Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы
Одной из базовых задач государственной семейной политики Российской Федерации, определенной в Послании Президента России Федеральному собранию, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, является укрепление института семьи, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в детских домах и интернатах. Необходимым условием решения данной задачи является организация на уровне муниципальных образований Российской Федерации комплексной работы но профилактике социального сиротства.
Профилактикой социального сиротства в г. Бийске занимаются как Администрация города, так и ее структурные подразделения:
- МУ "Управление образования Администрации города Бийска";
- МУ "Управление здравоохранения Администрации города Бийска";
- МУ "Управление по работе с населением Администрации города Бийска";
- МУ "Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Бийска", а так же:
- Управление социальной защиты населения по городу Бийску;
- КГУ "Центр занятости населения г. Бийска";
- КГУСО "Территориальный центр помощи семье и детям города Бийска";
- Бийское благочиние.
Активная деятельность органов исполнительной власти города Бийска в области социальной политики привела к некоторой стабилизации ситуации в сфере детского и семейного неблагополучия. В городе уже сформирована система социально значимых программ, каждая из которых напрямую или опосредованно влияет на профилактику сиротства.
В области здравоохранения реализована программа "Здоровое материнство и детство на 2006-2008 гг.", в настоящее время реализуется городская целевая программа "Профилактика наркомании и токсикомании в городе Бийске" на 2009-2011 годы и концепция демографического развития города Бийска на 2009-2015 годы.
В области образования реализуются программы "Город и дети", "Развитие дошкольного образования в городе Бийске на 2008-2010 годы", "Программа развития образования в городе Бийске до 2010 года".
Благодаря городской программе "Молодежь Наукограда Бийск" на 2009-2010 годы ежегодно на поддержку проектов по семейной политике Администрацией города предоставляются гранты.
С целью профилактики разводов проводится совместная работа с ЗАГСом (организация экскурсий в учреждение, проведение лекций, тренингов, работа психологов). В результате системной работы в 2009 году показатель разводов уменьшился на 30%.
Заметный вклад в развитие города вносят программы "Развитие культуры города Бийска" на 2008-2010 годы и "Развитие физической культуры и спорта в г. Бийске" на 2008-2010 годы.
Стали традиционными мероприятия, направленные на популяризацию многодетности, повышение статуса института семьи. Одно из самых красивых мероприятий - городской этап краевой эстафеты "Согрей теплом родительского сердца". На протяжении трех последних лет семьи г. Бийска становятся победителями в различных номинациях краевой эстафеты.
Межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики социального сиротства осуществляется совместно с КГУСО "Территориальный центр помощи семье и детям г. Бийска". На базе социального учреждения реализуется ряд программ, направленных на поддержку семей с детьми:
- "Сопровождение со знаком плюс" - сопровождение семей, затронутых проблемой ВИЧ/СПИД:
- "Открытый детский сад семейного типа "Росточки" для малообеспеченных семей, воспитывающих детей в возрасте от 2-х до 4-х лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- Социально-психологический тренинг "Мой ребенок - подросток" для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающих детей в возрасте 10-15 лет;
- клуб "Теперь Вы мама" для несовершеннолетних мам;
- программа "Возвращение в семью" направлена на социальную поддержку семей с детьми, подвергшихся жестокому обращению и др.
Для стимулирования семейного устройства Правительством РФ ежегодно увеличиваются:
- выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 4260 в 2008 году до 5521 рублей в месяц;
- выплаты единовременного пособия при передаче ребенка в семью опекуна (попечителя) с 9200 рублей в 2008 году до 12637 руб. в 2010 году;
- выплаты ежемесячного пособия гражданам, усыновившим детей, которые ранее не менее трех лет находились у них под опекой с 4260 рублей в 2008 году до 5521 рублей в 2010 году.
Вместе с тем предпринимаемые меры поддержки семей не приводят к существенным изменениям ситуации с социальным неблагополучием в городе.
В Бийске 29678 семей, в которых воспитывается 41550 детей (2008 год - 30541 семья с 42758 детьми). При этом на учете в управлении социальной защиты населения по г. Бийску (на 01.01.10) состоит 61% семей с детьми (2009 год - 19252 семьи с 24464 детьми, 2008 год - 18729 семей, в которых воспитывается 23733 ребенка), из них:
- многодетных семей 576, в которых 1859 детей (2008 год - 557 семей с 1780 детьми):
- неполных семей 5995 с 8393 детьми (2008 год - 6108 с 8551 ребенком);
- одиноких отцов - 138 со 150 детьми (2008 год - 136 со 160 детьми);
- опекунских семей 519, в которых воспитывается 636 детей (в 2008 году - 504 семьи с 624 детьми);
- семей с детьми - инвалидами 590 семей, в которых 598 детей (2008 год - 632 семьи с 645 детьми);
- семей с детьми в социально опасном положении 291, в которых 428 детей (2008 год - 321 семья с 453 детьми);
- несовершеннолетних семей с детьми - 22 (2008 год - 29).
Не решена проблема неисполнения гражданами родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей. За 9 месяцев текущего года таких родителей 70 человек (в 2009 году лишено родительских прав 82 человека, в 2008 году - 140 человек), ограничено в правах - 4 человека (2009 год - 6 человек),
В городе функционируют 3 детских дома, 1 дом ребенка, 3 школы-интерната. В 2010 году в этих учреждениях на воспитании находится 295 детей (в 2009 году - 312 детей, 372 ребенка - в 2008 г.). Еще 57 детей ежегодно проходят социальную реабилитацию в краевом реабилитационном центре для несовершеннолетних "Надежда".
На семейных формах воспитания в городе Бийске находится 650 детей (в 2009 году - 626, в 2008 году - 626). За текущий год (9 месяцев) в семьи посторонних граждан и родственников было передано 82 ребенка (в 2009 году - 81 ребенка, за 2008 год -128 детей), из них:
- под опеку - 48 несовершеннолетних (в 2009 году - 68, в 2008 году - 120 человек).
- на международное усыновление 12 детей (в 2008 году - 8),
- в приемную семью - 2.
- созданы 7 семей постинтернатного воспитания, в которых воспитываются 14 детей.
Однако предпринимаемые меры не полностью соответствуют потребностям города по вопросу профилактики социального сиротства. Причин тому несколько:
- во-первых, отсутствие на городском уровне органа, объединяющего решение вопросов семьи и детства (в решении вопросов семейной политики законодательством отведена доминирующая роль субъектам РФ, в том числе, органам социальной защиты);
- во-вторых, в большинстве случаев позднее выявление семейного и детского неблагополучия (почти 30% детей, оставшихся без попечения родителей - подросткового возраста);
- в-третьих, отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными женщинами группы "риска".
Для решения проблемы необходимо применение программно-целевого метода, который позволит:
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль за инвестированием бюджетных средств в рамках работы по профилактике социального сиротства;
- разработать и внедрить инновационные технологии решения актуальных проблем семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры поддержки семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной в ходе реализации и после завершения действия Программы в 2013 году.
Достижение поставленной цели Программы без использования программно-целевого метода не будет продуктивным, поскольку снизится эффективность всех механизмов поддержки семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае отсутствия нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут развиваться негативные тенденции.
Первая тенденция - увеличение числа семей, находящихся в социально опасном положении, на ранних стадиях семейного кризиса. Отсутствие системы поддержки семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может существенно затруднить реализацию приоритетов по развитию города.
Вторая тенденция - увеличение уровня социального сиротства (повышение количества отказов от новорожденных детей, увеличение количества детей, помещенных в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение случаев лишения родительских прав и др.). В настоящий момент органами и субъектами системы профилактики социального сиротства проводится планомерная работа по снижению вышеперечисленных показателей: в родильных домах города реализуется проект профилактики отказов от новорожденных; работают школы приемных и несовершеннолетних родителей: внедряется модель раннего выявления семей на ранних стадиях кризиса и распада. Однако без необходимой материально-технической поддержки реализация данных проектов может быть прекращена.
Ни одна из перечисленных тенденций не может быть локализована и ликвидирована в сфере ведения одного какого-либо органа власти - поэтому работа по их преодолению может быть проведена только программно-целевым методом, предусматривающим совместную скоординированную работу ряда структурных подразделений Администрации города, общественных организаций, граждан и других лиц, которых предлагается привлечь к реализации Программы.
Отказ от принятия конструктивных мер в области работы с семьями с детьми, а также детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, негативно отразится на темпах социально экономического развития города.
Вариантами решения проблемы являются:
- реализация мероприятий по поддержке семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в рамках планово-нормативного метода;
- создание единого программного механизма городской целевой Программы и финансовое обеспечение мероприятий Программы в запланированном объеме.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что он не обеспечит решения поставленных целей и задач.
Основным преимуществом второго варианта является возможность оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов работы по профилактике социального сиротства.
Основные риски второго варианта связаны лишь со сложностью процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания новых инструментов, управления и координации работ в области реализации семейной политики.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы в запланированном объеме позволит решить системные проблемы в сфере профилактики социального сиротства в установленные Программой сроки.
Сокращение финансового обеспечения мероприятий Программы за счет бюджета города без установления иных источников финансового обеспечения приведет к невозможности решения обозначенных проблем в полном объеме.
Анализ преимуществ и рисков, представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы. Учитывая комплексный характер имеющихся проблем и соотношение возможных рисков реализации поставленных задач, целесообразно осуществлять их решение в рамках городской целевой Программы на 2011-2013 годы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Всё это позволит динамично решать определённые проблемы в различных категориях семей, стимулировать специалистов органов системы профилактики к поиску и внедрению новых форм и идей для социально-экономического развития города Бийска.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, планомерность деятельности сводят к минимуму возможные риски для достижения программных целей и для выполнения поставленных задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.