Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы города
от 5 февраля 2007 г. N 236
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны
и городского звена Алтайской территориальной подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) гражданской обороны и городского звена Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - городского звена РСЧС) за санитарно-эпидемиологической обстановкой.
СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля городского звена РСЧС в г. Барнауле.
Координацию деятельности СНЛК на местном уровне осуществляют комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации города и управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула (далее - управление по делам ГОЧС города). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют краевые и городские организации, включенные в структуру СНЛК.
Наблюдение и лабораторный контроль в г. Барнауле организуются и проводятся в целях:
своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) обстановки;
своевременного выявления стихийных и опасных гидрометеорологических явлений;
определения степени загрязнения объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности и др.), продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
принятия органами управления городского звена РСЧС решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территории.
Основные задачи СНЛК:
прогнозирование и оценка РХБ обстановки при потенциальной угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и наблюдение за стихийными и опасными гидрометеорологическими явлениями, определение зон их расширения;
своевременное выявление РХБ обстановки;.
участие в определении зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территории.
2. Состав СНЛК
СНЛК имеет два уровня: местный и объектовый.
Местный уровень состоит из учреждений, организаций и профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.
Объектовый уровень состоит из лабораторий производственных объединений, акционерных обществ и учреждений.
В состав СНЛК входят:
Федеральное государственное учреждение (далее - ФГУ) здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае";
Государственное учреждение (далее - ГУ) "Территориальное управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по г. Барнаулу";
Барнаульский филиал ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае по железнодорожному транспорту";
производственные (объектовые) лаборатории;
посты радиационного, химического и бактериологического наблюдения организаций.
Взаимодействующие учреждения СНЛК:
Алтайский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Департамент по охране окружающей среды Администрации Алтайского края;
ФГУ агрохимической службы "Алтайский";
Барнаульская оползневая станция ОАО "Алтайская гидрогеологическая экспедиция";
ФГУ "Федеральная территориальная станция защиты растений в Алтайском крае".
ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае", Барнаульский филиал ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае по железнодорожному транспорту" и ГУ "Территориальное управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по г. Барнаулу" являются головными, как наиболее подготовленные к функционированию городского звена РСЧС в режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.
Головные учреждения СНЛК являются подразделениями постоянной готовности.
3. Порядок функционирования учреждений СНЛК
В режиме повседневной деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий, ведении долгосрочных восстановительных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий):
наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки;
предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения;
предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений среди населения;
подготовка специалистов СНЛК к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация аттестации формирований и специалистов;
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств городского звена РСЧС, обобщение опыта и обеспечение их дальнейшего развития;
участие в разработке и реализации целевых программ в области надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, на прилегающих к ним территориях;
разработка и выполнение программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В режиме повышенной готовности (при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при прогнозе возможности возникновения эпидемий):
постоянный сбор, обработка и передача органам управления и силам городского звена РСЧС, информации о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
подготовка специальных медико-санитарных, гигиенических санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, на прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности и масштабов эпидемий;
формирование оперативных групп, уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки, планов действий (взаимодействия) и иных документов.
Передача информации в вышестоящие организации по подчиненности и в управление по делам ГОЧС города осуществляется немедленно с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по каналам связи.
В режиме чрезвычайной ситуации:
разработка и реализация учреждениями СНЛК комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
профилактика массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений, включающая применение современных средств иммунной защиты населения и средств личной профилактики, вакцино-профилактику# и санитарно-эпидемиологический контроль за их организацией;
обслуживание аварийно-спасательных и других специализированных формирований в районе чрезвычайных ситуаций, направленное на обеспечение эпидемической безопасности специалистов;
поддержание взаимодействия органов управления городского звена РСЧС и учреждений СНЛК с другими заинтересованными ведомствами, в соответствии с конкретными планами мероприятий, разрабатываемых по обстановке в чрезвычайной ситуации;
организация карантинно-ограничительных мероприятий и установление режима поведения в эпидемиологическом очаге при возникновении эпидемических вспышек особо опасных инфекций;
организация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований постоянной готовности;
организация и осуществление оперативного контроля и измерений уровней радиоактивного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение о степени риска последствий чрезвычайных ситуаций для здоровья населения;
восполнение запасов медицинского имущества, диагностических и дезинфекционных средств для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (совместно со Всероссийской службой медицины катастроф);
выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций;
оценка санитарно-эпидемиологической обстановки;
организация материально-технического обеспечения работы специалистов учреждений СНЛК;
осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах, на прилегающих к ним территориях;
санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
Экстренная информация направляется в вышестоящие организации по подчиненности и в управление по делам ГОЧС города об обнаружении на объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды.
4. Задачи учреждений, входящих в СНЛК
На ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае", Барнаульский филиал ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае по железнодорожному транспорту" возлагаются:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки в зоне возможного очага заражения (загрязнения) патогенными биологическими агентами (далее - ПБА), опасными химическими веществами (далее - ОХВ) и радиоактивными веществами (далее - РВ);
отбор проб из объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы и т.д.), продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, зараженных радиоактивными, отравляющими, химически опасными веществами и бактериальными средствами, доставка их в головные центры для лабораторных исследований на ПБА, ОХВ и РВ и проведения санитарной экспертизы;
проведение санитарно-эпидемических экспертиз продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, объектов окружающей среды с выдачей предварительного заключения о их пригодности;
установление зон возможного заражения (загрязнения) территорий и контингента лиц, подвергнувшихся неблагоприятному воздействию ПБА, ОХВ и РВ;
На ГУ "Территориальное управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по г. Барнаулу" возлагается:
проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
установление вида биологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в мирное время в материалах, взятых от больных и трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), фуражного сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению:
проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
осуществление идентификации бактериальных инфекций (сибирская язва, бруцеллез, сап и т.д.);
введение карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
проведение диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;
оказание методической помощи объектовым ветеринарным лабораториям и подготовка специалистов.
На Барнаульскую оползневую станцию ОАО "Алтайская гидрогеологическая экспедиция" возлагается:
наблюдение за геодинамическими и оползневыми процессами левого и правого берегов рек Барнаулка и Обь в районе города;
составление прогноза по оползневым процессам;
закладывание реперных створов;
прогнозирование, ведение разведки и установление объемов сошедших оползней в районе рек Барнаулка Обь.
На производственные лаборатории организаций возлагается:
наблюдение за РХБ обстановкой в границах объекта или санитарно-защитной зоны;
установление наличия в воздухе, почве и растительности, в районе расположения объекта, РВ и ОХВ и их предварительную идентификацию;
установление на контролируемой территории фактов загрязнения РВ и ОХВ воды в открытых водоемах, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, на выпусках сточных вод, питьевой воды на городских водопроводных станциях и осуществление их предварительной идентификации;
установление РВ и ОХВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся питьевой продукции, продовольственном сырье и пищевых продуктах;
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их РВ, ОХВ и ПБА.
Посты радиационного, химического и бактериологического наблюдения организаций осуществляют наблюдение за РХБ обстановкой в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени с целью своевременного обнаружения в окружающей среде РВ, ОХВ и ПБА.
Управление по делам ГОЧС города координируют деятельность и контролируют состояние готовности учреждений СНЛК к действиям по предназначению в условиях мирного и военного времени.
5. Документация учреждений СНЛК
Учреждения СНЛК разрабатывают:
ведомственное Положение (инструкции) о работе учреждения;
штат и табель оснащения;
план перевода учреждения с мирного на военное время;
план подготовки учреждения на год;
схему оповещения и сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
функциональные обязанности специалистов учреждения;
перечень особо опасных инфекций, способных вызвать поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений;
перечень РВ и ОХВ, применяемых в организациях города;
перечень потенциально опасных объектов;
инструкции о порядке ведения РХБ наблюдения (разведки) и порядке оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды в вышестоящие организации по подчиненности и в управление по делам ГОЧС города со схемой связи;
методики отбора проб и проведения исследований на загрязнение РВ, ОХВ и ПБА;
карту (схему) контролируемого района;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
журнал РХБ наблюдения (разведки);
инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными РВ, ОХВ и ПБА;
переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации.
В военное время учреждения СНЛК функционирует совместно с формированиями Единой системы выявления и оценки применения оружия массового поражения, выделяемых по планам взаимодействия воинскими частями, по вопросу обмена информацией об обнаружении и обозначении районов, подвергшихся РВ, ОХВ и ПБА.
6. Материально-техническое обеспечение, подготовка специалистов СНЛК
Оснащение учреждений СНЛК лабораторным оборудованием, химическими реактивами и другими техническими средствами для выполнения задач производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты приобретаются за счет учреждений, в соответствии с табелями оснащений на военное время.
Штаты и табеля учреждений СНЛК разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами.
Лабораторный контроль продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством природных ресурсов РФ.
Исследование фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводится по методикам, утвержденным Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства.
Лабораторный контроль (кроме биологических средств) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, допущенным для целей государственного аналитического контроля и внесенным в государственный реестр.
Все учреждения (лаборатории) СНЛК должны быть аккредитованы в системе аккредитации, соответствующей профилю деятельности учреждения (лаборатории).
Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на них задач обеспечивается путем подготовки (обучения) специалистов и оснащения отделов, лабораторий и станций в соответствии с табелями.
Ответственность за подготовку (переподготовку) специалистов несут руководители учреждений СНЛК.
В целях совершенствования деятельности учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения, тренировки и контрольные проверки.
Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в вышестоящие организации по подчиненности и в управление по делам ГОЧС города в установленном порядке (форма 1/ СНЛК Табеля срочных донесений).
7. Финансирование СНЛК
Финансовое обеспечение деятельности учреждений СНЛК осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование целевых программ в области надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, проводится за счет средств организаций, органов местного самоуправления, на чьей территории расположена зона чрезвычайной ситуации, средств страховых фондов и других источников, с дальнейшем# возмещением расходов за счет организаций или физических лиц, виновных в возникновении чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных средств, руководителями учреждений СНЛК, органами местного самоуправления решаются вопросы о выделении средств из резервного фонда администрации города и резервного фонда Правительства РФ.
Выделение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Барнаула от 5 февраля 2007 г. N 236 "Об утверждении Положения о сети наблюдения и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.