г. Волгоград 25 февраля 2020 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Булдаковой С.В.,
с участием прокурора Волгоградской областной
прокуратуры Джаналиевой Э.Р. и
Бочаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орловское" о признании недействующим в части решения Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград",
установил:
решением Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" (далее - решение N 56/1622) утверждены значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград, согласно приложению 2 (пункт 1.2).
Подпунктом 24.3 пункта 24 приложения 2 для земельных участков, предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в подпункте 24.1 настоящего пункта, значение коэффициента Кдп определено в размере 4,0.
В настоящее время оспариваемое решение действует в редакции решения Волгоградской городской Думы от 21 февраля 2018 года N 64/1900, с изменениями, внесёнными решением Волгоградского областного суда от 5 октября 2018 года по делу N 3а-458/2018.
Решение Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622 опубликовано в установленном порядке в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", N 44, 22 апреля 2017 года.
ООО "Орловское" (далее также - Общество) обратилось в Волгоградский областной суд с требованием о признании недействующим подпункта 24.3 пункта 24 приложения 2 к решению 56/1622 как несоответствующего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В обоснование требования истец указал, что административным ответчиком при принятии нормативного правового акта в оспариваемой части не приведено финансово-экономическое обоснование применения коэффициента 4,0.
Арендная плата за земельный участок с кадастровым номером <.......>, находящийся в аренде у истца, рассчитывается по формуле, составной частью которого является значение спорного коэффициента 4,0, что влечёт для административного истца существенное увеличение арендной платы и платы за фактическое пользование земельным участком.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Зубрилин Н.В. заявленные требования поддержал в полном объёме по указанным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - Волгоградской городской Думы Орлов В.Ю. возражал по доводам административного иска, указывая, что нормативный акт принят в соответствии с полномочиями и с соблюдением установленной процедуры. Финансово-экономическое обоснование для принятия оспариваемого нормативного правового акта не было представлено. По мнению представителя, при установлении кадастровой стоимости земельного участка учитывались все необходимые критерии.
Представитель администрации Волгограда и Главы Волгограда Казанкова Д.И. также возражала против удовлетворения иска, полагая, что заключение Контрольно-счётной палаты Волгограда на проект оспариваемого нормативного правового акта и является финансово-экономическим обоснованием установленного оспариваемого коэффициента.
Представители заинтересованных лиц: комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Шахова Ю.В. и департамента муниципального имущества администрации Волгограда Бескровной И.А. также возражали по доводам административного истца, просили в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что расчёт арендной платы в отношении истца проводился с учётом кадастровой стоимости земельного участка, которая, по мнению представителей, является экономически обоснованной в рамках проведённой государственной кадастровой оценки, и применением, в том числе, оспариваемого коэффициента. Кроме того, Бескровная И.А. полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает права истца, поскольку арендная плата за земельный участок рассчитывалась по другой формуле, где оспариваемый коэффициент не применяется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как установлено судом, решение Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622 принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции - Волгоградской городской Думой, подписано в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 29 Устава города-героя Волгограда главой Волгограда, официально опубликовано в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", и по основаниям нарушения процедуры принятия не оспаривается.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с пунктом 1.6 поименованного выше постановления (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) размер арендной платы за пользование земельными участками в случаях, не указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, рассчитывается в соответствии с разделами 2, 3 настоящего Порядка с учётом коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, устанавливаемого нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 2 и не может быть ниже 1.
Подпунктом 24.3 пункта 24 приложения 2 к оспариваемому решению N 56/1622 значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград определено в размере 4,0 для земельных участков, предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в подпункте 24.1 настоящего пункта.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что между администрацией Волгограда (арендодатель) и ООО "Орловское" (арендатор) заключён договор аренды N 11172 от 21 марта 2017 года земельного участка с кадастровым номером <.......> расположенного по адресу: г. Волгоград, Рабочий посёлок Водстрой, ул. им. Костюченко, дом N 6, для эксплуатации производственной базы, сроком действия до 21 июля 2049 года.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2019 года по делу N А12-22850/2019 с ООО "Орловское" в пользу департамента муниципального имущества администрации Волгограда за период времени с 1 марта 2017 года по 31 августа 2019 год взыскана задолженность по арендной плате за указанный выше земельный участок, в размере <.......>, а также пеня в размере <.......> рубля 33 копейки, за период с 11 апреля 2017 года по 31 августа 2019 год. Из указанного решения следует, что расчёт задолженности по арендной плате был рассчитан по формуле, в том числе, исходя из оспариваемого коэффициента (Кдп) - 4.
В соответствии с пунктом 2.11 договора размер арендной платы является определяемым и изменяется со дня вступления в силу нормативных актов Российской Федерации, Волгоградской области, Волгограда, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы, а также применяемых при расчёте коэффициентов, без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в Договор. В этом случае арендатор самостоятельно производит расчёт арендной платы.
С учётом изложенного выше суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на оспаривание решения N 56/1622.
Давая правовую оценку нормативному содержанию подпункта 24.3 пункта 24 приложения 2 к решению 56/1622, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу - статье 39.7 Земельного кодекса РФ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В связи с тем, что арендуемый Обществом земельный участок находится в муниципальной собственности, то расчёт арендной платы должен быть произведён исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Однако ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами в материалы дела не представлено экономическое обоснование размера коэффициента Кдп - 4,0, определённое исходя из доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок и его разрешённого использования.
Также не отвечают данным требованиям положительные заключения профильных структурных подразделений администрации Волгограда и Контрольно-счётной палаты Волгограда.
Доводы административных ответчиков и заинтересованных лиц о соблюдении принципа экономической обоснованности со ссылкой на то, что размер арендной платы рассчитывается от кадастровой стоимости участка, при установлении которой проводился многофакторный анализ доходности участка, подлежит отклонению, поскольку значение кадастровой стоимости земельного участка согласно формуле, содержащейся в пункте 2.1.1 постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п, является составляющей расчёта величины арендной ставки, которое впоследствии умножается на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кпд), значение которого в оспариваемом нормативном правовом акте установлено без проведения соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также в отсутствии документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельного участка.
Таким образом, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт применялся длительное время, на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд с учётом положений пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", полагает необходимым признать оспариваемую норму недействующей со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления ООО "Орловское" уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей согласно платёжному поручению от 30 декабря 2019 года N 150. Указанные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Орловское" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 24.3 пункта 24 Приложения 2, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части значения коэффициента дифференциации для земельных участков, предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в подпункте 24.1 настоящего пункта, равного - 4,0.
Взыскать с Волгоградской городской Думы за счёт бюджета г. Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Орловское" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград".
Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определённой периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Жданова С.В.
решение в окончательной форме
принято 28 февраля 2020 года
Судья /подпись/ Жданова С.В.
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда |
Жданова С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 25 февраля 2020 г. N 3а-185/2020 "О признании недействующим подпункта 24.3 пункта 24 приложения 2, утв. решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части значения коэффициента дифференциации для земельных участков, предназначенных для размещения баз и складов, равного - 4,0"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)