В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", протоколом заседания при Главе Кабардино-Балкарской Республики по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей от 23.12.2019 N 1 местная администрация Майского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Программные мероприятия по обеспечению защиты прав потребителей на территории Майского муниципального района на 2021 - 2025 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Отделу экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации Майского муниципального района - ответственному исполнителю обеспечить выполнение Программных мероприятий.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Майские новости" и разместить на официальном сайте муниципального образования Майский муниципальный район Кабардино-Балкарской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Временно исполняющий обязанности главы местной администрации Майского муниципального района |
Н.Ф. Ожогина |
Утверждены
местной администрации
Майского муниципального района
от 17.08.2020 г. N 382
Программные мероприятия
по обеспечению защиты прав потребителей на территории Майского муниципального района на 2021 - 2025 годы
1. Содержание проблемы и необходимость разработки Программных мероприятий
Программные мероприятия по обеспечению защиты прав потребителей на территории Майского муниципального района на 2021 - 2025 годы (далее - Программные мероприятия) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Программные мероприятия представляют собой комплекс целевых ориентиров, направленных на создание условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке.
Основными причинами, порождающими нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Майского муниципального образования необходим переход на новый уровень защиты прав потребителей, в том числе путем применения мер, направленных на консолидацию усилий органов местного самоуправления.
Приоритетным направлением Программных мероприятий является проведение активной разъяснительной работы с населением, которая позволит повысить уровень потребительской грамотности и обеспечить реализацию системы самозащиты потребителями своих прав. В целях снижения правонарушений на потребительском рынке и разрешения претензий потребителей в досудебном порядке эффективной является деятельность, направленная на обучение представителей хозяйствующих субъектов.
Программные мероприятия позволят повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей, а также соблюдение их конституционных прав и свобод.
Основные цели и задачи Программных мероприятий неразрывно связаны с основными стратегическими направлениями развития страны, которые заключаются в повышении благосостояния людей и улучшении качества жизни и, как следствие, повышении продолжительности жизни населения.
В современных условиях для поддержки потребителей необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем. Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новшеств на современном потребительском рынке товаров и услуг, оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявления пробелов в нем, и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Реализация Программных мероприятий позволит повысить социальную защищенность граждан, проживающих на территории Майского муниципального района, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей.
Одним из важных приоритетов в определении направлений деятельности по предупреждению нарушений на потребительском рынке является работа с обращениями граждан, которая позволяет выявить и систематизировать наиболее неблагоприятные сферы деятельности с высоким уровнем нарушений законодательства о защите прав потребителей. Структура обращений граждан со значительной степенью точности отражает состояние потребительского рынка.
В период с 2017 по 2019 годы в местную администрацию Майского муниципального района поступило - 1003 обращений граждан, в том числе 763 - письменных, по вопросам оказания услуг ненадлежащего качества. Структура поступивших обращений:
год |
Всего обращений, ед. |
из них: |
|
письменных |
устных |
||
2017 |
282 |
197 |
85 |
2018 |
364 |
285 |
79 |
2019 |
357 |
281 |
76 |
Ответственным исполнителем (далее - исполнитель) Программных мероприятий является отдел экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации Майского муниципального района.
Исполнитель Программных мероприятий в пределах своей компетенции:
обеспечивает наиболее эффективные формы и методы организации мероприятий;
проводит мониторинг результатов реализации мероприятий; вносит предложения по их корректировке.
В целях обеспечения решения конкретных задач Программных мероприятий исполнитель осуществляет:
рассмотрение обращений граждан и их консультирование по вопросам защиты прав потребителей;
предоставление консультационной поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам обеспечения защиты прав потребителей;
организацию и проведение семинаров, круглых столов с участием представителей малого и среднего предпринимательства и населения Майского муниципального района;
организацию и проведение просветительских мероприятий среди учащихся всех типов учебных заведений общего и профессионального образования об основах потребительских знаний;
публикацию в средствах массовой информации информационно-справочных материалов по вопросам защиты прав потребителей в сфере потребительского рынка и услуг;
размещение информации для потребителей на официальном сайте муниципального образования Майский муниципальный район Кабардино-Балкарской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Цель, задачи осуществления программных мероприятий
Целью Программных мероприятий является создание на территории Майского муниципального района условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решение комплекса задач, основными из которых являются:
формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей;
содействие повышению правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей;
предотвращение поступления на потребительский рынок товаров и услуг ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья и окружающей среды, фальсифицированных товаров, оказания некачественных услуг населению;
обеспечение защиты населения от недоброкачественных товаров, работ, услуг.
3. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия приведены в приложении 1 к Программным мероприятиям.
4. Критерии выполнения программных мероприятий
Для оценки непосредственных результатов Программных мероприятий определены следующие целевые показатели (индикаторы):
1. Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей (человек).
2. Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности (единиц).
3. Количество потребителей, хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей (человек).
4. Доля претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке (в процентах от общего количества претензий, помощь в составлении которых оказана исполнителем).
Показатели 1, 2 и 3 характеризуют повышение уровня доступности информации для потребителей о правах потребителей и механизмах их защиты.
Показатель 4 характеризует уровень правовой грамотности потребителей и хозяйствующих субъектов, формирование системы добросовестного бизнеса.
Сведения о целевых показателях и их значениях по годам реализации Программных мероприятий представлены в приложении 2 к Программным мероприятиям.
5. Оценка социально-экономической эффективности программных мероприятий
Основными ожидаемыми результатами реализации Программных мероприятий будут:
повышение правовой грамотности населения за счет увеличения мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
повышение уровня доступности защиты нарушенных прав потребителей;
приобретение определенных навыков поведения субъектами предпринимательской деятельности, способствующих увеличению количества добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами, исполнителями услуг.
6. Управление и контроль за исполнением программных мероприятий
6.1. Текущее управление и контроль за ходом реализации Программных мероприятий осуществляются заместителем главы местной администрации Майского муниципального района по экономике и финансам посредством анализа и обобщения отчетных материалов.
6.2. Отчетные материалы по выполнению Программных мероприятий предоставляются исполнителем программы заместителю главы местной администрации Майского муниципального района по экономике и финансам.
Подготовку отчета о реализации Программных мероприятий осуществляет исполнитель в следующие сроки:
за первое полугодие - не позднее 1 августа отчетного года;
по итогам года - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
Оценка показателей общей эффективности Программных мероприятий и непосредственных результатов будет проводиться по результатам отчетного года.
7. Ресурсное обеспечение программных мероприятий
Реализация Программных мероприятий не требует дополнительного финансирования из средств местного бюджета.
Приложение 1
по обеспечению защиты прав
потребителей на территории
Майского муниципального района
на 2021 - 2025 годы
Перечень
программных мероприятий
N |
Содержание мероприятия |
Цель мероприятия |
Исполнители, участники программы |
Срок исполнения, годы |
1. Повышение уровня защиты прав потребителей | ||||
1.1 |
Совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей |
Достижение максимальной эффективности при реализации полномочий в сфере защиты прав потребителей |
Отдел экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации |
2021 - 2025 |
1.2 |
Содействие контролирующим органам в решении вопросов по защите прав потребителей |
Повышение качества и безопасности товаров (работ и услуг) на потребительском рынке Майского муниципального района |
Отдел экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации |
2021 - 2025 |
1.3 |
Проведение мониторинга практики применения требований законодательства защиты прав потребителей и смежных с ним отраслей права |
Оценка эффективности воздействия законодательства, выявление проблемных вопросов, возможность принятия действенных решений по сокращению правонарушений |
Отдел экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации |
2021 - 2025 |
2. Правовое просвещение и информирование потребителей, субъектов предпринимательства по вопросам защиты прав потребителей и смежных с ним отраслей права | ||||
2.1 |
Информирование населения через средства массовой информации и на сайте муниципального образования о некачественных и |
Оперативное принятие мер, направленных на предупреждение и недопущение нарушений потребительских прав |
Отдел экономического развития и поддержки предпринимательства местной |
2021 - 2025 |
|
опасных товарах, и услугах в случае поступления их на потребительский рынок |
|
администрации |
|
2.2 |
Информирование граждан через средства массовой информации и на сайте муниципального образования о типичных нарушениях прав потребителей о результатах мероприятий по соблюдению требований действующего законодательства РФ |
Информирование широкого круга граждан о потребительских правах и способах их восстановления в случае нарушений |
Отдел экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации |
2021 - 2025 |
2.3 |
Информирование потребителей о комплексном состоянии потребительского рынка |
Повышение уровня правового образования, информированности потребителей об изменениях в реформируемых секторах потребительского рынка |
Отдел экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации |
2021 - 2025 |
2.4 |
Проведение просветительских мероприятий об основах потребительских прав среди учащихся всех типов учебных заведений общего и профессионального образования |
Обучение основам законодательства о защите прав потребителей, учащихся всех типов учебных заведений общего и профессионального образования |
Отдел экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию) |
2021 - 2025 |
2.5 |
Организация и |
Повышение правового |
Отдел |
2021 - 2025 |
|
проведение семинаров, совещаний для хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка и услуг по вопросам обеспечения защиты прав потребителей |
образования субъектов предпринимательства, единого и правильного применения потребительского законодательства и смежных с ним отраслей права |
экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию) |
|
3. Выявление, пресечение и предупреждение правонарушений в сфере защиты прав потребителей | ||||
3.1 |
Рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав |
Повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей |
Отдел экономического развития и поддержки предпринимательства местной администрации совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию) |
2021 - 2025 |
Приложение 2
по обеспечению защиты прав
потребителей на территории
Майского муниципального района
на 2021 - 2025 годы
Целевые показатели
реализации программных мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей на территории Майского муниципального района на 2021 - 2025 годы
N |
Наименование целевого показателя |
Ед. измерения |
Значения целевых показателей реализация программных мероприятий по годам (прогноз) |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||
Формирование навыков рационального правового поведения участников потребительских отношений | |||||||
1 |
Количество консультаций в сфере защиты прав потребите лей |
(чел) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности |
ед. |
2 |
3 |
5 |
8 |
9 |
3 |
Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов) принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей |
чел. |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
4 |
Доля претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке (в процентах от общего количества претензий, помощь в составлении которых оказана исполнителем) |
% |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 2020 г. N 382 "Об утверждении Программных мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей на территории Майского муниципального района на 2021 - 2025 годы"
Текст постановления опубликован на официальном сайте местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (www.mayadmin-kbr.ru)