Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
(утв. постановлением президиума Хабаровского краевого суда 26 августа 2020 г.)
В соответствии с планом работы на второе полугодие 2020 года судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда проведено изучение судебной практики по делам, связанным с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, рассмотренным судами Хабаровского края в 2019 году и в первом полугодии 2020 года.
В Обзоре приведены позиции судов по отдельным вопросам правоприменительной практики по делам данной категории.
1. Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Решение об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, принимается специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом Хабаровского края.
Таким органом в соответствии со статьей 3 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 в редакции от 24.07.2019 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", постановлением Правительства Хабаровского края от 6 мая 2006 N 69-пр "Об утверждении положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" является министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
В статье 3 названного Закона Хабаровского края приведен перечень лиц, которые вправе обратиться с заявлением об установлении данного факта, перечислены документы, которые должны быть приложены к заявлению об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, регламентирован порядок действий уполномоченного органа при поступлении заявления, основания, порядок и сроки принятия решения по заявлению, определена компетенция межведомственной комиссии, принимающей заключение о невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 24.05.2017 N 28 утвержден Административный регламент министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по предоставлению государственной услуги об установлении факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.
Решение уполномоченного органа об отказе в рассмотрении вопроса (заявления)об установлении данного факта может быть обжаловано в суд и подлежит рассмотрению судом в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Хабаровского края.
Так, при рассмотрении административного иска Советско-Гаванского городского прокурора, предъявленного в интересах несовершеннолетней Г., к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в рассмотрении вопроса о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, суд установил, что Г. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением отдела опеки и попечительства по Советско-Гаванскому муниципальному району от 22.05.2017 N 09.15-05-336 в отношении несовершеннолетней Г. назначен опекун.
Несовершеннолетняя Г. зарегистрирована в г. Советская Гавань, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту жительства.
Согласно ответам администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 08.11.2018 N 1-15-3900, 1-15-3905 о предоставлении выписки из Реестра муниципального имущества г. Советская Гавань квартира, в которой проживает и зарегистрирована несовершеннолетняя Г., находится в собственности городского поселения "Город Советская Гавань". Договор социального найма жилого помещения с гражданами не заключался.
Согласно выписке из лицевого счета, указанная квартира является двухкомнатной, жилой площадью 25,9 кв. м, общей площадью 39,8 кв. м. В квартире зарегистрированы: Ф. (наниматель), ее две дочери и находящаяся под опекой Г.
Опекун несовершеннолетней Г. неоднократно обращалась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с заявлением об установлении факта невозможности проживания в вышеуказанной квартире. В обоснование указывала на невозможность проживания Г. в ранее занимаемом жилом помещении, исходя из того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном помещении, менее учетной нормы, а также указывала о том, что в квартире проживает мать несовершеннолетней, лишенная родительских прав в отношении Г.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 11.12.2017 N 1937-р отказано в рассмотрении указанного заявления на основании п. 1 ч. 7 ст. 3 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае" по мотиву непредставления заявителем необходимых документов. Разъяснено, что заявитель вправе обратиться в Министерство с заявлением об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней в жилом помещении.
30.03.2018 распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края N 1-07/4281 отказано во включении Г. в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с указанием на то, что распоряжением главы Советско-Гаванского муниципального района от 04.09.2006 N 827-р за Г. закреплено право на проживание и пользование жилым помещением в г. Советская Гавань.
Разрешая требования, суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Хабаровска руководствовался ч. 2,3 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 52, п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98,99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, абз. 4 ст. 1, абз. 2 п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 8, п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", ч. 1 ст. 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", ст. 51, 53, 54 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 5, 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации", и исходил из того, что наличие либо отсутствие письменного договора социального найма органа местного самоуправления с Г. не имеет правового значения для подтверждения факта законности ее проживания в жилом помещении, вопрос о законности вселения которой в квартиру никем не оспаривается и подтверждён регистрацией по месту жительства.
В этой связи суд посчитал, что реализация права на получение жилья несовершеннолетней Г., оставшейся без попечения родителей, не может ставиться в зависимость от жилищных прав матери, лишенной родительских прав, по перезаключению договора найма в соответствии с действующими нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем требования административного истца удовлетворены.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда согласилась с приведенными выводами районного суда, дополнительно указав о том, что непредставление документов, перечисленных в статье 3 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", не является основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания.
Специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении факта невозможности проживания принимает решение об отказе в рассмотрении указанного заявления в случае непредставления документов, указанных в части 4 настоящей статьи, за исключением документов (их копий или содержащихся в них сведений), запрашиваемых посредством межведомственного информационного взаимодействия (подп. 1 п. 7 ст. 3 Закона).
Отказывая в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, уполномоченный орган не принял во внимание как порядок рассмотрения заявления об установлении факта невозможности проживания, так и фактические обстоятельства дела, представленные доказательства, достоверно подтверждающие, что квартира, в которой зарегистрирована Г., является муниципальной собственностью городского поселения "Город Советская Гавань";вселение нанимателя Ф. произведено на основании ордера; в настоящее время нанимателем жилого помещения является мать несовершеннолетней Г.; несовершеннолетняя Г. вселена в жилое помещение как член семьи нанимателя; гражданами, зарегистрированными в данной квартире, договор социального найма не заключался, а законность их вселения в жилое помещение не оспаривается.
Факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается судами и при разрешении гражданских дел по искам указанных лиц наряду с иными обстоятельствами, имеющими юридическое значение для их обеспечения жилыми помещениями в льготном порядке.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 72, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 195-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 9 статьи 3 Закона Хабаровского края от 10 декабря 2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суды признают невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в случаях:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 21 декабря 1996 следует читать как "N 159-ФЗ"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Федеральном законе от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ статья 72 отсутствует
- проживания в таких жилых помещениях родителей, лишенных родительских прав в отношении этих детей;
- проживания в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний согласно предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечню;
- непригодности жилого помещения для проживания;
- когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из проживающих лиц, менее учетной нормы.
Например, при рассмотрении дела по иску А., 1998 года рождения, к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обязании включить в список нуждающихся в жилом помещении по договору специализированного найма судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда признала невозможным проживание истца в квартире общей площадью 44,4 кв. м., в которой зарегистрированы 5 человек, включая мать истца, которая лишена родительских прав в отношении истца. Учитывая, что истец осталась без попечения родителей (ее мать лишена родительских прав, сведения об отце не были внесены в запись о рождении), по окончании пребывания в детском доме и образовательном учреждении истец жильем не обеспечена, ее проживание в закрепленном жилом помещении невозможно, судебная коллегия удовлетворила предъявленный иск(апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 февраля 2019 по делу N 33-1339/2019).
Аналогичное решение принято Центральным районным судом г. Хабаровска по иску М., 2000 года рождения, к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обязании включить в список нуждающихся в жилом помещении по договору специализированного найма. Суд установил, что истец зарегистрирован и проживает в коммунальной квартире общей площадью 90 кв. м., семья истца занимает две комнаты жилой площадью 23,1 кв. м., в которых зарегистрированы мать истца, лишенная родительских прав в отношении истца, а также четверо других членов семьи. Суд признал, что жилая площадь помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет 5,78 кв. м. и, следовательно, меньше учетной нормы. Истец относится к лицам, оставшимся без попечения родителей (его мать лишена родительских прав, запись об отце сделана со слов матери), другого жилья, кроме указанного, не имеет, в связи с чем подлежит обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма из специализированного жилищного фонда Хабаровского края.
При решении вопроса о невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если дети-сироты являются собственниками жилых помещений, в которых проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей, суды исходят из того, что положения абзаца первого подп. 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 195-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о необходимости предоставить вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае применению не подлежат, поскольку принудительный обмен находящегося в собственности жилого помещения не предусмотрен жилищным законодательством.
Такой вывод приведен в решении Центрального районного суда г. Хабаровска, которым удовлетворены исковые требования Детского дома в интересах несовершеннолетней Ф. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании отказа неправомерным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения.
Судом установлено, что Ф., 2003 года рождения, осталась без попечения родителей, ее родители лишены родительских прав в отношении нее. Постановлением Министерства образования и науки Хабаровского края от 13.07.2018 N 091-05-2491 несовершеннолетняя Ф. передана под надзор органов опеки. Несовершеннолетняя и ее мать Ф. являются собственниками по доли квартиры в г. Хабаровске.
26.07.2019 Детский дом обратился с заявлением в межведомственную комиссию министерства ЖКХ Хабаровского края о признании невозможным проживания несовершеннолетней Ф. в жилом помещении по прежнему месту жительства, ссылаясь на проживание на законном основании в этой квартире матери, которая была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней.
Распоряжением министерства ЖКХ Хабаровского края N 1246-р от 21.08.2019 отказано в рассмотрении документов об установлении факта невозможности проживания Ф. в ранее занимаемом помещении в связи с тем, что заявителем не было предоставлено вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене.
Давая оценку решению уполномоченного органа, суд исходил из того, что по смыслу закона, в случае, когда родители, лишенные родительских прав, проживают в жилом помещении несовершеннолетнего в качестве собственников, бывших членов его семьи либо в качестве члена семьи сособственника, невозможность проживания следует устанавливать с учетом решения вопроса о возможности прекращения права пользования жилым помещением лишенных родительских прав при наличии к тому предусмотренных законом оснований (ст. 293 Гражданского кодекса, ст. ст. 31, 35 Жилищного кодекса).
Таких обстоятельств о прекращении права пользования жилым помещением Ф. по делу не установлено.
Суд пришел к выводу о том, что несовершеннолетняя Ф. как нуждающаяся в жилом помещении подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений (дело N 2-13/2020, решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 января 2020 года).
2. Определение места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей обеспечения жилым помещением.
Статьей 5 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 (ред. от 24.07.2019) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае" предусматривается, что лицам, указанным в частях 1, 2 статьи 2 настоящего закона, включенным в список, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края в виде отдельной квартиры по норме предоставления площади жилого помещения государственного жилищного фонда края по договору социального найма, установленной частью 1 статьи 5 Закона края от 13 октября 2005 N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", без учета членов семьи, по месту их жительства или по их заявлению в письменной форме в границах другого населенного пункта на территории края.
При определении места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суды руководствуются положениями статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также учитывали правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 2 февраля 1998 N 4-П, выводы, изложенные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Определяя место жительства детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суды учитывают данные о фактическом месте проживания указанных лиц, полученные из документов регистрационного учета, документов о правах на жилое помещение, актов обследования условий жизни, распоряжений уполномоченных органов о закреплении жилого помещения за несовершеннолетними, решений органов местного самоуправления о принятии на учет как нуждающихся в обеспечении жильем, справок образовательных учреждений о прохождении обучения, сведений медицинских учреждений и др.
Так, при рассмотрении гражданского дела поиску опекуна несовершеннолетней В.В. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения, судом установлено, что согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N 206 от 31.05.2016 несовершеннолетняя В.В. зарегистрирована по месту пребывания в Приморском крае на срок с 31 мая 2016 года по 28 мая 2021.Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности В.Т.
Из отметки, проставленной сотрудником Отделения по вопросам миграции МО МВД России "Ковалеровский" на свидетельстве о регистрации по месту пребывания N 206 от 31.05.2016, усматривается, что В.В. снята с регистрационного учета в Приморском крае с 30 апреля 2019.
Согласно отметке, проставленной в паспорте, с 07 мая 2002 В.В. зарегистрирована по месту жительства в Хабаровском крае.
Факт регистрации В.В. по указанному адресу подтверждают также копия поквартирной карточки, справка о совместной регистрации от 23.06.2017 N 961/1-35.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 27 АВ 116880, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 25 марта 2008 года, помещение, в котором значится зарегистрированной несовершеннолетняя В.В. представляет собой монтерский пункт, назначение: нежилое, доля в праве на который в размере 500/1000 принадлежит В.С.
В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания N 2634 от 29 июня 2018 года опекун несовершеннолетней В.Т. зарегистрирована по месту пребывания в г. Хабаровске на срок с 29 июня 2018 по 26 июня 2021.
Из актов внеплановых проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного, утвержденных начальником отдела опеки и попечительства по г. Хабаровску, следует, что специалистом отдела 29 июня 2018 проведена проверка условий жизни несовершеннолетней В.В. в г. Хабаровске.
Несовершеннолетняя В.В., как следует из справки, выданной 24 декабря 2018, наблюдается в КГБУЗ "Детская городская поликлиника N 24" министерства здравоохранения Хабаровского края.
В.В. обучается в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Хабаровский торгово-экономический техникум" на 1 курсе по очной форме обучения (приказ о зачислении N 435 от 16.08.2018, нормативный срок обучения 3 года 10 месяцев), что подтверждается справкой N 167, выданной КГБ ПОУ ХТЭТ 28.12.2018.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 22.10.2018 N 1864-р отказано во включении несовершеннолетней В.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, на основании пункта 1 части 6 статьи 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае".
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N КУВИ-001/2019-9812122 от 29 апреля 2019 года следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за В.В.
Признав, что несовершеннолетняя В. В. в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя по договору социального найма не является, постоянно проживает на территории города Хабаровска, регистрации по месту пребывания на территории Приморского края не имеет, суд пришел к выводу о том, что обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости В.В. в жилье, подтверждены в судебном заседании, ответчиком не оспорены, в связи с чем возложил на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанность включить В.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений (дело N 2-2233/2019, решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 06 мая 2019 вступило в законную силу, обжаловано не было).
Аналогичным образом вопрос об определении места жительства в целях предоставления жилья на территории конкретного муниципального образования разрешен Центральным районным судом г. Хабаровска при рассмотрении дел N 2-413/2019, N 2-1216/2019, N 2-3989/2019.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 февраля 2019 года по иску З., 1969 года рождения, установлено, что истец осталась без попечения родителей в связи с отказом ее матери, являвшейся несовершеннолетней, от ребенка; в период с 07.08.1969 года по 15.09.1972 истец пребывала в КГБУЗ "Хабаровский Специализированный дом ребенка", выбыла в Биробиджанский детский дом N 5, где воспитывалась до 15.03.1976. В Бикинский детский дом поступила 13.03.1976. Прошла обучение 8 классов. Поступила в КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" 11.01.2002 и проживает там по настоящее время.
Согласно справке КГБУ "Хабаровский ДПИ-1" от 23.04.2013 З. зарегистрирована по месту жительства в краевом государственном бюджетном учреждении "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" в г. Хабаровске, с 2002 года по настоящее время. Согласно трудовой книжке истец трудоустроена в КГБУ "Хабаровский ДПИ N 1" с 01.09.2014, в настоящее время работает в должности уборщика служебных помещений.
Право собственности за З. на объекты недвижимого имущества жилого назначения в Хабаровском крае не зарегистрировано.
Исходя из установленных по делу обстоятельств суд признал право истца на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров по месту жительства - в пределах города Хабаровска, на состав семьи один человек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07 июня 2019 решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
По делу N 2-3989/2019 при разрешении иска П., 1997 года рождения, родители которой были лишены в отношении нее родительских прав, суд установил, что истец имеет право собственности на 1/7 долю жилого помещения, расположенного в сельском поселении в Хабаровском районе Хабаровского края. Данное жилое помещение признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии, вместе с тем в установлении факта невозможности проживания в данном жилом помещении истцу отказано распоряжением уполномоченного органа от 07.03.2019 N 467-р. Истец проживает в г. Хабаровске, вынуждена снимать жилье, с 2014 работает у индивидуального предпринимателя. Центральный районный суд г. Хабаровска в решении от 28 июня 2019 признал, что истец относится к числу детей-сирот, не имеет пригодного для проживания жилья, в связи с чем обязал министерство жилищно-коммунального хозяйства края включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а также предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме площади жилого помещения не менее 18 кв. м в пределах г. Хабаровска по договору найма специализированного жилого фонда(дело N 2-3989/2019, решение Центрального районного суд г. Хабаровска от 28 июня 2019 года обжаловано не было).
З. Споры о выплате ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения до обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежемесячная компенсация расходов за наем (поднаем) жилого помещения до обеспечения благоустроенными жилыми помещениями установлена для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статьей 5 Закона Хабаровского края от 25.04.2007 N 119 (ред. от 20.11.2019) "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2014 N 25-пр (ред. от 17.02.2020) утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором перечислен круг лиц, имеющих право обратиться за назначением и получением компенсации, определен орган, куда подается соответствующее заявление - Центр социальной поддержки населения, предусмотрен перечень документов, порядок и сроки принятия решения по заявлению, порядок и сроки выплаты компенсации, основания приостановления и прекращения выплаты.
Дела по спорам, связанным с компенсацией расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются судами в порядке гражданского судопроизводства.
При разрешении дел названной категории суды руководствуются статьей 5 Закона Хабаровского края от 25.04.2007 N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2014 N 25-пр "Об утверждении Порядка назначения и предоставления ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае".
Отсутствие фактических расходов за наем (поднаем) признается основанием к отказу в удовлетворении требования о взыскании компенсационной выплаты.
Например, при разрешении дела по иску А. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по выплате компенсации суд первой инстанции установил, что истец относится к лицам из числа детей-сирот, имеющих право на компенсацию расходов за наем (поднаем) жилого помещения, вступившее в законную силу решение суда от 10.07.2012 о возложении на уполномоченный орган обязанности обеспечить истца жилым помещением на момент рассмотрения настоящего дела не исполнено, вместе с тем предъявленный иск о выплате ежемесячной компенсации за период с 11 марта 2009 за 114 месяцев не может быть удовлетворен, поскольку доказательства найма жилого помещения и фактического несения указанных расходов истцом не представлены, в период с 2009 по настоящее время истец отбывает наказание в виде лишения свободы, назначенное по приговорам судов.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 марта 2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2019, в удовлетворении иска отказано(дело N 2-219/2019, N 33-5735/2019, решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 марта 2019, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2019).
4. Разрешение споров, связанных с обеспечением жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23-летнего возраста.
Полученные в результате обобщения данные позволяют выделить несколько групп дел, связанных с обеспечением жилищных прав указанной категории граждан:
- по искам лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23-летнего возраста, которые были поставлены на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по состоянию на 1 января 2013, то есть до внесения изменений в правовое регулирование на основании Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, и не были обеспечены жильем;
- по искам лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли 23-летнего возраста до внесения изменений в правовое регулирование на основании Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, но по состоянию на 1 января 2013 не обращались с заявлениями по поводу постановки на учет для обеспечения жильем в льготном порядке на дату изменения правового регулирования на основании данного закона, и обратились в суд после указанной даты (по изученным материалам в 20192020);
- дела по искам лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23-летнего возраста после 1 января 2013, то есть после внесения изменений в правовое регулирование на основании Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ - до 1 января 2013) предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 января 2013) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 упразднено право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма и одновременно предусмотрено предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Соответствующие изменения внесены в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) и Жилищный кодекс Российской Федерации. Изменения внесены и в региональные нормативные правовые акты (Закон Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", Закон края от 13 октября 2005 N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае".
Частью 2 статьи 4 данного Федерального закона распространено действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, предусматривается, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 или после 1 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
При разрешении дел, связанных с обеспечением жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23-летнего возраста, суды учитывают изменения, внесенные в правовое регулирование данных правоотношений на основании Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ.
Суды признают право на обеспечение жилым помещением за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшими возраста 23 лет, независимо от того, были ли они поставлены на учет как нуждающиеся в предоставлении жилых помещений (в общем или льготном порядке), обращались ли указанные лица, их представители, уполномоченные органы и организации с заявлениями о постановке на учет или включении в соответствующий список до обращения с иском в суд. При этом суды выясняли, относится ли лицо, обратившееся за судебной защитой, к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшими возраста 23 лет, является ли гражданин нуждающимся в предоставлении жилья, не было ли реализовано им право на обеспечение жилым помещением.
Ориентируясь на правовые позиции, изложенные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, суды тщательно выясняли причины, по которым указанные лица не были до достижения ими 23-летнего возраста поставлены на учет для обеспечения жильем в льготном порядке, признавая уважительными причины, связанные с бездействием уполномоченных должностных лиц органов опеки и попечительства, учреждений образования и здравоохранения, опекунов и попечителей, которыми не были выполнены обязанности по защите прав указанных лиц, а также обстоятельства, связанные с состоянием здоровья этих лиц. В судебных решениях подробно излагались установленные обстоятельства и мотивированные выводы суда в указанной части.
Действующая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ и утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 Правила предусматривают, что лица, достигшие возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 или после 1 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В силу изменившегося с 1 января 2013 правового регулирования право указанных лиц на обеспечение жильем не ставится в зависимость от их возраста, от того, имело ли место обращение до или после достижения возраста 23 лет, а также от причин, по которым они не были поставлены на учет как нуждающиеся в жилье, не включены в соответствующий список.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Текст обзора опубликован не был