Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование потребности в создании регионального модельного центра дополнительного образования детей
Важнейшей составляющей образовательного пространства Ивановской области является дополнительное образование детей, которое сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
Система дополнительного образования детей в Ивановской области включает в себя: 101 учреждение дополнительного образования детей, в том числе: 59 - в сфере образования, 28 - в сфере культуры, 14 - в сфере спорта (в 2018 году 9 учреждений реорганизованы в учреждения спортивной подготовки).
Учреждения дополнительного образования детей работают во всех муниципальных образованиях Ивановской области - это: 34 центра внешкольной работы и детского творчества, 10 спортивных школ, 5 домов детского творчества, Дворец детского и юношеского творчества, 8 школ эстетического развития (художественные, музыкальные школы). Статус автономных имеют 7 учреждений. В 2018 - 2019 учебном году в 3535 объединениях учреждений дополнительного образования детей системы образования Ивановской области занимался 70341 человек (75,8% от общего числа обучающихся общеобразовательных учреждений). Широкий спектр программ дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы разных категорий детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Услугами дополнительного образования в Ивановской области (с учетом сфер культуры и спорта) охвачен 91% детей в возрасте с 5 до 18 лет.
В каждом муниципальном образовании Ивановской области разработаны планы мероприятий ("дорожные карты") "Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту", включающие раздел "Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению".
В Ивановской области успешно работают 5 областных очно-заочных и дистанционных школ: "Юный эколог", "Юный краевед-исследователь", "Юный техник Ивановского края", школа юных программистов "Творите и общайтесь", МедиаШкола, в которых занимаются более 1300 учащихся.
Ежегодно на территории Ивановской области организуется более 100 областных мероприятий физкультурно-спортивной, социально-педагогической, художественно-эстетической, эколого-биологической, туристско-краеведческой и научно-технической направленности, ориентированных на выявление и развитие одаренности обучающихся.
Ежеквартально Правительством Ивановской области осуществляется оценка реализации региональных и муниципальных программ (подпрограмм, "дорожных карт", планов мероприятий) по развитию дополнительного образования детей, достижения целевых показателей охвата детей дополнительными общеобразовательными программами.
Вместе с тем действующая в Ивановской области система предоставления услуг дополнительного образования не может обеспечить персонифицированный выбор детьми или их законными представителями дополнительных общеобразовательных программ, а также организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность (далее - поставщики образовательных услуг), в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании и последующего финансирования реализации выбранных дополнительных общеобразовательных программ.
Так, услуги по дополнительному образованию детей в государственных и муниципальных учреждениях предоставляются преимущественно на бесплатной основе, на платной основе - 7% услуг. В объединениях художественного творчества - 39,5% обучающихся, в объединениях спортивного направления - 21,1%, в эколого-биологических и туристско-краеведческих объединениях - 9,0%, в объединениях технического и спортивно-технического творчества - 15,3%.
Таким образом, в целях создания и формирования системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного выбора детьми или их законными представителями дополнительных общеобразовательных программ планируется создание в Ивановской области регионального модельного центра дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Ивановской области позволит создать современные организационно-правовые, финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, сформировать условия непрерывного развития профессионального мастерства, обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, обеспечить функционирование общедоступного информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам, сформировать механизмы и условия доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
Расширение спектра дополнительных образовательных услуг будет реально способствовать осуществлению принципов свободы выбора, учета интересов и потребностей детей, которые своими достижениями создают бренд Ивановской системы дополнительного образования детей.
Концепция реализуется через внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и персонифицированного учета услуг дополнительного образования детей посредством предоставления детям сертификатов дополнительного образования.
Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного дополнительного образования детей, удостоверяющая возможность получать услуги дополнительного образования за счет средств местного бюджета, а также в отдельных случаях за счет средств регионального бюджета. Сертификат дополнительного образования в зависимости от способа его использования может иметь один из следующих статусов:
сертификат персонифицированного финансирования - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность использования средств, закрепляемых за сертификатом дополнительного образования, для оплаты услуг, оказываемых поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности;
сертификат учета - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для обучения по образовательным программам, реализуемым государственными и муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет регионального бюджета в случае предоставления образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг государственными учреждениями и местного бюджета в случае предоставления образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями.
Создание регионального модельного центра (далее - РМЦ) на базе ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" даст возможность координировать деятельность образовательных организаций Ивановской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различных направленностей, оказывать методическую помощь учреждениям в разработке инновационных вышеуказанных программ, обеспечивать заинтересованных лиц и организаций соответствующими статистическими и информационными материалами, использовать возможности информационных технологий для информирования населения о потенциале и деятельности системы дополнительного образования Ивановской области.
ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" осуществляет методическое и психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования Ивановской области. В курсы повышения квалификации педагогов различных категорий включен модуль "Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей". По данному модулю в 2018 - 2019 учебном году прошли обучение 520 педагогов дополнительного образования детей.
В рамках курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования реализуются дополнительные профессиональные программы для руководителей детских творческих объединений различной направленности, организуются мастер-классы, участие в которых ежегодно принимают участие более 100 педагогов. В курсовую подготовку педагогов различных категорий в ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" включены модули "Эффективные формы работы с одаренными детьми", "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей", "Роль дополнительного образования в развитии детской одаренности" и др. Ежеквартально пополняется на интернет-странице на сайте ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" "методическая копилка" по вопросам дополнительного образования детей.
В 2016 - 2019 гг. организуются курсы переподготовки по дополнительной профессиональной программе "Педагогика дополнительного образования" для лиц без педагогического образования.
В целях профессионального развития специалистов системы дополнительного образования и поддержки педагогических работников, работающих с одаренными детьми, в Ивановской области ежегодно проводятся на базе ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" областные конкурсы профессионального мастерства: конкурс методических материалов педагогов по формированию технической одаренности у детей "У истоков детского творчества", конкурс методических разработок педагогов по организации профессиональной ориентации обучающихся "Траектория профессионального успеха", фестиваль воспитательных систем образовательных организаций "Воспитать гражданина", конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям". Подробная информация о конкурсах размещается на сайте ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" и в блоге кафедры педагогики и психологии.
В 2019 году состоялся VI Областной конкурс дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи, организованный Департаментом образования Ивановской области. За 6 лет был обобщен опыт 198 педагогов.
ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" по материалам областных конкурсов дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи и по итогам Фестиваля воспитательных систем подготовлены электронные сборники "Искусство открывать таланты" (2017 г.) и "Воспитать гражданина" (2018 г.), адресатами которых являются педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагоги-предметники Ивановской области.
ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" курирует деятельность региональной инновационной площадки "Современные технологии дополнительного образования как эффективный ресурс успешной адаптации подростков". С 2016 года в Ивановской области работают пилотные площадки Ивановского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Российское движение школьников" (РДШ), ЮНАРМИИ, в том числе и на базе учреждений дополнительного образования детей.
Внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Ивановской области позволит создать современные организационно-правовые, финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, сформировать условия непрерывного развития профессионального мастерства, обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, обеспечить функционирование общедоступного информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам, сформировать механизмы и условия доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
Расширение спектра дополнительных образовательных услуг будет реально способствовать осуществлению принципов свободы выбора, учета интересов и потребностей детей, которые своими достижениями создают бренд Ивановской системы дополнительного образования детей.
Создание регионального модельного центра на базе ОГАУ ДПО "Институт развития образования Ивановской области" даст возможность координировать деятельность образовательных организаций Ивановской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различных направленностей, оказывать методическую помощь учреждениям в разработке инновационных вышеуказанных программ, обеспечивать заинтересованных лиц и организаций соответствующими статистическими и информационными материалами, использовать возможности информационных технологий для информирования населения о потенциале и деятельности системы дополнительного образования Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.