г. Волгоград 17 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Антропова Е.А., Тертышной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Корниловой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Волгограда на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 декабря 2019 года по административному исковому заявлению ИП Фоминой ТА к администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района Волгограда о признании недействующим графическую часть постановления администрации Волгограда от 1 февраля 2017 г. N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", возложении обязанности, которым постановлено
Признать недействующей с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу графическую часть размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 1 февраля 2017 N 132 в части, предусматривающей размещение на территории Краснооктябрьского района Волгограда нестационарных торговых объектов: павильон, по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ИП Фоминой ТА к администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района Волгограда о возложении обязанности - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия установила:
ИП Фомина Т.А. обратилась в суд с административным иском, требования мотивировала тем, что Постановлением администрации Волгограда от 15 августа 2019 г. N 949 внесены изменения в Постановление администрации Волгограда от 1 февраля 2017 г. N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы": строки 409, 410 изложены в новой редакции, в которой изменен адрес нестационарных торговых объектов с номерами 1.1172 и 1.1173: вместо "микрорайон 325" указан адрес "ул. Северный городок, 1". Постановлением администрации Волгограда N 1233 от 3 сентября 2018 г. внесены изменения в Постановление администрации Волгограда от 1 февраля 2017 г. N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы". Постановление N 132 дополнено строками о размещении нестационарных торговых объектов (далее по тексту НТО): - 409 номер объекта 1.1172 Микрорайон 325 Павильон Продовольственные и непродовольственные товары площадью 88 кв. м.; - 410 номер объекта 1.1173 Микрорайон 325 Павильон Продовольственные и непродовольственные товары площадью 55 кв. м. Указала, что возведенные НТО расположены на благоустройстве, выполненном за счет ее средств как предпринимателя при реализации проекта реконструкция рынка "Северный" по <адрес>, угол <адрес>, были выполнены работы по асфальтированию, озеленению, в связи с чем, принятие указанного нормативного акта, напрямую затрагивает ее интересы как предпринимателя, ведущего деятельность на территории, в границах которого расположены НТО.
Считала графическую часть Постановления администрации Волгограда в части размещения нестационарных торговых объектов под номерами 1.1172, 1.1173 противоречащей Приказу комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 4 февраля 2016 г. N 14-ОД и подлежащей изменению. Графическая и текстовая часть Постановления администрации Волгограда в части включения в схему указанных выше НТО, противоречат (не соответствуют) друг другу. В графической части схемы место расположения НТО отлично от места расположения указанного в текстовой части Постановления, что подтверждается выводами экспертного заключения 29/2019.
Просила признать недействующей графическую часть постановления администрации Волгограда и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Волгограда просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Ссылается, на несоответствие выводов суда материалам дела, указывает что фактическое расположение нестационарных торговых объектов, принадлежащих ООО "Виктори", соответствует картографической схеме размещения объектов, являющейся приложением к договорам и утверждённой постановлением администрации Волгограда N 1233 от 3 сентября 2018 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объёме, выслушав представителя Фоминой Т.А. - Кичерову О.В., заключение прокурора отдела прокуратуры г. Волгограда Тапилина В.А. проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В порядке ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативно-правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативно-правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Частью 8 той же нормы установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы регулирует общественные отношения в части определения возможности размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город-герой Волгоград, содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределённым кругом лиц, то есть отвечает всем признакам нормативного акта и подлежит проверке в порядке судебного нормоконтроля.
В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда отнесена, в том числе разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Постановление от 1 февраля 2017 N 132 издано администрацией Волгограда в пределах компетенции данного органа местного самоуправления, определенной ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", п.п. 31 п. 7 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 N 20/362 и введено в действие в установленном порядке со 2 марта 2017 с соблюдением правил его опубликования.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии действующей редакции постановления нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд руководствовался следующим.
Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 4 февраля 2016 N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, направленный на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 2.2 Порядка схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
Статьей 1 названного Федерального закона определены следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Кроме того, согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Исходя из ст. 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу абз. 2 п. 74 названных Правил, временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Таким образом, поскольку Федеральный закон от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет нестационарный торговый объект как временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2), в силу приведенных выше требований нормативных актов о пожарной безопасности места размещения нестационарных торговых объектов не могут быть предусмотрены без соблюдения противопожарного разрыва до ближайшего здания, который должен составлять не менее 15 м.
Судебной коллегией установлено, что постановлением администрации Волгограда N 1233 от 3 сентября 2018 года внесены изменения в постановление администрации Волгограда от 1 февраля 2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", согласно которому постановление N 132 дополнено строками о размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО): - 409 - номер объекта 1.1172, микрорайон 325, павильон продовольственные и непродовольственные товары площадью 88 кв. м.; - 410 - номер объекта 1.1173, микрорайон 325, павильон продовольственные и непродовольственные товары площадью 55 кв. м.
Постановлением администрации Волгограда от 15 августа 2019 N 949 внесены изменения в постановление администрации Волгограда от 1 февраля 2017 года N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы": строки 409, 410 изложены в новой редакции, в которой изменен адрес нестационарных торговых объектов с номерами 1.1172 и 1.1173: вместо "<адрес>
В соответствии с п. 2.13 Порядка размещения нестационарных торговых объектов утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513, администрацией Краснооктябрьского района Волгограда в адрес ООО "Виктори" направлены уведомления от 12.11.2018 об исключении мест размещения нестационарных торговых объектов, принадлежащих обществу на основании заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов и было предложено выбрать компенсационные места из числа свободных мест в схеме размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема размещения НТО, Схема).
30 ноября 2018 г. в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда поступили заявления директора ООО "Виктори" о выборе компенсационных мест взамен исключенных из числа свободных мест в Схеме, а именно: место N 1.1173, место N 1.1172
4 декабря 2018 г. между ООО "Виктори" (хозяйствующий субъект) и администрацией Краснооктябрьского района Волгограда заключен договор N 475 на размещение нестационарного торгового объекта площадью 55 кв. м., номер 1.1173 в Схеме размещения НТО, расположенного по адресу: Микрорайон 325, в соответствии с техническим заданием согласно картографической схеме размещения объекта (масштаб 1:500) для осуществления торговой деятельности. Картографическая схема размещения объекта (масштаб 1:500) и техническое задание, согласованное сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1 договора). Срок действия договора определен пунктом 4 до 31 декабря 2021 года.
4 декабря 2018 г. между ООО "Виктори" (хозяйствующий субъект) и администрацией Краснооктябрьского района Волгограда заключен договор N 476 на размещение нестационарного торгового объекта площадью 88 кв. м., номер 1.11.72 в Схеме размещения НТО, расположенного по адресу: Микрорайон 325, в соответствии с техническим заданием согласно картографической схеме размещения объекта (масштаб 1:500) для осуществления торговой деятельности. Картографическая схема размещения объекта (масштаб 1:500) и техническое задание, согласованное сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1 договора). Срок действия договора определен пунктом 4 до 31 декабря 2021 года. Картографические схемы размещения НТО содержатся в приложении N 3 к договорам N 475 и N 476.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
На основании пункта 2.3. приказа 14-ОД Схема состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть схемы составляется в виде таблицы, разработанной по форме согласно приложению к Порядку. В текстовой части схемы отражается следующая информация: а) номер места нестационарного торгового объекта; б) адресные ориентиры нестационарного торгового объекта; в) вид нестационарного торгового объекта; г) вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта; д) площадь места размещения нестационарного торгового объекта (кв. м); е) собственник земельного участка, на котором предполагается размещение (размещен) нестационарного торгового объекта или собственник здания, строения, сооружения в котором предполагается размещение (размещен) нестационарного торгового объекта.
Графическая часть схемы разрабатывается в виде копии инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с обозначением на ней мест расположения нестационарных торговых объектов.
В текстовой части постановления администрации Волгограда N 132 указан следующая информация: - 409 номер объекта 1.1172 Северный городок 1 Павильон Продовольственные и непродовольственные товары площадью 88 кв. м.; - 410 номер объекта 1.1173 Северный городок 1 Павильон Продовольственные и непродовольственные товары площадью 55 кв. м.
Графическая часть постановления администрации Волгограда N 132 представляет собой схему размещения нестационарных торговых объектов 1:500.
Согласно абз. 3 пп. "г" п. 2.14 указанного Порядка одним из оснований для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов является наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта, о комплексном благоустройстве земельного участка.
Постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда" утверждены границы комплексного благоустройства на территории Волгограда.
В обосновании требований, истцом представлено экспертное заключение 29/2019-ЗЭ, согласно которому - нестационарные торговые объекты (НТО N 1, НТО N 2), площадью 88 кв. м. и 55 кв. м. расположены вблизи пересечения автодорог, проходящих по улице <адрес> (схема расположения нестационарных торговых объектов).
Нежилые здания, в окружении которых расположены нестационарные торговые объекты (НТО N <...>, НТО N <...>), площадью 88 кв. м. и 55 кв. м., имеют следующие адреса: - нежилое здание, адрес: <адрес> составляет - 45 м.
Нестационарные торговые объекты (НТО N 1 и 2), площадью 88 кв. м. и 55 кв. м. возведенные по договорам N 476,475 от 04.12.2018 соответственно, расположены в границах, подлежащих комплексному благоустройству в Краснооктябрьском районе города Волгограда.
Фактически нестационарные торговые объекты (НТО N 1 и 2), площадью 88 кв. м. и 55 кв. м. возведенные по договорам N 476,475 от 04.12.2018 г. соответственно, расположены на земельном участке, выделенном под благоустройство согласно разрешениям, на строительство NRU34301000-270/Ко-07, N NRU34301000-271/Ко-07 и рабочему проекту "Реконструкции рынка "Северный" 2-я очередь строительства по <адрес>, угол <адрес>".
Доказательств обратного ответчиками не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные НТО в противоречие абз. 3 пп. "г" п. 2.14 указанного Порядка расположены в зоне комплексного благоустройства.
Кроме того, в ходе прокурорской проверки установлено, что при включении в Схему мест 1.1172, 1.1172 администрацией нарушен СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10, в соответствии с которым ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода при отсутствии грунтовых вод не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 м.
Места 1.1172, 1.1173 расположены в непосредственной близости от эксплуатируемом ООО "Концессия водоснабжения" водопровода диаметром 900 мм. (на расстоянии менее 4 м. от оси водовода по вертикали), что создает угрозу для выполнения санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) водопроводов питьевого назначения, препятствует эксплуатирующей организации в проведении работ, в т. ч. аварийного характера, по поддержанию водовода в надлежащем состоянии.
По информации ООО "Концессии водоснабжения" размещение НТО в ЗСО водовода диаметром 900 м в указанных местах с эксплуатирующей организацией не согласовывалось.
Так же установлено, при включении места 1.1173 в схему Администраций проигнорированы положения пункта 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановление Правительства N 878 от 20.11.2000 согласно которым на земельных участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с п. 6 ст. 90 ЗК РФ и ч. 6 ст. 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29 апреля 1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 N 9, предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).
Пунктом 4.4 Правил установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.
На основании ч. 4 ст. 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В соответствии с п. 3, 9 Правил нормативное расстояния (минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети) устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства.
Для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны (пункт 7 Правил).
В соответствии таблицей 14 п. 7.23 СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" нормативное расстояние от подземных газопроводов низкого давления - 2 метра, среднего давления - 4 метра с каждой стороны до фундаментов зданий и сооружений.
При проведении прокурорской проверки было установлено, что место N l.1173 в схеме размещено непосредственно в охранной зоне газораспределительной сети среднего давления, эксплуатируемой ООО "Прадо" на основании договоров. N 01-34/2016-ТЭ от 13.12.2016 года (на расстоянии менее 0,5 м. от оси газопровода по вертикали).
Размещение нестационарного торгового объекта в указанном месте с собственником газопровода либо со специализированным эксплуатантом не согласовывалось.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, спорные НТО расположены в непосредственной близости от нежилых помещений, что является нарушением норм противопожарной безопасности.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в статье 16 предусматривает полномочие Правительства Российской Федерации принимать нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 25 апреля 2012 N 390 утвердило Правила.
Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.
Для предотвращения распространения пожара абзац второй пункта 74 Правил предусматривает расположение временных строений на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений, что соответствует требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В непосредственной близости от НТО 1.1172 (площадь 88 кв. м.), расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие истице Фоминой Т.А.: - нежилое здание, адрес: <адрес> на расстоянии 14 м; - сооружение для автотранспорта, собственности для посетителей торгово-складского комплекса, адрес: <адрес>. непосредственно примыкает.
В непосредственной близости от НТО 1.1172 (площадь. 55 кв. м.) расположены объекты недвижимого имущества: - нежилое здание, адрес: <адрес>.
Согласно экспертного заключения 29-2019-ЗЭ от 03.08.2019 г фактически НТО расположены на границе микрорайона 324 и проезжей части дороги, проходящей по ул. им. маршала Еременко, и их расположение не соответствует адресу, указанному в договорах на размещении нестационарных торговых объектов на территории Волгограда от 04 декабря 2018 г., а также адресному ориентиру, указанному в постановлении администрации Волгограда от 01 февраля 2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы".
В процессе изучения объекта, расположенного по адресу: <адрес> городок 1 установлено: - по адресу <адрес> городок 1 расположен многоквартирный жилой дом; - согласно кадастровой карте (https://pkk5.rosreestr.ru) определены границы земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом, по адресу <адрес> городок 1. На территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> отсутствуют нестационарные торговые объекты. Между НТО и жилым домом по адресу: <адрес> расположены нежилые здания, имеющие адреса <адрес>.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение, что фактическое размещение НТО не соответствует их местоположению, указанному в Схеме размещения НТО, утверждённой Постановлением N 132 от 01.02.2017 для объектов под номерами 1.1172 и 1.1173. Наличия правовых оснований для нахождения этих объектов именно на том месте, где они сейчас располагаются, администрацией не представлено.
В материалы дела представлена графическая часть Постановления администрации Волгограда N 132, суд отмечает, что графическая часть Постановления администрации Волгограда N 132 представляет собой схематическое изображение, отображающее только здание около дороги, позволяет визуализировать лишь расположение НТО без привязки к Адресному ориентиру.
На основании п. 2.3. приказа 14-ОД Схема состоит из текстовой и графической частей. В соответствии с пунктом 2.3.2. Графическая часть схемы разрабатывается в виде копии инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с обозначением на ней мест расположения нестационарных торговых объектов.
В пункте 4.1 инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 ГКИНП-02-033-79 указано, что на топографических планах масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 достоверно и с необходимой степенью точности и подробности в зависимости от масштаба плана изображаются: на топографических планах помещаются собственные названия населенных пунктов, улиц, железнодорожных станций, пристаней, лесов, песков, солончаков, вершин, перевалов, долин, балок, оврагов и других географических объектов.
Таким образом, в топографическом плане (графической части постановления N 132) отсутствуют данные, позволяющие идентифицировать точное месторасположение нестационарных торговых объектов.
Графическая часть не содержит масштаб, отсутствуют линейные единицы измерения расстояний, название улиц и другие ориентиры, нет обозначения улиц, домов, в какой части города должен располагаться НТО. Нет проходящих коммуникаций. Графическая часть не позволяет определить местоположение границ, изображенного на нем земельного участка, а также идентифицировать иные объекты, зафиксированные на топографическом плане, не позволяет установить организацию, подготовившую данный документ.
В соответствии с пунктом 2.2. Постановления администрации Волгограда от 09.04.2018 N 408 "Об утверждении Положения о присвоении, изменении, аннулировании адресов на территории Волгограда" адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать. Адрес является уникальной характеристикой, не повторяющейся во времени и на территории Волгограда.
Пунктом 4.10. того же Постановления N 408 предусмотрено зданиям, сооружениям, расположенным в глубине застройки, присваивается номер расположенного на магистральной улице здания, за которым они расположены, с добавлением к нему буквенного индекса, состоящего из букв русского алфавита.
В соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами НТО присвоены адреса <адрес>, следовательно, указанные НТО расположены именно рядом со строением по адресу <адрес>", а не вблизи адресного ориентира <адрес>.
Проверяя доводы административных истцов о несоответствии оспариваемого постановления нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия учитывает, что в ходе рассмотрения дела представителем ответчиков не предоставлены сведения о фактических основаниях, по которым эксплуатируемые ООО "Виктори" нестационарные торговые объекты были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы в нарушение вышеуказанных нормативных актов в области газоснабжения, водоотведения, пожарной безопасности и благоустройства.
В порядке ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено несоответствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы в части, предусматривающей размещение нестационарных торговых объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда на местах с N 1.1172, N 1.1173 требованиям нормативных актов, имеющим большую юридическую силу.
При этом фактическое размещение нестационарных торговых объектов на предусмотренных для этого спорных местах создает угрозу пожарной безопасности, в подтверждение чего в материалах имеются сведения о проверки, проведенной прокуратурой Краснооктябрьского района.
В связи с чем, требования истца о признании недействующей графической части Постановления администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" в отношении мест расположения НТО N 1.1172, N 1.1173, обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности и устранении допущенных нарушений, поскольку согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 21 КАС РФ и не предусматривает рассмотрение указанных исковых требований.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении его административного иска. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства, вследствие чего оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы и отмене оспариваемого решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17 июня 2020 г. по делу N 2а-6245/2019, 33а-4322/2020
Текст определения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)