Приказ Федеральной антимонопольной службы от 6 августа 2020 г. N 722/20
"Об отсутствии оснований для отмены приказов Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2017 N 55/4 ((в редакции приказа от 05.12.2019 N 51/46) "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712) потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов", от 18.12.2017 N 55/5 (в редакции приказа от 20.12.2019 N 56/104) "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712), осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов"
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявление Москвичева Д.В. (далее - Заявитель) (исх. от 22.05.2020 N 05-16/3315, вх. от 22.05.2020 N 91621-ЭП/20) об отмене приказов Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - орган регулирования) от 18.12.2017 N 55/4 (в редакции приказа от 05.12.2019 N 51/46) "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712) потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов" (далее - приказ N 55/4), от 18.12.2017 N 55/5 (в редакции приказа от 20.12.2019 N 56/104) "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712), осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов" (далее - приказ N 55/5), установила следующее.
По мнению Заявителя, приказ N 55/4 и приказ N 55/5 были приняты органом регулирования с превышением полномочий и противоречат действующему законодательству по следующим основаниям:
- при установлении тарифов на горячее водоснабжение в отношении ООО "ТеплоСнаб" на 2020 год не соблюден принцип равенства компонента на тепловую энергию установленному тарифу на тепловую энергию;
- размер тарифов на тепловую энергию и горячую воду, установленный в отношении ООО "ТеплоСнаб" на 2020 год, превышает средние рыночные показатели в сфере водоснабжения и теплоснабжения по городскому округу город Воронеж.
В отношении указанных доводов ФАС России сообщает следующее:
1. Несоблюдение принципа равенства компонента на тепловую энергию установленному тарифу на тепловую энергию, при установлении тарифов на горячее водоснабжение в отношении ООО "ТеплоСнаб" на 2020 год.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075, Правила N 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
Установление тарифов в сфере водоснабжения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Правилами установления регулируемых тарифов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406, Правила N 406), Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями N 1746-Э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных, вод) за последние 3 года.
На основании пункта 88 Основ ценообразования N 406 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать решение об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории субъекта Российской Федерации.
Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Согласно пункту 92 Основ ценообразования N 406 значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э на основании следующих составляющих:
а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);
г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды, - в случае если такие расходы не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
В составе двухкомпонентных тарифов на горячую воду для ООО "ТеплоСнаб" на 2020 год, установленных приказом N 55/5 (с изменениями от 20.12.2019 N 56/104), определен компонент на тепловую энергию в размере:
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 2321,69 руб./Гкал;
- с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 2330,94 руб./Гкал.
Тарифы на тепловую энергию для ООО "ТеплоСнаб" на 2020 год установлены приказом N 55/4 (с изменениями от 05.12.2019 N 51/46) и составляют:
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 2321,69 руб./Гкал;
- с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 2330,94 руб./Гкал.
Таким образом, доводы Заявителя по вопросу несоблюдения правила равенства компонента на тепловую энергию установленному тарифу на тепловую энергию при установлении тарифов на горячее водоснабжение для ООО "ТеплоСнаб" на 2020 год не соответствуют действительности.
2. Превышение средних рыночных значений на горячую воду и тепловую энергию на территории городского округа город Воронеж при установлении тарифов на горячее водоснабжение и теплоснабжение в отношении ООО "ТеплоСнаб" на 2020 год.
Пунктом 3 Основ ценообразования N 1075 предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования N 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. Таким образом, регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере водоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых ей для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования N 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями N 760-э.
При установлении тарифов в сфере теплоснабжения учитываются экономически обоснованные затраты на производство и передачу тепловой энергии, в том числе:
- определенные в соответствии с нормативно-правовыми актами нормативные потери тепловой энергии, удельные нормы расхода ресурсов и материалов, необходимых для выработки тепловой энергии,
- стоимость топлива,
- размер заработной платы основных производственных и цеховых рабочих с учетом Отраслевого тарифного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
- другие затраты, обязательные для осуществления технологического процесса производства и передачи тепловой энергии, включаемые в себестоимость.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Расчет тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регулирования при утверждении тарифов на тепловую энергию, горячую воду проводит экспертизу экономической обоснованности представленных регулируемыми организациями предложений и учитывает их региональные и технологические особенности осуществления деятельности.
Кроме того, размер тарифа в сфере теплоснабжения, водоснабжения обусловлен, в том числе, объемами реализации коммунальной услуги. Как правило, чем больше объем реализации, тем ниже тариф за счет распределения условно-постоянных расходов регулируемой организации между большим количеством потребителей, и наоборот.
Таким образом, установление тарифов на тепловую энергию, горячую воду на одном уровне для разных теплоснабжающих, водоснабжающих организаций, осуществляющих свою деятельность в разных системах теплоснабжения, водоснабжения, противоречит требованиям действующего законодательства в сфере тарифного регулирования.
ФАС России дополнительно сообщает, что согласно постановлению Правительства Воронежской области от 09.12.2019 N 1194 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Воронежской области на 2020 год" предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по городскому округу город Воронеж составляет 7%. Исходя из анализа тарифов на горячую воду, тепловую энергию, представленного органом регулирования, установленного для ООО "ТеплоСнаб" на 2020 год, рост размера указанных тарифов на 2020 год не превышает предельного индекса - 7%.
Иных доказательств, свидетельствующих о превышении органом регулирования полномочий или о нарушениях действующего законодательства Российской Федерации при принятии оспариваемых решений, Заявителем в адрес ФАС России не представлено.
В связи с вышеизложенным, основания для отмены приказов Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2017 N 55/4 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712) потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов", от 18.12.2017 N 55/5 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712), осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов" отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. В удовлетворении требований Москвичева Д.В., указанных в заявлении (исх. от 22.05.2020 N 05-16/3315, вх. от 22.05.2020 N 91621-ЭП/20) об отмене приказов Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2017 N 55/4 (в редакции приказа от 05.12.2019 N 51/46) "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712) потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов", от 18.12.2017 N 55/5 (в редакции приказа от 20.12.2019 N 56/104) "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712), осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
А.Ю. Цариковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 6 августа 2020 г. N 722/20 "Об отсутствии оснований для отмены приказов Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2017 N 55/4 ((в редакции приказа от 05.12.2019 N 51/46) "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712) потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов", от 18.12.2017 N 55/5 (в редакции приказа от 20.12.2019 N 56/104) "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО "ТеплоСнаб" (ИНН 3662237712), осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2018-2020 годов"
Текст приказа опубликован не был