Письмо Ассоциации российских банков от 27 июля 2020 г. N А-01/1Ск-322
Правительство РФ предпринимает активные действия для снижения влияния пандемии коронавируса на бизнес и деловую активность.
Одним из используемых Правительством РФ инструментов поддержки бизнеса является предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по выданным бизнесу кредитам.
В общих чертах порядок предоставления субсидий банкам следующий:
1. Банк выдает кредит по льготной ставке предпринимателю, удовлетворяющему определенным требованиям, сформулированным Правительством РФ.
2. Профильное министерство проводит проверку на соответствие выданного кредита предъявляемым требованиям (по получателю, по целевому назначению и проч.).
3. На основе результатов проверки принимается решение о выделении субсидии.
4. Субсидия перечисляется банку по мере уплаты заемщиком процентов по кредиту по льготной ставке с задержкой около 2 месяцев.
В данном порядке важным является отсутствие финансового риска, принимаемого бюджетом на банк. Средства федерального бюджета перечисляются банку не авансом, а по результатам выданного банком льготного кредита, подтверждения его целевого использования и уплаты заемщиком льготной кредитной ставки. Кроме того, заложен двойной контроль за целевым использованием субсидии и выданного кредита: на уровне банка и на уровне профильного министерства.
Но в этом случае неоправданным является ограничение банков по рейтингу для участия в программах предоставления льготных кредитов бизнесу и получению субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных банками доходов по выданным льготным кредитам.
В Приложении перечислены Постановления Правительства РФ, которые необоснованно ограничивают круг банков - участников программы льготного кредитования бизнеса. Результатом чего является:
- снижение доступности льготных кредитов для бизнеса;
- искусственное (не рыночное) стимулирование перетока клиентов между банками;
- дальнейшее снижение уровня конкуренции между банками при том, что конкурентная среда в банковской отрасли характеризуется Центральным Банком как "олигополия с конкурентным окружением".
В связи с отсутствием финансового риска, принимаемого бюджетом на банки, для повышения доступности льготных кредитов для бизнеса и для роста рыночной конкуренции Ассоциация российских банков предлагает исключить требование наличия рейтинга для банков, участвующих в программах льготного кредитования, и получения субсидий из федерального бюджета российскими кредитными организациями на возмещение недополученных ими доходов но кредитам.
Прошу дать поручение:
- о проработке нашего предложения;
- о проведении совещания с участием профильных министерств и Ассоциации российских банков и ведущих общественных организаций по его обсуждению;
- о внесении соответствующих изменений в Постановления Правительства РФ, перечисленные в Приложении.
Приложение: на 1 л.
Президент АРБ, |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 27 июля 2020 г. N А-01/1Ск-322
Текст письма опубликован не был