Письмо Минфина России от 24 августа 2020 г. N 02-05-10/75905
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо Муниципального казенного учреждения по вопросу применения федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства") и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить.
Порядок ведения казенными учреждениями бюджетного учета регулируется Федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) и Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.
При ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними) применяются положения СГС "Основные средства".
В соответствии с пунктом 24 СГС "Основные средства" объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 СГС "Основные средства" положения СГС "Основные средства" применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пункту 29 Инструкции N 157н передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
При передаче (получении) объектов государственного имущества между государственными учреждениями в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления) сформированная стоимость указанного имущества - объекта основных средств в бухгалтерском учете учреждения-балансодержателя, передающего актив, не подлежит изменению (пункт 29 Инструкции N 157н с учетом положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н).
В соответствии с пунктом 32 Инструкции N 157н материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением по необменным операциям, до признания их в составе балансовых объектов учета (активов) учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении, а в случаях отсутствия таковой - в условной оценке: один объект, один рубль.
Учитывая вышеизложенное, объект недвижимого имущества (нежилое здание), переданное Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями города казенному учреждению, при регистрации права оперативного управления подлежит отражению принимающей стороной на соответствующих счетах аналитического учета счета 010112000 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения" по стоимости, указанной в передаточных документах, оформленных передающей стороной - уполномоченным Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями города.
Согласно Положению о порядке учета имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, и ведения реестра имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области (далее - Реестр), утвержденному постановлением законодательного собрания Челябинской области от 30 января 2014 года N 1875 (далее - Порядок учета государственного имущества) в отношении объектов учета, являющихся недвижимым имуществом, в реестр вносятся, в том числе сведения о стоимостных характеристиках (первоначальная стоимость, остаточная стоимость, стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества, при наличии - рыночная стоимость).
При этом сведения об объектах учета вносятся в реестр в соответствии с документами технического учета и инвентаризации, кадастрового учета, бухгалтерского учета, правоустанавливающими, правоудостоверяющими и иными документами.
Учитывая изложенное, стоимостные характеристики объекта недвижимого имущества, вносимые в реестр должны быть обоснованы. Порядком учета государственного имущества не предусмотрено отражение в Реестре объектов недвижимого имущества по условной оценке (в частности 0,05 руб.).
Письмо не содержит правового основания отражения у передающей стороны в передаточных документах объекта недвижимости (нежилого здания) в стоимостной оценке 0,05 руб. По мнению Департамента, указанная оценка не может отражать реальную стоимость данного имущества.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По мнению Департамента, в случае отсутствия информации о балансовой стоимости недвижимого имущества, принимаемого к учету в Реестр, корректно отражать его кадастровую стоимость.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нежилое здание, переданное Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями города казенному учреждению, при регистрации права оперативного управления отражается принимающей стороной на соответствующих счетах аналитического учета счета 010112000 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения" по стоимости, указанной в передаточных документах.
При отсутствии информации о балансовой стоимости недвижимости, принимаемой к учету, корректно отражать его кадастровую стоимость.
Письмо Минфина России от 24 августа 2020 г. N 02-05-10/75905
Текст письма опубликован не был