Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Приказу Комитета по здравоохранению
Администрации Алтайского края
от 17.03.2003 г. N 95
Правила
предоставления платных медицинских услуг населению
краевыми лечебно-профилактическими учреждениями
26 июня 2008 г.
1. Настоящие правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению государственными учреждениями здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения).
2. Платные медицинские услуги населению предоставляются учреждениями здравоохранения в виде лечебно-профилактической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, как в учреждении здравоохранения, так и на дому.
3. Предоставление платных медицинских услуг населению учреждениями здравоохранения осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.
4. Учреждения здравоохранения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности здравоохранением.
5. Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также за правильностью взимания платы с населения, получения финансовых средств учреждениями здравоохранения по договорам с предприятиями (организациями), в том числе по договорам добровольного медицинского страхования, осуществляют Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и другими правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности учреждений здравоохранения.
6. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.1. Порядок ценообразования и методика расчета стоимости платных медицинских услуг определяются методическими рекомендациями (прилагаются), утвержденными в установленном порядке.
6.2. Расчет стоимости платных медицинских услуг каждым учреждением проводится на основе определения фактических финансовых затрат на услугу по кодам экономической классификации расходов.
6.3. Цены на услуги на платные медицинские услуги состоят из двух основных элементов: себестоимости и прибыли.
6.4. Цены на платные медицинские услуги должны покрывать затраты учреждения здравоохранения на оказание этих услуг.
6.5. Денежные средства, получаемые лечебными учреждениями от оказания платных медицинских услуг, аккумулируются на счетах учреждения здравоохранения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
6.6. Смета доходов и расходов на текущий год представляется в планово-финансовый отдел Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в порядке и по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
6.7. В расшифровке доходной части сметы указываются источники поступления денежных средств, в том числе личные средства граждан, средства страховых компаний и другие.
6.8. Использование доходов учреждения здравоохранения от платных медицинских услуг, осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов.
7. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
8. Оказание медицинских и иных услуг населению в учреждениях здравоохранения, осуществляемых по программам добровольного медицинского страхования (далее - ДМС), оформляется соответствующим двусторонним договором со страховыми медицинскими организациями.
8.1. Руководитель учреждения здравоохранения согласовывает с Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности программы ДМС, реализуемые на базе медицинского учреждения.
8.2. Оказание медицинских и иных услуг, осуществляемых по программам ДМС в учреждениях здравоохранения, не должно ущемлять прав граждан при получении ими бесплатной медицинской помощи в объеме Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Алтайского края бесплатной медицинской помощи.
8.3. Медицинский персонал учреждений здравоохранения не может заниматься страховой деятельностью по месту основной работы в рабочее время.
9. Учреждения здравоохранения могут оказывать платные медицинские услуги работникам предприятий (организаций), а так же членам их семей дополнительно к Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Алтайского края бесплатной медицинской помощи на основании двусторонних договоров, заключаемых с предприятием (организацией).
9.1. Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют перечень, объем и качество представляемых платных медицинских услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.2. Порядок, сроки, условия предоставления услуг, права и обязанности сторон определяются договором с предприятием (организацией).
10. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в учреждении здравоохранения. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются учреждениями здравоохранения с применением контрольно-кассовых машин. При расчетах без применения контрольно-кассовых машин учреждения здравоохранения должны использовать квитанции установленного образца. Квитанция выписывается в трех экземплярах, (первый прикладывается к ордеру, второй является документом кассира, третий выдается потребителю1 медицинской услуги).
11. Права и обязанности Потребителей медицинских услуг.
11.1. Потребители имеют право:
на самостоятельный выбор формы получения платной медицинской услуги путем заключения договора на оказание платных медицинских услуг непосредственно с учреждением здравоохранения, путем заключения договора добровольного медицинского страхования или включением в список лиц которым оказываются медицинские услуги по договорам с работодателем (предприятием, организацией);
на заключение договора о предоставлении платной медицинской услуги с учреждением здравоохранения самостоятельно либо его доверенным лицом (в том числе юридическим лицом), либо законным представителем (опекуном);
на получение полной информации об объеме и условиях получения платной медицинской услуги, включая сведения о квалификационной категории врача, наличии лицензии и сертификата на оказание данной услуги и ее стоимости;
на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
на отказ в одностороннем порядке от получения платной медицинской услуги или ее завершения, оплатив при этом фактически понесенные учреждением здравоохранения расходы в случае, если этот отказ не связан с нарушением прав пациента при оказании медицинской услуги;
на получение информации о технологии оказания платной медицинской услуги, возможных последствиях и осложнениях, наличии альтернативных видов услуг;
на предъявление иска к учреждению здравоохранения и (или) страховщику о возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, в том числе на возмещение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на выбор врача, а так же учреждения здравоохранения в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Кроме того, в соответствии со статьей 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан пациент имеет право:
на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам;
на сохранение в тайне информации о факте обращения за получением медицинских услуг, о состоянии его здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении в соответствии со статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
на получение информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
на возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в случае причинения вреда его здоровью при оказании ему медицинских услуг;
на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
на допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе предоставления отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;
на обращение с исковым заявлением в судебные инстанции;
на привлечение для разбора претензий третьей стороны.
вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
при несоблюдении учреждением здравоохранения обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуги;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор и потребовать возмещение убытков.
Потребитель вправе требовать выплату неустойки за нарушение установленных договором сроков исполнения в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителя" или договором. По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставление потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части внесенного аванса.
1 Понятие "потребитель" применяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
11.2. Потребители обязаны;
оплатить медицинскую услугу в соответствии с условиями договора;
давать информацию лечащему врачу о своем самочувствии, прошлых заболеваниях, госпитализациях, проведенном лечении и других вопросах, касающихся своего здоровья, сообщать о неожиданных переменах в состоянии здоровья в период лечения;
выполнять предписания лечащего врача, соблюдать план лечения, составленный лечащим врачом, выполнять требования медицинских сестер и другого медицинского персонала при выполнении ими различных процедур или указаний лечащего врача, а также требования правил поведения в учреждении здравоохранения, утвержденных его руководителем;
заботиться о своем здоровье, не предпринимать действий, наносящих ущерб здоровью других граждан.
Согласно правилу, предусмотренному положениями пункта 3 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда невозможность предоставления платной медицинской услуги возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, пациент возмещает учреждению здравоохранения фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено договором оказания платных услуг.
11.3. Потребитель несет ответственность:
за достоверность информации о своем здоровье, предоставляемой лечебному учреждению и страховщику;
за оплату медицинской услуги в полном объеме, если ее оказание стало невозможным по его вине;
за несоблюдение предписаний, режима лечения, установленных лечащим врачом, за невыполнение условий заключенного договора.
12. Права и обязанности учреждений здравоохранения
12.1. Учреждение здравоохранения имеет право:
предоставлять населению платные медицинские услуги дополнительно к объему установленному Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Алтайского края бесплатной медицинской для данного учреждения здравоохранения;
требовать от пациента информацию об его самочувствии, прошлых заболеваниях, госпитализациях, проведенном лечении и других вопросах, касающихся его здоровья, сообщения о неожиданных переменах в состоянии здоровья в период лечения;
требовать от пациента выполнения предписаний лечащего врача, соблюдения плана лечения, составленного лечащим врачом, выполнения требований медицинских сестер и другого медицинского персонала при выполнении ими различных процедур или указаний лечащего врача, а также требований правил поведения в учреждении здравоохранения, утвержденных его руководителем;
на односторонний отказ от исполнения обязательства по оказанию платных медицинских услуг, на условиях, предусмотренных договором с возмещением пациенту убытков в полном объеме;
на освобождение от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
12.2. Учреждение здравоохранения обязано:
обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации;
вести статистический и бухгалтерский учет раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам;
составлять требуемую отчетность и предоставлять ее в порядке и в сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
заключить с пациентом договор, которым регламентируются условия и сроки получения услуги, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон;
выдать потребителю (кассовый) чек или квитанцию, подтверждающие прием наличных денег;
в момент продажи услуги информировать пациента о времени, сроках и условиях получения медицинской услуги, ее стоимости, гарантиях и сроках эксплуатации протезов (в случае протезирования), возможных последствиях и осложнениях;
иметь в месте продажи услуги вывеску с указанием перечня платных медицинских услуг, их стоимости, условий и порядка получения, в том числе сведений о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведений о квалификации и сертификации специалистов, режима работы учреждения здравоохранения, выписки из законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов Алтайского края, регламентирующих порядок предоставления платных услуг, механизм утверждения их стоимости;
в случае возникновения осложнений по вине медицинских работников оказывать медицинскую помощь пациенту бесплатно;
предоставлять экспертам страховой компании возможность проведения экспертизы соответствия оказанной медицинской помощи требованиям программы и договора добровольного медицинского страхования;
расторгать договор на оказание платных медицинских услуг при невыполнении одной из сторон взятых на себя обязательств (за вычетом произведенных затрат).
12.3. Учреждение здравоохранения несет ответственность:
за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора;
за несоблюдением требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенных на территории Российской Федерации;
за причинение вреда здоровью и жизни потребителя.
13. Претензии и споры, возникшие между потребителем и учреждением здравоохранения, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. За невыполнение настоящих Правил учреждение здравоохранения в установленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.