В целях повышения энергетической эффективности экономики Алтайского края и сокращения издержек в бюджетном секторе, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", в соответствии с Энергетической стратегией Алтайского края на период до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации края от 10.11.2008 N 474 постановляю:
1. Утвердить краевую программу "Повышение энергетической эффективности экономики Алтайского края и сокращение издержек в бюджетном секторе" на 2010 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Алтайского края Ряполова В.А.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Краевая программа
"Повышение энергетической эффективности экономики Алтайского края
и сокращение издержек в бюджетном секторе" на 2010 - 2012 годы
1. Общие положения
Понятия и термины, используемые в Программе:
энергетическая безопасность - состояние защищённости региона от угроз надёжному топливо- и энергообеспечению;
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов;
АСКУЭ - автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии;
валовый потенциал - суммарная энергия, заключенная в данном виде энергоресурса;
ВИЭ - возобновляемые источники энергии;
ВРП - валовой региональный продукт;
индекс энергоемкости - отношение энергоемкости данной отрасли в базовый год к энергоемкости этой же отрасли после проведения полного цикла энергосберегающих мероприятий;
технический потенциал возобновляемых источников энергии региона - средняя многолетняя суммарная энергия, которая может быть получена в регионе от ВИЭ в течение одного года при современном уровне развития науки и техники и соблюдении экологических норм;
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы (совокупность природных и произведённых энергоносителей, запасённая энергия, которая при существующем уровне развития техники и технологии доступна для использования в хозяйственной деятельности);
ТУ - технические условия;
т у.т. (кг у.т., г у.т.) - тонна (килограмм, грамм) условного топлива;
УРУТ - удельный расход условного топлива;
экономический потенциал возобновляемых источников энергии региона - величина годовой выработки электрической энергии и тепла в регионе от ВИЭ, получение которой экономически оправдано для региона при существующем уровне цен на оборудование, строительство установок, энергию и топливо (с учетом транспортировки) и соблюдении экологических норм;
ЭСО - энергоснабжающие организации.
Нормативные правовые акты и нормативные организационные документы, на основе которых разрабатывалась Программа:
Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении";
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике";
Федеральный закон от 26.03.2003 N 38-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах";
постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.1995 N 998 "О государственной поддержке создания в Российской Федерации энергоэффективных демонстрационных зон";
постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1995 N 1006 "Об Энергетической стратегии России";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.1998 N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России";
постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям";
постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)";
постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 765-р "Об утверждении стратегии экономического развития Сибири";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 N 1234-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р "Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 1-р "Оо Основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года";
приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 04.07.2006 N 141 "Об утверждении Рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)";
закон Алтайского края от 04.01.2001 N 1-ЗС "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 07.11.2006 N 117-ЗС "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края";
постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 06.04.2006 N 156 "О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 годы";
постановление Администрации Алтайского края от 09.01.2007 N 4 "О порядке консолидации экономически обоснованных затрат потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение и порядке использования указанных средств";
постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2007 N 622 "О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края";
постановление Администрации Алтайского края от 10.11.2008 N 474 "Об энергетической стратегии Алтайского края на период до 2020 года";
постановление Администрации Алтайского края от 19.12.2008 N 557 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы".
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами
2.1. Потенциал повышения энергоэффективности топливно-энергетического комплекса Электроснабжение потребителей края осуществляется от трех электростанций Барнаульского филиала ОАО "Кузбассэнерго", одной электростанции ООО "Бийскэнерго", семи ведомственных электростанций и по межсистемным линиям электропередачи из Новосибирской, Кузбасской и Красноярской энергосистем. Алтайская энергосистема в течение длительного времени является дефицитной по мощности. Потребление электроэнергии в Алтайском крае составляет не менее 10,0 млрд. кВт.ч. в год, из них собственными генерирующими мощностями обеспечивается около 50-60% от общей потребности. Недостающая электроэнергия поступает из-за пределов края.
В настоящее время потребление угля в Алтайском крае составляет 6,7 млн. тонн в год. Крупные потребители работают на привозном угле, из которого: 80,4% - каменный уголь Кузбасского бассейна, 15,4% - бурый уголь Канско-Ачинского бассейна, 2,4% - каменный уголь Экибастузского бассейна, то есть 98,2% ввозится из других субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан.
Важнейшей характеристикой энергоэффективности экономики региона является показатель энергоемкости отраслей экономики и ВРП в целом. В последние годы энергоемкость ВРП края снижается. Относительно низкое удельное энергопотребление связано в основном с двумя обстоятельствами: низкой долей в промышленности края энергоемких производств и существенным (почти в два раза) падением в 1991-1998 гг. объемов производства. В настоящее время большая часть потребляемых топливно-энергетических ресурсов идет на поддержание в рабочем состоянии основных фондов, функционирование систем жизнеобеспечения, содержание коммунально-бытовой и бюджетной сфер.
Несмотря на постепенное снижение в последние годы энергоемкости ВРП Алтайского края, значения отдельных показателей остаются достаточно высокими по сравнению с мировыми.
Одной из основных характеристик эффективности производства в ЭСО является УРУТ, значения которого приведены в таблице 1:
Таблица 1
г у.т./кВт.ч
Наименование предприятия |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Барнаульская ТЭЦ-1 Барнаульского филиала ОАО "Кузбассэнерго" |
435,4 |
433,7 |
431,9 |
686,6 |
Барнаульская ТЭЦ-2 Барнаульского филиала ОАО "Кузбассэнерго" |
453,4 |
444,3 |
447,9 |
437,5 |
Барнаульская ТЭЦ-3 Барнаульского филиала ОАО "Кузбассэнерго" |
315,3 |
321,7 |
325,9 |
337,9 |
ООО "Бийскэнерго" |
523,8 |
531,7 |
534,6 |
531,7 |
ОАО "Алтай-Кокс" |
316,5 |
312,7 |
316,5 |
312,7 |
ООО "Рубцовская ТЭЦ" |
490,0 |
492,9 |
511,0 |
492,9 |
ОАО "Кучуксульфат" |
664,8 |
664,8 |
668,0 |
664,8 |
ОАО "Алтайские гербициды" |
551,5 |
596,9 |
530,7 |
596.9 |
УРУТ на отпуск тепла представлен в таблице 2:
Таблица 2
кг у.т./Гкал.
Наименование предприятия |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Барнаульская ТЭЦ-1 Барнаульского филиала ОАО "Кузбассэнерго" |
194,3 |
194,7 |
202,6 |
234,7 |
Барнаульская ТЭЦ-2 Барнаульского филиала ОАО "Кузбассэнерго" |
161,0 |
162,7 |
160,5 |
161,8 |
Барнаульская ТЭЦ-3 Барнаульского филиала ОАО "Кузбассэнерго" |
147,1 |
148,3 |
149,0 |
150,2 |
Районная водогрейная котельная Барнаульского филиала ОАО "Кузбассэнерго" "Барнаульская теплоцентраль" |
158,4 |
160,4 |
158,8 |
160,1 |
ООО "Бийскэнерго" |
160,4 |
531,7 |
159,0 |
160,3 |
ОАО "Алтай-Кокс" |
170,6 |
170,6 |
170,6 |
169,8 |
ООО "Рубцовская ТЭЦ" |
192,0 |
192,0 |
192,0 |
192,0 |
ОАО "Кучуксульфат" |
174,8 |
173,6 |
173,6 |
173,6 |
ОАО "Алтайские гербициды" |
176,5 |
176,5 |
176,5 |
176,5 |
Временная зависимость потерь электрической энергии в электрических сетях в процентах от объёма электроэнергии, поступившей в сети, представлена в таблице 3:
Таблица 3
Динамика потерь в сетях основных
поставщиков электрической энергии
Наименование предприятия |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" |
15,27 |
13,98 |
11,24 |
9,60 |
ОАО "Алтайкрайэнерго" |
21,90 |
18,20 |
19,78 |
19,31 |
Динамика потерь в сетях основных поставщиков электрической энергии в значительной степени обусловлена высоким уровнем износа основных фондов сетевых предприятий. Около 80,0% потерь приходится на сети напряжением 110 кВ и ниже, в том числе примерно 30,0% - на сети 0,4-10 кВ. В филиалах ОАО "Алтайкрайэнерго" в 1991 году потери составили от 3,4 до 8,4%, в 2005 году - от 15,7 до 21,0%.
Интегральным показателем, характеризующим эффективность преобразования топлива в электрическую энергию и тепло, является коэффициент полезного использования топлива - bi, равный отношению величины конечного потребления преобразованной энергии к энергии затраченного для её производства топлива. Оценки bi по данным за 2007 год приведены в таблице 4:
Таблица 4
Производитель энергии |
Вид энергии |
Единица измерения |
Конечное потребление преобразованной энергии |
Количество топлива, затраченного для производства энергии, тыс. т.у.т. |
Единица измерения |
|
Электростанции |
э/энергия |
млн. кВт.ч |
2987,5 |
1680,3 |
т у.т./млн. кВт.ч |
562,4 |
тепло |
тыс. Гкал. |
7303,4 |
1625,7 |
т у.т./тыс. Гкал |
222,6 |
|
Котельные |
тепло |
тыс. Гкал. |
8683,5 |
1979,1 |
т у.т./тыс. Гкал |
227,9 |
Коэффициент bi учитывает не только эффективность преобразования энергии топлива и потери в электрических и тепловых сетях, но и затраты преобразованных видов энергии на функционирование всей системы производства и распределения электроэнергии, тепла и воды (собственные, производственные и хозяйственные нужды предприятий топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с принятой в Российской Федерации методикой распределения затрат топлива на производство тепла и электроэнергии при их совместной выработке на электростанциях УРУТ на производство тепла устанавливается директивно. Поэтому при анализе причин низкой энергетической эффективности электростанций имеет смысл рассматривать удельный расход топлива на выработку электроэнергии. Широкий диапазон изменения УРУТ по ТЭЦ (таблица 1) обусловлен зависимостью от вида используемого топлива, конструкции и КПД котлов, условий и сроков их эксплуатации.
2.2. Потенциал повышения энергоэффективности потребителями
2.2.1. Показатели энергоемкости
Различные виды ТЭР (электроэнергия, тепло и др.), использованные непосредственно потребителями (на предприятиях и в организациях), учитывались отдельно. Расходы ТЭР по виду экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" определялись как разность между расходом первичных ресурсов и полезным отпуском энергоресурсов конечным потребителям. Такой подход исключал повторный учет использованных ТЭР.
Показатели энергоемкости приведены в таблице 5:
Таблица 5
Наименование вида экономической деятельности |
Доля в ВРП, % |
Электроемкость, тыс. кВт. чУмлн. РУб. |
Теплоемкость, Гкал/млн. РУб. |
Топливоемкость, т у.тУмлн. РУб. |
Энергоемкость, т у.т./ тыс. руб. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
17,5 |
13,2 |
35,5 |
13,3 |
0,020 |
Добыча полезных ископаемых |
0,5 |
10,5 |
9,0 |
6,5 |
0,009 |
Обрабатывающие производства |
19,1 |
71,5 |
131,3 |
10,8 |
0,038 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды* |
4,6 |
189,8 |
0,0 |
338,4 |
0,362 |
Строительство |
4,9 |
5,5 |
9,9 |
1,2 |
0,003 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
21,5 |
2,0 |
3,6 |
0,7 |
0,001 |
Транспорт и связь |
6,9 |
80,3 |
57,8 |
16,4 |
0,035 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
5,3 |
11,1 |
17,3 |
2,6 |
0,006 |
Прочие виды |
19,7 |
13,8 |
80,4 |
8,3 |
0,021 |
Итого |
100 |
34,3 |
53,3 |
23,1 |
0,035 |
* Топливо за вычетом преобразованной энергии
2.2.2. Потребление энергоресурсов домашними хозяйствами
В 2007 году объем топливно-энергетических ресурсов, проданных непосредственно населению, составил:
электроэнергия - 1752,5 млн. кВт.ч.;
тепло - 7631,9 тыс. Гкал;
топливо - 879,8 тыс. т у.т.
Суммарное потребление ТЭР - 2185,3 тыс. т. у.т.
2.3. Суммарный потенциал энергосбережения
Потенциал энергосбережения можно оценить, сравнивая удельное энергопотребление в отраслях экономики и домашних хозяйствах с подобными характеристиками в других регионах при сходных параметрах развития экономики, используя результаты энергетических обследований предприятий и учреждений, анализируя прямые технологические потери, оценивая энергетическую эффективность технологических процессов и перспективы их совершенствования. Результаты оценки индексов возможного снижения энергоемкости отраслей экономики с дифференциацией по видам ТЭР приведены в таблице 6:
Таблица 6
Наименование объекта энергопотребления |
Индекс энергоемкости |
|||
электроэнергия |
тепло |
топливо |
общий индекс |
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
0,80 |
0,55 |
0,55 |
0,57 |
Добыча полезных ископаемых |
0,85 |
0,70 |
0,65 |
0,69 |
Обрабатывающие производства |
0,80 |
0,70 |
0,65 |
0,71 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
0,85 |
1,00 |
0,80 |
0,80 |
Строительство |
0,85 |
0,70 |
0,65 |
0,71 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
0,85 |
0,60 |
0,60 |
0,64 |
Транспорт и связь |
0,80 |
0,80 |
0,65 |
0,73 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
0,85 |
0,60 |
0,60 |
0,65 |
Прочие виды |
0,85 |
0,60 |
0,55 |
0,60 |
Домашние хозяйства |
0,90 |
0,75 |
0,80 |
0,78 |
Итого |
0,79 |
0,45 |
0,69 |
0,65 |
Общий потенциал энергосбережения составляет 2083,5 тыс. т.у.т., или 25,6% от использованных в крае ТЭР, в том числе 470,1 тыс. т.у.т. - потенциал энергосбережения в домашних хозяйствах.
Таблица 7
Интегральные показатели потенциала энергосбережения
Ресурсы |
Потенциал энергосбережения |
Электроэнергия |
1 227,9 млн. кВт.ч. |
Тепло |
5 002,0 тыс. Гкал. |
Топливо |
1 218,1 тыс. ту.т. |
3. Основная цель и задачи программы
Основной целью настоящей программы является повышение энергетической эффективности, формирование условий и механизмов энергосбережения при транспортировке и использовании энергетических ресурсов в отраслевых комплексах, на предприятиях и в организациях, а также населением с тем, чтобы обеспечить к 2020 году динамику снижения расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции валового регионального продукта на 40% по отношению к 2007 году.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:
разработка комплекса нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения;
сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе;
повышение энергоэффективности ЖКХ;
повышение энергоэффективности промышленности;
повышение энергоэффективности сельского хозяйства;
повышение энергоэффективности транспорта;
развитие малой, нетрадиционной, возобновляемой энергетики и сокращение выбросов продуктов сгорания, в т.ч. выбросов вредных веществ;
профессиональная подготовка, повышение квалификации персонала, пропаганда энергосбережения.
4. Система мероприятий программы
Достижение запланированных значений целевых индикаторов Программы и выполнение поставленных задач обеспечивается системой программных мероприятий (приложение 1), реализация которых будет осуществляться с учётом развития макроэкономической ситуации в стране.
4.1. Разработка комплекса нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения
Перевод экономики Алтайского края на энергоэффективный путь развития связан не только с выполнением конкретных энергосберегающих мероприятий и проектов, но и с созданием соответствующих социально-экономических условий, стимулирующих движение в этом направлении.
Основной задачей является создание условий, стимулирующих энергосбережение. Состояние законодательства в сфере энергоэффективности является одним из ключевых факторов достижения целей, поставленных в Программе. В настоящее время законодательство об энергосбережении в Российской Федерации недостаточно развито.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" выполняется разработка соответствующих федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих# субъектов# к применению энергосберегающих и экологически чистых технологий.
В рамках реализации Программы предусматривается создание нормативно-правовой базы энергосбережения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к компетенции Алтайского края.
4.2. Сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе
Реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, потребляемых организациями бюджетной сферы, сократит их затраты на энергообеспечение.
Необходимым шагом для реализации энергосберегающих мероприятий в организациях, финансируемых из краевого бюджета, является проведение энергетических обследований и паспортизация объектов бюджетной сферы. Энергетическое обследование и паспортизация объектов бюджетной сферы осуществляются в целях:
выявления потенциала энергосбережения;
определения основных энергосберегающих мероприятий; определения объектов бюджетной сферы, на которых в первую очередь необходимо проводить энергосберегающие мероприятия;
установления нормативных показателей энергопотребления.
Таблица 8
Проведение энергетических обследований
(энергоаудит) в бюджетных учреждениях
Наименование органа исполнительной власти |
Всего учреждений |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности |
72 |
7 |
32 |
33 |
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
127 |
13 |
57 |
57 |
Управление Алтайского края по культуре |
27 |
3 |
12 |
12 |
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
99 |
9 |
45 |
45 |
Управление Алтайского края по физической культуре и спорту |
11 |
1 |
5 |
5 |
4.3. Повышение энергоэффективности ЖКХ
Для повышения эффективности использования ТЭР планируется:
перевод угольных котельных на природный газ;
замена инженерно-технического оборудования и запорной арматуры на энергосберегающие;
реконструкция водопроводных сетей;
модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций на основе пенополиуретановых покрытий и базальтовых волокон;
замена ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы;
реконструкция и модернизация лифтового хозяйства;
снижение теплопотребления строящихся и эксплуатируемых зданий за счет повышения термического сопротивления ограждающих конструкций (замена старых окон на современные с применением тройных стеклопакетов, остекление лоджий и балконов в зданиях, приведение показателей воздухообмена в соответствие со строительными нормами);
монтаж светотехнических устройств на основе использования солнечных батарей;
использование при освещении лестничных клеток жилых домов датчиков движения и энергосберегающих осветительных приборов;
модернизация котельных, центральных тепловых пунктов, насосных станций при помощи установки на насосное оборудование частотных регуляторов, а также контроллеров для автоматического регулирования производительности насосов и отпуска тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения;
экономически обоснованный перевод потребителей на автономные системы отопления и горячего водоснабжения с использованием современных энергоэффективных систем на основе природного газа, а также систем, использующих возобновляемые источники энергии;
компенсация реактивной мощности путём установки соответствующих устройств в трансформаторных подстанциях и жилых домах;
применение люминофорных красок для указателей адресов на домах и учреждениях города, дорожных знаков.
Первостепенной задачей повышения энергоэффективности ЖКХ является установка приборов учёта энергоресурсов и воды.
4.4. Повышение энергоэффективности промышленности
4.4.1. Повышение эффективности использования топлива (энергии) в электроэнергетике.
Повышение энергоэффективности должно обеспечиваться посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий. Их основной целью является сокращение потребления первичного топлива, электрической и тепловой энергии при сохранении надежного и качественного энергоснабжения потребителей, а также минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
Повышение эффективности использования топлива (энергии) в электроэнергетике может быть реализовано путем проведения обязательных энергетических обследований, разработки энергетических паспортов и мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов на всех тепловых электростанциях и в сетевых предприятиях, применения эффективных технологий.
К направлениям использования энергоэффективных технологий относятся:
внедрение усовершенствованных горелочных устройств;
использование низкопотенциальных энергоресуров ТЭЦ;
внедрение энергосберегающей техники, повышение экономичности оборудования;
модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций, с проведением режимных эксплуатационно-наладочных мероприятий;
внедрение АСКУЭ и систем управления энергией на объектах;
комплексная оптимизация режимов работы всех действующих на территории края теплоэлектрических станций.
Важный инструмент снижения энергоемкости ВРП - это использование организационных и технических средств управления электрическими и тепловыми нагрузками (режимами) потребителей для оптимизации загрузки энергетического оборудования, в том числе: оснащение потребителей приборами учета расхода электрической энергии и тепла для снижения коммерческих потерь энергии; строительство независимых источников энергии для улучшения режимов работы основного энергетического оборудования системы.
4.4.2. Развитие услуг в сфере энергоэффективности, производство энергоэффективного оборудования и материалов.
Основными целями развития услуг в сфере производства энергоэффективного оборудования и материалов являются:
стимулирование развития специализированного бизнеса в области энергоэффективности;
организация производства энергоэффективного оборудования и материалов на предприятиях Алтайского края с целью снижения общих затрат на реализацию мероприятий по энергосбережению;
увеличение загрузки производственных мощностей;
создание дополнительных рабочих мест на промышленных предприятиях, в научных, конструкторских и проектных организациях.
В период до 2012 года необходимо решить следующие основные задачи:
установление стандартов энергопотребления и предельных энергопотерь, обязательная сертификация энергопотребляющего оборудования и приборов;
формирование экономических агентов, реализующих оптимальные научные, проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение ресурсоемкости алтайской экономики, обновление основных производственных фондов предприятий края на основе внедрения передовых технологий и техники с высоким экономическим эффектом;
изучение возможности перепрофилирования или расширения производств на предприятиях Алтайского края для обеспечения энергоэффективными приборами, оборудованием и материалами;
разработка программ замены изношенного и морально устаревшего оборудования;
разработка экономических механизмов стимулирования расширения производства энергоэффективного оборудования и материалов на предприятиях края;
стимулирование производства опытных образцов и промышленных партий.
4.5. Повышение энергоэффективности сельского хозяйства
Для повышения эффективности использования ТЭР планируется:
оснащение сельхозпроизводителей (тепличные хозяйства, птицефабрики, животноводческие комплексы) малыми тепловыми электростанциями на базе газопоршневых двигателей, использующих в качестве топлива биогаз;
техническое перевооружение машинно-тракторного парка;
реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и систем отопления объектов сельхозназначения с применением энергосберегающих технологий.
4.6. Повышение энергоэффективности транспорта
Повышение энергоэффективности транспорта планируется осуществлять в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 01.07.2009 N 280 "Об утверждении краевой целевой программы "Обновление подвижного состава городского электрического транспорта и реализация инвестиционного проекта сборочного производства и капитально-восстановительного ремонта трамваев и троллейбусов в городах Алтайского края" на 2009-2011 годы".
4.7. Развитие малой, нетрадиционной, возобновляемой энергетики и сокращение выбросов продуктов сгорания, в т.ч. выбросов вредных веществ
В связи с ограниченностью запасов невозобновляемых источников энергии задача удовлетворения нарастающих потребностей населения и промышленных предприятий в электрической и тепловой энергии приводит к необходимости более широкого использования возобновляемых источников энергии: солнца, ветра, рек и водотоков, низкопотенциальных источников тепла и других. В перспективе это будет способствовать решению фундаментальных проблем устойчивого развития Алтайского края, таких как энергетическая безопасность, энергетическая эффективность экономики региона и защита окружающей среды.
Таблица 9
Ресурсы ВИЭ, доступные потребителям в Алтайском крае, представлены в таблице 9:
Ресурсы ВИЭ |
Технический потенциал, млн. т у.т./год |
Экономический потенциал, млн. т у.т./год |
Энергия малых рек |
1,7 |
0,9 |
Энергия биомассы |
0,3 |
0,2 |
Энергия ветра |
87,4 |
0,4 |
Энергия солнечной радиации |
26,0 |
0,2 |
Энергия низкопотенциальных источников тепла |
3,4 |
0,4 |
Итого ВИЭ |
118,8 |
2,1 |
Для Алтайского края наиболее перспективными направлениями использования ВИЭ являются освоение гидроэнергетического потенциала, ветроэнергетического потенциала и местных видов топлива.
Гидроэнергетический потенциал рек Алтайского края способен в значительной степени уменьшить дефицит электроснабжения удалённых от существующей энергосистемы сельских районов, а также районов с одноцепными и радиальными физически изношенными линиями электропередачи.
Перспективными для строительствами# малых ГЭС являются реки, приведённые в таблице 10:
Таблица 10
Наименование реки |
Количество ГЭС, шт. |
Суммарная мощность, МВт |
Расчетная среднегодовая (потенциальная) выработка электроэнергии, млн. кВт.ч. |
Ануй |
7 |
44,6 |
172,0 |
Песчаная |
8 |
114,0 |
409,0 |
Чарыш |
11 |
245,4 |
960,0 |
Итого |
26 |
404,0 |
1541,0 |
Потенциал энергии ветра в Алтайском крае приведён в таблице 9.
Наиболее благоприятными для размещения ветроэнергетических установок являются территории со среднегодовой скоростью ветра более 4-4,5 м/с. К таковым относятся города: Алейск, Барнаул, Белокуриха, Камень-на-Оби, Рубцовск, Славгород; районы: Завьяловский, Волчихинский, Ключевский, Ребрихинский, Родинский, Романовский, Третьяковский, Угловский, Хабарский, Шипуновский.
Города и районы, на территории которых планируется реализация пилотных проектов по сооружению ветрогенерирующих установок, приведены в таблице 11:
Таблица 11
Город, район |
Количество, шт. |
Установленная мощность, МВт |
Расчетная среднегодовая (потенциальная) выработка электроэнергии, млн. кВт. ч. в год |
г. Алейск |
6 |
1,8 |
5,67 |
г. Барнаул |
2 |
1,0 |
3,15 |
г. Камень-на-Оби |
4 |
2,0 |
6,30 |
г. Рубцовск |
8 |
4,0 |
12,60 |
Ключевский район |
5 |
2,5 |
7,88 |
Ребрихинский район |
4 |
2,0 |
6,30 |
Третьяковский район |
3 |
1,5 |
4,73 |
Хабарский район |
8 |
4,0 |
12,60 |
Из местных видов топлива наиболее перспективным для разработки является торф. Благодаря малой трудоемкости и энергоемкости добычи, простоте транспортных схем и незначительным расстояниям вывозки торф сохраняет конкурентоспособность по сравнению с другими видами ввозимого твердого топлива. Кроме того, торф характеризуется низким содержанием серы и золы, что дает невысокий уровень вредных выбросов при его сжигании.
На территории Алтайского края разведаны 86 месторождений с балансовыми запасами в количестве 108,7 млн. тонн. При этом торф только восьми месторождений (51,5 млн. тонн) по своим характеристикам пригоден для использования в качестве топлива.
Из месторождений, полезные ископаемые которых пригодны для использования в виде топлива, только три обладают запасами, превышающими 10 млн. т: Акутиха (16,9 млн. тонн), находящееся в 5,9 км от Быстрого Истока, Моховое (11,4 млн. тонн) - в 7 км южнее г. Новоалтайска и Нижне-Чумышская Согра (13,1 млн. тонн) - в 18 км юго-восточнее Тальменки. Запасы остальных пяти месторождений (10,1 млн. тонн), расположенных в Новичихинском, Троицком, Бийском и Косихинском районах, колеблются от 0,2 до 3,9 млн. тонн.
Вопрос о рентабельности развития в Алтайском крае малой энергетики на торфяной сырьевой базе может быть решён путём разработки детального технико-экономического обоснования промышленного освоения месторождений торфа с возведением малых генерирующих установок, функционирующих на этом сырье.
Также Алтайский край располагает прогнозными запасами угля в размере около 200 млн. тонн каменного и около 600 млн. тонн бурого. Перспективы развития угледобывающей промышленности в ближайшие годы связаны с Мунайским буроугольным месторождением в Солтонском районе, с утверждёнными запасами 34,7 млн. тонн. В Правительстве Российской Федерации рассматривается возможность строительства на базе этого месторождения Мунайской конденсационной электрической станции с установленной электрической мощностью 675 МВт.
4.8. Профессиональная подготовка, повышение квалификации персонала, пропаганда энергосбережения
Образовательная деятельность для обеспечения экономики края специалистами по энергосбережению осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Для реализации Федерального закона "Об энергосбережении", закона Алтайского края "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае" учреждения образования должны обеспечить обновление теоретических и практических знаний в сфере энергосбережения. Реализация энергосберегающей политики в Алтайском крае предусматривает подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с государственными образовательными стандартами. Мероприятия по данному разделу группируются по следующим направлениям:
включение в учебные планы программы обучения основам энергосбережения;
разработка и утверждение специальных учебных и методических пособий;
организация переподготовки преподавателей в высших учебных заведениях Российской Федерации и за рубежом;
организация изучения основ энергосбережения в средних профессиональных учебных заведениях и школах;
обеспечение подготовки преподавателей по инженерно-педагогическим специальностям в области энергосбережения;
организация повышения квалификации преподавателей средних школ в области энергосбережения;
разработка учебных программ по энергосбережению;
заключение договоров с учебными заведениями на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников организаций в области энергосбережения.
Для решения задач рационального использования топливно-энергетических ресурсов необходимо сформировать у населения представления об основных принципах экономии топлива и энергии.
При проведении активной пропаганды и рекламы энергосбережения возможны как традиционные (выступления и публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров, конференций, выставок, использование наглядной стендовой рекламы), так и нетрадиционные методы (индивидуальные консультации, специальные обзоры по вопросам энергоресурсосбережения на радио и телевидении, создание объектов для демонстрации эффективного использования тепловой, электрической энергии, энергии воды).
Перечень основных направлений деятельности:
публикация в средствах массовой информации результатов мониторинга эффективности региональной политики энергосбережения;
издание краевого журнала "Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае";
создание информационно-консультационного пункта по вопросам энергосбережения;
содействие пропаганде в средствах массовой информации положительного опыта по энергосбережению, включению показателей энергоэффективности изделий в рекламные материалы;
содействие организации выставок, семинаров и конференций по вопросам энергосбережения;
разработка и реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности.
5. Ресурсное обеспечение Программы
В соответствии с действующим законодательством реализация Программы будет осуществляться за счёт средств федерального, краевого, местных бюджетов, а также средств из внебюджетных источников, включающих собственные и заемные средства участников программы.
Финансирование Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края осуществляется на конкурсной основе, по решению краевой инвестиционной комиссии и Наблюдательного совета Алтайского краевого лизингового фонда. По результатам конкурсного отбора утверждаются нормативные правовые акты Администрации края о выделении средств краевого бюджета.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы:
снижение удельного потребления энергоресурсов на единицу ВРП за период 2010 - 2012 годы с 0,046 т у.т./тыс. руб\ в 2007 году до 0,040 т у.т./тыс. руб. в 2012 году;
снижение потерь в электрических сетях на 116,2 млн. кВт.ч;
снижение потребления электроэнергии энергоснабжающими предприятиями и организациями на 105,4 млн. кВт.ч;
снижение затрат топлива на производство электроэнергии на 115,0 тыс. т у.т.;
снижение затрат топлива на производство тепла котельными на 143,4 тыс. т у.т.;
снижение собственного потребления и потерь тепла в тепловых сетях на 1534,0 тыс. Гкал, что соответствует экономии (при 175 кг/Гкал) 268,4 тыс. т у.т.
Планируемые индикаторы, на достижение которых направлены мероприятия Программы, представлены в таблице 12:
Таблица 12
Перечень планируемых индикаторов (показателей) Программы
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение индикатора |
|||
2007 г. (факт) |
2010 г. (план) |
2011 г. (план) |
2012 г.* (план) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Удельное потребление энергоресурсов на единицу ВРП |
т.у.т./тыс. руб. |
0,046 |
0,042 |
0,041 |
0,040 |
Удельный расход условного топлива на электростанциях общего пользования на один отпущенный кВт.ч. электроэнергии |
г.у.т./ кВт.ч. |
378,0 |
369,3 |
365,2 |
361,2 |
Удельное потребление электроэнергии на душу населения |
тыс. кВт.ч./ чел. |
4,0 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
Удельное потребление тепловой энергии на душу населения |
Гкал/чел. |
7,83 |
7,63 |
7,67 |
7,71 |
Доля потребляемых энергоресурсов, получаемых из-за пределовая |
% |
97,7 |
96,7 |
96,4 |
96,1 |
Доля потребляемой электроэнергии, получаемой из-за пределов края |
% |
44,5 |
41,3 |
40,5 |
39,7 |
* с учетом прогнозируемого индекса физического объема ВРП в 2012 году по отношению к 2007 году - 150%
7. Система управления реализацией Программы
Государственным заказчиком Программы является управление Алтайского края по промышленности и энергетике.
Для выработки научно обоснованной региональной политики в области энергосбережения, координации деятельности по энергосбережению на территории края функционирует краевой экспертный совет по энергосбережению.
Контроль за реализацией Программы возлагается на управление Алтайского края по промышленности и энергетике, которое осуществляет свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Алтайского края, структурными подразделениями Администрации края и органами местного самоуправления.
Отраслевые органы исполнительной власти Алтайского края ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчётным, направляют в управление Алтайского края по промышленности и энергетике отчёт о ходе выполнения мероприятий Программы.
Управление Алтайского края по промышленности и энергетике обобщает полученные данные и ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчётным, готовит информацию о ходе выполнения Программы и направляет её в Администрацию края.
Приложение 1
к Постановлению Администрации
Алтайского края
от 28.12.2009 г. N 549
Мероприятия
краевой программы "Повышение энергетической эффективности
экономики Алтайского края и сокращение издержек в бюджетном
секторе" на 2010 - 2012 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Разработка комплекса нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения |
2010-2012 годы |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; государственно-правовое управление Администрации |
2 |
Сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе |
|
|
|
2.1. Проведение энергетических обследований в бюджетных учреждениях |
2010-2012 годы |
управление Алтайского края по культуре; управление Алтайского края по физической культуре и спорту; управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
3 |
Повышение энергоэффективности ЖКХ |
|
|
|
3.1. Завершение установки приборов учёта энергоресурсов и воды |
2010-2011 годы |
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; предприятия, учреждения |
4 |
Повышение энергоэффективности промышленности |
|
|
|
4.1. Комплексное техническое перевооружение и реконструкция существующих объектов энергетики |
2010-2012 годы |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; предприятия энергетики |
|
4.2. Оснащение социально значимых объектов резервными источниками питания |
2010-2011 годы |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; предприятия и учреждения |
|
4.3. Установка внутризаводских АСКУЭ |
2010-2012 годы |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; промышленные предприятия |
|
4.4. Внедрение частотно-регулируемых приводов электродвигателей |
2010-2012 годы |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; предприятия и учреждения |
|
4.5. Установка энергосберегающих ламп вместо ламп накаливания |
2010-2012 годы |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; предприятия и учреждения |
5 |
Повышение энергоэффективности сельского хозяйства |
|
|
|
5.1. Оснащение сельхозпроизводителей (тепличные хозяйства, птицефабрики, животноводческие комплексы) малыми тепловыми электростанциями на базе газопоршневых двигателей, использующих в качестве топлива биогаз |
2010-2012 годы |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; предприятия сельского хозяйства |
|
5.2. Техническое перевооружение машинно-тракторного парка |
2010-2012 годы |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; предприятия сельского хозяйства |
|
5.3. Реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и систем отопления объектов сельхозназначения с применением энергосберегающих технологий |
2010-2012 годы |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; предприятия сельского хозяйства |
6 |
Повышение энергоэффективности транспорта |
|
|
|
6.1. Обновление подвижного состава городского электрического транспорта (трамваев, троллейбусов) * |
2010-2011 годы |
управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи; КАУ "Алтайэлектротранс" |
7 |
Развитие малой, нетрадиционной возобновляемой энергетики и сокращение выбросов продуктов сгорания, в т.ч. выбросов вредных веществ |
2010-2012 годы |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; предприятия |
8 |
Профессиональная подготовка, повышение квалификации персонала, пропаганда энергосбережения |
2010-2012 годы |
органы исполнительной власти Алтайского края; предприятия, учреждения |
* постановление Администрации Алтайского края от 01.07.2009 N 280 "Об утверждении краевой целевой программы "Обновление подвижного состава городского электрического транспорта и реализация инвестиционного проекта сборочного производства и капитально-восстановительного ремонта трамваев и троллейбусов в городах Алтайского края" на 2009-2011 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 28 декабря 2009 г. N 549 "Об утверждении государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Алтайском крае" на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 26 января 2009 г. N 21-23, Сборнике законодательства Алтайского края, декабрь 2009 г. N 164, ч.3, с.314
Постановлением Администрации Алтайского края от 13 октября 2014 г. N 468 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 21 февраля 2014 г. N 68
Постановление Администрации Алтайского края от 30 декабря 2013 г. N 711
Постановление Администрации Алтайского края от 26 апреля 2013 г. N 239
Постановление Администрации Алтайского края от 8 апреля 2013 г. N 196
Постановление Администрации Алтайского края от 23 января 2013 г. N 30
Постановление Администрации Алтайского края от 30 мая 2012 г. N 284
Постановление Администрации Алтайского края от 10 апреля 2012 г. N 178
Постановление Администрации Алтайского края от 1 февраля 2012 г. N 43
Постановление Администрации Алтайского края от 29 сентября 2011 г. N 554
Постановление Администрации Алтайского края от 5 июля 2011 г. N 353
Постановление Администрации Алтайского края от 21 апреля 2011 г. N 209
Постановление Администрации Алтайского края от 23 марта 2011 г. N 145
Постановление Администрации Алтайского края от 11 ноября 2010 г. N 496
Постановление Администрации Алтайского края от 25 февраля 2010 г. N 63