24 августа 2009 г., 13 сентября 2011 г.
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы.
Постановлением Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 г. N 509 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Ведомственная целевая программа
"Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 12 марта 2009 г. N 85)
24 августа 2009 г., 13 сентября 2011 г.
Об утверждении порядка предоставления в 2009 году из краевого бюджета субсидий на государственную поддержку молочного скотоводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, см. Постановление Администрации Алтайского края от 14 сентября 2009 г. N 390
Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку молочного скотоводства см. Постановление Администрации Алтайского края от 24 августа 2009 г. N 368
Постановлением Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 г. N 509 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства
в Алтайском крае" на 2009-2012 годы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами
Молочное скотоводство - одна из ведущих подотраслей сельского хозяйства Алтайского края. По ряду показателей край занимает в Российской Федерации лидирующие места: по поголовью крупного рогатого скота, в том числе коров (соответственно 899,5 и 385,1 тыс. голов) - 4-е место, по валовому производству молока (1375,1 тыс. тонн) - 4-е место, по производству молока на душу населения (550 кг) - 1-место, по выходу телят на 100 коров (85 голов) - 2-е место.
На долю Алтайского края приходится около 25% молока, произведенного в Сибирском федеральном округе, и пятая часть реализованного скота. Регион обладает высокоразвитой перерабатывающей промышленностью, является лидером в Российской Федерации по производству сыров (68,5 тыс. тонн - 1-е место), входит в первую пятёрку регионов по производству сухого молока и животного масла.
Край полностью обеспечивает потребности своего населения в молочных продуктах и вывозит более 45% производимых сухих молочных продуктов, 30% животного масла, 70% твердых сыров. Таким образом, развитие молочного скотоводства в Алтайском крае имеет важнейшее значение для обеспечения продуктами питания отечественного производства населения не только края, но и Сибирского федерального округа, и Российской Федерации в целом.
В последние годы наблюдается положительная динамика в развитии молочного скотоводства Алтайского края.
Анализ состояния молочного скотоводства в Алтайском крае
Таблица 1
Показатели |
Единица измерения |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. к 2006 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Поголовье молочных коров, всего |
тыс. голов |
381,1 |
385,1 |
385,1 |
101 |
Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
3066 |
3188 |
3322 |
108,3 |
Валовое производство молока |
тыс. тонн |
1333,4 |
1350,1 |
1375,1 |
103,1 |
Производство на душу населения |
кг |
533 |
540 |
550 |
103,2 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
голов |
5578 |
5089 |
4113 |
74 |
Выход телят на 100 маток |
голов |
86 |
86 |
85 |
99 |
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород |
% |
7,0 |
7,1 |
9,3 |
|
Рентабельность производства молока с господдержкой |
% |
22,5 |
27,9 |
32,1 |
|
без господдержки |
% |
20,4 |
24,5 |
29,4 |
|
Благодаря реализации в 2006-2007 годах приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлению "Ускоренное развитие животноводства", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в крае удалось стабилизировать поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров. Наблюдается ежегодный рост продуктивности сельскохозяйственных животных.
За период с 2006 года производство молока в крае возросло на 3,1%, а рентабельность его производства увеличилась с 20 до 29,4 процента. Продуктивность коров за этот период выросла на 259 килограммов молока (8,3%) и составила в 2008 году 3322 кг. В целом по краю продуктивность коров свыше 3,5 тыс. кг молока получена в 101 хозяйстве, а свыше 5 тыс. килограммов - в 10 хозяйствах. Впервые появились сельхозпредприятия, достигшие продуктивности дойного стада более 6000 кг молока на корову. Эффективность молочного скотоводства во многом обусловлена повышением генетического потенциала сельскохозяйственных животных, чему способствует развитие племенного животноводства.
В настоящее время на территории края районированы 4 молочные и молочно-мясная породы крупного рогатого скота: черно-пестрая, красно-пёстрая, красная степная, айрширская и симментальская. Поголовье скота в племенных хозяйствах обеспечивает поддержку генетического потенциала товарного животноводства на достаточно высоком уровне, на что указывает селекционный дифференциал, который достигает 1300 кг молока на корову. Племенное маточное поголовье молочного скота увеличилось с 2005 по 2007 год на 3 тыс. голов и составляет 21 тыс. коров.
Особая роль в структуре племенного животноводства принадлежит ОАО "Племпредприятие "Барнаульское", которое является ведущим в Сибирском федеральном округе производителем биопродукции. Ежегодно реализуется около 800 тыс. доз. Это позволяет в товарных хозяйствах края осеменять 200 тыс. коров и тёлок, что составляет до 70% от общего маточного поголовья сельхозпредприятий края. Стабильно высоким является выход телят в расчете на 100 коров - 82 - 86 голов.
Алтайский край имеет необходимые ресурсы и условия для дальнейшего интенсивного развития молочного скотоводства и значительного увеличения производства молока, в частности:
природно-климатические условия, позволяющие разводить молочный скот различных районированных пород;
значительные площади зерновых культур и кормовых угодий (1131 тыс. га сенокосов, 2612 тыс. га пастбищ, 652 тыс. га посевов многолетних трав);
развитую комбикормовую промышленность (производственная мощность - 1270 тыс. тонн комбикорма в год);
необходимые трудовые ресурсы (более 46% населения края проживает в сельской местности; в молочном скотоводстве трудится 25 тыс. человек, или 18,6% от занятых в сельском хозяйстве края);
традиционность отрасли для региона (молочным скотоводством в Алтайском крае во всех 60 районах занимаются 536 сельскохозяйственных предприятий, 290 крестьянских (фермерских) хозяйств и личные подсобные хозяйства населения. В структуре реализации товарной продукции молочное скотоводство составляет 28 % (с 2001 по 2007 год прирост - 6,7 %);
научный и кадровый потенциал (в Алтайском крае функционируют Алтайский НИИ сельского хозяйства, Сибирский НИИ сыроделия, высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для молочного скотоводства и молокоперерабатывающей промышленности);
развитая молокоперерабатывающая промышленность (производственная мощность молокоперерабатывающих предприятий - 1770 тыс. тонн молока; полностью обеспечена глубокая переработка молока-сырья, осуществляется производство молочной продукции длительного срока хранения (твёрдые сыры, сухое молоко и др.).
Несмотря на позитивные тенденции последних трёх лет существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие молочного скотоводства края:
1. Сокращение посевных площадей, занятых кормовыми культурами, недостаточное обновление многолетних трав, сокращение площадей орошаемых земель; недостаточное обеспечение кормопроизводства современной высокопроизводительной кормоуборочной техникой.
Слабая техническая оснащённость предприятий является одной из основных причин несвоевременного и некачественного выполнения мероприятий по внедрению прогрессивных технологий заготовки кормов, что приводит к потерям 25 - 30% выращенного урожая и снижению его кормовой ценности. Основная масса грубых и сочных кормов заготавливается по традиционным технологиям с применением машин преимущественно устаревших конструкций. По краю в среднем за 2000 - 2007 годы на 1 условную голову заготавливалось по 21,7 центнера кормовых единиц грубых и сочных кормов. В производимых в последние годы кормах дефицит белка составляет 18-20%, сахара - 20-50%. Использование концентрированных кормов в молочном животноводстве составляет не более 60% от потребности. Дефицит фуражного зерна, жмыха, шротов в рационах не позволяет обеспечить животных необходимым количеством энергии и протеина. Не в полной мере применяются при кормлении скота премиксы, белково-витаминные, минеральные и другие добавки.
Недостаточно высокая обеспеченность современными мобильными кормоцехами и комбикормовыми установками, а также другим оборудованием для организации полноценного сбалансированного кормления в соответствии с зоотехническими нормами в значительной степени влияет на интенсификацию животноводства, рост продуктивности и качество получаемой продукции. Грубые и сочные корма в виде однородной смеси используются в объеме не более 16-18% от общего потребления, что ведёт к перерасходу кормов при производстве молока на 30-35% и низкой молочной продуктивности коров. В последние годы в крае проводится активная работа, направленная на развитие кормопроизводства. Меры государственной поддержки способствуют улучшению состояния кормовой базы. Реализация краевых целевых программ в 2006-2008 годах позволила сельхозтоваропроизводителям приобрести более 300 новых кормоуборочных комбайнов, 160 мобильных кормоцехов типа ИСРК. Как следствие, в 2007 году кормов заготовлено на 18 % больше, чем в 2005 году.
За счет применения ИСРК товаропроизводителями сэкономлено до 20% кормов за счёт более высокой их поедаемости. Площади, занятые зерновыми смесями, увеличены до 200 тыс. гектаров, что составляет 75% в структуре севооборота однолетних культур. Это позволило увеличить содержание протеина в кормах до 89-95 граммов в кормовой единице.
Однако без дальнейшей государственной поддержки невозможно обеспечить интенсивное развитие кормопроизводства и повышение эффективности молочного скотоводства.
2. Относительно слабая механизация производственных процессов в животноводстве; низкий удельный вес ферм с современным оборудованием и технологией производства продукции, что ведет к снижению продуктивности скота и качества продукции, увеличению ее себестоимости.
За период с 1990 по 2005 годы постоянный рост издержек производства не позволял большинству сельхозпроизводителей обновлять основные фонды. Изношенность технологического оборудования, отработавшего в ряде хозяйств по 20-30 лет, достигла 80 и более процентов. На многих фермах не применялись молокопроводы, кормоцеха и кормокухни, механизированная транспортировка и раздача кормов. Практически не велось строительство новых комплексов и ферм, не обновлялось оборудование. Частично или полностью перестали работать многие крупные промышленные молочные комплексы.
Последние три года благодаря краевым целевым программам ведётся приобретение доильного и холодильного оборудования для молочного скотоводства. Хозяйствами края куплены 164 новые линейные доильные установки на 42 тысячи коров, смонтировано 9 современных доильных залов, приобретено 179 танков-охладителей молока. Тем не менее темпы технического переоснащения животноводческих ферм недостаточны для решения задачи повышения эффективности и объемов производства молока.
3. Недостаточное развитие племенной базы молочного скотоводств системы искусственного осеменения скота.
Опыт лучших предприятий края и страны свидетельствует, что возможно значительное повышение продуктивности молочного скота. В настоящее время уровень реализации созданного генетического потенциала составляет 33-60%, и только в отдельных хозяйствах достигает 75-80%. Поэтому существует необходимость замены части поголовья в товарных хозяйствах на высокопродуктивный племенной скот и постоянного обновления генофонда в дальнейшем за счёт искусственного осеменения скота биопродукцией производителей, получивших высокую оценку по качеству потомства.
В настоящее время в крае внедряются передовые технологии воспроизводства крупного рогатого скота, в том числе использование биопродукции в пайеттах, что даст возможность увеличить выход телят на 100 коров на 3-4%. Современная племенная база молочного скотоводства позволяет поддерживать генетический потенциал товарного стада на достаточно высоком уровне благодаря реализации не только биопродукции высокопродуктивных быков, но и племенных ремонтных тёлок и нетелей. В настоящее время край продает до 3,5 тыс. племенных тёлок, увеличив за три года объём продаж на 60%.
Однако рост поголовья скота в товарных хозяйствах края, улучшение его качества обусловливают дальнейшее увеличение спроса на племенной скот. В связи с осуществлением национального проекта "Развитие АПК" в крае ведётся активное строительство современных животноводческих комплексов и ферм. За 2006-2007 гг. было построено и реконструировано животноводческих помещений на 33,3 тыс. скотомест, в том числе шесть современных мегаферм. В 2008 году в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 20012# годы на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов молочного скотоводства на 25 тыс. скотомест привлечено 1,87 млрд. рублей кредитных ресурсов. До 2012 года планируется ежегодно вводить не менее 2 современных животноводческих комплексов и 8-10 ферм с общим поголовьем от 3 до 5 тыс. коров.
Размещение в строящихся животноводческих помещениях скота с высоким потенциалом продуктивности для их последующего эффективного использования является острой необходимостью. Потребность Алтайского края и других регионов Сибирского федерального округа в племенной продукции в связи со строительство# новых комплексов составляет 8-10 тыс. нетелей в год.
Следует отметить, что в настоящее время более 44% поголовья крупного рогатого скота и 55% производства продукции молочного животноводства приходится на личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ). В ЛПХ также активно ведётся работа по улучшению породных качеств крупного рогатого скота путём расширения системы искусственного осеменения. За счёт средств краевого бюджета в 2006-2008 годах закуплено и передано в муниципальные образования 130 комплектов оборудования для пунктов искусственного осеменения животных на сумму 4,5 млн. рублей. В настоящее время в крае работает 455 пунктов искусственного осеменения скота в ЛПХ населения. За 2008 год осеменено более 35 тыс. коров и тёлок - это один из лучших показателей в стране.
Таким образом, государственная поддержка развития племенного животноводства доказывает свою эффективность и целесообразность и является необходимым условием дальнейшего развития молочного скотоводства в крае;
4. Недостаток специалистов высшего и среднего звена, вследствие чего невозможно внедрение в молочное животноводство современных ресурсосберегающих технологий.
В настоящее время только 70% из 536 сельхозпредприятий края, занимающихся животноводством, имеют в своем штате главных зоотехников, лишь половина из которых - с высшим образованием.
5. Недостаточное развитие интеграционных процессов в отношениях между производителями молока и предприятиями молочной промышленности, что не позволяет совместно решать важнейшие вопросы формирования взаимовыгодных цен, модернизации производства и т.д.
Негативное влияние на экономическую эффективность производства молока оказывает неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю молочных ферм приходится 35-40% от розничной цены на молоко вместо 50-55%, как это принято в западных странах, а также недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства, которая в целом по краю составляет около 5% от производственных издержек. Наличие сдерживающих факторов оказывает существенное влияние на экономическую эффективность молочного скотоводства и заинтересованность в реализации имеющихся в регионе возможностей его ускоренного развития.
В современных условиях решение изложенных проблем возможно только с использованием комплексного подхода на основе программно-целевого метода. Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
социальной значимостью молока как необходимого для здоровья нации продукта питания, доступного по цене;
биологическими особенностями разведения крупного рогатого скота по сравнению с птицеводством и свиноводством, в силу которых производственный цикл выращивания особи до взрослого животного составляет 24-28 месяцев;
необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства.
3. Целевые индикаторы Программы
Основные целевые индикаторы Программы приведены в таблице 2.
Целевые индикаторы Программы
Таблица 2
Целевой индикатор |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 г. к 2008 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Объём производства молока |
тыс. тонн |
1375 |
1402 |
1430 |
1459 |
1488 |
108,2 |
Средний удой молока на корову в год |
кг |
3322 |
3554 |
3803 |
4069 |
4273 |
128 |
Объём производства молока на душу населения |
кг |
550 |
557 |
567 |
576 |
580 |
105,5 |
Количество приобретенного племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
голов |
4113 |
4000 |
4000 |
4200 |
4410 |
107 |
Выход телят на 100 коров |
голов |
85 |
85 |
85 |
86 |
86 |
101 |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
9,6 |
11,0 |
11,9 |
12,5 |
13,5 |
|
Удельный вес племенных коров в общем поголовье коров |
% |
9,3 |
10,0 |
10,8 |
11,6 |
12,4 |
|
Количество реализованного племенного молодняка |
голов |
3626 |
3810 |
4000 |
4200 |
4410 |
125 |
в т. ч. в % к предыдущему году |
|
105 |
105 |
105 |
105 |
|
|
Количество созданных центров по оказанию сервисных услуг |
единиц |
455 |
490 |
525 |
555 |
580 |
127 |
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования отрасли со стороны инвесторов на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей - из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура в части товаров и услуг для села (рост цен на энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования.
2. Внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках данной Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за недостижения прогнозируемых показателей среднего удоя на корову в год и высоких темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критерия недостижения плановых показателей принят уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров.
Расчеты показали, что риски недостижения плановых показателей удоя на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта
от реализации Программы
Таблица 3
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Недостижение плановой продуктивности (кг молока на корову) |
209 |
247 |
264 |
283 |
Недостижение планового поголовья коров, тыс. голов |
16,3 |
16,6 |
17 |
17,3 |
Общая оценка рисков, тыс. тонн |
139,4 |
161,7 |
176,3 |
192,4 |
млн. руб. (для расчета принята цена 1 тонны молока - 10,5 тыс. руб.) |
1463,7 |
1697,8 |
1851,2 |
2020,2 |
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Система программных мероприятий
Достижение определенной в программе цели и решение поставленных задач будет обеспечено за счет проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие племенного животноводства, кормопроизводства, техническое перевооружения отрасли.
Предусматривается следующая система программных мероприятий:
3.1. Поддержка развития племенного молочного скотоводства
Мероприятие позволит обеспечить сохранение и развитие племенной базы молочного скотоводства, увеличить производство и реализацию племенного материала, улучшить качество выращиваемого и реализуемого племенного молодняка, повысить генетический потенциал сельскохозяйственных животных в товарных хозяйствах.
Поддержка развития племенного животноводства осуществляется путем субсидирования части затрат на создание сервисных центров искусственного осеменения коров и тёлок в личных подсобных хозяйствах населения.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24 августа 2009 г. N 365 в пункт 3.2 настоящей Программы внесены изменения
3.2. Стимулирование производства молока
Мероприятие будет стимулировать сохранение и рост поголовья дойного стада, повышение продуктивности коров и, как следствие, обеспечит увеличение производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями края.
Поддержка путём предоставления субсидий на получение прироста реализации молока в отчетном году будет осуществляться дифференцированно, в зависимости от молочной продуктивности коров.
Стимулирование производства молока также будет осуществляться путем субсидирования части затрат на производство молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко), реализованных (отгруженных) в первом полугодии текущего года.
3.3. Поддержка развития кормопроизводства
Мероприятие позволит укрепить кормовую базу хозяйств и на основе эффективного использования кормовых угодий в достаточном количестве обеспечить предприятия качественными кормами.
Поддержка развития кормопроизводства осуществляется путем субсидирования части затрат:
на потребленную электроэнергию и топливо, используемые при поливе сельскохозяйственных культур;
на ремонт и содержание внутрихозяйственных оросительных систем;
на приобретение премиксов, белково-витаминно-минеральных добавок для крупного рогатого скота.
3.4. Поддержка технического перевооружения кормопроизводства
и молочного скотоводства
Мероприятие позволит модернизировать производственную и технологическую базу молочного животноводства, обеспечить техническое перевооружение кормопроизводства.
Поддержка будет реализована путем субсидирования части затрат на приобретение:
кормоуборочной сельскохозяйственной техники, а также комплексов машин и оборудования для приготовления кормов;
доильного и холодильного оборудования для молочного животноводства;
техники и оборудования для орошения.
3.5. Компенсация затрат на уплату налога на имущество
Производится субсидирование затрат на уплату налога на имущество в размере не выше фактически уплаченной суммы, зачисляемой в краевой бюджет. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, не перешедшим на уплату единого сельскохозяйственного налога, при условии полной уплаты налога (и/или авансовых платежей) на имущество.
3.6. Поддержка животноводства в отдаленных горных и острозасушливых районах
Поддержка развития животноводства в отдаленных горных и острозасушливых районах осуществляется в виде субсидирования части затрат на реализованную продукцию (молоко и молочные продукты) собственного производства). Перечень населенных пунктов, на территории которых сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на государственную поддержку в соответствии с данным мероприятием, утверждается Администрацией края.
3.7. Развитие кадрового потенциала молочного скотоводства
Переподготовка, повышение квалификации, стажировка кадров для молочного скотоводства осуществляется на основании договоров, заключаемых с государственными образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, высшего образования, имеющими государственную лицензию на осуществление переподготовки и повышение квалификации.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы финансовых ресурсов и источники финансирования программных мероприятий представлены в таблице 4.
Постановлением Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 г. N 509 таблица 4 настоящей Программы изложена в новой редакции
Таблица 4
Объемы и источники финансирования Программы
Мероприятия |
Источники финансирования |
Средства (тыс. руб.) |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Поддержка развития племенного животноводства |
краевой бюджет |
1800 |
800 |
|
- |
1000 |
внебюджетные источники |
18320 |
4120 |
4420 |
4720 |
5060 |
|
2. Стимулирование увеличения производства молока |
краевой бюджет |
61500 |
30000 |
- |
- |
31500 |
внебюджетные источники |
1271050 |
244736 |
331578 |
339473 |
355263 |
|
3. Поддержка развития кормопроизводства |
краевой бюджет |
75950 |
29600 |
- |
- |
46350 |
внебюджетные источники |
208000 |
52000 |
52000 |
52000 |
52000 |
|
4. Поддержка технического перевооружения кормопроизводства и молочного животноводства |
краевой бюджет |
271900 |
97900 |
- |
80000 |
94000 |
внебюджетные источники |
324000 |
62000 |
75000 |
87000 |
100000 |
|
5. Компенсация затрат на уплату налога на имущество |
краевой бюджет |
32300 |
14800 |
|
|
17500 |
6. Поддержка животноводства в отдаленных горных и острозасушливых районах |
краевой бюджет |
25700 |
12500 |
700 |
- |
12500 |
внебюджетные источники |
1260000 |
300000 |
310000 |
320000 |
330000 |
|
7. Переподготовка, повышение квалификации, стажировка кадров для молочного скотоводства |
краевой бюджет |
1000 |
500 |
|
|
500 |
Итого на реализацию Программы |
краевой бюджет |
470150 |
186100 |
700 |
80000 |
203350 |
внебюджетные источники |
3081370 |
662856 |
772998 |
803193 |
842323 |
|
всего |
3551520 |
848956 |
773698 |
883193 |
1045673 |
Объём средств, необходимых для реализации запланированных мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
фактических цен на племенной скот в 2008 г. внутри страны - 140 рублей за килограмм живого веса;
средних по региону издержек при производстве молока - 9000 тыс. рублей за тонну;
стоимости технологического оборудования для молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг, фактически сложившейся в 2008 году.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Алтайском крае.
Реализация мероприятий по поддержке племенного животноводства будет способствовать увеличению удельного веса племенного скота в общем поголовье на 3,9 процентных пункта, что позволит повысить реализацию племенного молодняка в крае к 2012 году до 4410 голов. К 2012 году планируется увеличить количество сервисных центров искусственного осеменения крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах населения до 580 единиц, а объёмы искусственного осеменения коров и телок - до 35 тыс. голов.
Реализация программных мероприятий по развитию кормопроизводства позволит увеличить площади, занятые кормовыми культурами, на 13%, или с 1100 тыс. га в 2008 году до 1400 тыс. га в 2012 году. Будет ежегодно осуществляться полив кормовых культур на площади 20,0 тыс. га, обводнение пастбищ на площади 6 тыс. га; посевы однолетних культур расширятся до 370 тыс. га, кукурузы на силос - до 200 тыс. га.
Создание однолетних пастбищ с посевом суданской травы, многолетних трав и других культур на площади 60 тыс. гектаров для выпаса коров, расширение посевов рапса на зеленый корм по краю до 40-45 тыс. га позволит не допустить спада суточных удоев молока в осенний период, продлить сроки использования "зеленого конвейера".
Всё это даст возможность заготовить в 2,2 раза больше силоса и сенажа, повысить обеспеченность грубыми и сочными кормами с 21 до 31 центнера кормовых единиц на одну условную голову скота, (а с учетом концентрированных кормов - до 46 центнеров кормовых единиц), улучшить качество кормов.
Поддержка технического перевооружения молочного животноводства позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям за 2009-2012 годы приобрести 280 линейных доильных установок и 20 доильных залов, 560 танков-охладителей молока, обновить имеющееся технологическое оборудование на фермах и в животноводческих комплексах. Кроме того, будут приобретаться смесители-раздатчики кормов (КИС-8, "Оптимикс", "Хозяин" и другие), новые кормоуборочные комбайны, что позволит увеличить объём и качество заготавливаемых кормов.
Реализация Программы позволит увеличить поголовье коров на 8% к 2008 году, развивать молочное животноводство в отдаленных горных и острозасушливых районах края. Рост генетического потенциала товарных стад, решение проблемы заготовки кормов и другие мероприятия, направленные на развитие молочного скотоводства, обеспечат ежегодный рост продуктивности дойного стада на 5 - 7%, или прирост на 230 кг молока на корову в год. В результате ежегодный прирост производства молока составит 27 - 29 тыс. тонн. Общий объём производства во всех категориях хозяйств - 1488 тыс. тонн.
В целом реализация мероприятий Программы обеспечит повышение производительности труда на фермах в среднем на 12%, позволит увеличить рентабельность молочного скотоводства с 24,5% до 30%, что даст возможность улучшить финансовое состояние предприятий, повысить уровень заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.
Постановлением Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 г. N 509 таблица 5 настоящей Программы изложена в новой редакции
См. текст таблицы в предыдущей редакции
Таблица 5
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
Показатели |
Единица измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 4 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выручка от реализации молока (ТП) <*> |
млн. руб. |
5894 |
6202 |
6522 |
7000 |
25708 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока (дельта ТП) |
млн. руб. |
401 |
308 |
320 |
478 |
1507 |
Финансирование Программы, всего (Ф) |
млн. руб. |
186,1 |
0,7 |
80 |
203,35 |
470,15 |
Коэффициент эффективности (Эобщ.) |
|
1,95 |
1,45 |
1,47 |
2,12 |
1,75 |
* По сельскохозяйственным предприятиям.
Эффективность расходования средств финансирования, определяемая соотношением конечных результатов данной Программы и затрат на ее реализацию (коэффициент ), составила в среднем за пять лет 1,75, что для Программы, предназначенной создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне - и долгосрочную перспективу, следует считать высоким показателем. Положительный эффект от затраченных бюджетных средств проявится после завершения Программы минимум в течение 3-4 лет, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает их.
6. Система управления реализацией Программы
Контроль реализации Программы в целом, достижение целей, задач Программы, целевых индикаторов и мероприятий, утвержденных в Программе, мониторинг показателей выполняет Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.
В целях реализации мероприятий Программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления из краевого бюджета целевых средств на государственную поддержку сельского хозяйства края.
Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку молочного скотоводства см. Постановление Администрации Алтайского края от 24 августа 2009 г. N 368
Ответственные за координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, формирование отчетности о ходе реализации Программы определяются приказом Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 г. N 509 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства
в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы
Мероприятия
ведомственной целевой программы
"Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае"
на 2009 - 2012 годы
24 августа 2009 г., 13 сентября 2011 г.
Цели, задачи, мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Исполнитель |
Индикаторы |
Единица измерения |
Значение индикатора |
Сумма расходов, тыс. руб. |
Всего расходов, тыс. руб. |
|||||||
в отчетном году |
в плановый период |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Цель - создание экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока |
2009-2012 гг. |
Главное управление сельского |
объем производства молока |
тыс. тонн |
1375 |
1402 |
1430 |
1459 |
1488 |
186100 |
700 |
80000 |
203350 |
470150 |
хозяйства Алтайского края (ГУСХ) |
поголовье молочных коров |
тыс. голов |
385,1 |
392,8 |
400,6 |
408,7 |
416,8 |
|
|
|
|
|
||
|
средний удой молока на 1 корову в год |
кг |
3322 |
3554 |
3803 |
4069 |
4273 |
|
|
|
|
|
||
Задача 1. Укрепление племенной базы молочного скотоводства |
2009-2012 гг. |
ГУСХ |
удельный вес племенного скота в общей численности крупного рогатого скота |
в % от условных голов |
9,6 |
11 |
11,9 |
12,5 |
13,5 |
800 |
|
|
1000 |
1800 |
Мероприятие 1.1. Субсидирование части затрат на создание сервисных центров искусственного осеменения коров и телок в личных подсобных хозяйствах населения |
2009-2012 гг. |
ГУСХ |
количество сервисных центров |
единиц |
455 |
490 |
525 |
555 |
580 |
800 |
|
|
1000 |
1800 |
Задача 2. Увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства |
2009-2012 гг. |
ГУСХ |
объем производства молока |
тыс. тонн |
1375 |
1402 |
1430 |
1459 |
1488 |
185300 |
700 |
80000 |
202350 |
468350 |
средний удой молока на 1 корову в год |
кг |
3322 |
3554 |
3803 |
4069 |
4273 |
|
|
|
|
|
|||
Мероприятие 2.1. Субсидирование части затрат на прирост объемов реализованного молока |
2009-2012 гг. |
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители |
прирост производства молока |
тыс. тонн |
|
27 |
28 |
29 |
29 |
|
|
|
31500 |
31500 |
Мероприятие 2.2. Субсидирование части затрат на производство молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) |
2009-2012 гг. |
|
объем производства молока |
тыс. тонн |
1375 |
1402 |
1430 |
1459 |
1488 |
30000 |
|
|
|
30000 |
Мероприятие 2.3. Субсидирование части затрат на ремонт и содержание оросительных систем |
2009-2012 гг. |
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители |
посевные площади, на которых проведен ремонт внутрихозяйственных оросительных систем |
га |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
9600 |
|
|
5900 |
15500 |
Мероприятие 2.4. Субсидирование части затрат на потребленную при поливе сельскохозяйственных культур электроэнергию и топливо |
2009-2012 гг. |
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители |
площадь орошаемых кормовых культур |
га |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
|
|
25700 |
45700 |
Мероприятие 2.5. Субсидирование части затрат на приобретение премиксов, белково-витаминно-минеральных добавок для КРС |
2009-2012 гг. |
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители |
количество приобретенных премиксов и добавок |
тонн |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
|
|
|
14750 |
14750 |
Мероприятие 2.6. Субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования |
2009-2012 гг. |
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители |
количество заготовленных кормов на условную голову скота |
центнеров кормовых единиц |
20 |
28 |
29 |
30 |
31 |
97900 |
|
80000 |
94000 |
271900 |
Мероприятие 2.7. Субсидирование части затрат на реализованное молоко и молочные продукты собственного производства |
2009-2012 гг. |
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители в отдаленных горных и острозасушливых районах |
объем производства молока |
тыс. тонн |
|
9,6 |
12,2 |
12,5 |
12,7 |
12500 |
700 |
|
12500 |
25700 |
Мероприятие 2.8. Субсидирование налога на имущество |
2009-2012 гг. |
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители |
количество приобретенной техники |
единиц |
|
|
|
|
|
14800 |
|
|
17500 |
32300 |
кормоуборочные комбайны |
|
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
|||
кормосмесители |
|
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
|
|
|
|
|
|||
доильное оборудование |
|
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
|
|
|
|
|
|||
танки-охладители молока |
|
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
|
|
|
|
|
|||
Мероприятие 2.9. Переподготовка, повышение квалификации, стажировка кадров АПК по современной технологии ведения молочного скотоводства |
2009-2012 гг. |
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители, образовательные организации |
количество специалистов, прошедших повышение квалификации, стажировку |
человек |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
500 |
|
|
500 |
1000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 12 марта 2009 г. N 85 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 19 марта 2009 г. N 75-76, Сборнике законодательства Алтайского края, март 2009 г. N 155, ч.1, с.156
Постановлением Администрации Алтайского края от 1 марта 2013 г. N 102 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 11 декабря 2012 г. N 674
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Алтайского края от 9 октября 2012 г. N 535
Постановление Администрации Алтайского края от 4 сентября 2012 г. N 462
Постановление Администрации Алтайского края от 11 мая 2012 г. N 243
Постановление Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 г. N 742
Постановление Администрации Алтайского края от 10 ноября 2011 г. N 637
Постановление Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 г. N 509
Постановление Администрации Алтайского края от 24 августа 2009 г. N 365