9 ноября 2009 г.
В целях повышения конкурентоспособности промышленного производства на основе качественного обновления основных фондов, номенклатуры выпускаемой продукции, внедрения эффективных форм организации бизнеса постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ряполова В.А.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Ведомственная целевая программа
"Развитие промышленного производства в Алтайском крае"
на 2009-2012 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 19 декабря 2008 г. N 557)
9 ноября 2009 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие промышленного производства в Алтайском крае"
на 2009-2012 годы
Наименование программы |
ведомственная целевая программа "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы (далее - "Программа") |
Наименование, дата принятия и номер правового акта о разработке программы |
распоряжение Администрации края от 24 декабря 2007 года N 627-р (в редакции от 6 октября 2008 года N 400-р) |
Субъект бюджетного планирования |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике |
Цель программы |
повышение конкурентоспособности промышленного производства на основе качественного обновления производственного аппарата, номенклатуры выпускаемой продукции, внедрения эффективных форм организации бизнеса |
Задачи программы
Целевые индикаторы (показатели) программы |
обеспечение высоких темпов роста промышленного производства за счет увеличения выпуска инновационной продукции, ускоренного обновления основных производственных фондов, создания новых рабочих мест; |
развитие сельскохозяйственного машиностроения в Алтайском крае; | |
повышение социальной эффективности промышленного производства, реализация мероприятий по подготовке и переподготовке профессиональных кадров, повышению уровня производительности труда и заработной платы; | |
формирование и развитие промышленных и агропромышленных кластеров (биофармацевтического, сельскохозяйственного машиностроения, пищевых и перерабатывающих производств); | |
повышение уровня энергоэффективности и энергобезопасности региона | |
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности; | |
индекс промышленного производства; индекс промышленного производства в обрабатывающих производствах; | |
индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сфере промышленности; | |
доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции; коэффициент обновления активной части основных производственных фондов; | |
количество новых рабочих мест на крупных и средних промышленных предприятиях; индекс производства продукции сельхозмашиностроения (по крупным и средним предприятиям); коэффициент обновления основных производственных фондов на предприятиях сельхозмашиностроения; | |
количество разработанных и выведенных на рынок новых моделей высокопроизводительной и высокоэффективной сельскохозяйственной техники; темп роста реальной средней заработной платы в промышленности; | |
темп роста производительности труда в промышленном производстве; | |
уровень инновационной активности промышленных предприятий; | |
отношение суммарной располагаемой мощности электростанций региона к максимальной электрической нагрузке потребителей на его территории | |
Основные программные мероприятия |
техническое перевооружение и ввод новых мощностей по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых; |
разработка месторождений полиметаллических, кобальт-никелевых руд; | |
модернизация действующих и создание новых конкурентоспособных зерноперерабатывающих производств; | |
расширение производства кокса за счет строительства коксовой батареи N 6; | |
реконструкция и модернизация действующих, создание новых химических производств; | |
модернизация и расширение производства строительных материалов и конструкций; | |
модернизация и техническое перевооружение производства транспортных средств и оборудования; | |
технологическая модернизация действующего производства сельскохозяйственной техники на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения; | |
проведение комплекса работ по созданию, организации производства и выводу на рынок новых образцов высокопроизводительной и высокоэффективной сельскохозяйственной техники; | |
создание Алтайской краевой ассоциации производителей и продавцов сельскохозяйственной техники; | |
реконструкция и модернизация основных фондов энергоснабжающих организаций | |
Сроки реализации программы |
2009-2012 годы |
Объемы и источники финансирования программы по годам |
объем финансирования Программы из краевого бюджета на период 2009 - 2012 годов составляет 1177524 тыс. руб., в том числе: |
2009 год - 225236 тыс. руб.; | |
2010 год - 275324 тыс. руб.; | |
2011 год - 328370 тыс. руб.; | |
2012 год - 348594 тыс. руб. | |
Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы определяются при разработке и утверждении краевого бюджета на соответствующий финансовый год и могут корректироваться в соответствии с возможностями краевого бюджета | |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности реализации программы |
рост промышленного производства к 2012 году на 27,1%; достижение к концу периода доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции, равной 10,2%; |
обновление активной части основных производственных фондов в промышленности за период реализации Программы на 49%; | |
создание 9534 новых рабочих мест на промышленных предприятиях. |
1. Общие положения
Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы:
объектом настоящей Программы является сфера промышленного производства Алтайского края;
предмет регулирования - процессы преобразования промышленного производства в крае, направленные на достижение его конкурентоспособности и эффективности;
сфера действия - экономика и социальная политика Алтайского края.
Понятия и термины, используемые в Программе:
промышленное производство (промышленность) - совокупность видов деятельности по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, включающих добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
производственный кластер - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг;
сельскохозяйственное машиностроение - совокупность видов деятельности по производству машин и оборудования для сельского хозяйства, а также комплектующих изделий и запасных частей к ним.
Правовая база разработки Программы:
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2008 - 2012 годы;
закон Алтайского края от 12 мая 1998 года N 27-ЗС "О промышленной политике";
закон Алтайского края от 9 декабря 1998 года N 61-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 6 мая 1999 года N 17-ЗС "О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края";
закон Алтайского края от 14 сентября 2006 года N 95-ЗС "Об инновационной деятельности в Алтайском крае";
постановление Администрации края от 15 сентября 2007 года N 437 "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае";
постановление Администрации края от 28 декабря 2007 года N 622 "О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края", стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года;
распоряжение Администрации края от 21 июля 2008 года N 288-р о сценарных условиях социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года.
2. Характеристика проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
2.1. Оценка текущего состояния промышленного производства Алтайского края,
его производственного, кадрового, финансового и научно-технического
потенциала, уровня конкурентоспособности
(по состоянию на 01.01.2008)1
Промышленность Алтайского края является наряду с сельским хозяйством одной из важнейших сфер его экономики. Вклад промышленного производства в экономику и социальное развитие края характеризуется следующими показателями:
доля промышленной продукции и услуг промышленного характера в валовом региональном продукте (далее - "ВРП") составляет 23%;
промышленное производство обеспечивает 176,9 тыс. рабочих мест, или 23,3% от числа занятых в экономике, управлении и социальной сфере;
финансовые результаты работы промышленности формируют 38% краевого бюджета;
основные фонды промышленности составляют 22,5% стоимости основного капитала Алтайского края;
в промышленность направляется 25,2% инвестиций в основной капитал по Алтайскому краю, что подтверждает ее значительный инвестиционный потенциал среди других отраслей и сфер экономики.
В структуре промышленного производства Алтайского края по видам деятельности наибольший удельный вес занимает производство пищевых продуктов - 27,3%. Производство кокса и нефтепродуктов составляет 11,6%, производство транспортных средств и оборудования - 11,6%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 15,9%, химические производства - 4,8%. Произошло увеличение доли добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств и снижение удельного веса производства и распределения электроэнергии, газа и воды. В структуре обрабатывающих производств отмечена тенденция роста доли пищевых производств, производства прочих неметаллических минеральных продуктов, производства транспортных средств и оборудования.
В течение последних пяти лет наблюдалась относительно устойчивая положительная динамика промышленного производства, в том числе и по основным видам деятельности. Динамика индекса промышленного производства представлена в таблице 1.
1 Характеристика промышленного производства в настоящем разделе дана по состоянию на 01.01.2008 без учета последствий влияния мирового финансового кризиса на хозяйственную деятельность промышленных предприятий.
Таблица 1. Динамика индекса промышленного производства по видам
экономической деятельности (в процентах к предыдущему году)
Годы |
Индекс промышленного производства |
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2003 |
105,5 |
158,0 |
102,2 |
118,1 |
2004 |
102,6 |
93,2 |
103,3 |
100,8 |
2005 |
96,8 |
186,3 |
96,3 |
97,6 |
2006 |
110,3 |
174,2 |
112,7 |
101,1 |
2007 |
110,4 |
151,0 |
111,7 |
104,1 |
2008 (9 мес.) |
108,7 |
124,9 |
108,6 |
108,2 |
Более 80% объема отгруженной промышленной продукции Алтайского края обеспечивают крупные и средние промышленные предприятия. Результаты анализа их деятельности позволяют дать следующую оценку текущего состояния промышленного производства2.
Положительная динамика промышленного производства в Алтайском крае в указанный период позволила в сравнении с 2000 годом увеличить объемы промышленного производства в 1,4 раза с ускорением темпов роста начиная с 2006 года. Основные факторы, определившие ускоренный рост промышленного производства в указанный период: положительные структурные сдвиги с ростом объемов промышленного производства отраслей, ориентированных на внутренний спрос и собственные сырьевые ресурсы; растущий в анализируемом периоде спрос на внешних и внутренних рынках промышленной продукции (вагоны железнодорожные, лекарственные препараты и витаминная продукция, товары потребительского спроса); наличие запаса производственных мощностей и ввод новых мощностей (коксовая батарея N 5 на ОАО "Алтай-кокс", мощности по производству литейных заготовок в Рубцовском филиале ОАО "Алтайвагон", новые производственные мощности на ОАО "Алтайский трансформаторный завод"; предприятия по производству растительного масла, хлебобулочных изделий, переработке мяса и производству цельномолочной продукции); повышение уровня конкурентоспособности, реструктуризация большинства предприятий и их адаптация к отраслевой и рыночной конкурентной среде; стабилизация финансово-кредитной системы, некоторое снижение учетной ставки банковского кредита; рост инвестиционной активности в экономике в целом и промышленном производстве в частности; стабилизация рынков сырья и материалов, а также принятые Администрацией края меры по инвестиционной поддержке промышленных предприятий.
Указанные факторы позволили к началу 2008 года улучшить финансовое положение предприятий промышленности. Доля прибыльных организаций в сфере обрабатывающих производств в 2007 году впервые за годы реформ достигла уровня 70,3%, а сальдированный финансовый результат в 4,8 раза превысил показатели 2006 года (производство кокса, производство пищевых продуктов, химическое производство, производство фармацевтической продукции, обработка древесины, производство резиновых и пластмассовых изделий, неметаллических минеральных продуктов и др.). Улучшение финансово-экономических показателей большинства промышленных предприятий в докризисный период характеризовалось ростом оборотных активов, в том числе их денежной составляющей (118,3% и 120% соответственно), а также сокращением просроченной кредиторской задолженности предприятий. Улучшилась платежеспособность и финансовая устойчивость промышленных предприятий. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в сфере обрабатывающих производств в целом в этот период перешел в область положительного значения, коэффициент автономии приблизился к рекомендуемому значению (50%), а в таких видах, как производство кокса, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий и неметаллических минеральных продуктов, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования данные показатели имели значение в пределах нормативного.
Финансовая стабилизация большинства промышленных предприятий благоприятно отразилась на их инвестиционной привлекательности и инновационной активности. Объем инвестиций в основной капитал предприятий обрабатывающей промышленности вырос в 2007 году на 26,2% по отношению к уровню 2006 года. Особенно значительный рост инвестиций в 2007 году отмечен в производстве кокса, химическом производстве, производстве литья и готовых металлических изделий, транспортных средств, электронного и оптического оборудования.
К положительным тенденциям в промышленном производстве следует отнести рост добычи полезных ископаемых (индекс промышленного производства составил 151,0% к 2006 году), что благоприятно отразилось на экономике и социальной сфере юго-западных территорий Алтайского края (Рубцовский, Змеиногорский районы).
Опережающими темпами рос индекс промышленного производства по следующим видам деятельности: добыча полезных ископаемых (151,0%), обрабатывающие производства (111,7%). Только за 2007 год на предприятиях промышленности введено 2411 рабочих мест, получено прибыли в размере 2670,4 млн. руб.
Как показывает анализ докризисного периода, развивающиеся предприятия и предприятия со стабильным финансовым состоянием и устойчивым положением на рынке производили 44% объема промышленной продукции в Алтайском крае.
Вместе с тем эффективность промышленного производства остается на низком уровне. Несмотря на снижение числа убыточных предприятий, на крупных и средних предприятиях на протяжении 2000 - 2007 годов уровень рентабельности колеблется от 1,8 до 6,4%. Сохраняется ситуация, когда собственных средств для расширенного воспроизводства, обновления основных производственных фондов и технологий, повышения конкурентоспособности продукции у большинства анализируемых предприятий нет, что характеризует отмеченный в этот период промышленный рост как преимущественно экстенсивный.
Исследование уровня конкурентоспособности предприятий по видам промышленной деятельности показало, что конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках являются большая часть пищевых продуктов, биологически активные добавки и витаминная продукция, кокс, некоторые виды продукции химического и машиностроительного производства.
К конкурентоспособной на внутреннем рынке следует отнести примерно 60% промышленной продукции обрабатывающих производств (в объёмном выражении), конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках - 25%.
Одной из основных причин низкой конкурентоспособности продукции является высокий уровень износа основных производственных фондов, особенно их активной части. По данным, полученным от 11 ведущих машиностроительных предприятий края, степень износа основного технологического оборудования на 01.01.2008 в среднем составила: универсальные станки - 83%; станки полуавтоматы и автоматы - 74%; станки с числовым программным управлением (далее - "ЧПУ") и обрабатывающие центры - 54%. Анализ структуры парка металлорежущего оборудования показывает, что на большинстве предприятий сохраняется низкая доля автоматизированного оборудования. В среднем станки с ЧПУ и обрабатывающие центры составляют менее 7% от всего количества станков, что не позволяет предприятиям быстро перестраивать производство на выпуск новой продукции.
Другой причиной низкой конкурентоспособности является невысокий уровень обновления технологий. Доля новых технологических процессов, разработанных с использованием специализированного программного компьютерного обеспечения, в общем числе разработанных в течение года технологических процессов для большинства предприятий не превышает в среднем 20%. Это сдерживает внедрение прогрессивных технологий, адаптируемых к изменяющимся условиям производства (изменение программы выпуска, требований заказчиков и т.п.). Кроме того, на большинстве предприятий недостаточен объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - "НИОКР"), направленных на совершенствование технологической подготовки, исследование и внедрение мероприятий по повышению эффективности организации и управления производством. Предприятия края не принимают участия и в реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы.
Выполненный анализ конкурентоспособности предприятий показал, что к группе конкурентоспособных по выпускаемой продукции и качеству ресурсного потенциала на внутреннем и внешнем рынках можно отнести до 20% от общего количества крупных и средних предприятий. Следует отметить, что выявленные тенденции в основном соответствуют положению дел в российской промышленности в целом.
Сельскохозяйственное машиностроение
Производство тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, почвообрабатывающих машин и другой сельскохозяйственной техники начиная с 60-х годов XX столетия являлось одной из ведущих машиностроительных отраслей в Алтайском крае (до 30% объёма промышленного производства) и определяло агропромышленную специфику его экономики. Сельскохозяйственное машиностроение и сегодня является отраслью, продукция которой востребована в сельском хозяйстве как Алтайского края, так и России в целом.
Анализ показателей производства сельскохозяйственной техники в Российской Федерации (таблица 2) показывает, что собственное производство сельскохозяйственной техники существенно отстает от минимальных потребностей, необходимых для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
2 Здесь и далее использованы данные, содержащиеся в статистическом докладе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю "Социально-экономическое положение Алтайского края, 2007 год", а также данные собственных аналитических исследований и экспертных оценок разработчика Программы.
Таблица 2. Производство тракторов и сельскохозяйственных машин
в Российской Федерации
Виды сельскохозяйственной техники |
Объемы производства, тыс. шт. |
||||||||
1992 |
1995 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Тракторы на гусеничном ходу |
63,8 |
10,4 |
7,9 |
6,0 |
4,7 |
5,0 |
4,1 |
5,4 |
6,1 |
Тракторы на колесном ходу |
72,8 |
10,8 |
6,3 |
3,1 |
3,4 |
3,4 |
4,5 |
5,5 |
7,4 |
Комбайны зерноуборочные |
42,2 |
6,2 |
9,1 |
7,5 |
5,4 |
8,1 |
7,5 |
6,9 |
7,2 |
Комбайны кормо-уборочные |
8,5 |
0,51 |
0,95 |
0,57 |
0,48 |
0,49 |
0,44 |
0,73 |
0,82 |
Плуги тракторные |
83,0 |
4,0 |
3,1 |
2,3 |
1,0 |
1,3 |
2,4 |
1,3 |
н.д. |
Сеялки тракторные |
50,0 |
1,6 |
6,4 |
5,3 |
4,2 |
5,7 |
6,5 |
5,1 |
н.д. |
Культиваторы тракторные |
100,0 |
2,0 |
5,6 |
5,6 |
6,2 |
8,3 |
8,8 |
6,7 |
н.д. |
Особенно большое отставание наблюдается в сфере производства энергонасыщенных тракторов, что подтверждает высокая доля импорта (68%) в общем объеме их продаж в 2007 году в Российской Федерации.
Анализ состояния спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края позволяет констатировать, что основные виды конечной продукции либо неконкурентоспособны на внешнем и внутреннем рынках (тракторы Т-4А и его модификации), либо пользуются ограниченным спросом на внутреннем рынке (сельскохозяйственные машины ОАО УК "Сибагромаш", ЗАО "Рубцовский завод запасных частей"). Это объясняется несоответствием технических характеристик сельскохозяйственных машин современным требованиям сельскохозяйственного производства, а также недостаточным уровнем качества изготовления, определяющим низкую надежность выпускаемой техники. Тракторы и сельскохозяйственные машины, выпускаемые предприятиями сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края, не обеспечивают возделывание сельскохозяйственных культур на современном технологическом уровне, имеют более низкие по сравнению с имеющимися на рынке образцами показатели эксплуатационной и производственной эффективности, что в конечном итоге приводит к низкому уровню экономической эффективности производства конечной продукции сельхозтоваропроизводителями.
Попытки создания современных образцов сельскохозяйственной техники (трактор Т-250 и его модификации, разработчик - ОАО "Алтайский трактор"; посевной почвообрабатывающий комплекс ППК-8,2 и ППК-8,4, разработчик - ОАО "Рубцовский машиностроительный завод") не привели к организации их серийного выпуска как по причине отсутствия собственных финансовых средств и инвестиций для создания новых производственных мощностей или технического перевооружения действующих, так и по причине отсутствия потребительского спроса на предлагаемые образцы сельскохозяйственной техники вследствие несоответствия их требованиям потребителей. Выпуск современной конкурентоспособной сельскохозяйственной техники требует полного обновления производственного аппарата предприятий сельскохозяйственного машиностроения края, восстановления фирменной системы технического обслуживания выпускаемых машин, создания современной маркетинговой службы на предприятиях и эффективных каналов продвижения продукции.
Анализ и оценка производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края показывает, что несмотря на некоторый рост объемов производства и продаж на ряде предприятий, активизации работ по созданию и выводу на рынок новых моделей тракторов, сельскохозяйственных машин, тракторных и комбайновых двигателей не происходит. Также не предпринимаются должные меры, направленные на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, обновление основных производственных фондов и технологий, формирование собственных финансовых источников для обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий.
Объем продаж новой продукции в общем объеме продаж предприятий сельхозмашиностроения составляет 0,13% (по данным за 2007 год), коэффициент обновления технологического оборудования на предприятиях отрасли, выпускающих конечную продукцию, остается низким (от 0,6 до 3,7%), финансовое положение характеризуется неплатежеспособностью вследствие низкой или отрицательной рентабельности (от 6,2 до минус 37,6%).
Результатом этого является крайне низкий объем инвестиций в основной капитал предприятий сельхозмашиностроения, который по итогам 2007 года составил 115,4 млн. рублей или около 8% от остаточной стоимости основных фондов (при их физическом износе около 62%).
Отсутствие современных мотивационных механизмов на предприятиях сельхозмашиностроения, а также низкий уровень заработной платы привели к нарастанию тенденции снижения кадрового потенциала и потере наиболее квалифицированной части персонала.
Вместе с тем ведущие предприятия отрасли: ОАО "ПО "Алтайский моторный завод", ОАО "Алтайский трактор", ОАО УК "Сибагромаш" сохраняют производственный потенциал, который при соответствующей модернизации может вывести их в число конкурентоспособных предприятий сельскохозяйственного машиностроения России.
Предприятия отрасли ОАО "Алтайский трактор", ЗАО "Завод алюминиевого литья", ОАО "ПО "Алтайский моторный завод", ОАО "Алтайский завод агрегатов" сохранили мощности заготовительных производств, которые в условиях дефицита в стране чугунного, стального и алюминиевого литья могут быть использованы для кооперированных поставок.
К числу инновационно активных# предприятий, поставляющих конкурентоспособную топливную аппаратуру для дизельных двигателей не только на отечественный, но и мировой рынок, относится ООО УК "Алтайский завод прецизионных изделий". В г. Рубцовске, центре сельхозмашиностроения Алтая, на базе свободных производственных мощностей образовано новое предприятие - ЗАО "Рубцовский завод запасных частей". Завод расширяет номенклатуру и объемы производства почвообрабатывающей техники, уверенно выходит на рынок России и ближнего зарубежья.
Большой потенциал развития производства сельскохозяйственной техники имеет ОАО "Рубцовский машиностроительный завод", компетенция которого в вопросах создания и подготовки производства, а также начавшаяся интеграция в рамках созданной Указом Президента от 28 августа 2007 года N 1002 корпорации ОАО НПК "Уралвагонзавод" (последняя имеет в своих производственных активах тракторное и дизельное производство), позволяют рассматривать его в качестве одного из возможных базовых предприятий по выпуску тракторов и сельскохозяйственных машин в крае.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Указ Президента РФ от 27 августа 2007 г. N 1102 "Об открытом акционерном обществе "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"
Таким образом, существующий потенциал большинства предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в случае реализации программных мероприятий по их технической и технологической модернизации, проведению комплекса опытно-конструкторских работ по созданию современных моделей тракторов и сельскохозяйственных машин, созданию маркетинговых структур по исследованию рынка и планированию продаж, продвижению продукции и ее сервисному обслуживанию позволяет решить задачу пополнения конкурентоспособной техникой парка сельскохозяйственных машин как в Алтайском крае, так и в других регионах России.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Анализ значений показателей энергетической безопасности Алтайского края, предполагающей состояние защищенности населения и экономики региона от угроз дефицита экономически доступных топливно-энергетических ресурсов приемлемого качества и от угроз нарушения стабильного топливного и энергоснабжения, позволяет констатировать неудовлетворительное состояние в области обеспечения энергобезопасности. Такая, в целом негативная, оценка главным образом обусловлена кризисным значением индикаторов, характеризующих возможности удовлетворения потребностей края в котельно-печном топливе (далее - "КПТ") из собственных источников региона (2,51%), завышенной долей доминирующего ресурса в балансе КПТ на территории региона (81,4%) и старением основных производственных фондов энергетики (степень износа составляет 58,2%), а также непосредственно связанным с этим отношением среднегодового ввода установленной мощности и реконструкции электростанций региона за предшествующий 5-летний период к установленной мощности региона (0,8%).
Важнейшей характеристикой энергетической эффективности экономики региона является показатель энергоемкости отраслей экономики и ВРП в целом. Несмотря на постепенное снижение энергоемкости ВРП Алтайского края в последние годы, связанное в основном с низкой долей в промышленности края энергоемких производств и существенным (почти в два раза) падением в 1991 - 1998 годах объемов производства, отдельные показатели, характеризующие энергоемкость экономики региона, остаются достаточно высокими по сравнению с мировым уровнем.
Малая продолжительность использования среднегодовой установленной мощности электростанций является причиной роста тарифов на электрическую энергию и тепло. Поэтому одной из острых проблем является повышение коэффициента использования генерирующих мощностей энергоснабжающих организаций. Коэффициент использования среднегодовой установленной мощности электростанций составляет в среднем по краю 0,38, а по отдельным предприятиям - от 0,19 до 0,48, что ниже нормативного значения для ТЭЦ (для условий края не менее 0,60). Величина потерь энергии в сетях в Алтайском крае составляет 12,9%, тогда как в международной практике потери в магистральных и распределительных сетях в сумме не превышают 8-10% от поступившей в сеть электроэнергии. За последние годы существенно возросли потери тепловой энергии в крае.
Проведённый анализ объектов энергообеспечения края позволяет сделать следующие выводы:
энергоэффективность экономики края в целом и её отраслей, включая энергетический сектор, находится на низком уровне, в связи с чем проблема энергосбережения в процессе производства, передачи, потребления энергоресурсов продолжает оставаться актуальной;
потенциал энергосбережения в целом по краю, включая сферу непосредственного потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - "ТЭР"), который может быть получен за счет повышения энергоэффективности, оценивается следующими величинами: по электроэнергии - от 145 до 725 млн. кВт.ч; по теплоэнергии - от 500 до 2500 тыс. Гкал соответственно в 2010 и 2020 годах;
реализация мероприятий по энергосбережению в отраслях топливно-энергетического комплекса и в сфере непосредственного потребления ТЭР позволит снизить энергоемкость ВРП Алтайского края (в ценах 2000 года) с 0,055 кг у.т./руб. в 2006 году до 0,050, 0,044 и 0,033 кг у.т./руб. в 2010, 2015 и 2020 годах соответственно.
Анализ кадровой ситуации
Промышленность края остается отраслью экономики, создающей более 20% рабочих мест (23,3% от численности занятых в экономике края в 2007 году), несмотря на снижающуюся абсолютную численность работающих (176,9 тыс. чел. на 01.01.2008, что на 5,0% ниже, чем на 01.01.2007).
Анализ результатов обработки данных, полученных от предприятий по видам деятельности, и информации от профессиональных учреждений, занятых подготовкой рабочих кадров, показал, что система профессиональной подготовки края не обеспечивает потребности промышленности по значительной группе специальностей, профессий с учетом обеспечения возрастной ротации работающего персонала.
Серьезной проблемой становится не столько нехватка рабочих кадров в абсолютном выражении, сколько возрастающее несоответствие их квалификации требованиям современных производственных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, современному уровню технологического оборудования. Таким образом, нарастает тенденция несоответствия спроса и предложения рабочей силы, выражающаяся, в первую очередь, в недостатке рабочих кадров требуемой квалификации. Подготовка, переподготовка и обучение рабочих кадров на собственной базе предприятий ведется недостаточно эффективно. У большинства учебных центров предприятий отсутствуют лицензии управления Алтайского края по образованию и делам молодежи. Из-за низкой заработной платы, отсутствия на предприятиях общежитий и перспектив обеспечения жильем низкой остается "закрепляемость" выпускников профессиональных технических училищ. Сохраняется низкий уровень сотрудничества промышленных предприятий с учреждениями начального профессионального образования по вопросам оказания финансовой поддержки, укрепления материальной базы, прохождения практики и т.д. Слабо налажена работа по пропаганде престижа рабочей профессии, профессиональной ориентации школьников, слабо организовано профильное обучение учащихся общеобразовательных школ по рабочим профессиям. Отсутствует тесная связь предприятий, профессиональных училищ с городскими центрами занятости по вопросам прогнозирования потребности рынка труда, подготовки и переподготовки населения, находящегося на учете по безработице. Количество выпускаемых организациями начального профессионального образования квалифицированных рабочих кадров по востребованным специальностям не соответствует потребностям, что частично связано и с низким уровнем престижности труда в промышленности, разрушением действовавших ранее механизмов управления мотивацией на предприятиях.
Подводя итоги оценки результатов производственной, сбытовой, финансовой и инновационной деятельности предприятий и отраслей промышленного производства Алтайского края, следует в качестве главного вывода констатировать следующее.
Устойчивая динамика роста объемов производства промышленной продукции и стабилизация финансового положения большинства предприятий, закрепление около 20% от числа крупных и средних предприятий в группе развивающихся, финансово устойчивых позволяет утверждать, что промышленность Алтайского края, несмотря на тяжелейшие последствия реформ начала 90-х годов, вышла из состояния кризиса. В то же время результаты проведенного анализа показали, что достигнутое явилось результатом экстенсивной модели развития, основанной на постепенном наращивании вводимых в производственный оборот неиспользуемых мощностей при растущем рыночном спросе на продукцию. Важнейшую роль при этом сыграли и факторы внешней среды, в первую очередь, стабилизация и последующее позитивное изменение параметров макроэкономической среды, непосредственно влияющих на ситуацию в реальной экономике. Однако дальнейший экстенсивный рост за счет указанных факторов если и не исчерпан, то темпы его, в первую очередь, в обрабатывающих отраслях уже в среднесрочной перспективе будут снижаться. В связи с этим необходимо решение проблемы перехода от экстенсивного пути развития к развитию промышленного производства в Алтайском крае на качественно новом уровне.
2.2. Факторы и условия социально-экономического развития России
и Алтайского края в 2009 - 2012 годах, их возможное влияние
на промышленное производство в крае
Учитывая нестабильность макроэкономической ситуации в условиях нарастающего финансово-экономического кризиса и экстренные меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации по исключению негативных последствий банковского кризиса для реального сектора экономики страны, рассмотренны# возможные сценарии развития промышленного производства в Алтайском крае.
Первый вариант базируется на стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, в которой в качестве основного выбран инновационно-активный сценарий, предлагающий высокую интенсивность структурных сдвигов и рост инновационной активности в промышленном секторе Алтайского края. Факторами, обеспечивающими успешную реализацию данного сценария, являются системные меры, направленные на динамичное развитие высокотехнологичных производств в обрабатывающем секторе. Это требует создания в приоритетных отраслях промышленного производства, в частности, в машиностроении, фармацевтической и пищевой промышленности, строительной индустрии новой технологической базы, позволяющей обеспечить устойчивый рост производительности труда и развитие конкурентоспособных интегрированных производств. Указанные действия в числе прочих декларируются Правительством в качестве неотложных мер по стабилизации реальной экономики страны с целью её возврата к докризисному состоянию.
Инерционный сценарий основывается на том, что мировой финансовый кризис и последующая рецессия российской экономики окажут негативное влияние на состояние и перспективы развития промышленных предприятий Алтайского края. Уже сегодня факторы, определяющие рост промышленного производства в докризисный период, сменили "полярность" с позитивной на негативную. Спрос внутреннего рынка на промышленную продукцию производственного назначения падает, что определяет необходимость снижения объёмов производства и, как следствие, ведёт к ухудшению финансово-экономических показателей, сокращению рабочих мест. Увеличивается число фактов взаимных неплатежей поставщиков сырья и комплектующих, производителей и потребителей промышленной продукции, обостряя финансовое положение предприятий. Кредитование банками промышленных предприятий либо предлагается под крайне высокие (25-30%) процентные ставки, либо под различными предлогами не осуществляется вовсе. Инвестиционные проекты, предусматривающие обновление производственных фондов, ввод новых мощностей, по данным предприятий, заморожены.
2.3. Прогноз развития промышленного производства
и рынков промышленной продукции на 2009 - 2012 годы
Прогноз динамики промышленного производства основан на:
выполненном в докризисный период специалистами Минэкономразвития России и представленном в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, прогнозе среднегодового прироста валового внутреннего продукта (далее - "ВВП") на уровне 6,2-6,4% (за предшествующие 9 лет среднегодовой прирост ВВП составил 7%);
текущей макроэкономической ситуации в стране в условиях финансового кризиса и рецессии с прогнозируемым ростом ВВП на период до 2010 года около 4,0-4,5%;,
ожидаемых результатах реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года по инновационно-активному варианту развития промышленного производства и инерционному варианту, учитывающему масштабы и последствия финансового кризиса;
сценарных условиях социально-экономического развития Алтайского края на 2009 и на период до 2011 года, утверждённых распоряжением Администрации края от 21 июля 2008 года N 288-р;
собственных оценках, полученных в результате анализа рынков промышленной продукции и динамики промышленного производства по крупным и средним промышленным предприятиям.
Прогнозируемые темпы роста промышленной продукции в Алтайском крае и значения других индикаторов и показателей Программы представлены в приложении к настоящей Программе.
В начальный период реализации Программы (2009 - 2010 годы) предусматривается незначительное снижение инвестиционной активности предприятий и темпов роста промышленной продукции до уровня 105,5-106%.
В 2011 - 2012 годах планируется возврат к инновационно-активному сценарию развития со среднегодовым темпом роста 106,6% и продолжение реализации инновационных проектов предприятий.
К стратегическим направлениям развития промышленности на период 2009 - 2012 годов отнесено развитие следующих отраслей:
машиностроение (транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение);
фармацевтическая промышленность (предприятия по производству лекарственных средств и витаминной продукции);
переработка сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания;
производство кокса с использованием побочных продуктов производства;
производство химической продукции;
производство строительных материалов и конструкций;
добыча полезных ископаемых;
обработка древесины и производство изделий из дерева.
Указанные отрасли промышленности по результатам оценки исходного состояния промышленных предприятий и рынков их продукции, проведенной в рамках работы над настоящей Программой, отнесены к растущим и инвестиционно привлекательным.
2.4. Основные проблемы, препятствующие развитию промышленного
производства и требующие решения в первоочередном порядке
Проведённые анализ и оценка состояния промышленного производства позволили выявить основные проблемы, к которым относятся следующие:
низкие темпы модернизации и обновления производственного аппарата большинства промышленных предприятий в условиях обостряющейся конкуренции, что ведет к потере конкурентоспособности уже в среднесрочной перспективе;
продолжающийся структурный и финансовый кризис ряда промышленных предприятий, низкие финансово-экономические показатели и стагнация производственной деятельности которых снижают потенциал роста промышленности Алтайского края;
недостаточная инвестиционная и инновационная активность предприятий - объем долгосрочных инвестиций не обеспечивает необходимого уровня модернизации, обновления основных производственных фондов и выхода на рынки с конкурентоспособной продукцией;
использование производственных мощностей остается неудовлетворительным - 32% крупных и средних промышленных предприятий преимущественно машиностроения, химической и нефтехимической отраслей имеют коэффициент использования мощностей ниже 50%;
продолжающаяся тенденция к сокращению в общем объеме промышленного производства непродовольственных товаров потребительского спроса. Спрос населения края на эти и другие товары потребительского назначения удовлетворяется за счет растущего импорта и поставок из других регионов;
острая нехватка квалифицированных рабочих кадров, потеря привлекательности и престижности работы на промышленных предприятиях, что объясняется несовершенством применяемых механизмов мотивации, отсутствием адаптированной системы подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях и на самих предприятиях.
3. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является повышение конкурентоспособности промышленного производства на основе качественного обновления производственного аппарата, номенклатуры выпускаемой продукции, внедрения эффективных форм организации бизнеса.
Достижение поставленной цели требует выполнения в 2009 - 2012 годах следующих задач:
обеспечение темпа роста промышленного производства за период действия Программы до 127,1% за счет увеличения выпуска инновационной продукции до 10,2% в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, ускоренного обновления основных производственных фондов, создания новых рабочих мест;
развитие сельскохозяйственного машиностроения в Алтайском крае, что предусматривает увеличение выпуска сельскохозяйственной техники за период реализации Программы в 1,32 раза;
повышение социальной эффективности промышленного производства путем реализации мероприятий по подготовке и переподготовке профессиональных кадров, повышению уровня производительности труда в 1,23 раза и реальной заработной платы не менее чем в 1,5 раза;
формирование и развитие промышленных и агропромышленных кластеров (биофармацевтического, сельскохозяйственного машиностроения, пищевых и перерабатывающих производств), что предполагает доведение инновационной активности промышленных предприятий к 2012 году до уровня не менее 15%;
повышение уровня энергоэффективности и энергобезопасности региона, что предусматривает отношение суммарной располагаемой мощности электростанций региона к максимальной электрической нагрузке потребителей на его территории до 0,7.
Постановлением Администрации Алтайского края от 9 ноября 2009 г. N 467 в Раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Система программных мероприятий
Достижение запланированных значений целевых индикаторов Программы и выполнение поставленных задач обеспечивается системой программных мероприятий (приложение), реализация которых будет осуществляться с учётом развития макроэкономической ситуации в стране.
Машиностроительный комплекс
Для модернизации и технического перевооружения производства транспортных средств и оборудования, одного из приоритетных направлений развития промышленности Алтайского края, предусмотрены проекты, важнейшими из которых являются программы развития и модернизации ведущих машиностроительных предприятий - ОАО "Алтайвагон" и ОАО "Барнаульский вагоноремонтный завод". Планируется создание в г. Новоалтайске единственного в Сибири испытательного центра вагоностроения "Сибирь".
Расширение металлургического производства и производства готовых металлических изделий обеспечивается организацией на ОАО "Бийский котельный завод" производства котлов паропроизводительностью 50, 75, 100 т/ч и приобретением сварочного оборудования для механизированной сварки газоплотных панелей, а также реконструкцией литейного цеха; подготовкой производства и выпуском алюминиевых отливок для машиностроительных предприятий России и Республики Беларусь на ЗАО "Завод алюминиевого литья"; дальнейшим развитием Рубцовского филиала ОАО "Алтай-вагон"; модернизацией действующего производства и созданием высокоэффективных конкурентоспособных на мировом рынке топливоподающих систем на ООО УК "Алтайский завод прецизионных изделий".
В целях модернизации и расширения производства машин и оборудования предусмотрено расширение действующего и создание новых производств на ОАО "ПО Алтайский моторный завод"; на ЗАО "Барнаульский патронный завод" планируется модернизация производства для выпуска охотничьих патронов, а также создание нового испытательно-баллистического комплекса, что позволит повысить технический уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции. На ОАО "Барнаульский аппаратурно-механический завод" предусмотрено техническое перевооружение с заменой оборудования и производством новой продукции, на ЗАО "Алтайталь" - создание нового производства взрывобезопасных электрических талей.
Модернизация производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования будет обеспечена за счет технического перевооружения на ОАО "Славгородский завод радиоаппаратуры", ОАО "Барнаульский радиозавод", ОАО АПЗ "Ротор", реализации программы технического перевооружения ОАО "Алтайский трансформаторный завод" и др.
Для развития сельскохозяйственного машиностроения Программой предусматривается :
создание и продвижение на рынок 30 наименований новых образцов конкурентоспособной сельскохозяйственной техники; доведение объема их производства до 53% от общего объема продаж к 2012 году;
внесение в Правительство Российской Федерации предложения о продлении срока действия разработанного в соответствии с пунктом 2 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 9 марта 2006 года плана мероприятий по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения на период до 2012 года и включении в него дополнительных мероприятий: создание энергонасыщенного гусеничного трактора тягового класса 6,0 и агрегатируемого с ним комплекса посевной и почвообрабатывающей техники; разработка инвестиционных проектов по созданию (модернизации), производству и выводу на рынок комплекса посевной и почвообрабатывающей сельскохозяйственной техники, реализующей современные энергосберегающие технологии зонального земледелия; установление номенклатуры и объемов поставок по лизингу сельскохозяйственной техники, выпускаемой предприятиями Алтайского края и соответствующей требованиям покупателей для регионов России; при этом необходимо предусмотреть увеличение не менее чем на 25% объема закупаемой техники по лизингу от объема продаж предыдущего года;
разработка комплексной программы модернизации и технологического обновления производственного аппарата предприятий сельскохозяйственного машиностроения, в первую очередь, активной части основных производственных фондов; обновление к 2012 году основных производственных фондов на крупных и средних предприятиях на 50%;
увеличение к 2012 году объема производства и продаж сельскохозяйственной техники предприятиями Алтайского края в 1,32 раза по отношению к уровню 2008 года;
создание в г. Рубцовске Алтайской краевой ассоциации производителей и продавцов сельскохозяйственной техники с центром маркетинга и сбыта;
создание в г. Рубцовске регионального центра подготовки и переподготовки кадров для предприятий сельскохозяйственного машиностроения, оснащение его современным оборудованием и программным обеспечением. Подготовка и переподготовка кадров на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения общим объемом финансирования 41350 тыс. руб.
В целом по предприятиям машиностроительного комплекса запланированные мероприятия отвечают цели и задачам настоящей Программы, предусматривая меры по техническому перевооружению и технологическому обновлению предприятий, созданию и увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, снижению издержек и повышению показателей экономической эффективности.
Развитие приоритетных видов химического производства, производства резиновых и пластмассовых изделий предполагается за счет: увеличения производственной мощности и годового объема выпуска сульфата натрия до 690 тыс. тонн на ОАО "Кучуксульфат"; модернизации действующего производства путем замены оборудования, совершенствования технологий, внедрения автоматизированной системы управления технологическим процессом, а также освоения новых видов легковых и грузовых шин на ОАО ПО "Алтайский шинный комбинат"; дополнительного выпуска новых видов продукции на ООО "Барнаульский завод РТИ"; внедрения в производство разработанных на ООО "Бийский завод стеклопластиков" новых видов продукции и энергосберегающих технологий их изготовления.
ОАО "Барнаульский завод АТИ" планирует организацию производства и выпуск специальных тормозных колодок для стран Южной Азии, а также освоение новых видов фрикционных изделий и прокладочных материалов на основе безасбестовых технологий.
В настоящей Программе учтены проекты специализированного производства, выполняемые на ФГУП "ФНПЦ "Алтай" и ФКП "Бийский олеумный завод" с возмещением 80% затрат из федерального бюджета общим объемом финансирования 1833 млн. руб.
Производство кокса
На ОАО "Алтай-кокс" предусмотрено начало строительства коксовой батареи N 6 проектной мощностью 1140 тыс. т кокса в год, а также реконструкция бензольного и сульфатного отделений с переходом на более эффективную технологию очистки коксового газа.
Расширение производства фармацевтической продукции (лекарственных средств и биологически активных добавок) предусматривается за счет организации участка по производству аэрозольных препаратов и технического перевооружения производства инфузионных растворов, строительства завода и организации производства кормовых дрожжей и других белковых добавок, а также ввода в действие мощностей по комплексной переработке плодово-ягодных культур ЗАО "Алтайвитамины", расширения производства лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище ЗАО "Эвалар" и ОАО "Востоквит".
Учитывая высокую долю пищевой и перерабатывающей промышленности в объемах промышленного производства (около 30%), а также значимость этой отрасли Алтайского края для Российской Федерации в целом, Программой предусмотрено ее дальнейшее развитие путем реализации мероприятий по технологической модернизации действующих производств, освоению новых конкурентоспособных видов продукции и созданию новых видов производства.
В зерноперерабатывающей отрасли планируется строительство комбикормовых заводов на ОАО "Ключевский элеватор", ЗАО "Коротоякский элеватор", ЗАО "Табунский элеватор" совокупной мощностью 700 т в сутки; создание производства по глубокой комплексной переработке зерна на ОАО "ПАВА" с получением этанола, белковых продуктов, кормового белка, ферментолизата белка и кормовых дрожжей, крахмала, патоки, клейковины, препарата рибонуклеиновой кислоты для пищевой и фармацевтической промышленности; организация производства белково-минеральных витаминных добавок на ОАО "Мельник"; реконструкция действующих и строительство новых мельниц суточной производительностью 3000 т зерна пшеницы на ЗАО "Коротоякский элеватор", ЗАО "Табунский элеватор", Ребрихинском мелькомбинате (ОАО "ПАВА"); реконструкция действующих мельничных и комбикормовых производств, технологическое оснащение собственной сырьевой базы ОАО "Алейскзернопродукт".
В отрасли по производству мяса и мясопродуктов предусматривается строительство мясохладобоен и организация откормочных пунктов (ООО "Барнаульский мясоперерабатывающий завод", ООО "РИКИ", ООО "Брюкке"), техническое переоснащение на базе высокотехнологичного оборудования колбасного производства на ОАО "Овчинниковский мясокомбинат", техническое перевооружение ОАО "Рубцовский мясокомбинат".
Развитие производства молочных продуктов предполагается за счет реконструкции и технического перевооружения ООО "Алтайхолод", ЗАО "Барнаульский молочный комбинат", реконструкции цеха сушки молочной сыворотки и реализации программы развития сырьевой базы Рубцовского молочного завода (филиала ОАО "Вимм-Билль-Данн"), а также строительства завода по производству твердых сычужных сыров.
В масложировой отрасли предусмотрена модернизация завода с организацией производства рафинированного подсолнечного масла на ООО "Агро-сиб-Раздолье" и др.
В сахарной промышленности предусмотрено техническое перевооружение ООО "Сибирский сахар", а также комплекс работ по технологической модернизации и созданию собственной сырьевой базы ОАО "Черемновский сахарный завод".
В легкой промышленности (текстильное и швейное производство) запланировано техническое перевооружение текстильного производства на ЗАО БМК "Меланжист Алтая".
На предприятиях по обработке древесины и производству изделий из дерева, целлюлозно-бумажном производстве предусмотрены инвестиционные программы по глубокой безотходной переработке древесины: реконструкция картонно-делательной машины с целью повышения производительности и улучшения качества изготовления двухслойного картона, создание деревообрабатывающего производства мощностью 149 тыс. куб. м в год, техническое перевооружение процесса заготовки древесины на ЗАО "Алтайкровля", а также внедрение современной технологии переработки тонкомерной древесины, позволяющей увеличить ее выпуск до 40 тыс. куб. м в год, и завершение строительства завода по производству древесностружечных плит на ООО "Алтай-Форест".
Модернизация и расширение производства строительных материалов и конструкций будет осуществляться по следующим направлениям:
увеличение производственных мощностей по выпуску цемента на ОАО "Цемент" до 1,0 млн. т в год и организация производства золопортландцемента мощностью 40 тыс. т в год на ЗАО "БКЖБИ-2";
строительство второго в крае цементного завода мощностью 1,1 млн. т в год в Локтевском районе;
строительство кирпичного завода по производству керамического кирпича мощностью 30 млн. шт. кирпича в год на ОАО "Новоалтайский завод железобетонных изделий им. Иванова Г.С.";
модернизация технологического процесса и расширение действующего производства блоков из ячеистого бетона до уровня 72 тыс. куб. м в год на ЗАО "Завод ячеистого бетона";
строительство завода по выпуску товарного бетона и железобетонных изделий проектной мощностью 360 тыс. куб. м в год в г. Бийске;
расширение производства железобетонных изделий на заводе ЖБИ-100 СПП ОАО "СтройГаз";
создание производства каркасного домостроения мощностью 50 тыс. кв. м жилья в год на ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж";
освоение производства облицовочных стеновых панелей из вспененного поливинилхлорида на ЗАО "Полипластик".
Таким образом, в сфере обрабатывающей промышленности Программой предусмотрена реализация 23 мероприятий, объединяющих 122 инвестиционных проекта с общим объемом финансирования из краевого бюджета 1059,8 млн. руб.
Отраслью промышленности с высокими темпами роста и высокой инвестиционной привлекательностью в Алтайском крае является добыча полезных ископаемых. Ускорение разработки месторождений металлических руд будет обеспечено в 2009 - 2012 годах за счет вывода на проектную мощность 100 тыс. т в год Корбалихинского рудника, Зареченского рудника и Зареченской фабрики проектной мощностью 120 тыс. т, Рубцовского рудника и Рубцовской горно-обогатительной фабрики, а также освоения Белининского месторождения кобальт-никелевых руд и строительства горно-обогатительного комбината.
Увеличение добычи угля до 500 тыс. т в год планируется на Мунайском угольном месторождении с ростом продаж угля на 159 млн. руб. и созданием 130 новых рабочих мест.
В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды планируются следующие мероприятия, нацеленные на повышение уровня энергоэффективности и энергобезопасности Алтайского края:
разработка и реализация схемы развития Алтайской энергосистемы, предусматривающая построение перспективной схемы электроснабжения края с учетом стратегии развития края на долгосрочную перспективу, а также создание комплексной системы противоаварийной автоматики на территории Алтайского края;
модернизация систем теплоснабжения муниципальных образований края, предусматривающая проведение указанных работ в рамках реализации краевой целевой программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Алтайского края на 2007 - 2010 годы" управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;
модернизация систем топливоснабжения муниципальных образований края, внедрение альтернативных видов топлива, содержащая в себе меры по модернизации котельных установок для сжигания бурых углей Мунайского месторождения, оптимизацию схем поставки топлива в муниципальных образованиях, оценку возможности и эффективности создания и применения в Алтайском крае биогазовых установок, использующих отходы животноводства, ветроэнергетической установки (на территории Немецкого национального района);
реконструкция и модернизация основных фондов энергоснабжающих организаций (ОАО Западно-Сибирское предприятие магистральных электрических сетей, ОАО "Алтайэнерго", АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго", Барнаульские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и другие теплоснабжающие организации Барнаульского филиала ОАО "Кузбассэнерго");
проведение комплекса работ по повышению энергоэффективности промышленных предприятий края (17 предприятий), с общим объемом финансирования 79,7 млн. руб. за счет средств краевого бюджета, в том числе:
обновление электро- и энергетического оборудования на ОАО "Алтайвагон";
перевод котельной на газовое топливо на ОАО "Иткульский спиртзавод";
приобретение и установка турбогенератора на ОАО "Черемновский сахарный завод";
реконструкция энергетического производства с внедрением автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии на ОАО "Алтайские гербициды";
строительство газогенераторной электростанции мощностью 3 МВт на ЗАО БМК "Меланжист Алтая";
перевод котельной с жидкого топлива на природный газ на заводе ЖБИ-100 СПП ОАО "СтройГаз";
замена компрессоров на ОАО "Бийский котельный завод";
выполнение мероприятий по энергосбережению на ОАО "Мельник";
внедрение системы учета расхода энергоресурсов, перевод котельной на газ на ОАО "Лакт" и др.
В целом по данному виду деятельности предусмотрено финансирование мероприятий в объеме 79,7 млн. руб.
К числу мер, направленных на развитие инновационной составляющей экономики края, относится формирование промышленных кластеров, обеспечивающих конкурентоспособность и инновационное развитие наиболее динамичных и востребованных рынком предприятий фармацевтической и пищевой промышленности, а также значимых для экономики края предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Образование интегрированных промышленных комплексов (кластеров) является эффективным направлением промышленной политики Алтайского края, обеспечивающим поддержку создания и производства конкурентоспособной продукции, имеющей устойчивый рыночный спрос.
В настоящее время разработана концепция формирования Алтайского биофармацевтического кластера, структурное ядро которого составляют ФГУП "ФНПЦ "Алтай", ЗАО "Эвалар", ОАО "Востоквит" и ЗАО "Алтайвитамины". Предусмотрена разработка бизнес-проекта развития данного кластера на среднесрочную перспективу.
В г. Рубцовске ведется работа по организации кластера сельскохозяйственного машиностроения. Программа предусматривает создание ассоциации производителей и продавцов сельскохозяйственной техники с центром маркетинга и сбыта.
Механизмом реализации процесса организации интегрированных комплексов являются в настоящее время договоры о совместной деятельности предприятий и организаций-участников, заключенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Развитие промышленности Алтайского края по представленному варианту делает актуальной разработку и реализацию краевой целевой программы "Создание современной технологической базы экономики Алтайского края", отвечающей стратегическим целям и задачам её инновационного развития. Существующая федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы предусматривает смешанное (бюджетное и внебюджетное) финансирование создания новых материалов и технологий. Источниками внебюджетных средств являются как собственные средства исполнителей работ, так и привлеченные средства потенциальных покупателей. Выделение средств краевого бюджета на эти цели возможно по статье "Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов".
Выполнение задачи повышения социальной эффективности промышленного производства, реализация мероприятий по подготовке и переподготовке профессиональных кадров, повышение уровня производительности труда и заработной платы обеспечивается путем:
создания региональных центров подготовки кадров для промышленных предприятий в г. Рубцовске и г. Бийске, с финансированием их организации из муниципальных и краевого бюджетов;
выполнения мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров с привлечением для их финансирования собственных средств предприятий в объёме 184950 тыс. руб.;
формирования государственного заказа Алтайского края на подготовку специалистов учреждениями профессионального образования всех уровней в соответствии с краевой целевой программой "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края" на 2008 - 2012 годы, одобренной постановлением Администрации края от 8 октября 2008 года N 421;
разработки и внедрения мотивационных механизмов, способствующих повышению престижности труда на предприятиях промышленности, привлечению высококвалифицированных кадров и сокращению их текучести;
проведения краевого конкурса "Лучшее промышленное предприятие Алтайского края" и конкурса профессионального мастерства "Рабочий Алтая".
Необходимая для осуществления Программы государственная поддержка предприятий промышленности за счет средств краевого бюджета осуществляется на конкурсной основе путем субсидирования части банковской процентной ставки по привлекаемым инвестиционным кредитам, в том числе участникам лизинговой деятельности, выделения средств на лизинг оборудования, субсидирования налога на имущество и налога на прибыль, выделения средств на создание и обустройство для предприятий инфраструктуры, имеющей краевое значение.
Средства на указанные виды поддержки предусматриваются в краевом бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии с законами Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", "Об инновационной деятельности в Алтайском крае", "О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края", постановлением Администрации края "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае".
Привлечение средств федерального бюджета для выполнения программных мероприятий, помимо целевого финансирования инвестиционных проектов предприятий оборонно-промышленного комплекса, предполагается за счет участия промышленных предприятий в конкурсах по освоению средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Выделение средств федерального бюджета на выполнение мероприятий по развитию сельскохозяйственного машиностроения в Алтайском крае планируется при условии включения соответствующих инвестиционных проектов предприятий в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Объёмы и источники финансирования программных мероприятий по направлениям расходов
Общий объём финансирования Программы из краевого бюджета на период 2009 - 2012 годов составляет 1177524 тыс. руб., в том числе:
в 2009 году - 225236 тыс. руб.;
в 2010 году - 275324 тыс. руб.;
в 2011 году - 328370 тыс. руб.;
в 2012 году - 348594 тыс. руб.
Реализация мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета позволяет привлечь дополнительно:
средства федерального бюджета в объеме 2657281 тыс. руб.;
внебюджетные средства (собственные и заёмные средства предприятий) в объеме 71562027 тыс. руб.
Сводные финансовые затраты по направлениям расходов Программы представлены в таблице 3.
Расчёт необходимых объёмов финансирования за счёт средств краевого бюджета выполнен исходя из форм поддержки, указанных в программных мероприятиях. 59% этих средств (699354 тыс. руб. за 2009 - 2012 годы) составляет субсидирование банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым предприятиями для выполнения проектов, 17% (200000 тыс. руб.) - лизинг промышленного оборудования, 17% (198700 тыс. руб.) - субсидирование налога на имущество и налога на прибыль. Объёмы привлекаемых средств краевого бюджета для финансирования Программы ежегодно уточняются на основании закона Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Привлекаемые средства федерального бюджета складываются из средств на субсидирование банковской процентной ставки по банковским кредитам (по инвестиционным проектам в сфере агропромышленного комплекса) в объеме 771131 тыс. руб. (29%), средств на капитальные вложения в объеме 1846200 тыс. руб. (69%), средств на проведение НИОКР в размере 39950 тыс. руб. (2%).
Кадровое обеспечение
Обеспечение профессиональными кадрами требуемой квалификации для выполнения мероприятий, включённых в настоящую Программу, осуществляется за счет выполнения краевой целевой программы "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края" на 2008 - 2012 годы, одобренной постановлением Администрации края от 8 октября 2008 года N 421.
Таблица 3. Сводные финансовые затраты по направлениям ведомственной
целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском
крае" на 2009 - 2012 годы
N п/п |
Источники и направления расходов |
Финансовые затраты в ценах 2008 года, тыс. руб. |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Всего финансовых затрат из краевого бюджета |
1177524 |
225236 |
275324 |
328370 |
348594 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
1.1 |
НИОКР |
2000 |
2000 |
- |
- |
- |
1.2 |
Прочие расходы |
1175524 |
223236 |
275324 |
328370 |
348594 |
|
из них |
|
|
|
|
|
1.2.1 |
субсидии на возмещение затрат по уплате процентов |
699354 |
92330 |
165569 |
211455 |
230000 |
1.2.2 |
субсидии на возмещение затрат по уплате налогов промышленными предприятиями |
198700 |
21200 |
49300 |
63300 |
64900 |
1.2.3 |
средства для формирования Алтайского краевого лизингового фонда для технического перевооружения промышленного производства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства |
200000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
1.2.4 |
средства на создание и обустройство для предприятий инфраструктуры, имеющей краевое значение |
63400 |
56400 |
7000 |
- |
- |
1.2.5 |
прочее |
14070 |
3306 |
3455 |
3615 |
3694 |
6. Оценка эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность реализации Программы выражается в следующих показателях:
рост промышленного производства за период 2009 - 2012 годов в 1,27 раза за счёт прироста выпуска инновационной продукции (среднегодовой индекс промышленного производства составит 106,2%);
достижение к концу периода доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции собственного производства, равной 10,2%;
достижение уровня инновационной активности промышленных предприятий не менее 15%;
увеличение выпуска сельскохозяйственной техники за период реализации Программы в 1,32 раза;
обновление активной части основных производственных фондов в промышленности за период реализации Программы на 49%;
повышение уровня энергоэффективности и энергобезопасности региона, что предусматривает отношение суммарной располагаемой мощности электростанций региона к максимальной электрической нагрузке потребителей на его территории до 0,7.
Социальная эффективность реализации настоящей Программы выражается в создании 9534 новых рабочих мест, росте реальной средней заработной платы в 1,5 раза, а также подготовке и повышении квалификации персонала предприятий, для чего планируется привлечение собственных средств предприятий в объёме 184950 тыс. руб. Сокращение уровня безработицы и увеличение числа занятых на предприятиях промышленности предусмотрено в качестве конечной цели при организации региональных центров подготовки рабочих кадров в г. Бийске и г. Рубцовске.
Оценка эффективности реализации программных мероприятий осуществляется на основе значений индикаторов, которые определяются следующим образом:
основная часть целевых индикаторов Программы (объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности, индекс промышленного производства (в том числе в обрабатывающих производствах и по видам экономической деятельности), индекс производства продукции сельхозмашиностроения, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сфере промышленности, коэффициент обновления основных производственных фондов, коэффициент обновления основных производственных фондов на предприятиях сельхозмашиностроения и др.) определяется на основе показателей официальной статистики;
темп роста производительности труда в промышленном производстве рассчитывается ежегодно на основе сопоставления индексов объема продукции и затрат труда. В качестве индекса объема продукции принимается индекс промышленного производства, а затраты труда характеризуются численностью работников, занятых в промышленном производстве:
, где:
- темп роста производительности труда в промышленном производстве;
- индекс промышленного производства;
- темп роста численности работников, занятых в промышленном производстве;
темп роста реальной средней заработной платы в промышленности определяется путем деления индекса номинальной заработной платы в промышленности на индекс потребительских цен за один и тот же временной период;
доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции рассчитывается как удельный вес инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленных видов деятельности в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности;
уровень инновационной активности промышленных предприятий определяется как удельный вес промышленных предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных предприятий.
7. Система управления реализацией Программы
Субъектом бюджетного планирования Программы является управление Алтайского края по промышленности и энергетике.
Для реализации Программы и оказания организационно-методической и консультативной помощи для согласованного исполнения мероприятий Программы при управлении Алтайского края по промышленности и энергетике создается рабочая группа.
Отраслевые органы исполнительной власти Алтайского края ежегодно, до 1 августа, осуществляют сбор заявок от исполнителей Программы на реализацию инвестиционных проектов с участием краевого бюджета, с учетом приоритетных направлений развития края формируют реестр инвестиционных и инновационных проектов и направляют его для рассмотрения рабочей группой и в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Финансирование Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края по решению краевой инвестиционной комиссии и Наблюдательного совета Алтайского краевого лизингового фонда. По результатам конкурсного отбора утверждаются нормативные правовые акты Администрации края о выделении средств краевого бюджета.
Контроль за реализацией Программы выполняет управление Алтайского края по промышленности и энергетике, которое осуществляет свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Алтайского края, структурными подразделениями Администрации Алтайского края и органами местного самоуправления.
Для осуществления качественного и полноценного мониторинга реализации Программы управление Алтайского края по промышленности и энергетике ведет учет внебюджетных источников и средств федерального бюджета, привлекаемых для реализации программных мероприятий.
Управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края, управление Алтайского края по строительству и архитектуре ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчётным, направляют в управление Алтайского края по промышленности и энергетике отчёт о ходе выполнения мероприятий Программы согласно формам, утверждённым Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
Управление Алтайского края по промышленности и энергетике обобщает полученные данные и ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчётным, направляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края отчёт о ходе выполнения Программы согласно формам, утверждённым Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
К отчёту прилагается пояснительная записка, содержащая аналитическую информацию о реализации Программы с описанием возникающих проблем и предложений по их устранению, анализ эффективности использования бюджетных средств, а также информацию о привлеченных для реализации Программы средствах федерального бюджета и внебюджетных источников.
Финансирование Программы производится за счет средств краевого бюджета в порядке, установленном для его исполнения.
Правовые условия реализации Программы обеспечиваются законами Алтайского края "О промышленной политике", "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае".
Постановлением Администрации Алтайского края от 9 ноября 2009 г. N 467 в Приложение к настоящей Программе внесены изменения
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие промышленного производства
в Алтайском крае" на 2009 -2012 годы
Мероприятия
ведомственной целевой программы
"Развитие промышленного производства в Алтайском крае"
на 2009 - 2012 годы
9 ноября 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 19 декабря 2008 г. N 557 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 17 января 2009 г. N 10-11, Сборнике законодательства Алтайского края, декабрь 2008 г. N 152, ч.3, с.77
Постановлением Администрации Алтайского края от 23 ноября 2010 г. N 522 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 31 марта 2010 г. N 129
Постановление Администрации Алтайского края от 9 ноября 2009 г. N 467