести кадров. Причины этого не однозначны, но главное - отсутствие комплексного подхода к осуществлению реформ, недостаточно глубокая их проработка, недооценка обратных связей и возможных последствий.
Продолжение спада производства в промышленности и сельском хозяйстве усиливает ряд негативных явлений, одним из которых является безработица.
Ситуация на рынке труда края является отражением основных тенденций, характеризующих общероссийский рынок труда, растет поток граждан, ищущих работу. В течение 1993 года в органы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 262,7 тыс. чел. Уровень безработицы по краю в 1993 году составил 1,3 % против 0,7 % в 1991 году.
Изменения в экономическом и финансовом положении предприятий и организаций сопровождается значительным сокращением их потребности в работниках. За год потребность в рабочей силе сократилась в 4 раза.
На 01.03.94 года число ищущих работу граждан, учтенных органами служб занятости, составляло 23,9 тыс. человек, из них 19,9 тыс. человек имели статус безработного, 16297 чел. получали пособие. При этом на ту же дату заявленная потребность в работниках была в 6 раз меньше предложения.
Лидирует женская безработица, поскольку более 7% общей численности безработных составляют женщины. Возрастает безработица и среди молодежи. В крае до 36 процентов из общего числа безработных - это молодые люди до 30 лет.
Стала намечаться тенденция к увеличению продолжительности периода безработицы (в среднем 4 месяца).
Набирает темпы принудительная (сокращенный рабочий день или сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков) и навязанная безработица (вследствие отсутствия сырья и материалов, приводящая к остановке предприятий и увольнению части рабочих и служащих).
Таким образом, общая ситуация на рынке труда свидетельствует о том, что безработица становится постоянно действующим фактором и ее масштабы будут увеличиваться. В зависимости от варианта экономического развития уровень безработицы в 1994 году может составить от 2 до 10 %.
Чтобы максимально сократить отрицательные последствия перехода к рынку, важно синхронизировать процессы высвобождения рабочей силы, ее переподготовки и создания новых рабочих мест.
1.5. Итоги приватизации
По состоянию на 1 августа 1994 года подано на приватизацию 2605 заявок, из них реализовано 1983 заявки, что составляет 76, а по отношению к количеству предприятий, состоящих на самостоятельном балансе - 66 % (таблица 5.1).
1.5.1. Приватизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Малая приватизация началась с коммерциализации предприятий. Крупные объединения, тресты распадались на множество самостоятельных организаций, которые должны были быть приватизированы.
Всего в результате коммерциализации в крае на 01.08.94 г. насчитывалось 670 предприятий розничной торговли, 47 предприятий оптовой торговли, 541 предприятие бытового обслуживания, 204 предприятия общественного питания.
Коммерциализация оказалась очень болезненным и трудоемким процессом: разрушались устойчивые связи с поставщиками продукции, возникли трудности с кредитованием предприятий, не хватало квалифицированных кадров, у работников не изменилось отношение к труду. Наметилась тенденция сокращения объемов товароснабжения, объемов услуг.
В настоящий момент практически все объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, намеченные к приватизации изменили свою форму собственности. Из 670 магазинов приватизировано 434, что составляет 65 %, основным способом приватизации трудовые коллективы набрали выкуп арендованного ранее имущества (53 %), 40 % предприятий продано на коммерческом конкурсе и практически отсутствует такой способ приватизации, как акционирование. Акционировались лишь 6 объектов из 670, среди них такие крупные магазины, как ювелирный магазин "Рубин" и коммерческий центр речного пароходства "Флот". Так как Алтайский край стал одним из немногих регионов России, где в приватизации торговли преобладала аренда с выкупом, то и владельцами большей части (68 %) приватизированных предприятий стали трудовые коллективы, 22 % - сторонние юридические и 10 % предприятий - сторонние физические лица. Выкуп арендованного имущества трудовыми коллективами с точки зрения обеспечения социальных гарантий выглядит более привлекательным, хотя связан с определенным риском для хозяйственной деятельности предприятий, вследствие невысокого предпринимательского опыта работников. Однако этот способ приватизации невыгоден с точки зрения пополнения бюджета, т.к. выкупаемое имущество, в основном, изношено, а начальная цена определяется, в основном, по остаточной стоимости основных фондов, т.е. практически является очень низкой. Как правило выкуп арендованного имущества осуществлялся по начальной цене. Полученные от приватизации предприятий торговли средства составили чуть более 3 млрд. руб., превышение продажной цены над начальной составило 390 %.
Из 204 предприятий общественного питания завершена приватизация на 132 объектах, что составило 65 %. Все приватизированные предприятия ранее находились в муниципальной собственности. 60 % предприятий приватизированы путем продажи на коммерческом конкурсе и аукционе. Но превышение продажной цены над стартовой было незначительным, лишь в два раза. Сумма полученных от приватизации предприятий общественного питания средств составила 978 млн руб. Наиболее результативно приватизация общепита осуществлялась в Рубцовске, где новые хозяева полностью обновили интерьер, расширили ассортимент услуг, повысили качество и культуру обслуживания.
Одной из отраслей, где приватизация практически завершилась, можно назвать бытовое обслуживание.Из 541 предприятия этой отрасли 468 изменили форму собственности на частную, что составило 87 %. Большинство объектов (96 %) было продано на коммерческом конкурсе (аукционе). Превышение продажной цены составило 5,3 раза, что является наивысшим показателем среди отраслей малой приватизации. Сумма полученных средств составила 1,3 млрд. руб.
Следует отметить, что эффективность работы объектов малой приватизации, купленными сторонними физическими и юридическими лицами, зачастую выше, чем предприятий, арендованных или выкупленных трудовыми коллективами. Одной из причин этого является большая предприимчивость и возможность получения кредитов (отсюда наличие средств на покупку выбранного стороннего объекта), отсутствие инертности, привычки к управлению по вертикали.
1.5.2. Приватизация объектов строительного комплекса
Основной особенностью приватизации объектов строительного комплекса, а именно строительных организаций, явилось то, что процесс приватизации должен был сопровождаться антимонопольными мерами, в том числе разукрупнением предприятий-монополистов, причем обязательно должна была быть сохранена технологическая целостность приватизируемых структур. Однако этот процесс вызвал значительные затруднения вследствие высокой специализации подразделений, не позволяющей обеспечить выполнение полного технологического цикла.
Все это несомненно сказалось на темпах приватизации, вызвав колебания в росте числа приватизируемых объектов. Несмотря на то, что приватизация объектов строительного комплекса началась в марте-апреле 1992 года, до настоящего момента сохраняются высокие темпы приватизации предприятий, в фонд имущества передается 10 и более комплектов документов ежемесячно. Завершена приватизация 241 объекта строительного комплекса. Приватизированы такие крупные строительные тресты с подразделениями, как "Стройгаз", "Алтайэнергострой", "Барнаулстрой", "Алтайагрожилстрой", "Каменьводстрой", "Славгородводстрой" и др. Из-за проблем с разделением собственности на государственную и кооперативную более года длится приватизация подразделений треста "Алтайагропромстрой". Основным способом приватизации предприятий строительного комплекса трудовые коллективы избрали акционирование. Незначительная часть мелких предприятий (в основном, объекты, производящие строительные материалы), выкупила арендованное ранее имущество. От приватизации объектов строительного комплекса получено 863 млн рублей.
1.5.3. Приватизация промышленных предприятий.
По состоянию на 01.08.94 г. в крае приватизировано 142 промышленных предприятия из 156 (91 %) в т.ч. 31, включенные в реестр обязательного акционирования.
Первыми в 1992 году подали заявки на приватизацию и были приватизированы предприятия объединения "Алтаймебель": Барнаульская, Рубцовская, Каменская, Славгородская мебельные фабрики, Бийская фабрика мягкой мебели, Барнаульская зеркальная фабрика.
Все эти предприятия были приватизированы путем выкупа арендованного имущества трудовыми коллективами (исключение составили завод "Капролит", экспериментально-механический завод "Бытоснастка", Каменский металлозавод, производственный кооператив "ЗИП", проданные на коммерческом конкурсе).
Поскольку конечной целью приватизации является повышение эффективности производства, в настоящее время принято решение о преобразовании промышленных арендных предприятий в открытые акционерные общества. Уже преобразованы в АООТ такие предприятия как Кучукский сульфатный завод, Алтайбланкиздат и другие.
Углубление экономического кризиса окончательно определило акционерное общество, как наиболее целесообразную организационную структуру промышленных предприятий, а следовательно, и предпочтительный способ приватизации. Действительно, в современных условиях для того, чтобы выжить, необходима достаточно быстрая и эффективная модернизация производства, а при сокращении и ликвидации дотаций государства, отсутствии у большинства предприятий собственных средств, акционерная форма - практически единственное средство. Во-первых потому, что акционерный капитал может довольствоваться прибылью на уровне ставки процента в банках. При этом акционерная форма привычна и приемлема для иностранного капитала, который желательно привлекать для финансирования модернизации.
Все самые крупные предприятия преобразованы согласно Указу Президента "Об обязательном акционировании крупных предприятий" N 721 в акционерные общества открытого типа. Несколько иной путь выбрали "Алтайсельмаш" (Рубцовск) и "Барнаултрансмаш", преобразованные в холдинговые компании, отличительная черта которых - владение долями акционерного капитала дочерних компаний. Преимущество холдинговой компании в том, что она располагает такими методами мобилизации финансовых ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям (это комиссионно-учредительская деятельность, плата за услуги в сфере управления, финансирование рекламы, покупка лицензий на пользование патентами, перераспределение средств дочерних предприятий).
Существенно ускорила темпы приватизации выдача населению приватизационных чеков, с целью вложения их в акции предприятий, а также реализация принципа социальной справедливости. При акционировании промышленного предприятия, при проведении закрытой подписки до 50 % стоимости акций выкупались работниками за приватизационные чеки.
Средства, полученные от приватизации промышленных объектов, превысили 4,8 млрд. руб.
1.5.4. Приватизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности
Особенностью приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции вызваны тем, что, в основном, все они имеют крайне слабую, морально и физически устаревшую техническую базу, один из самых низких уровней оплаты труда, высокие суммы кредитов.
Кроме того, снижение объемов производства некоторых видов продукции сельскими товаропроизводителями, занижение закупочной цены на продукцию перерабатывающими предприятиями, завышение цены производимой продукции снизили покупательский спрос населения, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему снижению объемов производства. К тому же прибыль, получаемая от реализации продукции, распределялась крайне неравномерно. Большую часть получали перерабатывающие предприятия, производящие конечный продукт и диктующие закупочные цены, а производители - минимальную прибыль. Фактически производитель был не заинтересован в результатах своего труда. С выходом в сентябре 1992 года Постановления N 708 "Положения о приватизации предприятий по первичной переработке сельхозпродукции", по которому 49 % акций перерабатывающих предприятий распространяется по закрытой подписке среди производителей сырья (юридических лиц), а прибыль распределяется пропорционально вложенному капиталу (что обеспечило равноправный доступ производителей сырья, только юридических лиц, к прибыли от его реализации), резко возросло количество поданных заявок на приватизацию.
Несколько иное положение с предприятиями пищевой промышленности. Их акции охотно раскупаются.
По состоянию на 01.08.94 приватизировано 307 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, ПТО сельского хозяйства и специализированных совхозов (муниципальные совхозы и колхозы не учитываются) из 627, что составляет 49 %. От приватизации получено более 1,7 млрд. руб.
1.5.5. Приватизация предприятий транспорта и связи.
По состоянию на 01.08.94 приватизировано 83 автотранспортных предприятия и 4 объекта связи. Остались не приватизированными 13 автотранспортных предприятий со смешанной формой собственности, которые будут переданы в муниципальную собственность и решение об их приватизации будет приниматься местными органами власти. В 94-95 годах будет осуществляться приватизация 74 предприятий "Россвязьинформа", расположенных на территории Алтайского края.
1.6. Розничный товарооборот
Среди отраслей сферы обслуживания торговля одной из первых вступила на путь экономических реформ: здесь раньше других и более быстрыми темпами осуществлялась приватизация и коммерциализация, предприятия получив самостоятельность, приобрели свободу выбора поставщиков, ощутили на себе все стороны перехода на свободные цены и других экономических преобразований.
За кажущимся изобилием товаров на полках коммерческих отделов магазинов, на вещевых рынках скрываются сложные противоречия в организации товаропроводящей сети и неудовлетворенность потребностей населения в этом виде услуг.
Продажа товаров народного потребления через предприятия всех форм собственности, включая общественное питание, в первом полугодии текущего года составила 150,8 млрд. руб. Это в 9,9 раза больше чем за соответствующий период прошлого года в фактических ценах, но в товарной массе это составило 89 %. По этому показателю край значительно отстает от уровня Российской Федерации, Западно-Сибирского региона, соседних Новосибирской, Омской, Томской областей и даже республики Алтай.
Переход на рыночный путь развития экономики, нарастающие процессы приватизации повлекли за собой структурные изменения в рыночной сети (табл. 1.6.1).
На долю предприятий частной формы собственности приходится уже одна четверть розничного товарооборота при достаточно высоких долях предприятий государственной формы собственности (43,4 % при 49,8 и 49,3 в Российской Федерации и Западно-Сибирском регионе) и предприятий системы потребительской кооперации (соответственно 31,3; 15,5 и 18,3 %). Последнее объясняется значительной долей населения, проживающего в сельской местности.
Уменьшаются торговые площади магазинов в госторговле и потребительской кооперации. По сравнению с началом 1991 года число розничных предприятий сократилось в госторговле на 16 %, в потребительской кооперации на 28 %.
Таблица 1.6.1
Распределение розничного товарооборота,
включая общественное питание на предприятиях различных
форм собственности в январе-июле 1993 года
(в % к товарообороту)
Государст- Системы Частной Прочих
венной потреб. формы форм
собствен- коопера- собствен-собствен-
ности ции ности ности
Российская Федерация 49,8 15,7 20,3 4,2
Западно-Сибирский
район 49,3 18,3 29,8 2,6
Республика Алтай 43,9 36,2 9,9 10,0
Алтайский край 43,4 31,3 25,2 0,1
Кемеровская область 43,5 10,8 43,0 2,7
Новосибирская область 52,5 19,2 28,3 -
Омская область 24,9 26,0 47,8 1,3
Томская область 49,7 16,5 33,7 0,1
Тюменская область 67,6 13,0 13,0 6,4
Произошло сокращение сети предприятий общественного питания росторговли на треть, посадочных мест в них на 18 %, в потребительской кооперации число предприятий общепита сократилось на 40 %, и посадочных мест на 31 %.
Товарное обеспечение розничного товарооборота в настоящее время осуществляется в значительной степени путем завоза товаров в магазины на основе длительных договоров с предприятиями-изготовителями по разовым сделкам, от коммерческих торгово-посреднических структур, через оптовые предприятия.
По прогнозам "Ценакора" ожидается рост цен по целой группе товаров. Наибольший рост цен прогнозируется по группе металлических изделий. Снижение спроса на ряд товаров культурно-бытового назначения из-за их дороговизны практически не оказывает влияние на цены.
Основные тенденции, влияющие на уровень цен по расчетам "Ценакора" следующие:
- сокращение из-за спада производства товаров отечественного рынка и заполнение его дорогими аналогичными товарами импортного производства;
- уменьшение средней партии товаров, поставляемых в торговые точки из-за снижения общей массы отечественных товаров, что в условиях свободного ценообразования ведет к росту цен;
- рост покупательской способности населения за счет снятия ограничений на зарплату.
Будет сохраняться разрыв в ценах между различными региональными рынками как внутри Российской Федерации, так и стран СНГ, даже имеющих общие границы.
Такое положение в торговле обуславливается и другими факторами, к важнейшим из них можно отнести следующие: критическое финансовое состояние, полное отсутствие конкуренции, неуправляемость процессами.
Отсутствие конкуренции в отраслях объясняется не только и не столько кажущимся многим дефицитом товаров при падении спроса, но и нарушением всей товаропроводящей системы: сбытовые структуры товаропроизводителей - оптовая торговля - транспортные предприятия - розничная торговля.
Необдуманная приватизация объектов оптовой торговли и, как следствие, ее чрезмерная коммерциализация привели к сращиванию последней с коммерческими структурами, к утрате ее ключевой роли в процессе товаропродвижения к потребителю. Исключено даже зарождение конкуренции как таковой: государственная монополия трансформируется в монополию рыночных по форме структур, объединяемых сиюминутными интересами преуспевания своих фирм и коллективов.
Постепенное упразднение территориальных органов управления торговлей и общественного питания (что не предписывалось ни какими решениями, а явилось скорее результатом проявления местной инициативы) ничего хорошего не принесло. Борьба с административными методами управления обернулось потерей профессионалов-управленцев, которые незамедлительно, зная конъюнктуру нашли себе достойное их потенциалу применение.
В результате отрасль стала неуправляемой. Повсеместно наблюдается восстановление органов управления без четко определенных функций и эффективных форм их реализации.
Необходима комплексная программа, включающая в себя создание новых рыночных взаимоотношений производителей, оптовиков, складских и транспортных предприятий, розничной торговли.
1.7. Развитие предпринимательства
Возрождение и развитие предпринимательства на территории края характеризуется, как и в целом по России, четырьмя последовательными этапами.
На первом этапе создавались и функционировали центры научно-технического творчества молодежи - своеобразные посреднические организации, использующие интеллектуальный потенциал временных творческих коллективов для перевода безналичных рублей в "наличку" и первоначального накопления капитала.
Второй этап становления предпринимательства начался с принятия закона СССР о кооперации. К сожалению, этот этап мало чем отличался от первого. Более того, сложившаяся практика организации кооперативов при предприятиях и организациях положила начало массовой коррупции.
Положительным моментом второго этапа развития является интенсивный рост рыночного сектора экономики, проявление экономического интереса к этому у населения и, как следствие, повышение экономического и правового уровня новоявленных предпринимателей.
В 1989 году темп роста предприятий рыночного сектора к 1988 году составил 720 %, а в 1990 году по отношению к предыдущему - 204 %.
Принятием законодательных актов о совместных предприятиях, аренде, малых предприятиях ознаменовалось началом третьего этапа становления предпринимательства. Этот этап характеризуется расширением сферы деловой активности. Уже обозначившийся экономически активный слой в обществе получил некоторую уверенность в необратимости начавшегося процесса, а вместе с ней стал все более настойчиво заявлять о себе. Появились первые общественные организации, взявшие на себя заботу о защите интересов коммерческих структур (ассоциации, союзы и т.п.)
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" значительно расширил границы предпринимательской деятельности: появились биржи, коммерческие банки, страховые агентства, аудиторские услуги.
Произошли значительные качественные изменения в рыночном секторе экономики: появились новые организационно-правовые формы предприятий. Этим, главным образом, объясняется уменьшение числа кооперативов. На начало 1993 года в крае было зарегистрировано 635 кооперативов, что составило 40 % от их числа на 1.01.1992 года.
Повышался в этот период времени удельный вес занятых в рыночном секторе и доля товаров народного потребления в общем объеме их производства в крае (таблица 1.7.2).
Динамичной была и структура рыночного сектора (табл. 1.7.3).
Предприятия рыночного сектора экономики более оперативно реагировали на изменения в налоговой, кредитной политике и особенно на льготы по налогообложению, что видно по изменению численности и объемов производства строительных предприятий.
Новые возможности открылись с процессом приватизации, ход которой обусловил расширение экономической и социальной базы предпринимательства.
К сожалению, налоговый беспредел, несовершенство правовой базы, разрушение государственности, процветание мафии, коррупции, рэкета поубавили активность предпринимательских структур в части производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения.
Одним из факторов снижения экономической активности товаропроизводителей является отсутствие республиканской программы поддержки малого и среднего бизнеса, без чего не обходятся даже страны с развитой рыночной экономикой.
На конец 1993 года в крае зарегистрировано около 20 тысяч формирований малого и среднего бизнеса и более 7 тысяч фермерских хозяйств. Среди организационно-правовых форм преобладают товарищества с ограниченной ответственностью, за ними следуют, соответственно, индивидуальные частные предприятия, акционерные общества закрытого типа, акционерные общества открытого типа, кооперативы.
Таблица 1.7.1
Динамика развития рыночного сектора экономики
Алтайского края
годы рост, %
Наименование 1988 1989 1990 1991 1989 1990
показателя к 1988 к 1989
Выручка от реализации
продукции, услуг
млн руб.
Алтайский край - всего 43,5 313,6 641,1 1458,5 720 204
в том числе:
г. Барнаул 15,0 149,7 298,9 630,6 995 200
доля г. Барнаула, % 34,5 47,7 46,6 43,2
Численность занятых
(включая совместителей)
тыс. чел.
Алтайский край - всего 8,6 39,8 61,1 74,4 465 154
г. Барнаул 3,5 19,7 27,3 31,0 570 138
доля г. Барнаула, % 40,4 49,6 44,7 41,7
Количество действующих
предприятий и
организаций
Алтайский край - всего 661 1849 3387 4603 280 183
г. Барнаул 169 606 815 940 358 134
доля г. Барнаула, % 25,6 32,8 24,1 20,4
Таблица 1.7.2
Удельный вес рыночного сектора экономики в народном
хозяйстве Алтайского края
(в %)
1988 1989 1990 1991
Удельный вес численности
работающих в альтернативном
секторе экономики, включая
совместителей в общей численности
занятых в народном хозяйстве
края
Алтайский край - всего 0,5 2,5 3,8 6,1
в т.ч. г.Барнаул 0,9 5,7 8,2 9,2
Удельный вес фонда оплаты
труда предприятий рыночного
сектора экономики в общем
фонде оплаты труда по
народному хозяйству
Алтайский край - всего 0,4 3,9 6,8 7,6
в т.ч. г.Барнаул 0,6 6,7 11,1 11,8
Удельный вес товаров
народного потребления,
произведенных в рыночном секторе
экономики края в общем объеме
товаров, произведенных в
Алтайском крае - всего 0,8 0,9 1,9 1,5
в т.ч. в г.Барнауле 0,7 0,5 2,9 4,9
Таблица 1.7.3
Отраслевая структура рыночного сектора
экономики Алтайского края
количество пред- объем производ-
Наименование приятий в % к итогу ства в % к итогу
отрасли 1988 1989 1990 1988 1989 1990
По производству товаров
народного потребления 25,9* 7,1 8,6 45,0* 7,2 10,1
Общественного питания,
торговые, торговозакуп. 24,2 10,0 3,7 17,0 6,5 3,1
Бытовое обслуживание
населения 27,1 17,5 11,5 19,3 6,5 3,9
Строительные,
проектно-изыскательские 2,9 28,0 47,2 4,3 42,2 53,9
Научно-исследовательские,
проектно-конструкторские,
внедренческие 1,4 2,1 2,6 0,5 1,6 3,2
Сельскохозяйственные 4,2 5,5 5,1 6,0 2,6 2,3
По выпуску продукции
производственно-технического
назначения - 7,9 8,0 - 16,6 16,4
По оказанию медицинской
помощи,
спортивно-оздоровительные 3,2 2,4 1,7 0,6 0,7 0,8
Прочие виды 11,1 19,5 11,6 7,3 16,1 6,3
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
* - в 1988 году раздельный учет отсутствовал, включены предприятия, выпускающие продукцию производственно-технического назначения.
В 1993 году экономическая ситуация оказалась неблагоприятной для тех субъектов малого бизнеса, которые занимались производством. Так, в городе Барнауле около четверти всех формирований за полугодие не провели ни одной банковской операции.
Реакция на создавшуюся социально-экономическую ситуацию последовала незамедлительно: при общем увеличении числа малых предприятий снизился удельный вес в строительстве предприятий с 40 % в 1991 году до 17 %, а в торговле и общественном питании произошел рост с 11 до 38 % (таблица 1.7.4).
Таблица 1.7.4
Динамика развития малых предприятий
(по данным крайстатуправления)
1991 1992 1993 1993 в %
1991 1992
Малые предприятия -
всего 1839 3595 4947 2,7 137
в том числе в:
Промышленности -
единиц 318 691 1365 4,3 198
в % к итогу 17 19 28 - -
Строительстве -
единиц 731 927 834 114 90
в % к итогу 40 26 17 - -
Торговле и
общественном питании -
единиц 200 1099 1890 9,5 172
в % к итогу 11 31 38 - -
Малые предприятия, как основа развития предпринимательства и наполнения потребительского рынка товарами в таких условиях функционирования не оказывают существенного влияния на эти процессы. В стремлении как-то выжить до наступления "лучших времен" они вынуждены ориентироваться не на удовлетворение потребностей населения, а на нужды предприятий и организаций.
Непосредственно населению реализуется только одна треть произведенной продукции.
Таблица 1.7.5
Основные показатели деятельности малых предприятий
по формам собственности
(в % к общему итогу)
Количест- Объем Числен- Выручка Прибыль Платежи
во продук-ность от реа- в бюд-
предприя- ции работ- лизации жет
тий ников продук- млн.руб.
ции
Всего по
промышленности малого
бизнеса 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 20,07
в том числе по
формам
собственности:
государственная 4,5 5,1 9,3 4,5 6,4 0,86
собственность
общественных
организаций 0,4 0,2 0,3 0,1 0,1 0,08
частная 90,1 83,4 80,1 84,6 77,3 16,93
смешанная 5,0 10,0 10,3 9,1 15,1 2,2
Основные технико-экономические показатели деятельности малых предприятий несколько ниже среднекраевых показателей. Обусловлено это многими факторами, часть которых отмечалась ранее. К ним следует добавить отсутствие необходимой инфраструктуры (по снабжению, по прокату техники и т.п.) и малочисленностью занятых, что, с одной стороны, должно было бы обеспечивать более высокую эффективность, а с другой, не позволяет восполнить в полной мере отсутствие инфраструктуры малого бизнеса.
О проблемах предпринимательства можно судить по итогам анкетирования, проведенного в г. Барнауле. где среди опрошенных 16 % представляли предприятия-производители, 26 % - структура, оказывающая услуги, 33 % - посреднические и торгово-закупочные предприятия.
Каждый десятый отметил устойчивое финансовое положение своей фирмы, 60 % оценили его средним, 25 % - неустойчивым и 5 % накануне полного краха.
Чуть более половины (58 %) намеревались расширять свою деятельность, а 48 % думали о создании новых рабочих мест.
Среди проблем, мешающих развитию, на первом месте стояла, на момент опроса, существующая налоговая система, на втором - несовершенство законодательства, на третьем - трудности с получением льготных кредитов, на четвертом - местная бюрократия, на пятом - растущая преступность в экономической среде.
Для успешного развития малого бизнеса представляется необходимым:
- совершенствование законодательства РФ в сторону обеспечения правовых гарантий, свободы, защиты и поддержки малого бизнеса;
- изменение налоговой политики с целью стимулирования производящих формирований;
- создание государственной системы финансово-кредитной и организационно-методической поддержки предпринимательства;
- укрепление на краевом уровне системы управления в сфере малого и среднего бизнеса.
Необходимым условием успешного функционирования формирований малого бизнеса является наличие и работа соответствующей инфраструктуры. В нее входят такие субъекты рыночной экономики, которые обеспечивают обслуживание предпринимательских структур. К ним относятся прежде всего банки, фонды, биржи, страховые учреждения, центры технической, экономической и юридической информации.
Не мало проблем и в других сферах предпринимательской деятельности: в биржевом деле, в отраслевом бизнесе, аудите, подготовке кадров и т.п.
Биржевой бизнес по состоянию на 1.10.93 представлен одной товарно-сырьевой биржей ("Алтайская универсальная"). Согласно справки краевого статуправления, за 9 месяцев ею было проведено 36 торгов и заключено 29 сделок по продаже, в том числе 6 сделок по ТНП, 23 сделки по продукции производственно-технического назначения.
Общий оборот биржи по заключенным сделкам на продажу составил 208,8 млн рублей, в том числе по ТНП - 66,9 млн рублей (32 %), по продукции производственно-технического назначения - 141,9 млн рублей (68 %).
От общей суммы оборота биржи по заключенным сделкам на продажу ТНП около 88 % приходится на продукцию агрокомплекса, 4 % на продукцию легкой промышленности и 8 % - на товары культурно-бытового и хозяйственного назначения.
По продукции производственно-технического назначения по 7 % от общего оборота по продаже приходится на топливо и продукцию химической промышленности, 10 % - на металл и металлоизделия, 56 % - на механическое оборудование, машины, станки.
В числе проданных товаров были сталь, дизельное топливо, автомобили грузовые, масло подсолнечное.
В сравнении с 9 мес. прошлого года число сделок сократилось с 614 до 29, численность работников в 5 раз, а оборот биржи и доходы по процентам от сделок составили около 15 % к уровню 9 месяцев 1992 года.
Исследователи проблем нашего предпринимательства отмечают следующие характерные черты, которые в той или иной степени присущи рыночным структурам, функционирующим на территории края:
- закрытый мафиозный характер отечественного бизнеса (критерий подбора кадров не компетентность и профессионализм, а клановость, личная преданность, умение "держать язык за зубами", первопричина - отсутствие конкурентной среды и уголовное прошлое определенной части предпринимателей, вынужденное неправомерное экономическое поведение);
- непроизводственный характер инвестиций (причины - неуверенность в завтрашнем дне, психология "разового бизнеса", отсутствие у многих понятия "социально-ответственного предпринимательства", характеризующегося скромностью личного потребления, ответственностью перед обществом, уважением к потребителю);
- "система постоянных аукционов" (ориентация не на перспективу деловых связей, а на выход на покупателя, имеющего возможность заплатить за товар или предоставленную услугу повышенную цену);
- уродливые формы рекламы и понимание маркетинга (навязчивая, нецеленаправленная реклама, вызывающая у населения раздражение);
- чрезмерное увлечение политикой в ущерб выработке конкретных мер по возрождению отечественного бизнеса и отечества.
Проблемы развития предпринимательства сложны и многообразны, отдельные из них очень обострены. В общем виде они сводятся к созданию в каждом территориальном образовании, в России в целом, наиболее благоприятного экономического, социального, правового и психологического климата для развития предпринимательства.
Выводы
Анализ экономической ситуации в Алтайском крае выявляет:
- высокую степень естественной (государственной) монополизации промышленности в результате узкой специализации предприятий (сельскохозяйственное машиностроение, оборонная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность и др.);
- высокую степень местной (временной) монополизации в результате сырьевой ориентации сельского хозяйства и неразвитого комплекса по переработке сельхозпродукции;
- недостаточную (организационную, правовую, финансовую) активность по развитию альтернативных производств по переработке сельхозсырья, сферы услуг на основе новых экономических(предпринимательских) структур;
- недостаточное количество и слабую материально-техническую базу организаций рыночной инфраструктуры;
- недоработки нормативно-правовой базы по осуществлению антимонопольной политики и развитию конкуренции в части прав и возможностей органов управления экономикой на местах.
В этой связи на современном этапе, наряду с мерами государственного протекционизма в части предприятий-государственных монополистов, необходимо усиление влияния территориальных органов на процессы экономической стабилизации, расширение масштабов региональной координации, развития горизонтальных связей, формирования комплексных завершенных технологических циклов по схеме производитель сырья - переработчик - реализатор в рамках территориально-административных образований.
Раздел II. Мероприятия по демонополизации экономики
и развитию конкуренции на 1995 год
Основной задачей структурной перестройки экономики Алтайского края представляется формирование полноценных саморазвивающихся рынков с учетом ориентации производителей на экономические, социальные и экологические потребности региона исходя из ресурсных возможностей территории. Однако структурная перестройка экономики не является самоцелью. Создание эффективной экономики рассматривается как главное средство для формирования надежной материальной базы для решения стоящих перед краем социальных проблем.
Ключевой задачей текущего периода можно считать осуществление комплекса разноаспектных мер, связанных с поддержанием экономического потенциала и уровня жизни населения края в условиях экономического кризиса.
Эта задача не может быть решена отдельными структурами, в рамках локальной программы. Ее решение возможно лишь при условии, что экономические приоритеты края будут основополагающими при разработке всех экономических программ, интеграция которых должна быть осуществлена в составе "Комплексной программы социально - экономического развития народного хозяйства Алтайского края".
Настоящая "Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Алтайского края", координирующая действия многих структур администрации края, в свою очередь является составной частью указанной "Комплексной программы".
Основной целью демонополизации отраслей экономики является снижение концентрации производства в отраслях народного хозяйства, доминирующих на товарных рынках в форме естественной (государственной) и временной (местной) монополий.
2.1. Мероприятия по формированию отношений
конкуренции в отраслях естественной (государственной)
монополии
2.1.1. Анализ сложившихся товарных рынков и поведения на них предприятий и различных их объединений, образованных в результате приватизации и акционирования государственных предприятий.
Участники: территориальное управление ГКАП РФ, комитет по управлению имуществом края, комитет по ценам, отраслевые отделы администрации края (по принадлежности анализируемых предприятий).
Период выполнения: исследования проводятся по графику, утвержденному Комиссией по конкурентной политике при Главе администрации края.
Финансирование осуществляется за счет средств организаций - участников.
Возможные последствия: снижение барьеров входа на рынок в виде исключительных прав, льгот и т.д., ликвидация эксклюзивных прав на производство и реализацию, обеспечение прав потребителей за счет контроля уровня цен и условий поставки продукции (услуг).
2.1.2. Осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждение возникновения новых монопольных структур при создании объединений, ассоциаций, холдингов, финансово - промышленных групп и других формирований товаропроизводителей.
Участники: территориальное управление ГКАП РФ, отраслевые отделы администрации края (инициаторы создания формирований), администрации городов и районов (по месту регистрации формирований).
Период выполнения: по мере создания формирований товаропроизводителей.
Финансирование: за счет средств АТУ ГКАП РФ.
Возможные последствия: предупреждение негативных влияний на конкурентную среду, обеспечение соблюдения интересов потребителей продукции (услуг), исключение возможности ценовых сговоров и раздела рынка.
2.1.3. Оценка региональных социально - экономических программ и программ развития деятельности отдельных отраслей народного хозяйства края по критериям соблюдения антимонопольного законодательства.
Участники: отраслевые отделы администрации края (разработчики программ), территориальное управление ГКАП РФ.
Период выполнения: по мере разработки программ.
Финансирование: за счет средств АТУ ГКАП РФ.
Возможные последствия: предупреждение негативных влияний на конкурентную среду, профилактика нарушений антимонопольного законодательства в части предоставления эксклюзивных прав отдельным хозяйствующим субъектам.
2.1.4. Осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства при приватизации предприятий в части прогноза последствий их реструктуризации с выделением структурных подразделений в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов и вероятного рыночного поведения, а также участия предпринимательских структур в инвестиционных конкурсах.
Участники: комитет по управлению имуществом края, теруправление ГКАП РФ, отраслевые отделы администрации края (по принадлежности приватизируемых предприятий).
Период выполнения: в соответствии с программой приватизации государственных предприятий в Алтайском крае по календарным планам работы АТУ ГКАП РФ.
Финансирование: за счет средств участников работ.
Возможные последствия: предупреждение возникновения новых монопольных структур на этапе приватизации предприятий, развитие конкуренции в традиционных отраслях экономики края.
2.1.5. Анализ программ освоения производства гражданской продукции и товаров народного потребления на оборонных предприятиях края в части контроля ценообразования и условий поставки продукции на товарные рынки.
Участники: отдел промышленности администрации края, конверсируемые предприятия, комитет по ценам края, теруправление ГКАП РФ.
Период выполнения: в соответствии с программой конверсии оборонных предприятий Алтайского края по календарным планам работы АТУ ГКАП РФ.
Финансирование: за счет средств участников работ.
Возможные последствия: повышение конкуренции на товарных рынках, снижение цен и увеличение потребительского спроса.
2.2. Мероприятия по демонополизации и развитию
конкуренции на региональных (местных) товарных рынках
2.2.1. Анализ продуктовых и географических границ на районных рынках края по Методике ГКАП РФ: горюче-смазочных материалов, электро - теплоэнергетики, водоснабжения, услуг связи и автотранспорта, стройматериалов, переработки и хранения сельхозсырья, сервисного обслуживания АПК и т.д.
Участники: территориальное управление ГКАП РФ, отраслевые отделы администраций городов и районов, предприятия и организации - местные (временные) монополисты.
Период выполнения: систематически по календарным планам работы АТУ.
Финансирование: за счет средств АТУ.
Возможные последствия: снижение барьеров входа на рынок альтернативных товаропроизводителей, обеспечение соблюдения интересов потребителей продукции (услуг), исключение возможности раздела регионального рынка.
2.2.2. Разработка региональных (районных) программ развития конкурентности на основе анализа ресурсного потенциала районов и создания альтернативных товаропроизводителей на местах производства сырья.
Участники: краевой научно - технологический центр (методическое и информационное обеспечение), администрации районов, фонд поддержки предпринимательства при АТУ (организация реализации программ), районные отделения АТУ.
Период выполнения: в течение 1994 - 1995 г.г. в соответствии с решением краевого совещания руководителей администраций районов по разработке районных программ социально - экономической стабилизации.
Финансирование: за счет внебюджетных средств районов, кредитов из фонда занятости населения, ресурсов фонда поддержки предпринимательства.
Возможные последствия: повышение конкуренции на внутреннем рынке, увеличение объемов товарной продукции, снижение цен и увеличение потребительского спроса, создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения, развитие малого бизнеса, увеличение доходной части бюджетов.
2.2.3. Анализ продуктивности и конкурентоспособности деятельности предпринимательских структур малого и среднего бизнеса.
Участники: налоговые службы районов и городов (выявление длительно не функционирующих структур М и СБ), комитет по поддержке малого и среднего бизнеса администрации края (организация получения и обобщение информации), территориальное агентство по делам о несостоятельности (банкротстве), теруправление ГКАП РФ.
Период выполнения: 1 квартал 1995 года.
Финансирование: за счет средств и ресурсов участников.
Возможные последствия: возможное банкротство при низкой конкурентоспособности, развитие малого бизнеса на базе обанкротившихся структур, повышение конкурентоспособности, изменение жизненного уровня работающих, повышение достоверности учета и стат. отчетности.
2.2.4. Формирование на конкурсной основе пакета программ деятельности структур малого и среднего бизнеса по решению актуальных задач социально - экономического развития населенных пунктов края.
Участники: комитет по поддержке М и СБ краевой администрации (определение приоритетных направлений социально - экономического развития административно - хозяйственных центров края), фонд поддержки предпринимательства при АТУ (проведение конкурсов и экспертизы программ), комитет по экономике администрации края (мобилизация кредитных ресурсов для реализации программы), теруправление ГКАП РФ (организация и контроль эффективности реализации программ).
Период выполнения: 1 полугодие 1995 года (организационный этап).
Финансирование работ организационного этапа: за счет средств участников, этапа внедрения - за счет ресурсов края и Федерального Фонда поддержки предпринимательства.
Возможные последствия: наполнение товарных рынков товарами (услугами), развитие конкурентной среды на рынках продукции (услуг), увеличение доходной части бюджета, рост числа рабочих мест и занятости населения, развитие малого бизнеса и рост благосостояния работающих в предпринимательских структурах.
2.3. Формирование рыночной инфраструктуры
Целью рыночной инфраструктуры является создание для субъектов рынка условий, обеспечивающих (способствующих) их эффективную деятельность. Следует отметить, что определенное отставание в этой работе является одной из причин, сдерживающих развитие рыночных отношений. В этой связи представляется актуальным безотлагательное решение проблем создания и развития структур, формирующих инфраструктуру рынка, к которым относятся:
2.3.1. Изучить состояние организации деятельности субъектов рыночной инфраструктуры в городах края и разработать комплекс мероприятий по развитию рынка основных факторов производства (лизинг, ипотека, аудит, нотариат, вексельное обращение, аренда помещений и оборудования).
Участники: администрация городов (регистрация хозяйствующих субъектов), налоговые службы (результативность деятельности), комитет по управлению имуществом (аренда помещений), теруправление ГКАП РФ (организация работы и обобщение информации, разработка и согласование мероприятий).
Период выполнения: 1995 год в соответствии с календарными планами работы АТУ ГКАП РФ.
Финансирование: за счет средств участников.
Возможные последствия: развитие предпринимательства, активизация деятельности субъектов и повышение конкуренции на рынке услуг.
2.3.2. Создание системы мониторинга товарных рынков края на базе краевой торгово - промышленной палаты.
Участники: Алтайская торгово - промышленная палата (информационно - аналитический комплекс), крайстатуправление (информационное обеспечение), хозяйствующие субъекты (пользователи системы), теруправление ГКАП РФ (координация работы).
Период выполнения: 1995 год.
Финансирование: долевое, за счет средств участников.
Возможные последствия: развитие конкурентности за счет информированности хозяйствующих субъектов о конъюнктуре цен, насыщение товарных рынков, активизация предпринимательской деятельности, возможность направленного влияния на развитие местных (локальных) рынков.
2.3.3. Завершение формирования регионального фонда поддержки предпринимательства.
Участники: администрация края, теруправление ГКАП РФ.
Период выполнения: 1994 год.
Финансирование: долевое администрации края и Федерального Фонда поддержки предпринимательства.
Возможные последствия: развитие предпринимательства, наполнение товарных рынков, повышение конкуренции на внутреннем рынке, увеличение доходной части бюджетов.
2.3.4. Создание службы налогового консультирования предпринимательских структур.
Участники: краевая налоговая инспекция, государственно - краевое управление администрации края, теруправление ГКАП РФ.
Финансирование: за счет средств АТУ ГКАП РФ.
Возможные последствия: формирование законоисполнительной рыночной среды, профилактика нарушений налогового законодательства, увеличение поступлений и прогнозируемости доходной части бюджета.
2.3.5. Создание Комиссии по конкурентной политике при Главе администрации края.
Участники: теруправление ГКАП РФ, государственно-правовое управление администрации края.
Финансирование: за счет средств АТУ ГКАП РФ.
Возможные последствия: повышение эффективности работы по демонополизации и развитию конкуренции в крае, формирование конкурентной среды на товарных рынках края, профилактика и устранение нарушений антимонопольного законодательства.
2.4. Пропаганда политики демонополизации
экономики и развития конкуренции на товарных рынках
Задачами пропаганды являются:
- формирование позитивного общественного мнения к политике демонополизации, развитию конкуренции и предпринимательства;
- профилактика нарушений антимонопольного законодательства и закона "О защите прав потребителей";
- освещение деятельности территориального антимонопольного управления.
2.4.1. Организовать изучение положений антимонопольного законодательства в высших и средних специальных учебных заведениях края в составе учебных программ подготовки специалистов народного хозяйства.
Участники: комитет администрации края по образованию (организационно - распорядительные действия), ФПК Алтайского государственного технического университета (методическое обеспечение, подготовка преподавательских кадров), теруправление ГКАП РФ (организация и контроль эффективности работ), учебные заведения края.
Период выполнения: 1994 - 1995 учебн. год и далее в составе учебных программ.
Финансирование: учебно - методическая проработка учебных программ и подготовка преподавательского состава за счет средств АТУ ГКАП РФ; изучение в учебных заведениях за счет средств учебных заведений.
2.4.2. Организация изучения положений антимонопольного законодательства и закона "О защите прав потребителей" специалистами служб защиты прав потребителей администраций городов и районов края.
Участники: краевые курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, администрации городов и районов, АТУ ГКАП РФ.
Период выполнения: 1994 - 1995 учебн. год.
2.4.3. Организация в краевых средствах массовой информации (печать, телевидение, радио) постоянной рубрики "Рынок и мы", освещающей состояние соблюдения антимонопольного законодательства и закона "О защите прав потребителей" в крае, а также деятельность антимонопольного управления и Общества защиты прав потребителей.
Участники: редакции СМИ, Правление общества защиты прав потребителей, теруправление ГКАП РФ.
Период выполнения: ежемесячно по календарным планам работы АТУ ГКАП РФ.
Финансирование: за счет средств участников.
2.4.4. Организация лектория на базе общества "Знание" для предпринимательских структур городов края по разъяснению положений антимонопольного законодательства, развития конкуренции и предпринимательства закона "О защите прав потребителей".
Участники: теруправление ГКАП РФ, правление Общества защиты прав потребителей, правление общества "Знание".
Период выполнения: ежеквартально по календарным планам работы АТУ ГКАП РФ.
Финансирование: за счет средств теруправления и Общества защиты прав потребителей, с частичным возмещением затрат участниками семинаров.
Заключение
На основе настоящей программы, отражающей видение территориальным управлением демонополизации экономики, предстоит скоординировать работу подразделений администрации края, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства с тем, чтобы на следующем этапе перейти от экономико - статистического анализа проблем к проработке правово-экономических аспектов демонополизации и развития конкуренции.
Проработки программы отражают сложившийся уровень готовности участников работ, их квалификационное и психологическое состояние, а также социально - политическую обстановку в районах края. Безусловно, с развитием экономических преобразований, реализацией мероприятий настоящей программы и, главным образом, работы АТУ по формированию позитивного общественного мнения в регионе, темпы и продуктивность работы будут наращиваться. Однако следует отметить, что положения данной программы отражают предпочтительное развитие работы и в значительной мере будут зависеть от активности деятельности исполнительных органов на местах, а также от реальных обстоятельств и финансовой поддержки намеченных мер.
Территориальное управление ГКАП РФ, администрация края рассматривают настоящую программу не только как комплекс мер, которые необходимо осуществить по развитию конкуренции на рынках края, но и как правово-экономическую платформу, интегрирующую и координирующую деятельность структурных подразделений администраций, мобилизующую творческие силы и практический опыт для комплексного и эффективного решения проблем социально - экономического развития Алтайского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Алтайского края от 5 октября 1994 г. N 861-р
Текст распоряжения опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, октябрь-ноябрь 1994 г. N 5, стр.149
Постановлением Администрации Алтайского края от 3 апреля 2003 г. N 172 настоящее Распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 17 апреля 2000 г. N 299
Постановление Администрации Алтайского края от 30 июня 1997 г. N 398