Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Барнаула
от 03.08.2011 г. N 2290
Долгосрочная целевая программа
"Повышение инвестиционной привлекательности города Барнаула
на 2012-2017 годы"
1. Паспорт
долгосрочной целевой программы города
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности города Барнаула на 2012-2017 годы" (далее - Программа) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основание для разработки Программы |
Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; закон Алтайского края от 11.05.2011 N 55-ЗС "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве"; постановление Администрации Алтайского края от 15.09.2007 N 437 "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае"; закон Алтайского края от 06.05.1999 N 17-ЗС "О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края"; Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края; решение Барнаульской городской Думы от 10.06.2010 N 305 "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития города Барнаула до 2020 года"; решение Барнаульской городской Думы от 29.04.2011 N 505 "Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы в новой редакции"; решение Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 199 "Об утверждении Положения об инвестиционной деятельности города Барнаула"; постановление главы города от 11.08.2008 N 2296 "Об утверждении Положения о порядке формирования адресной инвестиционной программы города Барнаула и включения в бюджет города расходов на осуществление новых инвестиционных проектов"; постановление главы города от 02.04.2008 N 902 "О субсидировании за счет средств бюджета города части банковской процентной ставки по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заказчик Программы |
Комитет по экономике и инвестициям |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик Программы |
Комитет по экономике и инвестициям |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель и задачи Программы |
Цель Программы - создание механизма привлечения в город инвестиций в объёме, необходимом для удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы города Барнаула. Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач: маркетинг территории (продвижение территории города в целом, как внутри него, так и за его пределами, осуществление комплекса мер, направленных на создание, развитие, выделение, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ города Барнаула); регламентация работы с инвесторами; обеспечение привлекательных условий для инвесторов; развитие конкуренции, снижение административных барьеров; привлечение новых технологий, бизнес-идей; повышение доступности финансовых ресурсов; участие в федеральных и краевых целевых программах; формирование точек экономического роста |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки реализации Программы |
2012-2017 годы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Реализация мероприятий Программы является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края в части финансирования из средств бюджета города. Объем финансирования Программы за счет всех источников в 2012-2017 годах составляет 2780 тыс. рублей, в том числе:
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с уточнением стоимости запланированных мероприятий согласно проектно-сметной документации, исходя из возможностей доходной части бюджета города Барнаула |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы (важнейшие целевые индикаторы и показатели) |
В результате реализации Программы к 2017 году предполагается: создать положительный инвестиционный имидж города Барнаула; привлечь интерес инвесторов к городу; максимально упростить процесс взаимодействия инвесторов с органами местного самоуправления; увеличить активность местных и внешних инвесторов по реализации приоритетных направлений инвестиционной политики; снизить административные барьеры для осуществления инвестиционной деятельности; увеличить количество предлагаемых предпринимателями города инвестиционных проектов при одновременном повышении их качества; обеспечить потребности предприятий в новых технологиях, обеспечить внедрение передовых технологий в сферу жилищно-коммунального хозяйства; расширить финансовые возможности участников инвестиционного процесса; создать систему активного привлечения инвестиций из федерального и краевого бюджетов; увеличить количество реализуемых на территории города инвестиционных проектов с финансовой отдачей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль за ходом выполнения Программы |
Координацию и контроль за реализацией Программы обеспечивает комитет по экономике и инвестициям. Реализация программных мероприятий возлагается на ответственных исполнителей, которыми являются органы администрации города, иные органы местного самоуправления, а также подрядные организации - исполнители программных мероприятий. Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях коллегии администрации города не реже одного раза в год |
2. Анализ ситуации
Краткое описание проблемной ситуации (в целом) |
Существует потребность в инвестициях для увеличения темпов роста экономики города и повышения качества жизни населения |
||||
Перечень лиц, групп лиц, участвующих в ситуации, их численность и интересы, какие действия (либо в чём бездействие) данных лиц приводят к проблемной ситуации |
Инвесторы внешние (инвесторы из других регионов, иностранные инвесторы) и внутренние (местные предприниматели, население), инициаторы инвестиционных проектов, органы местного самоуправления, органы государственной власти, кредитные организации, маркетинговые агентства, инновационные компании, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, промышленные предприятия, строительные организации |
||||
Наименование процессов, в ходе которых возникла данная ситуация, этапы указанных процессов |
Поиск бизнес-идей, новых технологий; разработка инвестиционных проектов; внедрение инвестиционных проектов; эксплуатация инвестиционных проектов и окупаемость инвестиций |
||||
Наименование показателей, реально отражающих наличие проблемной ситуации |
Единица измерения |
Значение показателя |
|||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||
Рейтинг города Барнаула по версии "РБК.Рейтинг" |
место / общее число городов в рейтинге |
31 / 64 |
21 / 62 |
32 / 64 |
|
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в действующих ценах |
Барнаул |
рублей |
37173 |
33070 |
36240 |
Новосибирск |
рублей |
58161 |
46447 |
46407 |
|
Кемерово |
рублей |
49566 |
43684 |
44999 |
|
Томск |
рублей |
56731 |
52712 |
52950 |
|
Анализ существующих тенденций, причин возникновения проблемной ситуации и возможных сценариев её развития, если не предпринимать мер, с указанием оценки вероятности |
Проблемная ситуация возникла в связи с длительными сроками оформления документов на право собственности на земельные участки, разрешений на строительство, недостаточной инвестиционной активностью, отсутствием необходимых объемов инвестиций. В случае, если не будут приняты соответствующие меры, возможно сокращение объемов производства, налогооблагаемой базы, утечка инвестиций в другие регионы |
||||
Перечень решаемых Программой проблем |
Невысокие рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности города Барнаула в сравнении с другими крупными городами СФО; высокие тарифы на электроэнергию, наличие стартовых барьеров, связанных с порядком подключения к инженерным сетям, порядком предоставления земельных участков; необходимость упрощения процедур оформления технической документации для начала строительства; отсутствие регламента организации работы с крупными инвесторами, стандартов условий и гарантий для инвесторов; неполная реализация возможностей участия города в федеральных и краевых целевых программах |
||||
Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы |
1. Комплексный подход (реализация мероприятий Программы). 2. Концентрация на определенных направлениях (преимущества - концентрация финансовых ресурсов, быстрое достижение результата; недостаток - игнорируются проблемы, не соответствующие выбранным направлениям) 3. Финансирование приоритетных инвестиционных проектов за счет бюджета города (преимущество - возможность планировать объем инвестиций; недостаток - ограниченность городского бюджета) |
Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Описание межфункционального и межведомственного характера проблем, решаемых Программой |
Решение проблем повышения инвестиционной привлекательности города Барнаула требует комплексного подхода при участии всех органов местного самоуправления, так как затрагивает не только экономику города, а также социальную сферу и городское хозяйство |
Основные ограничения (управленческие, законодательные и иные), не позволяющие достичь цели Программы в условиях текущей деятельности |
Несовершенство механизма привлечения в город инвестиций в объёме, необходимом для удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы города Барнаула |
Оценка обеспеченности органов МСУ полномочиями по вопросам, решаемым при реализации Программы согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, которые учитывают, в том числе, инвестиционную составляющую. |
Высокая инвестиционная привлекательность является ключевым фактором повышения конкурентоспособности муниципального образования, региона, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста.
Понятие "инвестиционная привлекательность" включает в себя активность инвесторов, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал территории и существующие риски.
Определенные результаты по активизации инвестиционной деятельности на территории города достигнуты в ходе реализации Программы повышения инвестиционной привлекательности города Барнаула до 2010 года, утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 25.11.2005 N 226.
Динамика инвестиций в основной капитал
по полному кругу предприятий города Барнаула в 2005-2010 годах
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
8,5 |
12,1 |
18,6 |
24,1 |
21,6 |
24,2 |
Темп роста инвестиций в фактически действующих ценах, % |
149,1 |
142,4 |
153,7 |
129,6 |
88,7 |
107,0 |
Суммарный объем инвестиций за 2005-2010 годы составил 109,1 млрд. рублей, в том числе по крупным и средним предприятиям- 74,2 млрд. рублей.
Наибольшая доля инвестиций за этот период приходится на вид деятельности "Операции с недвижимым имуществом" (28,6% от объема инвестиций за указанный период). Ежегодно более 10% объёма инвестиций осваивается по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
На протяжении 2005-2008 годов наращивались темпы инвестиций по видам деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Транспорт и связь", "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" и "Образование".
Высокие темпы роста инвестиций в обрабатывающие производства по крупным и средним организациям в 2006-2007 годах, начиная с 2008 года, начали снижаться. В 2010 году отмечен рост объёма инвестиций по данному виду деятельности на 4,6% к уровню 2008 года. Ожидается, что по итогам 2011 года будет достигнут уровень 2007 года (1,6 млрд. рублей).
В I квартале 2011 года объем инвестиций по крупным и средним организациям составил 3230 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 25,2% выше показателя 2010 года.
В видовой структуре на протяжении 2005-2008 годов увеличивалась доля инвестиций в строительство жилья (с 25% до 32,1% от общего объёма инвестиций по крупным и средним организациям), а также доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства (с 34,7% до 35,4% в 2007 году).
В период 2008-2009 годов видовая структура инвестиций начала меняться и в 2010 году наибольшую долю уже занимали инвестиции в строительство зданий (кроме жилых) и сооружений (39,4%) и на обновление производственных мощностей (40,4%).
Ожидается, что в ближайшие годы будет увеличиваться доля инвестиций в строительство жилья.
Несмотря на финансово-экономический кризис 2008-2010 годов, темпы жилищного строительства постоянно увеличивались.
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м |
227,1 |
250,3 |
358,87 |
384,1 |
389,9 |
391 |
За 2005-2010 годы наибольший объём инвестиций из бюджета города приходился на 2007-2008 годы (684,7 и 792,2 млн. рублей соответственно). Городским бюджетом на 2011 год лимит адресной инвестиционной программы предусмотрен в объёме 750 млн. рублей.
Динамика инвестиций из бюджета города
млн. рублей
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. (план) |
138,0 |
312,5 |
792,2 |
684,7 |
328,1 |
475,8 |
760,1 |
По итогам 2010 года по объёму инвестиций на душу населения Барнаул уступает другим крупным городам Сибирского Федерального округа (далее - СФО) - 36240 рублей в действующих ценах.
Наибольший объём инвестиций (без учета бюджетных средств) на душу населения среди крупных городов СФО в 2010 году приходился на города Красноярск (63202 рублей), Томск (52950 рублей) и Новосибирск (46407 рублей).
Прогнозируется, что данный показатель в 2013 году по сравнению с 2010 годом в городе Барнауле вырастет в 1,68 раза, в Новосибирске - в 1,42 раза, Кемерово - в 1,33 раза, Томске - в 1,23 раза.
Одним из показателей, характеризующим инвестиционный климат, является доступность и сроки предоставления муниципальных услуг.
Администрацией города решаются вопросы организации предоставления муниципальных услуг по принципу "одного окна" через КАУ "МФЦ Алтайского края" (далее - МФЦ): определен круг муниципальных услуг, которые могут предоставляться на базе МФЦ, в дальнейшем планируется его расширение, заключены соглашения о взаимодействии МФЦ с администрацией города Барнаула и иными органами местного самоуправления, предоставляющими муниципальные услуги.
Инвестиционный потенциал города выражается в наличии:
1. Свободных площадок для жилищного строительства, размещения промышленных производств;
2. Свободных производственных площадей на крупных предприятиях города;
3. Высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов;
4. Квалифицированных кадров;
5. Территориального расположения города.
Город Барнаул имеет большой рекреационный и природоохранный потенциал благодаря наличию уникальных ленточных боров и расположения на берегу р. Обь.
Более половины территории города занимают земли сельскохозяйственного назначения, две трети которых особо ценные земли опытных хозяйств и научных институтов.
Вблизи Барнаула расположены месторождения строительных песков. Ведется добыча строительных песков и суглинков на Власихинском месторождении, добыча суглинков - северо-восточнее п. Казенная заимка, в п. Центральном. Осуществляются прогнозно-поисковые работы на месторождениях кирпичных суглинков, строительных песков, песчанно-гравийных смесей в окрестностях города.
Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края предусмотрено развитие трёх промышленных зон: Северного и Власихинского промышленных районов, Правобережной промышленной зоны.
На территории Северного промышленного района предполагается размещение предприятий малого бизнеса промышленной специализации на высвобождающихся территориях, размещение общественных и деловых центров вдоль пр-кта Калинина, ул. Кулагина, ул. Северо-Западной, дальнейшее размещение многопрофильных торговых комплексов, офисных помещений.
В дальнейшем с развитием транспортной инфраструктуры и размещением новой портовой зоны значительно повысится градостроительная ценность п. Ильича. Предполагается создание здесь логистического комплекса и спортивного бизнес-центра технических видов спорта с размещением мототрека, автотрека и предприятий малого бизнеса.
Также предусматривается интенсификация использования пустующих территорий Власихинской промышленной зоны, размещение там предприятий, выводимых из центральной части города, создание на базе завода "Алмаз" инновационного центра. На данной территории возможно размещение новых предприятий пищевой и легкой промышленности, развитие расположенных здесь предприятий строительной индустрии.
Учитывая удобное положение в транспортной системе, на территории, расположенной вдоль Павловского тракта, предполагается строительство логистического комплекса, авторынка, строительство офисных зданий.
Предполагается вынос в Правобережную промышленную зону речного порта, нефтебазы, коммунально-складского хозяйства и в перспективе ОАО "Барнаульская мельница", расположенных в прибрежной зоне.
Конкурентными преимуществами других крупных городов, в том числе Сибирского Федерального округа, является расположение этих городов на крупных товаро- и пассажиропотоках, наличие в соответствующем регионе природного сырья (нефти, угля, руд и т.п.), а также возможностей его переработки.
Учитывая аграрную специализацию Алтайского края, конкурентным преимуществом города Барнаула является, в первую очередь, наличие сырьевой базы для пищевой промышленности.
Еще одно перспективное направление - развитие туризма в городе Барнауле. Обеспечить городу конкурентные преимущества в данной сфере может специализация на деловом туризме.
Дополнительные возможности городу открывает участие в Барнаульской агломерации за счет использования ресурсов муниципальных образований, входящих в ее состав (природных, трудовых ресурсов, территории).
Возможна совместная реализация крупных инвестиционных проектов: строительство мусороперерабатывающего завода, создание зон отдыха и др.
В городе активно развивается предпринимательство. Количество малых и микропредприятий в городе Барнауле в 2007 году составляло 11193 единицы, в 2008 году - 14614 единиц, в 2009 году - 17798 единиц.
Количество индивидуальных предпринимателей в 2007 году составило 23058 человек, в 2008 году - 25251 человек, в 2009 году - 25724 человека.
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях составили в 2007 году 1976 млн. рублей, в 2008 году - 1989 млн. рублей, в 2009 году - 2899,7 млн. рублей.
Положительная динамика основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что предпринимательство в городе развивается и вносит значительный вклад в экономику города.
Устойчивому развитию предпринимательства способствовало выполнение мероприятий целевой программы "Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2008-2010 годы". За период ее действия предпринимателям выделено 16 млн. рублей из городского бюджета на субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам и выдано более 1 млрд. рублей кредитных ресурсов под льготные процентные ставки, оказана имущественная поддержка 162 предпринимателям, которые являются арендаторами муниципального имущества.
Объём льготного кредитования
субъектов малого и среднего бизнеса города Барнаула,
млн. рублей
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. (план) |
Объем финансирования |
250 |
441 |
433,7 |
500 |
Администрацией города ведётся работа по привлечению инвесторов, в том числе иностранных. Например, в 2010 году инвестиционные предложения города предоставлены инвесторам из Австрии, Италии, Казахстана.
В настоящее время заключены соглашения о сотрудничестве с городами и территориями:
1. Городом Шуменом (соглашение от 16 апреля 2009 года);
2. Чанцзи-Дунганским автономным округом СУАР КНР (соглашение
от 4 июня 2007);
3. Городом Усть-Каменогорском Восточно-Казахстанской области республики Казахстан (соглашение от 17 октября 2010 года).
Наиболее полная информация об инвестиционном потенциале и инвестиционных проектах города Барнаула размещена в инвестиционном паспорте города Барнаула (invest.barnaul-adm.ru).
Также информация об инвестиционном предложении города размещена на портале "Муниципальная Россия" в рамках третьего национального инвестиционного форума.
Инвесторы обеспечены информацией о перспективах развития города. Данная информация приведена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития города до 2020 года и Программе комплексного социально-экономического развития города на 2008-2017 годы. На официальном Интернет-сайте города, в газете "Вечерний Барнаул" регулярно размещается информация о социально-экономическом развитии города.
Повышению инвестиционной привлекательности будут способствовать развитие частно-муниципального партнёрства и регламентация работы с инвесторами.
Законом Алтайского края от 11.05.2011 N 55-ЗС "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве" определены цели, формы и условия участия Алтайского края в государственно-частном партнерстве путем заключения и исполнения от имени Алтайского края соглашений о государственно-частном партнерстве.
Планируется принятие соответствующего нормативно-правового акта в городе Барнауле.
В качестве примера участия города Барнаула в частно-муниципальном партнерстве можно назвать совместную реализацию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса: ООО "Барнаульский Водоканал", ООО "Экотехпром", ООО "Коммунальщик".
В данных программах определены конкретные инвестиционные проекты, источники их реализации, а также их социально-экономическая эффективность. Общий объем финансирования инвестиционных программ коммунальных организаций составит 3,096 млрд. рублей.
Режим наибольшего благоприятствования может предоставляться инвестору в соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности, который заключается между инвестором и администрацией муниципального образования и устанавливает обязанности инвестора по осуществлению инвестиций и администрации по предоставлению режима наибольшего благоприятствования на определенный срок.
Задача администрации города - создавать новые и укреплять существующие конкурентные преимущества, а также целенаправленно продвигать их с целью обеспечения общественного признания положительного инвестиционного образа города.
Одним из средств повышения инвестиционной привлекательности города Барнаула посредством формирования имиджа современного, перспективного для инвесторов города является создание инвестиционного форума города Барнаула.
С учетом современного уровня развития интернет-технологий и включения в глобальную систему все большего количества пользователей наиболее эффективной является организация форума в электронном виде. Данный ресурс предназначен для получения обратной связи от предпринимателей и частных инвесторов.
Электронный инвестиционный форум рассматривается как место тяготения бизнес-идей для предпринимательства и возможность проработки проблем и вопросов повышения инвестиционной привлекательности города с привлечением заинтересованных лиц.
Посредством форума возможно получение и анализ информации о субъективных критериях оценки инвестиционной привлекательности, используемых инвесторами, определение наиболее востребованных направлений с целью их развития.
С целью привлечения инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории города планируется продолжение работы с Внешэкономбанком по привлечению финансовых средств на развитие инфраструктуры города.
Эффективной формой государственной поддержки технического перевооружения организаций реального сектора экономики является лизинг.
Город Барнаул является лидером Алтайского края по приобретению промышленного оборудования. На территории города осуществляют деятельность 19 организаций, оказывающих лизинговые услуги.
На оказание государственной финансовой поддержки по договорам лизинга в 2011 году предусмотрено направить из краевого бюджета 2,5 млн. рублей и привлечь 10 млн. рублей из федерального бюджета в рамках софинансирования.
Важную роль при выполнении задач по развитию экономики города, ее становлению на инновационный путь развития могло бы сыграть развитие системы венчурного инвестирования.
С одной стороны, существует компания, имеющая перспективную инновационную идею, но не имеющая средств для ее финансирования и реализации. С другой стороны, имеется отдельный состоятельный инвестор ("бизнес-ангел") либо финансовый посредник (венчурный фонд), который, в свою очередь, финансирует молодой инновационный проект посредством покупки его доли в уставном капитале или пакета акций, а по прошествии времени продает свою долю.
Оптимизация производства и повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса возможны на основе использования механизма субконтрактации (субконтрактинга).
Субконтрактация - способ организации производства, использующий разделение труда между Контрактором (заказчиком) - сборочным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями (наиболее прибыльные производственные процессы, критически влияющие на качество продукции) и Субконтракторами (поставщиками, субподрядчиками) - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, услуги.
Такой подход позволяет малым и средним предприятиям производить качественную продукцию и не тратить средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей.
Актуальным для города Барнаула является вопрос привлечения дополнительных ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также уменьшения расходов городского бюджета на снос аварийного жилья. Для решения данного вопроса необходимо привлекать в данную сферу средства частных инвесторов.
Задачей администрации города по привлечению интереса инвесторов к территориям, занятым аварийным жильем, является выявление тех участков, реконструкция которых будет прибыльной для частных инвесторов.
Стимулом для развития инвестиционной и инновационной деятельности будет являться содействие реализации за пределами края товаров, изготовленных в городе Барнауле. Для этого необходимо создание положительного имиджа города, повышение доступности информации о городе и его потенциале.
Такая информационная политика будет способствовать "узнаваемости" города Барнаула за его пределами, а также позволит охватить широкий круг потенциальных инвесторов.
Проведенный анализ свидетельствует о наличии ряда проблем повышения инвестиционной привлекательности города Барнаула.
Оценка рейтинговыми агентствами основных параметров городской экономики свидетельствует о недостаточном уровне инвестиционной привлекательности города Барнаула в сравнении с другими крупными городами СФО.
По данным "РБК.Рейтинг", опубликованным в 2010 году, Барнаул занимает 32 место в рейтинге самых привлекательных для бизнеса городов России. По сравнению с 2009 годом произошло снижение рейтинга города на 11 пунктов. Барнаул уступает столицам соседних регионов: Новосибирску (5 место), Омску (7 место), Красноярску (10 место), Томску (25 место), Кемерово (31 место).
Анализ показателей, определяющих положение города в рейтинге самых привлекательных для бизнеса городов России "РБК. Рейтинг", выявил, что оценку привлекательности города Барнаула для бизнеса по итогам 2009 года обусловили:
- состояние городских финансов, основной фактор при оценке которого - уровень дохода бюджета на душу населения (в Барнауле - 11,3 тыс. рублей против 26,7 тыс. рублей в Новокузнецке, 24,6 тыс. рублей в Кемерово, 18,5 тыс. рублей в Новосибирске, 15,7 тыс. рублей в Иркутске, 15,2 тыс. рублей в Томске, 12,3 тыс. рублей в Омске);
- уровень безопасности в городе, оцениваемый, в том числе по количеству ДТП на 100 тыс. жителей (в Барнауле - 207,6 против 74,9 в Томске, 75,8 в Новокузнецке, 109,2 в Кемерово, 116,0 в Новосибирске, 184,9 в Омске, 205,3 в Иркутске).
Город имеет неплохие показатели по численности населения (652,6 тыс. человек), приросту населения - 0,29%, коэффициенту обновляемости жилищного фонда - 2,82%, раскрываемости преступлений - 51,1%, позволившие ему занять середину рейтинга (32 место из 64). Однако ни по одному из показателей не занимает лидирующих позиций среди других городов, принявших участие в рейтинге, в том числе и среди крупных городов СФО.
Для определения уровня инвестиционной привлекательности города Барнаула среди городов Алтайского края проведен сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень инвестиционного климата городов Барнаула и Бийска в 2010 году, показавший, что краевая столица имеет значительное преимущество по ряду показателей:
- среднегодовая численность постоянного населения (668,9 тыс. человек в Барнауле против 219,8 тыс. человек в Бийске);
- оборот розничной торговли в расчете на 1 жителя (131,52 рубля - в Барнауле, 87,67 рубля - в Бийске);
- число субъектов малого и среднего бизнеса на 10 тыс. человек населения (650 единиц - в Барнауле, 372 единиц - в Бийске);
- ввод жилья в расчете на одного жителя (0,585 кв. м - в Барнауле, 0,087 кв. м - в Бийске);
- площадь земельных участков, предоставленных для строительства (59,3 га - в Барнауле, 12,9 га - в Бийске), в том числе для жилищного строительства (5,7 га - в Барнауле, 1,8 га - в Бийске).
В Бийске ниже среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций (13307 рублей, в Барнауле - 16570 рублей), но выше обеспеченность жильем (21,3 кв. м на 1 жителя, Барнаул - 21 кв. м на 1 жителя).
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя, характеризующий инвестиционную активность на территории города, в городе Барнауле (7120 рублей в ценах 2003 года) превышает аналогичный показатель по городу Бийску (2158 рублей в ценах 2003 года) более чем в 3 раза.
Необходим комплекс мер по повышению рейтингов инвестиционной привлекательности города Барнаула.
Серьёзной проблемой, снижающей инвестиционную привлекательность города, является уровень тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Сравнительный анализ уровня тарифов на электрическую и тепловую энергии, установленных с 01.01.2011 в крупных городах Сибирского Федерального округа показывает, что в городе Барнауле тарифы на электрическую и тепловую энергию превышают аналогичные тарифы в других крупных городах.
В числе негативных факторов, влияющих на инвестиционную активность в городе, - наличие стартовых барьеров, связанных с порядком подключения к инженерным сетям, порядком предоставления земельных участков.
Необходима оптимизация сроков и порядка оформления документов для начала строительства.
До сих пор не регламентировано взаимодействие инвесторов и органов местного самоуправления в рамках частно-муниципального партнёрства.
В целях повышения доверия предпринимателей и инвесторов к экономике города администрацией города планируется декларирование стандарта условий и гарантий для инвесторов со стороны органов местного самоуправления города.
В стандарт будут включены гарантии по срокам оформления разрешительных документов для начала строительства и ввода в эксплуатацию объектов, создаваемых в рамках инвестиционных проектов, формы защиты интересов инвесторов при технологическом присоединении к инженерным и тепловым сетям, мерам поддержки в продвижении местных товаров на рынках сбыта, раскрытию информации, необходимой для инвесторов и предпринимателей. Также предусмотрены общие условия к инвесторам, которые позволят сделать сотрудничество наиболее цивилизованным (соблюдение экологических требований, условий труда и т.п.).
Требует детальной регламентации организация работы с крупными инвесторами. Необходим рабочий механизм обслуживания крупных инвесторов, а также упрощение процедуры оформления документов для начала инвестиционной деятельности.
Недостаточно или вовсе не используются такие эффективные механизмы, как лизинг и субконтрактация.
Комплексное решение указанных проблем позволит создать эффективный механизм привлечения в город инвестиций в объёме, необходимом для удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы города Барнаула.
3. Основная цель и задачи программы
Предлагаемый механизм привлечения инвестиций
в экономику и социальную сферу города
Функционирование механизма будет осуществляться в рамках текущей работы комитета по экономике и инвестициям, а именно:
1. Анализ и сопоставление данных об инвестиционном климате в крупных городах Сибирского Федерального округа. Позиционирование города Барнаула среди крупных городов Сибирского Федерального округа.
2. Регулярное обновление инвестиционного паспорта города.
3. Проведение конкурсов инвестиционных проектов, подготовленных для их реализации в городе Барнауле, для отечественных и зарубежных организаций, частных лиц. Привлечение студентов к разработке инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие города, в рамках проекта "Малая родина".
4. Ежегодное утверждение инвестиционных приоритетов города Барнаула.
5. Содействие заключению соглашений о частно-муниципальном партнёрстве.
6. Подготовка пакета предложений по участию города Барнаула в частно-муниципальном партнёрстве.
7. Оценка эффективных для инвесторов и города Барнаула форм участия в частно-муниципальном партнёрстве.
8. Обеспечение доступа инвесторов к информации о перспективах развития города Барнаула.
9. Формирование и регулярная актуализация в инвестиционном паспорте города Барнаула сведений о земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, выставленных на продажу.
10. Содействие оперативному формированию и (или) подбору необходимых инвестору местных поставщиков, в том числе из числа малого и среднего бизнеса.
11. Помощь предприятиям в подготовке инвестиционных предложений и проведении переговоров с инвесторами.
12. Работа с министерствами Российской Федерации с целью продвижения инвестиционных проектов, привлечения к их реализации дополнительных средств. Обновление в автоматизированной информационной системе "Социально-экономическое развитие города Барнаула" информации о существующих и разрабатываемых федеральных, краевых и ведомственных целевых программах, условиях участия в них.
Программой определены мероприятия, необходимые для создания механизма и обеспечения условий для его самостоятельного функционирования.
Для реализации программных мероприятий планируется привлечение средств краевого бюджета в рамках программы "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011-2016 годы.
Цель Программы - создание механизма привлечения в город инвестиций в объёме, необходимом для удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы города Барнаула
Задачи Программы, направленные на достижение её цели:
N п/п |
Наименование задач, направленных на достижение цели |
Оценка вклада задачи в достижение цели, % |
1. |
Маркетинг территории |
15 |
2. |
Регламентация работы с инвесторами |
5 |
3. |
Обеспечение привлекательных условий для инвесторов |
25 |
4. |
Развитие конкуренции, снижение административных барьеров |
10 |
5. |
Привлечение новых технологий, бизнес-идей |
10 |
6. |
Повышение доступности финансовых ресурсов |
10 |
7. |
Участие в федеральных и краевых целевых программах |
10 |
8. |
Формирование точек экономического роста |
15 |
|
Итого: |
100 |
Ключевые индикаторы,
характеризующие решение задач Программы
N п/п |
Наименование задач, направленных на достижение цели |
Наименование ключевого индикатора |
Единица измерения |
Итоговое значение ключевого индикатора на момент завершения Программы |
1. |
Маркетинг территории |
Количество инвестиционных проектов, бизнес-идей, предлагаемых инвесторам для реализации на территории города Барнаула и размещенных в инвестиционном паспорте города |
проекты |
1000 |
2. |
Регламентация работы с инвесторами |
Количество соглашений о сотрудничестве, заключенных с крупными инвесторами |
соглашения |
25 |
3. |
Обеспечение привлекательных условий для инвесторов |
Объем инвестиций на строительство объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктур, направленных на реализацию социально значимых инвестиционных проектов (за счет всех источников финансирования) с начала реализации Программы |
млн. рублей |
13400 |
4. |
Развитие конкуренции, снижение административных барьеров |
Количество услуг, оказываемых по административному регламенту |
муниципальные услуги |
150 |
5. |
Привлечение новых технологий, бизнес-идей |
Количество обращений в электронную систему технологических запросов |
запросы в год |
1000 |
6. |
Повышение доступности финансовых ресурсов |
Задолженность организаций города по полученным кредитам и займам на начало года |
млн. рублей |
50000 |
7. |
Участие в федеральных и краевых целевых программах |
Количество объектов, включенных в федеральные, краевые и ведомственные целевые программы при участии органов местного самоуправления |
проекты |
20 |
8. |
Формирование точек экономического роста |
Количество точек экономического роста, учтённых в реестре комитета по экономике и инвестициям |
проекты |
200 |
4. Динамика целевых индикаторов оценки
эффективности реализации долгосрочной целевой программы города
N п/п |
Наименование задачи |
Целевые индикаторы (включая ключевые индикаторы) |
Единица измерения |
Значение целевых индикаторов по годам |
Ожидаемый эффект от реализации задачи |
|||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||||
1. |
Маркетинг территории |
Количество инвестиционных проектов, бизнес-идей, предлагаемых для реализации на территории города Барнаула |
проекты |
37 |
100 |
200 |
300 |
450 |
600 |
800 |
1000 |
Создание положительного инвестиционного имиджа города Барнаула. Привлечение интереса инвесторов к городу |
Количество прямых контактов с потенциальными инвесторами (письма, телефонные переговоры, встречи) |
контакты |
7 |
20 |
25 |
35 |
50 |
65 |
80 |
100 |
|||
2. |
Регламентация работы с инвесторами |
Количество соглашений о сотрудничестве, заключенных с крупными инвесторами |
соглашения |
0 |
1 |
4 |
7 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Упрощение процесса взаимодействия инвесторов с органами местного самоуправления |
3. |
Обеспечение привлекательных условий для инвесторов |
Инвестиции в основной капитал в действующих ценах |
млрд. рублей в год |
24,2 |
28,1 |
34,3 |
41,1 |
49,1 |
58,4 |
67,4 |
75,4 |
Увеличение активности местных и внешних инвесторов по реализации приоритетных направлений инвестиционной политики |
|
|
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в действующих ценах |
рубли |
36240 |
41913 |
51042 |
60994 |
72669 |
86282 |
99420 |
111122 |
|
|
|
Объем инвестиций на строительство объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктур, направленных на реализацию социально значимых инвестиционных проектов (за счет всех источников финансирования), с начала реализации Программы |
млн. рублей |
0 |
0 |
700 |
1900 |
3700 |
6200 |
9400 |
13400 |
|
|
|
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, всего |
га |
59,3 |
45 |
50 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
|
|
|
в том числе: - для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства |
га |
5,7 |
11 |
12 |
13 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
4. |
Развитие конкуренции, снижение административных барьеров |
Количество услуг, оказываемых по административному регламенту |
услуг |
0 |
10 |
50 |
110 |
130 |
150 |
150 |
150 |
Снижение административных барьеров. Увеличение количества предлагаемых предпринимателями города инвестиционных проектов, повышение их качества |
Количество предпринимателей, прошедших обучение по повышению квалификации в сфере инвестиционного планирования и анализа |
человек в год |
0 |
30 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
|||
5. |
Привлечение новых технологий, бизнес-идей |
Количество обращений в электронную систему технологических запросов |
запросы в год |
0 |
0 |
200 |
400 |
500 |
600 |
800 |
1000 |
Удовлетворение потребностей предприятий в новых технологиях, внедрение передовых технологий в сферу жилищно-коммунального хозяйства |
6. |
Повышение доступности финансовых ресурсов |
Объем привлеченных инвестиций Внешэкономбанка |
млн. рублей в год |
0 |
0 |
0 |
1000 |
1000 |
1000 |
2000 |
3000 |
Расширение финансовых возможностей для осуществления инвестиционной деятельности |
Задолженность организаций города по полученным кредитам и займам на начало года |
млн. рублей |
26195 |
28332 |
31000 |
34000 |
38000 |
4200 |
46000 |
50000 |
|||
7. |
Участие в федеральных и краевых целевых программах |
Количество объектов, включенных в федеральные, краевые и ведомственные целевые программы при участии органов местного самоуправления |
проекты |
5 |
4 |
6 |
8 |
10 |
13 |
15 |
20 |
Привлечение федеральных и краевых инвестиций |
8. |
Формирование точек экономического роста |
Количество точек экономического роста, учтённых в реестре комитета по экономике и инвестициям |
проекты |
7 |
20 |
35 |
50 |
80 |
110 |
150 |
200 |
Увеличение реализуемых на территории города инвестиционных проектов с финансовой отдачей |
|
|
Ввод новых рабочих мест |
тыс. мест |
4,3 |
4,5 |
4,5 |
6,0 |
10,3 |
10,3 |
11,3 |
13,6 |
5. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ожидаемый результат от реализации мероприятий (количественные показатели) |
Социально-экономические показатели эффективности реализации программных мероприятий |
Ответственные исполнители |
Объем финансирования (из средств городского бюджета/краевого бюджета/федерального бюджета/внебюджетных источников) |
|||||||||
всего |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
1. Маркетинг территории | |||||||||||||||
1.1. |
Продвижение инвестиционных возможностей города Барнаула |
2012-2017 гг. |
размещение в средствах массовой информации ежегодно 3 рекламных материалов об инвестиционном климате города |
формирование позитивного имиджа города, привлечение инвесторов |
административно-хозяйственное управление, комитет по экономике и инвестициям |
600 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
1.2. |
Формирование инвестиционного предложения города Барнаула |
2012-2017 гг. |
размещение в инвестиционном паспорте города Барнаула информации о 1000 инвестиционных проектах |
удовлетворение спроса инвесторов по направлениям размещения свободных денежных средств |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.3. |
Прямые контакты с потенциальными инвесторами с целью продвижения инвестиционного предложения города Барнаула, распространение информации об инвестиционных предложениях и приоритетных проектах предприятий города через посольства, торговые и экономические представительства зарубежных стран, международные объединения деловых кругов |
2012-2017 гг. |
формирование базы инвесторов, включающей не менее 100 контактов, поддержание актуальных контактов; направление не менее 50 писем в год потенциальным инвесторам |
привлечение потенциальных инвесторов для реализации проектов на территории города |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.4. |
Использование существующих российских и международных электронных баз данных инвестиционных проектов |
2012-2017 гг. |
размещение в инвестиционном паспорте города Барнаула информации о 200 инвестиционных проектах |
удовлетворение спроса инвесторов по направлениям размещения свободных денежных средств |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.5. |
Создание электронного инвестиционного форума |
2012 г. |
ведение информационной работы для повышения инвестиционной привлекательности по 10 направлениям |
организация обратной связи органов местного самоуправления с предпринимателями и инвесторами |
административно-хозяйственное управление, комитет по экономике и инвестициям |
150 |
0 |
0 |
150 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.6. |
Продвижение символики города Барнаула |
2012-2017 гг. |
размещение символики города не менее чем на 30% наименований товаров, реализуемых за пределами Алтайского края |
формирование положительного имиджа города Барнаула, обеспечение его "узнаваемости" |
комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.7. |
Участие города Барнаула в рейтингах инвестиционной привлекательности |
2012-2017 гг. |
присвоение городу Барнаулу рейтинга инвестиционной привлекательности не ниже уровня городов Кемерово, Омск, Бийск |
формирование представления инвесторов о благоприятных условиях осуществления инвестиционной деятельности в городе Барнауле |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.8. |
Участие города в конкурсе среди муниципальных образований края по присуждению премии Губернатора Алтайского края за создание благоприятного инвестиционного климата |
2012-2017 гг. |
присуждение премии Губернатора Алтайского края за создание благоприятного инвестиционного климата |
повышение заинтересованности муниципальных служащих в улучшении инвестиционной привлекательности города |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.9. |
Создание банка данных потенциальных инвесторов |
2012-2017 гг. |
включение в банк данных ежегодно не менее 10 потенциальных инвесторов |
предоставление информации предпринимателям о потенциальных инвесторах |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.10. |
Размещение баннера инвестиционного паспорта города Барнаула на электронных инвестиционных площадках в сети Интернет |
2012-2017 гг. |
размещение баннера инвестиционного паспорта на 100 электронных инвестиционных (торговых) площадках |
продвижение инвестиционного предложения города. Расширение круга потенциальных инвесторов |
комитеты по экономике и инвестициям, информационной политики |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.11. |
Участие в инвестиционных выставках и экономических форумах (Байкальский, Красноярский, Российский экономические форумы, Петербургский международный экономический форум) |
2012-2017 гг. |
участие ежегодно не менее чем в 3 международных или межрегиональных выставках (форумах) |
комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда, административно-хозяйственное управление |
1850 |
0 |
0 |
200 |
150 |
200 |
300 |
400 |
600 |
||
1.12. |
Обучение специалистов органов местного самоуправления по привлечению инвесторов |
2012-2017 гг. |
проведение ежегодно не менее 2 обучающих семинаров |
повышение качества работы органов местного самоуправления с инвесторами |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2. Регламентация работы с инвесторами | |||||||||||||||
2.1. |
Разработка и утверждение регламента взаимодействия с инвесторами, внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления с целью четкого распределения функций и закрепления ответственности |
2012 г. |
повышение прозрачности инвестиционного процесса |
сокращение сроков получения согласований, оформления документов на строительство |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.2. |
Разработка положения об участии города Барнаула в частно-муниципальном партнёрстве |
2012 г. |
повышение прозрачности инвестиционного процесса |
обеспечение создания социально значимых объектов с привлечение внебюджетных средств |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.3. |
Разработка правил декларирования администрацией города Барнаула стандарта условий и гарантий для инвесторов |
2012 г. |
размещение в инвестиционном паспорте города стандарта гарантий, предоставляемых органами местного самоуправления и условий, предъявляемых к инвесторам |
повышение доверия инвесторов к органам местного самоуправления города Барнаула, обеспечение приемлемого уровня сотрудничества с инвесторами |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.4. |
Заключение соглашений о сотрудничестве с крупными инвесторами |
2012-2017 гг. |
заключение не менее 25 соглашений о сотрудничестве с крупными инвесторами |
увеличение объёма инвестиций в экономику города |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.5. |
Разработка правил формирования инвестиционных приоритетов города Барнаула |
2012-2017 гг. |
сбалансированное распределение инвестиций между сферами хозяйства города |
обеспечение планомерного и комплексного развития городского хозяйства |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.6. |
Определение наиболее перспективных для инвестирования отраслей экономики на основе анализа емкости и прибыльности рынков сбыта, ожидаемых издержек и обеспеченности необходимыми ресурсами |
2012 г. |
аналитическая информация о рыночных возможностях для создания новых производств |
увеличение количества предлагаемых инвесторам проектов, рост объёма инвестиций |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.7. |
Подготовка предложений по созданию агентства инвестиций города Барнаула |
2012 г. |
создание специального оператора по привлечению инвестиций и работе с инвесторами |
упрощение взаимодействия инвесторов с органами местного самоуправления, организация работы с инвесторами по принципу "одного окна" |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.8. |
Организация работы с обращениями инвесторов посредством электронного инвестиционного форума |
2012 г. |
организация обратной связи с инвесторами |
определение и устранение препятствий для осуществления инвестиционной деятельности на территории города |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.9. |
Создание в городе института инвестиционного уполномоченного |
2012 г. |
определение должностных лиц, ответственных за взаимодействие с инвесторами |
оказание хозяйствующим субъектам содействия в реализации инвестиционных проектов |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.10. |
Анализ привлечения инвестиций предприятиями, расположенными на территории города Барнаула |
постоянно |
получение информации об инвестиционных планах предприятий, расположенных на территории города Барнаула |
использование опыта контактов с инвесторами, реализации инвестиционных проектов для социально-экономического развития города |
комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3. Обеспечение привлекательных условий для инвесторов | |||||||||||||||
3.1. |
Содействие строительству и модернизации объектов инженерной инфраструктуры в рамках концессионных соглашений, заключенных между администрацией города Барнаула и ресурсосберегающими предприятиями |
2012-2017 гг. |
заключение не менее 5 концессионных соглашений |
обеспечение развития инженерной инфраструктуры |
комитеты по экономике и инвестициям, по управлению муниципальной собственностью |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3.2. |
Организация разработки и внедрения типовых правил присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения |
2012 г. |
утверждение типовых правил присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения |
упрощение процедуры присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, защита инвесторов |
комитет по энергоресурсам и газификации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3.3. |
Подготовка предложений по стабилизации тарифов на тепловую и электрическую энергию на период внедрения инвестиционных проектов (до момента ввода в эксплуатацию и начала производства) |
2012 г. |
снижение на период внедрения инвестиционных проектов тарифов на тепловую и электрическую энергию (по соглашению с ресурсоснабжающими организациями) |
увеличение количества реализуемых на территории города инвестиционных проектов, объёма инвестиций |
комитеты экономического анализа и ценового регулирования, по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3.4. |
Обеспечение инвестиционной привлекательности территорий, занятых аварийным жилым фондом |
2012-2017 гг. |
передача инвестору не менее трёх участков с предназначенным под снос жилым фондом |
снижение расходов бюджета города |
комитет жилищно-коммунального хозяйства |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3.5. |
Создание для инвесторов базы данных местных поставщиков, в том числе из числа малого и среднего бизнеса |
2012-2017 гг. |
включение ежегодно в базу данных инвестиционного паспорта сведений о 50 местных поставщиках, в том числе из числа малого и среднего бизнеса |
обеспечение товарами местных производителей создаваемых инвесторами производств |
комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3.6. |
Подготовка предложений о создании системы профессиональной подготовки и переподготовки рабочих специальностей, ориентированных на реальные потребности инвесторов |
2012 гг. |
направление в средние специальные учреждения города информации о потребностях инвесторов в рабочих специальностях |
удовлетворение потребностей инвесторов в квалифицированных трудовых ресурсах, стимулирование создания новых рабочих мест |
комитет по экономике и инвестициям, комитет по образованию |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
4. Развитие конкуренции, снижение административных барьеров | |||||||||||||||
4.1. |
Подготовка и реализация плана мероприятий по оптимизации сроков предоставления муниципальных услуг |
2012-2017 гг. |
утверждение не менее 150 административных регламентов предоставления муниципальных услуг |
повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления |
комитет по экономике и инвестициям, органы администрации города, иные органы местного самоуправления |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
4.2. |
Проведение конкурсов "Лучший инвестор города Барнаула", "Лучшее маркетинговое агентство города Барнаула", "Конкурентоспособный местный товар" |
2012-2017 гг. |
ежегодное проведение трёх конкурсов среди организаций и индивидуальных предпринимателей города |
стимулирование инвестиционной деятельности и развития рыночной инфраструктуры, обеспечение полной информацией органов местного самоуправления города |
административно-хозяйственное управление, комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
180 |
0 |
0 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
4.3. |
Повышение квалификации предпринимателей города Барнаула в сфере инвестиционного планирования и анализа |
2012-2017 гг. |
проведение не менее трёх обучающих семинаров в год по бизнес-планированию и инвестиционному анализу |
увеличение количества инвестиционных проектов, предлагаемых предпринимателями города |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
5. Привлечение новых технологий, бизнес-идей | |||||||||||||||
5.1. |
Создание электронной системы технологических запросов на условиях частно-муниципального партнерства |
2012 г. |
не менее 200 обращений предприятий города по поиску новых промышленных технологий |
удовлетворение потребностей предприятий города в новых технологиях |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
5.2. |
Создание и развитие электронного центра субконтрактации на условиях частно-муниципального партнерства, в том числе: |
2013 г. |
заключение ежегодно не менее 100 договоров контрактации, начиная с 2013 года |
обеспечение рынками сбыта обрабатывающих производств города, увеличение объёма инвестиций |
комитеты по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда, по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
- формирование базы данных о технологических возможностях и производственных мощностях предприятий города |
2013 г. |
включение ежегодно в базу данных сведений о не менее 500 промышленных площадках на территории города |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
|
- продвижение субконтрактинга через инвестиционный паспорт города |
2013-2017 гг. |
включение ежегодно в базу данных сведений о не менее 500 промышленных площадках на территории города |
обеспечение рынками сбыта обрабатывающих производств города, увеличение объёма инвестиций |
комитеты по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда, по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
5.3. |
Содействие в патентовании, стандартизации и коммерциализации инновационных разработок |
2012-2017 |
Реализация в городе не менее 15 инновационных проектов за период действия Программы |
поддержка инновационной деятельности на территории города |
комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
5.4. |
Содействие формированию полюса инновационного развития |
2012-2017 гг. |
создание и функционирование технологической площадки доступной для предпринимателей |
создание благоприятных условий для инвестиций в инновации |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
6. Повышение доступности финансовых ресурсов | |||||||||||||||
6.1. |
Увеличение объёма льготного кредитования приоритетных инвестиционных проектов кредитными организациями города Барнаула |
2012-2017 гг. |
привлечение к льготному кредитованию приоритетных инвестиционных проектов города Барнаула не менее трёх кредитных организаций |
увеличение объёма инвестиций для реализации приоритетных инвестиционных проектов |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
6.2. |
Увеличение объёма предоставления услуг лизинга на территории города Барнаула |
2012-2017 гг. |
заключение не менее 5 соглашений с лизинговыми компаниями и кредитными организациями о содействии развитию лизинга на территории города |
повышение доступности финансовых средств для предпринимателей города |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
6.3. |
Создание в городе Барнауле сообщества частных инвесторов при Координационном совете предпринимателей при администрации города Барнаула |
2015 гг. |
привлечение для реализации инвестиционных проектов с финансовой отдачей сбережений населения города |
повышение доступности финансовых средств для предпринимателей города |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
6.4. |
Подготовка предложений по реализации на территории города проектов с привлечением средств Внешэкономбанка |
2012-2017 гг. |
привлечение на реализацию инфраструктурных проектов не менее 8 млрд. рублей за период реализации Программы |
повышение доступности финансовых ресурсов для развития инфраструктуры города |
комитет по экономике и инвестициям, Управление единого заказчика в сфере капитального строительства, ОАО "БКС" |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
7. Участие в федеральных и краевых целевых программах | |||||||||||||||
7.1. |
Создание базы данных объектов для включения в федеральные, краевые и ведомственные целевые программы |
2012-2017 гг. |
формирование перечня из 100 объектов капитальных вложений |
формирование базы данных о потребностях города в федеральных и краевых инвестициях |
комитет по экономике и инвестициям, Управление единого заказчика в сфере капитального строительства, ОАО "БКС" |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
7.2. |
Разработка порядка планирования и мониторинга реализации на территории города мероприятий и объектов социально-экономического развития города |
2012 г. |
формирование полной информации о потребности в инвестициях на строительство объектов капитальных вложений, реализацию мероприятий социально-экономического развития города |
обеспечение планомерного и комплексного развития городского хозяйства |
комитет по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8. Формирование точек экономического роста* | |||||||||||||||
8.1. |
Содействие созданию муниципального конференц-центра, выставочного центра на условиях частно-муниципального партнёрства |
2012-2017 гг. |
проведение круглых столов, контакты с инвесторами, заключение соглашений о частно-муниципальном партнерстве |
развитие предпринимательства, увеличение потока туристов, приток инвестиций |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8.2. |
Создание точек притяжения туристов (реконструкция исторического центра, уникальных мест отдыха и развлечений, крупных торговых центров и т.п.) |
2012-2017 гг. |
строительство на территории города не менее трёх новых объектов туризма |
развитие предпринимательства, увеличение потока туристов, приток инвестиций |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8.3. |
Привлечение инвестора для строительства инженерной инфраструктуры в новых микрорайонах многоэтажной застройки |
2012-2017 гг. |
обеспечение притока частных инвестиций в объеме не менее 2,5 млрд. рублей |
обеспечение запланированных темпов жилищного строительства в городе |
комитеты по экономике и инвестициям, по строительству, архитектуре и развитию города, Управление единого заказчика в сфере капитального строительства, ОАО "БКС" |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8.4. |
Создание современных производств пищевой промышленности |
2012-2017 гг. |
ввод в эксплуатацию не менее пяти новых пищевых производств |
создание новых рабочих мест, увеличение объёма производства и инвестиций |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8.5. |
Содействие строительству крупных объектов дорожного хозяйства (улиц, дорог, мостовых и подземных переходов) на условиях софинансирования из федерального и краевого бюджетов |
2012-2017 гг. |
подготовка проектно-сметной документации не менее чем по десяти объектам капитальных вложений за период реализации программы |
увеличение объёма инвестиций, развитие дорожной инфраструктуры города |
комитеты по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи, по экономике и инвестициям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8.6. |
Организация центров исследования товарных рынков |
2012-2017 гг. |
открытие не менее трёх маркетинговых агентств на территории города |
увеличение объёма производства, инвестиций |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8.7. |
Развитие промышленности строительных материалов в городе Барнауле |
2012-2017 гг. |
создание на территории города новых производств строительных материалов |
создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в городской бюджет |
комитеты по экономике и инвестициям, по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8.8. |
Изучение и распространение опыта по внедрению новых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
2012-2017 гг. |
внедрение новых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
снижение конкурентоспособности предприятий отрасли |
комитет жилищно-коммунального хозяйства |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8.9. |
Заключение договоров на строительство мансардных этажей на отдельно стоящих муниципальных зданиях |
2012-2017 гг. |
привлечение частных инвесторов для строительства мансардных этажей не менее чем на 3 зданиях, находящихся в муниципальной собственности |
улучшение внешнего облика города |
комитет по управлению муниципальной собственностью |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
2780 |
0 |
0 |
480 |
280 |
330 |
430 |
530 |
730 |
* предполагается строительство за счет средств внебюджетных источников
6. Сводные финансовые затраты
по направлениям долгосрочной целевой программы города
Источники и направления расходов |
Финансовые затраты в ценах 2011 года (тыс. рублей) |
Примечание |
||||||||
Всего |
В том числе по годам |
|
||||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
||
Всего финансовых затрат, |
2780 |
0 |
0 |
480 |
280 |
330 |
430 |
530 |
730 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из городского бюджета |
2780 |
0 |
0 |
480 |
280 |
330 |
430 |
530 |
730 |
|
из краевого бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из внебюджетных источников |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Капитальные вложения, |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из городского бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из краевого бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из внебюджетных источников |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие расходы, |
2780 |
0 |
0 |
480 |
280 |
330 |
430 |
530 |
730 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из городского бюджета |
2780 |
0 |
0 |
480 |
280 |
330 |
430 |
530 |
730 |
|
из краевого бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из внебюджетных источников |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
7. Методика расчёта значений индикаторов программы
N п/п |
Наименование ключевого индикатора |
Формула для расчёта значений индикаторов |
Описание методики расчёта значения индикатора, наименование форм государственной статистики, в которых содержится значение индикатора |
1. |
Количество инвестиционных проектов, бизнес-идей, предлагаемых инвесторам для реализации на территории города Барнаула и размещенных в инвестиционном паспорте города |
- |
Информация из раздела "Инвестиционные предложения" инвестиционного паспорта города Барнаула (invest.barnaul-adm.ru) |
2. |
Количество соглашений о сотрудничестве, заключенных с крупными инвесторами |
- |
Данные комитета по экономике и инвестициям администрации города о заключенных соглашениях |
3. |
Объем инвестиций на строительство объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктур, направленных на реализацию социально значимых инвестиционных проектов (за счет всех источников финансирования) с начала реализации Программы |
- |
Данные комитета по экономике и инвестициям администрации города, полученные на основании заключенных соглашений |
4. |
Количество услуг, оказываемых по административному регламенту |
- |
Данные комитета по экономике и инвестициям администрации города |
5. |
Количество обращений в электронную систему технологических запросов |
- |
Данные статистики сайта, на котором размещен инвестиционный паспорт города Барнаула (barnaul-adm.ru) |
6. |
Задолженность организаций города по полученным кредитам и займам на начало года |
- |
Данные статистики |
7. |
Количество объектов, включенных в федеральные, краевые и ведомственные целевые программы при участии органов местного самоуправления |
- |
Данные комитета по экономике и инвестициям администрации города об объектах, реализуемых в рамках федеральных, краевых и ведомственных целевых программ в 2012-2017 годах |
8. |
Количество точек экономического роста, учтённых в реестре комитета по экономике и инвестициям |
- |
Данные комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда |
8. Система управления реализацией программы
Ответственные исполнители, которыми являются органы администрации города, иные органы местного самоуправления:
- осуществляют исполнение мероприятий Программы, определяют подрядные организации;
- производят распределение финансирования, выделенного из бюджета города на реализацию Программы в соответствии с заключенными контрактами и выполненными работами;
- обеспечивают целевое использование выделенных бюджетных средств;
- представляют в комитеты по экономике и инвестициям, по финансам, налоговой и кредитной политике отчеты об эффективности реализации Программы в соответствии с утвержденным Порядком оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ города Барнаула и регламентом работы в автоматизированной информационной системе "Социально-экономическое развитие города Барнаула".
Оценка эффективности Программы проводится комитетом по экономике и инвестициям с использованием автоматизированной информационной системы "Социально-экономическое развитие города Барнаула" в сроки, установленные Регламентом работы в автоматизированной информационной системе "Социально-экономическое развитие города Барнаула".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Барнаула от 3 августа 2011 г. N 2290 "Об утверждении долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.