Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Барнаула
от 08.02.2010 г. N 459
Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования г. Барнаула на 2010-2012 годы"
11 августа, 14 декабря 2010 г., 15 февраля 2011 г.
Постановлением Администрации города Барнаула от 14 декабря 2010 г. N 3817 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая Программа "Развитие образования г. Барнаула на 2010-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Бюджетный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Приоритетный национальный проект "Образование"; Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"; - Закон Алтайского края от 03.12.2004 N 54-ЗС "Об образовании в Алтайском крае"; - Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края; решение Барнаульской городской Думы от 01.02.2008 N 696 "Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы" |
Заказчик Программы |
Комитет по образованию города Барнаула |
Разработчик Программы |
Комитет по образованию города Барнаула |
Номер и дата учета Программы в комитете по экономике и инвестициям города Барнаула |
N 8-дцп (дата учета соответствует дате подписания постановления администрации города об утверждении Программы) |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы:
создание системы образования города, соответствующей современным требованиям, в интересах удовлетворения потребностей граждан в доступном и качественном образовании.
Задачи Программы:
- повышение качества образовательных услуг в соответствии с требованиями и запросами потребителей образовательных услуг; - сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, приобщение к ценностям здорового образа жизни; - обеспечение гарантий доступности дошкольного образования; развитие системы замещающего семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - организация профессиональной переподготовки работников образования; обеспечение безопасности образовательного пространства, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений |
| |
Срок реализации Программы |
2010-2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования составляет 509088,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2010 году (III-IV кв.) - 197292,7 тыс. рублей; в 2011 году - 144604,8 тыс. рублей; 2012 году - 167190,5 тыс. рублей; Источники финансирования: средства бюджета города - 496760,7 тыс. рублей внебюджетные источники - 12327,3 тыс. рублей. В 2010 году финансирование мероприятий Программы осуществляется, начиная с III квартала, после внесения соответствующих изменений в ведомственную структуру расходов бюджета города, утвержденную решением Барнаульской городской Думы от 27.11.2009 N 201 "О бюджете города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Объемы и направления финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей доходной части бюджета города. Финансирование Программы является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы к концу 2012 года предполагается: - создание 1755 дополнительных мест в ДОУ; увеличение охвата детей дошкольного возраста всеми формами дошкольного образования с 75,5% до 76,7%; увеличение доли лиц, сдавших единый государственный экзамен, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене, с 77,2% до 83,0%; - увеличение доли учащихся, получающих горячее питание, в общем числе учащихся общеобразовательных школ с 93% до 94%; - увеличение средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях: городских поселений - на 1,6%, - сельской местности - на 1,9%; увеличение числа компьютеров в общеобразовательных учреждениях на сто учащихся на 0,3 единицы; - увеличение доли детей, занимающихся в системе учреждений дополнительного образования, с 68,3% до 68,6%; - увеличение количества детей, переданных на воспитание в семьи граждан, с 65,5% до 68%; увеличение доли педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, с 48,2% до 48,5%; обеспечение безопасности образовательного пространства во всех учреждениях образования, своевременного прохождения медицинского осмотра работниками образовательных учреждений |
Контроль за ходом выполнения Программы |
Контроль за исполнением Программы возлагается на заместителя главы администрации по социальной политике Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях коллегии администрации города не реже одного раза в год |
II. Анализ развития системы образования города Барнаула
Реализация основных направлений государственной политики в области образования способствовала улучшению качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями образования города Барнаула.
В течение двух лет в городе действуют два масштабных проекта, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса: комплексный проект модернизации образования и проект модернизации школьного питания. Их реализация позволила привлечь из федерального и краевого бюджетов 389,0 млн. рублей.
Главной целью, определяющей характер задач и направлений деятельности системы образования города Барнаула, является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание разносторонней творческой личности, готовой к самостоятельной жизни.
Постановлением Администрации города Барнаула от 14 декабря 2010 г. N 3817 в подраздел 2.1 раздела II настоящего приложения внесены изменения
2.1. Дошкольное образование
Система дошкольного образования города включает 161 образовательное учреждение, в том числе муниципальные - 154, негосударственные - 5, ведомственные - 2, в которых воспитываются более 26 тысяч детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Все учреждения аттестованы, прошли государственную аккредитацию, имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Центрами развития ребенка являются 40 детских садов.
Функционируют 99 групп для детей с ограниченными возможностями здоровья, где ежегодно получают своевременную коррекцию нарушений в развитии 1200 детей.
Бесплатное лечение и полноценное питание обеспечено детям с туберкулезной интоксикацией. Для них созданы 46 групп.
В городе имеется опыт введения новых организационно-правовых форм собственности, созданы три муниципальных автономных и два частных дошкольных образовательных учреждения.
Количество оборудованных дополнительных мест в системе дошкольного образования превысило плановый индикатор на 110% и составило 3220 мест (план - 1535 мест), в том числе за счет открытия 65 групп на 1505 мест в функционирующих дошкольных учреждениях; за счет реконструкции 8 зданий под детские сады общей численностью 1455 мест; за счет введения в эксплуатацию детского сада - новостройки на 260 мест (ДОУ N 253).
Количество детей дошкольного возраста в учреждениях образования увеличилось на 2839 человек (план - 2055 человек).
Показатель охвата детей дошкольного возраста всеми формами дошкольного образования увеличился с 2007 года на 3,4% и составил в 2009 году 75,5% (по Алтайскому краю - 58,9%), что соответствует индикативному показателю.
Дальнейшее развитие получила практика оказания муниципальных услуг семьям, имеющим детей, не охваченных системой дошкольного образования. На базе дошкольных образовательных учреждений созданы и функционируют 28 консультативных пунктов, их услугами ежегодно пользуются более 300 семей.
Расширяется спектр дополнительных образовательных услуг, оказываемых дошкольными учреждениями образования. Детские сады города предоставляют 295 дополнительных услуг, из них 164 - на платной основе.
Переход дошкольных образовательных учреждений с января 2009 года на новую систему оплаты труда позволил увеличить заработную плату в среднем на 30% и решить кадровую проблему.
В течение двух последних лет все педагогические работники детских садов, нуждающиеся в повышении квалификации, прошли курсовую переподготовку (в 2007 году - 389 человек, в 2008 году - 454 человека).
Вместе с тем, спрос на услуги дошкольных образовательных учреждений превышает предложение. В реестре очередников на получение места в детском саду находится около 5 тыс. родителей, имеющих детей в возрасте от 2 до 6 лет. Переуплотнение списочного состава детей в группах составляет 22% от нормативной численности.
Сложившаяся ситуация негативно сказывается на психологическом, эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии детей, а также вызывает социальную напряженность среди населения города, имеющего детей дошкольного возраста.
Значительная часть детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, имеет отклонения в состоянии здоровья и требует целенаправленной работы по его сохранению.
Необходима дальнейшая работа по созданию безопасных условий в учреждениях дошкольного образования.
Не исчерпаны резервы по оказанию дополнительных услуг, расширению сети групп кратковременного пребывания на базе всех типов образовательных учреждений. Только 40 дошкольных учреждений оказывают дополнительные образовательные услуги сверх программ, заявленных в лицензии.
Реализация планируемых программных мероприятий позволит ввести в эксплуатацию дополнительно 1755 мест, увеличить до 76,7% охват детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования, в том числе детей от 3 до 7 лет - до 84,1%, от 5 до 7 лет - до 97,3%.
Постановлением Администрации города Барнаула от 14 декабря 2010 г. N 3817 в подраздел 2.2 раздела II настоящего приложения внесены изменения
2.2. Общее образование
За последние два года сокращено количество школ со 104 (2007 год) до 100 (2009 год).
В городе функционируют 12 лицеев, 13 гимназий, 6 школ с углубленным изучением отдельных предметов, кадетская школа, 2 вечерние (сменные) школы, 5 муниципальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 6 негосударственных общеобразовательных учреждений.
Наметилась тенденция увеличения численности обучающихся на первой (1-4 классы) и второй (5-9 классы) ступенях обучения.
Численность обучающихся в общеобразовательных школах
Количество учащихся, чел. |
Учебный год |
|
2008/2009 |
2009/2010 |
|
Всего, в том числе на: |
52441 |
52890 |
I ступени |
20904 |
22122 |
II ступени |
23063 |
24848 |
По итогам 2008/2009 учебного года 3200 выпускников девятых и 4464 выпускника одиннадцатых классов получили аттестаты, 302 выпускника награждены золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении" (в 2007/2008 учебном году - 384).
По сравнению с 2007 годом качество знаний обучающихся выросло на 2,9% и составило 48,5%, успеваемость соответствует уровню 2007 года - 99,8%.
Из тринадцати предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ, средний балл по восьми предметам выше краевого показателя.
Для построения эффективных моделей сетевого взаимодействия определены 20 базовых школ, идет формирование школьных округов.
Реализация приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации образования позволила значительно улучшить материально-техническую базу учреждений образования.
Обеспеченность компьютерной техникой общеобразовательных учреждений достигла соотношения 1 компьютер на 23 учащихся (в 2007 году - 1 компьютер на 29 обучающихся).
Увеличилось число школ, использующих информационно-коммуникационные технологии (в 2007 году - 49, 2009 году - 94).
В рамках организации единой информационно-образовательной среды во всех школах реализуется проект "Сетевой город. Образование".
Повышается роль школьных библиотек как информационных центров, обеспечивающих возможность выбора учебной, методической литературы, информации на электронных носителях.
Вместе с тем, в реализации общего образования имеется ряд проблем.
По итогам 2008/2009 учебного года 77 человек аттестованы на "2" (2007/2008 - 76 человек). На повторный год обучения оставлены 39 человек (2007/2008 - 36 человек), из них 18 учащихся 2-4 классов.
По сравнению с 2008 годом снижен средний балл ЕГЭ по русскому языку, географии, биологии, химии, физике, истории, обществознанию.
Недостаточен уровень обеспеченности общеобразовательных учреждений современной компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием. В 29% школ показатель количества учащихся на 1 компьютер ниже городского, не все кабинеты учителей-предметников оснащены компьютерами.
Усилилась тенденция морального старения компьютерной техники, 40,7% компьютеров перестали удовлетворять современным требованиям.
Общеобразовательные учреждения недостаточно оснащены обучающими программами, прикладным программным обеспечением.
С целью создания условий для использования информационных технологий в библиотечной деятельности необходим перевод школьных библиотек в центры развития информационной культуры участников образовательного процесса.
В ходе реализации Программы планируется повышение качества знаний обучающихся по завершению начальной школы до 65,8%, основной школы - до 57,8%, увеличение доли лиц, сдавших единый государственный экзамен, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в экзамене, до 83,0%, доведение средней наполняемости классов в городских поселениях до 24,7 человек, в сельской местности до 15,8 человек, улучшение качества обслуживания читателей через модернизацию школьных библиотек, создание информационных центров на базе 35% школьных библиотек.
2.3. Воспитание и дополнительное образование
Дополнительное образование детей решает задачи социальной адаптации, профессионального самоопределения, занятости детей и подростков во внеурочное время, профилактики подростковой безнадзорности и преступности.
Система дополнительного образования детей в городе включает 32 учреждения дополнительного образования, свыше тысячи творческих объединений в общеобразовательных школах и способствует обеспечению внеурочной занятости 93,7% детей и подростков.
Сохранен контингент обучающихся по каждому уровню и направлениям программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования. С 2007 года количество учащихся, занятых в данных учреждениях, увеличилось на 3,1% и составило 68,3% в 2009 году, что соответствует плановому показателю.
Услугами дополнительного образования охвачено 86% несовершеннолетних, находящихся в сложной жизненной ситуации. Это позволило в 2009 году уменьшить долю преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в общем числе зарегистрированных преступлений, до 2,7%. Значительная роль в профилактике правонарушений и преступлений отведена инспекторам УВД, закрепленным за 35 школами города.
По сравнению с 2007 годом количество учащихся, участвующих в работе детских и подростковых общественных организаций, увеличилось на 8% и составила 81%.
Растет число детей, регулярно занимающихся спортом (2007 год - 16,7%, 2009 год - 18,7%), участников военно-спортивных соревнований (2007 год - 16%, 2009 - 20%), школьников, занятых туристко#-краеведческой работой (2007 год - 7,1%, 2009 год - 12%). Сохранена сеть школьных музейных объединений и военно-спортивных клубов.
Вместе с тем, возможности учреждений дополнительного образования не позволяют в полной мере удовлетворять потребности населения в дополнительном образовании.
Не во всех школах созданы детские общественные организации.
Отсутствует система поддержки талантливых детей для участия в международных, республиканских, региональных конкурсах, состязаниях.
Выполнение программных мероприятий позволит сохранить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет (93,8%) и увеличить их внеурочную занятость в учреждениях дополнительного образования до 68,6%.
2.4. Обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разъяснительная работа среди населения, привлечение средств массовой информации способствовали формированию положительного отношения горожан к замещающим семьям. Число граждан, учтенных в органах опеки и попечительства в качестве кандидатов в замещающие родители, увеличилось до 160 человек (2007 год - 21 человек).
С 2007 года на воспитание в семьи передано 629 несовершеннолетних.
В замещающих семьях проживают 1368 детей. По сравнению с 2007 годом число детей, проживающих в приемных семьях, увеличилось с 9 до 31 человека. Численность воспитанников детских домов сократилась на 28,2%. На 1 сентября 2009 года в учреждениях общественного воспитания проживает 331 воспитанник.
Вместе с тем, число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, не сокращается. Ежегодно выявляется более 500 таких детей (за 2007 год - 523 ребенка, 2008 - 545 детей). Не уменьшается число социальных сирот.
Для развития механизма мониторинга и контроля пребывания детей в замещающих семьях необходимо развитие службы психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей и внедрение технологий постинтернатного сопровождения таких семей.
Мероприятия Программы обеспечат снижение численности детей в учреждениях общественного воспитания, стабилизацию роста числа социальных сирот в городе и совершенствование работы по созданию института замещающих семей.
2.5. Кадровое обеспечение учреждений образования
В учреждениях образования города трудятся 8750 педагогических работников, в том числе 3655 учителей общеобразовательных школ.
Совершенствуется мастерство барнаульских педагогов. Квалификационные категории имеют 93,4% педагогов (2007 год - 92,4%), из них высшую - 48,2% (2007 год - 44,6%), что выше планового показателя на 5,8%.
Барнаульские школы и педагоги активно участвуют в конкурсах приоритетного национального проекта "Образование". За четыре года действия проекта 51 школа (58,6% от общего числа) приняла участие в конкурсе общеобразовательных школ, активно внедряющих инновационные общеобразовательные программы, из них 30 - стали победителями.
В конкурсе лучших учителей в рамках ПНПО стали победителями 179 педагогов, что составляет 64% от учителей-победителей городов края.
Ежегодно 10 педагогических работников получают денежное поощрение главы города в размере 30,0 тыс. рублей за победу в конкурсе на лучшего работника социальной сферы.
Муниципальной награды "Почетный учитель г. Барнаула" удостоены 5 учителей.
Государственные и отраслевые награды имеют 33,9% барнаульских педагогов, почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" присвоено 109 работникам образования, значком "Отличник народного просвещения" награждены 613 педагогов, знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации" - 482 человека.
Высшее образование имеют 89,9% учителей общеобразовательных школ.
Вместе с тем, доля педагогических и руководящих работников пенсионного возраста, работающих в школах, составляет 17,1%, что значительно выше городского показателя (12,9%).
Основными проблемами, требующими решения в сфере кадровой политики, являются: совершенствование системы повышения квалификации, организация профессиональной переподготовки работников образования, аттестация педагогических и руководящих работников системы образования на основе современных требований к качеству и результативности труда, сформированных в рамках перехода на новую систему оплаты труда, привлечение в сферу образования молодых специалистов.
Реализация Программы будет способствовать своевременному ежегодному повышению квалификации и профессиональной переподготовке не менее 20% педагогов, аттестации 93% педагогических и руководящих работников.
2.6. Безопасность и функционирование учреждений образования
В ходе реализации Программы особое внимание уделялось созданию безопасных условий обучения и воспитания детей. Во всех 294 муниципальных образовательных учреждениях установлена автоматическая пожарная сигнализация (2007 год - 80 ед.), в 289 - кнопки тревожной сигнализации (2007 год - 185 ед.).
С целью обеспечения условий труда работников, снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости упорядочено прохождение и финансирование медицинского осмотра педагогов образовательных учреждений, аттестации рабочих мест.
Большая часть зданий и сооружений образовательных учреждений нуждается в капитальном ремонте.
Дальнейшая эксплуатация установленного технологического оборудования, поддержка зданий в технически исправном состоянии, инженерных коммуникаций, восстановления ограждений территорий учреждений, периодичность проведения медицинских осмотров и аттестации рабочих мест требует постоянного финансирования.
III. Основная цель и задачи программы
Целью Программы является создание системы образования города, соответствующей современным требованиям, в интересах удовлетворения потребностей граждан в доступном и качественном образовании. Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:
- обеспечение гарантий доступности дошкольного образования;
- укрепление здоровья детей, приобщение к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение качества дошкольного образования, соответствующего запросам горожан;
- обеспечение качества и доступности образовательных услуг;
- развитие сети общеобразовательных учреждений города;
- оснащение образовательных учреждений средствами информатизации;
- поддержка и развитие библиотек общеобразовательных учреждений;
- увеличение охвата детей и подростков внеурочной занятостью;
- развитие системы замещающего семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
организация профессиональной переподготовки работников образования;
- аттестация педагогических и руководящих работников системы образования на основе современных требований к качеству и результативности труда;
- обеспечение безопасности образовательного пространства.
Постановлением Администрации города Барнаула от 14 декабря 2010 г. N 3817 раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции
IV. Динамика целевых индикаторов оценки эффективности
реализации целевой программы города
Постановлением Администрации города Барнаула от 15 февраля 2011 г. N 433 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Перечень основных программных мероприятий
Постановлением Администрации города Барнаула от 14 декабря 2010 г. N 3817 раздел VI настоящего приложения изложен в новой редакции
VI. Сводные финансовые затраты по направлениям
долгосрочной целевой программы города
Источники и направления расходов |
Финансовые затраты в ценах 2009 года (тыс.руб.) |
Примечание |
||||
Всего 2010-2012 гг план |
2009 г факт |
2010 г план (3-4 кв.) |
2011 г план |
2012 г план |
||
Всего финансовых затрат |
509088,0 |
122058,2 |
197292,7 |
144604,8 |
167190,5 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
из городского бюджета |
496760,7 |
117123,1 |
195143,6 |
139505,7 |
162111,4 |
|
из краевого бюджета |
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета |
|
|
|
|
|
|
из внебюджетных источников |
12327,3 |
4935,1 |
2149,1 |
5099,1 |
5079,1 |
|
Капитальные вложения |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
из городского бюджета |
|
|
|
|
|
|
из краевого бюджета |
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета |
|
|
|
|
|
|
из внебюджетных источников |
|
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
509088,0 |
122058,2 |
197292,7 |
144604,8 |
167190,5 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
из городского бюджета |
496760,7 |
117123,1 |
195143,6 |
139505,7 |
162111,4 |
|
из краевого бюджета |
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета |
|
|
|
|
|
|
из внебюджетных источников |
12327,3 |
4935,1 |
2149,1 |
5099,1 |
5079,1 |
|
VII. Система управления реализацией программы
Организация исполнения программных мероприятий осуществляется комитетом по образованию города.
Комитет по образованию города определяет формы и методы управления реализацией Программы, координирует действия исполнителей Программы, несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению.
Исполнители Программы в установленном порядке обеспечивают представление информации о ходе ее реализации и несут ответственность за целевое использование выделенных средств бюджета города Барнаула.
Отчеты о выполнении мероприятий Программы предоставляются комитетом по образованию города до 25 июля и до 1 февраля: в комитет по экономике и инвестициям отчет об эффективности реализации Программы в соответствии с утвержденным порядком оценки программ; в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике отчет о плановом и фактическом выделении средств из бюджета города на финансирование Программы.
Не реже одного раза в год информация о ходе выполнения Программы заслушивается на заседаниях коллегии администрации города.
Используемые сокращения
АКИПКРО - Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования;
АКНД - Алтайский краевой наркологический диспансер;
АКЦПБ со СПИДом - Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;
АПС - автоматическая пожарная сигнализация;
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение;
ЕГЭ - единый государственный экзамен;
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;
МДОУ - муниципальное дошкольное образовательное учреждение;
ПНПО - приоритетный национальный проект "Образование";
РУФСКН РФ по Алт. кр. - Региональное Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Алтайскому краю;
СМИ - средства массовой информации;
УВД - управление внутренних дел;
УДО - учреждение дополнительного образования.
Заместитель главы администрации, |
П.Д.Фризен |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Барнаула от 9 февраля 2010 г. N 476 "Об утверждении долгосрочной целевой Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.