Определение Верховного Суда РФ от 28 августа 2020 г. N 310-ЭС20-11532 по делу N А48-3252/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "Центральная ППК", общество) на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 по делу N А48-3252/2019 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.06.2020 по тому же делу
по заявлению общества к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа в заключении договора о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области на 2018 год, выраженного в письме от 25.12.2018 N 71/1490; об обязании заключить договор с учетом приказа Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 30.11.2018 N 426-т,
установила:
решением Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 в удовлетворении требований АО "Центральная ППК" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 решение суда отменено. Требования общества удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента в заключении договора о предоставлении субсидий на 2018 год, выраженный письмом от 25.12.2018 N 71/1490. На Департамент возложена обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы АО "Центральная ППК".
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 02.06.2020 постановление апелляционной инстанции отменено, оставлено в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит отменить судебные акты первой и кассационной инстанции, считая, что судами дана неправильная правовая квалификация значимым обстоятельствам спора. Общество указывает, что договор о предоставлении субсидии на 2018 год ошибочно оценен судами как заключенный в соответствии с заявкой общества от 14.03.2018, поскольку ввиду имевшихся между обществом и департаментом разногласий относительно размера субсидии не были согласованы существенные условия договора.
Общество ссылается, что отказ департамента от заключения договора в соответствии с экономически обоснованным тарифом, установленным приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 30.11.2018 N 426-т, нарушает его право на получение в полном объеме компенсации выпадающих доходов от оказания транспортных услуг по льготному тарифу.
Также в жалобе указано на рассмотрение дела незаконным составом суда кассационной инстанции, так как замена председательствующего судьи произведена без указания причины.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как усматривается из судебных актов, в 2018 году АО "Центральная ППК" осуществляла транспортное обслуживание граждан железнодорожным транспортом на территории Орловской области на основании договора с департаментом от 26.12.2017 N 13-Д/17. Транспортные услуги оказывались по тарифу для населения, который установлен ниже уровня экономически обоснованного тарифа для общества.
14.03.2018 общество обратилось в департамент с заявкой на получение субсидии на компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг по льготным тарифам.
На основании заявки принят приказ департамента от 21.03.2018 N 141, которым решено заключить с АО "Центральная ППК" договор о предоставлении субсидий на 2018 год. Департамент уведомил общество о принятом решении, приложив два экземпляра проекта договора, согласно которому сумма субсидии, подлежащая выплате обществу, составила 25 525 581 рублей 40 копеек.
Письмом от 05.04.2018 N 5797 общество возвратило департаменту подписанный договор с протоколом разногласий, выразив несогласие с суммой субсидии и указав, что она не компенсирует понесенных им потерь в доходах от государственного регулирования тарифов. Согласно протоколу разногласий общество предложило департаменту иную редакцию пунктов 2.1, 3.1.2, 3.4, 4.3.1, 6.3, посчитав, в частности, нецелесообразным указывать в договоре конкретную сумму субсидии, а также что ее выплата производится в пределах лимита бюджетных ассигнований, выделенных департаменту на соответствующие цели.
Подписанный обществом договор с протоколом разногласий был зарегистрирован департаментом 09.04.2018 за N 163-Д/18. При этом письмом от 23.04.2018 департамент указал на принятие пунктов 3.1.2, 4.3.1 в редакции общества и на отказ в принятии предложения общества относительно пунктов 2.1 и 3.4.
На основании приказа Управления по тарифам Орловской области от 30.11.2018 N 246-т, принятого в связи с решением Федеральной антимонопольной службы от 08.10.2018, внесены изменения в ранее утвержденный экономически обоснованный тариф, установленный для АО "ЦППК". Тариф определен в размере 3,833 рублей на одного пассажира за 1 километр.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 426-т"
11.12.2018 общество повторно обратилось в департамент с заявкой о предоставлении субсидии, ссылаясь на тариф, установленный приказом от 30.11.2018 N 426-т.
Департамент письмом от 25.12.2018 N 71/1490 сообщил об оставлении без рассмотрения представленных обществом документов, так как имеется заключенный договор на предоставление субсидии от 09.04.2018 N 163-Д/18.
Отказывая в признании действий департамента не соответствующими действующему законодательству, суды первой и кассационной инстанции руководствовались статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Порядком предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 03.11.2017 N 469 (далее - Порядок предоставления субсидии от 03.11.2017 N 469).
Суды сочли, что договор на предоставление субсидии, зарегистрированный департаментом 09.04.2018, согласован по всем существенным условиям. В частности, пунктом 3.3 установлен порядок определения цены договора с указанием развернутой формулы расчета. При подписании договора общество не высказывало возражений относительно данного пункта, согласно которому департаментом произведен расчет суммы субсидии.
Размер субсидии по договору от 09.04.2018 N 163-Д/18 определен, исходя из установленного обществу экономически обоснованного тарифа. На момент обращения в департамент с заявкой на предоставление субсидии от 14.03.2018 уровень экономически обоснованного тарифа на услуги АО "Центральная ППК" был утвержден приказом от 05.03.2018 N 18 в размере 2,452 рублей на 1 пасс.км. До обращения с заявкой и до подписания договора общество данный тариф не оспаривало.
При определении суммы субсидии департаментом также учтены положения Закона Орловской области от 30.11.2017 N 2177-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в редакции от 04.04.2018), согласно которым в бюджете на 2018 год на возмещение потерь транспортных организаций в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, запланировано 25 525 600 рублей.
Содержание пунктов 2.1 и 3.4, не согласованных обществом, соответствует положениям Порядка предоставления субсидии от 03.11.2017 N 469 и в этой связи не могло быть изменено по воле сторон договора. Высказывая возражения относительно данных пунктов, общество, по существу, предпринимало попытку путем заключения договора на иных условиях преодолеть положения закона.
Учитывая изложенное, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 2 постановления от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", суды признали договор от 09.04.2018 N 163-Д/18 заключенным и, как следствие, законными действия департамента по отказу от повторного заключения договора на иных условиях.
Доводы кассационной жалобы не опровергают законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, направлены на повторное исследование обстоятельств дела и переоценку доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации.
Доводы относительно незаконного состава суда не могут быть приняты во внимание, поскольку в кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые в силу статей 21, 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствовали бы рассмотрению дела судьей Стрегелевой Г.А.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать акционерному обществу "Центральная пригородная пассажирская компания" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 28 августа 2020 г. N 310-ЭС20-11532 по делу N А48-3252/2019
Текст определения опубликован не был