Письмо Минфина России от 3 августа 2020 г. N 02-02-05/67647
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленным в письме вопросам.
1. В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. В свою очередь, вышеуказанные главный администратор бюджетных средств или администратор бюджетных средств вправе принять передаваемое полномочие по осуществлению внутреннего финансового аудита, однако могут и не принимать указанное полномочие.
Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлена возможность, а не обязанность передачи (принятия) полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Согласно пункту 18 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н (далее - Федеральный стандарт N 237н), решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется (согласовывается) одним из следующих способов:
а) подписание соглашения о передаче полномочий администратора бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового аудита;
б) оформление служебных писем о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе их визирование (подписание) руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, принимающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, и руководителем администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия;
в) оформление документа с грифом (листом) согласования или протокола о передаче администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Таким образом, в случае если решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита не было оформлено (согласовано) одним из вышеуказанных способов, то это означает отказ главного администратора бюджетных средств или администратора бюджетных средств от принятия полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
При этом выполнение дополнительных процедур по оформлению отказа от принятия полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе сбор письменных отказов от всех администраторов бюджетных средств, подведомственных главному администратору бюджетных средств, а также получение отказа самого главного администратора бюджетных средств от принятия полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, не требуется и не предусмотрено Федеральным стандартом N 237н.
2. По вопросу упрощенного осуществления внутреннего финансового аудита сообщаем, что в соответствии с пунктом 14 Федерального стандарта N 237н при принятии решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно выполняет действия, направленные на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, в частности:
организует и осуществляет внутренний финансовый контроль;
решает задачи внутреннего финансового аудита, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 14 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н (далее - Федеральный стандарт N 196н);
решает задачи внутреннего финансового аудита, направленные на повышение качества финансового менеджмента в соответствии с пунктом 16 Федерального стандарта N 196н.
Также отмечаем, что федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 195н (далее - Федеральный стандарт N 195н), установлены, в том числе, права и обязанности руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, который, следуя Федеральному стандарту N 196н, не является руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Кроме того, согласно пункту 15 Федерального стандарта N 237н главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, принявшие решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, не издают ведомственные (внутренние) акты, определяющие, в том числе, особенности планирования и проведения аудиторских мероприятий.
Таким образом, руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, принявшим решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, субъект внутреннего финансового аудита не создается, аудиторские мероприятия не проводятся, составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий не осуществляется, программы аудиторских мероприятий не утверждаются, а также не привлекаются эксперты, должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств к выполнению аудиторских мероприятий, не осуществляется подготовка заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
3. По вопросу возможности осуществления внутреннего финансового аудита работниками главного администратора бюджетных средств, осуществляющими ведомственный контроль, сообщаем следующее.
Внутренний финансовый аудит организуется и осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В то время как вопросы ведомственного контроля (контроля учредителя) регулируются Федеральными законами от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", а также от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Отмечаем, что при осуществлении внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля главные администраторы (администраторы) бюджетных средств руководствуются различными правовыми актами, методиками, подходами, а также различаются цели проведения внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля.
В этой связи сообщаем, что объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и внутреннего финансового аудита противоречит законодательству Российской Федерации.
Далее отмечаем, что при образовании субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе из работников структурных подразделений, осуществляющих ведомственный контроль, следует учитывать требования, указанные в разделе 3 Федерального стандарта N 196н, в том числе принцип функциональной независимости, то есть отсутствие условий, создающих угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
Согласно пункту 4 Федерального стандарта N 237н в целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки должны организовывать и осуществлять должностные лица, которые:
имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;
в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
не имеют родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
не имеют конфликта интересов.
Поэтому, если работники структурного подразделения, осуществляющего ведомственный контроль, соответствуют вышеперечисленным требованиям, то они могут проводить аудиторские мероприятия, и это не будет противоречить принципам осуществления внутреннего финансового аудита.
При этом в случае принятия главным администратором бюджетных средств полномочий по внутреннему финансовому аудиту от администраторов бюджетных средств (казенных учреждений), вышеуказанные должностные лица главного администратора бюджетных средств, осуществляющие ведомственный контроль, также могут участвовать в проведении аудиторских мероприятий, но с соблюдением требований Решения о передаче полномочий, которое предусмотрено пунктом 18 Федерального стандарта N 237н, а также положений, установленных в ведомственном (внутреннем) акте в соответствии с пунктами 13 и 19 Федерального стандарта N 237н.
Это означает, что информация, полученная в рамках внутреннего финансового аудита, в первую очередь, должна направляться руководителю администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита. Указанная информация должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 6 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 22 мая 2019 г. N 91н, и не может рассматриваться в качестве акта проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Минфина России N 91н следует читать как "от 22 мая 2020 г."
4. По вопросу осуществления внутреннего финансового аудита в условиях централизации функций ведения бюджетного учета и составления отчетности сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) лицом, ответственным за ведение дел экономического субъекта, является лицо, осуществляющее согласно учредительным документам полномочия единоличного исполнительного органа экономического субъекта (руководитель), либо иное уполномоченное руководителем лицо, ответственное в соответствии с распределением должностных обязанностей за ведение дел экономического субъекта (далее - руководитель экономического субъекта).
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта. До подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности руководителем экономического субъекта отчетность считается не составленной и не может рассматриваться официальным документом.
В этой связи и в случае передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности Централизованной бухгалтерии, субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, формирует заключение, содержащее информацию:
а) о надежности внутреннего финансового контроля за организацией (обеспечением выполнения) и выполнением следующих операций (действий):
по составлению первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, и передаче первичных учетных документов Централизованной бухгалтерии;
по инвентаризации перед составлением годовой бюджетной отчетности активов и обязательств главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности;
по передаче Централизованной бухгалтерии информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, включая обеспечение полноты и нейтральности данных пояснительной записки к бюджетной отчетности;
б) о наличии (отсутствии) признаков и (или) фактов, влияющих на достоверность бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, на основании проведенных аудиторских мероприятий в отношении:
первичных учетных документов главного администратора (администратора) бюджетных средств;
процедур оформления, передачи в Централизованную бухгалтерию первичных учетных документов с целью подтверждения их законности, полноты, правильности и своевременности формирования и передачи;
информации и (или) документов (сведений), передаваемых Централизованной бухгалтерии для формирования пояснительной записки к бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Это означает, что субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, вправе включать риски искажения бюджетной отчетности, а также риски несоответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности в свой реестр бюджетных рисков.
Кроме того, в соответствии с абзацем 8 пункта 3 Федерального стандарта N 195н субъект внутреннего финансового аудита вправе запрашивать у Централизованной бухгалтерии необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, прочую информацию, в том числе для ведения реестра бюджетных рисков, а также планирования и проведения аудиторских мероприятий.
Также сообщаем, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 13 Федерального стандарта N 237н в ведомственном (внутреннем) акте могут быть закреплены положения, определяющие особенности проведения аудиторских мероприятий, в том числе аудиторских мероприятий, проводимых в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, в том числе в условиях централизации указанных полномочий (передачи этих полномочий в Централизованную бухгалтерию).
Заместитель директора |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил:
- общие правила передачи полномочий по проведению внутреннего финансового аудита администратором бюджетных средств главному администратору, в ведении которого он находится, или другому администратору, подведомственному данному главному администратору;
- особенности упрощенного аудита;
- возможность проведения аудита работниками главного администратора, занимающимися ведомственным контролем;
- особенности аудита в условиях централизации функций ведения бюджетного учета и составления отчетности.
Письмо Минфина России от 3 августа 2020 г. N 02-02-05/67647
Текст письма опубликован не был