10 ноября 2011 г.
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Неудахина Б.А.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Ведомственная целевая программа
"Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 9 апреля 2009 г. N 152)
10 ноября 2011 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 ноября 2011 г. N 637 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае"
на 2009-2012 годы
1. Характеристика проблемы
и обоснование необходимости её решения программными методами
Необходимость разработки краевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы продиктована реальными процессами, происходящими в свеклосахарной отрасли, и стоящими перед ней задачами увеличения производства стратегически важного для питания людей продукта - свекловичного сахара.
Действовавшая ранее краевая целевая программа по развитию свеклосахарного производства позволила стабилизировать состояние свекловодства. Принятая ведомственная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы, в которой развитие свеклосахарного подкомплекса названо приоритетным направлением, закрепляет положительные тенденции в свеклосахарном производстве и определяет новые механизмы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Алтайский край входит в число крупнейших производителей сахарной свёклы, посевы которой в 2006 - 2008 гг. занимали в среднем 24 тыс. га, а объёмы производства - 423 тыс. тонн. Благоприятные почвенно-климатические условия позволяют краю получать её устойчивые урожаи.
Таблица 1
Производство сахарной свёклы в Алтайском крае за 2006 - 2008 годы
Показатели |
Годы |
Среднее за 2006-2008 гг. |
||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||
Посевная площадь, тыс. га |
24,9 |
25,0 |
23,2 |
24,4 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
337,3 |
471,9 |
460,0 |
423,1 |
Урожайность, ц/га |
135,5 |
188,8 |
198,6 |
173,7 |
От результатов работы предприятий свеклосахарной отрасли зависит социально-экономическое состояние посёлков и городов, расположенных в сырьевых зонах сахарных заводов. На территории края действуют три сахарных завода, которые обеспечивают работой 1300 человек.
В настоящее время существующие мощности свеклоперерабатывающих заводов края позволяют освоить 5,6 тыс. тонн сахарной свёклы в сутки. В результате реализации инвестиционных проектов планируется значительное увеличение мощности ОАО "Черемновский сахарный завод". В целом по краю предполагается увеличить мощности по переработке сахарной свеклы к 2012 году до 7,4 тыс. тонн в сутки, что даст возможность выпускать до 110 тыс. тонн сахара-песка. Такой объем произведенного сахара полностью удовлетворяет потребность в нем жителей региона.
В крае разработан проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья", основная идея которого - перевод отраслей АПК на интенсивный путь, что позволит активно развивать свекловодство в крае. Сахарные заводы совместно с сельхозтоваропроизводителями смогут решить важные задачи - обеспечение продовольственной безопасности региона путём наполнения сахарного рынка продукцией собственного производства и улучшение уровня жизни населения.
Государственная поддержка свеклосахарного производства доказывает свою эффективность и целесообразность и является необходимым условием его дальнейшего развития в крае. В результате реализации Программы сахарные заводы увеличат загрузку имеющихся производственных мощностей, что обеспечит снижение затрат на переработку 1 тонны сахарной свёклы. Тем самым будут созданы условия для повышения рентабельности производства.
За последние три года на развитие свеклосахарного производства в крае направлено 1428 млн. рублей, в том числе 1173 млн. рублей собственных средств сельхозтоваропроизводителей, 212 млн. рублей субсидий из краевого и 43 млн. рублей - из федерального бюджетов. Удалось значительно укрепить материально-техническую базу свеклосеющих хозяйств, закупить современную свекловичную технику на сумму 365 млн. рублей, в том числе 31 свеклоуборочный комбайн. Все эти меры позволили значительно увеличить объёмы производства сахарной свёклы в крае и повысить её урожайность.
Несмотря на позитивные тенденции последних трёх лет существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие свеклосахарного производства края.
Ухудшение экономической ситуации в стране, повышение цен на основные материально-технические ресурсы, необходимые при выращивании сахарной свёклы, низкие цены на сырье и сахар, увеличение доли транспортных расходов при доставке сахарной свёклы на перерабатывающие предприятия негативно отразились на рентабельности свеклосахарного производства, а также на снижении посевных площадей. В современных условиях решение изложенных проблем возможно только благодаря использованию комплексного подхода на основе программно-целевого метода.
Объективная необходимость участия государства в развитии свеклосахарного производства обусловлена:
социальной значимостью сахара как необходимого продукта питания, доступного по цене;
высокой затратностью производства сахарной свеклы;
необходимостью оснащения хозяйств современной свекловичной техникой;
недостаточным уровнем обеспеченности населения края сахаром собственной производства.
2. Основные цели и задачи программы
Целью программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития свеклосахарного производства, увеличения объемов производства сахарной свеклы, сахара и повышение на этой основе доходов сельского населения.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:
укрепление материально-технической базы свеклосахарного производства за счет приобретения высокопроизводительной ресурсосберегающей свекловичной техники;
увеличение производства сахарной свёклы и сахара на основе восстановления почвенного плодородия, применения высокоурожайных сортов и гибридов, внедрения современных технологий выращивания сахарной свёклы.
3. Целевые индикаторы программы
Основные целевые индикаторы программы приведены в таблице 2.
Целевые индикаторы программы
Таблица 2
Целевой индикатор |
Единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2008 г.; % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Производство сахарной свеклы |
тыс. тонн |
421 |
294 |
320 |
346 |
440 |
104 |
Урожайность |
ц/га |
182 |
196 |
200 |
204 |
220 |
121 |
Площадь посева |
тыс. га |
23,0 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
20,0 |
87 |
Удельный вес площади, занятой высокопродуктивными гибридами и сортами сахарной свеклы отечественного производства, в общей площади посева |
% |
80 |
82 |
84 |
86 |
88 |
110 |
Доля агрохолдингов в общем объеме производства сахарной свеклы |
% |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
125 |
Производство сахара |
тыс. тонн |
54 |
41 |
45 |
48,5 |
61,6 |
114 |
Выручка от реализации сахарной свеклы |
млн. руб. |
547,0 |
382,0 |
416,0 |
450,0 |
572,0 |
104 |
Количество дополнительных рабочих мест |
ед. |
|
|
200 |
200 |
100 |
|
Рентабельность |
% |
20,4 |
23,8 |
27,1 |
31,4 |
38,0 |
186 |
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования отрасли со стороны инвесторов на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная конъюнктура рынка товаров и услуг для села (ГСМ, минеральные удобрения, средства защиты растений), а также непредвиденно высокий рост цен на семена, железнодорожные и автотранспортные перевозки, которые могут привести к существенному удорожанию производства сахарной свёклы, снижению рентабельности и сокращению посевных площадей;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования.
2. Внутренние риски:
организационные риски, недостаточная профессиональная подготовка кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение ГСМ, семенами, средствами химизации и т. д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме её точного и своевременного финансирования из всех источников и чёткого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на ГСМ, минеральные удобрения, семена, средства защиты растений, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном уровне. При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объёмов сахарной свёклы из-за невыхода на прогнозируемые показатели площадей посева и урожайности. Невыходом на плановые показатели считается площадь посева планируемого года минус 10% от засеянных земель и достижение менее 90% планируемой урожайности сахарной свёклы.
Оценка рисков недополучения ожидаемого
экономического эффекта от реализации Программы.
Таблица 3
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Недополучение сахарной свеклы от невыхода на плановую урожайность, тыс. тонн |
29,4 |
32 |
34,6 |
44 |
Недополучение сахарной свёклы от невыхода на плановую посевную площадь, тыс. тонн |
29,4 |
32 |
34,6 |
44 |
Общая оценка рисков: недополучение сахарной свёклы, тыс. тонн |
58,8 |
64 |
69,2 |
88 |
недополучение выручки от реализации сахарной свёклы, млн. руб. (для расчета принята цена 1 тонны сахарной свёклы - 1300 руб.) |
76,4 |
83,2 |
90 |
114,4 |
Расчеты показали, что риски от невыхода на плановые показатели по урожайности и посевной площади сахарной свёклы чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путём постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
4. Система программных мероприятий
Достижение определённой в программе цели и решение поставленных задач будет обеспечено за счёт проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие свеклосахарного производства, техническое перевооружение отрасли.
Предусматривается следующая система мероприятий:
4.1. Поддержка развития свекловодства.
Мероприятие позволит обеспечить сохранение и развитие материально-технической базы свеклосеющих хозяйств, увеличить производство сахарной свёклы и её реализацию перерабатывающим предприятиям, улучшить качество поставляемого на переработку сырья.
Поддержка развития свекловодства осуществляется путём субсидирования свеклосеющим хозяйствам части затрат:
на приобретение средств защиты растений;
на перевозку сахарной свеклы до перерабатывающих предприятий автомобильным и железнодорожным транспортом.
4.2. Поддержка технического перевооружения свекловодства.
Мероприятие позволит модернизировать производственную и технологическую базу свекловодства, обеспечить техническое перевооружение свеклосеющих хозяйств.
Оно будет реализовано путём субсидирования части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и комплексов машин для производства сахарной свёклы.
4.3. Переподготовка, повышение квалификации, стажировка кадров для свекловодства.
Переподготовка, повышение квалификации, стажировка кадров для свекловодства осуществляется на основании договоров, заключаемых с государственными образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования, имеющими государственную лицензию на осуществление переподготовки и повышение квалификации.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Объёмы финансовых ресурсов и источники финансирования программных мероприятий представлены в таблице 4.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 ноября 2011 г. N 637 таблица 4 настоящей Программы изложена в новой редакции
Таблица 4
Объёмы и источники финансирования Программы
Мероприятия, источники финансирования |
Источник |
Средства, тыс. руб. |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Поддержка развития свекловодства |
краевой бюджет |
121675 |
45675 |
46000 |
20000 |
10000 |
внебюджетные источники |
798000 |
181000 |
194000 |
207000 |
216000 |
|
2. Поддержка технического перевооружения свекловодства |
краевой бюджет |
42080 |
14000 |
18080 |
- |
10000 |
внебюджетные источники |
369800 |
82500 |
89000 |
95500 |
102800 |
|
3. Переподготовка, повышение квалификации, стажировка кадров для свекловодства |
краевой бюджет |
800 |
400 |
400 |
|
|
Итого на реализацию Программы |
всего |
1332355 |
323575 |
347480 |
322500 |
338800 |
краевой бюджет |
164555 |
60075 |
64480 |
20000 |
20000 |
|
внебюджетные источники |
1167800 |
263500 |
283000 |
302500 |
318800 |
6. Оценка эффективности Программы
Экономическая эффективность Программы заключается в том, что её реализация будет способствовать устойчивому развитию свеклосахарного производства края. Это выразится в увеличении в 2012 году по сравнению с 2008 годом производства сахарной свёклы во всех категориях хозяйств на 4%. Её объём составит 440 тыс. тонн.
Рост объёмов производства сахарной свёклы будет обеспечен путём повышения её урожайности на 38 ц/га и сохранения не менее 20 тыс. гектаров посевных площадей за счёт мероприятий по восстановлению почвенного плодородия, применения высокоурожайных сортов и гибридов, внедрения современных технологий выращивания сахарной свёклы, применения высокопроизводительной ресурсосберегающей свекловичной техники. Поддержка технического перевооружения свеклосахарного производства даст возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям за 2009-2012 годы приобрести 238 единиц современной высокопроизводительной техники, машин и оборудования, что позволит увеличить объём и качество заготавливаемого сырья.
Выручка от реализации сахарной свёклы увеличится на 4% и составит 572 млн. рублей.
В целом реализация мероприятий программы приведёт к увеличению рентабельности свеклосахарного производства на 18%, что даст возможность улучшить финансовое состояние предприятий, повысить уровень заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, в 2 раза.
7. Система управления реализацией Программы
В целях реализации мероприятий Программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления из краевого бюджета целевых средств на государственную поддержку свеклосахарного производства. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края реестром получателей субсидий.
Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку свеклосахарного производства см. Постановление Администрации Алтайского края от 22 июля 2009 г. N 330
Контроль за реализацией Программы выполняет Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое обеспечивает мониторинг показателей, характеризующих эффективность реализации программных мероприятий, предоставление в установленном порядке необходимой информации о ходе выполнения Программы, об эффективности использования финансовых средств, привлечении внебюджетных средств для реализации программных мероприятий.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 ноября 2011 г. N 637 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие свеклосахарного производства
в Алтайском крае" на 2009 -2012 годы
Мероприятия
ведомственной целевой программы
"Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае"
на 2009-2012 годы
10 ноября 2011 г.
Цели, задачи, мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Исполнитель |
Индикаторы |
Единица измерения |
Значение индикатора |
Сумма расходов, тыс. руб. |
Всего расходов, тыс. руб. |
|||||||
В отчетном году |
В плановом периоде |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Цель - создание экономических и технологических условий устойчивого развития свеклосахарного производства, увеличения объемов производства сахарной свеклы, сахара и повышение на этой основе доходов сельского населения |
2009-2012 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (ГУСХ) |
объем производства сахарной свеклы |
тыс. тонн |
421 |
294 |
320 |
346 |
440 |
60075 |
64480 |
20000 |
20000 |
164555 |
урожайность |
ц/га |
182 |
196 |
200 |
204 |
220 |
||||||||
площадь посева |
тыс. га |
23,0 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
20,0 |
||||||||
среднемесячная заработная плата работников, занятых в производстве сахарной свеклы |
тыс. руб. |
5400 |
6700 |
8370 |
9500 |
10800 |
||||||||
создание новых рабочих мест |
ед. |
|
|
100 |
100 |
100 |
||||||||
Задача 1. Укрепление материально-технической базы свеклосахарного производства за счет приобретения высокопроизводительной ресурсосберегающей свекловичной техники |
2009-2012 гг. |
ГУСХ |
количество приобретенной сельскохозяйственной техники |
ед. |
78 |
54 |
57 |
61 |
66 |
14000 |
18080 |
|
10000 |
42080 |
площадь посева |
тыс. га |
23,0 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
20,0 |
||||||||
Мероприятие 1.1. Субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, комплексов машин и оборудования для производства сахарной свеклы |
2009-2012 гг. |
ГУСХ; сельскохозяйственные товаропроизводители |
количество приобретенной сельскохозяйственной техники |
ед. |
78 |
54 |
57 |
61 |
66 |
14000 |
18080 |
|
10000 |
42080 |
Задача 2. Увеличение производства сахарной свеклы и сахара на основе сохранения и восстановления почвенного плодородия, применения высокоурожайных сортов и гибридов, внедрения современных технологий выращивания сахарной свеклы |
2009-2012 гг. |
ГУСХ; сельскохозяйственные товаропроизводители |
объем производства сахарной свеклы |
тыс. тонн |
421 |
294 |
320 |
346 |
440 |
46075 |
46400 |
20000 |
10000 |
122475 |
выручка от реализации |
млн. руб. |
547 |
382 |
416 |
450 |
572 |
||||||||
объем производства сахара |
тыс. тонн |
54 |
41 |
45 |
48,5 |
61,6 |
||||||||
Мероприятие 2.1. Субсидирование части затрат на приобретение гербицидов |
2009-2012 гг. |
ГУСХ; сельскохозяйственные товаропроизводители |
объемы обработки посевов сахарной свеклы |
тыс. га |
23,0 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
20,0 |
27800 |
28000 |
- |
- |
55800 |
Мероприятие 2.2. Субсидирование части затрат на перевозку сахарной свеклы автомобильным и железнодорожным транспортом |
2009-2012 гг. |
ГУСХ; сельскохозяйственные товаропроизводители |
объемы перевозки сахарной свеклы до сахарных заводов |
тыс. тонн |
421 |
294 |
416 |
450 |
572 |
17875 |
18000 |
20000 |
10000 |
65875 |
Мероприятие 2.3. Переподготовка, повышение квалификации, стажировка кадров по ресурсосберегающей технологии выращивания сахарной свеклы |
2009-2012 гг. |
ГУСХ; сельскохозяйственные товаропроизводители, образовательные организации |
количество специалистов, прошедших повышение квалификации и стажировку |
чел. |
25 |
40 |
40 |
40 |
40 |
400 |
400 |
- |
- |
800 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 9 апреля 2009 г. N 152 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 25 апреля 2009 г. N 121-122, Сборнике законодательства Алтайского края, апрель 2009 г. N 156, ч.1, с.391
Постановлением Администрации Алтайского края от 1 марта 2013 г. N 102 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 9 октября 2012 г. N 535
Постановление Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 г. N 742
Постановление Администрации Алтайского края от 10 ноября 2011 г. N 637