Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 26 августа 2020 г. N 417
Программа
подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан
2 апреля 2021 г.
1. Настоящая Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, разработана в соответствии с примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденной Приказом Министерства труда и социально защиты Российской Федерации от 12 февраля 2020 года N 58н, и определяет структуру программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее соответственно - кандидаты, совершеннолетние подопечные).
2. К освоению настоящей Программы допускаются кандидаты, представившие в орган опеки и попечительства документы, предусмотренные Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".
3. Объем настоящей Программы составляет 30,5 часов.
4. Подготовка кандидатов осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом, согласно приложению к настоящей Программе.
Пункт 5 изменен. - Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 2 апреля 2021 г. N 96
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 8 января 2021 г.
5. Тема 1 "Введение в курс подготовки кандидатов":
процессы и этапы подготовки кандидатов;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам, а также сведения об обучении сторонних лиц, не имеющих опыта опекунов и родственников по их желанию, о родственниках, не желающих проходить курс обучения, и о приглашении их на занятия, касающиеся правовых вопросов опекунства, присутствии родственников на занятиях по вопросам правовой, социальной, медицинской поддержки подопечных, представлении медицинского заключения о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования кандидата, выданного в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, аналогично Порядку медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 июня 2014 года N 290н (за исключением лиц, указанных в абзаце первом пункта 4.1 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927);
социальные гарантии и льготы для совершеннолетних подопечных, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа;
гигиенические требования к уходу за совершеннолетними подопечными на дому и требованиях к организации питания;
медицинские аспекты ухода за совершеннолетними подопечными;
основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания совершеннолетних подопечных, к уходу за совершеннолетними подопечными;
организация контроля за условиями жизни совершеннолетних подопечных;
организация контроля за соблюдением опекунами прав и законных интересов совершеннолетних подопечных, обеспечении сохранности их имущества, а также выполнении опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних подопечных.
6. Тема 2 "Содержание и цели программы подготовки кандидатов":
содержание и цели настоящей Программы;
понятие обучающе-психологического тренинга;
приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга;
особенности порядка прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов и членов их семьи;
содержание обучающе-психологического тренинга, ожидания и опасения участников тренинга.
7. Тема 3 "Основы законодательства Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних подопечных":
правовое положение совершеннолетних подопечных, основания их устройства под опеку или попечительство;
формы устройства: опека или попечительство;
порядок заключения договора об осуществлении опеки или попечительства;
порядок представления кандидатами документов в орган опеки и попечительства;
порядок предоставления органами опеки и попечительства кандидатам сведений о недееспособных или не полностью дееспособных гражданах с учетом Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
правила посещения организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
порядок назначения органом опеки и попечительства опекуна или попечителя;
порядок действий опекуна при оказании помощи совершеннолетним подопечным, страдающим психическими расстройствами;
права и обязанности опекунов и попечителей, ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей;
защита личных неимущественных и имущественных прав совершеннолетних подопечных;
особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим совершеннолетним подопечным, составлении описи имущества совершеннолетних подопечных, обеспечении сохранности имущества совершеннолетних подопечных;
порядок снятия и расходования денежных средств со счетов совершеннолетних подопечных, в том числе расходования сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном;
порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних подопечных;
порядок представления опекунами или попечителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества совершеннолетнего подопечного гражданина и управлении таким имуществом (далее - отчет), требования к заполнению отчета, ответственность за непредставление отчета;
порядок возмещения ущерба, нанесенного совершеннолетним подопечным;
основания и порядок прекращения опеки или попечительства, порядок восстановления недееспособных или не полностью дееспособных граждан в дееспособности;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства.
8. Тема 4 "Обеспечение психиатрической помощью граждан, страдающих психическими расстройствами":
права лиц, страдающих психическими расстройствами;
виды психиатрической помощи и порядке ее оказания;
диагностика и лечение лиц, страдающих психическими расстройствами;
меры обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи;
основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
обязанности медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;
порядок выписки из медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.
9. Тема 5 "Предоставление социального обслуживания недееспособным и не полностью дееспособным гражданам":
предоставление социального обслуживания гражданам, формы социального обслуживания и виды социальных услуг;
порядок приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами;
права лиц, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, и обязанностях этих организаций;
порядок предоставления недееспособным гражданам, помещенным под надзор в стационарные организации социального обслуживания, домашнего отпуска;
оказание социально-консультативной помощи, направленной на адаптацию человека в семье, обществе, снижении напряженности в отношениях, сопровождении семьи и формировании здоровых взаимоотношений в окружающей социальной среде;
соблюдение прав недееспособных и не полностью дееспособных граждан, пребывающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в соответствии с жилищным законодательством.
10. Тема 6 "Особенности состояния здоровья совершеннолетних подопечных. Осуществление ухода за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому":
особенности состояния здоровья совершеннолетних подопечных, методы контроля за изменением состояния здоровья;
потребности совершеннолетнего подопечного (безопасность, факторы, вызывающие психическое расстройство, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, ориентация в пространстве и времени, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, возможность общения, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатов, необходимости их обеспечения;
принципы общего ухода (навыки медицинских манипуляций, профилактика осложнений, личная гигиена и биомеханика тела, правила питания и кормления, методы дезинфекции) и основы реабилитации при различных функциональных нарушениях;
способы оказания первой доврачебной помощи;
психологические аспекты, связанные с вопросами организации ухода и профилактики стрессовых состояний;
создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности.
11. Тема 7 "Понятие о мотивации опекунов и попечителей. Проведение оценки кандидатами своих способностей обеспечить потребности совершеннолетних подопечных":
проведение оценки кандидатами своих способностей обеспечить потребности совершеннолетних подопечных с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейных отношений, а также психологической готовностью стать опекуном или попечителем;
проведение оценки кандидатами имеющихся у них компетенций по исполнению опекунских или попечительских обязанностей, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций;
навыки преодоления моральной и психологической усталости в процессе исполнения обязанностей опекунов и попечителей совершеннолетних подопечных.
12. Тема 8 "Обеспечение безопасности подопечных. Меры по предотвращению совершения противоправных деяний совершеннолетними подопечными":
создание безопасных условий для жизни совершеннолетних подопечных в доме и в обществе в зависимости от их состояния здоровья и опыта жизни;
предотвращение противоправных действий совершеннолетнего подопечного на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за совершеннолетним подопечным в зависимости от состояния его здоровья и возраста.
13. Тема 9 "Роль семьи в обеспечении достойного уровня жизни совершеннолетнего подопечного":
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
система внешней поддержки и собственных ресурсах семьи;
понимание всеми членами семьи граждан, выразивших желание стать опекунами, проблем своей семьи, возможностях и ресурсах.
14. Тема 10 "Взаимодействие опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги":
взаимодействие опекунов или попечителей с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги, а также важность такого взаимодействия;
взаимодействие опекунов и попечителей с социальным окружением.
15. Тема 11 "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов":
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов;
проведение самооценки кандидатов и выявление их готовности взять под опеку или попечительство недееспособного или не полностью дееспособного гражданина (проведение психологического тестирования кандидатов на выявление их готовности для установления опеки и попечительства);
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов стать опекунами недееспособных или не полностью недееспособных граждан (составляется совместно с кандидатами по их желанию).
16. Кандидаты, успешно освоившие настоящую Программу:
1) должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав совершеннолетнего подопечного;
об ответственности за жизнь и здоровье совершеннолетнего подопечного;
о потребностях, основах ухода за совершеннолетним подопечным;
о правилах обеспечения безопасности совершеннолетних подопечных как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о семье совершеннолетних подопечных как реабилитирующей среде;
2) должны знать:
свои права и обязанности, а также права и обязанности совершеннолетнего подопечного;
виды психиатрической помощи и социальной поддержки;
формы социального обслуживания и виды социальных услуг;
особенности состояния здоровья совершеннолетнего подопечного;
особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим совершеннолетнему подопечному;
порядок снятия и расходования денежных средств со счетов совершеннолетних подопечных, в том числе расходования сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном;
порядок представления опекунами или попечителями ежегодного отчета, требования к его заполнению;
виды ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей;
основания и порядок прекращения опеки или попечительства, порядок восстановления недееспособных или не полностью дееспособных граждан в дееспособности;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства;
3) должны уметь:
использовать полученные знания на практике в отношении совершеннолетнего подопечного;
обеспечить безопасные условия для жизни совершеннолетнего подопечного в доме и в обществе;
предотвращать риск жестокого обращения с совершеннолетним подопечным в семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия совершеннолетнего подопечного и создавать безопасную среду их обитания, исключающую домашний травматизм;
обеспечить потребности совершеннолетнего подопечного с учетом возможностей семьи совершеннолетнего подопечного;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи совершеннолетнего подопечного в процессе ухода за совершеннолетним подопечным;
заботиться о здоровье совершеннолетнего подопечного;
взаимодействовать с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги.
17. По результатам освоения настоящей Программы проводится итоговая аттестация кандидатов в форме собеседования и завершается выдачей свидетельства о прохождении настоящей Программы.
<< Назад |
Приложение. >> Учебно-тематический план |
|
Содержание Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 26 августа 2020 г. N 417 "Об утверждении Программы подготовки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.