Письмо Минфина России от 26 августа 2020 г. N 02-09-09/74971
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу соблюдения принципа независимости при осуществлении контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля, сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Кроме того, Департамент сообщает, что, учитывая особенности организационной структуры органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, для формирования всесторонней и обоснованной позиции Минфина России на поступающие обращения необходимой является информация об органе внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) объекте контроля (в том числе его организационной правовой форме), в отношении которого проводятся контрольные мероприятия и оформляются результаты контрольных мероприятий.
Таким образом, для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства, на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и устанавливающими, в том числе принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 5 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 95, принцип независимости означает, что уполномоченные должностные лица при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от объектов государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) и связанных с ними физических лиц в административном, финансовом и функциональном отношении.
Независимость уполномоченных должностных лиц состоит в том, что они:
не являлись в проверяемый период и в году, предшествующему проверяемому периоду, и не являются в период проведения контрольного мероприятия должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;
не состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;
не связаны в проверяемый период и не связаны в период проведения контрольного мероприятия имущественными (финансовыми) отношениями с объектом контроля.
В этой связи, по мнению Департамента, в случае если руководитель органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (органа исполнительной власти, в состав которого входит структурное подразделение, осуществляющее полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю) (далее - Орган) принимает управленческие решения, касающиеся финансово-хозяйственной жизни Органа, а также деятельности по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, то руководитель Органа несет ответственность как в части осуществления Органом бюджетного процесса, так и в части осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи чем не может являться объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, обращаем внимание, что в отношении Органа осуществляются иные виды контроля, в том числе внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, а также контроль, осуществляемый Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отвечая на вопрос о соблюдении принципа независимости при осуществлении контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля, Минфин разъяснил следующее.
Если руководитель органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (органа власти, в состав которого входит структурное подразделение, осуществляющее контрольные полномочия) принимает управленческие решения, касающиеся финансово-хозяйственной жизни органа, а также контрольной деятельности, то руководитель несет ответственность как в части осуществления органом бюджетного процесса, так и в части осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Поэтому не может являться объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В отношении органа осуществляются иные виды контроля, в том числе внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, а также контроль Генпрокуратуры.
Письмо Минфина России от 26 августа 2020 г. N 02-09-09/74971
Текст письма опубликован не был