Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Бийска
Алтайского края
от 02.12.2009 г. N 1505-р
Ведомственная целевая программа
"Одаренные дети и молодежь города Бийска"
на 2010-2012 годы
16 мая 2011 г.
Об утверждении Положения о порядке присуждения и выплаты премии Главы города учащимся образовательных учреждений города Бийска см. постановление Администрации города Бийска Алтайского края от 28 апреля 2010 г. N 952
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Одаренные дети и молодежь города Бийск"
на 2010-2012 годы
Наименование программы |
"Одаренные дети и молодежь города Бийска" на 2010-2012 годы |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения |
|
Основной исполнитель программы |
МУ "Управление образования Администрации города Бийска" |
Исполнитель программы |
МУ "Управление образования Администрации города Бийска" |
Цели и задачи программы |
Цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития и реализации способностей одаренных детей и подростков города Бийска - ресурсного и интеллектуального потенциала Наукограда. Задачи: создать организационно-педагогические условия для обучения и воспитания одаренных детей и молодежи; - повысить профессиональный уровень педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и молодежью; - способствовать развитию системы социально-экономической поддержки одаренных детей и молодежи. |
Важнейшие показатели |
Удельный вес детей, участвующих в реализации программы, в общем количестве учащихся; Удельный вес педагогов, участвующих в реализации программы, в общем количестве педагогов; Доля участников краевых и всероссийских конкурсов от общего количества учащихся; Доля победителей и призеров краевых, региональных и всероссийских конкурсов от общего количества участников; Количество изданных научно-методических пособий и сборников исследовательских и творческих работ учащихся и педагогов. |
Сроки и этапы реализации программы |
2010-2012 гг. |
Объемы и источник финансового обеспечения |
Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств бюджета города, выделенных в рамках бюджетных ассигнований на текущий год, и внебюджетных источников. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
создание организационно-педагогических условий для эффективного обучения и воспитания одаренных детей и молодежи; повышение профессионального уровня и социального статуса педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и молодежью; развитие системы социально-экономической поддержки одаренных детей и молодежи; - совершенствование системы работы с одаренными детьми; - внедрение инновационного научно-методического сопровождения процесса обучения одаренных детей. |
1. Характеристика проблемы
Работа с одаренными детьми с 2006 г. является приоритетным направлением деятельности МУ "Управление образования Администрации города Бийска", поскольку талантливые, творческие личности являются тем потенциалом, который способствует дальнейшему развитию Наукограда.
В программе Наукограда определена потребность в инновационной экономике, развитии нанотехнологий, социальной инфраструктуры города с целью достижения устойчивого социально-экономического развития города и улучшения качества жизни его населения. Для развития инновационной сферы Наукограда требуется постоянное пополнение кадрового потенциала, основным резервом которого являются сегодняшние школьники, соответственно одной из основных задач образования на сегодняшний день является предоставление каждому учащемуся возможности реализовать свой творческий потенциал, развивать те способности, которые лягут в основу его будущей профессиональной деятельности.
Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи и одаренных детей города Бийска в течение 4 последних лет осуществлялась через реализацию городской целевой программы "Одаренные дети и молодежь на 2006-2009 г.г.".
Реализация программы осуществлялась через: организацию и проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций, поддержку участия одаренных детей во всероссийских и международных олимпиадах, исследовательских конкурсах, организацию и проведение профильных смен для одаренных детей, поддержку развития образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, выплату стипендий (премий) одаренным детям и др. На сегодняшний день в 26 образовательных учреждениях города созданы научные общества учащихся. В период за 2006-2009 г.г. отмечается рост мотивации педагогов и учащихся к научно-исследовательской деятельности: увеличение числа участников мероприятий разного уровня на 83%, повышение результативности, качества работы на 32%, привлечение учащихся начального звена на 27%.
Успешное внедрение программы позволило образовательным учреждениям ежегодно готовить призеров городских, краевых и всероссийских олимпиад, как предметных, так и научно-исследовательских.
Учащиеся образовательных учреждений города - активные участники и победители городских, краевых, всероссийских научно-исследовательских конкурсов, олимпиад, конференций. Так, в 2008-2009 учебном году учащиеся образовательных учреждений города приняли активное участие в следующих мероприятиях и показали высокую результативность:
- предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы:
- городского уровня - 1176 человек, 65 победителей,
- регионального уровня-342 школьника , 132 победителя.
- научно-исследовательские конкурсы:
- всероссийского уровня - приняли участие 62 школьника. Учащиеся привезли 41 диплом, 12 сертификатов участника конкурсов;
- краевого и регионального уровней - приняли участие 143 школьника. 20 дипломов, 7 грамот, 5 сертификатов - результат краевых конкурсов, конференций;
- городского уровня - приняли участие 182 человека; награждены дипломами, грамотами 105 школьников города.
Исследовательская работа учащихся ведется при поддержке научных консультантов, преподавателей вузов, оказывающих научно-теоретическую помощь в выборе тем творческих работ, методов и приемов исследовательской деятельности, обработке собранного материала, экспертизе работ учащихся.
Наиболее распространенными способами организации учебного процесса одаренных детей в городе являются:
- дифференциация учебного процесса для разных групп учащихся в процессе проведения учебных занятий - 48% от общего числа образовательных учреждений города;
- включение одаренных детей в исследовательскую и проектную деятельность - 91 % от общего числа образовательных учреждений города;
- функционирование творческих объединений учащихся (НОУ) - 83% от общего числа образовательных учреждений города;
- проведение индивидуальных консультаций - 87% от общего числа образовательных учреждений города.
Итоги работы позволяют сделать вывод о том, что в городе Бийске реализована начальная ступень системы поиска, отбора и поддержки одаренных детей в различных областях фундаментальных и прикладных наук.
Однако остается ряд нерешенных проблем: низкая результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах, недостаточное методическое сопровождение олимпиадного движения в городе, недостаточный профессиональный уровень педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и молодежью, несовершенство системы социально-экономической поддержки одаренных детей и молодежи и т.д.
Актуальность городской целевой программы "Одаренные дети и молодежь города Бийска на 2010-2012 годы", ее цели и задачи определяются исходя из наличия нерешенных в рамках предыдущей городской целевой программы "Одаренные дети и молодежь на 2006-2009 г.г." проблем, необходимости обеспечения реализации Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы, Краевой целевой программы "Дети Алтая" на 2007-2010 годы, ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2008-2010 годы, программы развития образования в г. Бийске до 2010 года.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для развития одаренных детей и молодежи как ресурсного и интеллектуального потенциала Наукограда.
- создание Интернет-страницы "Будущее Наукограда";
- создание банка данных одаренных детей в сфере образования, спорта и культуры;
- проведение профильных смен для одаренных детей;
- материальное и моральное поощрение педагогов, работающих с одаренными детьми.
Обеспечение столь сложного процесса, как организация работы с одаренными детьми на муниципальном уровне, требует использования именно программного метода, представляющего собой тщательную разработку системы конкретных заданий и работ, распределенных по всем звеньям управляющей системы с указанием последовательности их выполнения. Принципиально важным моментом является необходимость разработки Программы на основе системного подхода, что объясняется целостностью, органической взаимосвязью и взаимодействием элементов системы работы с одаренными детьми, а поэтому не может быть решений относительно одного из элементов этой системы, которые бы не затрагивали интересы других составляющих её частей. В силу этого перед МУ "Управление образования Администрации города Бийска" возникает достаточно большое количество системных задач, касающихся различных объектов и требующих согласования усилий.
Программа как организационная основа взаимодействия МУ "Управление образования Администрации города Бийска" и образовательных учреждений города представляет собой комплекс мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании, методах управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности. Автономное развитие каждого из этих элементов без учёта внутрисистемных связей не позволит обеспечить эффективной работы с одаренными детьми. Реализация мероприятий Программы способствует оптимизации использования имеющихся в муниципальной образовательной системе организационных, административных, кадровых ресурсов для решения обозначенной проблемы.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития и реализации способностей одаренных детей и подростков города Бийска - ресурсного и интеллектуального потенциала Наукограда.
Достижение данной цели обусловлено решением следующих задач:
1. Создать организационно-педагогические условия для обучения и воспитания одаренных детей и молодежи.
2. Повысить профессиональный уровень педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и молодежью.
3. Способствовать развитию системы социально-экономической поддержки одаренных детей и молодежи.
3. Принципы Программы
В основу работы с одаренными детьми и молодежью города положены следующие принципы:
- Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей и молодежи.
- Принцип единства и преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство для одаренных детей и молодежи.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации.
- Принцип вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления образовательных идей.
- Принцип единства деятельностного, оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей и молодежи.
- Принцип согласованности целей Наукограда и направлений развития одаренных детей и молодежи.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает достижение целей к концу 2012 года. Этапами реализации программы являются календарные годы 2010, 2011, 2012. По итогам года осуществляется анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.
5. Ожидаемые результаты
1. Создание единого образовательного пространства, обеспечивающего организационно-педагогические условия эффективного развития одаренных детей и молодежи:
- увеличение количества детей, участвующих в программе;
- увеличение количества участников краевых и всероссийских конкурсов учащихся;
- увеличение количества победителей и призеров краевых и всероссийских конкурсов.
2. Повышение профессионального уровня и социального статуса педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и молодежью:
- проведение семинаров по обмену опытом по работе с одаренными детьми;
- увеличение количества педагогов, участвующих в реализации программы;
- привлечение педагогов высшей школы и среднеспециальных учебных заведений к работе с одаренными детьми;
- увеличение количества педагогов первой и высшей квалификационной категории, работающих с одаренными детьми;
- освещение в СМИ профессиональных достижений педагогов, работающих с одаренными детьми.
3. Создание системы социально-экономической поддержки одаренных детей, молодежи и педагогов, работающих с одаренными детьми:
6. Приоритетные направления деятельности
1. Проведение мероприятий с одаренными детьми и молодежью:
- организация городских предметных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций и других мероприятий образовательного и научно-исследовательского характера;
- участие в региональных и федеральных предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях образовательного и научно-исследовательского характера.
2. Развитие кадрового потенциала, направленного на обобщение и трансляцию передового и педагогического опыта работы с одаренными детьми на городском уровне:
- развитие системы наставничества;
- организация исследовательской деятельности учащихся и педагогов;
- организация психологической поддержки одаренных детей;
- развитие профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми.
3. Социально-экономическая поддержка одаренных детей и педагогов, призванная решать вопросы освещения достижений одаренных детей и педагогов, продвижения одаренных детей, поощрения одаренных детей и педагогов за высокие достижения:
- материальное и моральное стимулирование одаренных детей;
- материальное и моральное стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми;
- проведение профильных смен для одаренных детей;
- поддержка одаренных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- создание Интернет-страницы "Будущее Наукограда";
- издание научно-методических пособий и творческих работ детей.
7. Система управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Руководителем целевой программы является начальник МУ "Управление образования Администрации города Бийска". Руководитель несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Руководитель программы определяет формы и методы управления реализацией программы; разрабатывает в пределах своих полномочий проекты
нормативных правовых актов органов местного самоуправления и принимает локальные акты, необходимые для выполнения программы; ежегодно (до 1 ноября) подготавливает и направляет курирующему заместителю Главы города предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и финансовых затрат на их реализацию.
8. Оценка ожидаемой эффективности и результативности
Оценка эффективности реализации программы проводится ежеквартально. Для проведения анализа хода реализации программы МУ "Управление образования Администрации города Бийска" предоставляет в Управление стратегического развития и Управление экономики Администрации города уточненные показатели эффективности программы на соответствующий финансовый год, а также ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
Динамика важнейших целевых индикаторов
и показателей эффективности реализации Программы
N п/п |
Индикатор |
Единица изменения |
Значение индикатора по годам |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1. |
Удельный вес детей, участвующих в реализации программы, в общем количестве учащихся |
% |
4 |
7 |
10 |
15 |
2. |
Удельный вес педагогов, участвующих в реализации программы, в общем количестве педагогов |
% |
15 |
20 |
25 |
30 |
3. |
Доля участников краевых и всероссийских конкурсов от общего количества учащихся |
% |
2 |
3,5 |
5 |
7 |
4. |
Доля победителей и призеров краевых и всероссийских конкурсов от общего количества участников |
% |
20 |
25 |
30 |
35 |
5. |
Количество профильных смен для одаренных детей в каникулярный период |
ШТ. |
0 |
2 |
3 |
4 |
6. |
Создание и регулярное обновление Интернет-страницы "Будущее Наукограда" |
факт (да/нет) |
нет |
да |
да |
да |
7. |
Количество публикаций исследовательских и творческих работ одаренных детей |
шт. |
0 |
1 общий сборник |
2 тематических сборника |
4 тематических сборника |
9. Обоснование финансового обеспечения программы
Финансовое обеспечение программы предусматривается за счет средств бюджета города Бийска в связи с необходимостью решения вопросов местного значения муниципального образования г. Бийск.
В процессе реализации программы будет проводиться работа по привлечения средств из других источников, не запрещенных действующим законодательством (в том числе из внебюджетных источников). Механизм привлечения этих средств - вовлечение в состав исполнителей программных мероприятий широкого круга организаций, общественных объединений, граждан.
Источники и направления расходов |
Финансовые затраты по годам в ценах 2009 года (тысяч рублей) |
Примечание |
||||
всего |
в том числе |
|||||
|
|
2010 |
2011 |
2012 |
|
|
Всего финансовых затрат (бюджет города) |
1350 |
450 |
450 |
450 |
|
Постановлением Администрации города Бийска Алтайского края от 16 мая 2011 г. N 962 раздел 10 настоящего приложения изложен в новой редакции
10. Перечень программных мероприятий
Действие пунктов 1-4, 6-11 раздела 10 настоящего приложения приостановлено:
с 1 октября по 31 декабря 2012 г. - постановлением администрации города Бийска Алтайского края от 4 октября 2012 г. N 2616
Управляющий делами |
А.А.Казанцев |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Бийска Алтайского края от 2 декабря 2009 г. N 1505-р "Об утверждении ведомственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.