Приказ Минфина России от 8 июня 2020 г. N 97н
"Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля"
В целях реализации части 6 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2019, N 48, ст. 6739) и в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; официальный Интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 16 апреля), приказываю:
1. Утвердить Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Министр |
А.Г. Силуанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 сентября 2020 г.
Регистрационный N 59629
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минфина России
от 08.06.2020 г. N 97н
Положение
о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля.
2. Настоящее Положение применяется при осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций (далее - уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору), внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
Для целей настоящего Положения саморегулируемая организация аудиторов и уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору именуются субъектами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
3. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации указанного контроля, установленные настоящим Положением, также применяются саморегулируемой организацией аудиторов в отношении внешнего контроля качества работы аудиторов, не являющихся индивидуальными аудиторами.
4. Основными принципами осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - ВККР) являются:
а) осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - объект ВККР);
б) независимость ВККР, которая заключается в независимости субъекта ВККР от проверяемого объекта ВККР, в частности, в следующих вопросах организации и осуществления ВККР: установления правил организации и осуществления ВККР, финансирования ВККР, назначения работников, осуществляющих ВККР (далее - контролеры) и принятия решения по результатам внешней проверки, а также независимости контролеров;
в) обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;
г) прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения внешней проверки качества работы объекта ВККР (далее - внешняя проверка);
д) публичность результатов ВККР.
5. Независимость контролера состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия контролер независим от объекта ВККР, в том числе:
а) не является близким родственником (родители, братья, сестры, дети), а также супругом учредителей (участников) и (или) должностных лиц объекта ВККР;
б) не являлся в проверяемый период и не является в период проведения контрольного мероприятия учредителем (участником), должностным лицом и (или) иным работником объекта ВККР;
в) не был связан в проверяемый период и не связан в период проведения контрольного мероприятия гражданско-правовыми и финансовыми отношениями с объектом ВККР.
II. Требования к организации ВККР
6. При организации ВККР субъект ВККР должен обеспечить:
а) систематическое проведение внешних проверок объектов ВККР;
б) необходимые полномочия контролеров, в частности, установление прав и обязанностей контролеров при организации и осуществлении ВККР;
в) предотвращение возникновения конфликта интересов между контролерами и проверяемым объектом ВККР, соблюдение конфиденциальности информации клиентов объекта ВККР;
г) изучение:
контролерами саморегулируемой организации аудиторов правил организации и осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, установленных частью 7 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2020, N 14, ст. 2028) (далее соответственно - Правила ВККР, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности");
контролерами уполномоченного федерального органа по контролю и надзору Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", утвержденного приказом Минфина России от 11 января 2013 г. N 3н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2013 г., регистрационный N 28749) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 170н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 ноября 2015 г., регистрационный N 39753) (далее - Административный регламент);
д) информирование объекта ВККР о результатах внешних проверок;
е) контроль за своевременностью и полнотой исполнения объектом ВККР действий по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;
ж) применение мер воздействия, установленных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов, в отношении тех объектов ВККР, которые отказываются проходить ВККР, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, не предпринимают необходимые действия по устранению нарушений, выявленных по результатам внешних проверок, а также тех объектов ВККР, в чьей работе выявляются нарушения;
з) формирование отчетности о состоянии и результатах ВККР.
7. ВККР подлежит планированию. Планирование ВККР осуществляется путем составления и утверждения субъектом ВККР плана ВККР на следующий календарный год.
План ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
8. План ВККР представляет собой перечень внешних проверок, которые планируется осуществить в календарном году. В плане ВККР по каждой внешней проверке устанавливается, в частности, объект ВККР, дата начала и срок проведения внешней проверки.
9. План ВККР составляется на основе циклического подхода или риск-ориентированного подхода.
10. Циклический подход предполагает установление на основе требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" максимального периода, по истечении которого внешняя проверка объекта ВККР проводится в обязательном порядке. При этом для разных групп объектов ВККР, указанных в части 8 статьи 10 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", может устанавливаться разная периодичность проведения внешних проверок.
11. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов ВККР на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимаются, в частности, следующие риски аудиторской деятельности объектов ВККР:
а) количество клиентов объекта ВККР, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
б) количество иных клиентов объекта ВККР, которые считаются общественно значимыми;
в) результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.
При использовании риск-ориентированного подхода субъект ВККР должен обеспечить установленную Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" периодичность проведения внешних проверок каждого объекта ВККР.
12. При планировании ВККР учитывается также степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми), реальность сроков проведения внешних проверок, равномерность нагрузки на контролеров, наличие резерва времени для выполнения внеплановых внешних проверок и другие факторы.
13. Осуществление ВККР подлежит систематическому мониторингу.
14. Предметом мониторинга осуществления ВККР является соблюдение Федерального закона "Об аудиторской деятельности", настоящего Положения, Правил ВККР для мониторинга, проводимого саморегулируемой организацией аудиторов, Административного регламента для мониторинга, проводимого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, а также исполнение плана ВККР.
15. Мониторинг осуществления ВККР ведется субъектом ВККР, который определяет формы, методы, периодичность и сроки такого мониторинга.
16. Субъект ВККР обеспечивает систематическое (за квартал, полугодие или год) обобщение результатов мониторинга осуществления ВККР.
17. Результаты ВККР обобщаются субъектом ВККР в годовом отчете о состоянии ВККР. Годовой отчет о состоянии ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
18. Субъект ВККР должен установить критерии оценки результативности ВККР в целом, а также работы контролеров.
19. В случае, когда внешнюю проверку проводит группа контролеров, эту группу возглавляет ее руководитель, назначенный субъектом ВККР.
Руководитель группы контролеров организует внешнюю проверку, осуществляет сам и организует контроль за работой контролеров, входящих в группу, и результатами внешней проверки, информирует о результатах внешней проверки объект ВККР, осуществляет сам и организует взаимодействие группы контролеров с объектом ВККР, подписывает отчет (акт) о внешней проверке.
20. Группа контролеров должна включать количество контролеров, обеспечивающее проведение внешней проверки в сроки, установленные в Плане ВККР.
21. Проведение каждой внешней проверки подлежит подготовке. Целью подготовки внешней проверки является обеспечение ее качества, результативности и своевременности.
22. При подготовке внешней проверки:
а) осуществляется сбор информации об объекте ВККР, необходимой для организации внешней проверки;
б) определяется объем внешней проверки;
в) определяются требования к контролерам, необходимые для проведения внешней проверки, формируется группа контролеров и распределяются обязанности между членами этой группы;
г) составляется программа внешней проверки;
д) информируется объект ВККР о дате начала и сроках проведения, проверяемом периоде, предмете и объеме внешней проверки.
23. Объем внешней проверки определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели внешней проверки.
24. Программа внешней проверки составляется и утверждается до начала внешней проверки.
25. Программа внешней проверки должна содержать, в частности: наименование объекта ВККР; проверяемый период; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе внешней проверки.
26. Программа внешней проверки должна быть построена таким образом, чтобы контролеры могли проверить то, что:
а) объект ВККР имеет внутренний контроль качества работы;
б) объект ВККР выполняет требования внутреннего контроля качества работы;
в) объект ВККР и его аудиторы соблюдали Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", стандарты аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики аудиторов, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
г) объект ВККР соблюдал требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения при оказании юридических, бухгалтерских или аудиторских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2019, N 51, ст. 7490), а также обязанности по информированию, установленные пунктом 3.1 части 2 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
27. В ходе внешней проверки осуществляются:
а) оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;
б) определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;
в) оценка соблюдения требования независимости объекта ВККР при осуществлении аудиторской деятельности (далее - оценка соблюдения требования независимости);
г) оценка достоверности последней по времени отчетности объекта ВККР об аудиторской деятельности исходя из результатов действий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" настоящего пункта.
28. Оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР осуществляется, в частности, в отношении следующих вопросов:
а) соблюдение объектом ВККР Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;
б) численность и профессиональный уровень аудиторов объекта ВККР, а также соблюдение аудиторами требования обучения по программам повышения квалификации.
29. Определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы объекта ВККР осуществляется путем проверки соблюдения правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, а также рабочей документации аудитора по конкретным аудиторским заданиям по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - аудиторское задание).
Указанная проверка проводится в отношении аудиторских заданий, отобранных на основе анализа риска проведения аудита с нарушением требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. Для рассмотрения в ходе внешней проверки отбираются завершенные в проверяемый период аудиторские задания.
30. Оценка соблюдения требования независимости проводится, в частности, в отношении следующих вопросов:
а) соблюдение объектом ВККР ограничений, установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, при приеме на обслуживание новых клиентов и принятии решения о продлении обслуживания аудируемого лица;
б) соблюдение объектом ВККР требований, установленных частью 2 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также условия, согласно которому порядок выплаты и размер денежного вознаграждения объекту ВККР за проведение аудита (в том числе обязательного) не зависит и не определяется оказанием аудируемому лицу прочих услуг;
в) наличие и эффективность процедур выявления и предотвращения объектом ВККР рисков нарушения правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также угроз возникновения конфликта интересов, предусмотренного частью 3 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Оценка соблюдения требования независимости осуществляется путем изучения применяемых объектом ВККР процедур соблюдения правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, проверки соблюдения аудиторами и другими работниками объекта ВККР таких процедур, в частности, рабочей документации аудитора по конкретным аудиторским заданиям.
31. Проверка рабочей документации аудитора в отношении конкретных аудиторских заданий должна предусматривать оценку:
а) наличия и эффективности внутреннего контроля качества работы объекта ВККР и качества выполнения аудиторского задания;
б) соблюдения Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;
в) аудиторских доказательств, содержащихся в рабочей документации аудитора;
г) обоснованности аудиторского заключения с учетом обстоятельств выполнения аудиторского задания.
32. В ходе внешней проверки должно осуществляться наблюдение за работой контролеров. Наблюдение осуществляется для достижения цели внешней проверки и обеспечения качества работы контролеров.
33. Наблюдению в ходе внешней проверки подлежит:
а) работа каждого контролера независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;
б) работа, выполняемая на каждом этапе внешней проверки.
34. Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется руководителем группы контролеров.
35. Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется по мере проведения этой проверки до составления отчета (акта) о внешней проверке.
36. В ходе наблюдения должна быть получена уверенность в том, что:
а) контролеры имеют понимание программы внешней проверки;
б) внешняя проверка проводится в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", настоящим Положением, а также:
Правилами ВККР - для внешней проверки, проводимой саморегулируемой организацией аудиторов;
Административным регламентом - для внешней проверки, проводимой уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору;
в) программа внешней проверки исполняется;
г) рабочая документация содержит доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам выполнения процедур контроля;
д) все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам выполнения процедур контроля, обоснованы и подтверждены доказательствами;
е) все ситуации, связанные с ошибками, недостатками и обнаруженными при проведении аудита необычными обстоятельствами, были выявлены, задокументированы и разрешены либо на них было обращено внимание руководителя группы контролеров;
ж) достигается цель внешней проверки;
з) отчет (акт) о внешней проверке отражает результаты внешней проверки.
37. При проведении внешней проверки должны быть получены доказательства, подтверждающие результаты этой проверки, в том числе описание системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, рабочие документы аудитора, отчетность объекта ВККР, результаты процедур контроля, проведенных в ходе внешней проверки, письменные заявления должностных лиц объектов ВККР, а также документы и сведения, полученные из других источников.
38. Проведение внешней проверки подлежит документированию.
39. Рабочая документация, включающая документы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением внешней проверки, составляется при подготовке и проведении внешней проверки, а также при осуществлении наблюдения в ходе этой проверки.
40. Рабочая документация должна составляться со степенью полноты и подробности, обеспечивающей однозначность понимания проведенной внешней проверки и ее результатов.
41. Объем рабочей документации по каждой внешней проверке определяется контролерами. Включение в рабочую документацию каждого рассмотренного в ходе внешней проверки документа либо отражение в рабочем документе каждого рассматриваемого вопроса не является обязательным.
42. Форма и содержание рабочей документации определяются контролером с учетом следующих факторов:
предмета и объема внешней проверки;
требований, предъявляемых к отчету (акту) о внешней проверке;
масштаба, характера и сложности деятельности объекта ВККР;
доказательности отдельных документов;
состояния системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;
необходимости указаний членам группы контролеров и осуществления наблюдения за ними;
процедур контроля, применяемых при проведении внешней проверки.
43. При включении в рабочую документацию документов, подготовленных объектом ВККР, контролер должен убедиться в том, что такие документы подготовлены в соответствии с международными стандартами аудита, введенными в действие на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 576 "Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 25, ст. 3659; 2017, N 32, ст. 5084).
44. Для подготовки и проведения внешней проверки применяются утвержденные субъектом ВККР формы рабочей документации (вопросники, типовые письма, обращения), а также единая структура систематизации рабочих документов.
45. Субъект ВККР устанавливает процедуры обеспечения конфиденциальности рабочих документов.
46. Рабочая документация, а также отчеты (акты) комплектуются, учитываются и хранятся субъектом ВККР в установленном им порядке.
Срок хранения рабочей документации после завершения внешней проверки устанавливается субъектом ВККР таким образом, чтобы субъект ВККР и орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, могли осуществлять контроль за проведением внешних проверок.
47. Результаты внешней проверки подлежат оформлению в письменном виде:
а) саморегулируемой организацией аудиторов - отчетом;
б) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору - актом.
48. При осуществлении ВККР саморегулируемой организацией аудиторов форма отчета, а также допустимые виды заключения о качестве работы объекта ВККР в нем, устанавливаются саморегулируемой организацией аудиторов.
При осуществлении ВККР уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264) и от 30 сентября 2016 г. N 620 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118).
49. При составлении отчета (акта) должна быть обеспечена объективность, обоснованность и системность изложения.
50. Отчет (акт) должен быть составлен не ранее завершения всех процедур контроля, предусмотренных программой внешней проверки.
51. Отчет (акт) направляется объекту ВККР. Объект ВККР может представить субъекту ВККР письменные возражения на отчет (акт).
Субъект ВККР должен рассмотреть письменные возражения объекта ВККР на отчет (акт) и принять соответствующие решения. Объект ВККР должен сообщить субъекту ВККР о запланированных действиях в отношении указанных в решении субъекта ВККР нарушений и недостатков и сроках осуществления таких действий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин закрепил принципы и порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
Установлены требования к контролеру, обеспечивающие его независимость. Он не должен быть близким родственником проверяемых лиц, а также находиться с ними в трудовых, гражданско-правовых или финансовых отношениях.
План контроля составляется на основе циклического или риск-ориентированного подхода.
Результаты контроля обобщаются в годовом отчете, который размещается на официальный сайтах уполномоченного органа и СРО аудиторов не позднее 31 марта.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Приказ Минфина России от 8 июня 2020 г. N 97н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 сентября 2020 г.
Регистрационный N 59629
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 сентября 2020 г. N 0001202009030028
Приказом Минфина России от 22 октября 2021 г. N 160Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.