Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению городской Думы
от 21 апреля 2006 г. N 337
Регламент рассмотрения дел
об установлении или изменении цен (тарифов)
на жилищно-коммунальные услуги
19 февраля 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент рассмотрения дел об установлении или изменении цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги (далее Регламент) разработан в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) и другими нормативными правовыми и методическими документами.
1.2. Настоящий Регламент определяет процедуру рассмотрения дел, связанных с установлением или изменением цен (тарифов) для:
- организаций коммунального комплекса (далее ОКК);
- муниципальных и государственных жилищно-эксплуатационных организаций (далее ЖЭО);
- потребителей, в т.ч. населения.
1.3. Рассмотрение дел об установлении или изменении цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги (далее ЖКУ) производится:
1.3.1. Регулирующим органом по заявлениям ОКК, ЖЭО (далее субъект регулирования), осуществляющих регулируемую деятельность, на основе представленных обоснованных предложений или по инициативе регулирующего органа.
1.3.2. Администрацией города Барнаула для населения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1.4. Настоящий Регламент определяет основные принципы, методы установления или изменения цен (тарифов) на ЖКУ и порядок их применения.
Решением Барнаульской городской Думы от 19 февраля 2009 г. N 65 в пункт 1.5 настоящего Регламента внесены изменения
1.5. В настоящем Регламенте используются следующие понятия:
- регулирующий орган (орган регулирования муниципального образования) - структурное подразделение администрации города Барнаула, осуществляющее полномочия в области регулирования цен (тарифов) на ЖКУ для субъекта регулирования и потребителей;
- субъект регулирования - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых для производства товаров (оказания услуг) по тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению), вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а также по содержанию и ремонту жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение (или не реализовали) о выборе способа управления многоквартирным домом;
- системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах города Барнаула и предназначенных для нужд потребителей;
- правление регулирующего органа - временный коллегиальный орган, сформированный и функционирующий в соответствии с положением о регулирующем органе;
- регулирование цен (тарифов) - установление в порядке, предусмотренном действующим законодательством, цен (тарифов) на ЖКУ;
- цены (тарифы) - стоимость единицы товара (услуги), включая инвестиционные надбавки и тарифы на подключение;
- производственная программа - программа деятельности субъекта регулирования по обеспечению производства товаров (оказания услуг), которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемых систем коммунальной инфраструктуры, объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, и объектов жилищного фонда;
- мониторинг выполнения производственной программы (далее мониторинг) - периодический сбор и анализ информации о выполнении производственной программы, а также информации о состоянии (развитии) систем коммунальной инфраструктуры, объектов жилищного фонда и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- экономическая экспертиза обоснованности цен (тарифов) на ЖКУ (далее экспертиза) - анализ экономической обоснованности цен (тарифов) на регулируемые товары (услуги), который проводится регулирующим органом;
- отраслевые комитеты - структурные подразделения администрации города Барнаула;
- предельные индексы - выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения цен (тарифов), устанавливаемые в среднем для города Барнаула на очередной финансовый год.
2. Принципы установления или изменения цен (тарифов) на ЖКУ
Основными принципами установления или изменения цен (тарифов) на ЖКУ являются:
- достижение баланса экономических интересов потребителей товаров (услуг) и интересов субъекта регулирования, обеспечивающего доступность этих товаров (услуг) для потребителей, и возмещение экономически обоснованных затрат субъекту регулирования;
- утверждение цен (тарифов) с учетом предельных индексов изменения размера оплаты граждан за ЖКУ;
- обеспечение прозрачности и доступности информации о ценах (тарифах) и порядке их утверждения;
- раздельное ведение субъектом регулирования учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности;
- стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг), применение энергосберегающих технологий, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
3. Методы регулирования цен (тарифов) на ЖКУ
3.1. Основными методами регулирования цен (тарифов) на ЖКУ являются:
- установление фиксированных цен (тарифов), исходя из сложившейся себестоимости товаров (услуг), с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности субъекта регулирования и повышения качества производимых товаров, оказываемых услуг;
- установление предельных цен (тарифов), определяемых на основе сравнительного анализа деятельности субъекта регулирования и аналогичных организаций за последние 3 года;
- индексация ранее установленных цен (тарифов).
3.2. В процессе регулирования цен (тарифов) на ЖКУ могут использоваться различные сочетания методов регулирования цен (тарифов).
4. Порядок представления документов
4.1. Субъект регулирования самостоятельно (или по требованию регулирующего органа) готовит предложение об установлении или изменении цен (тарифов) на ЖКУ и представляет:
4.1.1. Письмо в отраслевой комитет до 1 июня года, предшествующего периоду регулирования.
4.1.2. Заявление (установленной формы) в регулирующий орган до 1 июля года, предшествующего периоду регулирования. Заявление должно содержать:
- сведения о субъекте регулирования (реквизит, наименование, юридический и почтовый адреса, адрес электронной почты, контактные телефоны, факс, фамилию, имя, отчество руководителя, главного бухгалтера, исполнителей).
- обоснованные предложения по установлению или изменению цен (тарифов) на услуги, оказываемые субъектом регулирования.
4.2. Субъект регулирования вместе с заявлением об установлении или изменении цен (тарифов) представляет в регулирующий орган пакет документов, который содержит следующие материалы:
4.2.1. Производственную программу, согласованную в установленном порядке с заместителем главы администрации города по управлению городским хозяйством и председателем отраслевого комитета, которая включает в себя:
- обоснование обеспечения планового объема и качества оказываемых услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями субъекта регулирования;
- план мероприятий по повышению эффективности деятельности, предусматривающий улучшение качества товаров (услуг) и проведение, при необходимости, мероприятий по реконструкции эксплуатируемых систем коммунальной инфраструктуры;
- план мероприятий по проведению капитальных ремонтов, в том числе на объектах муниципальной собственности, согласованный с МУ "Барнаульское имущественное казначейство".
4.2.2. Расчет цен (тарифов) по формам, утвержденным регулирующим органом, с подтверждающими документами.
4.2.3. Сравнительный анализ по статьям затрат и размер балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
4.2.4. Бухгалтерский баланс (с приложениями) за предыдущие 3 года.
4.2.5. Постатейное обоснование расходов, относимых на себестоимость услуг, и их изменения к предыдущим периодам.
4.2.6. Обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности.
4.2.7. Планы капитальных вложений на регулируемый период и отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие 3 года.
4.2.8. Данные о фактической численности основных рабочих и аппарата управления, о среднемесячной заработной плате по субъекту регулирования.
4.2.9. Приказ об учетной политике и другие документы в соответствии с перечнем, определенным регулирующим органом.
4.3. Отраслевой комитет проводит мониторинг цен (тарифов) на ЖКУ на товарных рынках Сибирского федерального округа и Алтайского края в динамике за 3 года и вносит свои предложения по изменению цен (тарифов) в регулирующий орган до 1 июля года, предшествующего периоду регулирования.
4.4. Документы представляются на бумажном носителе и в электронном виде.
4.5. Документы, содержащие коммерческую тайну, должны иметь соответствующий гриф.
4.6. Представляемые документы должны быть подписаны руководителем (или исполняющим обязанности) субъекта регулирования, главным бухгалтером, исполнителем и заверены в установленном порядке.
5. Порядок и сроки рассмотрения документов
5.1. Представленный пакет документов регистрируется регулирующим органом в день получения с указанием даты и времени получения и направляется руководителю регулирующего органа.
5.2. Для рассмотрения дела об установлении или изменении цен (тарифов) руководитель (исполняющий обязанности) регулирующего органа назначает ответственного из числа специалистов.
5.3. Регулирующий орган в 2-х недельный срок со дня регистрации пакета документов проводит анализ представленных материалов и направляет субъекту регулирования извещение об открытии дела, в этом случае пакет документов считается принятым к рассмотрению.
В извещении сообщается номер дела, должность, фамилия, имя и отчество ответственного специалиста регулирующего органа.
5.4. Регулирующий орган вправе не принимать к рассмотрению предложения субъекта регулирования в случае их несоответствия требованиям настоящего Регламента и возвратить пакет документов на доработку с письменным указанием оснований возврата.
5.5. Решение об отказе в рассмотрении дел принимается единолично руководителем регулирующего органа.
5.6. В ходе рассмотрения дела регулирующий орган имеет право запрашивать дополнительные документы.
Непредставление субъектом регулирования дополнительной информации (или ее части) является основанием для отказа в рассмотрении дела об установлении или изменении цен (тарифов).
5.7. Если по письменному запросу регулирующего органа для обоснования размера цен (тарифов) субъект регулирования представляет дополнительные документы, срок рассмотрения увеличивается на 10 рабочих дней со дня поступления дополнительных документов.
При возникновении объективных причин (в т.ч. изменение законодательства), влияющих на регулирование цен (тарифов), срок рассмотрения документов может быть продлен, но не более, чем на один месяц.
5.8. Возврат на доработку заявления и материалов к нему не является препятствием для повторного обращения по установлению или изменению цен (тарифов) при условии устранения заявителем причин, послуживших основанием для возврата.
5.9. В случае, если запрошенные дополнительные документы не представлены в месячный срок, регулирующий орган вправе установить или изменить цены (тарифы) на основании имеющихся в его распоряжении документов.
5.10. За представление недостоверной, заведомо ложной информации виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
5.11. Для субъектов регулирования, которым ранее не утверждались цены (тарифы), цены (тарифы) устанавливаются независимо от сроков подачи документов в соответствии с настоящим Регламентом.
5.12. В случае применения регулирующим органом метода индексации, дело об установлении или изменении цен (тарифов) по отдельному субъекту регулирования не открывается.
6. Порядок проведения экономической экспертизы
обоснованности цен (тарифов) на ЖКУ
6.1. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении или изменении цен (тарифов) в порядке, установленном главой города.
6.2. Экспертиза должна содержать:
6.2.1. Краткий анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности субъекта регулирования.
6.2.2. Оценку экономической обоснованности фактических затрат, плановых расходов и определение доступности уровня цен (тарифов) на ЖКУ для потребителей.
6.2.3. Анализ по основным статьям затрат.
6.2.4. Анализ состояния основных производственных фондов, включая расчет показателей эффективности их использования.
6.2.5. Сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущим периодам регулирования.
6.2.6. Краткую оценку качества услуг.
6.2.7. Характеристику основных потребителей.
6.2.8. Анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для функционирования и развития субъекта регулирования по основным направлениям ее распределения, включая средства на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства.
6.2.9. Выводы и предложения по результатам экспертизы, в том числе по определению экономически обоснованного уровня цен (тарифов) на регулируемый период.
6.3. При расчете цен (тарифов) и обосновании статей затрат применяются следующие цены (тарифы) на товары (услуги), приобретаемые субъектом регулирования:
6.3.1. Регулируемые цены (тарифы).
6.3.2. Цены (тарифы), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов.
6.3.3. Прогнозные рыночные цены (тарифы), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на период действия цен (тарифов).
6.4. При отсутствии информации о формировании цен (тарифов) регулирующий орган вправе применить прогнозные индексы-дефляторы по отраслям промышленности.
6.5. В себестоимость услуг не включаются расходы субъекта регулирования, связанные с:
6.5.1. Привлечением избыточных ресурсов, таких как оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов.
6.5.2. Недоиспользованием или неоптимальным использованием производственных мощностей.
6.5.3. Финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности производства товаров (оказания услуг), не относящихся к ней.
6.5.4. Иными необоснованными расходами.
6.6. При необходимости, обусловленной отсутствием у штатных работников регулирующего органа технической возможности для выполнения экспертизы, могут привлекаться специализированные организации для проверки обоснованности расчетов цен (тарифов).
6.7. Экспертиза регулирующего органа или независимых экспертов приобщается к делу об установлении или изменении цен (тарифов).
6.8. Экспертизы, представленные субъектом регулирования, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями, являются дополнительными документами и направляются в регулирующий орган не позднее 1 августа года, предшествующего периоду регулирования.
6.9. Субъекты регулирования не позднее, чем за один день до начала общественных слушаний должны быть ознакомлены с результатами экспертизы.
7. Порядок проведения общественных слушаний
7.1. В целях реализации принципа открытости информации и для оценки доступности товаров (услуг) проводятся общественные слушания в форме открытого заседания Координационного совета по ценообразованию администрации города (далее КСЦ).
7.2. Предложения субъекта регулирования, отраслевого комитета по установлению или изменению цен (тарифов) и экспертизы направляются в КСЦ.
7.3. Информация о дате, времени и месте проведения заседания КСЦ сообщается субъекту регулирования не позднее, чем за 2 дня до проведения заседания КСЦ, в котором принимают участие руководители и специалисты субъекта регулирования.
7.4. Руководители (специалисты) субъекта регулирования докладывают членам КСЦ основные причины необходимости и целесообразности установления или изменения цен (тарифов).
7.5. Член правления регулирующего органа знакомит членов КСЦ с основными выводами экспертизы.
7.6. По результатам всестороннего обсуждения КСЦ принимает (выносит) рекомендации по установлению или изменению цен (тарифов), которые в трехдневный срок оформляются решением КСЦ и передаются в регулирующий орган.
8. Порядок утверждения цен (тарифов) на ЖКУ
8.1. Решение об установлении или изменении цен (тарифов) на ЖКУ (далее решение) принимается на заседании правления регулирующего органа с учетом рекомендаций КСЦ.
8.2. Заседание правления регулирующего органа является открытым и считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления.
8.3. Рассмотрение дела об установлении или изменении цен (тарифов) осуществляется в присутствии уполномоченных представителей субъекта регулирования и отраслевых комитетов, которые за 2 дня до рассмотрения дела уведомляются о дате, времени и месте заседания правления.
8.4. В случае отсутствия на заседании правления по уважительной причине уполномоченных представителей субъекта регулирования, рассмотрение дела может быть отложено на срок, определяемый правлением. В случае повторного отсутствия представителей рассмотрение дела проводится без их участия.
8.5. Заседание правления регулирующего органа проводится в соответствии с порядком, утверждаемым регулирующим органом.
8.6. Решение регулирующего органа является окончательным и обязательным для применения субъектом регулирования.
8.7. Решение регулирующего органа доводится до субъекта регулирования в недельный срок.
8.8. Решение регулирующего органа публикуется в печатных средствах массовой информации в соответствии с действующим законодательством.
8.9. Решение регулирующего органа может быть обжаловано в суде в соответствии с действующим законодательством.
8.10. Цены (тарифы) устанавливаются не позднее, чем за месяц до их вступления в силу.
8.11. Цены (тарифы) устанавливаются на срок не менее, чем один год в соответствии с действующим законодательством.
8.12. Цены (тарифы) действуют до окончания периода регулирования, за исключением случаев их досрочного пересмотра.
8.13. Цены (тарифы) могут быть пересмотрены ранее указанного срока:
8.13.1. По обращению субъекта регулирования.
8.13.2. По инициативе регулирующего органа.
8.13.3. В других случаях, установленных действующим законодательством.
8.14. Основаниями для досрочного изменения цен (тарифов) являются:
8.14.1. Объективное изменение условий деятельности субъекта регулирования, влияющее на стоимость товаров (услуг) этой организации.
8.14.2. Нарушение субъектом регулирования утвержденных производственных и (или) инвестиционных программ, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы.
8.14.3. Предписание регулирующих органов всех уровней.
8.14.4. Существенное (более 5%) изменение объема производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности в течение квартала.
8.14.5. Принятие (изменение) в установленном порядке долгосрочных целевых инвестиционных программ развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования предприятий, снижения производственных или иных расходов.
8.14.6. Существенное изменение (более 10%) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам.
8.14.7. Появление новых субъектов регулирования.
8.14.8. Возникновение иных обоснованных причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности для субъекта регулирования.
9. Порядок утверждения цен (тарифов) на ЖКУ для населения
9.1. После утверждения цен (тарифов) для субъекта регулирования регулирующий орган проводит анализ и готовит предложения об установлении или изменении цен (тарифов) на ЖКУ для населения.
9.2. Предложения об установлении или изменении цен (тарифов) вносятся на рассмотрение главы города не позднее, чем за месяц до начала финансового года.
9.3. Предложения должны содержать:
9.3.1. Анализ доступности для населения уровня цен (тарифов).
9.3.2. Сравнительный анализ предлагаемого уровня установления или изменения цен (тарифов), индексов изменения оплаты граждан за ЖКУ и предельных индексов роста оплаты граждан за ЖКУ, установленных для города Барнаула.
9.3.3. Результаты анализа социально-экономической ситуации на момент установления или изменения цен (тарифов), в том числе социальные показатели, такие как данные о средней заработной плате, индексе инфляции.
9.3.4. В случае необходимости - расчет размера возмещения из бюджета на покрытие расходов субъекту регулирования в целях бесперебойного обеспечения населения ЖКУ.
9.3.5. Другие документы.
9.4. Установление или изменение цен (тарифов) на ЖКУ для населения проводится на основании постановления главы города, проект которого готовит отраслевой комитет.
10. Правила применения цен (тарифов) на ЖКУ
10.1. Цены (тарифы) на ЖКУ для субъекта регулирования и потребителей устанавливаются до 1 декабря года, предшествующего их введению, и вступают в силу с 1 января следующего года, за исключением случаев их досрочного пересмотра.
10.2. Период действия цен (тарифов), как правило, определяется на срок не менее одного года и соответствует сроку реализации производственной программы субъекта регулирования.
10.3. Контроль за дисциплиной цен (тарифов) осуществляется регулирующим органом в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.