Письмо Минфина России от 30 июля 2020 г. N 02-06-10/67173
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо и сообщает.
По вопросу 1 необходимо отметить следующее.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, а также формы бюджетной отчетности установлены Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н).
Согласно пункту 166 Инструкции N 191н в Сведениях (ф. 0503168) информация представляется раздельно по имуществу, составляющему казну публично-правового образования, и по иному имуществу.
По указанному принципу раскрывается информация в Сведениях (ф. 0503168) в части движения материальных ценностей на забалансовых счетах - обособленно в отчете отражается имущество казны, учтенное на забалансовых счетах, и иное имущество, учтенное на забалансовых счетах.
К имуществу государственной (муниципальной) казны согласно статьям 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации относится государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями, учреждениями.
Учет имущества государственной (муниципальной) казны на соответствующих аналитических счетах бюджетного учета согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), ведет орган, осуществляющий полномочия и функции собственника в отношении имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну Российской Федерации.
Соответственно, указанным уполномоченным органом подлежит раскрытию в бюджетной отчетности информация о данных объектах учета (имущество казны), в том числе при формировании показателей раздела 2 "Нефинансовые активы, составляющие имущество казны" и раздела 3.1 "Движение материальных ценностей имущества казны на забалансовых счетах" Сведений (ф. 0503168).
По вопросу 2 необходимо отметить следующее.
Раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о положениях учетной политики субъекта учета (о применяемых способах ведения бухгалтерского учета, составе и содержании документов учетной политики) осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 20 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. N 274н).
Согласно пункту 152 Инструкции N 191н Пояснительная записка (ф. 0503160) состоит из 5 разделов, каждый из которых включает сведения и иную информацию, дополняющую отчетность об исполнении бюджета.
Таблица 4 "Сведения об особенностях ведения бюджетного учета", являющаяся составной частью раздела 5 Пояснительной записки (ф. 0503160) (далее - Таблица N 4), характеризует использованные в отчетном периоде особенности отражения в бюджетном учете операций с активами и обязательствами бюджетного учреждения в части установленного нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, права самостоятельного определения таких особенностей и отраслевых особенностей бюджетного учета, разработанных соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утвержденных в установленном порядке.
При этом отражение информации о положениях учетной политики субъекта учета в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) (дополнительно к информации, представленной в Таблице N 4), по мнению Департамента, допустимо.
По вопросу 3 необходимо отметить следующее.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок N 209н).
Согласно пункту 7 Порядка N 209н к поступлениям, перечислениям текущего характера относятся субвенции, консолидированные субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, гранты в форме субсидий юридическим лицам, субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление расходов как некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах") средства на реализацию полномочий по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций и зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 года N 241-П "О предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мер социальной поддержки по обеспечению жильем" (далее - Порядок, постановление Правительства Республики Карелия).
Учитывая изложенное и положения Порядка N 209н, доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате предоставления субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных ФЗ "О ветеранах", и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации текущего характера, а также возврат предоставленных межбюджетных трансфертов, в том числе неиспользованных, следует отражать по подстатье 151 "Поступления текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).
Вместе с тем согласно пункту 3 Порядка расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляются в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с положениями Порядка N 209н расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляемые в денежной форме путем предоставления субсидии гражданам, следует отражать по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ.
По вопросу 4 необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции N 157н, бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации в рублях, если иное не предусмотрено для субъектов учета, постоянно осуществляющих свою деятельность вне территории Российской Федерации. При этом стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.
Единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации определен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2018 N 122н (далее - СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют").
Результат сделки по покупке валюты (конвертации) порождает возникновение валютного монетарного актива, подлежащего для целей отражения в бюджетном учете согласно порядку СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют" пересчету в валюту Российской Федерации (по курсу пересчета).
При этом финансовый результат, возникающий из-за отклонения курса покупки от курса пересчета (потери от операции по конвертации валюты), в бюджетном учете следует отражать по аналогии с курсовыми разницами по подстатье 171 "Курсовые разницы" КОСГУ.
Соответствующие положения Порядка N 209н, будут уточнены при разработке очередных изменений, вносимых в указанный порядок.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как в бюджетной отчетности отражаются:
- информация об имуществе казны;
- информация о положениях учетной политики субъекта учета;
- доходы от предоставления субвенции на обеспечение жильем ветеранов;
- предоставление субсидий на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Письмо Минфина России от 30 июля 2020 г. N 02-06-10/67173
Текст письма опубликован не был