Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 17 июня 2020 г. по делу N 2а-6245/2019, 33а-4322/2020 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Рудых Г.М. при секретаре Курановой А.С., с участием прокурора Тапилина В.А., а также представителя административного истца ИП Фоминой Т.А. - Кичеровой О.В., представителя административных ответчиков администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района Волгограда - Коновалова В.А., представителя заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Тузова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 декабря 2019 года в городе Волгограде административное дело по иску ИП Фоминой Татьяны Александровны к администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района Волгограда о признании недействующим графическую часть постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", возложении обязанности,
установил:
Административный истец ИП Фомина Т.А. обратилась в суд с названными требованиями, которые мотивировала тем, что Постановлением администрации Волгограда от 15.08.2019 N 949 внесены изменения в Постановление администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы": строки 409, 410 изложены в новой редакции, в которой изменен адрес нестационарных торговых объектов с номерами 1.1172 и 1.1173: вместо "микрорайон 325" указан адрес "ул. Северный городок, 1".
Постановлением администрации Волгограда N 1233 от 03.09.2018 года внесены изменения в Постановление администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы". Постановление N 132 дополнено строками о размещении нестационарных торговых объектов (далее по тексту НТО): - 409 номер объекта 1.1172 Микрорайон 325 Павильон Продовольственные и непродовольственные товары площадью 88 кв. м.; - 410 номер объекта 1.1173 Микрорайон 325 Павильон Продовольственные и непродовольственные товары площадью 55 кв. м.
Указала, что возведенные НТО расположены на благоустройстве, выполненном за счет ее средств как предпринимателя при реализации проекта реконструкция рынка "Северный" по пр. Металлургов, угол ул. Еременко в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, были выполнены работы по асфальтированию, озеленению, в связи с чем, принятие указанного нормативного акта, напрямую затрагивает ее интересы как предпринимателя, ведущего деятельность на территории, в границах которого расположены НТО.
Считает графическую часть Постановления администрации Волгограда в части размещения нестационарных торговых объектов под номерами 1.1172, 1.1173 противоречащей Приказу комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД и подлежащей изменению. Графическая и текстовая часть Постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 в части включения в схему указанных выше НТО, противоречат (не соответствуют) друг другу. В графической части схемы место расположения НТО отлично от места расположения указанного в текстовой части Постановления. Графическая часть схемы разрабатывается в виде копии инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с обозначением на ней мест расположения нестационарных торговых объектов. В соответствии с постановлением администрации Волгограда N 949 от 15.08.2019 года местом расположения НТО является ул. Северный городок 1. Согласно экспертному заключению 29/2019-ЗЭ фактически НТО расположены в Краснооктябрьском районе г. Волгограда между зданиями по пр. Металлургов, 50А, 48А, 52А и ул. им. Маршала Еременко, 11А, 11Б, из чего следует, что спорные НТО не попадают в границы микрорайона 325. Нестационарные торговые объекты расположены за пределами адресного ориентира улица Северный городок 1. Так же эксперт пришел к выводам о том, что фактически НТО расположены на границе микрорайона 324 и проезжей части дороги проходящей по ул. им. маршала Еременко и их расположение не соответствует адресному ориентиру, указанному в постановлении администрации Волгограда от 1 февраля 2017 г. N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы".
Таким образом, графическая и текстовые части Постановления N 132 в части спорных НТО противоречат между собой, спорные НТО расположены за пределами ул. Северный городок 1. Графическая часть Схемы составляется в виде инженерно-топографического плана. План, выданный администрацией как графическая часть Постановления, представляет собой схематическое изображение, отображающее только здания, дороги, позволяет визуализировать лишь расположение НТО без привязки к адресному ориентиру. Разрешив расположение НТО в соответствии с графической частью Постановления N 132 администрация нарушает приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД, которым утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области. Приказами комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 30 декабря 2016 года N и от 17 марта 2017 года N в данный Порядок внесены изменения.
Согласно абзацу третьему подпункта "г" пункта 2.14 указанного Порядка одним из оснований для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов является наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта, о комплексном благоустройстве земельного участка.
Постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 г. N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда" утверждены границы комплексного благоустройства на территории Волгограда. Включенные в графическую часть схемы спорные НТО фактически расположены в границах комплексного благоустройства земельных участков, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 г. N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда", в котором указано, что проспект Металлургов, ул. им. Маршала Еременко полностью попадают под комплексное благоустройство. Следовательно, на указанной территории законодательно запрещено возводить нестационарные торговые объекты.
Комплексное благоустройство на данной территории полностью завершено в рамках исполнения проекта реконструкции прилегающей территории с устройством открытой стоянки для посетителей торгово-складского комплекса и служебного транспорта, выполненных согласно проекта "Реконструкция рынка "Северный" по пр. Металлургов, угол ул. Еременко в Краснооктябрьском районе г. Волгограда" и получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N..., что подтверждает и экспертное заключение 29/2019-ЗЭ.
Незаконность действия администрации истец усматривает в несоответствии графической и текстовых частей Постановления N 132 администрации Волгограда, в части спорных НТО. Фактически НТО расположены в Краснооктябрьском районе г. Волгограда между зданиями по пр. Металлургов, 50А, 48А, 52А и ул. им. Маршала Еременко, 11А, 11Б, из чего следует, что спорные НТО не попадают в границы микрорайона 325, и находятся за пределами адресного ориентира ул. Северный Городок 1. В соответствии с имеющимися доказательствами НТО присвоены адреса проспект Металлургов 50а/1 и 50а/2, следовательно, указанные НТО расположены именно рядом со строением по адресу проспект Металлургов 50 "А", а не в Микрорайоне 325 или Северный городок 1.
Просила признать недействующей графическую часть Постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" в отношении мест расположения НТО N 1.1172, N 1.1173., и обязать администрацию Волгограда в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, исключить из графической части Постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы" инженерно-топографических планов мест расположения НТО N 1.1172, N 1.1173, расположенных за пределами адресного ориентира ул. Северный городок 1 в зоне комплексного благоустройства, обязать администрацию Волгограда в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, включить в графическую часть.
Постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы" инженерно-топографические планы мест расположения НТО N 1.1172, N 1.1173 с обозначением на ней мест расположения нестационарных торговых объектов согласно адресному ориентиру, указанному в текстовой части Постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 - ул. Северный городок; и обязать администрацию Краснооктябрьского района Волгограда, администрацию Волгограда в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать возведенные за пределами адресного ориентира ул. Северный городок 1 в зоне комплексного благоустройства нестационарные торговые объекты N 1.1172, N 1.1173.
В судебное заседание административный истец ИП Фомина Т.А. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ИП Фоминой Т.А. - Кичерова О.В., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал по доводам иска.
Представитель административных ответчиков администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района Волгограда Коновалов В.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Тузов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца, просил отказать.
Представитель заинтересованного лица ООО "Виктори" в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, на момент рассмотрения дела каких-либо заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствии либо отложении слушания дела, суду не представил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, проверив и исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В порядке ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативно-правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативно-правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 той же нормы установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд учитывает, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы регулирует общественные отношения в части определения возможности размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город-герой Волгоград, содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечает всем признакам нормативного акта и подлежит проверке в порядке судебного нормоконтроля.
В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда отнесена, в том числе разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Постановление от 01.02.2017 N 132 издано администрацией Волгограда в пределах компетенции данного органа местного самоуправления, определенной ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", п.п. 31 п. 7 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362 и введено в действие в установленном порядке с 02.03.2017 с соблюдением правил его опубликования.
В ходе рассмотрения дела компетенция администрации Волгограда на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, а также соблюдение порядка принятия и введения норм, определяющих на территории Краснооктябрьского района Волгограда места размещения нестационарных торговых объектов с номерами 1.884, 1.993, 1.1073 стороной административного истца не оспаривались.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии действующей редакции постановления нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд руководствуется следующим.
Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, направленный на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 2.2 Порядка схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
Статьей 1 названного Федерального закона определены следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Кроме того, согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Исходя из ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу абз. 2 п. 74 названных Правил, временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Таким образом, поскольку Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет нестационарный торговый объект как временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2), в силу приведенных выше требований нормативных актов о пожарной безопасности места размещения нестационарных торговых объектов не могут быть предусмотрены без соблюдения противопожарного разрыва до ближайшего здания, который должен составлять не менее 15 м.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Волгограда N 1233 от 03.09.2018 года внесены изменения в постановление администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", согласно которому постановление N 132 дополнено строками о размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО): - 409 - номер объекта 1.1172, микрорайон 325, павильон продовольственные и непродовольственные товары площадью 88 кв. м.; - 410 - номер объекта 1.1173, микрорайон 325, павильон продовольственные и непродовольственные товары площадью 55 кв. м.
Постановлением администрации Волгограда от 15.08.2019 N 949 внесены изменения в постановление администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы": строки 409, 410 изложены в новой редакции, в которой изменен адрес нестационарных торговых объектов с номерами 1.1172 и 1.1173: вместо "микрорайон 325" указан адрес "ул. Северный городок, 1".
В соответствии с п. 2.13 Порядка размещения нестационарных торговых объектов утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513, администрацией Краснооктябрьского района Волгограда в адрес ООО "Виктори" направлены уведомления от 12.11.2018 об исключении мест размещения нестационарных торговых объектов, принадлежащих обществу на основании заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов и было предложено выбрать компенсационные места из числа свободных мест в схеме размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема размещения НТО, Схема).
30.11.2018 в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда поступили заявления директора ООО "Виктори" о выборе компенсационных мест взамен исключенных из числа свободных мест в Схеме, а именно: место N 1.1173, место N 1.1172
04.12.2018 года между ООО "Виктори" (хозяйствующий субъект) и администрацией Краснооктябрьского района Волгограда заключен договор N 475 на размещение нестационарного торгового объекта площадью 55 кв. м., номер 1.1173 в Схеме размещения НТО, расположенного по адресу: Микрорайон 325, в соответствии с техническим заданием согласно картографической схеме размещения объекта (масштаб 1:500) для осуществления торговой деятельности. Картографическая схема размещения объекта (масштаб 1:500) и техническое задание, согласованное сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1 договора). Срок действия договора определен пунктом 4 до 31 декабря 2021 года.
04.12.2018 года между ООО "Виктори" (хозяйствующий субъект) и администрацией Краснооктябрьского района Волгограда заключен договор N 476 на размещение нестационарного торгового объекта площадью 88 кв. м., номер 1.11.72 в Схеме размещения НТО, расположенного по адресу: Микрорайон 325, в соответствии с техническим заданием согласно картографической схеме размещения объекта (масштаб 1:500) для осуществления торговой деятельности. Картографическая схема размещения объекта (масштаб 1:500) и техническое задание, согласованное сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1 договора). Срок действия договора определен пунктом 4 до 31 декабря 2021 года. Картографические схемы размещения НТО содержатся в приложении N 3 к договорам N 475 и N 476.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
На основании пункта 2.3. приказа 14-ОД Схема состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть схемы составляется в виде таблицы, разработанной по форме согласно приложению к Порядку. В текстовой части схемы отражается следующая информация:
а) номер места нестационарного торгового объекта;
б) адресные ориентиры нестационарного торгового объекта;
в) вид нестационарного торгового объекта;
г) вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта;
д) площадь места размещения нестационарного торгового объекта (кв. м);
е) собственник земельного участка, на котором предполагается размещение (размещен) нестационарного торгового объекта или собственник здания, строения, сооружения в котором предполагается размещение (размещен) нестационарного торгового объекта.
Графическая часть схемы разрабатывается в виде копии инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с обозначением на ней мест расположения нестационарных торговых объектов.
В текстовой части постановления администрации Волгограда N 132 указан следующая информация: - 409 номер объекта 1.1172 Северный городок 1 Павильон
Продовольственные и непродовольственные товары площадью 88 кв. м.; - 410 номер объекта 1.1173 Северный городок 1 Павильон Продовольственные и непродовольственные товары площадью 55 кв. м.
Графическая часть постановления администрации Волгограда N 132 представляет собой схему размещения нестационарных торговых объектов 1:500.
Согласно абзацу третьему подпункта "г" пункта 2.14 указанного Порядка одним из оснований для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов является наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта, о комплексном благоустройстве земельного участка.
Постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда" утверждены границы комплексного благоустройства на территории Волгограда.
В обосновании требований, истцом представлено экспертное заключение 29/2019-ЗЭ, согласно которому: - нестационарные торговые объекты (НТО N 1, НТО N 2), площадью 88 кв. м. и 55 кв. м. расположены вблизи пересечения автодорог, проходящих по улице им. Маршала Еременко и пр-кт. Металлургов (схема расположения нестационарных торговых объектов).
Нежилые здания, в окружении которых расположены нестационарные торговые объекты (НТО N 1, НТО N 2), площадью 88 кв. м. и 55 кв. м., имеют следующие адреса: - нежилое здание, адрес: ...; - нежилое здание, адрес: ...; - нежилое здание, адрес: ...; - нежилое здание, адрес: ...; - сооружение для автотранспорта, для посетителей торгово-складского комплекса, адрес: ...; - расстояние от нестационарного торгового объекта площадью 88 кв. м. (номер 1.1172) до автодороги, проходящей по ... составляет - 28 м.; - расстояние от нестационарного торгового объекта площадью 55 кв. м. (номер 1.1173) до автодороги, проходящей по ... составляет - 45 м..
Нестационарные торговые объекты (НТО N 1 и 2), площадью 88 кв. м. и 55 кв. м. возведенные по договорам N 476,475 от 04.12.2018 соответственно, расположены в границах, подлежащих комплексному благоустройству в Краснооктябрьском районе города Волгограда.
Фактически нестационарные торговые объекты (НТО N 1 и 2), площадью 88 кв. м. и 55 кв. м. возведенные по договорам N... от 04.12.2018 г. соответственно, расположены на земельном участке, выделенном под благоустройство согласно разрешениям, на строительство NRU34301000-270/Ко-07, N NRU34301000-271/Ко-07 и рабочему проекту "Реконструкции рынка "Северный" 2-я очередь строительства по пр. Металлургов, угол ул. маршала Еременко в Краснооктябрьском районе г. Волгограда".
Доказательств обратного, в нарушение статьи 62 КАС РФ, ответчиками не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств суд приходит к выводу о том, что спорные НТО в противоречие абзацу третьему подпункта "г" пункта 2.14 указанного Порядка расположены в зоне комплексного благоустройства.
Кроме того, в ходе прокурорской проверки установлено, что при включении в Схему мест 1.1172, 1.1172 администрацией нарушен СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10, в соответствии с которым ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода при отсутствии грунтовых вод не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 м.
Места 1.1172, 1.1173 расположены в непосредственной близости от эксплуатируемом ООО "Концессия водоснабжения" водопровода диаметром 900 мм. (на расстоянии менее 4 м. от оси водовода по вертикали), что создает угрозу для выполнения санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) водопроводов питьевого назначения, препятствует эксплуатирующей организации в проведении работ, в т. ч. аварийного характера, по поддержанию водовода в надлежащем состоянии.
По информации ООО "Концессии водоснабжения" размещение НТО в ЗСО водовода диаметром 900 м в указанных местах с эксплуатирующей организацией не согласовывалось.
Так же установлено, при включении места 1.1173 в схему Администраций проигнорированы положения пункта 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановление Правительства N 878 от 20.11.2000 согласно которым на земельных участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью шестой ст. 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29 апреля 1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 N 9, предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).
Пунктом 4.4 Правил установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.
На основании части четвертой ст. 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В соответствии с пунктами 3, 9 Правил нормативное расстояния (минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети) устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства.
Для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны (пункт 7 Правил).
В соответствии таблицей 14 пункта 7.23 СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" нормативное расстояние от подземных газопроводов низкого давления - 2 метра, среднего давления - 4 метра с каждой стороны до фундаментов зданий и сооружений
При проведении прокурорской проверки было установлено, что место N 1.1173 в схеме размещено непосредственно в охранной зоне газораспределительной сети среднего давления, эксплуатируемой ООО "Прадо" на основании договоров. N 01-34/2016-ТЭ от 13.12.2016 года (на расстоянии менее 0,5 м. от оси газопровода по вертикали).
Размещение нестационарного торгового объекта в указанном месте с собственником газопровода либо со специализированным эксплуатантом не согласовывалось.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам спорные НТО расположены в непосредственной близости от нежилых помещений, что является нарушением норм противопожарной безопасности
Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в статье 16 предусматривает полномочие Правительства Российской Федерации принимать нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 25 апреля 2012 N 390 утвердило Правила.
Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.
Для предотвращения распространения пожара абзац второй пункта 74 Правил предусматривает расположение временных строений на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений, что соответствует требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В непосредственной близости от НТО 1.1172 (площадь 88 кв. м.), расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие истице Фоминой Т.А.: - нежилое здание, адрес: ... на расстоянии 14 м; - сооружение для автотранспорта, собственности для посетителей торгово-складского комплекса, адрес: .... непосредственно примыкает.
В непосредственной близости от НТО 1.1172 (площадь. 55 кв. м.) расположены объекты недвижимого имущества: - нежилое здание, адрес: ... на расстоянии 7,6 м.; - нежилое здание, адрес: ... на расстоянии 5 м.
Согласно экспертного заключения 29-2019-ЗЭ от 03.08.2019 г фактически НТО расположены на границе микрорайона 324 и проезжей части дороги, проходящей по ул. им. маршала Еременко, и их расположение не соответствует адресу, указанному в договорах на размещении нестационарных торговых объектов на территории Волгограда от 04 декабря 2018 г., а также адресному ориентиру, указанному в постановлении администрации Волгограда от 01 февраля 2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы".
В процессе изучения объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Северный городок 1 установлено: - по адресу г. Волгоград, ул. Северный городок 1 расположен многоквартирный жилой дом; - согласно кадастровой карте (https://pkk5.rosreestr.ru) определены границы земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом, по адресу г. Волгоград, ул. Северный городок 1. На территории земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Северный городок д. 1 отсутствуют нестационарные торговые объекты. Между НТО и жилым домом по адресу: ул. Северный городок 1 расположены нежилые здания, имеющие адреса проспект Металлургов 48а, 50, 50а, 52а.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение, что фактическое размещение НТО не соответствует их местоположению, указанному в Схеме размещения НТО, утверждённой Постановлением N 132 от 01.02.2017 для объектов под номерами 1.1172 и 1.1173. Наличия правовых оснований для нахождения этих объектов именно на том месте, где они сейчас располагаются, администрацией не представлено.
В материалы дела представлена графическая часть Постановления администрации Волгограда N 132, суд отмечает, что графическая часть Постановления администрации Волгограда N 132 представляет собой схематическое изображение, отображающее только здание около дороги, позволяет визуализировать лишь расположение НТО без привязки к Адресному ориентиру.
На основании пункта 2.3. приказа 14-ОД Схема состоит из текстовой и графической частей. В соответствии с пунктом 2.3.2. Графическая часть схемы разрабатывается в виде копии инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с обозначением на ней мест расположения нестационарных торговых объектов.
В пункте 4.1 инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 ГКИНП-02-033-79 указано, что на топографических планах масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 достоверно и с необходимой степенью точности и подробности в зависимости от масштаба плана изображаются: на топографических планах помещаются собственные названия населенных пунктов, улиц, железнодорожных станций, пристаней, лесов, песков, солончаков, вершин, перевалов, долин, балок, оврагов и других географических объектов.
Таким образом, в топографическом плане (графической части постановления N 132) отсутствуют данные, позволяющие идентифицировать точное месторасположение нестационарных торговых объектов. Графическая часть не содержит масштаб, отсутствуют линейные единицы измерения расстояний, название улиц и другие ориентиры, нет обозначения улиц, домов, в какой части города должен располагаться НТО. Нет проходящих коммуникаций.
Графическая часть не позволяет определить местоположение границ, изображенного на нем земельного участка, а также идентифицировать иные объекты, зафиксированные на топографическом плане, не позволяет установить организацию, подготовившую данный документ.
В соответствии с пунктом 2.2. Постановления администрации Волгограда от 09.04.2018 N 408 "Об утверждении Положения о присвоении, изменении, аннулировании адресов на территории Волгограда" адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать. Адрес является уникальной характеристикой, не повторяющейся во времени и на территории Волгограда.
Пунктом 4.10. того же Постановления N 408 предусмотрено зданиям, сооружениям, расположенным в глубине застройки, присваивается номер расположенного на магистральной улице здания, за которым они расположены, с добавлением к нему буквенного индекса, состоящего из букв русского алфавита.
В соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами НТО присвоены адреса проспект Металлургов 50а/1 и 50а/2, следовательно, указанные НТО расположены именно рядом со строением по адресу проспект Металлургов 50 "А", а не вблизи адресного ориентира Северный городок 1.
Проверяя доводы административных истцов о несоответствии оспариваемого постановления нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела представителем ответчиков не предоставлены сведения о фактических основаниях, по которым эксплуатируемые ООО "Виктори" нестационарные торговые объекты были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы в нарушение вышеуказанных нормативных актов в области газоснабжения, водоотведения, пожарной безопасности и благоустройства.
В порядке ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено несоответствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы в части, предусматривающей размещение нестационарных торговых объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда на местах с N 1.1172, N 1.1173 требованиям нормативных актов, имеющим большую юридическую силу.
При этом фактическое размещение нестационарных торговых объектов на предусмотренных для этого спорных местах создает угрозу пожарной безопасности, в подтверждение чего в материалах имеются сведения о проверки, проведенной прокуратурой Краснооктябрьского района.
В связи с чем, требования истца о признании недействующей графической части Постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" в отношении мест расположения НТО N 1.1172, N 1.1173, подлежат удовлетворению.
Пункт 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ обязывает суд указать в решении суда на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
После вступления решения суда по настоящему делу в законную силу оно подлежит направлению в газету "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" для опубликования сообщения о нем.
Между тем, в отношении требований истца о возложении на администрацию Волгограда в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обязанность исключить из графической части Постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы" инженерно-топографических планов мест расположения НТО N 1.1172, N 1.1173, расположенных за пределами адресного ориентира ул. Северный городок 1 в зоне комплексного благоустройства, и включить в графическую часть Постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы" инженерно-топографические планы мест расположения НТО N 1.1172, N 1.1173 с обозначением на ней мест расположения нестационарных торговых объектов согласно адресному ориентиру, указанному в текстовой части постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 года N 132 - ул. Северный городок; а также о возложении обязанности на администрацию Краснооктябрьского района Волгограда, администрацию Волгограда в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать возведенные за пределами адресного ориентира ул. Северный городок 1 в зоне комплексного благоустройства нестационарные торговые объекты N 1.1172, N 1.1173, суд считает необходимым указать, что согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50, оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199, 213 - 215 КАС РФ суд
решил:
Требования ИП Фоминой Татьяны Александровны к администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района Волгограда о признании недействующим графическую часть постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", возложении обязанности - удовлетворить частично. Признать недействующей с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу графическую часть размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 в части, предусматривающей размещение на территории Краснооктябрьского района Волгограда нестационарных торговых объектов: павильон, по адресу: ул. Северный городок, 1, номер места 1.1172; павильон, по адресу: ул. Северный городок, 1, номер места 1.1173. В удовлетворении исковых требований ИП Фоминой Татьяны Александровны к администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района Волгограда о возложении обязанности - отказать. Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград". Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья |
Г.М. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 декабря 2019 г. N 2а-6245/2019 "О признании частично недействующей графической части постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы"
Текст решения опубликован на официальном сайте Центрального районного суда г. Волгограда (http://zent.vol.sudrf.ru)
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 17 июня 2020 г. по делу N 2а-6245/2019, 33а-4322/2020 настоящее решение оставлено без изменения