В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Неудахина Б.А.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Ведомственная целевая программа
"Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 12 марта 2009 г. N 88)
Об утверждении порядка предоставления в 2009-2012 годах из краевого бюджета целевых средств на государственную поддержку сельского туризма см. Постановление Администрации Алтайского края от 2 сентября 2009 г. N 378
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие сельского туризма в Алтайском крае"
на 2009-2012 годы
1. Общие положения
Ведомственная целевая программа "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы определяет направления и механизмы государственной поддержки сельского туризма в Алтайском крае.
В настоящей Программе используются следующие определения:
сельский туризм - вид туризма, связанный с отдыхом и проживанием в сельской местности, получением комплекса туристических услуг, обусловленных целями посещения данной территории.
Участниками туристической деятельности в сельской местности являются:
граждане, ведущие личные подсобные хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", владельцы сельских жилых домов, квартир и других строений, проживающие на территории Алтайского края и предоставляющие туристические услуги;
туристы, прибывшие в сельскую местность и вступившие в экономические отношения с занятыми в сфере туризма гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, а также с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
крестьянские (фермерские) хозяйства - предоставляющие услуги в сфере сельского туризма хозяйства, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
сельскохозяйственные потребительские кооперативы - зарегистрированные на территории Алтайского края сбытовые, снабженческие, перерабатывающие, обслуживающие, заготовительные кооперативы, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и предоставляющие туристические услуги.
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Алтайский край обладает благоприятными природно-климатическими условиями для развития туризма, в том числе и сельского. Осуществлению туристической деятельности также способствует разнообразие природных ландшафтов и наличие большого количества историко-культурных памятников. В настоящее время Алтайский край - интенсивно развивающийся туристско-рекреационный регион. Так, в 2008 году в крае отдохнули и поправили здоровье около 625 тысяч человек.
Отличительной особенностью Алтайского края является значительная доля сельского населения - 46,4% (в среднем по России - 27%). В регионе насчитывается около 440 тысяч личных подсобных хозяйств, более 3 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и 48 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. При этом уровень доходов сельского населения края (размер средней заработной платы 5,8 тыс. рублей) значительно ниже среднекраевого, что заставляет людей искать дополнительные источники доходов и приводит к оттоку из сельской местности трудоспособного населения.
Вопросы занятости сельского населения являются наиболее актуальными и в связи с тем, что показатели безработицы на селе в 1,7 раза выше среднекраевых.
Одним из возможных вариантов увеличения форм занятости сельского населения и повышения уровня его доходов является развитие сельского туризма.
В Алтайском крае сельским туризмом занимается население 9 районов (Алтайского, Солонешенского, Краснощековского, Чарышского, Змеиногорского, Курьинского, Советского, Солтонского, Шипуновского).
Динамика показателей занятости и доходов
сельского населения Алтайского края
Таблица 1
Показатели |
Единица измерения |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2006 году, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность экономически активного населения, всего |
тыс. чел. |
583,5 |
589,0 |
594,0 |
101,8 |
в том числе безработных, всего |
тыс. чел. |
75,0 |
53,4 |
64,0 |
85,3 |
Уровень безработицы, всего |
% |
12,9 |
9,1 |
10,8 |
83,7 |
Новые рабочие места |
ед. |
787 |
370 |
74 |
9,4 |
в том числе отношение введенных новых рабочих мест к общей численности безработных |
% |
1,0 |
0,7 |
0,1 |
10,0 |
Размер среднемесячной оплаты труда с начислениями в сельской местности |
руб./чел. |
2742 |
3853 |
4937 |
180,1 |
в том числе отношение размера среднемесячной оплаты труда в сельской местности к размеру средней заработной платы в экономике Алтайского края |
% |
44,6 |
49,4 |
52,1 |
116,8 |
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц) |
руб./чел. |
5442 |
7007 |
7500 |
137,8 |
в том числе отношение располагаемых ресурсов домашних хозяйств к прожиточному минимуму |
% |
199,1 |
210,3 |
182,6 |
91,7 |
Прием туристов осуществляют 46 граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и 4 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые способны одновременно принять около 500 туристов.
Например, Солонешенский район обладает всеми необходимыми условиями для развития сельского туризма: на территории муниципального образования расположены такие природные и культурно-исторические объекты, как Денисова пещера, водопады р. Шинок, Солонешенские пруды, местные жители имеют возможность предоставлять экскурсионные услуги, в том числе знакомить с традициями старообрядцев. В бюджете района предусмотрены средства на поддержку и развитие сельского туризма. Кроме того, разработана грантовая система, а также положение о проведении конкурса творческих проектов "Мой зеленый дом". В 2007 г. победителем конкурса стала семья из с.Топольного, на полученные средства реконструировавшая свой дом (стилизация под русский особняк XIX века). Администрация района ежегодно участвует в международных туристических выставках, где сельский туризм представлен как одно из перспективных направлений.
Алтайский район, граничащий на западе с городом-курортом Белокурихой, а на юге-востоке с Республикой Алтай, является одним из предгорных районов края, обладающим значительными рекреационными ресурсами.
Население района предоставляет такие туристические услуги, как проживание в сельском доме, экскурсии с ловлей рыбы или сбора ягод, грибов. Широко известна туристам сувенирная продукция, представленная работами местных мастеров. Это картины и изделия из бересты, поделки из дерева и камня, отражающие национальный колорит, открытки, фотографии с видами памятников природы и других местных достопримечательностей.
Для формирования туристического имиджа муниципального образования администрация Алтайского района активно и успешно участвует в различных туристических выставках.
Динамичный рост спроса на туристско-рекреационные услуги и необходимость поиска альтернативных форм занятости в сельской местности обусловливают потребность в развитии сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в сельской местности, повышению уровня жизни сельского населения и роста его доходов, созданию в сельской местности современной инфраструктуры, пропаганде престижности проживания на селе.
3. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения количества форм занятости и самозанятости, а также роста доходов на основе развития сельского туризма в Алтайском крае.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:
создание и развитие материально-технической базы сельского туризма;
развитие инфраструктуры сельского туризма, улучшение информационно-консультационного обслуживания участников туристической деятельности в сельской местности;
обучение заинтересованных лиц организации и ведению сельского туризма.
4. Целевые индикаторы Программы
Основные целевые индикаторы Программы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Целевой индикатор |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Размер выручки от реализации продукции и предоставления услуг в сфере сельского туризма, млн. руб. |
14,8 |
45,5 |
75,0 |
90,0 |
120,5 |
Число лиц, занятых в сфере сельского туризма, включая самозанятых лиц, чел. |
152 |
225 |
350 |
420 |
540 |
Число сельских жителей, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью (отношение числа лиц, занятых несельскохозяйственной деятельностью, включая самозанятых лиц, к числу сельского населения в регионе), % |
0,03 |
0,04 |
0,05 |
0,06 |
0,08 |
Количество граждан, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) по программам организации туризма в сельской местности, чел. |
20 |
120 |
140 |
80 |
80 |
Основные риски, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов Программы, а также механизмы, уменьшающие их негативное воздействие, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
Недостаточное развитие инфраструктуры сельского туризма |
комплексное развитие элементов инфраструктуры сельского туризма, включая информационно-консультационное, научное обслуживание участников туристической деятельности |
Недостаток опыта в организации и ведении сельского туризма |
организация подготовки и переподготовки кадров, изучение положительного опыта туристической деятельности других регионов |
Недостижение целевых показателей Программы |
мониторинг выполнения Программы, корректировка соответствующих мероприятий и разработка дополнительных мер по ее реализации |
5. Перечень и описание программных мероприятий
Достижение определенной в данной Программе цели и решение поставленных задач будут обеспечены за счет проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие сельского туризма в Алтайском крае.
5.1. Поддержка развития материально-технической базы сельского туризма
Поддержка осуществляется путём субсидирования части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домиков, включая работы, связанные с подключением газопровода, водопровода, канализации и электросетей, создание мест отдыха в сельской местности.
5.2. Поддержка развития инфраструктуры сельского туризма, информационного обеспечения участников туристической деятельности осуществляется путем:
размещения государственного заказа на разработку краевых стандартов гостевых домов, охотничьих и рыбацких деревень;
размещения государственного заказа на разработку культурно-познавательных программ о народных обычаях местного населения и типовых бизнес-планов организации сельского туризма;
субсидирования части затрат на участие представителей Алтайского края в российских и международных выставках и ярмарках с целью продвижения услуг сельского туризма;
субсидирования части затрат на выполнение договоров, заключенных гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с туристическими фирмами и агентствами с целью продвижения услуг в сфере сельского туризма на внешний рынок;
издания информационно-методической литературы;
финансирования создания в Интернете специализированного информационного сайта, посвященного сельскому туризму;
освещение в средствах массовой информации положительного опыта организации сельского туризма.
5.3. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров для организации сельского туризма
Подготовка и переподготовка кадров ведется на основании договоров, заключаемых с государственными образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования, имеющими государственную лицензию на осуществление переподготовки и повышение квалификации специалистов в соответствующей области.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем средств краевого бюджета, направляемых на финансирование программных мероприятий, приведен в таблице 4.
Таблица 4
Мероприятия, источники финансирования |
Средства, тыс. руб. |
|||||
источник |
всего |
в том числе по годам |
||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Поддержка развития материально-технической базы сельского туризма |
краевой бюджет |
17897,3 |
2664,0 |
4125,3 |
4903,1 |
6204,9 |
внебюджетные источники |
178973 |
26640 |
41253 |
49031 |
62049 |
|
2. Поддержка развития инфраструктуры сельского туризма, информационного обеспечения участников туристической деятельности в сельской местности |
краевой бюджет |
3732,7 |
1006 |
734,7 |
956,9 |
1035,1 |
внебюджетные источники |
2827 |
260 |
647 |
269 |
1651 |
|
3. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров |
краевой бюджет |
2270,0 |
430,0 |
540,0 |
640,0 |
660,0 |
Итого на реализацию Программы |
всего |
205700 |
31000 |
47300 |
55800 |
71600 |
краевой бюджет |
23900 |
4100 |
5400 |
6500 |
7900 |
|
внебюджетные источники |
181800 |
26900 |
41900 |
49300 |
63700 |
7. Социально-экономическая эффективность Программы
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Таблица 3
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Выручка от реализации продукции и предоставления услуг в сфере несельскохозяйственной деятельности, млн. руб. |
14,8 |
45,5 |
75,0 |
90,0 |
120,5 |
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств сельского населения (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц), руб. |
6639 |
7800 |
9010 |
10200 |
11200 |
* Данные, полученные в результате проведения бюджетных обследований домашних хозяйств Алтайского края.
Расчет эффективности расходования финансовых средств
Таблица 4
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от реализации продукции и предоставления услуг в сфере несельскохозяйственной деятельности, млн. руб. |
45,5 |
75,0 |
90,0 |
120,5 |
331,0 |
Ежегодное увеличение размеров дохода от реализации продукции и предоставления услуг в сфере несельскохозяйственной деятельности, млн. руб. |
30,7 |
29,5 |
15 |
30 |
105,2 |
Финансирование Программы - всего |
4,1 |
5,4 |
6,5 |
7,9 |
23,9 |
Коэффициент эффективности расходования средств краевого бюджета, % |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
8. Система управления реализацией Программы
Контроль реализации Программы в целом, достижение целей, задач Программы, целевых индикаторов и мероприятий, утвержденных в Программе, мониторинг показателей выполняет Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.
В целях реализации мероприятий Программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку сельского туризма.
Ответственные за координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, за их согласованные действия, направленные на выполнение программных мероприятий, за формирование отчетности о ходе реализации Программы определяются Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края.
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие сельского туризма в Алтайском крае"
на 2009 - 2012 годы
Мероприятия Программы
"Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009-2012 годы
Цели, задачи, мероприятия |
Срок реализации мероприятий |
Исполнитель
|
Индикаторы
|
Единица измерения
|
Значение индикатора |
Сумма расходов, тыс. руб. |
Всего расходов, тыс. руб. |
|||||||
2008 год
|
в плановый период |
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
|
||||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
|
|
|
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Цель 1. Повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения количества форм занятости и самозанятости и роста доходов на основе развития сельского туризма |
2009-2012 годы |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее -"ГУСХ") |
выручка от оказания услуг в сфере сельского туризма
среднегодовая численность работников, занятых сельским туризмом |
тыс. руб.
чел. |
14,8
152 |
45,5
225 |
75,0
350 |
90,0
420 |
120,5
540 |
4100 |
5400 |
6500 |
7900 |
23900 |
Задача 1. Создание и развитие материально-технической базы сельского туризма |
2009-2012 годы |
ГУСХ |
численность ведущих личное подсобное хозяйство сельских жителей, занятых в сфере сельского туризма
количество созданных мест отдыха
объем финансовых ресурсов, привлеченных на строительство, реконструкцию гостевых домиков |
ед.
шт.
тыс. руб. |
50
-
- |
75
570
26640 |
98
710
41253 |
115
860
49031 |
150
1050
62049 |
2664,0 |
4125,3 |
4903,1 |
6204,9 |
17897,3 |
1.1. субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домиков, включая работы, связанные с подключением газопровода, водопровода, канализации и электросетей |
2009-2012 годы |
ГУСХ |
количество созданных мест отдыха
объем финансовых ресурсов, привлеченных на строительство, реконструкцию гостевых домиков |
шт.
тыс. руб. |
-
- |
570
26640 |
710
41253 |
860
49031 |
1050
62049 |
2664,0 |
4125,3 |
4903,1 |
6204,9 |
17897,3 |
Задача 2. Развитие инфраструктуры сельского туризма, информационного обеспечения участников Программы |
2009-2012 годы |
ГУСХ |
количество разработанных стандартов
количество изданных пособий |
ед.
шт. |
-
- |
3
1 |
1
1 |
1
2 |
1
2 |
1006 |
734,7 |
956,9 |
1035,1 |
3732,7 |
2.1. разработка краевых стандартов гостевых домиков |
2009-2012 годы |
ГУСХ |
количество разработанных стандартов |
ед. |
|
3 |
1 |
1 |
1 |
500 |
250 |
250 |
250 |
1250 |
2.2. разработка культурно-познавательных программ о народных обычаях местного населения и типовых бизнес-планов организации сельского туризма |
2009-2012 годы |
ГУСХ, органы местного самоуправления |
количество разработанных программ, бизнес-планов |
шт. |
|
14 |
16 |
19 |
22 |
50,0 |
60,0 |
80,0 |
110,0 |
300,0 |
2.3. субсидирование владельцам личных подсобных хозяйств, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельским потребительским кооперативам части затрат на участие в российских и международных выставках и ярмарках с целью продвижения услуг в сфере сельского туризма |
2009-2012 годы |
ГУСХ |
количество мероприятий |
ед. |
- |
1 |
3 |
3 |
3 |
75,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
360,0 |
2.4. субсидирование владельцам личных подсобных хозяйств, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельским потребительским кооперативам части затрат на выполнение договоров, заключенных с туристическими фирмами и агентствами |
2009-2012 годы |
ГУСХ |
количество заключенных договоров |
ед. |
- |
23 |
26 |
28 |
31 |
31,0 |
44,7 |
61,9 |
85,1 |
222,7 |
2.5. издание информационно-методической литературы |
2009-2012 годы |
ГУСХ |
количество изданных пособий |
шт. |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
150,0 |
150,0 |
300,0 |
300,0 |
900,0 |
2.6. создание и ведение информационного сайта в Интернете |
2009- 2012 годы |
ГУСХ, организация-разработчик |
создание сайта |
ед. |
- |
1 |
- |
- |
- |
100,0 |
120,0 |
150,0 |
170,0 |
540,0 |
2.7. освещение в средствах массовой информации положительного опыта оказания услуг в сфере сельского туризма |
2009-2012 годы |
ГУСХ |
количество опубликованных статей, размещенных материалов |
шт. |
- |
3 |
5 |
6 |
7 |
100,0 |
120,0 |
150,0 |
170,0 |
540,0 |
Задача 3. Обучение заинтересованных лиц организации и ведению сельского туризма |
2009-2012 годы |
ГУСХ, образовательные организации |
количество граждан, прошедших обучение
количество проведенных семинаров |
чел.
шт. |
20
1 |
60
2 |
80
2 |
80
2 |
80
2 |
430,0 |
540,0 |
640,0 |
660,0 |
2270,0 |
3.1. повышение квалификации, обучение и переподготовка кадров по программам организации сельского туризма |
2009-2012 годы |
ГУСХ, образовательные учреждения |
количество граждан, прошедших обучение |
чел. |
20 |
60 |
80 |
80 |
80 |
200,0 |
200,0 |
300,0 |
300,0 |
1000,0 |
3.2. проведение семинаров, конференций, "круглых столов" |
2009- 2012 гг. |
ГУСХ |
количество проведенных семинаров |
шт. |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
230,0 |
340,0 |
340,0 |
360,0 |
1270,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 12 марта 2009 г. N 88 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 24 марта 2009 г. N 81-82, Сборнике законодательства Алтайского края, март 2009 г. N 155, ч.1, с.212
Постановлением Администрации Алтайского края от 1 марта 2013 г. N 102 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 11 декабря 2012 г. N 674
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 г. N 742
Постановление Администрации Алтайского края от 16 сентября 2011 г. N 520