В целях создания условий для получения стабильных, прогнозируемых урожаев кормовых культур на мелиорированных землях независимо от погодных условий постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Алтайском крае" на 2012-2014 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Ведомственная целевая программа
"Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Алтайском крае"
на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 14 декабря 2011 г. N 734)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие мелиорации
сельскохозяйственных земель в Алтайском крае" на 2012-2014 годы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами
Развитие аграрного сектора агропромышленного комплекса является приоритетным направлением социально-экономической политики края. Но, несмотря на позитивные тенденции последних лет, существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее интенсивное развитие сельскохозяйственного производства, одним из которых является недостаточность естественного увлажнения земель и повторяющиеся засухи.
В Алтайском крае из 6,5 млн. гектаров пашни 4 млн. гектаров, или 67% от её наличия, находятся в зоне рискованного земледелия, где количество осадков за вегетационный период составляет от 120 до 170 мм. Негативное влияние на сельское хозяйство природных рисков влечет за собой снижение урожайности и объемов сбора сельскохозяйственной продукции. В засушливые годы не реализуются возможности выращивания высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и внедрения интенсивных агротехнологий. Наиболее действенным способом обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства в условиях засухи является оросительная мелиорация.
В настоящее время в крае имеется 69,9 тыс. га орошаемых земель, что составляет всего 1,1% пашни. По сравнению с 1990 г. площадь таких земель сократилась в 2,5 раза. Орошение проводится в 11 районах края, расположенных в основном в степной зоне. Водопотребление для мелиорации осуществляется как с использованием поверхностных вод (озера, водохранилища), так и подземных.
Значительная часть (85%) в структуре орошаемых земель занята кормовыми культурами, что создает условия для устойчивого обеспечения животноводства кормами в степных районах края.
Интенсивное развитие животноводства является приоритеным# направлением в регионе. Так, в ООО "Западное" Ключевского района активно реализуется проект по ускоренному развитию молочного скотоводства: там в настоящее время поголовье крупного рогатого скота составляет 7117 голов, в том числе коров - 2275; построен современный животноводческий комплекс на 2,0 тыс. голов дойного стада, который к концу 2012 года планируется расширить до 4,0 тыс. голов. В ходе реализации проекта, стоимость которого к концу 2014 года составит более 4000,0 млн. рублей, в хозяйстве предусматривается увеличение поголовья скота до 17,5 тыс. голов, в том числе дойного стада - до 7,0 тыс. голов. Объем производства молока достигнет 59,8 тыс. тонн, мяса - 1650 тонн. Таким образом, рост показателей к уровню 2011 года составит соответственно 43,4 тыс. тонны и 801 тонну.
Рост поголовья скота приведет к увеличению потребности в кормах до 46,1 тыс. тонн кормовых единиц, в том числе грубых и сочных кормов - до 27,7 тыс. тонн. В связи с этим на последующие годы предприятием запланировано создание новых орошаемых участков и проведение реконструкции имеющихся мелиоративных систем.
В рамках реализуемой Государственной программы по развитию сельского хозяйства и краевой программы "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")" на 2011-2013 годы в регионе активно ведется строительство животноводческих объектов. В 2011 году введено и модернизировано около 70 тыс. постановочных мест, на 2012-2013 годы запланировано порядка 265 тыс. постановочных мест. Развитие животноводства требует создания гарантированной кормовой базы, обеспечить которую без развития мелиорации земель и внедрения инновационных агротехнологий невозможно. Урожайность многолетних трав на неорошаемых (богарных) землях в целом в 4 раза ниже, чем на орошаемых участках.
Мировой опыт показывает, что для обеспечения производства гарантированного объема сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь кормовых культур, овощей, необходимо иметь площадь орошаемых земель, составляющую от 10 до 30% от всей площади пашни.
Имеющаяся сегодня в крае площадь мелиорированных земель при невысокой их продуктивности (вследствие полной амортизации гидромелиоративных систем и снижения культуры земледелия) не может оказать серьезного влияния на нейтрализацию риска неблагоприятных погодных условий.
Безусловным фактором повышения устойчивости сельскохозяйственного производства и эффективной реализации поставленных в программе целей является необходимость восстановления имеющихся систем мелиорации. В крае необходимо провести реконструкцию и капитальный ремонт орошаемых земель на площади более 40 тыс. га. Кроме того, требуется увеличить площади орошаемых земель как минимум на 15 тыс. га.
Для осуществления этих работ в первую очередь необходимо приобрести современные средства механизации полива, насосно-силового и дождевального оборудования, отвечающие современным требованиям ресурсосберегающих технологий орошения. Это потребует значительных объемов капитальных вложений.
В целях комплексного решения проблемы по развитию мелиорации в крае необходимо обеспечить государственную поддержку данного направления на основе программно-целевого подхода. Объективная необходимость участия государства в развитии мелиорации сельскохозяйственных земель обусловлена:
повышением устойчивости и эффективности функционирования сельского хозяйства за счет восстановления и развития мелиорируемых земель и мелиоративных систем;
созданием механизма для повышения эффективности использования мелиорации с целью достижения максимальной продуктивности сельскохозяйственных земель;
осуществлением технологической модернизации и реконструкции существующих и строительства новых мелиоративных систем.
Восстановление и дальнейшее развитие мелиоративного комплекса будет способствовать не только увеличению валового производства продукции, но и улучшению социального уровня жизни на селе за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание общих условий для повышения кормообеспеченности животноводства степной зоны края за счет восстановления и развития мелиоративного фонда.
Достижение поставленной цели будет обеспечено решением следующих задач:
реконструкция и техническое перевооружение действующих орошаемых участков;
строительство оросительных систем;
увеличение объемов производства кормов в степной зоне края.
3. Целевые индикаторы и показатели Программы
Таблица 1
Целевые индикаторы Программы на 2012-2014 годы
Целевой индикатор |
Единицы измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Итого |
Площадь расширения орошаемых земель - всего |
га |
5170,4 |
5400,0 |
5700,0 |
16270,4 |
в том числе: за счет строительства оросительных систем |
га |
1294,0 |
1350,0 |
1450,0 |
4094,0 |
реконструкции оросительных систем |
га |
3876,4 |
4050 |
4250 |
12176,4 |
Увеличение объемов производства кормов за счет ввода орошаемых земель |
тыс. тонн корм. ед. |
15,5 |
19,0 |
20,0 |
54,5 |
Прирост производства продукции животноводства в степных районах за счет ввода орошаемых земель |
% к предыдущему году |
8,0 |
10,0 |
15,0 |
36,6 |
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования отрасли со стороны инвесторов на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура (рост цен на энергоносители, строительные материалы, оборудование и т.д.), которые могут привести к существенному удорожанию строительства и реконструкции 1 га орошаемого участка.
2. Внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой проектно-сметной документации;
производственные и технологические риски (несоблюдение рекомендуемой технологии, недостаточная обеспеченость# строительными материалами и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов.
Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, строительные материалы и другие ресурсы для развития и восстановления мелиорации, подлежат государственному управлению на федеральном уровне. Их необходимо исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга объема выполненных работ согласно проектно-сметной документации и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
4. Система программных мероприятий
Достижение определенной в Программе цели и решение поставленных задач будет обеспечено за счет проведения комплекса мероприятий, направленных на строительство и реконструкцию оросительных сетей.
Предусматривается следующая система программных мероприятий:
1. Поддержка строительства оросительных систем.
Мероприятие позволит обеспечить разработку проектно-сметной документации, а также осуществить строительство новых оросительных систем, что позволит расширить площадь орошаемых земель в крае и обеспечит увеличение урожайности кормовых культур на мелиорируемых землях в 4 и более раз по отношению к показателям на богаре (неорошаемых землях).
Поддержка будет осуществляться путем субсидирования части затрат на строительство оросительных систем.
2. Поддержка реконструкции мелиоративных систем.
Мероприятие позволит модернизировать производственную и технологическую базу орошаемых участков путем технического перевооружения, которое включает в себя замену устаревшего насосно-силового оборудования и поливных машин. Это позволит увеличить кратность поливов и их качество.
Поддержка будет осуществляться путем субсидирования части затрат на реконструкцию оросительных систем.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Таблица 2
Объемы и источники финансирования Программы
Мероприятия |
Средства, млн. руб. |
||||
Источник финансирования |
всего |
в том числе по годам |
|||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Поддержка строительства оросительных систем |
всего, в том числе |
808,4 |
253,8 |
264,6 |
290,0 |
краевой бюджет |
161,8 |
50,8 |
53,0 |
58,0 |
|
внебюджетные источники |
646,6 |
203,0 |
211,6 |
232,0 |
|
2. Поддержка реконструкции оросительных систем |
всего, в том числе |
1705,0 |
542,9 |
567,1 |
595,0 |
краевой бюджет |
331,6 |
99,2 |
113,4 |
119,0 |
|
внебюджетные источники |
1373,4 |
443,7 |
453,7 |
476,0 |
|
По всем мероприятиям Программы |
всего, в том числе |
2513,4 |
796,7 |
831,7 |
885,0 |
краевой бюджет |
493,4 |
150,0 |
166,4 |
177,0 |
|
внебюджетные источники |
2020,0 |
646,7 |
665,3 |
708,0 |
6. Оценка эффективности реализации Программы
Таблица 3
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
Показатели |
Единицы измерения |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 3 года |
Площадь орошаемых земель |
тыс. га |
69,9 |
69,9 |
71,2 |
72,5 |
74,0 |
|
в том числе площадь с действующей оросительной системой |
тыс. га |
21,5 |
23,2 |
28,4 |
33,8 |
39,5 |
|
из них площадь, используемая для выращивания кормовых культур |
тыс. га |
20,1 |
21,8 |
27 |
32,4 |
38,1 |
|
Ввод орошаемых земель |
тыс. га |
0,0 |
1,7 |
5,2 |
5,4 |
5,7 |
16,3 |
Объем производства кормов на орошаемых землях |
тыс. тонн корм. ед. |
72,4 |
72,4 |
87,8 |
106,9 |
126,9 |
321,7 |
Прирост производства кормов |
тыс. тонн корм. ед. |
0,0 |
0,0 |
15,5 |
19,0 |
20,0 |
54,5 |
Цена реализации 1 т корм. ед. (1 т овса) |
руб. |
4500,0 |
4500,0 |
4635,0 |
4774,0 |
4917,0 |
|
Выручка от реализации кормов |
|
|
|
|
|
|
|
в фактических ценах |
млн. руб. |
325,6 |
325,6 |
407,1 |
510,4 |
624,0 |
|
в ценах предыдущего года |
млн. руб. |
325,6 |
325,6 |
395,3 |
495,6 |
605,8 |
|
Прирост выручки в ценах предыдущего года |
млн. руб. |
|
0,0 |
69,7 |
88,4 |
95,4 |
|
% |
|
100,0 |
121,4 |
121,7 |
118,7 |
|
|
Бюджетная эффективность |
|
|
|
0,54 |
0,62 |
0,64 |
0,59 |
Численность работников, занятых в сельскохозяйственных организациях, осуществляющих производство кормов на орошаемых землях |
человек |
2500 |
2550 |
2600 |
2650 |
2700 |
|
Выполнение мероприятий Программы по реконструкции существующих мелиоративных систем, а также увеличению орошаемых площадей в комплексе с внедрением инновационных агротехнологий будет способствовать увеличению объемов производства кормов в степной зоне в 4 и более раз по сравнению с землями неорошаемых участков.
Планируемый прирост производства кормов за 2012-2014 годы составит 54,5 тыс. тонн кормовых единиц. Увеличение объемов производства кормов создаст условия для устойчивого развития скотоводства в степных районах края, будет способствовать росту производства животноводческой продукции. По прогнозным оценкам реализация Программы позволит увеличить производство молока на 42,0 тыс. тонн и получить дополнительно около 700 млн. рублей выручки от его реализации.
Ежегодный прирост товарной продукции, произведенной на орошаемых землях, в среднем составит 120%. Бюджетная эффективность, рассчитанная как соотношение прироста выручки в ценах реализации соотвествующих# лет и объема бюджетного финансирования, в среднем за три года составит 0,59 (при реализации молока - 1,4), что является высоким показателем.
7. Система управления реализацией Программы
Контроль реализации Программы возложен на Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое обеспечивает мониторинг реализации программных мероприятий и предоставление в установленном порядке необходимой информации о ходе ее выполнения.
В целях реализации мероприятий Программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления из краевого бюджета целевых средств на государственную поддержку развития мелиорации.
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель
в Алтайском крае" на 2012-2014 годы
Мероприятия ведомственной целевой программы
Цели, задачи, мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Исполнитель |
Индикаторы |
Единицы измерения |
Значение индикатора |
Направления использования средств |
Сумма расходов, млн. руб. |
Всего расходов, млн. руб. |
|||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||||||||||
в 2011 году |
в плановом периоде |
||||||||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Цель - создание общих условий для повышения кормообеспеченности животноводства степной зоны за счет восстановления и развития мелиоративного фонда |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
площадь вводимых орошаемых земель |
тыс. га |
1,7 |
5,2 |
5,4 |
5,7 |
прочее |
150,0 |
166,4 |
177,0 |
493,4 |
увеличение объемов производства кормов за счет ввода орошаемых земель |
тыс. тонн корм. ед. к предыдущему году |
0 |
15,5 |
19,0 |
20,0 |
|
|
|
|
|
|||
прирост производства продукции животноводства в степных районах за счет ввода орошаемых земель |
% к предыдущему году |
0 |
8,0 |
10,0 |
15,0 |
|
|
|
|
|
|||
Задача 1. Реконструкция и техническое перевооружение действующих орошаемых участков |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
площадь реконструкции оросительных систем |
тыс. га |
0,9 |
3,9 |
4,1 |
4,3 |
прочее |
99,2 |
113,4 |
119,0 |
331,6 |
Мероприятие 1.1. Субсидирование части затрат на реконструкцию оросительных систем |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
площадь реконструкции оросительных систем |
тыс. га |
0,9 |
3,9 |
4,1 |
4,3 |
прочее |
99,2 |
113,4 |
119,0 |
331,6 |
Задача 2. Строительство оросительных систем |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
площадь строительства оросительных систем |
тыс. га |
0 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
прочее |
50,8 |
53,0 |
58,0 |
161,8 |
Мероприятие 2.1. Субсидирование части затрат на строительство оросительных систем |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
площадь строительства оросительных систем |
тыс. га |
0 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
прочее |
50,8 |
53,0 |
58,0 |
161,8 |
Мероприятие 2.2. Подготовка проектно-сметной документации по строительству оросительных систем |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
|||||||||||
Задача 3. Увеличение объемов производства кормов в степной зоне края |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
увеличение объемов производства кормов за счет ввода орошаемых земель |
тыс. тонн корм. ед. к предыдущему году |
0 |
15,5 |
19,0 |
20,0 |
|
|
|
|
|
Мероприятие 3.1. Проведение мониторинга орошаемых земель с целью выявления земельных участков, пригодных для кормопроизводства |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
количество районов, в которых осуществляется мониторинг |
ед. |
10 |
12 |
13 |
15 |
|
|
|
|
|
Мероприятие 3.2. Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых орошаемых участков для производства кормов |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
площадь вводимых орошаемых земель |
тыс. га |
1,7 |
5,2 |
5,4 |
5,7 |
|
|
|
|
|
Мероприятие 3.3. Переподготовка, повышение квалификации, стажировка специалистов |
2012-2014 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
число специалистов, прошедших обучение |
человек |
|
20 |
20 |
20 |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 14 декабря 2011 г. N 734 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Алтайском крае" на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, декабрь 2011 г. N 188, ч.2, с.209
Постановлением Администрации Алтайского края от 22 января 2014 г. N 18 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 10 июня 2013 г. N 304
Постановление Администрации Алтайского края от 18 марта 2013 г. N 147
Постановление Администрации Алтайского края от 11 декабря 2012 г. N 674
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления