Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы города
от 26.02.2008 г. N 411
Порядок
осуществления финансового контроля в городе Барнауле
16 октября 2008 г.
1. Общие положения
1.1. Финансовый контроль - контроль за правомерным, целевым, эффективным использованием средств бюджета города, субсидий, субвенций подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств, муниципальными унитарными предприятиями, а также контроль за операциями с бюджетными средствами, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города, за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
1.2. Цель финансового контроля - оценка обоснованности использования бюджетных средств; законность совершения финансовых операций; оценка эффективности использования бюджетных средств, муниципальной собственности.
1.3. Финансовый контроль в городе осуществляют комитет по финансам, налоговой и кредитной политике, управления по финансам, налоговой и кредитной политике администраций районов города, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета города, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета города, являющиеся органами местного самоуправления (далее - органы контроля).
2. Основными задачами является осуществление контроля:
за планированием, целевым и эффективным использованием учреждениями, предприятиями, организациями средств, выделяемых из бюджета города;
за сохранностью и использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности;
за использованием бюджетными учреждениями средств, полученных ими от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
учета муниципальными заказчиками средств, находящимися во временном распоряжении.
3. Методы финансового контроля:
проверка, представляющая собой единичное контрольное действие или исследования состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого учреждения, предприятия, организации;
ревизия, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемым учреждением, предприятием, организацией, правильность их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
4. Формы осуществления финансового контроля:
предварительный контроль;
текущий контроль;
последующий контроль.
4.1. Предварительный финансовый контроль
Предварительный финансовый контроль представляет собой форму финансового контроля по предупреждению нарушений действующего бюджетного законодательства и выявлению на стадии прогнозирования и планирования бюджета города финансовых ресурсов, пресечения попыток незаконного и нерационального использования бюджетных средств.
Предварительный финансовый контроль осуществляется методом наблюдения, проведением анализа, сопоставления данных.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет учреждений, проекта бюджета, текстов договоров, соглашений, контрактов, учредительных документов и других документов, предполагающих осуществление расходов за счет средств бюджета города.
4.2. Текущий финансовый контроль
Текущий финансовый контроль представляет собой форму финансового контроля, осуществляемую в течение финансового года в процессе исполнения бюджета города, в ходе реализации хозяйственных и финансовых операций для предотвращения нарушений бюджетно-финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения учреждениями, предприятиями и организациями обязательств перед бюджетом города.
Методами проведения текущего финансового контроля являются проверки документации, непосредственно связанной с расходованием или получением денежных средств, сопоставления фактических расходов с действующими нормативами с целью оперативного выявления отклонений от установленных норм, проведение документальных проверок, сверок и экономического анализа.
4.3. Последующий финансовый контроль
Последующий финансовый контроль представляет собой форму финансового контроля за соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, принятия мер по устранению фактов нарушений законодательства, восстановлению средств бюджета города, наказанию виновных лиц.
Последующий финансовый контроль осуществляется по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности учреждения, предприятия, организации учредительным документам;
обоснованность, целесообразность планирования сметных назначений;
исполнение бюджетных смет;
проведение конкурсов, котировок на приобретение товаров, работ, услуг;
использование бюджетных средств по целевому назначению, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
обоснованность получения и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
эффективность использования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в бюджет города доходов от использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
эффективность использования бюджетных средств;
соответствие муниципальных услуг, предоставляемых потребителям, действующим стандартам качества муниципальных услуг;
соблюдение требований, установленным# муниципальными заданиями на оказание муниципальных услуг;
достижение показателей целевых программ с учетом использованных ресурсов.
Методом осуществления последующего финансового контроля является проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений, предприятий, организаций (далее - объект проверки), анализ отчетов и балансов.
5. Организация и проведение ревизий (проверок)
Ревизии (проверки) проводятся по годовым и квартальным планам работ, утвержденным руководителем органа контроля.
Планы должны быть составлены с учетом периодичности проведения ревизий и проверок (не реже одного раза в три года), необходимости проверок выполнения решений, предложений, принятых по результатам ранее проведенных ревизий (проверок).
Изменения в план вносятся по согласованию с руководителем органа контроля. При необходимости могут проводиться внеплановые ревизии (проверки).
Внеплановая ревизия (проверка) в отношении использования средств бюджета города, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, проводится по поручению руководителя органа контроля или по мотивированным обращениям правоохранительных органов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Сроки проведения ревизии (проверки), состав ревизионной группы и ее руководитель определяются с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из задач ревизии (проверки) и особенностей объекта проверки.
Продолжительность проведения ревизии (проверки) не может превышать 45 календарных дней. Датой начала ревизии (проверки) считается дата предъявления руководителем ревизионной группы поручения на проведение ревизии (проверки) руководителю объекта проверки. Датой окончания ревизии (проверки) считается день вручения акта ревизии (проверки) руководителю объекта проверки для ознакомления.
Продление первоначально установленного срока проведения ревизии допускается с разрешения руководителя органа контроля, по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.
На период проведения ревизии (проверки) участникам ревизионной группы (проверяющему) выдаются поручения, которые подписываются руководителем органа контроля, или уполномоченным им лицом.
Проведению ревизии (проверки) должна предшествовать подготовка, в ходе которой участники ревизионной группы (проверяющий) обязаны изучить необходимые нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность объекта проверки.
На основании изученных документов руководителем ревизионной группы (проверяющим) разрабатывается программа ревизии (проверки), в которой указывается объект ревизии (проверки), перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа (проверяющий) проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.
Программа ревизии (проверки) составляется руководителем ревизионной группы (проверяющим) и утверждается руководителем, органа контроля, или уполномоченным им лицом.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями, составляет рабочий план.
Программа ревизии (проверки) в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих объект проверки, может быть изменена и дополнена.
Приступая к проведению ревизии (проверки), руководитель ревизионной группы (проверяющий) предъявляет поручение на ее проведение руководителю объекта проверки и знакомит его с программой ревизии (проверки), представляет участников ревизионной группы, решает организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).
Руководитель объекта проверки обязан создать надлежащие условия для проведения уполномоченными работниками ревизии (проверки), предоставить им необходимые помещения, оргтехнику, а также обеспечить необходимой документацией.
Требования работников органов контроля, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, является обязательным для должностных лиц объекта проверки.
По требованию работников органов контроля руководитель объекта проверки обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки инвентаризации устанавливаются работниками органов контроля по согласованию с руководителем объекта проверки.
В случае отказа должностных лиц объекта проверки представить необходимые документы, либо в случае возникновения иных препятствий при проведении ревизии (проверки) работники финансового контроля сообщают об этом руководителю органа контроля.
Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности учреждений, предприятий, организаций проводятся путем осуществления проверки:
учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов;
достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности;
сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
фактического наличия и движения материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продуктов, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
порядка проведения конкурсов, котировок;
эффективности расходования средств бюджета города.
Работники органов контроля в соответствии с законодательством должны обеспечивать сохранность и конфиденциальность информации, полученной при осуществлении контроля. Обязательства конфиденциальности работники органов контроля должны выполнять также после окончания исполнения функций по контролю. Работники органов контроля обязаны воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности объектов контроля, их руководителей и иных должностных лиц, если это не входит в их должностные (служебные) обязанности.
6. Оформление результатов ревизий (проверок)
Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (проверяющим), руководителем и главным бухгалтером объекта проверки, а при необходимости и участниками ревизионной группы.
Руководителю объекта проверки может быть установлен срок для ознакомления с актом ревизии (проверки) и его подписания до 5 рабочих дней со дня вручения акта.
При наличии возражений по акту в целом или по его отдельным частям руководитель объекта проверки подписывает акт с разногласиями и одновременно представляет письменные возражения. При этом руководитель объекта проверки вправе приложить к письменным возражениям документы, подтверждающие обоснованность этих возражений. Письменные возражения по акту ревизии (проверки) приобщаются к материалам ревизии.
Руководитель органа контроля в течение 10 рабочих дней с момента получения возражений проверяет обоснованность возражений руководителя объекта проверки и дает по ним мотивированный ответ, который приобщается к материалам ревизии (проверки).
При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения руководитель объекта контроля направляет запрос для разъяснения в организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.
О получении акта ревизии (проверки) руководитель объекта проверки производит запись в экземпляре акта ревизии (проверки), остающемся в органе контроля, с указанием даты получения акта ревизии (проверки), подписью, расшифровкой подписи.
В случае отказа руководителя объекта проверки подписать акт ревизии (проверки), руководитель ревизионной группы (проверяющий) в акте производит запись об отказе от подписи акта. Акт ревизии (проверки) может быть направлен руководителю объекта проверки по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в органе контроля, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
В тех случаях, когда выявленное правонарушение может быть скрыто, или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры по устранению нарушений, привлечению к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, в ходе ревизии (проверки), не ожидая ее окончания, составляется промежуточный акт и истребуются от должностных лиц объекта проверки необходимые объяснения по выявленным фактам.
Промежуточные акты составляются по результатам ревизии касс.
По результатам проверки отдельных вопросов участниками ревизионной группы составляются справки.
Факты, изложенные в справках и промежуточных актах, включаются в общий акт ревизии (проверки).
Акт ревизии (проверки) состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующую информацию:
наименование темы ревизии (проверки);
дату и место составления акта ревизии (проверки);
кем и на каком основании проведена ревизия (проверка) (номер и дата поручения, а также указание на плановый характер ревизии (проверки) или ссылку на задание);
проверяемый период и сроки проведения ревизии (проверки);
полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), коды общероссийских классификаторов;
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
основные цели и виды деятельности объекта проверки;
имеющиеся у объекта проверки лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
кто в проверяемом периоде имел право первой подписи, и кто являлся главным бухгалтером;
кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано за прошедший период по устранению выявленных ею недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии (проверки) может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии (проверки).
Заключительная часть акта ревизии (проверки) должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии (проверки), в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием общей суммы финансовых нарушений.
В акте ревизии (проверки) проверяющие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии (проверки) излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых (проверяемых) и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действиях, заключений специалистов и экспертов.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки), должно содержать следующую обязательную информацию: какие нормативные правовые акты нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте ревизии (проверки) не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных лиц объекта проверки, указываться квалификация их поступков, намерений и целей.
Материалы ревизии (проверки) состоят из акта ревизии (проверки) и надлежаще оформленных приложений, на которые имеются ссылки в акте ревизии (проверки).
Акт ревизии (проверки) имеют# сквозную нумерацию страниц. В акте ревизии (проверки) не допускаются помарки, подчистки и другие неоговоренные исправления.
Материалы ревизии (проверки) представляются руководителю органа контроля, или уполномоченному им лицу, в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания акта ревизии (проверки).
Материалы каждой ревизии (проверки) в делопроизводстве должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
Постановлением Администрации города Барнаула от 16 октября 2008 г. N 3124 в пункт 7 настоящего Порядка внесены изменения
7. Принятие мер к устранению выявленных нарушений
По результатам проведенной ревизии (проверки) руководителем органа контроля в течение 10 рабочих дней определяется порядок реализации материалов ревизии. Направляется представление руководителю объекта проверки для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
При выявлении на объектах проверки нарушений в финансовой и иной деятельности, наносящих ущерб бюджету города и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений, руководитель органа контроля имеет право давать руководству объектов проверки обязательные для исполнения предписания.
Материалы ревизии (проверки), проведенной по мотивированному обращению правоохранительных органов, передаются последним в установленном порядке. При этом в делах органов контроля должны быть оставлены копии материалов ревизии (проверки).
В правоохранительные органы по решению руководителя органа контроля могут быть направлены материалы ревизий (проверок), в ходе которых были выявлены нарушения бюджетного законодательства, недостачи денежных средств и материальных ценностей.
Результаты ревизий (проверок) сообщаются учредителям объекта проверки для принятия мер.
По результатам ревизии (проверки) руководитель объекта контроля в течение 15 дней по окончании ревизии (проверки) принимает меры по устранению выявленных нарушений, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях. Информация об устранении нарушений, выявленных ревизией (проверкой), представляется руководителю органа контроля в сроки, указанные в представлении.
Органы контроля обеспечивают контроль за ходом реализации материалов ревизии (проверки) и при необходимости принимают другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Установленные в ходе ревизии (проверки) суммы нецелевого использования бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, подлежат возмещению в доход бюджета города. Данное возмещение сумм производится за счет бюджетной сметы на текущий год по кодам экономической классификации, по которым допущено нарушение.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
9. Координация деятельности органов контроля
Координацию деятельности органов контроля от имени администрации города осуществляет комитет по финансам, налоговой и кредитной политике.
Органы контроля координируют свою деятельность с деятельностью других контролирующих органов в целях устранения дублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности.
Управления по финансам, налоговой и кредитной политике администраций районов города представляют комитету администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике планы контрольно-ревизионной работы не позднее 30-го числа последнего месяца текущего года, квартала, отчетность установленной формы, пояснительные записки к ней не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Заместитель главы администрации,
руководитель аппарата |
П.Д.Фризен |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Барнаула от 26 февраля 2008 г. N 411 "Об утверждении Порядка осуществления финансового... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.