В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Ведомственная целевая программа
"Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы
и на период до 2020 года
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 23 октября 2012 г. N 575)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства
в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период 2020 года
Наименование программы |
ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года (далее - "Программа") |
Субъект бюджетного планирования |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
Цели и задачи программы |
цель - создание экономических и технологических условий для устойчивого развития мясного скотоводства и повышения конкурентоспособности производства говядины в Алтайском крае; задачи: увеличение производства высококачественной говядины; техническое перевооружение отрасли мясного скотоводства |
Целевые индикаторы и показатели программы |
численность поголовья мясного и помесного скота в сельскохозяйственных предприятиях; производство высококачественной говядины от мясного и помесного скота (в живом весе); коэффициент обновления сельскохозяйственной техники; количество созданных и модернизированных скотомест |
Программные мероприятия |
поддержка содержания маточного поголовья в товарных стадах по системе "корова - теленок"; субсидирование части затрат на откорм молодняка до живой массы 450 кг и выше; поддержка технической и технологической модернизации мясных репродукторных ферм; создание и технологическая модернизация откормочных предприятий |
Срок реализации мероприятий программы |
2013-2015 годы и период до 2020 года |
Объемы и источники финансирования программы по годам |
объем финансирования Программы на 2013-2015 годы и на период до 2020 года за счет средств краевого бюджета составит 397000,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 34000,0 тыс. рублей; 2014 год - 36500,0 тыс. рублей; 2015 год - 38500,0 тыс. рублей; 2016 год - 49500,0 тыс. рублей; 2017 год - 52500,0 тыс. рублей; 2018 год - 55500,0 тыс. рублей; 2019 год - 59000,0 тыс. рублей; 2020 год - 71500,0 тыс. рублей; финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели её социально-экономической эффективности |
увеличение к 2020 году: поголовья мясных и помесных животных - до 76,8 тыс. голов; поголовья мясных коров - до 29,9 тыс. голов; производства высококачественной говядины от мясного чистопородного и помесного скота в живом весе - до 16,4 тыс. тонн; создание и модернизация 24,8 тыс. скотомест. |
1. Характеристика проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Алтайский край является одним из ведущих регионов Российской Федерации по объему производства мяса. В расчете на душу населения в крае производится в 1,9 раза больше мяса, чем в среднем по стране.
В настоящее время наблюдается дефицит качественной говядины, производство которой может быть обеспечено за счет выращивания крупного рогатого скота специализированных пород. Мясо зарубежного происхождения часто имеет неудовлетворительные качественные и санитарно-гигиенические характеристики.
Большая часть говядины в крае производится путем выращивания и откорма молодняка молочных пород. Однако мясо таких животных значительно уступает по вкусовым и потребительским качествам мясу специализированного мясного скота.
Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства. В европейских странах молочное скотоводство намного раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития. Поэтому одновременно с сокращением поголовья молочного скота шло увеличение численности мясного поголовья (до 60-70% от всего поголовья крупного рогатого скота).
Таким образом, ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и является необходимым условием удовлетворения спроса населения страны на говядину за счет собственного производства.
В настоящее время разведением мясного скота занимаются практически во всех районах Алтайского края более 200 хозяйств различных форм собственности. Количество животных в этих хозяйствах на 1 января 2012 года составило 49,4 тыс. голов, в том числе 19,2 тыс. коров (таблица 1). В целом поголовье мясного скота в крае за четыре последних года увеличилось в 3 раза, а производство говядины от скота мясного направления продуктивности увеличилось с 2,4 тыс. тонн в 2008 году до 10,7 тыс. тонн в 2011 году.
Племенное мясное скотоводство в Алтайском крае представлено 8 хозяйствами, 1 заводом и 7 репродукторами по разведению крупного рогатого скота и ОАО Племпредприятие "Барнаульское".
В настоящее время на территории края районированы 2 специализированные мясные породы крупного рогатого скота: герефордская и казахская белоголовая. В ОАО Племпредприятие "Барнаульское" имеется запас биопродукции быков лимузинской, абердин-ангусской и галловейской пород, используемой для промышленного скрещивания с молочными породами.
Поголовье скота в племенных хозяйствах имеет достаточно большой генетический потенциал, на что указывает разница в продуктивности племенных и товарных стад. В частности, живая масса коров и их молочность в племенных хозяйствах выше соответственно на 41 кг (8,3%) и на 17 кг (11%) средних показателей всего маточного стада.
Таблица 1
Анализ
состояния мясного скотоводства в регионе
Показатели |
Единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. к 2008 г., % |
Поголовье мясного крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях |
тыс. голов |
24,9 |
27,8 |
40,8 |
49,4 |
198,4 |
в том числе маточное поголовье |
тыс. голов |
5,9 |
9,3 |
15,7 |
19,2 |
325,4 |
Производство мясного и помесного крупного рогатого скота на убой (в живом весе) |
тыс. тонн |
2,4 |
7,2 |
9,0 |
10,7 |
445,8 |
Государственная поддержка, предоставленная в рамках ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы, повысила заинтересованность хозяйств края в развитии мясного скотоводства. В результате реализация племенных животных в товарные хозяйства увеличилась в 2,25 раза, а приобретение, в том числе из-за рубежа, - в 2,7 раза. Поголовье коров мясного направления продуктивности увеличилось с 2009 в 2,1 раза и достигло 19,2 тысячи голов.
Алтайский край занимает лидирующие позиции по искусственному осеменению коров и телок в мясном скотоводстве. В хозяйствах края внедрена технология осеменения маточного поголовья с использованием синхронизации половой охоты. Выход телят на 100 коров за четыре последних года вырос с 79% до 85%.
Несмотря на положительную динамику развития мясного скотоводства в крае, его значение пока невелико. Мясное скотоводство находится в стадии наращивания поголовья и создания новых племенных и товарных стад.
Тем не менее, Алтайский край имеет необходимые ресурсы для того, чтобы ускорить темпы развития отрасли. К таким ресурсам относятся:
природно-климатические условия, позволяющие разводить мясной скот различных пород;
значительные площади зерновых культур и кормовых угодий (1136 тыс. га сенокосов, 2602 тыс. га пастбищ, 595 тыс. га многолетних трав). Из более чем 10 млн. га сельскохозяйственных угодий в крае сенокосы и пастбища занимают около 4 млн. га. Отдаленные от населенных пунктов естественные кормовые угодья для молочного скотоводства практически не используются из-за больших затрат на обустройство летних пунктов доения коров и транспортных издержек. Из-за резкого снижения численности овец в крае высвободились значительные площади естественных кормовых угодий, в частности, в степных районах края, которые могут быть эффективно использованы для пастьбы мясного крупного рогатого скота;
трудовые ресурсы - в Алтайском крае более 46% населения проживают в сельской местности; в сфере молочного и мясного скотоводства работают 25 тыс. человек или 18,6% от занятого населения;
развитая комбикормовая промышленность (мощность производства - 1270 тыс. тонн комбикорма в год);
развитая мясоперерабатывающая промышленность (производственные мощности способны переработать 400 тыс. тонн мяса в год; полностью обеспечена глубокая переработка сырья, осуществляется производство колбас, деликатесов, мясных консервов);
наличие научного и кадрового потенциала отрасли. Проблемами развития сельского хозяйства в крае занимается государственное научное учреждение "Алтайский научно-исследовательский институт животноводства и ветеринарии" Российской академии сельскохозяйственных наук; специалистов для работы в сфере мясного скотоводства и перерабатывающей промышленности готовят учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Однако существует ряд факторов, сдерживающих развитие мясного скотоводства в крае, основными из которых являются:
недостаточная численность поголовья мясного скота в крае;
невысокие темпы технической и технологической модернизации мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий;
недостаточное развитие кормопроизводства вследствие низкого уровня обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей современной высокопроизводительной кормоуборочной техникой, кормосмесителями и кормоцехами. В ряде хозяйств существующая кормовая база не способна обеспечить интенсивный рост продуктивности скота и объемов производства продукции. Заготовка грубых и сочных кормов (менее 20 центнеров кормовых единиц на условную голову) ведется в объемах, не позволяющих проводить интенсивное выращивание и откорм мясного скота.
В современных условиях решение вышеперечисленных проблем развития мясного скотоводства возможно только комплексно, с использованием программно-целевого метода.
Актуальность программы состоит в необходимости и реальной возможности повышения объемов производства говядины за счет эффективной организации работы предприятий в сфере мясного скотоводства.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий для устойчивого развития мясного скотоводства и повышения конкурентоспособности производства говядины в Алтайском крае.
Достижение поставленной цели будет обеспечено решением следующих задач:
увеличение производства высококачественной говядины;
техническое перевооружение отрасли мясного скотоводства.
3. Целевые индикаторы и показатели Программы
Целевые индикаторы Программы приведены в приложении к Программе.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных показателей, относятся: внешние риски:
недостаточный уровень финансирования отрасли со стороны инвесторов на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная конъюнктура рынка товаров и услуг для села;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования;
усиление конкуренции на агропродовольственном рынке в связи с вступлением России в ВТО. внутренние риски:
недостаток квалифицированных специалистов;
производственные и технологические риски (неблагоприятные погодные условия для заготовки кормов, эпизоотическая обстановка и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться путём точного и своевременного финансирования ее мероприятий из всех источников и четкого выполнения участниками Программы технических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном уровне.
При определении суммы рисков должно учитываться возможное недостижение запланированных объемов производства говядины из-за недостаточной живой массы молодняка, реализованного на мясо, и количества голов полученного мясного скота и его помесей. В качестве критерия недостижения плановых показателей установлен уровень производства говядины в предыдущем году в расчете на одну голову скота и выполнение только на 90% плана по численности мясного скота (таблица 2).
Риски, связанные с недостижением плановых значений, чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому их целесообразно исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых показателей и принятия соответствующих мер.
Управление рисками осуществляют исполнители Программы.
Таблица 2
Оценка рисков
недостижения ожидаемого экономического эффекта от реализации Программы
Виды рисков |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Недостижение плановой продуктивности (кг на 1 голову крупного рогатого скота), тыс. тонн |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
Недостижение планового поголовья коров, тыс. голов |
5,5 |
5,7 |
6,0 |
6,3 |
6,6 |
7,0 |
7,3 |
7,7 |
Недостижение ожидаемого экономического эффекта, тыс. тонн (снижение производства мяса крупного рогатого скота мясного направления продуктивности) |
4,0 |
4,1 |
4,3 |
4,5 |
4,6 |
4,8 |
5,0 |
5,2 |
Недостижение ожидаемого экономического эффекта, млн. руб. (для расчета принята цена 1 тонны скота в живом весе - 95,0 тыс. руб.) |
378,1 |
391,9 |
406,6 |
424,2 |
440,0 |
458,9 |
475,7 |
492,5 |
4. Система программных мероприятий
Решение задач интенсивного развития мясного скотоводства будет обеспечено путем проведения комплекса мероприятий, направленных на поддержку содержания маточного поголовья мясного и помесного скота в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок", субсидирования части затрат на откорм молодняка до живой массы 450 кг и более, поддержки технологической модернизации мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к Программе.
5. Ресурсное обеспечение программы
Программа финансируется за счет средств краевого бюджета. Объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год.
Сводные финансовые затраты по мероприятиям Программы представлены в приложении.
Объем средств, необходимых для реализации запланированных мероприятий, рассчитан с учетом:
фактических цен на высококачественную говядину внутри страны в 2012 году;
средней себестоимости содержания одной мясной коровы с теленком в год;
средних по Алтайскому краю издержек на производство мяса;
стоимости строительства и реконструкции скотомест для мясного скота, оборудования для мясных ферм, фактически сложившейся в 2012 году.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы создаст условия для более интенсивного развития предприятий, занимающихся разведением и откормом мясного скота, за счет стимулирования откорма скота до живой массы 450 кг и выше, создания и технологической модернизации мясных и откормочных предприятий, обновления технического парка. На реализацию программных мероприятий в период с 2013 по 2020 годы за счет средств краевого бюджета будет направлено 397,0 млн. рублей.
Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие животноводческих предприятий со специализированным мясным скотом, позволит привлечь около 500 млн. рублей кредитных ресурсов, в том числе инвестиционных кредитов на сумму более 330 млн. руб., за счет чего будет произведена реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и ферм. Поголовье мясного скота увеличится с 52,0 до 76,8 тыс. голов или на 47,7%, численность племенного маточного поголовья увеличится в 1,9 раза и составит 5,5 тыс. голов.
За счет роста генетического потенциала товарного стада мясная продуктивность животных в крае ежегодно будет увеличиваться на 5%. В 2020 году будет произведено 16,4 тыс. тонн (на убой в живом весе) высококачественной говядины от мясного скота. Значительный экономический эффект даст использование биопродукции мясных быков. Поддержка мясного скотоводства даст возможность вести откорм молодняка на специализированных предприятиях до живой массы 450 кг и выше, что позволит решить проблему производства высококачественной говядины, будет стимулировать промышленное скрещивание скота.
Укрепление материально-технической базы на основе приобретения кормоуборочной сельскохозяйственной техники, комплекса машин и оборудования для приготовления кормов позволит обеспечить предприятия качественными кормами в достаточном количестве, даст возможность укрепить и модернизировать производственную и технологическую платформу мясного скотоводства. В целом рентабельность производства говядины от мясного скота увеличится и будет составлять от 39 до 52%.
Эффективность расходования средств финансирования, определяемая соотношением конечных результатов данной Программы и затрат на ее реализацию в среднем за восемь лет, составит 124,0%, что является высоким показателем (таблица 3).
Таблица 3
Расчет
эффективности расходования бюджетных средств
Показатели |
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Всего за 8 лет |
Выручка от реализации говядины* |
млн. руб. |
1111,5 |
1168,5 |
1225,5 |
1282,5 |
1349,0 |
1415,5 |
1482,0 |
1558,0 |
10592,5 |
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины |
млн. руб. |
47,5 |
57,0 |
57,0 |
57,0 |
66,5 |
66,5 |
66,5 |
76,0 |
494,0 |
Финансирование Программы, всего |
млн. руб. |
34,0 |
36,5 |
38,5 |
49,5 |
52,5 |
55,5 |
59,0 |
71,5 |
397,0 |
Коэффициент эффективности |
|
1,40 |
1,56 |
1,48 |
1,15 |
1,27 |
1,20 |
1,13 |
1,06 |
1,24 |
* при цене реализации 1 тонны говядины 95000 рублей.
Общий эффект от вложения бюджетных средств проявится после завершения реализации Программы минимум в течение 3-4 лет, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает их.
7. Система управления реализацией Программы
Ответственным за реализацию Программы, достижение ее целей и задач, а также за мониторинг показателей её эффективности является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.
В целях осуществления мероприятий Программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку развития мясного скотоводства.
Ответственные за координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, за их согласованные действия, направленные на выполнение программных мероприятий, за формирование отчетности о ходе реализации Программы определяются Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое обеспечивает предоставление в установленном порядке необходимой информации о ходе выполнения Программы, об эффективности использования финансовых средств.
Приложение
к постановлению Администрации
Алтайского края
от 23 октября 2012 г. N 575
Мероприятия
ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства
в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года
Цели, задачи, мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Исполнитель |
Индикаторы |
Единица измерения |
Значение индикатора |
Направления использования средств |
Сумма расходов, млн. руб. |
Всего расходов, тыс. руб. |
|||||||||||||||
2012 г. |
в плановом периоде |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
||||||||||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Цель - создание экономических и технологических условий для устойчивого развития мясного скотоводства и повышения конкурентоспособности производства говядины в Алтайском крае |
20132020 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - ГУСХ) |
объем производства высококачественной говядины от мясного и помесного скота (в живом весе) |
тыс. тонн |
11,2 |
11,7 |
12,3 |
12,9 |
13,5 |
14,2 |
14,9 |
15,6 |
16,4 |
прочее |
34,0 |
36,5 |
38,5 |
49,5 |
52,5 |
55,5 |
59,0 |
71,5 |
397,0 |
Задача 1. Увеличение производства высококачественной говядины |
2013-2020 гг. |
ГУСХ |
объем производства высококачественной говядины от мясного и помесного скота (в живом весе) |
тыс. тонн |
11,2 |
11,7 |
12,3 |
12,9 |
13,5 |
14,2 |
14,9 |
15,6 |
16,4 |
прочее |
23,0 |
24,0 |
25,0 |
35,0 |
36,5 |
38,5 |
40,0 |
42,0 |
264,0 |
Мероприятие 1.1. Поддержка содержания маточного поголовья в товарных стадах по системе "корова-теленок" |
2013-2020 гг. |
ГУСХ |
численность поголовья мясного и помесного скота в сельскохозяйственных предприятиях |
тыс. голов |
52,0 |
54,6 |
57,3 |
60,2 |
63,2 |
66,4 |
69,7 |
73,2 |
76,8 |
прочее |
20,0 |
21,0 |
22,0 |
32,0 |
33,5 |
35,5 |
37,0 |
39,0 |
240,0 |
Мероприятие 1.2. Субсидирование части затрат на откорм молодняка до живой массы 450 кг и выше |
2013-2020 гг. |
ГУСХ |
объем производства высококачественной говядины от мясного и помесного скота (в живом весе) |
тыс. тонн |
11,2 |
11,7 |
12,3 |
12,9 |
13,5 |
14,2 |
14,9 |
15,6 |
16,4 |
прочее |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
24,0 |
Задача 2. Техническое перевооружение отрасли мясного скотоводства |
2013-2020 гг. |
ГУСХ |
коэффициент обновления сельскохозяйственной техники количество созданных и модернизированных скотомест |
% |
|
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
прочее |
11,0 |
12,5 |
13,5 |
14,5 |
16,0 |
17,0 |
19,0 |
29,5 |
133,0 |
|
тыс. ед. |
2,0 |
2,6 |
2,7 |
2,9 |
3,0 |
3,2 |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
|||||||||||||
Мероприятие 2.1. Поддержка технологической модернизации мясных репродукторных ферм |
2013-2020 гг. |
ГУСХ |
коэффициент обновления сельскохозяйственной техники |
% |
|
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
прочее |
5,0 |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
20,0 |
71,5 |
Мероприятие 2.2. Поддержка создания и технологической модернизации откормочных предприятий |
2013-2020 гг. |
ГУСХ |
количество созданных и модернизированных скотомест |
тыс. ед. |
2,0 |
2,6 |
2,7 |
2,9 |
3,0 |
3,2 |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
прочее |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
8,0 |
9,0 |
9,5 |
61,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 23 октября 2012 г. N 575 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2014-2016 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, октябрь 2012 г. N 198, ч.3, с.276
Постановлением Администрации Алтайского края от 17 декабря 2015 г. N 503 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 9 февраля 2015 г. N 33
Постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2014 г. N 496
Постановление Администрации Алтайского края от 7 марта 2014 г. N 96
Постановление Администрации Алтайского края от 16 декабря 2013 г. N 647
Постановление Администрации Алтайского края от 17 апреля 2013 г. N 215
Постановление Администрации Алтайского края от 18 марта 2013 г. N 146