Решение Приморского краевого суда от 9 июня 2020 г. по делу N 3а-120/2020
Приморский краевой суд в составе:
Председательствующего судьи Е.А. Медведевой,
при секретаре И.А. Тороповой,
с участием прокурора М.Ю. Кольцовой,
представителя административного истца А.В. Ушкань,
представителя административного ответчика Е.С. Хан,
представителей заинтересованных лиц Е.С. Хан, В.О. Карпенко, Н.В. Попова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация г. Владивостока, КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" об оспаривании в части нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края,
установил:
25 декабря 2019 года департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение N 1022-ри, утвердившее перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень объектов на 2020 год). Данное распоряжение размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В Перечень объектов на 2020 год под пунктом 7128 включен объект недвижимости, площадью 66 кв. м., с кадастровым номером N:1530, расположенный по адресу: край Приморский, <адрес>.
ООО "Владивостокский морской терминал", обращаясь в суд с административным иском о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействительным в части, указал, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N:1530, включение которого в соответствующий Перечень, влечёт за собой необходимость производить оплату налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из его кадастровой стоимости.
Между тем, объект недвижимости с кадастровым номером N:1530 не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости.
Мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости не проводились, в график обследования в 2018 и 2019 годах объект не включался, что подтверждается официальной страницей Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru), то есть процедура определения фактического использования объекта недвижимости не производилась.
Техническими документами в отношении спорного объекта недвижимости и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, не подтверждается нахождение в объекте недвижимости помещений, общей площадью более 20% от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:020034:98, на котором располагается объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:020034:1530, не предполагает размещение административно-деловых и торговых центров (комплексов), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Полагает, что административным ответчиком была нарушена процедура определения фактического использования объекта недвижимости, соответственно и процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, что влечет его недействительность.
Ссылаясь на положения статьи 378.2 НК РФ, постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - Постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па), разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", ООО "Владивостокский морской терминал" просило признать недействующим с 1 января 2020 года пункт 7128 Перечня объектов на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске и дополнительных письменных пояснениях и возражениях на отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица - Правительства Приморского края возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагала, что правовые основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют, поскольку действия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в Перечень, были законными и обоснованными.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Владивостока также возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает, что спорный объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимости имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, законно и обоснованно.
Представитель заинтересованного лица - КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск. Просил в удовлетворении требований административного истца отказать, ввиду отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица - министерства экономического развития Приморского края. О дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Министр министерства экономического развития Приморского края представил письменный отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении требований административного истца. Одновременно заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства экономического развития Приморского края.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па установлено, что департамент земельных и имущественных отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Владивостокский морской терминал" является собственником объекта недвижимости - нежилое помещение, площадью 66 кв. м. с кадастровым номером N: 1530, расположенного по адресу: край Приморский, <адрес>.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 1022-ри от 25 декабря 2019 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В Перечень объектов на 2020 год под пунктом 7128 включен объект недвижимости, с кадастровым номером 25:28:020034:1530, расположенный по адресу: край Приморский, <адрес>, принадлежащий ООО "Владивостокский морской терминал" на праве собственности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, с соблюдением требований к их форме, порядку принятия и к введению их в действие.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до 25 декабря 2018 года) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 НК РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу статьи 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Правительством Приморского края.
Принадлежащий ООО "Владивостокский морской терминал" объект недвижимости - нежилое помещение, площадью 66 кв. м. с кадастровым номером 25:28:020034:1530, расположенный по адресу: край Приморский, <адрес>, имеет наименование: нежилое помещение. Данные о виде разрешённого использования спорного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, расположено в <адрес> в <адрес>, находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:020034:98, площадью 1150 +/- 11,87 кв. м., имеющего вид разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации здания пожарного депо".
Из пояснений представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края следует, что объект недвижимости - нежилое помещение, площадью 66 кв. м. с кадастровым номером 25:28:020034:1530, расположенный по адресу: край Приморский, <адрес> (кадастровый номер N:278), включен в оспариваемый Перечень на основании информации, поступившей из департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, а также сведений из Единого государственного реестра недвижимости, из которых следует, что спорный объект недвижимости расположен в здании, имеющее наименование - административное, что, по мнению административного ответчика, является самостоятельным и достаточным основанием для включения спорного объекта в названный Перечень.
С данной позицией ответчика суд согласиться не может, поскольку само по себе наименование здания - административное, в котором расположено нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, безусловно, не свидетельствует о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N: 1530 является офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и (или) объектом бытового обслуживания.
Наименование здания как административное с нежилым помещением, принадлежащим административному истцу, назначение которого не определено, не могло служить достаточным основанием для его отнесения к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, до принятия Перечня объектов на 2020 год департамент земельных и имущественных отношений Приморского края должен был выяснить фактическое использование объекта недвижимости, с кадастровым номером N: 1530, что не было сделано. Данное обстоятельство не оспаривалось как представителем административного ответчика, так и представителями заинтересованных лиц. Доказательств обратного в материалы дела не содержат.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N: 1530 уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц об отсутствии необходимости уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень, суд признает несостоятельными, поскольку они противоречат положениям, предусмотренным пунктами 3.1 - 3.4 Порядка).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 7128 Перечня объектов на 2020 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация г. Владивостока, КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" об оспаривании в части нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края - удовлетворить.
Пункт 7128 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета" - официальное издание органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
Е.А. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 9 июня 2020 г. по делу N 3а-120/2020
Текст решения опубликован не был