Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации
Костромской области
от "31" августа 2020 г. N 378-а
Подпрограмма
"Оздоровление Волги"
Раздел I. Паспорт подпрограммы
1. Ответственный исполнитель подпрограммы "Оздоровление Волги" (далее - подпрограмма) - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
2. Соисполнители подпрограммы - департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.
3. Участники подпрограммы - администрация городского округа город Кострома, администрация городского округа город Волгореченск, предприятия и организации водопроводно-канализационного комплекса Костромской области.
4. Программно-целевые инструменты подпрограммы отсутствуют.
5. Цель подпрограммы - улучшение экологического состояния реки Волги за счет сокращения объема загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу на территории Костромской области, извлечения из реки Волги и утилизации затонувшего судна.
6. Задача подпрограммы - сокращение объема загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу на территории Костромской области, прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, извлечение из реки Волги и утилизация затонувшего судна.
7. Сроки, этапы реализации подпрограммы - 2019 - 2024 годы. Этапы реализации подпрограммы не предусмотрены.
8. Объемы и источники финансирования подпрограммы - общий объем средств, направляемых на реализацию подпрограммы, составляет 2 139 633,70 тыс. рублей<*>, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 835 873,70 тыс. рублей,
средства областного бюджета - 18 543,70 тыс. рублей,
средства местных бюджетов - 16 256,30 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 268 960,0 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы за счет всех источников по годам реализации составит:
в 2019 году - 54 400,00 тыс. рублей;
в 2020 году - 762 386,40 тыс. рублей;
в 2021 году - 309 512,60 тыс. рублей;
в 2022 году - 267 652,80 тыс. рублей,
в 2023 году - 321 437,60 тыс. рублей;
в 2024 году - 424 244,30 тыс. рублей;
итого - 2 139 633,70 тыс. рублей;
в том числе за счет федерального бюджета:
в 2020 году - 710 491,40 тыс. рублей;
в 2021 году - 261 605,6 тыс. рублей;
в 2022 году - 219 216,7 тыс. рублей,
в 2023 году - 272 410,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 372 150,0 тыс. рублей;
итого - 1 835 873,7 тыс. рублей;
за счет областного бюджета:
в 2020 году - 7 176,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 2 642,5 тыс. рублей;
в 2022 году - 2 214,40 тыс. рублей,
в 2023 году - 2 752,2 тыс. рублей;
в 2024 году - 3 758,0 тыс. рублей;
итого - 18 543,7 тыс. рублей;
за счет местных бюджетов:
в 2019 году - 14 400 тыс. рублей;
в 2020 году - 718,4 тыс. рублей;
в 2021 году - 264,5 тыс. рублей;
в 2022 году - 221,7 тыс. рублей;
в 2023 году - 275,4 тыс. рублей;
в 2024 году - 376,3 тыс. рублей;
итого - 16 256,3 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников:
в 2019 году - 40 000,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 44 000,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 45 000,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 46 000,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 46 000,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 47 960,0 тыс. рублей;
итого - 268 960,0 тыс. рублей.
Из них:
общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий подпрограммы по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, - 2 139 633,70 тыс. рублей<*>, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 835 873,70 тыс. рублей,
средства областного бюджета - 18 543,70 тыс. рублей,
средства местных бюджетов - 16 256,30 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 268 960,0 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы за счет всех источников по годам реализации составит:
в 2019 году - 54 400, 00 тыс. рублей;
в 2020 году - 762 386,40** тыс. рублей;
в 2021 году - 309 512,60 тыс. рублей;
в 2022 году - 267 652,80 тыс. рублей,
в 2023 году - 321 437,60 тыс. рублей;
в 2024 году - 424 244,30 тыс. рублей;
итого - 2 139 633,70 тыс. рублей;
в том числе за счет федерального бюджета:
в 2020 году - 710 491,40 тыс. рублей;
в 2021 году - 261 605,6 тыс. рублей;
в 2022 году - 219 216,7 тыс. рублей,
в 2023 году - 272 410,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 372 150,0 тыс. рублей;
итого - 1 835 873,7 тыс. рублей;
за счет областного бюджета:
в 2020 году - 7 176,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 2 642,5 тыс. рублей;
в 2022 году - 2 214,40 тыс. рублей,
в 2023 году - 2 752,2 тыс. рублей;
в 2024 году - 3 758,0 тыс. рублей;
итого - 18 543,7 тыс. рублей;
за счет местных бюджетов:
в 2019 году - 14 400 тыс. рублей;
в 2020 году - 718,4 тыс. рублей;
в 2021 году - 264,5 тыс. рублей;
в 2022 году - 221,7 тыс. рублей;
в 2023 году - 275,4 тыс. рублей;
в 2024 году - 376,3 тыс. рублей;
итого - 16 256,3 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников:
в 2019 году - 40 000,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 44 000,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 45 000,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 46 000,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 46 000,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 47 960,0 тыс. рублей;
итого - 268 960,0 тыс. рублей.
____________________
<*> Объем финансирования программных мероприятий подлежит уточнению при формировании (изменении) федерального, областного бюджетов на соответствующий финансовый год и на плановый период.
** в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. по итогам рабочей поездки в Костромскую область 13 марта 2020 г., предусматривающим выделение в 2020 году за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в объеме 57 000 тыс. рублей на разработку проектной документации по объекту "Реконструкция Коркинских очистных сооружений канализации в городе Костроме с изменением схемы подачи сточных вод" с учетом того, что строительно-монтажные работы по указанному объекту будут осуществляться в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги".
9. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
в соответствии с паспортом федерального проекта "Оздоровление Волги" - сокращение к 2024 году объема загрязненных хозяйственно-бытовых сточных вод, отводимых в реку Волгу, с 33 646,60 тыс. м3 в год до 11 144,8 тыс. м3 в год, прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, на 0,02 км3 в год, извлечение из реки Волги и утилизация одного затонувшего судна.
С учетом данных инвентаризации фактического состояния систем очистки сточных вод, размещенных в АИС "Реформа ЖКХ" (по итогам 2018 года), по итогам реализации мероприятий, включенных в подпрограмму, ожидается снижение к 2024 году объема загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, включающих хозяйственно-бытовые сточные воды, принимаемые в централизованные бытовые, общесплавные и комбинированные системы водоотведения, и сточные воды централизованных ливневых систем водоотведения, с 57133,75 тыс. м3 в год до 7719,15 тыс. м3 в год.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы
10. На главной водной артерии Костромской области - реке Волге (Горьковское водохранилище) в результате антропогенного воздействия от хозяйственной деятельности сложилась напряженная экологическая ситуация. В воды Волги попадает большое количество загрязненных и недостаточно очищенных стоков, в первую очередь, от предприятий жилищно-коммунального хозяйства, сливающих стоки в реку, и селитебных территорий. Ситуация осложняется еще и тем, что после строительства водохранилищ на Волге резко изменился естественный режим реки, Волга превратилась в череду стоячих озер-водохранилищ. В итоге здесь бурно растет синяя водоросль, а число врожденных уродств у отдельных популяций мальков достигло 100 процентов.
11. Качественный состав в целом по Горьковскому водохранилищу в границах Костромской области представлен солями тяжелых металлов и органическими соединениями, среднее содержание легкоокисляемых органических веществ превышает установленные нормативы.
12. По результатам наблюдений, качество воды стабильно в течение 2014 - 2018 годов оценивается 3 классом и характеризуется как "загрязненная" и "очень загрязненная".
13. Приоритетными мерами по улучшению сложившейся экологической ситуации являются мероприятия по сокращению объема загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу на территории Костромской области, за счет строительства и реконструкции очистных систем водоотведения предприятий-загрязнителей, входящих в число 200 крупнейших объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также на неконтролируемых водовыпусках централизованных систем ливневой канализации.
14. Всего в Костромской области эксплуатируются 44 централизованные системы водоотведения. Фактический суммарный приток сточной воды на очистные сооружения канализации - 129 тыс. м3 в сутки. При этом в регионе отсутствуют очистные сооружения с применением технологий удаления азота и фосфора. Доля проб, не соответствующих нормативам (лимитам), составляет 47 процентов. Объем загрязненных хозяйственно-бытовых сточных вод, сбрасываемых в бассейн реки Волги на территории региона, согласно данным, размещенным в АИС "Реформа ЖКХ" (по итогам 2018 года), составляет 40773,75 тыс. м3 в год. Кроме того, по данным инвентаризации, сброс в Волгу неочищенных поверхностных вод с селитебных территорий составляет 16 360 тыс. м3 в год.
15. На территории городского округа город Кострома эксплуатируется одна централизованная система водоотведения. Фактический суммарный приток сточной воды на очистные сооружения канализации - 106,4 тыс. м3 в сутки.
16. Отведение дождевых и талых вод с селитебных территорий города Костромы осуществляется по централизованной системе ливневой канализации со сбросом поверхностных вод в реку Волгу. Очистные сооружения на водовыпусках централизованной системы ливневой канализации в реку Волгу отсутствуют, т.е. в реку Волгу осуществляется сброс неочищенных поверхностных вод. Суммарный сброс неочищенной сточной воды в реку Волгу по городу Костроме составляет 16 000 тыс. м3 в год.
17. На территории городского округа город Волгореченск имеются две централизованные системы водоотведения. Фактический суммарный приток сточной воды на канализационные очистные сооружения - 3,4 тыс. м3 в сутки. Доля проб, не соответствующих нормативам (лимитам), составляет 27 процентов.
18. Коркинские очистные сооружения канализации в г. Костроме (далее - Коркинские ОСК) относятся к категории "крупные" (40 001 - 200 000 м3/сутки) и предназначены для приема, очистки и обеззараживания сточных вод, утилизации веществ, содержащихся в сточных водах и их осадке, и выпуска очищенных сточных вод в водоем.
19. Соотношение хозяйственно-бытовых и промышленных стоков, поступающих на сооружения, составляет 50/50 процентов.
Проектирование и введение в эксплуатацию очистных сооружений производилось 45 лет назад. На момент реализации проектов требования по очистке сточных вод были менее жесткие, по биогенным элементам сток не нормировался. В настоящий момент установлены жесткие нормы на сброс в водоем, нормируется азотная группа загрязнений, фосфор, ХПК, БПК, взвешенные вещества и др.
Для более эффективной работы канализационных очистных сооружений требуются и запланированы подпрограммой реконструкция очистных сооружений, модернизация отдельных узлов технологического оборудования, технологической системы механической и биологической очистки сточных вод с внедрением наилучших доступных технологий в соответствии со справочником ИТС 10 - 2015.
Объект включен в территориальную схему водоснабжения и водоотведения.
20. Выполнение мероприятия по реконструкции Коркинских ОСК позволит снизить сброс в реку Волгу неочищенных (недостаточно очищенных) хозяйственно-бытовых сточных вод на 78 процентов (по итогам инвентаризации), что гарантированно позволит достигнуть в рамках регионального проекта "Оздоровление Волги" основного показателя, установленного Костромской области федеральным проектом.
21. Сточные воды, сбрасываемые в водный объект с Коркинских ОСК после полной биологической очистки, относятся к категории недостаточно очищенных в соответствии с утвержденными нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (приказ Верхне-Волжского бассейнового водного управления от 5 декабря 2016 года N 532) и Решением о предоставлении водного объекта в пользование на сброс сточных вод, зарегистрированным в Государственном водном реестре (N 44-08.01.03.002-X-РСБХ-2010-00059/00 от 25 мая 2010 года).
Из сведений об использовании воды за 2017 год по форме 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" объем сточных вод категории недостаточно очищенных по планируемым к реконструкции водовыпускам Коркинских ОСК составил 31 938,0 тыс. м3/год, а за 2018 год - 30 574,28 тыс. м3/год.
22. Основные показатели по загрязняющим веществам по Коркинским ОСК за 2018 год приведены в таблице:
Значение показателя |
Ед. изм. |
Наименование загрязняющих веществ |
|||||||
взвешенные вещества |
БПК5 |
ХПК |
азот аммонийный |
азот нитратов |
азот нитритов |
фосфор фосфатов |
медь |
||
Фактические max показатели |
мг/л |
8,6 |
4 |
70,0 |
1,1 |
17,20 |
0,3 |
1,88 |
0,006 |
Проектный показатель |
мг/л |
15 |
11 |
80 |
2,02 |
17,18 |
0,25 |
2,1 |
- |
Технологический показатель |
мг/л |
11,9 |
3,84 |
80 |
2,02 |
17,18 |
0,25 |
2,1 |
- |
Установленный показатель норматива допустимого сброса |
мг/л |
11,9 |
3,84 |
80 |
2,02 |
17,18 |
0,25 |
2,1 |
0,005 |
23. Реконструкция канализационных очистных сооружений в г. Волгореченске Костромской области.
Муниципальные очистные сооружения г. Волгореченска, реконструкция которых предусмотрена подпрограммой, находятся на консервации с 2012 года.
После реконструкции вышеуказанного объекта капитального строительства все загрязненные стоки, в том числе с промышленной и основной площадок, а также очистных сооружений филиала "Костромская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", будут проходить очистку на канализационных очистных сооружениях г. Волгореченска.
Действующие очистные сооружения филиала "Костромская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" введены в постоянную эксплуатацию в 1967 - 1972 годах, при этом не обеспечивают качество очистки сточных вод, соответствующее требованиям действующего природоохранного законодательства. Используемое технологическое оборудование очистки морально и технологически устарело.
Мощность реконструируемого объекта - 3 650 тыс. м3/год.
Объект включен в территориальную схему водоснабжения и водоотведения.
24. Суммарный сброс неочищенной поверхностной сточной воды в реку Волгу по водовыпускам города Костромы составляет 16 000 тыс. м3 в год. В основном сброс происходит с территорий, прилегающих к ул. Судостроительной и пос. Юбилейный. В соответствии с этим в подпрограмму отобраны следующие объекты строительства систем ливневой канализации городского округа город Кострома:
1) установка очистных сооружений в районе выпуска ливневой канализации по адресу: г. Кострома, ул. Судостроительная.
Очистные сооружения на водовыпуске отсутствуют.
После реализации мероприятия подпрограммы поверхностные сточные воды будут проходить очистку на комплектных очистных сооружениях общей производительностью 9 460 тыс. м3 в год.
В итоге концентрация по взвешенным веществам на водовыпуске снизится в 80 - 400 раз, по нефтепродуктам - в 600 - 1 400 раз.
Объект включен в территориальную схему водоснабжения и водоотведения;
2) I этап. Строительство внутриквартальных сетей магистрального коллектора дождевой канализации с очистными сооружениями дождевых стоков и выпуском очищенных стоков в р. Алка в городе Костроме.
Основная водосборная территория по данному объекту строительства очистных сооружений прилегает к пос. Юбилейный.
Очистные сооружения на выпуске отсутствуют.
После реализации мероприятия подпрограммы будут проходить очистку на комплектных очистных сооружениях общей производительностью 6 307,2 тыс. м3 в год.
В итоге концентрация по взвешенным веществам на водовыпуске снизится почти в 100 раз, по нефтепродуктам - в 40 раз, по БПК5 - в 15 раз.
Объект включен в территориальную схему водоснабжения и водоотведения.
25. Реализация мероприятий по строительству очистных сооружений канализации на вышеуказанных ливневых системах водоотведения позволит снизить среднегодовой объем неочищенных сточных вод по г. Костроме на 15,8 млн. м3 в год. После завершения строительства объекты будут переданы эксплуатирующей организации, которая после реализации мероприятия будет представлять отчетность по форме 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" в соответствии с действующим законодательством.
26. Переход к использованию наилучших доступных технологий предусмотрен прежде всего на объектах МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" - Коркинские ОСК, отнесенных к I категории негативного воздействия на окружающую среду; планируется осуществить в срок до 1 января 2025 года.
27. Инвестиционной программой МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" предусмотрена разработка технологических нормативов, являющихся составной частью заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР), определяется список загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели наилучших доступных технологий (маркерные вещества).
Запланирована установка автоматизированных решеток для удаления твердых отходов с целью повышения технологической и экологической эффективности очистки стоков.
28. Согласно Правилам создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 года N 262 "Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ", МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" осуществляет определение стационарных источников и показателей сбросов, подлежащих контролю автоматическими средствами измерения, их предпроектное обследование и последующее оснащение автоматическими средствами измерения и учета показателей сбросов загрязняющих веществ.
29. В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается снижение сброса неочищенных (недостаточно очищенных) сточных вод на территории области на 49,4 млн. м3 в год, в том числе:
за счет реконструкции Коркинских ОСК - на 31,9 млн. м3 в год;
за счет реконструкции канализационных очистных сооружений в г. Волгореченске Костромской области - на 1,8 млн. м3 в год;
за счет строительства очистных сооружений ливневой канализации по адресу: г. Кострома, ул. Судостроительная - на 9,5 млн. м3 в год;
за счет строительства внутриквартальных сетей магистрального коллектора дождевой канализации с очистными сооружениями дождевых стоков и выпуском очищенных стоков в р. Алка в городе Костроме - на 6,3 млн. м3 в год.
30. Расчет бюджетной эффективности вложения бюджетных средств по каждому объекту, включенному в подпрограмму, с рейтингованием в порядке снижения бюджетной эффективности представлен в приложении N 8 к Программе.
Характеристика объектов подпрограммы по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного комплекса Костромской области представлена в приложении N 9 к Программе.
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства представлено в приложении N 10 к Программе.
Динамика достижения целевых показателей федерального проекта при реализации подпрограммы представлена в приложении N 11 к Программе.
Поэтапный план реализации подпрограммы представлен в приложении N 12 к Программе.
Прогноз тарифных последствий реализации мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 13 к Программе.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление администрации Костромской области от 31 августа 2020 г. N 378-а "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.