Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Административный регламент
предоставления муниципальной услуги "прием, рассмотрение документов, уведомление заявителя о принятом решении комиссией по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях, подготовка и внесение на рассмотрение Хабаровской городской Думой проекта решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени героя Советского Союза, героя Российской Федерации на обелиск"
(утв. Постановлением администрации города Хабаровска от 25 августа 2020 г. N 2665)
26 февраля, 4 мая, 6 сентября 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Предмет регулирования административного регламента
Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием, рассмотрение документов, уведомление заявителя о принятом решении комиссией по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях, подготовка и внесение на рассмотрение Хабаровской городской Думой проекта решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск" (далее - муниципальная услуга) разработан в целях повышения качества предоставления муниципальной услуги, определяет сроки и последовательность административных процедур при ее предоставлении (далее - регламент).
1.2. Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление муниципальной услуги:
- Федеральный закон от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" ("Российская газета", N 248, 17.11.1992);
- Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ("Российская газета", N 202, 08.10.2003);
- Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 02.08.2010, N 31, ст. 4179);
- Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ("Парламентская газета", N 70-71, 11.05.2006);
- Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 08.12.2014, N 49 (часть VI), ст. 6928);
- Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 11.04.2011, N 15, ст. 2036);
- Решение Хабаровской городской Думы от 25.09.2018 N 908 "Об утверждении Положения о памятных знаках на территории городского округа "Город Хабаровск" ("Хабаровские вести", N 150, 02.10.2018);
- постановление администрации города Хабаровска от 31.08.2010 N 2804 "Об утверждении Порядка разработки, экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг" ("Хабаровские вести", N 99, 03.10.2010).
1.3. Заявителями являются организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), ходатайствующие об установке памятного знака или о занесении имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск (далее - ходатайствующие организации), либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении муниципальной услуги (далее - заявитель).
1.4. Порядок информирования о правилах предоставления муниципальной услуги
1.4.1. Информацию по вопросам предоставления услуги, в том числе о ходе исполнения, можно получить:
а) в управлении культуры администрации г. Хабаровска (далее - управление) по адресу: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д. 30, каб. 108. График работы: понедельник - пятница с 9.00 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 14.00);
Подпункт б) изменен с 2 марта 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 26 февраля 2021 г. N 659
б) с использованием средств телефонной связи по номеру телефона: (4212) 40-91-57, электронной почты cultura@khv27.ru;
в) посредством ответов на письменные обращения, поступившие по адресу: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д. 30;
г) на информационных стендах, размещенных в управлении;
Подпункт д) изменен с 2 марта 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 26 февраля 2021 г. N 659
д) на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет khv27.ru;
е) на Едином портале государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru и (или) Региональном портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края uslugi27.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
1.4.2. Порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления муниципальной услуги, в том числе о ходе исполнения
1.4.2.1. При ответах на устные обращения, телефонные звонки по вопросам предоставления муниципальной услуги (о ходе ее исполнения) специалисты подробно информируют обратившихся. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, а также содержать информацию о фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии) специалиста, принявшего телефонный звонок. При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
1.4.2.2. Письменный ответ на обращение по вопросам предоставления муниципальной услуги (о ходе ее исполнения) излагается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), номера телефона исполнителя и направляется в виде почтового отправления или иным способом, указанным в обращении. Ответ направляется заявителю по адресу, указанному в обращении. Поступившие обращения регистрируются в день поступления.
Срок подготовки и направления ответа на обращение составляет не более 30 календарных дней со дня регистрации такого обращения.
Обращение по вопросам предоставления муниципальной услуги (о ходе ее исполнения) регистрируется в системе электронного документооборота в день поступления обращения.
1.4.2.3. Обращения по вопросам предоставления муниципальной услуги (о ходе ее исполнения), поступившие в электронной форме, исполняются в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 1.4.2.2 подраздела 1.4 раздела 1 настоящего регламента.
1.5. Информация об органах и организациях, в которые необходимо обратиться для предоставления муниципальной услуги:
Департамент архитектуры, строительства и землепользования, адрес: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, д. 17, каб. 403:
- для получения согласования главного художника города эскизного проекта памятного знака, путем направления заявления с приложением эскизного проекта памятного знака с указанием адреса, места размещения и материалов изготовления;
- для получения согласования главного художника города фотомонтажа памятного знака, путем направления заявления с приложением фотомонтажа памятного знака с указанием адреса, места расположения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиске, материалов изготовления;
- для получения согласования главного художника города фотофиксации места установки памятного знака, путем направления заявления с приложением фотофиксации места установки памятного знака с указанием даты съемки.
2. Стандарт предоставления муниципальной услуги
2.1. Наименование муниципальной услуги:
"Прием, рассмотрение документов, уведомление заявителя о принятом решении комиссией по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях, подготовка и внесение на рассмотрение Хабаровской городской Думой проекта решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск".
2.2. Муниципальная услуга предоставляется администрацией города Хабаровска в лице управления культуры администрации города Хабаровска.
2.3. Результатом предоставления муниципальной услуги является:
2.3.1. Внесенный на рассмотрение Хабаровской городской Думой проект решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск.
2.3.2. Ответ об отклонении ходатайства об установке памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск с обоснованием причин отклонения ходатайства, отказ в подготовке и внесении на рассмотрение Хабаровской городской Думой проекта решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск.
2.4. Максимальный срок предоставления муниципальной услуги - не более 60 календарных дней со дня поступления и регистрации заявления.
2.5. Правовые основания для предоставления муниципальной услуги:
2.5.1. Предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в подразделе 1.2 раздела 1 настоящего регламента.
2.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:
2.6.1. Документы и информация, представляемые заявителем самостоятельно:
- заявление (в соответствии с приложением к настоящему регламенту);
- документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления.
2.6.1.1. Прилагаемые документы к заявлению об установке памятного знака:
1) ходатайство об установке памятного знака;
2) ходатайство не менее трех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в поддержку ходатайства об установке памятного знака;
3) краткая историческая или историко-биографическая справка о значимом событии либо выдающейся личности;
4) заверенные ходатайствующей организацией копии документов, подтверждающие значимость события или особые заслуги личности;
5) эскизный проект памятного знака с указанием адреса, места размещения и материалов изготовления, согласованный главным художником города;
6) фотофиксация места установки памятного знака с указанием даты съемки, согласованная главным художником города;
7) при размещении мемориальной доски на фасаде здания, строения, сооружения и в интерьерах здания - письменное согласие собственника здания (строения, сооружения), на котором предполагается установить памятный знак, по согласованию с лицами, у которых здание (строение, сооружение) находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; для жилого фонда - решение товарищества собственников жилья либо жилищно-строительного кооператива или жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющей организации, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
8) при размещении стелы, скульптурной композиции, памятника, мемориального сооружения, мемориала на земельном участке - письменное согласие собственника земельного участка;
9) при размещении памятного знака на объекте культурного наследия (памятника истории и культуры) или в его охранных зонах внешний вид и место размещения памятного знака подлежат согласованию с органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
10) гарантийное письмо ходатайствующей организации или собственника (балансодержателя) здания (строения, сооружения), на котором планируется установка памятного знака, о финансировании работ по проектированию, изготовлению, установке и обеспечению торжественного открытия памятного знака, а также последующему его ремонту, содержанию, реставрации и воссозданию;
Подпункт 11 изменен с 7 мая 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 4 мая 2021 г. N 1656
11) заверенные ходатайствующей организацией копии документов, подтверждающие родство, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если человек, о жизни и деятельности которого выносится ходатайство, является иностранным гражданином.
Письменное согласие близких родственников (супруг, родители, дети) на обработку персональных данных человека, о жизни и деятельности которого выносится ходатайство.
В случае отсутствия близких родственников (супруг, родители, дети) ходатайствующая организация предоставляет письмо о результатах розыска близких родственников;
Подпункт 12 изменен с 7 мая 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 4 мая 2021 г. N 1656
12) заверенная ходатайствующей организацией копия свидетельства о смерти человека, в отношении которого выносится ходатайство об установке памятного знака, либо справка в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если человек, о жизни и деятельности которого выносится ходатайство, является иностранным гражданином.
2.6.1.2. Прилагаемые документы к заявлению о занесении имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск:
1) ходатайство о занесении имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск;
2) ходатайство не менее трех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
3) краткая историческая или историко-биографическая справка о выдающейся личности;
4) заверенные ходатайствующей организацией копии документов, подтверждающие особые заслуги личности;
5) фотомонтаж памятного знака с указанием адреса, места расположения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиске, материалов изготовления, согласованный главным художником города;
6) гарантийное письмо ходатайствующей организации или собственника (балансодержателя) обелиска, на который планируется занести имя Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, о финансировании работ по занесению имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск и обеспечению торжественного открытия;
Подпункт 7 изменен с 7 мая 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 4 мая 2021 г. N 1656
7) заверенные ходатайствующей организацией копии документов, подтверждающие родство, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если человек, о жизни и деятельности которого выносится ходатайство, является иностранным гражданином.
Письменное согласие близких родственников (супруг, родители, дети) на обработку персональных данных человека, о жизни и деятельности которого выносится ходатайство.
В случае отсутствия близких родственников (супруг, родители, дети) ходатайствующая организация предоставляет письмо о результатах розыска близких родственников;
Подпункт 8 изменен с 7 мая 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 4 мая 2021 г. N 1656
8) заверенная ходатайствующей организацией копия свидетельства о смерти человека, в отношении которого выносится ходатайство об установке памятного знака, либо справка в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если человек, о жизни и деятельности которого выносится ходатайство, является иностранным гражданином.
2.6.2. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подлежат предоставлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия):
2.6.2.1. Документы об установке памятного знака, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:
1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, на объект недвижимости, на котором планируется установить памятный знак;
2) при размещении памятного знака на земельном участке - заключение департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска о возможности размещения памятного знака на предлагаемом земельном участке;
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, на котором планируется установить памятный знак;
4) в случае если бывшее место жительства являлось местом трудовой деятельности человека (писатели, поэты, художники, скульпторы, композиторы) сведения о месте и периоде проживания лица, память которого планируется увековечить.
Подпункт 2.6.2.1 дополнен подпунктом 5) с 7 мая 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 4 мая 2021 г. N 1656
5) письменное согласие собственника здания (строения, сооружения), на котором предполагается установить памятный знак, по согласованию с лицами, у которых здание (строение, сооружение) находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в случае если здание (строение, сооружение) является муниципальной собственностью и передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальному учреждению;
Подпункт 2.6.2.1 дополнен подпунктом 6) с 7 мая 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 4 мая 2021 г. N 1656
6) письменное согласие собственника земельного участка, в случае если земельный участок является муниципальной собственностью.
2.6.2.2. Для рассмотрения вопроса о занесении имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск, находящийся в муниципальной собственности, заявитель вправе представить по собственной инициативе письмо департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска о согласии на занесение имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск, находящийся в муниципальной собственности.
2.6.3. Документы, указанные в пункте 2.6.2 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего регламента запрашиваются управлением в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение 5 календарных дней со дня приема и регистрации заявления с прилагаемыми документами в управлении.
Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении услуги.
2.7. Заявитель вправе направить (подать) заявление и прилагаемые документы по своему выбору одним из следующих способов:
а) почтовым отправлением по адресу: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д. 30;
б) при личном обращении по адресу: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д. 30, каб. 104. График работы: понедельник - пятница с 9.00 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 14.00);
Подпункт в) изменен с 2 марта 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 26 февраля 2021 г. N 659
в) в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), регионального портала государственных и муниципальных услуг Хабаровского края (uslugi27.ru), официального сайта администрации города Хабаровска (khv27.ru) в информационно- телекоммуникационной сети Интернет с учетом требований, установленных подразделом 2.16 раздела 2 настоящего регламента.
Пункт 2.8 изменен с 7 мая 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 4 мая 2021 г. N 1656
2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления с прилагаемыми документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги:
- заявление или прилагаемые документы написаны карандашом, имеют повреждения, не поддаются прочтению;
- заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание данного документа;
- заявление представлено не по форме согласно приложению к настоящему регламенту;
- заявление и прилагаемые документы, поданные в форме электронного документа, не подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с пунктом 2.16.2 подраздела 2.16 настоящего регламента;
- в заявлении или прилагаемых документах содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы.
Отказ в приеме документов не препятствует повторному обращению для предоставления муниципальной услуги.
2.9. Основания для приостановления рассмотрения заявления отсутствуют.
Пункт 2.10 изменен с 10 сентября 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 6 сентября 2021 г. N 3455
2.10. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- представление ходатайствующей организацией неполного комплекта документов, которые в соответствии с пунктами 2.6.1 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего регламента заявитель должен представить самостоятельно;
- несоответствие выдающейся личности или значимого события критериям, указанным в разделе 2 Положения о памятных знаках на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 25.09.2018 N 908;
- несоответствие требованиям, установленным разделом 3 Положения о памятных знаках на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 25.09.2018 N 908;
- наличие заключения департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска о невозможности размещения памятного знака на предлагаемом земельном участке;
- наличие письма департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска о несогласии на занесение имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск, находящийся в муниципальной собственности;
- несоответствие памятного знака требованиям, установленным в разделе 6 Положения о памятных знаках на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 25.09.2018 N 908.
2.11. Муниципальная услуга предоставляется бесплатно.
2.12. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении муниципальной услуги и получении результата муниципальной услуги, для получения информации о порядке предоставления муниципальной услуги не должен превышать 15 минут.
Пункт 2.13 изменен с 7 мая 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 4 мая 2021 г. N 1656
2.13. Регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги осуществляется в день его поступления в управление.
В случае если дата поступления заявления с прилагаемыми документами выпадает на выходной или нерабочий (праздничный) день, заявление с прилагаемыми документами регистрируется на следующий за днем поступления рабочий день.
2.14. Требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов
2.14.1. Центральный вход в здание, где расположено управление, оборудуется информационной табличкой с указанием его полного наименования, а также информацией о режиме работы. Кабинеты приема заявителей оборудуются информационными табличками с указанием номера кабинета.
Территория, прилегающая к зданию, в котором предоставляется муниципальная услуга, должна быть оборудована бесплатной парковкой для автомобильного транспорта, в том числе предусматривающая места для специальных автотранспортных средств инвалидов.
2.14.2. Вход в здание (помещение) и выход из него оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания, а также лестницами с поручнями и пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
2.14.3. Помещения, предназначенные для предоставления муниципальной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации должны отвечать требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности, а также должны быть оборудованы средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, системой кондиционирования воздуха, иными средствами, обеспечивающими безопасность и комфортное пребывание заявителей.
2.14.4. В помещении организуется бесплатный туалет для посетителей, в том числе туалет, предназначенный для инвалидов.
Места, предназначенные для информирования и ознакомления с информационными материалами, оборудуются информационными стендами, стульями и столами для возможности оформления документов. Информационные стенды должны располагаться непосредственно рядом с кабинетом (рабочим местом) специалиста управления.
На информационных стендах содержится следующая обязательная информация:
- наименование муниципальной услуги;
- полное наименование управления, почтовый адрес, график работы, телефон для получения информации о процедуре предоставления муниципальной услуги;
- адрес сайта администрации города Хабаровска;
- описание процедуры предоставления муниципальной услуги в текстовом виде;
- выдержки из нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению муниципальной услуги;
- перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- образец заполнения заявления о выдаче разрешения;
- порядок обжалования действий (бездействия) и решений, принимаемых в ходе предоставления муниципальной услуги.
Тексты материалов печатаются удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важные места выделяются полужирным начертанием либо подчеркиваются.
Места для заполнения заявлений о предоставлении муниципальной услуги и приема граждан специалистами управления оборудуются информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета, стульями, столами, обеспечиваются образцами заявлений и канцелярскими принадлежностями для написания письменных обращений.
Каждое рабочее место специалиста управления должно быть оборудовано телефоном, персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных и оргтехникой, позволяющими организовать исполнение муниципальной услуги в полном объеме.
2.14.5. При предоставлении муниципальной услуги инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и семьям, имеющим в их составе детей-инвалидов, должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов, в том числе:
1) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи в месте предоставления муниципальной услуги;
2) допуск в помещение, в котором предоставляется муниципальная услуга, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
3) возможность самостоятельного или с помощью специалистов управления, предоставляющих услуги, передвижения в месте предоставления услуги;
4) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в здание, в том числе с использованием кресла-коляски, и при необходимости с помощью специалистов, предоставляющих услуги.
2.15. Показатели доступности и качества муниципальной услуги.
2.15.1. Показателями доступности услуги являются:
а) наличие различных способов получения информации о правилах предоставления услуги;
б) возможность получения информации о ходе предоставления муниципальной услуги.
2.15.2. Показателями качества услуги являются:
а) упорядочение административных процедур и административных действий;
б) соблюдение сроков предоставления муниципальной услуги.
2.16. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления муниципальной услуги в электронной форме.
Подпункт 2.16.1 изменен с 2 марта 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 26 февраля 2021 г. N 659
2.16.1. Подача заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронного документа на официальном сайте администрации города Хабаровска (khv27.ru) осуществляется путем авторизации заявителя в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно- технологическое взаимодействие информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Подпункт 2.16.2 изменен с 2 марта 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 26 февраля 2021 г. N 659
2.16.2. Заявление и прилагаемые документы, за исключением документов, указанных в пункте 2.6.2 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего регламента, поданные в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомцифры Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи") лица, которое в соответствии с федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами наделено полномочиями на создание и подписание таких документов.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
3.1. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием, регистрация заявления с прилагаемыми документами и направление прилагаемых к заявлению документов председателю комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях либо отказ в приеме и регистрации заявления с прилагаемыми документами по основаниям, указанным в подразделе 2.8 раздела 2 настоящего регламента;
- направление запросов о предоставлении документов и информации в порядке межведомственного информационного взаимодействия получение ответов на них, и направление ответов на межведомственные запросы председателю комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях;
- рассмотрение прилагаемых к заявлению документов и ответов на межведомственные информационные запросы на комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях и направление протокола заседания комиссии в управление;
- получение протокола комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях управлением, уведомление заявителя о принятом решении комиссией по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях и подготовка и внесение на рассмотрение Хабаровской городской Думой проекта решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск либо отказ в подготовке и внесении на рассмотрение Хабаровской городской Думой проекта решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск.
3.2. Прием, регистрация заявления с прилагаемыми документами и направление прилагаемых к заявлению документов председателю комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях либо отказ в приеме и регистрации заявления с прилагаемыми документами по основаниям, указанным в подразделе 2.8 раздела 2 настоящего регламента.
3.2.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры, является получение управлением заявления и документов в соответствии с пунктом 2.6.1 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего регламента.
3.2.2. Лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является специалист управления, в должностные обязанности которого входит прием и регистрация заявления (далее - специалист управления).
3.2.3. Специалист управления в день поступления заявления в управление проверяет заявление на соответствие требованиям подраздела 2.8 раздела 2 настоящего регламента и в случае отсутствия оснований для отказа в приеме заявления регистрирует заявление с прилагаемыми документами в электронной регистрационной системе либо, при наличии оснований, отказывает в приеме и регистрации заявления с прилагаемыми документами посредством направления уведомления за подписью специалиста управления в течение одного рабочего дня со дня поступления заявления и документов в соответствии с пунктом 2.6.1 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего регламента заявления и документов в соответствии с пунктом 2.6.1 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего регламента.
3.2.4. Отказ в приеме заявления не препятствует повторному обращению заявителя после устранения недостатков, послуживших основанием для отказа.
Повторное обращение заявителя осуществляется в порядке, установленном настоящим регламентом.
3.2.5. В случае поступления заявления в ходе личного приема заявителю предоставляется подтверждение регистрации заявления с указанием регистрационного номера и даты регистрации посредством проставления отметки специалистом управления в день обращения на экземпляре заявления заявителя.
3.2.6. В случае получения заявления почтовым отправлением подтверждение о его получении и регистрации заявителю не направляется. О результатах получения заявления заявитель может получить информацию в управлении способом, указанным в пункте 1.4.1 подраздела 1.4 раздела 1 настоящего регламента.
3.2.7. В случае получения заявления в форме электронного документа специалистом управления направляется уведомление, содержащее входящий регистрационный номер заявления, дату его получения, а также перечень наименований файлов, представленных в электронной форме документов с указанием количества документов (файлов).
Уведомление направляется по адресу электронной почты, указанному в заявлении (в случае если заявитель указал адрес электронной почты), в день получения управлением заявления.
3.2.8. В течение одного рабочего дня со дня регистрации прилагаемые к заявлению документы нарочно направляются председателю комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях.
3.2.9. Результатом административной процедуры является регистрация заявления с прилагаемыми документами и направление прилагаемых к заявлению документов председателю комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях либо направление уведомления об отказе в приеме и регистрации заявления с прилагаемыми документами по основаниям, указанным в подразделе 2.8 раздела 2 настоящего регламента.
3.3. Направление запросов о предоставлении документов и информации в порядке межведомственного информационного взаимодействия получение ответов на них и направление ответов на межведомственные запросы председателю комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях
3.3.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры, является регистрация управлением заявления и документов в соответствии с пунктом 2.6.1 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего регламента.
3.3.2. Лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является специалист управления, в должностные обязанности которого входит осуществление межведомственного информационного взаимодействия.
3.3.3. Специалист управления, в должностные обязанности которого входит подготовка и направление межведомственных запросов, осуществляет подготовку и направление соответствующих межведомственных запросов, обеспечивает получение ответов на них и направление ответов на межведомственные запросы председателю комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях.
3.3.4. Срок исполнения административной процедуры направления межведомственных информационных запросов, получения ответов на них и направление ответов на межведомственные запросы председателю комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях составляет 5 календарных дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами.
3.3.5. Результатом административной процедуры является направление ответов на межведомственные запросы председателю комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях.
3.4. Рассмотрение прилагаемых к заявлению документов и ответов на межведомственные информационные запросы на комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях и направление протокола заседания комиссии в управление.
3.4.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры, является получение прилагаемых к заявлению документов и ответов на межведомственные информационные запросы председателем комиссии.
3.4.2. Ответственным за выполнение административной процедуры является комиссия по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях (далее - комиссия).
3.4.3. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 25.09.2018 N 908 "Об утверждении Положения о памятных знаках на территории городского округа "Город Хабаровск".
3.4.4. Комиссия в течение 30 рабочих дней со дня получения прилагаемых к заявлению документов в соответствии с пунктом 2.6.1 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего регламента и ответов на межведомственные информационные запросы рассматривает их и принимает одно из следующих решений:
1) в случае отсутствия оснований для отказа в предоставления муниципальной услуги, указанных в п. 2.10 настоящего административного регламента, поддержать ходатайство об установке памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск и рекомендовать Хабаровской городской Думе принять решение об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск;
2) в случае наличия оснований для отказа в предоставления муниципальной услуги, указанных в п. 2.10 настоящего административного регламента, отклонить ходатайство об установке памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск.
Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии и подписывается всеми ее членами в течение пяти рабочих дней со дня проведения заседания комиссии и в течение одного рабочего дня со дня подписания нарочно направляется в управление администрации города Хабаровска.
3.4.5. Результатом административной процедуры является направление протокола заседания комиссии в управление.
3.5. Получение протокола заседания комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях управлением, уведомление заявителя о принятом решении комиссией по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях и подготовка и внесение на рассмотрение Хабаровской городской Думой проекта решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск (далее - проект решения Хабаровской городской Думы)
3.5.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры, является получение протокола комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях управлением.
3.5.2. Ответственным за выполнение административной процедуры является специалист управления, в должностные обязанности которого входит подготовка проекта решения Хабаровской городской Думы.
3.5.3. В случае принятия комиссией решения, указанного в подпункте 1 пункта 3.4.4 раздела 3 настоящего регламента, управление:
- в течение 10 календарных дней со дня принятия такого решения комиссией такого нарочно уведомляет заявителя о принятом решении;
- в течение 20 рабочих дней со дня получения протокола заседания комиссии осуществляет подготовку и согласование проекта решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск, представляет его мэру города. Указанный проект вносится на рассмотрение Хабаровской городской Думой в соответствии с распоряжением администрации города Хабаровска от 28.08.2015 N 525-р "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в аппарате администрации города Хабаровска".
3.5.4. В случае принятия комиссией решения, указанного в подпункте 2 пункта 3.4.4 раздела 3 настоящего регламента, управление:
- в течение 10 календарных дней со дня принятия комиссией такого решения нарочно уведомляет заявителя о принятом решении посредством вручения заявителю ответа об отклонении ходатайства об установке памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск с обоснованием причин отклонения ходатайства, который подписывается начальником управления культуры.
3.5.5. Результатом административной процедуры является уведомление заявителя о принятом решении комиссией по увековечению памяти о выдающихся событиях и личностях, подготовка и внесение на рассмотрение Хабаровской городской Думой проекта решения Хабаровской городской Думы об увековечении памяти значимого события или выдающейся личности путем установки памятного знака или занесения имени Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации на обелиск.
3.6. Выполнение административных процедур в электронной форме осуществляется с учетом следующих особенностей:
3.6.1. Со дня поступления заявления о предоставлении муниципальной услуги, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, управление в течение 2 дней обязано провести процедуру проверки действительности усиленной квалифицированной электронной подписи, с использованием которой подписан электронный документ (пакет электронных документов) о предоставлении муниципальной услуги, предусматривающую проверку соблюдения условий, указанных в статье 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - проверка квалификационной подписи).
3.6.2. Проверка квалификационной подписи может осуществляться управлением самостоятельно с использованием имеющихся средств электронной подписи или средств информационной системы головного удостоверяющего центра, которая входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для представления услуг. Проверка квалификационной подписи также может осуществляться с использованием средств информационной системы аккредитованного удостоверяющего центра.
3.6.3. В случае если в результате проверки квалифицированной подписи будет выявлено несоблюдение установленных условий признания ее действительности, управление в течение 3 дней со дня завершения проведения такой проверки принимает решение об отказе в приеме и рассмотрении заявления о предоставлении муниципальной услуги и направляет заявителю уведомление об этом в электронной форме с указанием пунктов статьи 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", которые послужили основанием для принятия указанного решения.
3.6.4. После получения уведомления заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в приеме к рассмотрению первичного обращения.
Раздел 3 дополнен пунктом 3.7 с 7 мая 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 4 мая 2021 г. N 1656
3.7. При обращении заявителя с требованием об исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах опечатки и ошибки исправляются и исправленные документы направляются заявителю в течение семи календарных дней со дня регистрации обращения.
4. Формы контроля за исполнением административного регламента
4.1. Общий контроль за принятием решений, соблюдением и исполнением положений настоящего регламента осуществляет начальник управления культуры администрации города Хабаровска, а в его отсутствие - лицо, исполняющее его обязанности.
Текущий контроль за соблюдением и исполнением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению муниципальной услуги осуществляет начальник отдела финансово-экономической работы и ресурсного обеспечения управления культуры администрации города Хабаровска.
Контроль положений настоящего регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, осуществляет заместитель начальника управления культуры администрации города Хабаровска.
Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами, ответственными за выполнение административных процедур, положений настоящего регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, осуществляется начальником отдела финансово-экономической работы и ресурсного обеспечения управления культуры администрации города Хабаровска.
4.2. По результатам осуществления текущего контроля должностным лицам управления даются указания по устранению выявленных нарушений и контролируется их исполнение.
4.3. Контроль за выполнением положений настоящего регламента предусматривает проведение плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги.
Плановые проверки проводятся на основании годовых планов, утверждаемых управлением. Внеплановые проверки проводятся в связи с обращениями граждан, физических и юридических лиц.
4.4. Должностные лица управления, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, несут персональную ответственность за выполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных настоящим регламентом.
4.5. Контроль за соблюдением качества оказания муниципальной услуги осуществляется заместителем мэра города по социальным вопросам или лицом, исполняющим его обязанности, организующим и контролирующим деятельность управления.
4.6. Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением настоящего регламента, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
Основные положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением настоящего регламента, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, устанавливаются и определяются в соответствии с федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Хабаровского края, правовыми актами администрации города Хабаровска.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, или муниципального служащего
5.1. Заявитель имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений администрации города Хабаровска, ее должностного лица либо муниципального служащего, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления муниципальной услуги, организаций, осуществляющих функции по предоставлению муниципальных услуг, или их работников.
5.2. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов или информации либо осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания для отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края, муниципальными правовыми актами;
6) затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края, муниципальными правовыми актами;
7) отказ органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица администрации города Хабаровска, в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги;
9) приостановление предоставления муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края, муниципальными правовыми актами;
10) требование у заявителя при предоставлении муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пункт 5.3 изменен с 2 марта 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 26 февраля 2021 г. N 659
5.3. Жалоба подается в письменной или электронной форме в администрацию города Хабаровска.
Жалоба на решения и действия (бездействия) муниципальных служащих управления культуры администрации города Хабаровска при предоставлении муниципальной услуги рассматривается начальником управления культуры администрации города Хабаровска по адресу: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 30, телефон (4212) 32 53 33, адрес электронной почты: cultura@khv27.ru.
Жалобы на решения, принятые начальником управления культуры администрации города Хабаровска, подаются:
- заместителю мэра города по социальным вопросам по адресу: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66, телефон (4212) 30 26 58;
- мэру города Хабаровска по адресу: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66.
5.4. Жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего может быть направлена (подана) одним из способов, указанных в подразделе 2.7 раздела 2 настоящего регламента, либо принята при личном приеме заявителя либо уполномоченного представителя.
5.5. Жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, его руководителя решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего.
Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.6. Утратил силу с 2 марта 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 26 февраля 2021 г. N 659
5.7. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
2) об отказе в удовлетворении жалобы.
5.8. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенный полномочиями по рассмотрению жалоб, в соответствии с пунктом 5.3 настоящего регламента незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Пункт 5.9 изменен с 10 сентября 2021 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 6 сентября 2021 г. N 3455
5.9. Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Жалоба регистрируется в течение 3 рабочих дней со дня ее поступления.
5.10. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы в течение 3 рабочих дней со дня обращения.
5.11. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в подразделе 5.7 раздела 5 настоящего регламента, заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы с учетом статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
5.12. Информация для заявителей об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги, размещается на сайте администрации города и информационных стендах управления в соответствии с пунктом 1.4 настоящего административного регламента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.