Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование потребности в создании регионального модельного центра дополнительного образования детей
Важнейшей составляющей образовательного пространства Ивановской области является дополнительное образование детей, которое сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
Система дополнительного образования детей в Ивановской области включает в себя: 101 учреждение дополнительного образования детей, в том числе: 59 - в сфере образования, 28 - в сфере культуры, 14 - в сфере спорта (в 2018 году 9 учреждений реорганизованы в учреждения спортивной подготовки).
Учреждения дополнительного образования детей работают во всех муниципальных образованиях Ивановской области - это: 34 центра внешкольной работы и детского творчества, 10 спортивных школ, 5 домов детского творчества, Дворец детского и юношеского творчества, 8 школ эстетического развития (художественные, музыкальные школы). Статус автономных имеют 7 учреждений. В 2018 - 2019 учебном году в 3535 объединениях учреждений дополнительного образования детей системы образования Ивановской области занимался 70341 человек (75,8% от общего числа обучающихся общеобразовательных учреждений). Широкий спектр программ дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы разных категорий детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Услугами дополнительного образования в Ивановской области (с учетом сфер культуры и спорта) охвачен 91% детей в возрасте с 5 до 18 лет.
В каждом муниципальном образовании Ивановской области разработаны планы мероприятий ("дорожные карты") "Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту", включающие раздел "Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению".
В Ивановской области успешно работают 5 областных очно-заочных и дистанционных школ: "Юный эколог", "Юный краевед-исследователь", "Юный техник Ивановского края", школа юных программистов "Творите и общайтесь", МедиаШкола, в которых занимаются более 1300 учащихся.
Ежегодно на территории Ивановской области организуется более 100 областных мероприятий физкультурно-спортивной, социально-педагогической, художественно-эстетической, эколого-биологической, туристско-краеведческой и научно-технической направленности, ориентированных на выявление и развитие одаренности обучающихся.
Ежеквартально Правительством Ивановской области осуществляется оценка реализации региональных и муниципальных программ (подпрограмм, "дорожных карт", планов мероприятий) по развитию дополнительного образования детей, достижения целевых показателей охвата детей дополнительными общеобразовательными программами.
Вместе с тем действующая в Ивановской области система предоставления услуг дополнительного образования не может обеспечить персонифицированный выбор детьми или их законными представителями дополнительных общеобразовательных программ, а также организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность (далее - поставщики образовательных услуг), в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании и последующего финансирования реализации выбранных дополнительных общеобразовательных программ.
Так, услуги по дополнительному образованию детей в государственных и муниципальных учреждениях предоставляются преимущественно на бесплатной основе, на платной основе - 7% услуг. В объединениях художественного творчества - 39,5% обучающихся, в объединениях спортивного направления - 21,1%, в эколого-биологических и туристско-краеведческих объединениях - 9,0%, в объединениях технического и спортивно-технического творчества - 15,3%.
Таким образом, в целях создания и формирования системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного выбора детьми или их законными представителями дополнительных общеобразовательных программ планируется создание в Ивановской области регионального модельного центра дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Ивановской области позволит создать современные организационно-правовые, финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, сформировать условия непрерывного развития профессионального мастерства, обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, обеспечить функционирование общедоступного информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам, сформировать механизмы и условия доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
Расширение спектра дополнительных образовательных услуг будет реально способствовать осуществлению принципов свободы выбора, учета интересов и потребностей детей, которые своими достижениями создают бренд Ивановской системы дополнительного образования детей.
Концепция реализуется через внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и персонифицированного учета услуг дополнительного образования детей посредством предоставления детям сертификатов дополнительного образования.
Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного дополнительного образования детей, удостоверяющая возможность получать услуги дополнительного образования за счет средств местного бюджета, а также в отдельных случаях за счет средств регионального бюджета. Сертификат дополнительного образования в зависимости от способа его использования может иметь один из следующих статусов:
сертификат персонифицированного финансирования - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность использования средств, закрепляемых за сертификатом дополнительного образования, для оплаты услуг, оказываемых поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности;
сертификат учета - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для обучения по образовательным программам, реализуемым государственными и муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет регионального бюджета в случае предоставления образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг государственными учреждениями и местного бюджета в случае предоставления образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями.
Создание регионального модельного центра (далее - РМЦ) на базе ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" даст возможность координировать деятельность образовательных организаций Ивановской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различных направленностей, оказывать методическую помощь учреждениям в разработке инновационных вышеуказанных программ, обеспечивать заинтересованных лиц и организаций соответствующими статистическими и информационными материалами, использовать возможности информационных технологий для информирования населения о потенциале и деятельности системы дополнительного образования Ивановской области.
ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" осуществляет методическое и психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования Ивановской области. В курсы повышения квалификации педагогов различных категорий включен модуль "Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей". По данному модулю в 2018 - 2019 учебном году прошли обучение 520 педагогов дополнительного образования детей.
В рамках курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования реализуются дополнительные профессиональные программы для руководителей детских творческих объединений различной направленности, организуются мастер-классы, участие в которых ежегодно принимают участие более 100 педагогов. В курсовую подготовку педагогов различных категорий в ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" включены модули "Эффективные формы работы с одаренными детьми", "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей", "Роль дополнительного образования в развитии детской одаренности" и др. Ежеквартально пополняется на интернет-странице на сайте ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" "методическая коп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.