Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального образования -
Ахматовское сельское поселение
Касимовского муниципального района
Рязанской области
от 06.04.2020 г. N 11
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Ахматовского сельского поселения, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Ахматовского сельского поселения, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Ахматовского сельского поселения (далее - главный администратор (администратор) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета Ахматовского сельского поселения, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры). Внутренний финансовый контроль направлен на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета Ахматовского сельского поселения, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором (администратором) средств бюджета Ахматовского сельского поселения;
б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
2.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения и получателя средств бюджета Ахматовского сельского поселения, исполняющих бюджетные полномочия.
2.3. Должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление документов в финансово-казначейское управление администрации Касимовского муниципального района Рязанской области (далее - ФКУ), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета Ахматовского сельского поселения, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление документов главному администратору (администратору) средств бюджета Ахматовского сельского поселения, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета Ахматовского сельского поселения;
в) составление и представление документов в ФКУ, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета Ахматовского сельского поселения, расходам бюджета Ахматовского сельского поселения и источникам финансирования дефицита бюджета Ахматовского сельского поселения;
г) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета Ахматовского сельского поселения;
д) составление и направление документов в ФКУ, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Ахматовского сельского поселения, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств бюджета Ахматовского сельского поселения;
е) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;
ж) формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений;
з) составление и исполнение бюджетной сметы;
и) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
к) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет Ахматовского сельского поселения, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
л) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Ахматовского сельского поселения, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
м) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет Ахматовского сельского поселения (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
н) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
о) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
п) исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Ахматовского сельского поселения по денежным обязательствам подведомственных казенных учреждений;
р) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
у) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
Перечень внутренних бюджетных процедур устанавливает и утверждает руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
2.4. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
а) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
б) подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения, например, визирование документа вышестоящим должностным лицом;
в) сверка данных, то есть сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками);
г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) иные контрольные действия.
2.5. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные действия, указанные в пункте 2.4 настоящего Порядка (далее - контрольные действия), применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (далее - методы контроля).
2.6. Контрольные действия подразделяются на: визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.7. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.8. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля по форме и рекомендациям по заполнению карты согласно Приложению N 1 и N 2 к настоящему Порядку.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения не позднее 30 декабря текущего года.
2.9. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в ней предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
2.10. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций по форме и рекомендациям по его заполнению согласно Приложению N 3 и N 4 к настоящему Порядку.
При формировании Перечня операций рекомендуется определить процессы, составляющие внутреннюю бюджетную процедуру. Примерный Перечень указанных процессов приведен в Приложении N 5 к настоящему Порядку.
2.11. Окончательный Перечень внутренних бюджетных процедур и входящих в них операций утверждается руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
2.12. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.13. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) до начала очередного финансового года и не реже 1 раза в год;
б) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
2.14. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения, курирующие структурные подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения, в соответствии с распределением обязанностей.
2.15. Главный администратор средств бюджета Ахматовского сельского поселения обязан представлять в органы внутреннего муниципального финансового контроля Ахматовского сельского поселения запрашиваемые ими информацию и документы.
2.16. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
2.17. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
2.18. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
2.19. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способами главным администратором (администратором) средств бюджета Ахматовского сельского поселения в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета Ахматовского сельского поселения и администраторами источников финансирования дефицита бюджета Ахматовского сельского поселения, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) главным администратором (администратором) средств бюджета Ахматовского сельского поселения информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами средств бюджета Ахматовского сельского поселения и получателями средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
2.20. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способами руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
2.21. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журналах внутреннего финансового контроля.
Ведение журналов внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур по форме и рекомендациям согласно Приложениям N 6 и N 7 к настоящему Порядку.
Ответственность за ведение Журналов внутреннего финансового контроля несет руководитель соответствующего структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур.
2.22. Журналы внутреннего финансового контроля оформляются на каждый календарный год.
До начала календарного года Журнал внутреннего финансового контроля нумеруется, прошнуровывается и скрепляется подписью руководителя соответствующего структурного подразделения.
Записи в Журнал внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке, результатом которых стали недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур.
Хранение Журналов внутреннего финансового контроля осуществляется способом, обеспечивающим защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности и информации в них.
Журналы внутреннего финансового контроля хранятся в структурных подразделениях управления в соответствии с установленными сроками.
2.23. Каждое полугодие руководители структурных подразделений, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур (нарастающим итогом с начала года) в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, составляют отчет о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных Журналов внутреннего финансового контроля по форме и рекомендациям по его заполнению согласно Приложений N 8 и N 9 к настоящему Порядку и представляют заместителю руководителя (иному уполномоченному должностному лицу) главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
В состав отчета включается пояснительная записка, содержащая:
причины расхождений между выявленными и устраненными недостатками и (или) нарушениями при осуществлении внутреннего финансового контроля;
описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин возникновения в отчетном периоде;
о принятых мерах, направленных на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
Заместитель руководителя (иное уполномоченное должностное лицо) главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения каждое полугодие осуществляет обобщение отчетов о результатах внутреннего финансового контроля, представленных структурными подразделениями управления, и представляет на рассмотрение начальнику управления сводный отчет результатов внутреннего финансового контроля в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
2.24. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранения недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также исключения неэффективных автоматических контрольных действий;
б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
в) актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;
г) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) изменение внутренних стандартов и процедур;
е) уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
з) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
2.25. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов муниципального финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3.2. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
3.3. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения, подведомственные им администраторы и получатели средств бюджета Ахматовского сельского поселения (далее - объекты аудита).
3.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения (далее - план).
3.5. Аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
3.6. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
Срок направления и исполнения запроса, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, устанавливается главным администратором средств бюджета Ахматовского сельского поселения и не может превышать срок аудиторской проверки.
3.7. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
3.8. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
3.9. Главный администратор средств бюджета Ахматовского сельского поселения обязан представлять в органы внутреннего муниципального финансового контроля Ахматовского сельского поселения запрашиваемые ими информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
3.10. Составление и ведение плана осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита по форме согласно Приложения N 10 к настоящему Порядку.
Утверждение плана осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
3.11. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, метод аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
3.12. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств бюджета Ахматовского сельского поселения в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.13. Перед составлением плана субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля Ахматовского сельского поселения в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
в) отклонения от целевых значений показателей государственных (муниципальных) программ.
3.14. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
3.15. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
3.16. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (Приложение N 11 к настоящему Порядку), утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
3.17. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
3.18. В ходе аудиторской проверки проводится оценка:
а) надежности внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета Ахматовского сельского поселения;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
3.19. Оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом аудита в отношении внутренних бюджетных процедур, проводится субъектом внутреннего финансового аудита по трем направлениям:
оценка организации внутреннего финансового контроля;
оценка результатов внутреннего финансового контроля;
оценка степени соблюдения установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения и (или) обусловливающими публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета.
Примерный (рекомендуемый) порядок проведения оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств, приведен в Приложении N 12 к настоящему Порядку.
3.20. Аудиторская проверка проводится с применением следующих возможных методов аудита:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
3.21. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
3.22. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
3.23. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором (администратором) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
3.24. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по форме согласно Приложения N 13 к настоящему Порядку, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
3.25. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки по форме согласно Приложения N 14 к настоящему Порядку, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
3.26. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения принимает одно или несколько решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в органы внутреннего муниципального финансового контроля Ахматовского сельского поселения и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
3.27. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита по форме и рекомендациям согласно Приложениям N 15 и N 16 к настоящему Порядку.
3.28. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета Ахматовского сельского поселения.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Перечень
показателей оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств
I. Оценка качества организации и осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля (pI)
N п/п |
Показатели |
Оценка качества организации и осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля |
|
положительная (+) |
отрицательная (-) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1.1 |
Наличие в положении главного администратора (администратора) бюджетных средств норм, закрепляющих ответственность должностных лиц (подразделений) за организацию и осуществление эффективного внутреннего финансового контроля |
|
|
1.2 |
Наличие у главного администратора (администратора) бюджетных средств правового акта (распорядительного документа), устанавливающего перечень должностных лиц, ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля |
|
|
1.3 |
Полнота Перечня операций с указанием необходимости или отсутствия необходимости поведения контрольных действий в отношении отдельных операций (далее - Перечень операций) при формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля |
|
|
1.4 |
Оценка бюджетных рисков при принятии решения о включении операций из Перечня операций в карту внутреннего финансового контроля |
|
|
1.5 |
Наличие утвержденных карт внутреннего финансового контроля во всех структурных подразделениях главного администратора (администратора) бюджетных средств, выполняющих внутренние бюджетные процедуры |
|
|
1.6 |
Утверждение карт внутреннего финансового контроля в установленные главным администратором (администратором) бюджетных средств сроки во всех структурных подразделениях главного администратора (администратора) бюджетных средств, выполняющих внутренние бюджетные процедуры, и своевременность внесения изменений в карты внутреннего финансового контроля |
|
|
1.7 |
Оценка качества подготовки карт внутреннего финансового контроля и их ведение в части: |
X |
X |
|
а) актуализации операций по исполнению внутренних бюджетных процедур в связи с внесением изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения; |
|
|
|
б) актуализации в связи с принятием решений о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля; |
|
|
|
в) актуализации в связи со сменой должностных лиц, осуществляющих контрольные действия; |
|
|
|
г) определения применяемых методов осуществления контрольных действий |
|
|
1.8 |
Своевременность и полнота реализации предложений внутреннего финансового аудита |
|
|
А |
Сумма положительных (+) оценок |
|
X |
Б |
Сумма отрицательных (-) оценок |
X |
|
pI |
Интегральная (обобщающая) оценка (%) (pI = [гр. 3 п. А / (гр. 3 п. А + гр. 4 п. Б) x 100]) |
|
II. Оценка качества результатов осуществления внутреннего финансового контроля
N п/п |
Показатели |
Оценка качества результатов осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля |
|
положительная (+) |
отрицательная (-) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
2.1 |
Наличие регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (далее - регистры) |
|
|
2.2 |
Несоблюдение требований, указанных в картах внутреннего финансового контроля, при осуществлении внутреннего финансового контроля: |
X |
X |
а) периодичности осуществления контроля; |
|
|
|
б) методов контроля; |
|
|
|
в) способов проведения контрольных действий |
|
|
|
2.3 |
Соблюдение установленных требований к ведению регистров: |
X |
X |
а) регистры содержат информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур; |
|
|
|
б) регистры содержат сведения о причинах бюджетных рисков возникновения нарушений и (или) недостатков; |
|
|
|
в) в регистрах отражаются предлагаемые меры по устранению нарушений и (или) недостатков |
|
|
|
2.4 |
Своевременность заполнения регистров (по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке) |
|
|
2.5 |
Наличие фактов отражения в регистрах результатов контрольных действий |
|
|
2.6. |
Наличие фактов отражения в регистрах предлагаемых мер по устранению выявленных и отраженных в регистрах нарушений (недостатков), причин их возникновения |
|
|
2.7 |
Достаточность предлагаемых мер по устранению выявленных и отраженных в регистрах нарушений (недостатков) для минимизации бюджетных рисков (*) |
|
|
2.8 |
Соблюдение Порядка составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля |
X |
X |
|
а) соблюдение сроков представления отчета о результатах внутреннего финансового контроля (далее - отчет); |
|
|
|
б) наличие пояснительной записки к отчету, включающей описание всех предусмотренных сведений |
|
|
А |
Сумма положительных (+) оценок |
|
X |
Б |
Сумма отрицательных (-) оценок |
X |
|
pII |
Интегральная (обобщающая) оценка (%) (pII = [гр. 3 п. А / (гр. 3 п. А + гр. 4 п. Б) x 100]) |
|
______________________________
(*) Достаточность предлагаемых мер по устранению выявленных и отраженных в регистрах нарушений (недостатков) для минимизации бюджетных рисков оценивается по результатам проведенной соответствующей аудиторской проверки.
III. Оценка степени соблюдения установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета
N п/п |
Показатели |
Оценка соблюдения установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности |
|
положительная (+) |
отрицательная (-) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
3.1 |
Установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета соблюдаются (по результатам аудиторской проверки) |
|
|
3.2 |
Установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренние стандарты и процедуры ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности соблюдаются (по результатам аудиторской проверки) |
|
|
А |
Сумма положительных (+) оценок |
|
X |
Б |
Сумма отрицательных (-) оценок |
X |
|
pIII |
Интегральная (обобщающая) оценка (%) (pIII = [гр. 3 п. А / (гр. 3 п. А + гр. 4 п. Б) x 100]) |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.