Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
об организации сопровождения замещающего семейного устройства в Алтайском крае
(утв. приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 2 сентября 2011 г. N 3149)
1. Основные положения
1. Настоящее Положение регулирует вопросы, связанные с организацией деятельности по сопровождению замещающего семейного устройства в Алтайском крае.
2. Сопровождение замещающего семейного устройства в регионе реализуют: специалисты по опеке и попечительству, специалисты центров психолого-медико-социального сопровождения, специалисты образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих психолого-педагогические и социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым переданы отдельные полномочия органа опеки и попечительства, а также специалисты образовательных учреждений всех видов и типов, учреждений дополнительного образования детей, учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, иных уполномоченных организаций на основе межведомственного взаимодействия.
3. Реализация комплексного сопровождения замещающего семейного устройства осуществляется поэтапно (Приложение 1). Оказание комплексной помощи замещающим семьям, оказавшимся в кризисной ситуации, осуществляется на основе алгоритма кризисного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (Приложение 2). Специалистами сопровождения оформляется унифицированный пакет документов по оценке благополучия ребенка и разрабатывается программа реабилитационной работы, утверждаемая на заседании психолого-медико-педагогического консилиума учреждения (ПМПк).
4. Сопровождение замещающего семейного устройства осуществляется на краевом, окружном и муниципальном уровнях. При этом учитываются следующие факторы:
- окружной принцип деления края, позволяющий обеспечивать эффективное управление процессами в специфических условиях территориально-административного устройства региона;
- организация деятельности органов опеки и попечительства в каждом муниципальном образовании;
- функционирование окружных центров психолого-медико-социального сопровождения с группами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- функционирование краевого центра психолого-медико-социального сопровождения, обеспечивающего организационно-методическое и консультативное сопровождение процесса подготовки кандидатов в замещающие родители, а также информационное сопровождение замещающего семейного устройства.
Краевой уровень представлен управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в качестве заказчика оказываемых услуг в сфере семейного жизнеустройства детей и краевым центром психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс" в качестве исполнителя заказа на краевом уровне, а также научно-методическими центрами Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), обеспечивающими повышение квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, осуществляющих сопровождение замещающего семейного устройства.
Окружной уровень представлен интегративной образовательно-управленческой структурой, реализующий те же направления деятельности, что и муниципальные структуры, но объединенной по административно-территориальному принципу деления края.
Муниципальный уровень представлен интегрированными муниципальными образовательно-управленческими структурами, которые включают: органы опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов, образовательные учреждения всех видов и типов, учреждения дополнительного образования детей, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, иные уполномоченные организации. Данные структуры обеспечивают диагностику и прогнозирование тенденций развития семейного жизнеустройства; формируют запрос с учетом полученных данных; обеспечивают сопровождение замещающих семей на основе договора, а также оказывают информационно-консультационную поддержку гражданам, выразившим желание принять детей на воспитание в семью.
2. Цели и задачи сопровождения:
Основная цель сопровождения замещающего семейного устройства - создание условий для успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения их права жить и воспитываться в семье.
Задачи:
- реализация проектов, направленных на развитие системы замещающего семейного жизнеустройства, формирование ответственного материнства и отцовства;
- разработка программно-методического обеспечения деятельности по сопровождению замещающей семьи;
- мониторинг оценки эффективности сопровождения замещающего семейного устройства;
- повышение профессиональных компетенций специалистов, реализующих деятельность по сопровождению замещающего семейного устройства в регионе.
3. Основные направления деятельности по сопровождению замещающего семейного устройства
Основными направлениями деятельности являются:
- сопровождение ресурсной семьи
На краевом уровне особое внимание направлено на осуществление повышения профессиональной компетентности специалистов по вопросам сопровождения ресурсной семьи; организована работа Сайт-акции "Семья плюс" и телефонной линии по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Специалистами краевого центра психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс" осуществляется разработка программно-методических комплектов и рекомендаций по подготовке граждан к принятию ребенка в семью; организация и проведение очной и дистанционной подготовки, психологическая диагностика граждан, с выдачей им заключения о ресурсе семьи по итогам комплексной оценки.
На окружном уровне окружными центрами психолого-медико-социального сопровождения осуществляется очная подготовка граждан к принятию ребенка в семью, психологическая диагностика с выдачей им заключения о ресурсе семьи по итогам комплексной оценки.
На муниципальном уровне формируется банк данных о кандидатах в усыновители, опекуны или попечители, приемные родители; проводится информационно-просветительская работа, направленная на пропаганду замещающего семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Также осуществляется отбор организаций по передаче полномочий органа опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями. Организациями, которым переданы отдельные полномочия органа опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями, проводится очная подготовка граждан к принятию ребенка в семью, психологическая диагностика с выдачей им заключения о ресурсе семьи по итогам комплексной оценки.
Специалистами опеки и попечительства проводится заочная подготовка граждан к принятию ребенка в семью с выдачей справки установленного образца на основе их работ с материалами "Педагогического портфеля для родителей" и выполнения ими контрольных и тестовых заданий.
- сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей
На краевом уровне региональный оператор формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на основании сведений, поступивших из органов опеки и попечительства, осуществляет учет этих детей и организует их устройство на воспитание в семьи граждан.
Центр "Семья плюс" разрабатывает методическое и программное обеспечение сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей; формирует базу диагностических и коррекционно-развивающих комплектов по изучению особенностей развития и социальной адаптации детей, готовящихся к передаче в семью.
Специалисты окружных центров психолого-медико-социального сопровождения проводят комплексную диагностику уровня психического, физического, социального развития, разрабатывают и реализуют программы реабилитации и социальной адаптации ребёнка с целью подготовки его к устройству на воспитание в семью, осуществляют реализацию программы подготовки ребёнка к жизни в замещающей семье.
На муниципальном уровне органы опеки и попечительства ведут учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществляют подбор семьи для ребёнка; осуществляют контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
- сопровождение кровной семьи ребенка, воспитывающегося в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Краевым центром психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс" осуществляется целенаправленная работа по формированию ответственного материнства и отцовства в замещающих семьях; проводится комплекс профилактических мероприятий по восстановлению семейного благополучия; участие в разработке комплексных региональных программ.
На окружном уровне окружные центры психолого-медико-социального сопровождения обеспечивают реализацию мероприятий по восстановлению семейного благополучия в кровной семье ребенка, воспитывающегося в данном учреждении.
На муниципальном уровне проводится диагностика условий жизни, родительских установок и стилей воспитания, разработка и реализация индивидуального маршрута социальной адаптации ребенка, обеспечивающего возможность его возврата в кровную семью, с использованием оптимальных технологий коррекции.
- комплексное сопровождение замещающей семьи
На краевом уровне осуществляется разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих сопровождение замещающих семей; методическая деятельность по подбору инновационных форм и методов сопровождения замещающей семьи; организуется повышение профессиональной компетентности специалистов по опеке и попечительству, специалистов различных служб сопровождения, обеспечивается координация и контроль деятельности по сопровождению.
На окружном уровне окружными центрами психолого-медико-социального сопровождения организуется сопровождение замещающих семей, принявших ребенка на воспитание; разработка и реализация программ поддержки всех членов замещающей семьи, включая кровных детей, в адаптационный период; проводится мониторинг состояния эмоционального благополучия ребёнка в замещающей семье; обеспечивается консультативная поддержка по юридическим, медицинским, психологическим и социальным вопросам.
На муниципальном уровне осуществляется реализация программ поддержки всех членов замещающей семьи, включая кровных детей, в адаптационный период; осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности замещающей семьи обеспечить потребности развития подопечного.
- кризисное сопровождение замещающей семьи
На краевом уровне осуществляется разработка документов, методических рекомендаций по организации кризисного сопровождения замещающей семьи, обеспечивается координация деятельности специалистов различных служб.
На окружном уровне организуется оперативная работа по обеспечению экстренной помощи в ситуации эмоционального неблагополучия ребенка и возникновения конфликта в замещающей семье; проводятся заседания психолого-медико-педагогического консилиума; мониторинг семейной ситуации.
На муниципальном уровне осуществляется изучение социально-психологического благополучия ребенка в семье, проводится реализация коррекционных программ. Специалисты органов опеки и попечительства обеспечивают контроль за состоянием эмоционального благополучия ребенка и изменением ситуации в замещающей семье.
- информационное сопровождение семейного жизнеустройства.
На краевом уровне проводится целенаправленная работа по презентации позитивного опыта семейного жизнеустройства детей-сирот; организуются конкурсы и акции для замещающих семей; осуществляется выпуск радио и видеороликов, статей в периодических изданиях по пропаганде развития института замещающей семьи.
На окружном уровне осуществляется информационная деятельность по укреплению института замещающей семьи через выпуск тематических буклетов, бюллетеней, вестников и статей.
На муниципальном уровне обеспечивается информирование граждан, членов замещающих семей и родительской общественности по вопросам развития и воспитания приемных детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.