Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением избирательной
комиссии Челябинской области
от 15 июня 2020 г. N 146/1253-6
Порядок
приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области).
1.2. В случае если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу осуществлялся сбор подписей избирателей, подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию Челябинской области не ранее 6 июля 2020 года и не позднее 15 июля 2020 года до 18 часов по местному времени одновременно с иными документами, в том числе связанными с подписными листами, представляемыми для регистрации кандидата.
1.3. Подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам должны быть собраны в количестве не менее 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона Челябинской области количество представляемых в окружную избирательную комиссию подписей может превышать указанное количество не более чем на 10 процентов.
1.4. В соответствии с частью 15 статьи 18 Закона Челябинской области сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ). Количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы, должно составлять не более 50 процентов от количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей с использованием ЕПГУ утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2020 г. N 251/1852-7.
1.5. Количество подписей избирателей, предоставляемых кандидатом в окружную избирательную комиссию в абсолютном выражении определено постановлением избирательной комиссии Челябинской области от 10 июня 2020 г. N 144/1231-6 "О количестве подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва".
1.6. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
1.7. Кандидаты, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей, извещаются о дате и времени проведения проверки подписей избирателей по указанию руководителя Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва (далее - Рабочая группа) уведомлением в письменной форме, которое подписывается руководителем Рабочей группы, либо членом Рабочей группы, являющимся членом окружной избирательной комиссии, либо по телефону (примерное содержание письменного сообщения (телефонограммы) приведено в приложении N 1 к настоящему Порядку), либо лично.
Почтовый адрес, адрес электронной почты и телефон для направления извещения сообщаются кандидатами в расписке при представлении документов на выдвижение.
Отметка о направлении извещения кандидату проставляется в Журнале передачи извещений о проведении проверки подписных листов (примерная форма журнала приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку).
Присутствие кандидатов, их уполномоченных представителей, доверенных лиц и иных лиц, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, при проведении проверки подписных листов фиксируется в Журнале учета присутствия кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, их уполномоченных представителей или доверенных лиц, а также иных лиц при проведении проверки подписных листов (примерная форма журнала приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку). Для обеспечения прохода указанных лиц в помещение, где проводятся прием и проверка подписных листов и иных связанных с ними документов, кандидаты заблаговременно сообщают в окружную избирательную комиссию сведения о лицах, которые будут присутствовать при проведении указанных процедур (примерная форма уведомления приведена в приложении N 4 к настоящему Порядку).
1.8. По окончании рабочего дня помещение либо шкафы (сейфы), где осуществляется хранение подписных листов, должны быть опечатаны.
2. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
2.1. Подписные листы и иные связанные с ними документы представляются кандидатом в окружную избирательную комиссию.
2.2. В окружную избирательную комиссию представляются:
2.2.1. Пронумерованные и сброшюрованные (не более 100 листов в одной папке) в виде папок подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва (форма подписного листа установлена приложением N 5 к Федеральному закону). Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.
2.2.2. Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией Челябинской области (приложение N 34 к постановлению от 10.06.2020 года N 144/1230-6).
2.2.3. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, с нотариально удостоверенными сведениями об указанных лицах и их подписями, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по формам, установленным избирательной комиссией Челябинской области (приложение N 35 и N 35.1 к постановлению от 10.06.2020 года N 144/1230-6).
2.2.4. Копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
2.3. Сведения о приеме подписных листов и иных связанных с ними документов указываются в документе, подтверждающем прием представленных для регистрации кандидата документов, в том числе информация о заявленном кандидатом количестве подписей избирателей, проставленных с использованием ЕПГУ.
2.4. При приеме документов проверяется соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. Общее количество представленных подписей определяется посредством последовательного пересчета подписей в каждой из представленных папок членами Рабочей группы, осуществляющими проверку подписных листов.
Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе и указано это в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Если была нарушена нумерация подписных листов, то кандидат уточняет нумерацию (перенумеровывает листы). Изменения вносятся в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3); при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11,10-11-12) либо исправляется нумерация подписных листов.
После завершения указанной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью окружной избирательной комиссии.
2.5. При необходимости, по результатам проверки, указанной в пункте 2.4 настоящего Порядка, кандидатом уточняется протокол об итогах сбора подписей избирателей. Кандидатом формируется новый протокол об итогах сбора подписей избирателей, на котором ставится отметка "Уточненный", по той же форме, что и первоначальный протокол. Уточненный протокол подписывается кандидатом и регистрируется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей.
3. Порядок и процедура проверки подписных листов
3.1. Проверке подлежат все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата и представленные в окружную избирательную комиссию и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах (за исключением исключенных (вычеркнутых) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе и в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию).
3.2. Проверка подписных листов осуществляется в течение семи календарных дней со дня, в который кандидату выдан документ, подтверждающий прием представленных для регистрации кандидата документов, в том числе подписных листов.
3.3. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения, содержащиеся в подписных листах. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении N 5 к настоящему Порядку).
На основании формы подписного листа, установленной приложением 5 к Федеральному закону, избирательная комиссия Челябинской области утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования Законодательного Собрания Челябинской области, наименования Челябинской области и наименования и номера избирательного округа.
3.4. При проверке подписных листов члены Рабочей группы (проверяющие) проверяют соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, и кандидата.
3.5. Основания для признания подписей избирателей недействительными установлены Федеральным законом.
3.6. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, которое излагается в ведомостях проверки подписных листов или в ином документе.
3.7. Читаемые неоднозначно сведения, указанные избирателями в подписных листах, могут уточняться у присутствующего при проведении проверки подписей избирателей кандидата, либо его уполномоченного представителя, либо его доверенного лица.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
Окружная избирательная комиссия проверяет подписные листы, представленные для регистрации кандидата, на предмет наличия в них подписей избирателей, проставивших подписи с использованием ЕПГУ. В случае, если избиратель проставил подпись в поддержку выдвижения одного и того же кандидата с использованием ЕПГУ и в подписном листе на бумажном носителе, достоверной признается подпись, проставленная с использованием ЕПГУ, а подпись, проставленная в подписном листе на бумажном носителе признается недействительной.
3.8. Проверка действительности указанных в подписных листах персональных данных лиц, поставивших свои подписи, осуществляется окружной избирательной комиссией с использованием территориального фрагмента подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы" (далее - Регистр) соответствующей территориальной избирательной комиссии. Результаты проверки передаются в Рабочую группу.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, окружная комиссия обращается в соответствующий территориальный орган МВД России на районном уровне (далее - территориальный орган внутренних дел), в которых существуют отделы по вопросам миграции. В территориальный орган внутренних дел направляется соответствующий запрос, подписанный председателем окружной избирательной комиссии, по форме, указанной в приложениях N 8 и 9 к настоящему Порядку.
После получения официального ответа территориального органа внутренних дел делается вывод о достоверности либо недействительности подписи избирателя.
Результаты проверки подписных листов на основании официальной ответа территориального органа внутренних дел предоставляются членам Рабочей группы до начала проверки подписных листов.
4. Оформление результатов проверки
4.1. Результаты проверки подписных листов заносятся проверяющим в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости приведена в приложении N 6 к настоящему Порядку), в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, в виде кодов нарушений с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, а при выбраковке подписного листа - в целом количество подписей на подписном листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений), в которых содержится каждая из таких подписей.
Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую проверяемую папку и может состоять из одного или нескольких листов.
Каждый лист ведомости проверки подписных листов подписывается проверяющим, а также экспертом (экспертами) в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признавалась (признавались) на основании его (их) заключения (заключений). Если заключение эксперта (экспертов) составлено в виде отдельного документа, то оно прилагается к ведомости проверки подписных листов.
4.2. По результатам обобщения информации, содержащейся в ведомостях проверки подписных листов, формируется итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом (форма итогового протокола приведена в приложении N 7 к настоящему Порядку). Итоговый протокол подписывается уполномоченным членом комиссии. В итоговом протоколе указывается дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом.
4.3. Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов заверяется руководителем Рабочей группы передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания окружной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
После получения копии итогового протокола кандидат может представить в окружную комиссию письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной и (или) недействительной.
4.4. Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей, представленных кандидатом, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и регистрация кандидата не производится.
Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
4.5. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой последствия, указанные в пункте 4.4 настоящего Порядка, кандидату по его письменному запросу одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей избирательной комиссии копии ведомостей проверки подписных листов и копии ведомостей проверки подписей избирателей, собранных с использованием ЕПГУ, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
4.6. В случае если по окончании проверки по результатам рассмотрения письменных возражений кандидата возникает необходимость корректировки ведомостей проверки и итогового протокола о результатах проверки подписных листов, то указанные изменения вносятся в уточненную ведомость (уточненный итоговый протокол о результатах проверки подписных листов) либо в отдельную справку о результатах рассмотрения возражений.
5. Хранение подписных листов и иных документов
5.1. Итоговый протокол проверки подписных листов прилагается к решению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации, которое хранится в соответствии с Порядком хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва.
5.2. Протоколы об итогах сбора подписей избирателей, справки об их уточнении, списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (на бумажных носителях), подписные листы, ведомости проверки подписных листов, протоколы итогов проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки хранятся отдельно по каждому кандидату.
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов возлагается на председателя (заместителя председателя) или секретаря окружной комиссии до передачи указанных документов в избирательную комиссию Челябинской области или в архив, либо до их уничтожения по истечении сроков хранения.
5.3. Документы, указанные в пункте 5.2 настоящего Порядка, хранятся в течение одного года со дня официального опубликования общих результатов выборов. По истечении указанного срока хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
5.4. Подписи избирателей, проставленные с использованием ЕПГУ хранятся в соответствии с пунктом 6 Порядка сбора подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2020 г. N 251/1852-7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.