План мероприятий ("дорожная карта") по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2020, 2021
(утв. Банком России 8 июня 2020 г.)
Цель создания
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, признает, что инвалидность является результатом такого взаимодействия, которое происходит между людьми, имеющими нарушения здоровья, и отношенческими, а также средовыми барьерами и которое препятствует полному и эффективному участию этих людей в жизни общества наравне с другими.
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2020, 2021 годы (далее - Дорожная карта) разработан в целях продолжения работы, которая велась в рамках завершенного Плана мероприятий ("дорожной карты") повышения доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2017-2019 годы, утвержденного 5 июля 2017 года (N ПМ-01-59/31). Мероприятия Дорожной карты направлены на повышение доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения (далее совместно - ЛСИ и МГН) 1, которые при взаимодействии с финансовыми организациями могут испытывать трудности при получении ими финансовых услуг. В Дорожной карте особое внимание уделяется повышению доступности дистанционных каналов обслуживания для ЛСИ и МГН и повышению доступности финансовых услуг для людей с ментальными нарушениями, а также иных категорий ЛСИ и МГН, испытывающих затруднения при представлении своих интересов.
Основная цель мероприятий, приведенных в Дорожной карте, - обеспечить эволюционное изменение среды предоставления финансовых услуг, чтобы в итоге устранить различия в финансовой доступности для разных категорий граждан и обеспечить решение проблем, возникающих у ЛСИ и МГН при получении финансовых услуг. Одновременно необходимо усилить внимание к вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, а также устранить барьеры, препятствующие получению ЛСИ и МГН финансовых услуг наравне с другими гражданами, с акцентом на отношенческие барьеры, преодоление которых, в свою очередь, повлияет на устранение средовых барьеров. Необходимо объяснить, обучить, а при необходимости потребовать (с использованием законодательных, нормативных и надзорных возможностей) от финансовых организаций и их руководителей обеспечения равных возможностей для ЛСИ и МГН по доступу к финансовым услугам, аналогичному доступу людей без инвалидности и ограничений по здоровью.
Все мероприятия, перечисленные в Дорожной карте, предназначены для выявления, анализа и устранения барьеров, возникающих при получении ЛСИ и МГН финансовых услуг.
Используемые сокращения
ВОИ |
Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов" |
Дистанционные каналы обслуживания |
Комплекс средств и среды передачи данных, посредством которого осуществляются дистанционное взаимодействие и удаленная аутентификация получателя финансовой услуги |
ЕБС |
Единая биометрическая система |
РГ |
Рабочая группа Банка России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения |
Субъекты МСП |
Субъекты малого и среднего предпринимательства |
ФГИС ФРИ |
Федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов" |
Финансовые организации |
Кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерные инвестиционные фонды, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды, бюро кредитных историй, операторы инвестиционных платформ |
Дорожная карта
N п/п |
Основные мероприятия |
Ответственный |
Срок |
Результат 2 |
1 |
Содействие в разработке и пилотной реализации сервиса предоставления финансовых услуг пожилым людям и людям с ментальными нарушениями при участии близких родственников или знакомых в офисах кредитных организаций и посредством дистанционных каналов обслуживания через ограниченный доступ к информации об операциях на основании согласия клиента (далее - Сервис) |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
До конца 2020 года |
Отчет на заседании РГ |
1.1 |
Направление в кредитные организации рекомендаций по внедрению и применению Сервиса (при условии его успешного пилотирования) |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России |
II квартал 2021 года - в случае успешного завершения мероприятия, предусмотренного пунктом 1 Дорожной карты |
Информационное письмо Банка России |
2 |
Оценка особенностей применения действующего законодательства в сфере финансовых рынков и защиты прав потребителей финансовых услуг в части обеспечения доступности услуг финансовых организаций для людей с ментальными нарушениями, а также иных категорий ЛСИ и МГН, испытывающих затруднения в представлении своих интересов. Выявление специфических проблем, возникающих у пожилого населения при получении финансовых услуг с учетом сенсорных и когнитивных возрастных особенностей. Рассмотрение вопроса о целесообразности корректировки нормативных правовых актов по итогам проведенного анализа действующего законодательства, в том числе для повышения защищенности указанных категорий потребителей финансовых услуг |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
I квартал 2021 года |
Отчет на заседании РГ |
3 |
Создание глоссария финансовых терминов, доступного для восприятия различными категориями ЛСИ и МГН, в том числе людьми с ментальными нарушениями и пожилыми людьми (формат "Легкий для чтения" (Easy Read). Размещение глоссария финансовых терминов на соответствующих информационно-просветительских и (или) образовательных ресурсах с целью дальнейшего использования и распространения общественными и финансовыми организациями среди ЛСИ и МГН |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
I квартал 2021 года |
Доклад о реализации в РГ |
3.1 |
Дополнение глоссария финансовых терминов информацией на жестовом языке |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
II квартал 2021 года |
Доклад о реализации в РГ |
4 |
Адаптация обучающих материалов по финансовой грамотности в формате, доступном для восприятия людьми с ментальными нарушениями. Разработка новых материалов, содержащих рекомендации непосредственно для людей с ментальными нарушениями (дополняющих существующие материалы). Размещение указанных материалов на соответствующих информационнопросветительских и (или) образовательных ресурсах |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
II квартал 2021 года |
Доклад об этапах реализации в РГ |
4.1 |
Разработка и апробация методических рекомендаций по преподаванию основ финансовой грамотности и образовательных программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности ЛСИ и МГН, испытывающих затруднения в представлении своих интересов, с акцентом на людей с ментальными нарушениями, с целью повышения уровня защищенности указанных групп населения при совершении финансовых операций и формирования у них финансово грамотного поведения |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
До конца 2021 года |
Доклад о реализации в РГ |
5 |
Адаптация обучающих материалов по финансовой грамотности в формат обучающих видеоматериалов, доступных для восприятия людьми с нарушениями слуха (сурдоперевод или субтитры) |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
До конца 2021 года |
Доклад об этапах реализации в РГ |
6 |
Адаптация типовых форм паспорта продукта (услуги) (ключевых информационных документов) по основным видам банковских услуг для ознакомления и использования людьми, испытывающими затруднения в восприятии и (или) понимании финансовых документов |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
До конца 2020 года - подготовка проекта минимум 1 документа |
Формы документов, согласованные участниками РГ |
7 |
Обеспечение составления ренкинга российских банков с точки зрения оценки доступности различных каналов обслуживания для людей с инвалидностью |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России |
II квартал 2021 года |
Доклад о реализации в РГ |
8 |
Проведение двух этапов исследования финансовой доступности для людей с инвалидностью в 2020 году и 2021 году. Публикация на официальном сайте Банка России обзоров по итогам каждого этапа исследования |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России |
I квартал 2021 года - публикация результатов, полученных в 2020 году I квартал 2022 года - публикация результатов, полученных в 2021 году |
Доклад о реализации в РГ |
9 |
Направление рекомендаций в кредитные организации по доработке мобильных банковских приложений и иных дистанционных каналов обслуживания с учетом обновленного национального стандарта ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ". Указанные рекомендации также должны содержать положения по обеспечению возможности для клиента банка, в том числе из числа ЛСИ и МГН, использующего мобильное банковское приложение или иные дистанционные каналы обслуживания, в случае недостаточной скорости доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" перейти на "легкую" версию (или в специальный режим работы мобильного приложения или сайта, предназначенный для низких скоростей доступа), способную надежно обеспечить для потребителей получение ограниченного объема наиболее востребованных финансовых услуг посредством дистанционного доступа к счету |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России |
До конца 2020 года |
Информационное письмо Банка России |
10 |
Внедрение механизма получения людьми с инвалидностью определенного состава сведений из ФГИС ФРИ с целью передачи в электронном виде в финансовые организации (на основании информированного согласия людей с инвалидностью) |
Минтруд России (по согласованию), Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию), заинтересованные участники РГ |
До конца 2020 года |
Нормативные документы, порядки, регламенты |
11 |
Разработка механизмов поддержки самозанятых и предпринимателей с инвалидностью, а также субъектов МСП, использующих труд людей с инвалидностью. Реализация пилотных проектов с заинтересованными кредитными организациями в части специальных предложений для предпринимателей с инвалидностью |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
До конца 2020 года - запуск минимум 1 пилотного проекта |
Доклад о реализации в РГ |
11.1 |
Распространение лучших практик, выявленных в ходе реализации пилотных проектов, среди кредитных организаций |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России |
До конца 2021 года - по итогам исполнения пункта 11 |
Письма в банковские ассоциации и объединения |
12 |
Проработка технологических и юридических аспектов использования специальных аналогов собственноручной подписи при совершении ЛСИ и МГН, испытывающими затруднения с проставлением собственноручной подписи, при заключении сделок и совершении иных юридически значимых действий в процессе взаимодействия с финансовыми организациями |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию), Минтруд России (по согласованию), вой (по согласованию), заинтересованные участники РГ |
До конца 2020 года |
Отчет на заседании РГ с предложениями по дальнейшим мероприятиям Предложения по изменению нормативной правовой базы (в случае выявления необходимости внесения изменений в законодательство) |
13 |
Внедрение дополнительных биометрических модальностей для удаленной идентификации и аутентификации ЛСИ и МГН, испытывающих затруднения с использованием принятых модальностей (голос и изображение лица) в ЕБС. Определение дальнейших мероприятий по итогам внедрения |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию), Минтруд России (по согласованию), заинтересованные участники РГ |
II квартал 2021 года |
Отчет на заседании РГ с предложениями по дальнейшим мероприятиям |
14 |
Выявление и устранение ограничений, препятствующих оказанию финансовых услуг, сбору биометрических данных и регистрации клиента в ЕБС работником кредитной организации по месту жительства клиента из числа ЛСИ и МГН |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию), Минтруд России (по согласованию), заинтересованные участники РГ |
До конца 2020 года |
Отчет на заседании РГ |
15 |
Выявление барьеров, возникающих при использовании финансовых инструментов людьми с ментальными нарушениями. Разработка предложений с целью устранения выявленных проблем. Подготовка рекомендаций по методам обслуживания и коммуникации работников финансовых организаций с данной категорией потребителей с учетом проведенной аналитической работы |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ |
III квартал 2020 года |
Отчет на заседании РГ |
16 |
Ежегодное проведение обследований по соблюдению кредитными организациями рекомендаций Банка России по формированию инклюзивной среды для ЛСИ и МГН (в течение срока действия Дорожной карты) |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России |
Ежегодно до конца 2021 года |
Отчет на заседании РГ |
17 |
Выявление ограничений, препятствующих получению людьми с инвалидностью страховых услуг на условиях, аналогичных условиям при получении их людьми без инвалидности. В отношении ограничений, признанных дискриминирующими, - разработка и реализация мероприятий по устранению данных ограничений при получении людьми с инвалидностью страховых услуг |
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию), заинтересованные участники РГ, Всероссийский союз страховщиков (по согласованию) |
До конца 2021 года |
Доклад о реализации в РГ |
Согласован на заседании Рабочей группы Банка России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (протокол от" 29 " января 2020 года):
Руководитель Рабочей группы, |
М.В. Мамута |
Согласовано
Министр труда и социальной защиты |
А.О. Котяков |
(письмо Минтруда России от 25 мая 2020 года
исх. N 13-0/10/В-3957)
------------------------------
1 Под ЛСИ и МГН в целях Дорожной карты понимаются лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности; люди, испытывающие затруднения при самостоятельном общении, получении услуг и необходимой информации; люди с ограниченными способностями или возможностями по самостоятельному передвижению, ориентированию в пространстве, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-поводырей, а также пожилое население (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет).
2 Организация (орган), указанная (указанный) первой (первым) в списках исполнителей (графа "Ответственный") по каждому пункту Дорожной карты, является ответственной (ответственным) за подготовку и согласование соответствующего документа в графе "Результат" с остальными соисполнителями в рамках каждого пункта Дорожной карты.
------------------------------
Председатель Банка России |
Э.С. Набиуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен план мероприятий по повышению доступности услуг финансовых организаций для граждан с инвалидностью, пожилых людей и маломобильных групп населения на 2020-2021 гг. План в т. ч. предусматривает:
- внедрение механизма получения людьми с инвалидностью определенного состава сведений из ФГИС ФРИ с целью передачи в электронном виде в финансовые организации;
- разработку механизмов поддержки самозанятых и предпринимателей с инвалидностью, а также субъектов МСП, использующих труд людей с инвалидностью;
- внедрение дополнительных биометрических модальностей для удаленной идентификации и аутентификации граждан, испытывающих затруднения с использованием принятых модальностей в ЕБС.
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2020, 2021 годы /(утв. Банком России 8 июня 2020 г.)
Текст плана опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие
См. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2022 - 2024 годы (утв. Банком России от 12 января 2023 г. N ПМ-01-59/2)