Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Порядок оценки налоговых расходов и обобщения
результатов оценки эффективности налоговых расходов
1. Оценка действующих налоговых расходов и обобщение результатов оценки эффективности действующих налоговых расходов осуществляется в следующем порядке с учетом положений раздела V настоящего порядка.
1.1. Оценка объемов действующих налоговых расходов осуществляется департаментом финансов за отчетный финансовый год исходя из фискальных характеристик налоговых расходов, сформированных в соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 раздела III настоящего порядка, в срок до 15 апреля текущего финансового года.
1.2. Оценка эффективности действующих налоговых расходов проводится кураторами налоговых расходов в срок до 28 апреля текущего финансового года и включает в себя оценку целесообразности налоговых расходов и оценку результативности налоговых расходов.
1.3. Оценка целесообразности налоговых расходов осуществляется в следующем порядке.
1.3.1. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
- соответствие налоговых расходов целям муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики города;
- востребованность плательщиками предоставленных льгот.
Допускается применение кураторами налоговых расходов дополнительных критериев целесообразности налоговых расходов с учетом положений подпункта 1.3.4 пункта 1.3 настоящего раздела.
1.3.2. Налоговый расход должен оказывать влияние на достижение целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики города.
Определение муниципальных программ (документов, характеризующих социально-экономическую политику города), целям которых соответствуют налоговые расходы, осуществляется в соответствии с перечнем налоговых расходов.
1.3.3. Востребованность плательщиками предоставленных льгот характеризуется показателем уровня востребованности, рассчитываемого по следующей формуле:
, где:
- уровень востребованности плательщиками предоставленных льгот, %;
- численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, в отчетном периоде;
- общая численность плательщиков, потенциально имеющих право на получение соответствующей льготы, в отчетном периоде.
Расчет показателя "Уровень востребованности плательщиками предоставленных льгот" осуществляется за пять последних отчетных финансовых лет (с учетом периода действия льготы).
В случае если льгота действует менее пяти лет, то оценка ее востребованности проводится за фактические и прогнозные периоды действия льготы, сумма которых составляет пять лет.
1.3.4. Налоговый расход признается целесообразным в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- цель предоставления налогового расхода соответствует цели (целям) хотя бы одной из муниципальных программ и (или) цели (целям) социально-экономической политики города;
- значение показателя "Уровень востребованности плательщиками предоставленных льгот" в течение трех из пяти лет больше нуля.
В случае несоответствия налогового расхода хотя бы одному из условий, указанных в настоящем пункте, куратору налогового расхода надлежит представить в департамент финансов обоснования сохранения или предложения об уточнении, отмене соответствующей льготы для плательщиков. При этом, в случае формирования куратором налогового расхода предложения о сохранении налогового расхода (в условиях несоответствия налогового расхода хотя бы одному из условий), соответствующее обоснование должно содержать дополнительный критерий целесообразности налогового расхода.
1.4. Оценка результативности налоговых расходов осуществляется в следующем порядке.
1.4.1. В качестве критерия результативности налогового расхода определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики города (далее - целевой показатель).
В качестве целевого показателя допускается использование показателя, не содержащегося в муниципальных программах и (или) документах, характеризирующих социально-экономическую политику города, в случае, если он является индикатором действия льготы и количественно характеризует достижение цели (целей) муниципальной программы и (или) социально-экономической политики города, которому (которым) соответствует налоговый расход.
1.4.2. Оценка результативности налоговых расходов состоит из:
- оценки вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения целевого показателя;
- оценки бюджетной эффективности.
1.4.3. Вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения целевого показателя рассчитывается как разница между значением указанного показателя с учетом льгот и значением указанного показателя без учета льгот по следующей формуле:
, где:
- вклад j-ой льготы в изменение значения i-го целевого показателя, %;
ЦП - значение целевого показателя в отчетном году;
ЦП.0 - оценка значения целевого показателя в случае отсутствия налогового расхода в отчетном году, оказывающего влияние на соответствующий показатель. Значение определяется куратором налоговых расходов экспертным путем.
1.4.4. Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов предусматривает сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики города (далее - сравнительный анализ результативности).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики города учитываются:
- формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств бюджета города (в том числе субсидии), а также имеющиеся на местном уровне меры имущественной поддержки, способствующие снижению затрат организаций и физических лиц;
- предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы.
Сравнительный анализ результативности включает сравнение объемов расходов бюджета города (потерь по доходам) в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики города, и объемов налоговых расходов (предоставленных льгот).
Расчет оценки бюджетной эффективности осуществляется по следующей формуле:
, где:
- бюджетная эффективность j-го налогового расхода, %;
- объем расходов (потерь по доходам) бюджета города в связи с применением альтернативного для j-го налогового расхода механизма достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики города, обеспечившего достижение i-гo целевого показателя в отчетном году;
- объем j-го налогового расхода, обеспечивающего достижение i-го целевого показателя в отчетном году.
При достижении неотрицательного значения бюджетная эффективность по j-ому налоговому расходу признается положительной.
1.4.5. Налоговый расход признается результативным в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- оценка вклада предусмотренной льготы в изменение значения целевого показателя принимает положительное значение;
- оценка бюджетной эффективности принимает неотрицательное значение.
1.5. По итогам оценки эффективности налогового расхода куратор налогового расхода формирует и направляет в адрес департамента финансов в срок до 01 мая текущего финансового года отчет об оценке эффективности действующего налогового расхода по форме согласно приложению 3 к настоящему порядку, с приложением соответствующих расчетов и аналитической записки, содержащей:
- выводы о достижении целевых характеристик (критериев целесообразности) налогового расхода;
- выводы о вкладе налогового расхода (его значимости) в достижение соответствующих целевых показателей;
- выводы о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для бюджета города) альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики города;
- заключение о признании налогового расхода эффективным (неэффективным) по результатам проведенной оценки;
- предложения о необходимости сохранения, корректировки или отмены налогового расхода.
1.6. Обобщение результатов оценки действующих налоговых расходов осуществляется департаментом финансов в следующем порядке.
1.6.1. Отчеты кураторов налоговых расходов об оценке эффективности действующих налоговых расходов, сформированные и представленные в адрес департамента финансов в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 настоящего раздела, (далее - отчеты) подлежат рассмотрению и согласованию департаментом финансов в срок до 15 мая текущего финансового года.
В случае наличия замечания и (или) предложения по результатам рассмотрения отчетов департамент финансов вправе направить отчет на доработку. При этом куратор налогового расхода в течение пяти рабочих дней, следующих за днем возвращения отчета на доработку, устраняет замечания (рассматривает предложения) и направляет уточненную редакцию отчета на повторное рассмотрение и согласование.
1.6.2. На основе согласованных отчетов кураторов налоговых расходов департамент финансов в срок до 01 июня текущего финансового года готовит сводный отчет об оценке налоговых расходов за отчетный период и сводную аналитическую записку к сводному отчету об оценке налоговых расходов за отчетный период (далее - аналитические материалы по результатам оценки налоговых расходов).
1.7. Аналитические материалы по результатам оценки налоговых расходов за отчетный период размещаются департаментом финансов на официальном портале Администрации города Сургута в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.admsurgut.ru) ежегодно в срок до 05 июня текущего финансового года.
1.8. В случае наличия по итогам оценки налоговых расходов от кураторов налоговых расходов предложений о необходимости корректировки или отмены отдельных действующий налоговых расходов, данный вопрос подлежит рассмотрению на заседании рабочей группы по подготовке предложений по установлению (изменению) налоговых ставок, предоставлению (отмене) налоговых льгот по местным налогам и сборам (далее - рабочая группа).
Результаты рассмотрения рабочей группой предложений о необходимости корректировки или отмены отдельных действующий налоговых расходов учитываются при формировании проектов решений Думы города о внесении изменений в решения Думы города о местных налогах.
2. Оценка планируемых к установлению налоговых расходов осуществляется при наличии предложений соответствующих кураторов налоговых расходов и (или) налогоплательщиков об установлении льгот, обусловливающих возникновение налоговых расходов, в следующем порядке.
2.1. Оценка планируемых к установлению налоговых расходов осуществляется в течение двух месяцев со дня поступления в адрес департамента финансов соответствующего предложения.
2.2. Оценка планируемых объемов налоговых расходов осуществляется департаментом финансов в течение одного месяца со дня поступления в адрес департамента финансов соответствующего предложения, исходя из информации ИФНС России по г. Сургуту ХМАО - Югры, предоставляемой в соответствии с отдельным запросом департамента финансов.
2.3. Оценка эффективности планируемых к установлению налоговых расходов осуществляется кураторами налоговых расходов в течение срока, обеспечивающего проведение оценки планируемых к установлению налоговых расходов, но не позднее чем за 25 рабочих дней до окончания срока, предусмотренного подпунктом 2.1 пункта 2 настоящего раздела.
2.3.1. Оценка эффективности планируемых к установлению налоговых расходов осуществляется путем оценки целесообразности и результативности налоговых расходов по следующим критериям:
в части оценки целесообразности - соответствие налоговых расходов целям муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики города, с определением общей численности плательщиков, потенциально имеющих право на получение соответствующей льготы;
в части оценки результативности - определение как минимум одного целевого показателя, количественно характеризующего достижение цели (целей) муниципальной программы и (или) стратегии социально-экономического развития города, которому (которым) соответствует планируемый к установлению налоговый расход.
2.3.2. Оценка результативности планируемых к установлению налоговых расходов осуществляется путем:
- оценки вклада планируемой к установлению для плательщиков льготы в изменение значения целевого показателя;
- оценки бюджетной эффективности, предусматривающей сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики города.
Оценка вклада и оценка бюджетной эффективности производятся в порядках, аналогичных порядкам, установленным подпунктами 1.4.3, 1.4.4 пункта 1.4 настоящего раздела, с применением соответствующих отчетных (оценочных) и ожидаемых значений показателей.
2.3.3. В случае если планируемый к установлению налоговый расход не соответствует целям ни одной из муниципальных программ и (или) ни одной цели социально-экономической политики города, налоговый расход признается неэффективным.
2.4. Информация о результатах оценки эффективности планируемых к установлению налоговых расходов оформляется куратором налоговых расходов в форме заключения с приложением соответствующих расчетов и направляется в адрес департамента финансов в срок, обеспечивающий проведение оценки планируемых к установлению налоговых расходов, но не позднее чем за 20 рабочих дней до окончания срока, предусмотренного пунктом 2 настоящего раздела.
Заключение по результатам оценки эффективности планируемых к установлению налоговых расходов должно содержать:
- выводы о соответствии налогового расхода целям муниципальной программы и (или) целям социально-экономической политики города;
- выводы об ожидаемом вкладе налогового расхода (его значимости) в достижение соответствующих целевых показателей;
- выводы о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для бюджета города) альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики города;
- заключение о признании планируемого к установлению налогового расхода эффективным (неэффективным) по результатам проведенной оценки.
2.5. Результаты оценки планируемых к установлению налоговых расходов оформляются департаментом финансов в форме аналитической записки, которая должна содержать:
- информацию об оценке планируемых объемов налоговых расходов (суммах выпадающих доходов бюджета города);
- результаты оценки целесообразности и результативности (включающей оценку бюджетной эффективности) планируемых к установлению налоговых расходов;
- заключение об эффективности (отсутствии эффективности) планируемого к установлению налогового расхода с обоснованием такого вывода.
2.6. Аналитическая записка по результатам оценки планируемых к установлению налоговых расходов подлежит рассмотрению на заседании рабочей группы.
Результаты рассмотрения рабочей группой аналитической записки учитываются при формировании проектов решений Думы города о внесении изменений в решения Думы города о местных налогах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.